Методический материал по коррекционной работе

  • doc
  • 16.06.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала система коррекционной работы.doc

 

 

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Рязанская школа-интернат»

 

 

 

 

 

 

 

Система коррекционно – развивающей работы

 по формированию познавательной сферы обучающихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Составитель: воспитатель

                 Парникова Елена Юрьевна

 

 

 

 

 

 

 

г.Рязань – 2019

Коррекционно - развивающая деятельность ориентирована на создание условий для: творческой самореализации обучающихся с ИН в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности с педагогами; профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.

         Цель  – развитие социального интеллекта и эмоционально-личностной сферы детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, коррекция нарушений развития системы личностных отношений на уровне базовых и социальных эмоций, формирование навыков позитивного межличностного общения.

Задачи:

1. Коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с ОВЗ с учетом их  возрастных и индивидуальных особенностей;

2.    Формирование умений, навыков социального общения людей;

3.  Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.

4.    Обучение элементам техники выразительных движений, развитие мимических движений.

5.   Формирование способности понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности другого человека.

6. Развитие навыков совместной деятельности; умения сотрудничать со сверстниками, согласовывать собственное поведение с поведением других детей.

 

Тематическое планирование

№ занятия

Тема

Количество часов

1

Развитие произвольного внимания, слуховой памяти, наглядно-образного мышления.

2

2

Развитие умения ориентироваться в пространстве листа, наглядно-образного мышления.

2

3

Развитие зрительной памяти, пространственных представлений, произвольности движений.

2

4

Развитие мышления, вербальной памяти.

2

5

Развитие умения ориентироваться в пространстве листа, логической памяти.

2

6

Развитие наглядно-образного мышления, произвольного внимания, мышления.

2

7

Развитие мышления, точности, произвольных движений.

2

8

Развитие зрительного восприятия, мышления, слуховых ощущений.

2

9

Развитие произвольного внимания и осязательных ощущений.

2

10

Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза, зрительной памяти, формирование элементов самоконтроля.

2

11

Развитие пространственного восприятия, наглядно-образного мышления, гибкости мыслительной деятельности.

2

12

Развитие мышления, непосредственной зрительной памяти.

2

13

Развитие пространственных представлений, зрительной и слуховой памяти.

2

14

Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза, пространственных представлений, воображения.

2

15

Развитие слуховых ощущений, произвольного внимания, наглядно-образного мышления.

2

16

Развитие осязательных и зрительных ощущений, опосредованной памяти.

2

17

Развитие произвольного внимания, мышления.

2

 

 

 

 

У обучающейся должны сформироваться:

* эмоционально-чувственное восприятие, сотрудничество;

* чувство единства, умение действовать согласованно;

* готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;

* целостная психолого-педагогическая культура;

* учебные мотивы;

* устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность;

  * основные мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять существенные признаки и закономерности);

* адекватное восприятие  действительности и самого себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комплекс игр и упражнений для коррекции и развития познавательных процессов у детей с ОВЗ

 

 Игровые задания на коррекцию и развитие зрительного восприятия:

направлены на формирование активного и дифференцированного характера восприятия, его целостности и константности; данные задания даются на уроке классу или группе; учитывается предмет или тема урока.

Наложенные изображения: предъявляются 3-5 контурных изображения, наложенные друг на друга: цифры, геометрические фигуры, буквы, предметы. Необходимо назвать все изображения.

Спрятанные изображения: предлагаются фигуры, состоящие из элементов букв, цифр, геометрических фигур. Требуется найти все спрятанные изображения.

Зашумленные изображения: предъявляются контурные изображения предметов, букв, цифр, геометрических фигур, которые зашумлены, т.е. перечеркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать.

Парные изображения: предъявляют два изображения, внешне похожие друг на друга, имеющие до 5-10 мелких отличий. Требуется их найти.

незаконченные изображения: предъявляются изображения с недорисованными элементами (птица без клюва, буква или цифра, геометрическая фигура без деталей). Нужно либо назвать либо дорисовать недостающие детали.

Точечное изображение: предлагаются изображения предметов, геометрических фигур, букв, цифр, выполненных в виде точек. Необходимо назвать данные изображения.

Перевернутые изображения: предлагаются схематические изображения предметов, букв, цифр, геометрических фигур, повернутые на 180°. Требуется их назвать.

Разрезанные изображения: предлагаются части 2-3-х изображений (овощи, геометрические фигуры и др. разного цвета). Собрать целые изображения.

Перекрытые изображения: карточки со словами, цифрами, схематичными изображениями предметов, где верхняя, нижняя или средняя часть карточки скрыта за полоской бумаги. Надо угадать, что спрятано.

Обобщенные схематические изображения: предлагаются фигуры, представляющие собой схематические изображения предметов. Отгадать, что это м.б.

2. Игровые задания на коррекцию и развитие слухового восприятия:

проводятся на уроке в виде минуток отдыха.

Кто что слышит? Дети закрывают глаза и прислушиваются к звукам и шумам, идущим из коридора, улицы и т.д. Назвать источник звука.

Что я делаю? Дети с закрытыми глазами по характерным звукам, шумам, стукам, определяют действия, которые совершает педагог или сверстники: листание книги, уронить предмет, переливание воды, писать мелом на доске, смять бумагу и т.д.

Кто тебя позвал? Ребенок с закрытыми глазами по голосу узнает того, кто назвал его имя.

3. Игровые задания на коррекцию и развитие ориентации в пространстве:

Веселые человечки: предлагают карточки со схематичными изображениями человечков, выполняющих различные гимнастические упражнения. Необходимо эти упражнения повторить (формирует знание схемы собственного тела – зеркальный перенос положения на себя).

Куда пойдешь и что найдешь? (умение выполнять словесную инструкцию) – в классе в разных местах прячут предметы или их изображения, а ребенку предлагают выполнить ряд действий по их поиску (например: вперед пойдешь – самолет найдешь, вправо пойдешь – машину найдешь и т.д. Куда ты хочешь пойти и что найти?). Ребенок должен оречевлять свои действия.

Найти спрятанный предмет: любой предмет прячут в разных местах класса, а затем по очереди ищут его, выполняя инструкцию педагога – сделай 1 шаг вперед, два шага направо, 1 шаг вперед и т.д. пока не найдут предмет.

4. Игровые задания на коррекцию и развитие ориентации в пространстве:

Чудесный мешочек: в непрозрачный мешок кладут предметы, различные по величине, форме, фактуре (исходя из темы урока). Ученику предлагают найти на ощупь предмет, в котором … 2 гласных звука и т.д.

Ходьба по контуру фигуры: на полу (ткани, бумаге) мелом (карандашом, ручкой) изображают буквы, цифры, геометрические фигуры и предлагают пройти сначала по контуру фигуры с открытыми глазами, а затем с закрытыми (ориентировка на кинестетические ощущения). Ученик может сам загадать фигуру и прошагать ее, а остальные должны ее отгадать.

Ничего не вижу: ребенка просят выполнить с закрытыми глазами любое хорошо знакомое действие – написать мелом слово на доске, собрать принадлежности в портфель, подойти к окну и т.д.

5. Игровые задания на коррекцию и развитие межанализаторных взаимодействий:

Слухо-двигательный анализатор: хлопни в ладоши, если услышишь нужный звук или слов (число).

Зрительно-двигательный анализатор: подпрыгнуть на месте столько раз, сколько покажут предметов (число на карточке и т.д.).

Слухо-тактильно-двигательный анализатор: отсчитать на ощупь столько предметов (с закрытыми глазами), сколько услышишь ударов бубна.

Тактильно-двигательный анализатор: отсчитать на ощупь столько предметов (с закрытыми глазами), сколько раз прикоснутся к твоей руке.

6. Игровые задания на коррекцию и развитие различных видов памяти:

1) Развитие механической и произвольной памяти:

№1 Детям демонстрируется карточка, на которой изображены 8-10 предметов. Время показа 10-20 секунд. надо запомнить как можно больше предметов. Карточка убирается. дети воспроизводят предметы по памяти.

№2 Предлагается по памяти описать то, что было изображено на иллюстрации учебника, с которым только что проводилась работа (непреднамеренное запоминание без установки заранее).

№3 На доске в ряд вывешивают 6-8 карточек (геометрические фигуры, предметы, слова и т.д.). Предлагают внимательно смотреть 10-20 секунд на карточки и запомнить их месторасположение. Затем дети на 1 секунду закрывают глаза, а педагог меняет 2 карточки местами или вовсе 1 убирает, а остальные сдвигает. Предлагает определить – что изменилось? (сначала убирают или меняют крайние изображения, а только потом в средине).

№4 На доске в различных ее местах прикрепляются изображение 6-8 предметов, чисел, букв (однородных и неоднородных). Предлагается внимательно рассмотреть, что где находится в течение 25-30 секунд. Затем доску закрывают. Необходимо вспомнить, какие предметы в каких местах доски находились? Упражнение повторяется 2-3 раза (сами объекты меняются, а также их положение). Вместо доски можно брать лист бумаги и мелкие предметы.

№5 Ребенку показывают 6-8 предметов в течение 10-20 секунд, предлагают хорошо их запомнить. Дети закрывают глаза, а педагог раскладывает предметы в разных углах класса, доступных взору. Нужно отыскать их среди массы других предметов (игра «Искатель»).

№6 Предложить ребенку 8-10 предметов и предложить тщательно рассмотреть в течение 30 секунд («сфотографировать»). Заранее предупреждают, что относительно предметов могут быть заданы любые вопросы ( какого цвета карандаши? что сделано из стекла и дерева? и т.д.). Дети должны ответить на разные вопросы, касающиеся просмотренных предметов. Чем неожиданнее вопросы, тем лучше готовятся дети внимательному вглядыванию.

№7 Ученик с закрытыми глазами называет определенные предметы, которые есть в классе (назови все зеленые предметы; назови все предметы круглой формы; сделанные из дерева; самые большие; гладкие и шершавые …), память здесь избирательная.

2) Развитие слуховой памяти:

№1 Учитель читает 5-7 слов, не связанных по смыслу, затем повторяет их, пропустив 1 слов, 2 слова. Дети должны восстановить цепочку слов по памяти.

№2 Учитель называет 1-2 слова, не связанных по смыслу и отдает эстафету (мяч) любому ученику, который должен назвать не только слова, но и добавить к ним еще 1 слово, эстафета идет дальше («снежный ком»). Активизируется словарь.

№3 Дети по команде учителя воспроизводят по памяти ряд двигательных действий: «копать землю», «рубить дрова», «шить», «грозит», «прощается» и т.д.

7. Игровые задания на коррекцию и развитие логических приемов запоминания:

развитие логической памяти предполагает предварительную выработку мыслительных действий, направленных на обработку запоминаемого материала, т.е. его классификацию, установлению смысла всех связей и отношений, выделение главных мыслей в рассказе, схематизация, составление плана. Эти действия используются в дальнейшем в качестве способов запоминания или мнемических приемов («мнемос» - память). Это можно использовать на уроке.

Добавь к слову новое слово: 1-ый ученик называет любое слово (предмет, цифру, букву, геометрическое тело), 2-ой повторяет это слово и добавляет свое из этой же группы, называют до тех пор, пока не названы все слова данной группы. Получается «снежный ком» с логической связью.

Картинка-схема: На доске в столбик крепятся 10-12 картинок с изображениями хорошо знакомых предметов, а на столе учителя лежат карточки с соответствующими схематическими изображениями данных предметов. Игру можно провести по рядам.

Картинка-картинка: на доске крепятся 8 картинок с предметами, а на столе лежат другие картинки, имеющие с первыми смысловые связи (1: трактор, солнце, карандаш, груша, дерево, якорь, цветок, картофель; 2: колесо, лампа, резинка, яблоко, лес, корабль, клумба, книга). Упражнение проводится по рядам в форме взаимно-обратных действий.

Слово-слово: детям предлагают запомнить цепочку из 6-8 слов (холод, молоко, обезьяна, корова, снег, банан). Чтобы лучше их запомнить, требуется предварительно образовать смысловые пары: холод-снег, молоко-корова, обезьяна-банан).

Смысловые ассоциации: предлагают детям слово (курица), к слову необходимо подобрать как можно больше ассоциаций (зерно, петух, цыпленок, яйцо и т.д.).

Схема-слово: ученикам предлагаю схематичные рисунки (погода, время года…), а они составляют рассказ по схеме.

Картинка-рассказ: учитель зачитывает небольшой рассказ, по ходу которого выставляются картинки с изображением отдельных моментов сюжета, т.н. картинный план. Составляют рассказ по серии картинок.

Схема-рассказ: учитель читает рассказ, несложный по сюжету и повествовательного содержания, состоящий из 5-7 эпизодов. По ходу чтения выставляются простые схематичные изображения каждого эпизода рассказа. На основе этой схемы ребенок рассказывает . (колобок)

Пересказ текста по плану: учитель читает небольшой рассказ, состоящий из ряда эпизодов. Затем совместно с детьми каждому эпизоду придумывают заглавие и составляют план рассказа. После этого дети пересказывают.

8. Игровые задания на коррекцию и развитие логического мышления:

для развития логического мышления используют приемы сравнения, обобщения и группировки учебного материала. Эти приемы используются при формировании понятий и представления, при их закреплении, дифференциации и общении, в процессе овладения тем или иным учебным предметом.

1-ая группа: Логические операции, осуществляемые на уровне представлений

Характеристика предмета по заданным признакам: детям предлагают дать словесное описание предмета, руководствуясь алгоритмом или схемой описания (предмет: цвет, материал, форма, величина, свойства, вид). Яблоко – красное, круглое, большое, сладкое, сочное, для варенья, фрукт.

Узнавание предметов по описанию: ученики должны определить предмет, спрятанный за ширмой, задавая учителю вопросы относительно свойств и качеств предмета по образцу (см. схему описания выше). Либо: детям предлагают определить предмет по описанию в виде готовой книжной загадки или придуманной самими детьми.

Сравнение предметов: предлагают сравнивать предметы, противопоставляя их один-другому по ряду признаков (грач черный, а воробей - …; грач крупная птица, а воробей - …; грач – перелетная птица, а воробей - …). Либо дети самостоятельно находят признаки, сравнивая предметы попарно (роза-василек, платье-туфли, тетрадь-книга).

Группировка предметов по их основным свойствам: детям предлагаются карточки с изображением 4-х предметов, три из которых принадлежат одной группе, а 4-ый - лишний. Это можно провести как на геометрическом материале, так и на буквах (гласные-согласные), словах и т.д.

Классификация предметов по заданному (видовому, родовому) признаку: можно проводить на любом предметном материале (одежда, мебель …).

Сериация (упорядочивание) объектов: требуется найти закономерность в расположении объектов, упорядоченных по одному признаку и размещенных в ряд. Для этого можно использовать задания, в которых к уже упорядоченным по этому признаку объектам необходимо добавить еще один такой, чтобы он не нарушал их закономерности (числовые последовательности, рисунки, слова, объекты, признаки и т.д.).

2-ая группа: Логические операции, осуществляемые на уровне конкретных понятий

Сформированность понятий: предлагают назвать одним словом ряды конкретных понятий (платье, пальто, брюки – одежда).

Конкретизация понятий: предлагают назвать объекты, входящие в понятия более широкого объема (птицы – перелетные, зимующие…).

Определение конкретных понятий: предлагают дать определение знакомых конкретных понятий, ориентируясь на существенные признаки (яблоня – это дерево, на котором растут яблоки).

Сравнение понятий: предлагают сравнивать между собой конкретные понятия 9утро-вечер, растения-животные, дождь-снег…).

Исключение понятий: предлагают 5 слов, 4 из которых объединяются родо-видовым понятием, а 5-ое – нет. Необходимо найти это лишнее слово: береза, сосна, дуб, сирень, ель (дерево-куст).

Выявление общих понятий: предлагают подобрать слова, имеющие общеродовые признаки, т.е. имеющие логические связи с определенным обобщающим словом: река: берег, рыба, рыболов, тина, вода.

Смысловое соотношение понятий: предлагают завершить неоконченное утверждение самостоятельно: дом-кирпич, стакан - …?

Смысловая сериация: предлагаются задачи, в которых заданы определенные отношения между объектами. По одному известному признаку надо ответить на вопросы: дружили три девочки – Катя, Маша, Таня. Катя училась лучше Тани, а Таня училась лучше Маши. Кто учился лучше (хуже) всех?

9. Игровые задания на коррекцию и развитие способности действовать в уме:

Ребусы (буквы, картинки + апостров);

Анаграммы (предлагаются картинки + буквы);

Кроссворды (по теме занятий);

Зашифрованные слова: предлагают ряд последовательно расположенных картинок с изображением предмета. Требуется из названия каждой картинки выделить 1-ый звук, из которых получится новое слово.

10. Игровые задания на коррекцию и развитие умения рассуждать:

Бывает-не бывает: предлагают рассмотреть картинку и модель ситуации, которая в реальной жизни не встречается, надо ответить, почему так не бывает.

Зачем и почему? учитель задает вопросы, а дети на них должны логично ответить. Вопросы могут быть на: угадывание, додумывание, предположение, выяснение причины, выяснение смысла, принятие решения, планирование действий.

Причина-следствие: учитель рассказывает о событии одним предложением (Дети бросили в лесу зажженную спичку.). Ученики должны придумать и описать возможные последствия этой ситуации. Либо: учитель называет следствие, а дети выясняют варианты причин (В лесу начался пожар.).

Рассказ по алгоритму: учитель предлагает детям последовательность описания событий: кто – что – где – зачем – как – когда - …

Пословицы: предлагают простые пословицы, дети дают свое объяснение смысла.

Логические задачи: что тяжелее 1 кг железа или 1 кг ваты?

Важно сочетать разные методы, но учитывать особенности учеников (в зависимости от дефектной зоны и ведущего анализатора), это определяет учитель путем наблюдения за учениками. В зависимости от характера учебного материала и особенностей его усвоения школьниками учитель выбирает те или иные методы для конкретного урока.

Список использованной литературы:

1.     Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М.: Просвещение,1989.

2.     Заика Е.В., Калмыкова И.А. Как воспитать талантливого ребенка. Сборник игр и упражнений по развитию познавательных и творческих способностей. // Практическая психология и социальная работа. – 2002. - № 7.

3.     Пономарев Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. – М.: Просвещение, 1987

4.     Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы). - М.: 1992.)


Тематическое планирование

 

 

Тема занятия

 

Дата проведения

Цель занятия

Содержание занятия

Вводная

часть

Основная часть

Заключительная часть

1-2

Диагностика уровня развития памяти и мышления. Исследование школьной мотивации учащихся.

 

Выявление уровня развития памяти и мышления. Исследование школьной мотивации учащихся.

·  Приветственное слово педагога-психолога, поздравление с началом нового учебного года.

·  Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».

·  Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»

Выполнение диагностических методик «10 предметов», «Установление последовательности событий», «Исключение лишнего», «Оценка уровня школьной мотивации»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

3-4

Диагностика уровня развития внимания, воображения и восприятия.

 

Выявление уровня развития внимания, воображения и восприятия.

·  Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».

·  Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия»

Выполнение диагностических методик «Тест Тулуз-Пьерона», «Дорисовывание фигур», «Собери картинку»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

5-6

Развитие произвольного внимания, слуховой памяти, наглядно-образного мышления.

 

Развитие:

·   произвольного внимания,

·   слуховой памяти,

·   наглядно-образного мышления.

·  Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».

·  Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»

Упражнения на развитие психических процессов: «Подсчитай правильно», «Повтори цифры», «Найди путь»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

7-8

Развитие умения ориентироваться в пространстве листа, наглядно-образного мышления.

 

Развитие:

·   умения ориентироваться в пространстве листа,

·   наглядно-образного мышления.

·  Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».

·  Упражнение мозговой гимнастики «Точки пространства»

Упражнения на развитие психических процессов: «Куда ускакал зайчик?», «Полянки»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

9-10

Развитие зрительной памяти, пространственных представлений, произвольности движений.

 

Развитие:

·   зрительной памяти,

·   пространственных представлений,

·   произвольности средних движений.

·  Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».

·  Упражнение мозговой гимнастики «Сова»

Упражнения на развитие психических процессов: «Запомни и нарисуй», «Выполняй правильно», «Летает – не летает»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

11-12

Развитие мышления, вербальной памяти.

 

Развитие:

·   мышления (установление закономерностей на абстрактном материале),

·   вербальной памяти.

·  Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».

·  Упражнение мозговой гимнастики «Качание головой»

Упражнения на развитие психических процессов: «Найди фигуры», «Слова, начинающиеся с одной буквы»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

13-14

Развитие умения ориентироваться в пространстве листа, логической памяти.

 

Развитие:

·   умения ориентироваться в пространстве листа,

·   логической памяти (установление ассоциативных связей),

·   тонко координированных движений.

·  Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».

·  Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия»

Упражнения на развитие психических процессов: «Выше, слева, правее, снизу», «Соседнее, через одно», «Объедини слова», «Сделай бусы», «Вырежи фигурки»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

15-16

Развитие наглядно-образного мышления, произвольного внимания, мышления.

 

Развитие:

·   наглядно-образного мышления,

·   произвольного внимания (устойчивость),

·   мышления (процессы синтеза).

·  Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».

·  Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия»

Упражнения на развитие психических процессов: «Полянки», «Назови по порядку», «Что здесь изображено?»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

17-18

Развитие мышления, точности, произвольных движений.

 

Развитие:

·   мышления (установление закономерностей на абстрактном материале),

·   мышления (процессы анализа),

·   точности произвольных движений.

·  Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».

·  Упражнение мозговой гимнастики «Заземлитель»

Упражнения на развитие психических процессов: «Найди фигуры», «Раздели на части», «Кто точнее?»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

19-20

Развитие зрительного восприятия, мышления, слуховых ощущений.

 

Развитие:

·   зрительного восприятия (выделение буквенных форм),

·   мышления (процессы анализа),

·   слуховых ощущений.

·  Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».

·  Упражнение мозговой гимнастики «Слон»

Упражнения на развитие психических процессов: «Назови буквы», «Какой? Какая? Какие?», «Шумящие коробочки»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

21-22

Развитие произвольного внимания и осязательных ощущений.

 

Развитие:

·   произвольного внимания (распределение),

·   осязательных ощущений.

·  Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».

·  Упражнение мозговой гимнастики «Точки мозга»

Упражнения на развитие психических процессов: «Вычеркивай буквы и слушай»,

«Сколько знаков?», «Разложи вслепую»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

23-24

Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза, зрительной памяти, формирование элементов самоконтроля.

 

Развитие:

·   зрительно-вербального анализа и синтеза,

·   зрительной памяти,

·   формирование элементов самоконтроля.

·  Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».

·  Упражнение мозговой гимнастики «Качание икр»

Упражнения на развитие психических процессов: «Отгадай слова», «Нарисуй по памяти», «Запретная цифра»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

25-26

Развитие умения подчиняться словесным указаниям взрослого, мышления, двигательной сферы.

 

Развитие:

·   умения подчиняться словесным указаниям взрослого,

·   мышления (нахождение общих признаков в несвязанном материале),

·   двигательной сферы.

·  Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».

·  Упражнение мозговой гимнастики «Заземлитель»

Упражнения на развитие психических процессов: «Графический диктант», «Поиск общего»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

27-28

Развитие пространственного восприятия, наглядно-образного мышления, гибкости мыслительной деятельности.

 

Развитие:

·   пространственного восприятия,

·   наглядно-образного мышления,

·   гибкости мыслительной деятельности.

·  Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».

·  Упражнение мозговой гимнастики «Качание головой»

Упражнения на развитие психических процессов: «Найди пирамиду», «Найди кресло», «Полянки», «Заселение дома»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

29-30

Развитие мышления, непосредственной зрительной памяти.

 

Развитие:

·   мышления (установление закономерностей),

·   непосредственной зрительной памяти,

·   мышления (процессы анализа).

·  Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».

·  Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»

Упражнения на развитие психических процессов: «Найди фигуры», «Точно такие», «Раскрась фигуры», «Заполни рисунки»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

31-32

Развитие пространственных представлений, зрительной и слуховой памяти.

 

Развитие:

·   пространственных представлений,

·   зрительной памяти,

·   слуховой памяти.

·  Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».

·  Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»

Упражнения на развитие психических процессов: «Шарики в трубочке», «Найди образец», «Подбери заплатку», «Повтори и добавь»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

33-34

Развитие умений выделять существенные признаки, соотносить с образцом. Развитие слуховых ощущений.

 

Развитие:

·   умения выделять существенные признаки,

·   умения соотносить с образцом,

·   слуховых ощущений.

·  Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».

·  Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения»

Упражнения на развитие психических процессов: «Выбери главное», «Найди подходящий треугольник», «Шумящие коробочки»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

35-36

Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза, пространственных представлений, воображения.

 

Развитие:

·   зрительно-вербального анализа и синтеза,

·   пространственных представлений,

·   воображения.

·  Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».

·  Упражнение мозговой гимнастики «Качание икр»

Упражнения на развитие психических процессов: «Отгадай слова», «Диктант пространственных действий», «Волшебный лес»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

37-38

Развитие осязательных ощущений, опосредованной памяти, мышления и мышечных ощущений.

 

Развитие:

·   осязательных ощущений,

·   опосредованной памяти,

·   мышления (установление закономерностей),

·   мышечных ощущений (чувство усилия).

·  Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».

·  Упражнение мозговой гимнастики «Шапка для размышлений»

Упражнения на развитие психических процессов: «Шершавые дощечки», «Подбери картинку», «Найди фигуры», «Рукопожатие»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

39-40

Развитие слуховых ощущений, произвольного внимания, наглядно-образного мышления.

 

Развитие:

·   слуховых ощущений,

·   произвольного внимания (устойчивость, переключение),

·   наглядно-образного мышления.

·  Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».

·  Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия»

Упражнения на развитие психических процессов: «Шумящие коробочки», «Крестики, точки», «Раздели квадрат»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

41-42

Развитие осязательных и зрительных ощущений, опосредованной памяти.

 

Развитие:

·   осязательных ощущений,

·   опосредованной памяти,

·   зрительных ощущений.

·  Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».

·  Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»

Упражнения на развитие психических процессов: «Тяжелые коробочки», «Подбери картинку», «Цветовая угадайка»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

43-44

Развитие произвольного внимания, мышления.

 

Развитие:

·   произвольного внимания (распределение внимания в условиях коллективной деятельности),

·   мышления (умения сравнивать),

·   мышления (установление закономерностей).

·  Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».

·  Упражнение мозговой гимнастики «Качание икр»

Упражнения на развитие психических процессов: «Делаем вместе», «Найди отличающихся», «Найди девятый»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

45-46

Развитие опосредованной памяти, наглядно-образного мышления и слухового восприятия.

 

Развитие:

·   опосредованной памяти,

·   наглядно-образного мышления,

·   слухового восприятия.

·  Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».

·  Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»

Упражнения на развитие психических процессов: «Зашифруй предложение», «Ленточки», «Назови и проверь постукиванием»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

47-48

Развитие словесной памяти и произвольного внимания, пространственных представлений.

 

Развитие:

·   словесной памяти и произвольного внимания,

·   пространственных представлений.

·  Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».

·  Упражнение мозговой гимнастики «Сова»

Упражнения на развитие психических процессов: «Найди слова», «Что изменилось? «Что не изменилось?», «Превращение фигур»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

49-50

Развитие умения воспроизводить образец. Развитие мышления и двигательной сферы.

 

Развитие:

·   умения воспроизводить образец,

·   мышления (процессы синтеза),

·   двигательной сферы (макродвижения).

·  Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».

·  Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия»

Упражнения на развитие психических процессов: «Дорисуй рисунок», «Что здесь изображено?», «Иголка и нитка»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

51-52

Развитие мышления, осязательных ощущений.

 

Развитие:

·   мышления (процессы анализа),

·   наглядно-образного мышления,

·   осязательных ощущений.

·  Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».

·  Упражнение мозговой гимнастики «Точки пространства»

Упражнения на развитие психических процессов: «Найди футболистов в одинаковых формах», «Цирк», «Раздели квадрат», «Шершавые дощечки»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

53-54

Развитие опосредованной памяти, зрительных ощущений, двигательной сферы.

 

Развитие:

·   опосредованной памяти,

·   зрительных ощущений,

·   двигательной сферы (подчинение поведения внешним сигналам).

·  Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».

·  Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»

Упражнения на развитие психических процессов: «Зашифруй предложение»,  «Цветовая угадайка», «Зеваки»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

55-56

Развитие мышления, зрительной непосредственной памяти, мышечных ощущений.

 

Развитие:

·   мышления (операция сравнения),

·   зрительной непосредственной памяти,

·   мышления (установление закономерностей),

·   мышечных ощущений (чувство усилия).

·  Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».

·  Упражнение мозговой гимнастики «Качание головой»

Упражнения на развитие психических процессов: «Найди одинаковые», «Одинаковое, разное», «Точно такие», «Найди девятый», «Рукопожатие»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

57-58

Развитие мышления и осязательных ощущений.

 

Развитие:

·   мышления (обобщение наглядного материала),

·   мышления (установление закономерностей),

·   осязательных ощущений.

·  Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».

·  Упражнение мозговой гимнастики «Заземлитель»

Упражнения на развитие психических процессов: «Четвертый лишний», «Найди фигуры», «Тяжелые коробочки»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

59-60

Развитие внутреннего плана действия, зрительной опосредованной памяти, двигательной сферы.

 

Развитие:

·   внутреннего плана действия,

·   зрительной опосредованной памяти,

·   двигательной сферы (умение быстро затормозить свои движение).

·  Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».

·  Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»

Упражнения на развитие психических процессов: «Совмести фигуры», «Запомни фигуры», «Замри»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

61-62

Развитие произвольного внимания, мышления и умения ориентироваться в пространстве листа.

 

Развитие:

·   произвольного внимания (распределение),

·   мышления (абстрагирование),

·   умения ориентироваться в пространстве листа.

·  Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».

·  Упражнение мозговой гимнастики «Качание икр»

Упражнения на развитие психических процессов: «Вычеркивай буквы и слушай», «Посмотри вокруг», «Где находится чайник?»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

63-64

Развитие мышления и зрительного восприятия формы.

 

Развитие:

·   мышления (умение сравнивать),

·   мышления (установление закономерностей),

·   зрительного восприятия формы.

·  Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».

·  Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения»

Упражнения на развитие психических процессов: «Найди отличающиеся», «Найди девятый», «Загадочные контуры»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

65-66

Диагностика уровня развития памяти и мышления.

 

Выявление уровня развития памяти и мышления.

·  Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».

·  Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»

Выполнение диагностических методик «10 предметов», «Установление последовательности событий», «Исключение лишнего»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

67-68

Исследование школьной мотивации.

 

Выявление учащихся с низким уровнем школьной мотивации.

·  Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».

·  Упражнение мозговой гимнастики «Сова»

Выполнение диагностической методики «Оценка уровня школьной мотивации».

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

69-70

Диагностика уровня развития внимания, воображения и восприятия.

 

Выявление уровня развития внимания, воображения и восприятия.

·  Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».

·  Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия»

Выполнение диагностических методик «Тест Тулуз-Пьерона», «Дорисовывание фигур», «Собери картинку»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.


Планируемые образовательные  результаты обучающихся

В результате реализации программы,  обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), должны:

•          достичь воспитательных результатов — духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил вследствие участия в той или иной деятельности

•          достичь эффекта – последствия результата, того, к чему привело достижение результата.

 Воспитательные деятельности ученика распределяются по трем уровням:

Первый уровень результатов –  приобретение обучающимися социальных знаний.

Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Третий уровень результатов – получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия.

Достижение трех уровней результатов коррекционно-развивающей деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации обучающихся. 

 

К концу года у обучающейся должны сформироваться:

* эмоционально-чувственное восприятие, сотрудничество;

* чувство единства, умение действовать согласованно;

* готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;

* целостная психолого-педагогическая культура;

* учебные мотивы;

* устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность;

* основные мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять существенные признаки и закономерности);

* адекватное восприятие  действительности и самого себя.

 

К концу года  должны повыситься:   

* уровень работоспособности;

* уровень развития мелкой моторики пальцев рук;

* уровень развития памяти;

* уровень развития внимания;

* уровень развития мышления;

* уровень развития восприятия;

* уровень развития произвольной сферы;

* уровень интеллектуального развития;

* уровень развития воображения;

* уровень развития речевой активности;

* уровень развития познавательной активности.

 

 К концу учебного года учащаяся должна уметь:

* признавать собственные ошибки;

* анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;

* контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;

* работать самостоятельно и с педагогом в паре.

Способы и формы оценивания образовательных результатов

В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг учебных действий, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия используем следующую систему оценки:

0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

 1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов – самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

            Балльная  система  оценки  позволяет объективно  оценить  промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.


Учебно-методическое обеспечение:

 

1.      Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ БСОШ № 1 им. П.П. Корягина для обучающихся с ОВЗ на 2017-2021 г.г.

  1. Афонькин C. Ю.. Учимся мыслить логически. Увле­кательные задачи для развития логического мыш­ления. - СПб.: Издательский дом «Литера», 2002.
  2. Батова А.С. Графический диктант // Начальная школа, 2003, № 9.
  3. Безруких М.М., Ефимова C.П., Князева М.Г. Как подготовить ребенка к  школе и по какой про­грамме лучше учиться. - М.: 1993.
  4. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А.  Психоло­гия усвоения знаний в школе. - М.: АПН РСФСР, 1959.
  5. Боровик  O.С.   Развитие   воображения.   Методиче­ские рекомендации. - М.: ООО «ЦГЛ «РОН», 2000.
  6. Винокурова Н.К.  Сборник тестов  и упражнений для   развития   ваших   творческих   способностей, Серия «Магия интеллекта».-  М.: 1995.
  7. Гельфан Е.М. Игры и упражнения для маленьких и больших. - М.:1961.
  8. Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи: Игровые задания.  - М.:  Первое   сентября, 2004.
  9. Развивающие  и  коррекционные   программы  для работы с младшими школьниками и  подростка­ми: Книга для учителя / отв. ред. И.В. Дуброви­на. - М.: Тула, 1993.
  10. Субботина O.   Развитие   воображения   детей. – Я.: Академия развития, 1997