Методические указания по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей
Оценка 4.7
Особые потребности
doc
русская литература
10 кл—11 кл +1
02.06.2018
Сочинение - это вид письменной работы, изложение своих мыслей, знаний на заданную тему; художественное, научное произведение.
С данным видом работы сталкиваться приходится каждому. Однако Н.П. Морозова в своей книге «Учимся писать сочинение» отмечает, что некоторые рассуждают примерно так: «Я не собираюсь быть ни писателем, ни критиком… Зачем мне мучиться над сочинением? Мое призвание иное…». И просто переписывают варианты работ из различных пособий, которых сейчас великое множество. Однако, сочинение – это творчество, а не бездумное копирование чьих-то «заготовок». Умение писать сочинение – это умение доказательно, логично и образно излагать свои мысли. А это нужно каждому человеку, потому как любая профессиональная деятельность требует творческого начала. Современный человек должен уметь сделать доклад или написать статью о своих исследованиях, изобретениях, предложениях. И какая же это радость, когда на бумаге удается ярко и убедительно выразить то, что занимает ваш ум и сердце.В пособии излагаются методические рекомендации для написания сочинений студентами первого курса колледжа. Представлены требования к сочинению, его типы и жанры, приемы и методы работы над сочинениями.
Методуказания__к_сочинению.doc
КОГПОАУ «Кировский технологический колледж пищевой
промышленности»
Методические указания
по написанию сочинения по литературе
для студентов 1 курса всех специальностей Киров, 2017
2 с
соответствии
РАЗРАБОТАНЫ
В
государственными
требованиями к минимуму
содержания и уровню
подготовки выпускников
Составила Лаптева О.А.– преподаватель КОГОБУ СПО «Кировский
технологический колледж пищевой промышленности»
Рецензент
В пособии излагаются методические рекомендации для написания
сочинений студентами первого курса колледжа. Представлены требования к
сочинению, его типы и жанры, приемы и методы работы над сочинениями.
3 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1. ТРЕБОВАНИЯ К СОЧИНЕНИЮ НА ЛИТЕРАТУРНУЮ ИЛИ
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ ………………………………………..……5
ГЛАВА2. ТИПЫ СОЧИНЕНИЙ………………………………………………..6
2.1. Повествование…………………………………………………………..6
2.2. Описание…………………………….………………………………….6
2.3. Рассуждение……………………………..................................................7
ГЛАВА3.ЖАНРЫ СОЧИНЕНИЙ….……………………………………………8
3.1. Литературнокритическая статья………………………………………8
3.2. Рецензия………………………………………………………………….8
3.3. Эссе…………………………………...…………………………………..9
3.4. Очерк……………………………………………………………………..9
3.5. Дневник…………………………………………………………………..9
3.6. Эпистолярный жанр……………………………………………………10
ГЛАВА 4. ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ………...11
ГЛАВА 5. ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ…………………………….15
4 ВВЕДЕНИЕ
Сочинение это вид письменной работы, изложение своих мыслей, знаний на
заданную тему; художественное, научное произведение.
С данным видом работы сталкиваться приходится каждому. Однако Н.П.
Морозова в своей книге «Учимся писать сочинение» отмечает, что некоторые
рассуждают примерно так: «Я не собираюсь быть ни писателем, ни
критиком… Зачем мне мучиться над сочинением? Мое призвание иное…». И
просто переписывают варианты работ из различных пособий, которых сейчас
великое множество. Однако, сочинение – это творчество, а не бездумное
копирование чьихто «заготовок». Умение писать сочинение – это умение
доказательно, логично и образно излагать свои мысли. А это нужно каждому
человеку, потому как любая профессиональная деятельность требует
творческого начала. Современный человек должен уметь сделать доклад или
написать статью о своих исследованиях, изобретениях, предложениях. И
какая же это радость, когда на бумаге удается ярко и убедительно выразить
то, что занимает ваш ум и сердце. Конечно, добиться этого не легко. Ни одно,
даже самое совершенное руководство, не сможет вас научить глубоко и
интересно мыслить, если вы сами к этому не стремитесь.
В данном пособии представлены требования к сочинению, его типы и
жанры, приемы и методы работы над сочинением. Надеемся, что они помогут
вам быстрее и легче справиться с предложенными заданиями и сделать ваше
сочинение ярче, выразительнее, грамотнее. Желаем успехов!
5 ГЛАВА 1. ТРЕБОВАНИЯ К СОЧИНЕНИЮ НА ЛИТЕРАТУРНУЮ
ИЛИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ
Соответствие теме. Не следует писать о произведении вообще или герое,
названном в формулировке темы, необходимо внимательно ее прочитать,
найти ключевые слова, выражающие поставленную проблему, а также
отметить все понятия, входящие в формулировку темы. Помогает раскрыть
тему хорошо подобранный эпиграф.
1. Решение поставленной в формулировке проблемы. Это и будет
основная мысль сочинения, доказывается правильность своего решения
с использованием текста художественного произведения, литературной
критики, исторических фактов и другого материала.
2. Самостоятельность рассуждений. Для этого необходимо знать текст
художественного произведения, разобраться в позиции автора, выразить
свое отношение к событиям, поступкам героев.
3. Знание художественного текста и умение его отбирать применительно к
данной теме.
4. Связность текста, последовательность и логичность изложения. Это
значит, что каждое новое положение, развивающее основную мысль,
будет следствием предыдущего, выводы и обобщения явятся
следствием рассуждений.
5. Наличие плана. Это поможет написать логичную, стройную по
композиции работу, в которой все части будут объединены темой и
основой мыслью, план поможет избежать ненужных повторов,
отклонений от темы и других просчетов.
6. Использование цитат. Цитаты в тексте сочинения подтверждают
выдвинутые положения.
7. Выделение абзацев в соответствии со смысловыми частями текста
сочинения, написание их с красной строки.
8. Стилевое единство и выразительность повествования. Чтобы добиться
этого, нужно выбрать наиболее соответствующий теме стиль речи
(научный, публицистический, художественный) и жанр (литературно
критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, письмо,
путешествие).
9. Соответствие речи литературным нормам и грамматическим правилам.
10.Точность подбора слов для выражения мыслей. Следует избегать
вычурных фраз, ложного пафоса, примитивных выражений, словесных
штампов.
11.Выразительность и эмоциональность речи, вызывающие у читающего
сочинение наглядные представления и определенные чувства.
12.Точность в изложении литературных и исторических фактов.
13.Объем работы строго не регламентируется, как правило, она пишется на
57 страницах.
6 7 ГЛАВА2. ТИПЫ СОЧИНЕНИЙ
2.1. Повествование
Повествование – это сочинение, в котором рассказывается, сообщается
о каком – то событии в его временной последовательности. На первый план
здесь выдвигаются порядок протекания действия, развитие сюжета.
В композиции (композиция – от лат.
Composition – сочинение,
составление, соединение) принято выделять экспозицию (обстановка,
предшествующая началу действия), завязку, развитие действия, кульминацию,
развязку.
Сочинения повествовательного типа могут начинаться и сразу с завязки
и даже с развязки действия, т.е. событие может передаваться в прямой,
хронологической последовательности и в обратной, когда мы сначала узнаем
о развязке, а уже потом – о самом действии. Выразительная и изобразительная
сила повествования заключается, прежде всего, в наглядном представлении
действия, движения людей и явлений во времени и пространстве. Поскольку в
повествовании сообщается о событиях, происшествиях, действиях, особая
роль здесь принадлежит глаголам, особенно формам времени совершенного
вида. Они, обозначая последовательно сменяющие друг друга события,
помогают развертыванию повествования.
Советы по написанию сочинения – повествования
Сообщение о месте и времени действия может объединяться с сообщением
о действующем лице. Это может быть началом текста.
Окончанием повествовательного текста часто бывает указание на
последнее, завершающее действие. Но оно может быть продолжено и
выходом. Особое внимание следует обратить на начало и конец текста.
Язык изложения должен быть подчинен теме, идее, типу речи, стилю,
жанру.
При необходимости можете включить в повествование элементы и
описания, и рассуждения.
2.2. Описание
Описание – это изображение какоголибо явления действительности
путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, для
портрета это будет рост, возраст, осанка, походка, выражение глаз, улыбка,
внутреннее состояние человека и т.п. Цель описания – чтобы читатель увидел
предмет описания, представил его в своем сознании.
Композиция
описания, наиболее характерные ее элементы: общее
представление о предмете, отдельные признаки предмета, авторская оценка,
вывод, заключение.
8 Советы по написанию сочиненияописания
При описании должны быть обеспечены единство изображения, единство
взгляда на предмет и определенная последовательность в описании.
Используйте изобразительновыразительные средства, фразеологизмы,
причастные и деепричастные обороты.
Важную роль в описании играют согласованные и несогласованные
определения, назывные и неполные предложения, однородные члены. Не
забудьте о них.
2.3. Рассуждение
Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение
какой – либо мысли. Задача рассуждения – убедить когото в чемнибудь,
доказать чтолибо, сделать обоснованные выводы.
Обычно в рассуждении выделяются три части:
тезис (высказывается какаято мысль);
доказательство (или опровержение) этой мысли, т.е. аргументы;
вывод или заключение.
Советы по написанию сочинения – рассуждения.
Постарайтесь сделать аргументы как можно более убедительными и ясными,
и их должно быть достаточно для доказательства вашего тезиса.
Помните, что между тезисом и аргументами должна быть установлена
логическая и грамматическая связь.
Полезно употреблять побудительные, вопросительные и восклицательные
предложения, риторические вопросы, с помощью которых усиливается
выразительность речи.
Обращения, повторы, пословицы, поговорки – все это помогает яркости и
выразительности языка.
Итак, все 3 типа сочинений обладают определенными особенностями,
однако это деление в известной мере условно, как и сама граница между
повествованием, описанием и рассуждением. Сочинение студента, как
правило, включает в себя элементы всех трех типов.
9 ГЛАВА3. ЖАНРЫ СОЧИНЕНИЙ
Написать любой текст, в том числе сочинение, вне жанра невозможно.
Традиционное сочинение представляет собой аналогию литературно
критической статьи, хотя многие считают его самостоятельным жанром.
Наиболее приемлемыми для сочинения жанрами являются литературно –
критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, эпистолярный жанр,
путешествие. Все они могут быть написаны как на литературную, так и на
публицистическую тему.
3.1. Литературно критическая статья
Статья, рецензия и эссе являются жанрами литературной критики,
призванной оценивать и истолковывать художественные произведения и
отраженные в них явления жизни.
Критическая статья – один из основных жанров литературной критики. В
ней даются разбор и оценка книги, ее темы, идейного содержания, языка и
стиля, указывается значение в ряду других работ писателя. Наряду с
разбором и оценкой произведения в статье рассматриваются общественные
проблемы, поднятые писателем.
Сочинения в жанре литературнокритической статьи могут быть
посвящены персонажу или группе персонажей («Жизненные искания Андрея
Болконского» по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»), сравнению
персонажей одного или двух произведений («Смысл противопоставления
Облома и Штольца» в романе И.А. Гончарова «Обломов»), а также
целостному истолкованию произведения или поставленной в нем проблемы
(«Л.Н. Толстой о роли личности в истории» по роману «Война и мир»).
Литературнокритические сочинения требуют хорошего знания текста и
умения его интерпретировать.
Слово «рецензия» (отзыв, критический разбор и оценка художественного
или научного произведения) закрепилось в литературном языке в конце XVIII
начале XIX вв. (от лат. Recensio – осмотр, обследование).
3.2. Рецензия
Обычно в рецензии одновременно дается библиографическое описание
книги, информация о ее содержании, композиции, поднятых в ней проблемах.
Присутствует также критический разбор и оценка книги, ее темы, идейного
содержания, языка и стиля, указывается значение в ряду других работ и в
обществе. Все это сближает рецензию с критической статьей, однако она
меньше по объему.
Примерный план, помогающий студентам написать рецензию:
краткие библиографические сведения о книге;
смысл названия книги;
личные впечатления от прочитанного;
особенности сюжета автора книги в изображении характеров героев;
10 какова основная мысль рецензий? ( Студент должен ясно
представлять, с какой целью он пишет свою рецензию).
Если рецензия пишется по кинофильму или спектаклю, в основе которых
лежит литературное произведение, нужно написать, кто автор сценария, кто
поставил фильм или спектакль, сравнить режиссерский замысел с
литературным произведением,
декорации,
музыкальное оформление.
отметить игру актеров,
3.3. Эссе
Эссе – прозаическое произведение небольшого объема и свободной
композиции, трактующие частную тему и передающие индивидуальные
впечатления и соображения, связанные с нею.
Эссеистический стиль отличается подчеркнутой субъективностью,
образностью, афористичностью, разговорной лексикой. Для него характерны
индивидуальная импровизация в трактовке произведения, какойлибо
проблемы или темы, непринужденная, в духе свободной беседы с читателем
манера изложения.
3.4. Очерк
Очерк – эпический, по преимуществу прозаический жанр литературы, в
котором изображены достоверные события и факты реальной жизни. Этим
очерк отличается от рассказа, в котором изображаются вымышленные
события, созданные творческим воображением пишущего.
Описание и повествование в очерке складываются из наблюдений
рассказчика, который свободно объединяет отдельные сцены и детали в
целостное произведение.
Очерк включает в себя не только описания (портрет, пейзаж, вещный
интерьер), которые могут занять в нем главенствующее положение, но и
повествование о поступках и действиях персонажей.
Очерки бывают документальными (или публицистическими) и
художественными. В документальном очерке описываются характерные
факты и явления в том виде, в каком они существуют в самой
действительности, точно передаются события, характеры героев, их
внешность.
Предметом изображения в художественном очерке обычно является
состояние, уклад жизни той или иной среды, ее нравы, т.е. отношения между
людьми, сложившиеся в их общественной и частной жизни. Также очеркиста
интересует и яркая личность, особенности ее частной жизни.
3.5. Дневник
Дневник – это форма повествования, которая ведется от первого лица.
В художественной литературе могут быть использованы дневниковые
записи героев, и в этом случае дневник выступает как жанровая
11 разновидность художественной прозы. Дневник привлекает автора –
рассказчика непринужденностью выбора темы, большими композиционными
возможностями, позволяет создать иллюзию свободного выражения мыслей и
впечатлений, полно и глубоко раскрыть характер героя.
3.6. Эпистолярный жанр
Этот жанр развивался из бытовой переписки. В художественной
литературе «корреспонденты» становятся персонажами, а их переписка –
повествовательным приемом.
Форма писем или посланий позволяет героям в непринужденной,
доверительной беседа раскрыть свой внутренний мир. Письма создают
эффект документальности, подлинности сообщения и обладают благодаря
этому особой убедительностью. При написании сочинения в эпистолярном
жанре определяются «герои», авторы переписки; ведется повествование от
имени персонажа (автора письма), выражаются его мысли, взгляды,
впечатления.
12 ГЛАВА 4. ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ
Выбор темы и ее обдумывание.
Выбирая тему, надо учитывать следующее: знание материала, интерес к
теме, понимание темы, опыт в написании подобных тем.
Конечная цель обдумывания темы – это четкое представление о чем писать.
Это значит взвесить, проанализировать каждое слово в формулировке темы,
определить, какое из них содержит в себе самую суть.
Отсутствие такого анализа ведет к смещению акцентов, а иногда и просто к
искажению темы.Например, о чем следует писать в сочинении на тему: «Мое
отношение к Базарову». Конечно, следует заострить внимание на тех чертах
характера Базарова, которые вызывают у вас симпатию (или антипатию) к
нему.
Определение идеи сочинения и подбор материала.
Или другая тема – «Путь от Старцева к Ионычу». Здесь следует писать о
пути, о ступеньках, по которым шло духовное оскудение человека,
превратившегося из личности (Старцева) в неодушевленный предмет
(Ионыча).
1.
На практике не всегда существует резкая граница между обдумыванием
темы и нахождением идеи. Почти каждую тему можно раскрывать в
нескольких направлениях и, исходя из его выбора, сформулировать идею
сочинения. Скажем, в каких направлениях может быть сформулирована идея
сочинения на тему «Мысль народная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»?
Первое исследование темы в направлении взглядов писателя на роль
личности и народных масс в истории. Идея: народ в романе движущая сила
истории.
Второе – направление исследования образов отдельных представителей из
народа и массовых народных сцен. Идея – люди из народа, по мнению
Толстого, подлинные герои войны.
Третье – направление исследования нравственной стороны вопроса. Толстой
считает отношение к народу критерием нравственности человека. Идея –
истинная духовная красота человека – в жизни для народа.
Идея сочинения – это заголовок основной части (II) в плане.
Как подобрать материал, когда тема предполагает сочинение по нескольким
книгам? Например тема: «Незабываемые страницы Великой Отечественной
войны в произведениях писателей разных лет». Здесь необходимо
ограничить себя двумя – тремя произведениями. Следует остановить свое
внимание на произведении наиболее созвучном вашей душе, выделить в нем
какойлибо запавший в память эпизод. Поразмыслив над эпизодом,
сформулируйте его суть, его идею. А уже
мысленно
анализировать другие произведения. Таким образом, найденная в первом
произведении идея поможет вам найти подходящие эпизоды и из других
произведений. С другой стороны, найденные новые примеры помогут
начинайте
13 уточнить, углубить идею, которая и станет идеей, главной мыслью вашего
сочинения.
2.
Составление плана
План должен быть таким, чтобы по нему было ясно не только о чем
сочинение, но и какова основная мысль сочинения, какова система
доказательств этой мысли, к каким выводам приходит автор сочинения.
Схема плана такова:
I.
II.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
III.
Нельзя писать в плане слова «введение», «основная часть»,
«заключение», ибо цифра I в плане уже сама по себе означает «введение»
и т.д.
Первая часть сочинения должна вводить в тему, служить фундаментом
для всей работы. В зависимости от того, какого типа вопросы
привлекаются во введении, можно выделить их виды:
1) историческое (об эпохе);
2) аналитическое (анализирующее какоелибо понятие, входящее в
формулировку темы);
3) библиографическое (факты из библиографии писателя);
4) сравнительное (о литературных традициях);
5) обществоведческое (привлекающее какуюлибо сторону учения
об обществе).
После введения идет заголовок основной части сочинения. Не
следует формировку пункта II называть так же как тему сочинения.
Функция заглавия темы состоит в том, чтобы сообщить, о чем должна
идти речь в сочинении.
Функция же заголовка основной части состоит в том, чтобы показать
главную мысль, то есть идею сочинения. Пункт II должен быть
конкретнее, целенаправленнее заглавия темы. По объему эта часть
сочинения самая большая, основная. Введение и заключение должны
быть примерно одинаковыми.
Подпункты части II – аргументы, доказывающие основную мысль
работы.
Заключение (пункт III) – своего рода вывод сочинения или следствие, т.е.
это может быть разговор о влиянии данного произведения на
литературный процесс или на жизнь.
Вот, например, каким может быть план к сочинению на тему: «Мое
отношение к Базарову».
I.Люди дела – мои любимые герои и в жизни, и в литературе.
14 II.Черты характера Базарова, вызывающие во мне чувство уважения и
любви.
2.2. Чувство человеческого достоинства.
2.2. Самостоятельность в суждениях.
2.3. Гражданственность жизненной позиции.
2.4. Максимализм, порой доводящий его до крайних суждений.
III. Знакомство с Базаровым помогает мне лучше понимать людей: кто
действительно работает, а кто только произносит громкие фразы.
Хорошо, когда пункты плана названы цитатами из произведения.
Написание сочинения.
3.
Каждому хочется, чтобы его сочинение было не только правильным, но и
интересным.
Иногда этому способствует полемичность. Спор помогает раскрыть свои
мысли, сделать работу ярче, живее.
Литература стоит в ряду искусств, и поэтому разнообразные сопоставления
литературы с другими видами искусств – с живописью, музыкой, кино,
телевидением – вполне органично могут быть использована в сочинении.
Например, говоря о Есенине, можно привести параллели между его поэзией и
живописью Шишкина, Левитана, Саврасова.
Скучными бывают работы, за которыми не видно индивидуальности
пишущего, нет своих мыслей, своего отношения к теме. Такие работы, как
правило, сухи и безэмоциональны. Не следует бояться самостоятельности в
суждениях, сводить все к списыванию и пересказу.
Свои мысли и аргументы хорошо бы подтверждать отрывками из текста, но не
следует слишком перегружать цитатами работу, они должны естественно
вплетаться в ткань сочинения. Напомним, как правильно расставить знаки
препинания при цитатах.
1. Обычно цитаты сопровождаются словами автора. Тогда знаки
препинания ставятся при них, как при прямой речи. Пушкин писал:
«Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось!».
«Что за человек сам Евгений Онегин?» задает вопрос Писарев.
2. Цитата может включаться в авторских текст как его составная часть. В
этом случае она заключается в кавычки, но пишется со строчной буквы,
например: Об «Онегине» Белинский написал две большие статьи; он
говорит, что «эта поэма имеет для нас, русских, огромное
историческое и общественное значение».
3. Если цитата проводится не полностью, то пропуск текста обозначается
многоточием, например:
Гончаров писал: «Все слова Чацкого
разнесутся…и произведут свою бурю». (Полностью цитата имела бы
следующий вид: «Все слова Чацкого разнесутся, повторятся всюду и
произведут свою бурю»).
15 4. При цитировании стихотворного текста с точным соблюдением строк и
Вспомните
строф подлинника кавычки не ставятся, например:
строфы, в которых поэт описывает свое знакомство с Онегиным:
Условий света свергнув бремя,
Как он, отстав от суеты,
С ним подружился я в то время.
5. Эпиграф пишется без кавычек, а ссылка на источник дается на
следующей строчке.
Работая под сочинением, следует придерживаться определенного стиля,
специально выбираемого пишущим в соответствии
с характером
предложенной темы или с характером выбранного им направления темы. Со
временем у человека вырабатывается индивидуальный стиль с его особой,
неповторимой манерой выражения своих мыслей.
Главное – это единство формы и содержания.
Сочинение может быть снабжено эпиграфом. Эпиграф обращает
внимание читателя на основную мысль сочинения, на то, как подходит автор к
раскрытию темы, каково его отношение к вопросу, поднятому темой.
Поэтому к одной и той же теме у каждого из пишущих может быть найден
свой эпиграф.
Несмотря на то, что эпиграф пишется в начале сочинения, подобрать его
можно в процессе работы и даже после ее завершения.
Редактирование и переписывание.
4.
Как отредактировать написанное?
1. Вдумайтесь в тему редактируемого сочинения, определите ее границы,
осмыслите, о чем надо писать в сочинении на данную тему.
2. Внимательно, не менее двух раз, прочитайте сочинение; при повторном
чтении делайте необходимые пометы (карандашом на полях тетради).
3. Подумайте над следующими вопросами:
1) соответствуют ли план и текст сочинения его теме; полно ли
раскрыта тема, нет ли отклонений от нее?
(если есть, постарайтесь понять, объяснить, чем они вызваны, как их
устранить).
2) Есть ли в сочинении основная мысль, объединяющая все его части
в единое целое?
3) Насколько последовательно изложение материала? Всегда ли
логичны связи микротем и микротекстов? Как учитывается
автором позиция читателя (т.е. все ли понятно в сочинении тому,
кто его читает сейчас или будет читать впоследствии?).
4) Нет ли в сочинении фактических ошибок, неточностей, искажения
цитат?
5) Каково речевое оформление сочинения? Нет в ли в сочинении
уместно ли
стилистических и грамматических ошибок;
использованы цитаты, удачно ли они вплетены в ткань сочинения?
16 Когда после всех правок сочинение уже вполне удовлетворяет вас,
приступайте к переписываю набело. Не бойтесь производить небольшие
правки и во время переписывания.
17 ГЛАВА 5. ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ
Русская литература второй половины 19 в.
1. Душевная драма Катерины.
2. Дикой и Кабаниха – «хозяева жизни» (по пьесе А.Н. Островского
«Гроза»).
3. «Любовь – претрудная школа жизни» (по роману И.А. Гончарова
«Обломов»).
4. Мои размышления по поводу дружбы Обломова и Штольца.
5. Мое отношение к Евгению Базарову.
6. «Меж ними все рождало споры» (по роману И.С. Тургенева «Отцы и
дети»).
7. Проблемы поколений: вчера, сегодня, завтра (по одному или
нескольким произведениям писателей второй половины 19 в.).
8. Судьба русской женщины в литературе 19 в.
9.
10.Тема сострадания и милосердия в романе Ф.М. Достоевского
Народ и господа в сказках М.Е. Салтыкова – Щедрина.
«Преступление и наказание».
11.К чему приводит нарушение норм нравственности (по роману Ф.М.
Достоевского «Преступление и наказание»).
12.Патриотизм русского народа в Отечественной войне 1812 г. (по роману
Л.Н. Толстого «Война и мир»).
13.В чем истинная красота женщины (по роману Л.Н. Толстого «Война и
мир»).
14.Жизненные искания главных героев романа Л.Н. Толстого «Война и
мир».
Русская литература конца 19 – начало 20 вв.
1. Тема любви в творчестве А.И. Куприна (по одному или нескольким
произведениям).
2. Осуждение бездуховности существования в
произведениях И.А.
Бунина.
3. Поэзия «серебряного века» (по творчеству одного или нескольких
авторов).
Литература первой половины 20 в.
1. Россия в творчестве А. Блока и С. Есенина.
2. Трагедия народа в гражданской войне (по роману М.А. Шолохова
«Тихий Дон»).
3. Любовь как высшая духовная ценность в романе А.А. Булгакова
«Мастер и Маргарита».
18 4. Тема Великой Отечественной войны в творчестве А.Т. Твардовского.
5. Тема Великой Отечественной войны в лирике поэтовфронтовиков.
Литература второй половины 20 в.
1. Русский национальный характер в прозе А.И. Солженицына.
2. «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд» (А. Недогонов)
(по одному или нескольким произведениям о Великой Отечественной
войны).
3. Человек на войне в произведениях В. Быкова, Б. Васильева, Ю.
Бондарева и др. авторов.
4. Экологические проблемы в произведениях писателей – современников.
5. Судьба русской деревни в творчестве Ф. Абрамова, В. Распутина, В.
Белова и др. авторов.
19 20
Методические указания по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей
Методические указания по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей
Методические указания по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей
Методические указания по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей
Методические указания по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей
Методические указания по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей
Методические указания по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей
Методические указания по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей
Методические указания по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей
Методические указания по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей
Методические указания по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей
Методические указания по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей
Методические указания по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей
Методические указания по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей
Методические указания по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей
Методические указания по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей
Методические указания по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей
Методические указания по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей
Методические указания по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей
Методические указания по написанию сочинения по литературе для студентов 1 курса всех специальностей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.