МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СТУДЕНОКСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
ЖЕЛЕЗНОГОРСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Методический доклад
Тема: «О запоминании музыкальных произведений»
Выполнила:
Преподаватель: Хаирова Л.Ю.
д. Студенок
2020
Проблема рациональной организации процессов запоминания волнует сегодня многих исполнителей, поскольку расширение репертуара предъявляет к их памяти требования все более значительные и сложные. От метода работы над музыкальным произведением, в том числе и от способа его запоминания, во многом зависит успех при публичном выступлении. От этого же метода зависит и развитие музыкальной памяти исполнителя. Перед исполнителем, когда он приступает к работе над произведением, обязательно возникает вопрос: при каких условиях работы запоминание улучшается? Прежде всего надо отметить, что запоминание может быть механическим и смысловым; произвольным и непроизвольным. При механическом запоминании связи между элементами музыкального материала не осознаются. Нередко играющие добиваются именно механического запоминания, просто повторяя произведение снова и снова. А в момент ответственного выступления убеждаются, что помнят его очень плохо. Более прочного усвоения материала можно добиться, запоминая его по смыслу.
Такой метод запоминания, по словам немецкого пианиста и педагога Э.Фишера, «основан на способности исполнителя мысленно представить себе музыкальное сочинение не проигрывая его. Сначала произведение подвергается детальному анализу в отношении гармонии и формы, и лишь когда учащийся освоится с сочинением, начинается работа за инструментом»
Для лучшего понимания запоминаемого материала важно научиться анализировать его структуру, осмыслить принципы его развития. В психологии установлено, что наибольший эффект запоминания возникает в процессе достижения цели, имеющей самостоятельное значение. Взять , к примеру, исследовательскую работу, которую проделывает исполнитель, чтобы определить наиболее целесообразную аппликатуру. При этом он не преследует цель запомнить пассаж. Однако последний запоминается в процессе работы сам собой. Установка на достижение ясно осознаваемой цели, на внимательное и осмысленное изучение произведения способствует концентрации внимания и тем самым повышает эффективность запоминания.
Традиционным способом правильного запоминания является повторение. Народная мудрость гласит: повторение – мать учения. Это верно, так как полнее и прочнее запоминается именно то, к чему возвращаются несколько раз. Повторять материал можно по нотам и без нот. Как показывает практика, быстрее и лучше запоминается произведение при чередовании первого и второго способов.. Как показывает практика, быстрее и лучше запоминается произведение при чередовании первого и второго способов.
А вот на что обращает внимание один из крупных методистов А. Щапов: «Игра частей пьесы и всей пьесы в целом должна , возможно, скорее стать без поправочной: следует запомнить допущенные неточности, но не останавливать игру для поправки. Наоборот, предупредительные остановки, чтобы припомнить рисунок мелодии, аппликатуру и т. д., приносят большую пользу, ибо активизируют внимание и повышают управляемость своей игрой. Следовательно, ученик должен с одной стороны, уметь заставить себя остановиться при малейшем сомнении, а с другой – уметь гладко продолжить игру даже при явной ошибке».
Возникает вопрос: что целесообразнее – повторять материал много раз подряд до безукоризненно точного воспроизведения текста или же повторить несколько раз после относительно длительного перерыва? Многочисленные наблюдения показали , что целесообразнее второй способ, так как при распределении повторений во времени требуется меньшее их количество, а прочность заучивания значительно возрастает. В большинстве случаев более продуктивным является комбинированное повторение. Оно складывается из трех этапов: вначале раздел играется целиком по нотам, чтобы выяснить его общий смысл и установить, из каких эпизодов он состоит; затем каждый отрывок или особенно трудный из них играют по нотам и запоминают отдельно, и, наконец, материал вновь проигрывается целиком для закрепления связок между его элементами
Довольно частая причина плохого запоминания заключается в недостаточно натренированной памяти. В практике обучения различают четыре основных вида памяти – слуховая, двигательная, интеллектуальная и зрительная, в зависимости от того, по какому каналу поступает информация.
Музыкальная память – это и слуховая, и двигательная, и зрительная, то есть комплексная. Обычно у учащихся один или два вида памяти развиты сильнее, остальные – слабее. Часто это является результатом бессознательной тренировки одного вида памяти во время обучения. Типичная картина: ученик еще в начальных классах привык запоминать зрительно – при исполнении у него перед глазами, словно фотография, строчки нотного текста или «топография» клавиатуры. Этот ученик в старших классах старается эксплуатировать преимущественно зрительную память, другие виды памяти без тренировки постепенно слабеют. И вот в старших классах такой учащийся начинает ощущать недостаточность своей памяти. Вывод прост: нужно стремиться запоминать музыкальный материал не одним и тем же привычным способом, а разными.
Один из методов , активизирующих умственную работу при запоминании, - чередование мысленного проигрывания отдельных эпизодов музыкального материала по нотам с проигрыванием их на инструменте наизусть. Более сложный метод – мысленное проигрывание пьесы по нотам, а затем наизусть
Для проверки и закрепления выученного используются различные приемы. Важнейшим из них является игра в сильно замедленном темпе. Другой прием заключается в умении играть пьесу на память с определенных «опорных пунктов», которыми могут служить границы разделов пьесы. Можно также играть произведение «с конца», то есть с последнего «опорного пункта». Третий прием – мысленное проигрывание пьесы.
Запомнив пьесу, исполнитель постепенно начинает ее забывать. Поэтому повторять произведение (с целью исполнения в концертной практике ) надо сразу после выучивания. Заученное сохраняется в практике лучше, если играющий делает перерывы в работе и переходит от одного произведения к другому. Поддержанию работы памяти способствует и смена рода деятельности. Английская пианистка – педагог Л. Маккиннон писала: «Каждый музыкант должен заботиться о необходимом физическом и умственном отдыхе. Подсознательная деятельность никогда не прекращается; в мозгу во время отдыха идет работа по освоению материала, накопленного во время занятий».
Чтобы научиться продуктивному запоминанию, надо познать его общие закономерности. Используя их в своей работе, играющий создает условия, при которых запоминание приобретает творческий характер.
Поскольку вначале работы над музыкальным произведением установка на освоение текста обычно преобладает над установкой на художественное исполнение (именно такую задачу, как правило, ставит перед учеником педагог), внимание играющего чаще обращается на нотный текст и на координацию движений. При этом учащийся, чтобы облегчить работу внимания, а тем самым исполнение по нотам, либо запоминает содержание нотного текста (преимущественно неудобные для исполнения по нотам фрагменты), либо заучивает движение пальцев и рук. В эпизодах же, где внимание играющего успевает следить и за текстом и за игрой, возникает другая установка – на музыкальное исполнение, а запоминание произведения откладывается на более поздний этап работы.
Таким образом, нотный текст в определенной мере «мешает» играющему. Поэтому лучше все- таки попытаться выучить музыкальное произведение с самого начала работы над ним. Ведь элементы запоминания в той или иной форме включает в себя уже сам разбор, нацеленный на исполнение самого произведения.
И в заключение: развивая у исполнителя разные компоненты памяти, нужно исходить не только из необходимости их взаимного дополнения, но иногда взаимозаменяемости друг друга. Если в концертном исполнении один из них «откажет», то другие вступят в силу, продублируют его, не допуская сбоя в общем ходе игры.
Список используемой литературы:
1.Кирнарская Д.К. «Музыкальные способности» ,2004.
2.Маккиннон Л. Игра наизусть. – Музыка 1967.
3.Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище.Л.,М.: Госмузгиз,1947.
4.Стоянов А. Искусство пианиста. М.: Музыка,1958.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.