Методические указания по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей
Оценка 4.7

Методические указания по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей

Оценка 4.7
Особые потребности
doc
русская литература
10 кл—11 кл +1
02.06.2018
Методические указания  по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей
Сочинение - это вид письменной работы, изложение своих мыслей, знаний на заданную тему; художественное, научное произведение. С данным видом работы сталкиваться приходится каждому. Однако Н.П. Морозова в своей книге «Учимся писать сочинение» отмечает, что некоторые рассуждают примерно так: «Я не собираюсь быть ни писателем, ни критиком… Зачем мне мучиться над сочинением? Мое призвание иное…». И просто переписывают варианты работ из различных пособий, которых сейчас великое множество. Однако, сочинение – это творчество, а не бездумное копирование чьих-то «заготовок». Умение писать сочинение – это умение доказательно, логично и образно излагать свои мысли. А это нужно каждому человеку, потому как любая профессиональная деятельность требует творческого начала. Современный человек должен уметь сделать доклад или написать статью о своих исследованиях, изобретениях, предложениях. И какая же это радость, когда на бумаге удается ярко и убедительно выразить то, что занимает ваш ум и сердце.В пособии излагаются методические рекомендации для написания сочинений студентами первого курса колледжа. Представлены требования к сочинению, его типы и жанры, приемы и методы работы над сочинениями.
Методуказания__к_сочинению.doc
КОГПОАУ «Кировский технологический колледж пищевой промышленности» Методические указания  по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей Киров, 2017 2 с   соответствии РАЗРАБОТАНЫ В государственными требованиями   к   минимуму содержания   и   уровню подготовки выпускников Составила       Лаптева   О.А.–   преподаватель   КОГОБУ   СПО   «Кировский технологический колледж пищевой промышленности» Рецензент       ­  В   пособии   излагаются   методические   рекомендации   для   написания сочинений студентами первого курса колледжа. Представлены требования к сочинению, его типы и жанры, приемы и методы работы над сочинениями. 3 СОДЕРЖАНИЕ   ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4 ГЛАВА   1.   ТРЕБОВАНИЯ   К   СОЧИНЕНИЮ   НА   ЛИТЕРАТУРНУЮ   ИЛИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ ………………………………………..……5 ГЛАВА2. ТИПЫ СОЧИНЕНИЙ………………………………………………..6 2.1. Повествование…………………………………………………………..6 2.2. Описание…………………………….………………………………….6 2.3. Рассуждение……………………………..................................................7 ГЛАВА3.ЖАНРЫ СОЧИНЕНИЙ….……………………………………………8 3.1. Литературно­критическая статья………………………………………8 3.2. Рецензия………………………………………………………………….8 3.3. Эссе…………………………………...…………………………………..9 3.4. Очерк……………………………………………………………………..9 3.5. Дневник…………………………………………………………………..9 3.6. Эпистолярный жанр……………………………………………………10 ГЛАВА 4. ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ………...11 ГЛАВА 5. ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ…………………………….15 4 ВВЕДЕНИЕ Сочинение ­ это вид письменной работы, изложение своих мыслей, знаний на заданную тему; художественное, научное произведение. С данным видом работы сталкиваться приходится каждому. Однако Н.П. Морозова в своей книге «Учимся писать сочинение» отмечает, что некоторые рассуждают   примерно   так:   «Я   не   собираюсь   быть   ни   писателем,   ни критиком… Зачем мне мучиться над сочинением? Мое призвание иное…». И просто переписывают варианты работ из различных пособий, которых сейчас великое   множество.   Однако,   сочинение   –   это   творчество,   а   не   бездумное копирование   чьих­то   «заготовок».   Умение   писать   сочинение   –   это   умение доказательно, логично и образно излагать свои мысли. А это нужно каждому человеку,   потому   как   любая   профессиональная   деятельность   требует творческого начала. Современный человек должен уметь сделать доклад или написать   статью   о   своих   исследованиях,   изобретениях,   предложениях.   И какая же это радость, когда на бумаге удается ярко и убедительно выразить то, что занимает ваш ум и сердце. Конечно, добиться этого не легко. Ни одно, даже   самое   совершенное   руководство,   не   сможет   вас   научить   глубоко   и интересно мыслить, если вы сами к этому не стремитесь. В   данном   пособии   представлены   требования   к   сочинению,   его   типы   и жанры, приемы и методы работы над сочинением. Надеемся, что они помогут вам быстрее и легче справиться с предложенными заданиями и сделать ваше сочинение ярче, выразительнее, грамотнее. Желаем успехов! 5 ГЛАВА 1. ТРЕБОВАНИЯ К СОЧИНЕНИЮ НА ЛИТЕРАТУРНУЮ ИЛИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ   Соответствие теме. Не следует писать о произведении вообще или герое, названном в формулировке темы, необходимо внимательно ее прочитать, найти ключевые слова, выражающие поставленную проблему, а также отметить все понятия, входящие в формулировку темы. Помогает раскрыть тему хорошо подобранный эпиграф. 1. Решение   поставленной   в   формулировке   проблемы.   Это   и   будет основная мысль сочинения, доказывается правильность своего решения с использованием текста художественного произведения, литературной критики, исторических фактов и другого материала. 2. Самостоятельность   рассуждений.   Для   этого   необходимо   знать   текст художественного произведения, разобраться в позиции автора, выразить свое отношение к событиям, поступкам героев. 3. Знание художественного текста и умение его отбирать применительно к данной теме. 4. Связность   текста,   последовательность   и   логичность   изложения.   Это значит,   что   каждое   новое   положение,   развивающее   основную   мысль, будет   следствием   предыдущего,   выводы   и   обобщения   явятся следствием рассуждений. 5. Наличие   плана.   Это   поможет   написать   логичную,   стройную   по композиции   работу,  в   которой   все   части   будут   объединены   темой   и основой   мыслью,   план   поможет   избежать   ненужных   повторов, отклонений от темы и других просчетов. 6. Использование   цитат.   Цитаты   в   тексте   сочинения   подтверждают выдвинутые положения. 7. Выделение   абзацев   в   соответствии   со   смысловыми   частями   текста сочинения, написание их с  красной строки. 8. Стилевое  единство и выразительность повествования. Чтобы добиться этого,   нужно   выбрать   наиболее   соответствующий   теме   стиль   речи (научный,   публицистический,   художественный)   и   жанр   (литературно­ критическая   статья,   рецензия,   эссе,   очерк,   дневник,   письмо, путешествие). 9. Соответствие речи литературным нормам и грамматическим правилам. 10.Точность   подбора   слов   для   выражения   мыслей.   Следует   избегать вычурных фраз, ложного пафоса, примитивных выражений, словесных штампов. 11.Выразительность   и   эмоциональность   речи,   вызывающие   у   читающего сочинение наглядные представления и определенные чувства. 12.Точность в изложении литературных и исторических фактов. 13.Объем работы строго не регламентируется, как правило, она пишется на 5­7 страницах. 6 7 ГЛАВА2. ТИПЫ СОЧИНЕНИЙ 2.1. Повествование Повествование – это сочинение, в котором рассказывается, сообщается о каком – то событии в его временной последовательности. На первый план здесь выдвигаются порядок протекания действия, развитие сюжета. В   композиции   (композиция   –   от   лат.  Composition  –   сочинение, составление,   соединение)   принято   выделять   экспозицию   (обстановка, предшествующая началу действия), завязку, развитие действия, кульминацию, развязку. Сочинения повествовательного типа могут начинаться и сразу с завязки и   даже   с   развязки   действия,   т.е.   событие   может   передаваться   в   прямой, хронологической последовательности и в обратной, когда мы сначала узнаем о развязке, а уже потом – о самом действии. Выразительная и изобразительная сила повествования заключается, прежде всего, в наглядном представлении действия, движения людей и явлений во времени и пространстве. Поскольку в повествовании   сообщается   о   событиях,   происшествиях,   действиях,   особая роль здесь принадлежит глаголам, особенно формам времени совершенного вида.   Они,   обозначая   последовательно   сменяющие   друг   друга   события, помогают развертыванию повествования. Советы  по написанию сочинения – повествования ­ Сообщение о месте и времени действия может объединяться с сообщением о действующем лице. Это может быть началом текста. ­ Окончанием   повествовательного   текста   часто   бывает   указание   на последнее,   завершающее   действие.   Но   оно   может   быть   продолжено     и выходом. Особое внимание следует обратить на начало и конец текста. ­ Язык   изложения   должен   быть   подчинен   теме,   идее,   типу   речи,   стилю, жанру. ­ При   необходимости   можете   включить   в   повествование   элементы   и описания, и рассуждения. 2.2. Описание Описание   –   это   изображение   какого­либо   явления   действительности путем   перечисления   и   раскрытия   его   основных   признаков.   Например,   для портрета это будет рост, возраст, осанка, походка, выражение глаз, улыбка, внутреннее состояние человека и т.п. Цель описания – чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании. Композиция     описания,   наиболее   характерные   ее   элементы:   общее представление о предмете, отдельные признаки предмета, авторская оценка, вывод, заключение. 8 Советы по написанию сочинения­описания ­ При описании должны быть обеспечены единство изображения, единство взгляда на предмет и определенная последовательность в описании. ­ Используйте   изобразительно­выразительные   средства,   фразеологизмы, причастные и деепричастные обороты. ­ Важную   роль   в   описании   играют   согласованные   и   несогласованные определения,   назывные   и   неполные   предложения,   однородные   члены.   Не забудьте о них. 2.3. Рассуждение Рассуждение  – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой – либо мысли. Задача рассуждения – убедить кого­то в чем­нибудь, доказать что­либо, сделать обоснованные выводы. Обычно в рассуждении выделяются три части:  ­ тезис (высказывается какая­то мысль); ­ доказательство (или опровержение) этой мысли, т.е. аргументы; ­ вывод или заключение. Советы по написанию сочинения – рассуждения. ­ Постарайтесь сделать аргументы как можно более убедительными и ясными, и их должно быть достаточно для доказательства вашего тезиса. ­ Помните,   что   между   тезисом   и   аргументами   должна   быть   установлена логическая и грамматическая связь. ­ Полезно   употреблять   побудительные,   вопросительные   и   восклицательные предложения,   риторические   вопросы,   с   помощью   которых   усиливается выразительность речи. ­ Обращения, повторы, пословицы, поговорки – все это помогает яркости и выразительности языка. Итак, все 3 типа сочинений обладают определенными особенностями, однако   это  деление  в  известной   мере   условно,  как   и  сама  граница   между повествованием,   описанием   и   рассуждением.   Сочинение   студента,   как правило, включает в себя элементы всех трех типов. 9 ГЛАВА3. ЖАНРЫ СОЧИНЕНИЙ Написать   любой   текст,   в   том   числе   сочинение,   вне   жанра   невозможно. Традиционное   сочинение   представляет   собой   аналогию   литературно­ критической   статьи,   хотя   многие   считают   его   самостоятельным   жанром. Наиболее   приемлемыми   для   сочинения   жанрами   являются   литературно   – критическая   статья,   рецензия,   эссе,   очерк,   дневник,   эпистолярный   жанр, путешествие. Все они могут быть написаны как на литературную, так и на публицистическую тему. 3.1. Литературно­ критическая статья Статья,   рецензия   и   эссе   являются   жанрами   литературной   критики, призванной   оценивать   и   истолковывать   художественные   произведения   и отраженные в них явления жизни. Критическая статья – один из основных жанров литературной критики. В ней даются разбор и оценка книги, ее темы, идейного содержания, языка и стиля,   указывается   значение   в   ряду   других   работ   писателя.   Наряду   с разбором и оценкой произведения в статье рассматриваются общественные проблемы, поднятые писателем. Сочинения   в   жанре   литературно­критической   статьи   могут   быть посвящены персонажу или группе персонажей («Жизненные искания Андрея Болконского»     по   роману   Л.Н.   Толстого   «Война   и   мир»),   сравнению персонажей   одного   или   двух   произведений   («Смысл   противопоставления Облома   и   Штольца»   в   романе   И.А.   Гончарова   «Обломов»),   а   также целостному истолкованию произведения или поставленной в нем проблемы («Л.Н. Толстой о роли личности в истории» по роману «Война и мир»). Литературно­критические   сочинения  требуют   хорошего  знания   текста  и умения его интерпретировать. Слово «рецензия» (отзыв, критический разбор и оценка художественного или научного произведения) закрепилось в литературном языке в конце XVIII начале XIX вв. (от лат. Recensio – осмотр, обследование). 3.2. Рецензия Обычно   в   рецензии   одновременно   дается   библиографическое   описание книги, информация  о ее содержании, композиции, поднятых в ней проблемах. Присутствует также критический разбор и оценка книги, ее темы, идейного содержания, языка и стиля, указывается значение в ряду других работ и в обществе.   Все   это   сближает   рецензию   с   критической   статьей,   однако   она меньше по объему. Примерный план, помогающий студентам написать рецензию: ­ краткие библиографические сведения о книге; ­ смысл названия  книги; ­ личные впечатления от прочитанного; ­ особенности сюжета автора книги в изображении характеров героев; 10 ­ какова   основная   мысль   рецензий?   (   Студент   должен   ясно представлять, с какой целью он пишет свою рецензию). Если рецензия пишется по кинофильму или спектаклю, в основе которых лежит литературное произведение, нужно написать, кто автор сценария, кто поставил   фильм   или   спектакль,   сравнить   режиссерский   замысел   с литературным   произведением,   декорации, музыкальное оформление.   отметить   игру   актеров, 3.3. Эссе Эссе   –   прозаическое   произведение   небольшого   объема   и   свободной композиции,   трактующие   частную   тему   и   передающие   индивидуальные впечатления и соображения, связанные с нею. Эссеистический   стиль   отличается   подчеркнутой   субъективностью, образностью, афористичностью, разговорной лексикой. Для него характерны индивидуальная   импровизация   в   трактовке   произведения,   какой­либо проблемы или темы, непринужденная, в духе свободной беседы с читателем манера изложения. 3.4. Очерк Очерк – эпический, по преимуществу прозаический жанр литературы, в котором изображены достоверные события и факты реальной жизни. Этим очерк   отличается   от   рассказа,   в   котором   изображаются   вымышленные события, созданные творческим воображением пишущего. Описание   и   повествование   в   очерке   складываются   из   наблюдений рассказчика,   который   свободно   объединяет   отдельные   сцены   и   детали   в целостное произведение. Очерк   включает   в   себя   не   только   описания   (портрет,   пейзаж,   вещный интерьер),     которые   могут   занять   в   нем   главенствующее   положение,   но   и повествование о поступках и действиях персонажей. Очерки   бывают   документальными   (или   публицистическими)   и художественными.   В   документальном   очерке   описываются   характерные факты   и   явления   в   том   виде,   в   каком   они   существуют   в   самой действительности,   точно   передаются   события,   характеры   героев,   их внешность. Предметом   изображения   в   художественном   очерке   обычно   является состояние, уклад жизни той или иной среды, ее нравы, т.е. отношения между людьми, сложившиеся в их общественной и частной жизни. Также очеркиста интересует и яркая личность, особенности ее частной жизни. 3.5. Дневник Дневник – это форма повествования, которая ведется от первого лица. В   художественной   литературе   могут   быть   использованы   дневниковые записи   героев,   и   в   этом   случае   дневник   выступает   как   жанровая 11 разновидность   художественной   прозы.   Дневник   привлекает   автора   – рассказчика непринужденностью выбора темы, большими композиционными возможностями, позволяет создать иллюзию свободного выражения мыслей и впечатлений, полно и глубоко раскрыть характер героя. 3.6. Эпистолярный жанр Этот   жанр   развивался   из   бытовой   переписки.   В   художественной литературе «корреспонденты»     становятся персонажами, а их переписка – повествовательным приемом. Форма   писем   или   посланий   позволяет   героям   в   непринужденной, доверительной   беседа   раскрыть   свой   внутренний   мир.   Письма   создают эффект   документальности,   подлинности   сообщения   и   обладают   благодаря этому   особой   убедительностью.  При   написании   сочинения   в  эпистолярном жанре определяются «герои», авторы переписки; ведется повествование от имени   персонажа   (автора   письма),   выражаются   его   мысли,   взгляды, впечатления. 12 ГЛАВА 4. ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ    Выбор темы и ее обдумывание.  Выбирая   тему,   надо   учитывать   следующее:   знание   материала,   интерес   к теме, понимание темы, опыт в написании подобных тем.  Конечная цель обдумывания темы – это четкое представление о чем писать. Это значит взвесить, проанализировать каждое слово  в формулировке темы, определить, какое из них содержит в себе самую суть. Отсутствие такого анализа ведет к смещению акцентов, а иногда и просто к искажению темы.Например, о чем следует писать в сочинении на тему: «Мое отношение к Базарову». Конечно, следует заострить внимание на тех чертах характера Базарова, которые вызывают  у вас симпатию (или антипатию) к нему. Определение идеи сочинения и подбор материала. Или другая тема – «Путь от Старцева к Ионычу». Здесь следует писать о пути,   о   ступеньках,   по   которым   шло   духовное   оскудение   человека, превратившегося   из   личности   (Старцева)   в   неодушевленный   предмет (Ионыча). 1. На  практике  не  всегда     существует  резкая  граница  между  обдумыванием темы   и   нахождением   идеи.   Почти   каждую   тему   можно   раскрывать   в нескольких   направлениях   и,   исходя   из   его   выбора,   сформулировать   идею сочинения. Скажем, в каких направлениях может быть сформулирована идея сочинения на тему «Мысль народная» в романе  Л.Н.Толстого «Война и мир»? Первое     ­   исследование   темы   в   направлении   взглядов   писателя   на   роль личности и народных масс в истории. Идея: народ в романе  ­  движущая сила истории. Второе – направление исследования образов отдельных представителей из народа   и   массовых   народных   сцен.   Идея   –   люди   из   народа,   по   мнению Толстого, ­ подлинные герои войны. Третье – направление исследования нравственной стороны вопроса.  Толстой считает   отношение   к   народу   критерием   нравственности   человека.   Идея   – истинная духовная красота человека – в жизни для народа. Идея сочинения – это заголовок основной части (II) в плане. Как подобрать материал, когда тема предполагает сочинение по нескольким книгам? Например тема: «Незабываемые страницы Великой Отечественной войны   в   произведениях   писателей   разных   лет».   Здесь   необходимо ограничить себя двумя – тремя произведениями. Следует остановить свое внимание на произведении наиболее созвучном вашей душе, выделить в нем какой­либо   запавший   в   память   эпизод.   Поразмыслив   над   эпизодом, сформулируйте   его   суть,   его   идею.   А   уже     мысленно анализировать   другие   произведения.   Таким   образом,   найденная   в   первом произведении идея поможет вам   найти подходящие эпизоды и из других произведений.     С   другой   стороны,   найденные   новые   примеры   помогут   начинайте   13 уточнить, углубить идею, которая и станет идеей, главной мыслью вашего сочинения. 2. Составление  плана  План   должен   быть   таким,   чтобы   по   нему   было   ясно   не   только   о   чем сочинение,   но   и   какова   основная   мысль   сочинения,   какова   система доказательств этой мысли, к каким выводам приходит автор сочинения.  Схема плана такова: I. II. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. III. Нельзя   писать   в   плане   слова   «введение»,   «основная   часть», «заключение», ибо цифра I в плане уже сама по себе означает «введение» и т.д. Первая часть сочинения должна вводить в  тему, служить фундаментом для   всей   работы.   В   зависимости   от   того,   какого   типа   вопросы привлекаются во введении, можно выделить их виды: 1) историческое (об эпохе); 2) аналитическое (анализирующее какое­либо понятие, входящее в формулировку темы); 3) библиографическое (факты из библиографии писателя); 4) сравнительное (о литературных традициях); 5) обществоведческое   (привлекающее   какую­либо   сторону   учения об обществе). После   введения   идет   заголовок   основной   части   сочинения.   Не следует   формировку   пункта  II  называть   так   же   как   тему   сочинения. Функция заглавия темы состоит в том, чтобы сообщить, о чем должна идти речь в сочинении. Функция же заголовка основной части состоит в том, чтобы показать главную   мысль,   то   есть   идею   сочинения.   Пункт  II  должен   быть конкретнее,   целенаправленнее   заглавия   темы.   По   объему   эта   часть сочинения   самая   большая,   основная.   Введение   и   заключение   должны быть примерно одинаковыми. Подпункты   части  II  –   аргументы,   доказывающие   основную   мысль работы. Заключение (пункт III) – своего рода вывод сочинения или следствие, т.е. это   может   быть   разговор   о   влиянии   данного   произведения   на литературный процесс или на жизнь.  Вот,   например,   каким   может   быть   план   к   сочинению   на   тему:   «Мое отношение к Базарову». I.Люди дела – мои любимые герои и в жизни, и в литературе. 14 II.Черты характера Базарова, вызывающие во мне чувство уважения и любви. 2.2. Чувство человеческого достоинства. 2.2. Самостоятельность в суждениях. 2.3. Гражданственность жизненной позиции. 2.4. Максимализм, порой доводящий его до крайних суждений. III. Знакомство с Базаровым помогает мне лучше понимать людей: кто действительно работает, а кто только произносит громкие фразы. Хорошо, когда пункты плана названы цитатами из произведения. Написание сочинения. 3. Каждому  хочется,  чтобы  его   сочинение  было  не  только   правильным, но  и интересным. Иногда   этому   способствует   полемичность.   Спор   помогает   раскрыть   свои мысли, сделать работу ярче, живее. Литература стоит в ряду  искусств, и поэтому разнообразные сопоставления литературы   с   другими   видами   искусств   –   с   живописью,   музыкой,   кино, телевидением   –   вполне   органично   могут   быть     использована   в   сочинении. Например, говоря о Есенине, можно привести параллели между его поэзией и живописью Шишкина, Левитана, Саврасова. Скучными   бывают   работы,   за   которыми   не   видно   индивидуальности пишущего, нет своих мыслей, своего отношения к теме. Такие   работы, как правило, сухи и безэмоциональны. Не следует бояться самостоятельности в суждениях, сводить  все к списыванию и пересказу. Свои мысли и аргументы хорошо бы подтверждать отрывками из текста, но не следует   слишком   перегружать   цитатами   работу,   они   должны   естественно вплетаться в ткань сочинения. Напомним, как правильно   расставить знаки препинания при цитатах.  1. Обычно   цитаты   сопровождаются   словами   автора.   Тогда   знаки препинания ставятся при них, как при прямой речи.  Пушкин писал: «Москва!   Как   много   в   этом   звуке   для   сердца   русского   слилось!». «Что за человек сам Евгений Онегин?» ­ задает вопрос Писарев. 2. Цитата может включаться в авторских текст как его составная часть. В этом случае она заключается в кавычки, но пишется со строчной буквы, например: Об «Онегине» Белинский написал две большие статьи; он говорит,   что   «эта   поэма   имеет   для   нас,   русских,   огромное историческое и общественное значение». 3. Если цитата  проводится не полностью, то пропуск текста обозначается многоточием,   например:  Гончаров   писал:   «Все   слова   Чацкого разнесутся…и произведут свою бурю».  (Полностью цитата имела бы следующий вид: «Все слова Чацкого разнесутся, повторятся всюду и произведут свою бурю»). 15 4. При цитировании стихотворного текста с точным соблюдением строк и  Вспомните строф   подлинника   кавычки   не   ставятся,   например:   строфы, в которых  поэт описывает свое знакомство с Онегиным: Условий света свергнув бремя, Как он, отстав от суеты, С ним подружился я в то время. 5.   Эпиграф   пишется   без   кавычек,   а   ссылка   на   источник   дается     на следующей строчке.   Работая под сочинением, следует придерживаться определенного стиля, специально   выбираемого   пишущим   в   соответствии     с   характером предложенной темы или с характером выбранного им направления темы. Со временем     у человека вырабатывается индивидуальный стиль с его особой, неповторимой манерой выражения своих мыслей. Главное – это единство формы и содержания. Сочинение   может   быть   снабжено   эпиграфом.   Эпиграф   обращает внимание читателя на основную мысль сочинения, на то, как подходит автор к раскрытию   темы,   каково   его   отношение   к   вопросу,   поднятому   темой. Поэтому к одной и той же теме у каждого из пишущих может быть найден свой эпиграф. Несмотря на то, что эпиграф пишется в начале сочинения, подобрать его можно в процессе работы и даже после ее завершения. Редактирование и переписывание. 4. Как отредактировать написанное? 1. Вдумайтесь в тему редактируемого сочинения, определите ее границы, осмыслите, о чем надо писать в сочинении на данную тему. 2. Внимательно, не менее двух раз, прочитайте сочинение; при повторном чтении делайте необходимые пометы (карандашом на полях тетради). 3. Подумайте над следующими вопросами:  1) соответствуют   ли   план   и   текст   сочинения   его   теме;   полно   ли раскрыта тема, нет ли отклонений от нее? (если есть, постарайтесь понять, объяснить, чем они вызваны, как их устранить). 2) Есть ли в сочинении основная мысль, объединяющая все его части в единое целое? 3) Насколько   последовательно   изложение   материала?   Всегда   ли логичны   связи   микротем   и   микротекстов?   Как   учитывается автором позиция читателя (т.е. все ли понятно в сочинении тому, кто его читает сейчас или будет читать впоследствии?). 4) Нет ли в сочинении фактических ошибок, неточностей, искажения цитат? 5) Каково речевое оформление сочинения?   Нет в ли в сочинении   уместно   ли стилистических   и   грамматических   ошибок; использованы цитаты, удачно ли они вплетены в ткань сочинения? 16 Когда   после   всех   правок   сочинение   уже   вполне   удовлетворяет   вас, приступайте   к   переписываю   набело.   Не   бойтесь   производить   небольшие правки и во время переписывания. 17 ГЛАВА 5. ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ  Русская литература второй половины 19 в. 1. Душевная драма Катерины. 2. Дикой   и   Кабаниха   –   «хозяева   жизни»   (по   пьесе   А.Н.   Островского «Гроза»). 3. «Любовь   –   претрудная   школа   жизни»   (по   роману   И.А.   Гончарова «Обломов»). 4. Мои размышления по поводу дружбы Обломова и Штольца. 5. Мое отношение к Евгению Базарову. 6. «Меж ними все рождало споры» (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»). 7. Проблемы   поколений:   вчера,   сегодня,   завтра   (по   одному   или нескольким произведениям писателей второй половины 19 в.). 8. Судьба  русской  женщины в литературе 19 в. 9. 10.Тема   сострадания   и   милосердия   в   романе   Ф.М.   Достоевского  Народ и господа в сказках М.Е. Салтыкова – Щедрина. «Преступление и наказание». 11.К чему   приводит нарушение норм нравственности  (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»). 12.Патриотизм русского народа в Отечественной войне 1812 г. (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»). 13.В чем истинная красота женщины (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»). 14.Жизненные искания главных героев романа Л.Н. Толстого «Война   и мир». Русская литература конца 19 – начало 20 вв. 1. Тема   любви   в  творчестве   А.И.  Куприна  (по   одному   или  нескольким произведениям). 2. Осуждение   бездуховности   существования   в     произведениях   И.А. Бунина. 3. Поэзия   «серебряного   века»   (по   творчеству   одного   или   нескольких авторов). Литература первой половины 20 в. 1. Россия в творчестве  А. Блока и С. Есенина. 2. Трагедия     народа   в   гражданской   войне   (по   роману   М.А.   Шолохова «Тихий Дон»). 3. Любовь   как   высшая     духовная   ценность   в   романе     А.А.   Булгакова «Мастер и Маргарита». 18 4. Тема Великой Отечественной войны в творчестве А.Т. Твардовского. 5. Тема Великой Отечественной войны в лирике поэтов­фронтовиков. Литература второй половины 20 в. 1. Русский национальный характер в прозе А.И. Солженицына. 2. «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд» (А. Недогонов) (по одному или нескольким произведениям о Великой Отечественной войны). 3. Человек   на   войне   в   произведениях   В.   Быкова,   Б.   Васильева,   Ю. Бондарева и др. авторов. 4. Экологические проблемы в произведениях писателей – современников. 5. Судьба русской деревни в творчестве Ф. Абрамова, В. Распутина, В. Белова и др. авторов. 19 20

Методические указания по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей

Методические указания  по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей

Методические указания по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей

Методические указания  по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей

Методические указания по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей

Методические указания  по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей

Методические указания по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей

Методические указания  по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей

Методические указания по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей

Методические указания  по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей

Методические указания по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей

Методические указания  по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей

Методические указания по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей

Методические указания  по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей

Методические указания по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей

Методические указания  по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей

Методические указания по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей

Методические указания  по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей

Методические указания по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей

Методические указания  по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей

Методические указания по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей

Методические указания  по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей

Методические указания по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей

Методические указания  по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей

Методические указания по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей

Методические указания  по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей

Методические указания по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей

Методические указания  по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей

Методические указания по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей

Методические указания  по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей

Методические указания по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей

Методические указания  по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей

Методические указания по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей

Методические указания  по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей

Методические указания по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей

Методические указания  по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей

Методические указания по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей

Методические указания  по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей

Методические указания по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей

Методические указания  по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2018