Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Рязанская школа-интернат»
Система коррекционно – развивающей работы
по формированию познавательной сферы обучающихся
Составитель: воспитатель
Парникова Елена Юрьевна
г.Рязань – 2019
Коррекционно - развивающая деятельность ориентирована на создание условий для: творческой самореализации обучающихся с ИН в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности с педагогами; профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.
Цель – развитие социального интеллекта и эмоционально-личностной сферы детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, коррекция нарушений развития системы личностных отношений на уровне базовых и социальных эмоций, формирование навыков позитивного межличностного общения.
Задачи:
1. Коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с ОВЗ с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
2. Формирование умений, навыков социального общения людей;
3. Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
4. Обучение элементам техники выразительных движений, развитие мимических движений.
5. Формирование способности понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности другого человека.
6. Развитие навыков совместной деятельности; умения сотрудничать со сверстниками, согласовывать собственное поведение с поведением других детей.
Тематическое планирование
№ занятия |
Тема |
Количество часов |
1 |
Развитие произвольного внимания, слуховой памяти, наглядно-образного мышления. |
2 |
2 |
Развитие умения ориентироваться в пространстве листа, наглядно-образного мышления. |
2 |
3 |
Развитие зрительной памяти, пространственных представлений, произвольности движений. |
2 |
4 |
Развитие мышления, вербальной памяти. |
2 |
5 |
Развитие умения ориентироваться в пространстве листа, логической памяти. |
2 |
6 |
Развитие наглядно-образного мышления, произвольного внимания, мышления. |
2 |
7 |
Развитие мышления, точности, произвольных движений. |
2 |
8 |
Развитие зрительного восприятия, мышления, слуховых ощущений. |
2 |
9 |
Развитие произвольного внимания и осязательных ощущений. |
2 |
10 |
Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза, зрительной памяти, формирование элементов самоконтроля. |
2 |
11 |
Развитие пространственного восприятия, наглядно-образного мышления, гибкости мыслительной деятельности. |
2 |
12 |
Развитие мышления, непосредственной зрительной памяти. |
2 |
13 |
Развитие пространственных представлений, зрительной и слуховой памяти. |
2 |
14 |
Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза, пространственных представлений, воображения. |
2 |
15 |
Развитие слуховых ощущений, произвольного внимания, наглядно-образного мышления. |
2 |
16 |
Развитие осязательных и зрительных ощущений, опосредованной памяти. |
2 |
17 |
Развитие произвольного внимания, мышления. |
2 |
У обучающейся должны сформироваться:
* эмоционально-чувственное восприятие, сотрудничество;
* чувство единства, умение действовать согласованно;
* готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
* целостная психолого-педагогическая культура;
* учебные мотивы;
* устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность;
* основные мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять существенные признаки и закономерности);
* адекватное восприятие действительности и самого себя.
Комплекс игр и упражнений для коррекции и развития познавательных процессов у детей с ОВЗ
Игровые задания на коррекцию и развитие зрительного восприятия:
направлены на формирование активного и дифференцированного характера восприятия, его целостности и константности; данные задания даются на уроке классу или группе; учитывается предмет или тема урока.
Наложенные изображения: предъявляются 3-5 контурных изображения, наложенные друг на друга: цифры, геометрические фигуры, буквы, предметы. Необходимо назвать все изображения.
Спрятанные изображения: предлагаются фигуры, состоящие из элементов букв, цифр, геометрических фигур. Требуется найти все спрятанные изображения.
Зашумленные изображения: предъявляются контурные изображения предметов, букв, цифр, геометрических фигур, которые зашумлены, т.е. перечеркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать.
Парные изображения: предъявляют два изображения, внешне похожие друг на друга, имеющие до 5-10 мелких отличий. Требуется их найти.
незаконченные изображения: предъявляются изображения с недорисованными элементами (птица без клюва, буква или цифра, геометрическая фигура без деталей). Нужно либо назвать либо дорисовать недостающие детали.
Точечное изображение: предлагаются изображения предметов, геометрических фигур, букв, цифр, выполненных в виде точек. Необходимо назвать данные изображения.
Перевернутые изображения: предлагаются схематические изображения предметов, букв, цифр, геометрических фигур, повернутые на 180°. Требуется их назвать.
Разрезанные изображения: предлагаются части 2-3-х изображений (овощи, геометрические фигуры и др. разного цвета). Собрать целые изображения.
Перекрытые изображения: карточки со словами, цифрами, схематичными изображениями предметов, где верхняя, нижняя или средняя часть карточки скрыта за полоской бумаги. Надо угадать, что спрятано.
Обобщенные схематические изображения: предлагаются фигуры, представляющие собой схематические изображения предметов. Отгадать, что это м.б.
2. Игровые задания на коррекцию и развитие слухового восприятия:
проводятся на уроке в виде минуток отдыха.
Кто что слышит? Дети закрывают глаза и прислушиваются к звукам и шумам, идущим из коридора, улицы и т.д. Назвать источник звука.
Что я делаю? Дети с закрытыми глазами по характерным звукам, шумам, стукам, определяют действия, которые совершает педагог или сверстники: листание книги, уронить предмет, переливание воды, писать мелом на доске, смять бумагу и т.д.
Кто тебя позвал? Ребенок с закрытыми глазами по голосу узнает того, кто назвал его имя.
3. Игровые задания на коррекцию и развитие ориентации в пространстве:
Веселые человечки: предлагают карточки со схематичными изображениями человечков, выполняющих различные гимнастические упражнения. Необходимо эти упражнения повторить (формирует знание схемы собственного тела – зеркальный перенос положения на себя).
Куда пойдешь и что найдешь? (умение выполнять словесную инструкцию) – в классе в разных местах прячут предметы или их изображения, а ребенку предлагают выполнить ряд действий по их поиску (например: вперед пойдешь – самолет найдешь, вправо пойдешь – машину найдешь и т.д. Куда ты хочешь пойти и что найти?). Ребенок должен оречевлять свои действия.
Найти спрятанный предмет: любой предмет прячут в разных местах класса, а затем по очереди ищут его, выполняя инструкцию педагога – сделай 1 шаг вперед, два шага направо, 1 шаг вперед и т.д. пока не найдут предмет.
4. Игровые задания на коррекцию и развитие ориентации в пространстве:
Чудесный мешочек: в непрозрачный мешок кладут предметы, различные по величине, форме, фактуре (исходя из темы урока). Ученику предлагают найти на ощупь предмет, в котором … 2 гласных звука и т.д.
Ходьба по контуру фигуры: на полу (ткани, бумаге) мелом (карандашом, ручкой) изображают буквы, цифры, геометрические фигуры и предлагают пройти сначала по контуру фигуры с открытыми глазами, а затем с закрытыми (ориентировка на кинестетические ощущения). Ученик может сам загадать фигуру и прошагать ее, а остальные должны ее отгадать.
Ничего не вижу: ребенка просят выполнить с закрытыми глазами любое хорошо знакомое действие – написать мелом слово на доске, собрать принадлежности в портфель, подойти к окну и т.д.
5. Игровые задания на коррекцию и развитие межанализаторных взаимодействий:
Слухо-двигательный анализатор: хлопни в ладоши, если услышишь нужный звук или слов (число).
Зрительно-двигательный анализатор: подпрыгнуть на месте столько раз, сколько покажут предметов (число на карточке и т.д.).
Слухо-тактильно-двигательный анализатор: отсчитать на ощупь столько предметов (с закрытыми глазами), сколько услышишь ударов бубна.
Тактильно-двигательный анализатор: отсчитать на ощупь столько предметов (с закрытыми глазами), сколько раз прикоснутся к твоей руке.
6. Игровые задания на коррекцию и развитие различных видов памяти:
1) Развитие механической и произвольной памяти:
№1 Детям демонстрируется карточка, на которой изображены 8-10 предметов. Время показа 10-20 секунд. надо запомнить как можно больше предметов. Карточка убирается. дети воспроизводят предметы по памяти.
№2 Предлагается по памяти описать то, что было изображено на иллюстрации учебника, с которым только что проводилась работа (непреднамеренное запоминание без установки заранее).
№3 На доске в ряд вывешивают 6-8 карточек (геометрические фигуры, предметы, слова и т.д.). Предлагают внимательно смотреть 10-20 секунд на карточки и запомнить их месторасположение. Затем дети на 1 секунду закрывают глаза, а педагог меняет 2 карточки местами или вовсе 1 убирает, а остальные сдвигает. Предлагает определить – что изменилось? (сначала убирают или меняют крайние изображения, а только потом в средине).
№4 На доске в различных ее местах прикрепляются изображение 6-8 предметов, чисел, букв (однородных и неоднородных). Предлагается внимательно рассмотреть, что где находится в течение 25-30 секунд. Затем доску закрывают. Необходимо вспомнить, какие предметы в каких местах доски находились? Упражнение повторяется 2-3 раза (сами объекты меняются, а также их положение). Вместо доски можно брать лист бумаги и мелкие предметы.
№5 Ребенку показывают 6-8 предметов в течение 10-20 секунд, предлагают хорошо их запомнить. Дети закрывают глаза, а педагог раскладывает предметы в разных углах класса, доступных взору. Нужно отыскать их среди массы других предметов (игра «Искатель»).
№6 Предложить ребенку 8-10 предметов и предложить тщательно рассмотреть в течение 30 секунд («сфотографировать»). Заранее предупреждают, что относительно предметов могут быть заданы любые вопросы ( какого цвета карандаши? что сделано из стекла и дерева? и т.д.). Дети должны ответить на разные вопросы, касающиеся просмотренных предметов. Чем неожиданнее вопросы, тем лучше готовятся дети внимательному вглядыванию.
№7 Ученик с закрытыми глазами называет определенные предметы, которые есть в классе (назови все зеленые предметы; назови все предметы круглой формы; сделанные из дерева; самые большие; гладкие и шершавые …), память здесь избирательная.
2) Развитие слуховой памяти:
№1 Учитель читает 5-7 слов, не связанных по смыслу, затем повторяет их, пропустив 1 слов, 2 слова. Дети должны восстановить цепочку слов по памяти.
№2 Учитель называет 1-2 слова, не связанных по смыслу и отдает эстафету (мяч) любому ученику, который должен назвать не только слова, но и добавить к ним еще 1 слово, эстафета идет дальше («снежный ком»). Активизируется словарь.
№3 Дети по команде учителя воспроизводят по памяти ряд двигательных действий: «копать землю», «рубить дрова», «шить», «грозит», «прощается» и т.д.
7. Игровые задания на коррекцию и развитие логических приемов запоминания:
развитие логической памяти предполагает предварительную выработку мыслительных действий, направленных на обработку запоминаемого материала, т.е. его классификацию, установлению смысла всех связей и отношений, выделение главных мыслей в рассказе, схематизация, составление плана. Эти действия используются в дальнейшем в качестве способов запоминания или мнемических приемов («мнемос» - память). Это можно использовать на уроке.
Добавь к слову новое слово: 1-ый ученик называет любое слово (предмет, цифру, букву, геометрическое тело), 2-ой повторяет это слово и добавляет свое из этой же группы, называют до тех пор, пока не названы все слова данной группы. Получается «снежный ком» с логической связью.
Картинка-схема: На доске в столбик крепятся 10-12 картинок с изображениями хорошо знакомых предметов, а на столе учителя лежат карточки с соответствующими схематическими изображениями данных предметов. Игру можно провести по рядам.
Картинка-картинка: на доске крепятся 8 картинок с предметами, а на столе лежат другие картинки, имеющие с первыми смысловые связи (1: трактор, солнце, карандаш, груша, дерево, якорь, цветок, картофель; 2: колесо, лампа, резинка, яблоко, лес, корабль, клумба, книга). Упражнение проводится по рядам в форме взаимно-обратных действий.
Слово-слово: детям предлагают запомнить цепочку из 6-8 слов (холод, молоко, обезьяна, корова, снег, банан). Чтобы лучше их запомнить, требуется предварительно образовать смысловые пары: холод-снег, молоко-корова, обезьяна-банан).
Смысловые ассоциации: предлагают детям слово (курица), к слову необходимо подобрать как можно больше ассоциаций (зерно, петух, цыпленок, яйцо и т.д.).
Схема-слово: ученикам предлагаю схематичные рисунки (погода, время года…), а они составляют рассказ по схеме.
Картинка-рассказ: учитель зачитывает небольшой рассказ, по ходу которого выставляются картинки с изображением отдельных моментов сюжета, т.н. картинный план. Составляют рассказ по серии картинок.
Схема-рассказ: учитель читает рассказ, несложный по сюжету и повествовательного содержания, состоящий из 5-7 эпизодов. По ходу чтения выставляются простые схематичные изображения каждого эпизода рассказа. На основе этой схемы ребенок рассказывает . (колобок)
Пересказ текста по плану: учитель читает небольшой рассказ, состоящий из ряда эпизодов. Затем совместно с детьми каждому эпизоду придумывают заглавие и составляют план рассказа. После этого дети пересказывают.
8. Игровые задания на коррекцию и развитие логического мышления:
для развития логического мышления используют приемы сравнения, обобщения и группировки учебного материала. Эти приемы используются при формировании понятий и представления, при их закреплении, дифференциации и общении, в процессе овладения тем или иным учебным предметом.
1-ая группа: Логические операции, осуществляемые на уровне представлений
Характеристика предмета по заданным признакам: детям предлагают дать словесное описание предмета, руководствуясь алгоритмом или схемой описания (предмет: цвет, материал, форма, величина, свойства, вид). Яблоко – красное, круглое, большое, сладкое, сочное, для варенья, фрукт.
Узнавание предметов по описанию: ученики должны определить предмет, спрятанный за ширмой, задавая учителю вопросы относительно свойств и качеств предмета по образцу (см. схему описания выше). Либо: детям предлагают определить предмет по описанию в виде готовой книжной загадки или придуманной самими детьми.
Сравнение предметов: предлагают сравнивать предметы, противопоставляя их один-другому по ряду признаков (грач черный, а воробей - …; грач крупная птица, а воробей - …; грач – перелетная птица, а воробей - …). Либо дети самостоятельно находят признаки, сравнивая предметы попарно (роза-василек, платье-туфли, тетрадь-книга).
Группировка предметов по их основным свойствам: детям предлагаются карточки с изображением 4-х предметов, три из которых принадлежат одной группе, а 4-ый - лишний. Это можно провести как на геометрическом материале, так и на буквах (гласные-согласные), словах и т.д.
Классификация предметов по заданному (видовому, родовому) признаку: можно проводить на любом предметном материале (одежда, мебель …).
Сериация (упорядочивание) объектов: требуется найти закономерность в расположении объектов, упорядоченных по одному признаку и размещенных в ряд. Для этого можно использовать задания, в которых к уже упорядоченным по этому признаку объектам необходимо добавить еще один такой, чтобы он не нарушал их закономерности (числовые последовательности, рисунки, слова, объекты, признаки и т.д.).
2-ая группа: Логические операции, осуществляемые на уровне конкретных понятий
Сформированность понятий: предлагают назвать одним словом ряды конкретных понятий (платье, пальто, брюки – одежда).
Конкретизация понятий: предлагают назвать объекты, входящие в понятия более широкого объема (птицы – перелетные, зимующие…).
Определение конкретных понятий: предлагают дать определение знакомых конкретных понятий, ориентируясь на существенные признаки (яблоня – это дерево, на котором растут яблоки).
Сравнение понятий: предлагают сравнивать между собой конкретные понятия 9утро-вечер, растения-животные, дождь-снег…).
Исключение понятий: предлагают 5 слов, 4 из которых объединяются родо-видовым понятием, а 5-ое – нет. Необходимо найти это лишнее слово: береза, сосна, дуб, сирень, ель (дерево-куст).
Выявление общих понятий: предлагают подобрать слова, имеющие общеродовые признаки, т.е. имеющие логические связи с определенным обобщающим словом: река: берег, рыба, рыболов, тина, вода.
Смысловое соотношение понятий: предлагают завершить неоконченное утверждение самостоятельно: дом-кирпич, стакан - …?
Смысловая сериация: предлагаются задачи, в которых заданы определенные отношения между объектами. По одному известному признаку надо ответить на вопросы: дружили три девочки – Катя, Маша, Таня. Катя училась лучше Тани, а Таня училась лучше Маши. Кто учился лучше (хуже) всех?
9. Игровые задания на коррекцию и развитие способности действовать в уме:
Ребусы (буквы, картинки + апостров);
Анаграммы (предлагаются картинки + буквы);
Кроссворды (по теме занятий);
Зашифрованные слова: предлагают ряд последовательно расположенных картинок с изображением предмета. Требуется из названия каждой картинки выделить 1-ый звук, из которых получится новое слово.
10. Игровые задания на коррекцию и развитие умения рассуждать:
Бывает-не бывает: предлагают рассмотреть картинку и модель ситуации, которая в реальной жизни не встречается, надо ответить, почему так не бывает.
Зачем и почему? учитель задает вопросы, а дети на них должны логично ответить. Вопросы могут быть на: угадывание, додумывание, предположение, выяснение причины, выяснение смысла, принятие решения, планирование действий.
Причина-следствие: учитель рассказывает о событии одним предложением (Дети бросили в лесу зажженную спичку.). Ученики должны придумать и описать возможные последствия этой ситуации. Либо: учитель называет следствие, а дети выясняют варианты причин (В лесу начался пожар.).
Рассказ по алгоритму: учитель предлагает детям последовательность описания событий: кто – что – где – зачем – как – когда - …
Пословицы: предлагают простые пословицы, дети дают свое объяснение смысла.
Логические задачи: что тяжелее 1 кг железа или 1 кг ваты?
Важно сочетать разные методы, но учитывать особенности учеников (в зависимости от дефектной зоны и ведущего анализатора), это определяет учитель путем наблюдения за учениками. В зависимости от характера учебного материала и особенностей его усвоения школьниками учитель выбирает те или иные методы для конкретного урока.
Список использованной литературы:
1. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М.: Просвещение,1989.
2. Заика Е.В., Калмыкова И.А. Как воспитать талантливого ребенка. Сборник игр и упражнений по развитию познавательных и творческих способностей. // Практическая психология и социальная работа. – 2002. - № 7.
3. Пономарев Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. – М.: Просвещение, 1987
4. Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы). - М.: 1992.)
Тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
Дата проведения |
Цель занятия |
Содержание занятия |
||
Вводная часть |
Основная часть |
Заключительная часть |
||||
1-2 |
Диагностика уровня развития памяти и мышления. Исследование школьной мотивации учащихся. |
|
Выявление уровня развития памяти и мышления. Исследование школьной мотивации учащихся. |
· Приветственное слово педагога-психолога, поздравление с началом нового учебного года. · Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу». · Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» |
Выполнение диагностических методик «10 предметов», «Установление последовательности событий», «Исключение лишнего», «Оценка уровня школьной мотивации» |
Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
3-4 |
Диагностика уровня развития внимания, воображения и восприятия. |
|
Выявление уровня развития внимания, воображения и восприятия. |
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу». · Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» |
Выполнение диагностических методик «Тест Тулуз-Пьерона», «Дорисовывание фигур», «Собери картинку» |
Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
5-6 |
Развитие произвольного внимания, слуховой памяти, наглядно-образного мышления. |
|
Развитие: · произвольного внимания, · слуховой памяти, · наглядно-образного мышления. |
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу». · Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» |
Упражнения на развитие психических процессов: «Подсчитай правильно», «Повтори цифры», «Найди путь» |
Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
7-8 |
Развитие умения ориентироваться в пространстве листа, наглядно-образного мышления. |
|
Развитие: · умения ориентироваться в пространстве листа, · наглядно-образного мышления. |
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу». · Упражнение мозговой гимнастики «Точки пространства» |
Упражнения на развитие психических процессов: «Куда ускакал зайчик?», «Полянки» |
Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
9-10 |
Развитие зрительной памяти, пространственных представлений, произвольности движений. |
|
Развитие: · зрительной памяти, · пространственных представлений, · произвольности средних движений. |
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу». · Упражнение мозговой гимнастики «Сова» |
Упражнения на развитие психических процессов: «Запомни и нарисуй», «Выполняй правильно», «Летает – не летает» |
Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
11-12 |
Развитие мышления, вербальной памяти. |
|
Развитие: · мышления (установление закономерностей на абстрактном материале), · вербальной памяти. |
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу». · Упражнение мозговой гимнастики «Качание головой» |
Упражнения на развитие психических процессов: «Найди фигуры», «Слова, начинающиеся с одной буквы» |
Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
13-14 |
Развитие умения ориентироваться в пространстве листа, логической памяти. |
|
Развитие: · умения ориентироваться в пространстве листа, · логической памяти (установление ассоциативных связей), · тонко координированных движений. |
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу». · Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» |
Упражнения на развитие психических процессов: «Выше, слева, правее, снизу», «Соседнее, через одно», «Объедини слова», «Сделай бусы», «Вырежи фигурки» |
Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
15-16 |
Развитие наглядно-образного мышления, произвольного внимания, мышления. |
|
Развитие: · наглядно-образного мышления, · произвольного внимания (устойчивость), · мышления (процессы синтеза). |
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу». · Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» |
Упражнения на развитие психических процессов: «Полянки», «Назови по порядку», «Что здесь изображено?» |
Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
17-18 |
Развитие мышления, точности, произвольных движений. |
|
Развитие: · мышления (установление закономерностей на абстрактном материале), · мышления (процессы анализа), · точности произвольных движений. |
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу». · Упражнение мозговой гимнастики «Заземлитель» |
Упражнения на развитие психических процессов: «Найди фигуры», «Раздели на части», «Кто точнее?» |
Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
19-20 |
Развитие зрительного восприятия, мышления, слуховых ощущений. |
|
Развитие: · зрительного восприятия (выделение буквенных форм), · мышления (процессы анализа), · слуховых ощущений. |
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу». · Упражнение мозговой гимнастики «Слон» |
Упражнения на развитие психических процессов: «Назови буквы», «Какой? Какая? Какие?», «Шумящие коробочки» |
Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
21-22 |
Развитие произвольного внимания и осязательных ощущений. |
|
Развитие: · произвольного внимания (распределение), · осязательных ощущений. |
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу». · Упражнение мозговой гимнастики «Точки мозга» |
Упражнения на развитие психических процессов: «Вычеркивай буквы и слушай», «Сколько знаков?», «Разложи вслепую» |
Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
23-24 |
Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза, зрительной памяти, формирование элементов самоконтроля. |
|
Развитие: · зрительно-вербального анализа и синтеза, · зрительной памяти, · формирование элементов самоконтроля. |
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу». · Упражнение мозговой гимнастики «Качание икр» |
Упражнения на развитие психических процессов: «Отгадай слова», «Нарисуй по памяти», «Запретная цифра» |
Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
25-26 |
Развитие умения подчиняться словесным указаниям взрослого, мышления, двигательной сферы. |
|
Развитие: · умения подчиняться словесным указаниям взрослого, · мышления (нахождение общих признаков в несвязанном материале), · двигательной сферы. |
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу». · Упражнение мозговой гимнастики «Заземлитель» |
Упражнения на развитие психических процессов: «Графический диктант», «Поиск общего» |
Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
27-28 |
Развитие пространственного восприятия, наглядно-образного мышления, гибкости мыслительной деятельности. |
|
Развитие: · пространственного восприятия, · наглядно-образного мышления, · гибкости мыслительной деятельности. |
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу». · Упражнение мозговой гимнастики «Качание головой» |
Упражнения на развитие психических процессов: «Найди пирамиду», «Найди кресло», «Полянки», «Заселение дома» |
Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
29-30 |
Развитие мышления, непосредственной зрительной памяти. |
|
Развитие: · мышления (установление закономерностей), · непосредственной зрительной памяти, · мышления (процессы анализа). |
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу». · Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» |
Упражнения на развитие психических процессов: «Найди фигуры», «Точно такие», «Раскрась фигуры», «Заполни рисунки» |
Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
31-32 |
Развитие пространственных представлений, зрительной и слуховой памяти. |
|
Развитие: · пространственных представлений, · зрительной памяти, · слуховой памяти. |
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу». · Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» |
Упражнения на развитие психических процессов: «Шарики в трубочке», «Найди образец», «Подбери заплатку», «Повтори и добавь» |
Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
33-34 |
Развитие умений выделять существенные признаки, соотносить с образцом. Развитие слуховых ощущений. |
|
Развитие: · умения выделять существенные признаки, · умения соотносить с образцом, · слуховых ощущений. |
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу». · Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения» |
Упражнения на развитие психических процессов: «Выбери главное», «Найди подходящий треугольник», «Шумящие коробочки» |
Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
35-36 |
Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза, пространственных представлений, воображения. |
|
Развитие: · зрительно-вербального анализа и синтеза, · пространственных представлений, · воображения. |
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу». · Упражнение мозговой гимнастики «Качание икр» |
Упражнения на развитие психических процессов: «Отгадай слова», «Диктант пространственных действий», «Волшебный лес» |
Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
37-38 |
Развитие осязательных ощущений, опосредованной памяти, мышления и мышечных ощущений. |
|
Развитие: · осязательных ощущений, · опосредованной памяти, · мышления (установление закономерностей), · мышечных ощущений (чувство усилия). |
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу». · Упражнение мозговой гимнастики «Шапка для размышлений» |
Упражнения на развитие психических процессов: «Шершавые дощечки», «Подбери картинку», «Найди фигуры», «Рукопожатие» |
Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
39-40 |
Развитие слуховых ощущений, произвольного внимания, наглядно-образного мышления. |
|
Развитие: · слуховых ощущений, · произвольного внимания (устойчивость, переключение), · наглядно-образного мышления. |
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу». · Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» |
Упражнения на развитие психических процессов: «Шумящие коробочки», «Крестики, точки», «Раздели квадрат» |
Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
41-42 |
Развитие осязательных и зрительных ощущений, опосредованной памяти. |
|
Развитие: · осязательных ощущений, · опосредованной памяти, · зрительных ощущений. |
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу». · Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» |
Упражнения на развитие психических процессов: «Тяжелые коробочки», «Подбери картинку», «Цветовая угадайка» |
Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
43-44 |
Развитие произвольного внимания, мышления. |
|
Развитие: · произвольного внимания (распределение внимания в условиях коллективной деятельности), · мышления (умения сравнивать), · мышления (установление закономерностей). |
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу». · Упражнение мозговой гимнастики «Качание икр» |
Упражнения на развитие психических процессов: «Делаем вместе», «Найди отличающихся», «Найди девятый» |
Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
45-46 |
Развитие опосредованной памяти, наглядно-образного мышления и слухового восприятия. |
|
Развитие: · опосредованной памяти, · наглядно-образного мышления, · слухового восприятия. |
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу». · Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» |
Упражнения на развитие психических процессов: «Зашифруй предложение», «Ленточки», «Назови и проверь постукиванием» |
Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
47-48 |
Развитие словесной памяти и произвольного внимания, пространственных представлений. |
|
Развитие: · словесной памяти и произвольного внимания, · пространственных представлений. |
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу». · Упражнение мозговой гимнастики «Сова» |
Упражнения на развитие психических процессов: «Найди слова», «Что изменилось? «Что не изменилось?», «Превращение фигур» |
Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
49-50 |
Развитие умения воспроизводить образец. Развитие мышления и двигательной сферы. |
|
Развитие: · умения воспроизводить образец, · мышления (процессы синтеза), · двигательной сферы (макродвижения). |
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу». · Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» |
Упражнения на развитие психических процессов: «Дорисуй рисунок», «Что здесь изображено?», «Иголка и нитка» |
Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
51-52 |
Развитие мышления, осязательных ощущений. |
|
Развитие: · мышления (процессы анализа), · наглядно-образного мышления, · осязательных ощущений. |
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу». · Упражнение мозговой гимнастики «Точки пространства» |
Упражнения на развитие психических процессов: «Найди футболистов в одинаковых формах», «Цирк», «Раздели квадрат», «Шершавые дощечки» |
Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
53-54 |
Развитие опосредованной памяти, зрительных ощущений, двигательной сферы. |
|
Развитие: · опосредованной памяти, · зрительных ощущений, · двигательной сферы (подчинение поведения внешним сигналам). |
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу». · Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» |
Упражнения на развитие психических процессов: «Зашифруй предложение», «Цветовая угадайка», «Зеваки» |
Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
55-56 |
Развитие мышления, зрительной непосредственной памяти, мышечных ощущений. |
|
Развитие: · мышления (операция сравнения), · зрительной непосредственной памяти, · мышления (установление закономерностей), · мышечных ощущений (чувство усилия). |
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу». · Упражнение мозговой гимнастики «Качание головой» |
Упражнения на развитие психических процессов: «Найди одинаковые», «Одинаковое, разное», «Точно такие», «Найди девятый», «Рукопожатие» |
Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
57-58 |
Развитие мышления и осязательных ощущений. |
|
Развитие: · мышления (обобщение наглядного материала), · мышления (установление закономерностей), · осязательных ощущений. |
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу». · Упражнение мозговой гимнастики «Заземлитель» |
Упражнения на развитие психических процессов: «Четвертый лишний», «Найди фигуры», «Тяжелые коробочки» |
Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
59-60 |
Развитие внутреннего плана действия, зрительной опосредованной памяти, двигательной сферы. |
|
Развитие: · внутреннего плана действия, · зрительной опосредованной памяти, · двигательной сферы (умение быстро затормозить свои движение). |
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу». · Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» |
Упражнения на развитие психических процессов: «Совмести фигуры», «Запомни фигуры», «Замри» |
Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
61-62 |
Развитие произвольного внимания, мышления и умения ориентироваться в пространстве листа. |
|
Развитие: · произвольного внимания (распределение), · мышления (абстрагирование), · умения ориентироваться в пространстве листа. |
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу». · Упражнение мозговой гимнастики «Качание икр» |
Упражнения на развитие психических процессов: «Вычеркивай буквы и слушай», «Посмотри вокруг», «Где находится чайник?» |
Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
63-64 |
Развитие мышления и зрительного восприятия формы. |
|
Развитие: · мышления (умение сравнивать), · мышления (установление закономерностей), · зрительного восприятия формы. |
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу». · Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения» |
Упражнения на развитие психических процессов: «Найди отличающиеся», «Найди девятый», «Загадочные контуры» |
Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
65-66 |
Диагностика уровня развития памяти и мышления. |
|
Выявление уровня развития памяти и мышления. |
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу». · Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» |
Выполнение диагностических методик «10 предметов», «Установление последовательности событий», «Исключение лишнего» |
Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
67-68 |
Исследование школьной мотивации. |
|
Выявление учащихся с низким уровнем школьной мотивации. |
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу». · Упражнение мозговой гимнастики «Сова» |
Выполнение диагностической методики «Оценка уровня школьной мотивации». |
Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
69-70 |
Диагностика уровня развития внимания, воображения и восприятия. |
|
Выявление уровня развития внимания, воображения и восприятия. |
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу». · Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» |
Выполнение диагностических методик «Тест Тулуз-Пьерона», «Дорисовывание фигур», «Собери картинку» |
Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
Планируемые образовательные результаты обучающихся
В результате реализации программы, обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), должны:
• достичь воспитательных результатов — духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил вследствие участия в той или иной деятельности
• достичь эффекта – последствия результата, того, к чему привело достижение результата.
Воспитательные деятельности ученика распределяются по трем уровням:
Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний.
Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Третий уровень результатов – получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия.
Достижение трех уровней результатов коррекционно-развивающей деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации обучающихся.
К концу года у обучающейся должны сформироваться:
* эмоционально-чувственное восприятие, сотрудничество;
* чувство единства, умение действовать согласованно;
* готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
* целостная психолого-педагогическая культура;
* учебные мотивы;
* устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность;
* основные мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять существенные признаки и закономерности);
* адекватное восприятие действительности и самого себя.
К концу года должны повыситься:
* уровень работоспособности;
* уровень развития мелкой моторики пальцев рук;
* уровень развития памяти;
* уровень развития внимания;
* уровень развития мышления;
* уровень развития восприятия;
* уровень развития произвольной сферы;
* уровень интеллектуального развития;
* уровень развития воображения;
* уровень развития речевой активности;
* уровень развития познавательной активности.
К концу учебного года учащаяся должна уметь:
* признавать собственные ошибки;
* анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;
* контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;
* работать самостоятельно и с педагогом в паре.
Способы и формы оценивания образовательных результатов
В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг учебных действий, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия используем следующую систему оценки:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов – самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ БСОШ № 1 им. П.П. Корягина для обучающихся с ОВЗ на 2017-2021 г.г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.