Методический материал по педагогическим условиям работы с одаренными детьми
Оценка 4.6

Методический материал по педагогическим условиям работы с одаренными детьми

Оценка 4.6
doc
13.02.2020
Методический материал по педагогическим условиям работы с одаренными детьми
условия работы с одаренными.doc

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Исследователи детской одаренности (Д. Б. Богоявленская, Н. С. Лейтес, А. И. Савенков и др.) считают необходимым создание таких психолого-педагогических условий, при которых возможно развитие у одаренных школьников мотивационных, интеллектуальных и творческих возможностей для их самореализации в творческой деятельности и самоактуализации в профессиональной деятельности.

Большинство авторов отмечают, что качественные характеристики одаренности выражают специфику психических возможностей человека и особенности их проявления в тех или иных видах деятельности. Количественные характеристики одаренности позволяют описать степень их выраженности. Выделение видов одаренности осуществляется в рамках основных видов деятельности с учетом разных психических сфер и соответственно степени участия определенных уровней психической организации (принимая во внимание качественное своеобразие каждого из них). К основным видам деятельности относятся: практическая, теоретическая (учитывая детский возраст, предпочтительнее говорить о познавательной деятельности), художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная [2].

Вопросы обучения, развития и воспитания одаренных детей для современной школы сегодня приобретают особое значение. Проблема обучения таких детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области деятельности.

По решению Всемирной организации здравоохранения одарённые дети входят в «группу риска». Им необходимы специальные индивидуальные программы, специально подготовленные учителя, специальные школы (школы, где знают и учитывают особенности и проблемы одарённого ребёнка, где он будет развиваться согласно своим задаткам и способностям) [5].

Исследователи выделяют три основные характеристики одаренности:

Интегративные личностные: любопытство (познавательная потребность) – чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного, и проявляется это в поиске новой информации, новых знаний, в постоянном стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской, творческой активности (желание разбирать игрушки, исследовать поведение животных); сверхчувствительность к проблемам – способность видеть проблему там, где другие ничего необычного не замечают, – это важная характеристика творчески мыслящего человека. Еще Платон говорил о том, что познание начинается с удивления тому, что обыденно.

Характеристики сферы умственного развития: оригинальность мышления – способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых. Проявляется в мышлении и поведении ребёнка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности (ярко выражено в характере и тематике самостоятельности рисунков, сочинений, историй, конструировании); гибкость мышления – способность быстро и легко переходить от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию.

Характеристики сферы личностного развития: увлеченность содержанием задачи – ведущая характеристика одаренности. Деятельность тогда выступает эффективным средством развития способностей, когда она стимулируется не чувством долга, не стремлением получить награду, а, в первую очередь – интересом к содержанию. Проявляется в деятельности и поведении ребёнка; нонконформизм – стремление во чтобы то ни стало противостоять мнению большинства, характеризуется его самостоятельностью и независимостью. Проявляется в готовности отстаивать собственную точку зрения, даже если она противоречит мнению большинства, в стремлении действовать, и поступать не традиционно, оригинально; лидерство – доминирование в межличностных отношениях. Эти характеристики легко наблюдаемы и должны быть замечены педагогом.

В соответствии с выделенными тремя основными характеристиками одаренности психологи определяют три группы таких обучающихся [7].

1.      Школьники с очень высоким общим уровнем развития интеллектуальных способностей, явно превышающих средний уровень; творческим подходом и настойчивостью в достижении цели. У этих детей сильно развитое чувство справедливости и очень широкие личные системы ценностей.

2.      Школьники с признаками специальной умственной одаренности в определенной области знаний, с предпочтением заниматься каким-то определенным видом деятельности, но с чрезвычайной восприимчивостью к неречевым проявлениям чувств окружающими, часто с асоциальным поведением.

3.      Школьники, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами, креативностью, продуктивностью мышления, способностью к лидерству.

Опыт работы с данной категорией учащихся показывает, что такие дети доставляют массу хлопот педагогическим работникам. Характерными для представителей первой группы являются эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее, неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна, отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, так как одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия, отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть проблемы, стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах, стремление всегда быть правым в споре из-за отсутствия конформизма и способности идти на компромисс, стремление командовать сверстниками – иначе ему становится скучно с ними. Такие непривлекательные проявления личности нередко влекут за собой не только проблемы психического характера у ребенка, но и явное неприятие его коллективом сверстников. Что, безусловно, приводит к дезадаптивной симптоматике (асоциальное поведение, агрессия).

В практике школьной жизни можно встретить и противоположную социально-психологическую реакцию одарённого ребёнка на ситуацию подавления отдельных черт его характера. Длительная депривация (подавление, неудовлетворение) – одна из серьезнейших проблем социально-психологических проявлений со стороны ближайшего социального окружения ребёнка. Одной из основных социально-психологических проблем одаренного ребенка является несформированность у ребенка средств общения с окружающим его миром. Причина этого кроется в «детском прошлом» ребенка, в благополучной любящей среде домашнего воспитания. И наконец, самая основная проблема заключается в отсутствии подготовленных теоретически и обладающих практическими умениями педагогических кадров, способных обучать, развивать, воспитывать и создавать психолого-педагогическую среду для одаренных детей.

Создание в образовательном учреждении благоприятной психолого-педагогической среды – основная цель ОУ, способного осуществлять работу по выявлению и развитию одаренных детей. Безусловно, что такую среду может создать лишь педагогический коллектив, обладающий необходимым для такого рода деятельности профессиональным потенциалом.

Может создаться впечатление, что детская одаренность – процесс настолько аномальный, что ему всегда сопутствуют трудности. Но одаренный ребенок – ребенок, который развивается по-другому, он требует других норм взаимоотношений, других учебных программ, что и составляет содержание основного проблемного поля при работе с данной категорией учащихся в средней школе.

Учитывая всё перечисленное, выделим наиболее частые особенности дезадаптации одарённых детей. Это:

1.      трудности в нахождении близких по духу друзей;

2.      проблемы участия в играх и развлечениях сверстников;

3.      проблемы конформности, т.е. старание подстроиться под других, казаться такими, как все, отказ от своей индивидуальности;

4.      очень ранний интерес к проблемам мироздания и судьбе;

5.      диссинхромия развития как причина потери мотивации к учёбе.

Психологическая помощь родителям, в частности, воспитывающим одаренных детей, должна проходить в трех направлениях:

1. Информирование родителей об особенностях, проблемах, интересах такого ребенка (плакаты, стенды, брошюры, информационные фильмы и т.п.).

2. Обучение родителей способам взаимодействия с их ребенком. Наиболее эффективными в данном случае являются тренинги детско-родительских отношений.

3. Индивидуальные консультации, беседы с родителями, посвященные конкретным проблемам, возникающим в данной семье. Следует обратить особое внимание на очень важный компонент психологической помощи родителям – тренинги детско-родительских отношений. Нами разработана программа тренинга для родителей одаренных детей, который мог бы быть включен в систему психологической помощи в сочетании с другими формами работы. Выявление одаренных детей по основанию «значимости» – первый и самый главный этап. Необходимо определить, какой тип одаренности у конкретного ученика. Общая (умственная одаренность); художественная одаренность (этот вид одаренности отражает высокий творческий потенциал человека: искусство, литература, музыка, прикладное искусство и т.д.); социальная одаренность (проявляется в умении разбираться в людях, устанавливать с ними эффективные отношения; основой социальной одаренности является социальный интеллект); спортивная (моторная) одаренность (проявляется в разных видах двигательной деятельности – спорт, танцы) [4].

Работа с родителями должна вестись в четырех направлениях:

1.      психологическое сопровождение семьи способного ребенка;

2.      информационная среда для родителей;

3.      совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей;

4.      поддержка и поощрение родителей на уровне школы.

При этом цель работы психолога с родителями талантливых детей – обучение родителей эффективному взаимодействию с их ребенком [3]. Тренинги для родителей направлены на:

§  расширение возможностей понимания одаренного ребенка;

§  улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком;

§  выработку новых навыков взаимодействия с ребенком;

§  установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.

рекомендации родителям одаренных детей:

1.      Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.

2.      Оценивайте уровень развития ребенка.

3.      Избегайте длинных объяснений или бесед.

4.      Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одаренности.

5.      Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.

6.      Развивайте в своих детях следующие качества:

§  уверенность, базирующуюся на собственном сознании самоценности;

§  понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;

§  интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;

§  уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, к душевному мужеству;

§  привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;

§  умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов [6].

Таким образом, работа с одаренными детьми – ответственная, глубоко профессиональная, комплексная деятельность педагогов, психологов, социальных работников и социальных педагогов по выявлению, развитию и воспитанию талантливых детей.


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАБОТЫ С

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАБОТЫ С

Проявляется в готовности отстаивать собственную точку зрения, даже если она противоречит мнению большинства, в стремлении действовать, и поступать не традиционно, оригинально; лидерство – доминирование в…

Проявляется в готовности отстаивать собственную точку зрения, даже если она противоречит мнению большинства, в стремлении действовать, и поступать не традиционно, оригинально; лидерство – доминирование в…

Может создаться впечатление, что детская одаренность – процесс настолько аномальный, что ему всегда сопутствуют трудности

Может создаться впечатление, что детская одаренность – процесс настолько аномальный, что ему всегда сопутствуют трудности

Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени

Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2020