Методический доклад на тему: «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»
Оценка 4.9

Методический доклад на тему: «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»

Оценка 4.9
doc
12.03.2020
Методический доклад на тему:  «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»
М.доклад Дополнительное образование в современной школе 2010-2011 уч.год.doc

КГКП «ЦДЮТ «Достык»»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методический доклад на тему:

 

«ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог: Ильтнер З.Т.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г. Приозёрск

«ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»

     В Концепции модернизации системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующих развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального образования детей и молодежи. Дополнительное образование детей-целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека государства.

     Дополнительное образование нельзя рассматривать как придаток  к основному образованию, выполняющих функцию расширения образовательных стандартов. Основное его предназначение-удовлетворить постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. В науке дополнительное образование рассматривается как «особо ценный тип образования», как «зона ближайшего развития образования в РК».

     Современная система дополнительного образования детей представляет возможность миллионам обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством, спортом и исследовательской работой-в соответствии со своими  желаниями, интересами и потенциальными возможностями.

     Произошли важные изменения в программно-методическом обеспечении дополнительного образования детей: педагоги дополнительного образования разрабатывают авторские дополнительные программы, стремясь создать условия для развития творческой активности детей, реализуя при этом собственный профессиональный и личностный потенциал.

     При организации дополнительного образования детей следует опираться на следующие приоритетные принципы:

·        Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.

·        Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.

·        Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.

·        Единство обучения, воспитания, развития.

·        Практико-деятельная основа образовательного процесса.

     Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования детей, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека,  его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойного уважения.  

Сущность и спицифика дополнительного образования

     Развитие дополнительного образования детей предполагает решение следующих задач:

·        изучение интересов и потребностей обучающихся в дополниетльном образовании детей;

·        определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста особенностей его социального окружения;

·        формирование условий для создания единого образовательного пространства;

·        расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам;

·        создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования детей большего числа обучающихся среднего и старшего возраста;

·        создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитанияи уважения к истории и культуре своего и других народов;

·        обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и соцмальной активности.

     Дополнительное образование дает ребенку реальную возможнсть выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями и безотноситльно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Дополниетльное образование детей увеличивает пространство, в котором воспитанники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.

     Дополнительное образование детей создает «ситуацию успеха» (Выготский), помогает ребенку в изменении своего статуса, поскольку в процессе занятий различными видами деятельности, которые ребенок выбрал самостоятельно и в соответствии с личными интересами и потребностями, он вступает в равноправный диалог с педагогом. Будучи слабо успевающим по основным школьным дисциплинам, в художественной студии или в спортивной секции он может оказаться в числе лидеров.

     Задачи дополнительного образования-помочь подросткам сделать правильный выбор. Поэтому среди занятий по интересам сегодня все чаще можно встретить различные курсы практической напрпавленности (вязание, дизайн, вождение автомобиля и т.д.). Еще большой успех, особенно у старшеклассников, приобретают знания, обеспечивающие успех в деловой жизни (овладение компьютером и электронными средствами связи, делопроизводством и т.д.). Структурно-организационные формы дополнитнльного образования. Успешность развития дополнительного образования детей во многом зависит от уровня его организованности. Можно назвать как минимум четыре условия уровня.

     Первый характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов и т.д., работа которых мало сочетатеся друг с другом и полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей. В такой ситуации дополнительное образование детей, как правило, не отражает специфики конкретного образовательного учреждения, а эффективность его для развития школы в целом малозаметна. Вместе с тем, для обучающихся занятия в этих творческих объединениях могут быть достаточно значимыми.

     Второй уровень- более сложный и более развитый. Он отличается определенной внутренней консолидарностью, различной направленностью деятельности. Однако в целом работу не удается построить на единой содержательной основе. Она распадается на отдельные фрагменты из-за отсутствия продуманной программы деятельности и неумения координировать работу педагогов дополнительногот образования в едином учебно-воспитательном процессе школы.

     Третий уровень-развитие дополнительного образования детей как отдельногот подразделения, когда разнообразные творческие объединения работают на основе единой образовательной программы, а педагоги могут координировать свою деятельность.

     Четвертый уровень предполагает интеграцию основного и дополнительного образования детей, организационное и содержательное единство основных структкр  школы. На этом уровне их деятельность строится с учетом основных концептуальных идей, обеспечивающих развитие школы в целом.

     Сегодня можно говорить, что многие школы отошли от первого и находятся на втором уровне, когда приходит понимание важности дополнитнльного образования детей, но пока еще не накоплены резервы для перехода на третий и четвертый уровень.

     В Законе «Об образовании» РК от 7 июня 1999 года дополнительное образование рассматривается как процесс воспитания и обучения, осуществляемый на основе дополнительных образовательных программ всех уровней, куда входят: дошкольное воспитание и обучение, среднее образование, высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование.

     В нашей республике накоплен опыт внеклассной и внешкольной работы в системе дополнительного образования детей.  Более 50 лет успешно работают старейшие организации дополнительного образования в Атырау (оьластная станция юных натуралистов), Павлодаре (станция юных техников), более тридцати лет активно работают организации дополнительного образования в городах Оскемен, Караганды, Актобе, Талдыкорган, Сатпаев, Шымкент, Кызылорда и других.

     Для оказания помощи внешкольным организациям нашей республики в методологическом обеспечении постановлением Правительства Республики Казахстан за № 481 от 28 апреля 2004 года Республиканский Дворец школьников переименован в Республиканский учебно- методический центр дополнительного образования.

     Система дополнительного образования состоит из кружковой работы и работы спортивных секций, проектной деятельности. Такая система дает возможность обучать учеников творческому, созидательному труду, дает детям информацию о прикладных видах деятельности, формирует умения и навыки по выбранному профилю, готовит воспитанников к будущей самостоятельной жизни и несет определенную профориентационную нагрузку. Организация учебно-воспитательного процесса во второй половине дня имеет свои особенности:

·        обучающиеся приходят на занятия во второй половине дня, в свободное от учебы время;

·        обучение организуется на добровольных нгачалах;

·        коллективом школы создаются наиболее комфортные условия пребывания детей на занятиях, принципиально отличающихся от условий обучения в первой половине дня;

·        учебно-воспитательный процесс проходит в условиях неформального содружества детей и взрослых, объединенных общими интересами и добровольностью совместной деятельности.

     Это способствует более интенсивному процессу социализации личности, выработке норм социального общения, помогает формировать навыки принятия самостоятельных решений.

Содержание дополнительного образования в школе.

      В натоящее время дополнительное образование представлено целым рядом направлений. Основными среди них принято считать следующие: художественно-эстетическое; научно-техническое; спортивно-техническое; эколого-биологическое; физкультурно-оздоровительное; туристско-краеведческое; военно-патриотическое; социально-педагогическое; культурологическое; экономико-правовое.

     Этот список является открытым и может быть дополнен в соответствии с запросами детей и их родителей. А организация дела зависит, в конечном счете, от самих педагогов и администрации школ. Реализуя задачи дополнительного образования, школа пытатеся разрешить существующее противоречие между необходимостью, с одной стороны,  осваивать образовательный стандарт, а с другой стороны-создавать условия для свободного развития личности, что является основой гуманизации образования, провозглашенной в качестве важнейшего принципа  реформы образования. Гуманистическая педагогика отличается направленностью на принятие ребенка как личности и индивидуальности,  на защиту его права на саморазвитие и самоопределение. Оказалось, что именно дополнительное образование наиболее полно отвечает этим критериям. Оно по самой своей сути является личностно ориентированным,  в отличии от базового образования, продолжающего оставаться предметно ориентированным, направленным на освоение школьного стандарта. Только органическое сочетание в школьных стенах обоих видов образования может помочь развитию, как отдельного ребенка, так и всего образовательного учреждения. Понимание этого – основа преодоления школьными педагогами психологического барьера на пути восприятия дополнительного образования наравне с основными. Это очень трудно! Трудно,  в первую очередь, школьным учителям, которые стараются учитывать содержание основного образования в своей внеурочной деятельности (что важно для создания целостного образовательного пространства), но при этом действуют зачастую назидательно, выстраивая эту работу по классно-урочному принципу. Изменить же способ осуществления дополнительного образования оказывается не всегда под силу. Но это и неудивительно. Этому надо учить! И пока в педвузах, институтах усовершенствия учителей к этому только готовятся, необходимо создать совместные метод объединения педагогов дополнительного образования и школьных учителей. Над чем в принципе и работают педагоги и тренера нашей школы. От нас самих зависит качество образовательного процесса, желание детей заниматься в кружках и секциях, заинтересованность родителей, чтобы их дети занимались творческой или спортивной деятельностью.

 

 

 

Содержание:

 

I. Вводная часть. Концепция модернизации дополнительного образования

II.Основная часть. Сущность и специфика дополнительного образования.

а) Задачи дополнительного образования;

б) Содержание дополнительного образования

III.Заключение.

IV.Использованная литература.

 

 

 

 

 

Использованная литература:

 

1. Научно-пратический журнал «Управление современной школой». Г. Москва НОУ Центр «Педагогический поиск»;

2. Республиканский педагогический журнал «Внеклассная работа в школе». Г. Астана;

3. «Справочник классного руководителя». ТОО РПИК «Дәуір». г. Алматы


КГКП «ЦДЮТ «Достык»»

КГКП «ЦДЮТ «Достык»»

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ

Дополнительное образование дает ребенку реальную возможнсть выбора своего индивидуального пути

Дополнительное образование дает ребенку реальную возможнсть выбора своего индивидуального пути

Второй уровень - более сложный и более развитый

Второй уровень - более сложный и более развитый

Это способствует более интенсивному процессу социализации личности, выработке норм социального общения, помогает формировать навыки принятия самостоятельных решений

Это способствует более интенсивному процессу социализации личности, выработке норм социального общения, помогает формировать навыки принятия самостоятельных решений

Содержание: I . Вводная часть

Содержание: I . Вводная часть
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2020