Методический материал «Система работы учителя по повышению качества обучения через использование современных методов и приемов на уроках математики в 5 классе»
Оценка 5

Методический материал «Система работы учителя по повышению качества обучения через использование современных методов и приемов на уроках математики в 5 классе»

Оценка 5
docx
08.11.2023
Методический материал «Система работы учителя по повышению качества обучения через использование современных методов и приемов на уроках математики в 5 классе»
Выступление РМО математиков 01.11.2023 Кокорева И.В. МОУ СОШ 5.docx

Александровский муниципальный округ Ставропольского края

муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 имени Героя Советского Союза А.В.Зацепина»

356312, с. Круглолесское, ул. Комсомольская,10 тел.: 8 (86557)3-71-74 e-mail: alexandroo_s5@bkl.ru

ОГРН 1022600508347,ИНН 2601008287,ОКПО 51973388

 

 

 

 

 

 

Выступление по теме: «Система работы учителя по повышению качества обучения через использование современных методов и приемов на уроках математики в 5 классе»

 

                                          Автор работы: Кокорева Ирина Васильевна,

учитель математики МОУ «СОШ № 5 имени

 Героя Советского Союза А.В.Зацепина»

e-mail: i_kokoreva@list.ru

 

 

с. Круглолесское

ноябрь, 2023

Проблема активности личности ученика в обучении - одна из актуальных в образовательной практике. В последнее время российская система образования претерпевает постоянные изменения.

Как показывает практика, современный урок в условиях реализации ФГОС нельзя себе представить без применения активных форм и методов обучения. Активные формы и методы  позволяют разбавить скучные и привычные уроки, сделать их более интересными и познавательными. Активные методы и новые современные технологии позволяют подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни, уметь быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов.

В своей педагогической практике я стремлюсь к  цели, чтобы сформировать у моих учеников положительную учебную мотивацию, интерес и желание к изучению математики, активность участия в конкурсах и олимпиадах

Существуют следующая классификация методов обучения:

·         Пассивные: когда учитель доминирует, а учащиеся — пассивны. Такие методы в рамках ФГОС признаны наименее эффективными, хотя используются на отдельных уроках обучающего типа. Самый распространенный прием пассивных методов — лекция.

·         Активные (АМО). Здесь учитель и ученик выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик.

·         Интерактивные (ИМО) — наиболее эффективные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик = ученик.

В рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных методов, как более действенных и эффективных.

Активные методы обучения как эффективное средство реализации ФГОС — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Данные методы способствуют формированию положительной учебной мотивации, развивают творческие способности учащихся, активно вовлекают учащихся в образовательный процесс, развивают коммуникативные качества личности, умение работать в команде, вести совместную проектную и исследовательскую деятельность, отстаивать свою позицию и прислушиваться к чужому мнению, нести ответственность за себя и команду.

Признаки активных методов обучения:

·         активизация мышления, причем учащийся вынужден быть активным;

·         длительное время активности — учащийся работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса;

·         самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач;

·         мотивированность к обучению.

В процессе обучения педагог может выбирать как один активный метод, так и использовать комбинацию нескольких. Но успех зависит от системности и соотношения выбранных методов и поставленных задач.

         Задачи активных и интерактивных методов обучения:

·         Активное включение каждого ученика в процесс усвоения нового материала;

·         Повышение мотивации и активности на уроках математики;

·         Формирование собственного мнения;

·         Обучение навыкам самостоятельного поиска, анализа информации и выработке правильного решения ситуации.

·         Обучение навыкам успешного общения.

На данный момент разработано много разнообразных методов и форм обучения и порой бывает сложно выбрать основу классификации. Однако, ряд классификаций, все же существует. Вот некоторые из них.

Методы по характеру учебно-познавательной деятельности:

·        неимитационные методы;

·        имитационные методы.

Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется через установление прямых и обратных связей между преподавателем и учащимися.

Отличительной чертой имитационных занятий является наличие модели изучаемого процесса.

Методы по степени активизации:

·        игровые;

·        неигровые.

Методы и формы по численности участвующих выделяют:

·        индивидуальные;

·        групповые;

·        коллективные.

В настоящее время наиболее распространенными являются следующие активные и интерактивные методы обучения, которые я применяю в своей педагогической деятельности:

·         Кейс-метод. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.

·         Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.

·         Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).

·         Метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления.

·         Эвристический метод — объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.

·         Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.

·         Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения, профильной дифференциацией учащихся, их выбором.

·         Презентации — наиболее простой и доступный метод для использования на уроках. Это демонстрирование слайдов, подготовленных самими учащимися по теме.

·         Кейс-технологии — используются в педагогике с прошлого века. Строится на анализе смоделированных или реальных ситуаций и поиске решения. Причем различают два подхода к созданию кейсов. Американская школа предлагает поиск одного-единственного правильного решения поставленной задачи. Европейская школа, наоборот, приветствует многогранность решений и их обоснование.

·         Проблемная лекция — в отличие от традиционной, передача знаний во время проблемной лекции происходит не в пассивной форме. То есть учитель не преподносит готовые утверждения, а лишь ставит вопросы и обозначает проблему. Правила выводят сами учащиеся. Этот метод достаточно сложен и требует наличия у учеников определенного опыта логических рассуждений.

·         Дидактические игры — в отличие от деловых игр, дидактические игры регламентируются жестко и не предполагают выработку логической цепочки для решения проблемы. Игровые методы можно отнести и к интерактивным методам обучения. Все зависит от выбора игры. Так, популярные игры-путешествия, спектакли, викторины, КВН — это приемы из арсенала интерактивных методов, так как предполагают взаимодействие учащихся друг с другом.

·         Баскет-метод — основан на имитации ситуации. Например, ученик должен выступить в роли гида и провести экскурсию по историческому музею. При этом его задача — собрать и донести информацию о каждом экспонате.

·         Мозговой штурм — поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при  котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма.

·         Кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы — поиск ключевых слов и проблем по определенной мини-теме.

·         Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ. Это, например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами.

·         Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися вопросов, проблем, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.

·         Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) — достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.

·         Аквариум — одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити-шоу. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2-3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи.

·         Метод проектов — самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита.

·         BarCamp или антиконференция. Суть метода в том, что каждый становится не только участником, но и организатором конференции. Все участники выступают с новыми идеями, презентациями, предложениями по заданной теме. Далее происходит поиск самых интересных идей и их общее обсуждение.

         Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться. Истина не должна преподноситься "на блюдечке". Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения. 

Выбор метода зависит от многих условий:

·         цели обучения;

·         уровня подготовленности учащихся;

·         возраста учащихся;

·         времени, отведенного на изучение материала;

·         оснащенности школы;

·         теоретической и практической подготовленности учителя.

                  Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике. 
Активные формы обучения отнесены к классу образовательных технологий, обозначенных как «технологии модернизации обучения на основе активизации деятельности учащихся».

Они включают в себя следующие технологии: технология проблемного обучения, технология проектного обучения, игровые технологии, интерактивные технологии.


1. Технология проблемного обучения – это такая форма обучения, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями педагогов и обучаемых.
Основной дидактический прием – создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи. Познавательные задачи должны быть доступны по своей трудности, учитывать познавательные возможности обучаемых, находиться в русле изучаемого предмета и быть значимыми для усвоения нового материала. Функция обучающихся - не просто переработать информацию, а активно включиться в открытие неизвестного для себя знания.
Основная задача педагога - не столько передать информацию, сколько приобщить учащихся к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельных предметов. Эффективными проблемными методами являются диалогические методы: побуждающий и подводящий диалоги.
2. Технология проектного обучения  представляет собой развитие идей проблемного обучения. Характерной особенностью проектной технологии является наличие значимой социальной или личной проблемы ученика, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной деятельности. Роль учителя - это роль куратора, советника, наставника, но не исполнителя.
Цель проектного обучения: овладеть общими умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы, а также развить социальное сознание.
3. Интерактивная технология - это такая организация процесса обучения, которая основана на прямом взаимодействии учащихся с окружающей информационной средой. Опыт учащегося – это центральный активатор учебного познания, учебное окружение выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область осваиваемого опыта.
Ведущий метод – общение. Организационная форма – обучение в содружестве, работа в парах, в группах, учебный диалог, учебная дискуссия.

4. Игровые технологии строятся как образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов.

Одним из существенных слагаемых динамики учебного процесса, активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и формирования широких познавательных интересов у школьников является дидактическая игра. Огромную роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие возможности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития», - писал В.А. Сухомлинский. Игра – частица  детской жизни. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры – сделать напряженный, серьезный труд занимательным и интересным для учащихся.

Компьютерные технологии создают большие возможности активизации познавательной деятельности. Информационные технологии помогают отправиться в различные «путешествия», в которых ученики превращаются в пытливых искателей знаний. Работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Использование компьютерных технологий создает возможность доступа к современной, свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, к новой форме оценки знаний. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности. Успешность, как один из основных мотивов, обеспечивается тем, что компьютерные программы позволяют сделать обучение интересным и разнообразным по форме.

Формы работы, повышающие уровень активности обучения

1.     Применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок-деловая игра, урок-соревнование, урок-семинар, урок-экскурсия, интегрированный урок и другие.).

2.     Использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные занятия, объединенные единой темой, проблемой; комбинированные, проектные занятия, творческие мастерские и др.)

3.     Использование игровых форм.

4.     Диалогическое взаимодействие (урок-диалог).

5.     Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.).

6.     Использование различных форм учебной работы (групповые, бригадные, парные, индивидуальные, фронтальные и др.).

7.     Использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.).

8.     Внедрение развивающих дидактических приемов (речевых оборотов типа «Хочу спросить …», «Для меня сегодняшний урок …», «Я бы сделал так …», «Я думаю, что …» ит.д.; художественное изображение с помощью схем, символов, рисунков и др.).

9.     Интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий и др.).

10.  Использование всех видов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.).

11.  Различные виды домашней работы (групповые, творческие, деффиренцированные, составление домашней работы для соседа по парте и др.).

12.  Деятельностный подход в обучении. 


 

Скачано с www.znanio.ru

Александровский муниципальный округ

Александровский муниципальный округ

Проблема активности личности ученика в обучении - одна из актуальных в образовательной практике

Проблема активности личности ученика в обучении - одна из актуальных в образовательной практике

Активные методы обучения как эффективное средство реализации

Активные методы обучения как эффективное средство реализации

Методы по характеру учебно-познавательной деятельности: · неимитационные методы; · имитационные методы

Методы по характеру учебно-познавательной деятельности: · неимитационные методы; · имитационные методы

Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений)

Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений)

Дидактические игры — в отличие от деловых игр, дидактические игры регламентируются жестко и не предполагают выработку логической цепочки для решения проблемы

Дидактические игры — в отличие от деловых игр, дидактические игры регламентируются жестко и не предполагают выработку логической цепочки для решения проблемы

Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи

Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи

Технология проблемного обучения – это такая форма обучения, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности

Технология проблемного обучения – это такая форма обучения, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности

Ведущий метод – общение. Организационная форма – обучение в содружестве, работа в парах, в группах, учебный диалог, учебная дискуссия

Ведущий метод – общение. Организационная форма – обучение в содружестве, работа в парах, в группах, учебный диалог, учебная дискуссия

Формы работы, повышающие уровень активности обучения 1

Формы работы, повышающие уровень активности обучения 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2023