Методический материал интегрированного урока (музыка + МХК) по теме "Путешествие в эпоху барокко»
Оценка 4.9

Методический материал интегрированного урока (музыка + МХК) по теме "Путешествие в эпоху барокко»

Оценка 4.9
docx
27.11.2021
Методический материал интегрированного урока (музыка + МХК) по теме "Путешествие  в эпоху барокко»
Интегрированный урок.docx

Интегрированный урок (музыка + МХК) по теме "Путешествие  в эпоху барокко»

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО

Оборудование: аудиозапись произведений А.Вивальди, стихотворение Л.Марченко “Времена года”, символы-предметы конца 17 века (веера, мушки, платья и др.), компьютер, музыкальный центр, мультимедиа.

Ученики выступают в роли “искусствоведа”, “модельеров”, “историка”, “музыковеда”

Цель урока: познакомить учащихся с искусством барокко.

Задачи:

Сформировать у учащихся целостное представление об эпохе Просвещения через музыкальные произведения Антонио Вивальди, архитектурные строения того времени, художественные картины, предметы.

Содействовать формированию у учащихся мировоззренческих понятий через произведения искусства эпохи Просвещения.

Развивать у учащихся познавательный интерес к творчеству А.Вивальди, изобразительному искусству, памятникам архитектуры, обычаям и нравам.

Ход урока

Слайд 1

Эпиграф - фрагмент стихотворения Д. Самойлова:

 

«Примеряться к вечным временам, к бесконечным расстояньям-

Это всё безмерно трудно нам.

Вопреки стараньям.

Легче, если расстоянье пядь,

Если мера времени – минута…»

 

Сценка:

Студент перебирает ноты, разворачивает старые свитки, сдувает пыль: “Что же интересно такое я нашел? Надо отнести профессору, может быть, он знает…”

Учитель: В начале ХХ века случайно были обнаружены старинные записи музыкальных произведений, а когда стали разбирать и воспроизводить их, зазвучала чудесная музыка. Как выяснилось позже, это была музыка великого итальянского композитора А.Вивальди.

Учитель: А сейчас мы мысленно перенесемся в конец 17 - начало 18 века, в эпоху барокко.

Слайд 2

Искусствовед: Барокко в переводе с итальянского означает “причудливый”, “странный”, так назывался художественный стиль. Для него характерны динамика, грандиозность, пышность, сильные чувства, пристрастие к эффектным зрелищам, контрасты масштабов и ритмов, света и тени.

Историк:  Внимание! Историческая справка: 17 век – время господства абсолютной монархии в большинстве европейских стран. Успехи в географии, астрономии, естествознании расширили представление о мире как о безграничном, изменчивом, противоречивом. Время стало главной темой искусства, с изобретением часового механизма люди стали глубже осознавать быстротечность жизни, измеряемой уже не месяцами и днями, а минутами и секундами. Культура 17 века дала миру произведения небывалого жизнелюбия и силы.

Сообщение учащихся об особенностях эпохи: прически (демонстрация рисунков); мушки на лице светских дам, их значение; веера (демонстрируют несколько видов вееров, принесенных учащимися).

Слайд 3

1-й модельер: Костюм отражал дух эпохи. Одежда была очень громоздкой, поэтому диктовала походку, движения, манеру поведения. Барочная одежда была живописно-декоративной, парадной, праздничной. Иногда костюм был таким причудливым и нелепым, что имел бутафорско-театральный вид. Неслучайно, что и сами театрализованные представления – опера и балет - появились в эпоху барокко. Как купол увенчивал барочные постройки, так и парик довершал костюм.

Мужские костюмы обильно украшали бантами, они буквально унизывали все платье. На костюм 17 века нашивали до 30 метров лент и 500 – 600 бантов. Костюмы обильно украшали драгоценными камнями.

Главной чертой барочного стиля были вздутые как паруса наряды на каркасах со складками, буфами.

Слайд 4

2-й модельер: Модной мелочью были маска и веер. Черные полумаски принято было надевать при выходе на улицу или театр. Очень популярны были веера. Сложился своеобразный язык: закрытие означало презрение, а направленная рукоять веера вперед – требование удалиться. Чем шире открыт веер, тем большую любовь к собеседнику испытывала дама.

Слайд 5

3-й модельер: Огромным успехом пользовались мушки всевозможных форм и названий. Каждая мушка имела свое название и смысл. Например, мушку - “хладнокровие” лепили на лбу у виска, а мушку- “непреклонность” - над левой бровью. У правого глаза мушка была “тираном”, на подбородке – означало “люблю, но не скажу”, под носом – “разлуку”, на щеках – “согласие”. “Мушиный язык” был единым для всех стран.

Слайд 6

Искусствовед: В 16-17 веках одним главным музыкальным инструментом становится скрипка. Появлению ее способствовало творчество великих мастеров скрипичного дела - Антонио Страдивари, Андреа Гварнери. Складываются новые музыкальные жанры: сюита, соната, концерт для ансамбля. Появляются определенные типы инструментальных ансамблей, в которых особенно выделяется скрипка.

Учитель : Эпоха барокко дала нам великие имена: Иоганна Себастьяна Баха; Доминико Скарлатти; Антонио Страдивари; Антонио Вивальди.

Слайд 7

Сообщение учащихся о композиторе И.С.Бахе:

Слайд 8

Неповторимый стиль А.Вивальди произвел переворот в европейском музыкальном мире в начале 18 века. Этот великий итальянец заставил всю Европу говорить о великой итальянской музыке.

Сообщение учащихся о композиторе А. Вивальди:

Слайд 9

Учитель:

Календарный лист последний сорван

И остался он в прошлом навсегда.

Каждый день в букет прекрасный собран

Прибавляя нам года.

Вспомним радости, печали.

Тех кого уж с нами нет.

Как стремились к цели как искали

В темном царстве яркий свет.

Нас любовь пронзит весной лучами,

Лето красоту к небу вознесет.

Под осенний дождь грустим ночами

И надежду в гости ждем.

Но зима смывает снегом

Грязь с души и в чистом сне

Поднимаемся над бренным веком,

Вновь мечтая о весне.

Четыре времени года

Все время меняет природа,

И каждое время прекрасно

И в нем растворяемся мы.

Берем у весны мы рожденье,

У красного лета - цветенье,

Богатство – у осени красной,

А мудрость у белой зимы.

(Л.Марченко.)

 

Блестящий стиль венецианского композитора А.Вивальди нашел свое наилучшее выражение в знаменитом музыкальном цикле “ Четыре времени года”.

Слайд 10

1-й музыковед: энергичное Allegro, которым начинается “Весна”, иллюстрирует следующие строчки соответствующего сонета: “Пришла весна, и птицы приветствуют ее радостным пением, и реки несут свои воды, нежно журча. Тучи затягивают небо черным плащом, гром и молния предвещают бурю, но вскоре птицы, будто останавливая ее, вновь начинают свою чарующую песню” (звучит фрагмент произведения “Весна”).

Слайд 11

2-й музыковед: первая часть “Лета” рисует картину жаркого дня и собирающейся грозы: “ Под жестокими лучами солнца человек слабеет… Не дает уставшим отдыха страх перед молниями и суровым громом … Ах, увы, не зря он боялся: громыхает, сверкает грозное небо, хлещет ливень, и травы в полях пригибает” (звучит фрагмент “Лета” А.Вивальди.)

Слайд 12

3-й музыковед: “Осень” посвящена охоте и сбору урожая винограда. “Песней и танцами деревенские жители отмечают радость сбора урожая .Осень напевает сладкие сны… На рассвете охотник выходит с рогом и собаками на охоту… Дикий зверь испуган шумом пальбы и собачьего лая, он устал, обессилен и погибает”.

Слайд 13

4-й музыковед: последний концерт цикла “Зима”- самый выразительный, он рисует одинокого путника - “В ледяной дрожи, среди холодного снега, обдуваемый сильным ветром, бредет он, от холода стуча зубами…” Примечательно,  что изначально этот цикл был назван Вивальди “Адом”. (Звучит фрагмент произведения “Зима” А.Вивальди)

 

Учитель:  1720-1730гг. Вивальди известен всей Италии. Слава его достигла таких масштабов, что его пригласили дать концерт перед самим Папой Римским.

В 1740 году А.Вивальди уехал в Вену, ко двору императора Карла IV, своего давнего покровителя. Но, увы, радужным планам великого композитора не суждено было сбыться. Приехав в Вену он не застал императора в живых, кроме того, популярность композитора пошла на спад. Предпочтения публики изменились и барочная музыка пошла на спад.

Умер Вивальди 28 июля 1741 года в Вене. Похороны были скромными: прозвучало лишь несколько ударов в колокол, а процессия состояла из людей, нанятых нести гроб. (Звучит фрагмент Largo “Зима”)

 

Учитель: К сожалению, со смертью А.Вивальди закончилась вскоре и эпоха барокко. Восторг и изумление испытали первые слушатели, услышав музыкальные произведения А.Вивальди .

Восторг и изумления испытывают сейчас те, кто слышит эту музыку первый раз. Уже в наши дни исследователь писал о музыкальном цикле “Времена года”: “Кажется, что в роскошном зале эпохи барокко распахнулись окна и двери, и вошла с приветствием вольная природа; в музыке звучит гордый величественный пафос, еще не знакомый XVII веку; возглас гражданина мира”.

Долгие годы музыка А.Вивальди находилась в забвении. Лишь в 20 веке она была заново открыта. В этом году исполнилось 342 года со дня рождения А.Вивальди. (Звучит Allegro из музыкального цикла “Весна”.)

Слайд 14

Спасибо за урок.


 

Интегрированный урок (музыка +

Интегрированный урок (музыка +

Как выяснилось позже, это была музыка великого итальянского композитора

Как выяснилось позже, это была музыка великого итальянского композитора

Чем шире открыт веер, тем большую любовь к собеседнику испытывала дама

Чем шире открыт веер, тем большую любовь к собеседнику испытывала дама

Нас любовь пронзит весной лучами,

Нас любовь пронзит весной лучами,

На рассвете охотник выходит с рогом и собаками на охоту…

На рассвете охотник выходит с рогом и собаками на охоту…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2021