«Методический материал по воспитательной работе духовно-нравственной направленности»
Оценка 4.7

«Методический материал по воспитательной работе духовно-нравственной направленности»

Оценка 4.7
docx
29.09.2021
«Методический материал  по  воспитательной работе духовно-нравственной направленности»
толирантность.docx

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение                                           Самарской области средняя общеобразовательная школа №13                                                            городского округа Чапаевск Самарской области

структурное подразделение ГБОУ СОШ №13 г.о. Чапаевск –                                                                      «Детский сад №29 «Кораблик»,                                                                                                  реализующее основные общеобразовательные программы

дошкольного образования

 

 

 

 

 

Селягина Елена Ивановна, воспитатель

 

«Методический материал  по  воспитательной работе духовно-нравственной направленности»

                       

                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Возрастная группа:

 Подготовительная к школе группа                  

3.Тема методического материала:

Толерантность и религия   как основа духовно-нравственного развития дошкольников

4.Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач.

Задачи:

Ø формировать представление, воспитывать уважение к традициям и обычаям русского народа, а также народов, проживающих на территории России.

Ø создать условия для развития толерантных отношений у детей дошкольного возраста;

Ø развивать эмпатию, доброжелательное отношение к представителям разных культур на основе толерантности и взаимопонимания;

Ø воспитывать в дошкольниках чувство гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он родился и живет;

5.Актуальность и педагогическая значимость.

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования. В законе РФ «Об образовании» говорится: «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей...» (ст. «Принципы государственной политики в области образования»). Аналогичные задачи находятся в Государственной концепции дошкольного воспитания: «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям». Дошкольное образование, неразрывно связанное с социальными процессами и культурой общества.

В решении задач формирования толерантности особая роль отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания, и воспитатели, должны довести до сознания детей то, что ведь люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе. Период дошкольного детства очень  для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.

Педагога часто называют “душой образовательного процесса”. От его личностного потенциала, профессиональных знаний и умений, от его убеждений, взглядов, мировоззрения зависит эффективность, продуктивность общения и совместной деятельности. Трудно представить себе, что нетерпимый к другим педагог сможет воспитать у ребёнка толерантное отношение к другим людям, к другим культурам. Какими качествами должен обладать педагог, воспитывающий толерантность? Главными являются его верность общечеловеческим ценностям, духовное богатство и демократизм. Важнейшим качеством педагога в работе с детским коллективом является эмпатия – способность понимать и чувствовать ребёнка.

Кроме того, педагог должен обладать специальными технологиями взаимодействия с детским коллективом. К таким технологиям относятся личностно ориентированные технологии, такие как диалог, дискуссия, сотрудничество. В диалоге проявляется индивидуальность и постигается своеобразие другого человека, так как именно диалоговое взаимодействие подразумевает равенство позиций в общении.

Главная цель дискуссии – развитие коммуникативной и дискуссионной культуры в процессе поиска истины. Умело организованная дискуссия является важнейшей методической формой развития толерантности.

Следующей педагогической технологией является сотрудничество, которое подразумевает совместное определение целей деятельности, совместное планирование, распределение сил и средств на основе возможностей каждого. Педагогика сотрудничества предусматривает организацию деловых контактов, совместную постановку задач и анализа процесса их решения. Данный стиль взаимодействия в педагогическом процессе связан с гуманизацией и демократизацией общества, активизацией инициативы и творчества людей, более полным раскрытием личностного потенциала каждого человека, что в полной мере способствует формированию толерантности.

Говорят, что корни морали в самой природе, или в человеке, или в обществе. И очень многие уверены, что мораль от бога. За тринадцать веков до нашей эры пророк Моисей получил от бога и провозгласил бессмертные Десять Заповедей. Дети узнают о них из детской библии, с удовольствием рассматривая красочные иллюстрации. Китайский философ Конфуций сформулировал великий принцип гуманизма«Не делай другому того, чего себе не желаешь». Иисус Христос в своем учении провозгласил заповеди любви и милосердия. По мнению немецко – французского философа А.Швейцера: «Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей».

Человек не всегда поступает в соответствии моральным нормам. Он может быть добрым, благородным, великодушным, честным и т. д. Но он может быть способен на подлость, ложь, предательство и т. д. Люди верующие все, что не соответствует морали, называют одним словом – грех. В древности существовало поверье, что на одном плече у человека сидит ангел, на другом – дьявол, и каждый нашептывает свое. Кого послушает человек, так и поступает. Но выбирает он сам.

Религия не только предъявляет требования к поведению человека, но и побуждает его к развитию определенных положительных качеств: доброты, милосердия, умеренности. Без положительного примера со стороны взрослого, невозможно вырастить добродетельного ребенка, умеющего сострадать тем, кто слабее, сочувствовать своим товарищам. Религия дает ответ на извечные вопросы: как возникла Земля? Откуда появился человек? Зачем человек пришел в этот мир? Что такое смерть? Что происходит с людьми после смерти? Религия помогает человеку психологически разгрузиться, дает приток энергии и эмоциональных сил. Ребенок может увидеть, как у родителей или близких после посещения церкви и богослужения, по их словам и поведению душевное состояние улучшилось, физическое недомогание отступило.

Религия играет значительную роль в жизни общества. При этом каждый человек имеет право самостоятельно решать: быть ему приверженцем атеистических убеждений или религиозных; к какой именно религии следовать; выполнять религиозные обряды или нет; требуется для соблюдения моральных норм божественный авторитет или нет.

Приобщение детей к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, нравственно-этическим ценностям своего народа должно осуществляться с дошкольного возраста. Степень религиозности человека — во многом обусловлено его воспитанием в детстве. Поскольку дитя имея дух, душу и тело, приходит в этот мир, конечно же, нуждается в том, чтобы обрести образ обращения в нем. Ребенок впечатлителен, поэтому нрав родительский сильно сказывается на нраве ребенка. А религиозное и нравственное воспитание указывают направление формирования характера, чувства ответственности, добрых привычек, умения справляться с трудностями. В самом человеке существует нравственное как его собственная жизнь, как то, что движет его внутренним поступком, определяет его чувства, характер его мыслей.

 

6. Результативность: эффективность применения, достижения конкретных образовательных результатов.

В современном обществе Российской Федерации проживают представители многих наиболее распространенных в мире религий. Христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии составляют неотъемлемую часть исторического наследия народов России. Конституция РФ в соответствии с нормами международного права гарантирует осуществление в нашей стране принципа свободы совести, свободы вероисповедания. Все религии на территории нашей страны являются равноправными, отсутствует государственная, официальная религия. В дошкольное учреждение могут ходить дети разных национальностей и вероисповедания. Общаясь друг с другом, дети учатся спокойно, уважительно относиться к представителям других религий.

Таким образом, веротерпимость поможет предотвратить недоверие, разногласия и вражду в обществе.

Первым результатом нашей работы стало создание эмблемы толерантности, с нашей эмблемой мы участвовали в городском конкурсе «Эмблема толерантности» и заняли 1 место!(центр эмблемы кораблик «Дружба»

ИзображениеИзображение

https://twitter.com/Korablik29/status/1331906678770556930

 

7. Новизна заключается в формировании толерантности у детей дошкольного возраста через организацию различных мероприятий в группе; организации специально разработанного цикла познавательных занятий, бесед, чтения произведений художественной литературы и сказок по теме.

Первая беседа с батюшкой Ильёй из церкви Михаила Архангела «Не делай другому того чего себе не желаешь», Десять Заповедей. с батюшкой Ильёй из церкви Михаила Архангела

             

 

 

Далее был проект «Дружба народов».

Наша группа многоноциональна и практически каждый ребёнок рассказывал о традицыях своей семьи, обычаях, праздниках. Дети создали своими руками дерево дружбы, где каждый листочек национальность .Дети демонстрировали национальные танцы, а завершился проект общим танцем «Ручеёк», где слились все национальности.

Результат реализации проекта. Подводя итог работы в проекте, мы можем  сказать, что наши воспитанники,  имеют представление о некоторых традициях, обычаях, праздниках народов России, знакомы с национальными играми, сказками татарского, русского, мордовского, узбекского, таджикского, чеченского, украинского, азербайджанского народов. Дети с уважением и интересом относятся к традициям других народов. Они умеют творчески применять полученные знания, умения, навыки в игровой, художественно-продуктивной деятельности,  способны организовать свою деятельность. Дети нашей группы владеют исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы, навыками поисковой деятельности, могут   выступать перед аудиторией, уважительно относятся культуре  разных народов.  Мы успешно решили поставленные задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа вторая с батюшкой Ильёй,   о понимании толерантности, основанное на евангельской заповеди,  о любви к ближнему  которое способно помочь людям формировать в себе доброе отношение к каждому человеку,  в независимости от его национальности и вероисповедания.

Встреча третья!

Беседа  с Настоятелем —  протоиереем  Ильёй Вячеславовичем  Степановым. Он провёл увлекательную беседу о празднике Пасха , о том почему символом пасхи является яйцо.

                                         

Илья Вячеславович, принёс детям сладкие подарки. Дети рассказали настоятелю, что они знают о празднике, сделали  своими руками пасхальные сувениры для прихожан храма во имя Архистратига Божия Михаила.

Пасхальные сувениры, сделанный своими руками, означают, что человек вложил в него свои умения, внимание и душевную теплоту. А еще фантазию, чтобы придать подарку особый смысл, красиво его преподнести.

Почему, самодельный сувенир, сделанный руками ребенка, настолько ценен?

Во-первых, он всегда оригинальный и индивидуальный.

Во-вторых, изготавливая какую-либо поделку, детки вкладывают в нее частичку своей души, а это ни за какие деньги не купишь.

В-третьих, они стараются, уделяют изготовлению подарка свое внимание, время, силы, эмоции и хорошее настроение, которое и пытаются передать своей поделкой. А эти факторы, согласитесь, тоже очень трудно измерить и оценить в финансовом эквиваленте.

В-четвертых, преимущество детского подарка, сделанного своими руками – это его уникальность.

В-пятых, такие подарки всегда дарятся с любовью, нежностью и чистыми намерениями.

В-шестых, получая такой подарок, чувствуешь не только тепло души ребенка, но и его рук, ведь создавая свой шедевр, кроха не только думал о том, как он его подарит, он получал удовольствие от самого творческого процесса, передавая свои эмоции и настроение.

Детские подарки, заботливо сделанные своими руками, наилучшим образом подчеркивают их любовь и внимание.

 

 

 

   Наши сувениры родители отнесли в Храм, где батюшка их осветил и раздал прихожанам во время праздника пасхи                                             

8.Экономичность затраченных ресурсов: минимальное расходование ресурсов для применения в массовой педагогической практике.

Нами не было затрачено практически ни чего, для реализации нашей методической разработки, нам помогали родители, благословляла церковь, нашу работу освящали в городских газетах «Чапаевский рабочий» и «Наш город». Наш проект был представлен на окружном уровне.

 

9.Возможность использования данной практики в деятельности других педагогов; возможность творческого применения и развития опыта.

Мы считаем возможным использование данной практики в деятельности других педагогов т.к. методическая разработка актуальна , опыт работы соответствует  современным тенденциям общественного развития, передовым идеям педагогической науки и практики, региональной образовательной политике; профессиональным интересам; интересов личности. Высокая результативность и эффективность педагогической деятельности:  педагогический опыт обеспечивает  значительные сдвиги в уровне воспитанности, в сплочении семей и детей разных национальностей, в общем, и специальном развитии детей. Оптимальное расходование сил и средств педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов  воспитания и развития.  Стабильность и воспроизводимость результатов .Наличие элементов новизны . Новизну опыта характеризуют такие показатели как творческая реализация на практике новых теоретических концепций, идей; творческое внедрение новых форм. Перспективность: возможность использования опыта в массовой практике, его применения другими педагогами.

10.Поэтапное , краткое описание.

Одним из важных пунктов в формировании духовно-нравственных качеств является гармоничное взаимодействие с окружающими людьми, иначе говоря, толерантность. Научная литература рассматривает толерантность как уважение к другим людям, признание их права на отличие, отказ от насильственных методов взаимодействия. Формирование толерантности – процесс очень длительный и начинать его следует как можно раньше. Воспитывать толерантность необходимо уже в дошкольном возрасте, как в периоде наиболее благоприятном для формирования определённых качеств личности. В современном образовательном пространстве одним из ведущих направлений является воспитание детей в духе дружбы и взаимопонимания. Приоритет детского сада и педагогов состоит в том, чтобы в основу, были положены принципы толерантности. Для привития норм толерантности в дошкольной организации должны быть сформированы следующие условия:

1. Создание образовательной среды, соответствующей  духу толерантности;

2.  Применение в работе педагогических технологий, нацеленных на воспитание толерантных установок у детей;

3. Социальное взаимодействие педагогов и родителей, направленное на воспитание толерантности.

Создание толерантного пространства в Дошкольной Организации является одним из направлений современного дошкольного образования. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте одной из задач образования является обеспечение равных условий для развития каждого ребёнка в независимости от его нации, языка, социального статуса, пола, места проживания, физиологических и психических особенностей. Для создания толерантного пространства в ДО должны быть созданы нижеперечисленные психолого-педагогические условия, соответствующие ФГОС:

• Уважение педагогов к человеческому достоинству детей, формирование их положительной самооценки и уверенности в своих силах и способностях;

• Поддержка педагогами доброжелательного и положительного взаимоотношения между детьми;

• Защита детей от всех форм психического и физического насилия;

• Ориентация образовательного процесса на интересы каждого ребёнка


 

Скачано с www.znanio.ru

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Возрастная группа: Подготовительная к школе группа 3

Возрастная группа: Подготовительная к школе группа 3

В законе РФ «Об образовании» говорится: «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей

В законе РФ «Об образовании» говорится: «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей

Важнейшим качеством педагога в работе с детским коллективом является эмпатия – способность понимать и чувствовать ребёнка

Важнейшим качеством педагога в работе с детским коллективом является эмпатия – способность понимать и чувствовать ребёнка

А. Швейцера : «Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни , зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей»

А. Швейцера : «Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни , зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей»

Поскольку дитя имея дух, душу и тело, приходит в этот мир, конечно же, нуждается в том, чтобы обрести образ обращения в нем

Поскольку дитя имея дух, душу и тело, приходит в этот мир, конечно же, нуждается в том, чтобы обрести образ обращения в нем

Korablik29/status/1331906678770556930 7

Korablik29/status/1331906678770556930 7

Далее был проект «Дружба народов»

Далее был проект «Дружба народов»

Беседа вторая с батюшкой Ильёй, о понимании толерантности, основанное на евангельской заповеди, о любви к ближнему которое способно помочь людям формировать в себе доброе отношение…

Беседа вторая с батюшкой Ильёй, о понимании толерантности, основанное на евангельской заповеди, о любви к ближнему которое способно помочь людям формировать в себе доброе отношение…

Илья Вячеславович, принёс детям сладкие подарки

Илья Вячеславович, принёс детям сладкие подарки

В-шестых , получая такой подарок, чувствуешь не только тепло души ребенка, но и его рук, ведь создавая свой шедевр, кроха не только думал о том,…

В-шестых , получая такой подарок, чувствуешь не только тепло души ребенка, но и его рук, ведь создавая свой шедевр, кроха не только думал о том,…

Нами не было затрачено практически ни чего, для реализации нашей методической разработки, нам помогали родители, благословляла церковь, нашу работу освящали в городских газетах «Чапаевский рабочий»…

Нами не было затрачено практически ни чего, для реализации нашей методической разработки, нам помогали родители, благословляла церковь, нашу работу освящали в городских газетах «Чапаевский рабочий»…

Перспективность: возможность использования опыта в массовой практике, его применения другими педагогами

Перспективность: возможность использования опыта в массовой практике, его применения другими педагогами

Для создания толерантного пространства в

Для создания толерантного пространства в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.09.2021