Методический семинар "Учет типа интеллекта учащихся на уроках"
Оценка 4.8

Методический семинар "Учет типа интеллекта учащихся на уроках"

Оценка 4.8
Семинары
docx
03.09.2022
Методический семинар "Учет типа интеллекта учащихся на уроках"
Методический семинар "Учет типа интеллекта учащихся на уроках"
Учет типа интеллекта учащихся на уроках.docx

Методический семинар «Типы интеллекта»

 

Все мы гении. Но если вы будете судить

 рыбу по её способности лазит по деревьям,

 то она проживет всю жизнь, считая себя дурой.

А. Эйнштейн

 

Ход семинара

1. Слово ведущего

Предлагаю нашу работу начать с мультфильма. Вы любите мультфильмы? Итак, давайте посмотрим отрывок из мультфильма о том, как на Земле появляются дети (мультфильм студии Ex.et.). https://yandex.ru/video/preview/?text=%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%20%D1%81%D1%82%D1%83%D0%B4%D0%B8%D0%B8%20Ex.et.%29.&path=yandex_search&parent-reqid=1662227915424583-5331574972355021285-sas3-0697-5f0-sas-l7-balancer-8080-BAL-5787&from_type=vast&filmId=8273330041212471207

(просмотр отрывка)

Да, наверное, очень легко жить на той планете, где всё по плану, без отклонений от общего распорядка, совсем нет неожиданностей. Но именно у нас, на Земле, по замыслу авторов мультфильма все дети рождаются разные, каждый со своими особенностями и способностями. Способности человека определяет его интеллект.

Интеллект – это умственная способность организма, выражающаяся в умении решать различные задачи, справляться с проблемами, осуществлять познавательную деятельность, приспосабливаться к изменяющимся условиям среды и управлять ею.

В 1994 году психолог Ховарт Гарднер создал теорию множественного интеллекта. Она стала альтернативой классическому взгляду на природу интеллекта, как способность индивидуума к логическому мышлению.

Гарднер считал, что именно множественный характер интеллекта позволяет отдельному человеку выбирать себе профессию или хобби, к которым у него наиболее выраженная предрасположенность.

Гарднер выделяет 7 типов интеллекта в психологии, которые не зависят один от другого и могут существовать как отдельные системы со своими правилами. Со временем теория была интерпретирована, доработана и добавились еще несколько типов:

·       природный (натуралистический);

·       музыкальный;

·       логико-математический;

·       экзистенциальный (философский);

·       кинестетический (телесный);

·       межличностный (социальный);

·       пространственный (образный);

·       лингвистический (вербальный);

·       личностный (внутренний).

Природный

Такой тип определяет способность человека взаимодействовать с природой: чувствовать животный и растительный мир. Человек замечает все, что находится вокруг него. Ему интересно исследовать растения, изучать животных, их повадки, классифицировать виды, следить за погодой, коллекционировать бабочек или минералы.

Человек с природным интеллектом любит природу, отдых на свежем воздухе. Для него нет лучшего отдыха, чем поехать в лес, на озеро или пойти в горы. Такая способность нашими предками считалась даром. Им обладали великие охотники, собиратели ягод и грибов.

Несмотря на то, что такая способность отходит в прошлое, в связи с развитием техники, которая прочно вошла в жизнь, люди найдут себя в таких профессиях как:

·       животноводство;

·       ботаника;

·       садоводство;

·       астрономия;

·       химия;

·       поварское дело;

·       агрономия;

·       археолог.

Раньше такой тип интеллекта был невероятно востребован. Ведь наши предки тесно взаимодействовали с природой: собирали травы, фрукты, охотились. Этот дар считался невероятно полезным, а его владелец получал уважение.

Музыкальный

У человека с музыкальным интеллектом развит слух, чувство ритма. Он легко улавливает и различает музыкальные тональности, мелодии. Он может легко почувствовать фальшивую ноту, на слух подобрать аккорд.  Он обожает музыку, изучает разные стили, ему нравится играть на музыкальных инструментах, ведь это дается легко. Талант проявляется в сочинении песен и стихов, игре на музыкальных инструментах, пении. Такие люди легко импровизируют, становятся душой компании.

Музыкальный интеллект проявляется раньше других. Младенцы начинают реагировать на песни, двигаться в ритме до того, как начинают ходить и говорить. Редко, но встречаются настоящие гении, как Йо-Йо Ма, который первый раз выступил с концертом в возрасте 6 лет. Профессии:

·           дирижер;

·           композитор;

·           певец;

·           музыкант;

·           диджей;

·           режиссер;

·           музыкальный продюсер.

Если личность обладает не только музыкальным, но и математическим типом способностей, то можно легко стать барабанщиком. Ведь он должен не только чувствовать ритм, но и уметь быстро считать.

Логико-математический

Люди с такими способностями легко понимают все задачи, связанные с цифрами и математическими понятиями. Они найдут себя в математике, информатике или логистике. Такие способности позволяют с легкостью решать сложные задачи, проводить вычисления, даже с большим количеством данных. Эти  способности подходят и детективам.

Человек с логическим мышлением больше любит цифры, чем живое общение с другими людьми, поэтому он малообщительный. Для него представляют интерес решения логических задач, головоломок, уравнений. Многие становятся программистами.

Люди с логико-математическим типом интеллекта характеризуется быстрым распознанием связей между двумя объектами, последовательными рассуждениями, замечанием малейших деталей. Подходящие профессии:

·           математик;

·           детектив;

·           композитор;

·           экономист;

·           дирижер;

·           физик;

·           инженер;

·           финансист;

·           аналитик.

Экзистенциальный (философский)

Считается одним из самых сложных типов мышления. Люди с такими способностями характеризуются интересом к глобальным вопросам, которые касаются сущности человека, смысла его существования. Такие индивидуумы могут выдвинуть новую теорию о жизни и смерти, о возникновении разума, зарождении вселенной.

Проявлениями служат духовные практики и религиозные убеждения. Философский интеллект присущ всем людям в той или иной степени. Ведь все задаются вопросом о собственном предназначении, смысле жизни, почему иногда случается плохое, о карме. Но именно для экзистенциального мышления характерны глобальные вопросы: существует ли Бог, где зародилась жизнь, что будет после смерти.

Для таких людей идеально подойдет профессия:

·           политика;

·           психолога;

·           философа;

·           историка;

·           археолога;

·           писателя.

Человек с таким мышлением много спорит и рассуждает. Он ищет ответы на вопросы о смысле жизни, изучает других людей, их характеры. Увлекается различными теориями.

Кинестетический (телесный)

Люди с таким типом мышления ощущают мир телом и могут обучаться с его помощью. Оно помогает им выразить свои мысли или отношение к предмету. Индивидуумы с кинестетическим интеллектом много двигаются, занимаются спортом, танцами, единоборствами. Они не могут сидеть на месте длительное время, им постоянно нужно что-то делать. Прекрасно чувствуют пространство и предметы вокруг себя, ощущают время. Выделяются великолепной физической формой, активно используют пространственное мышление.

Лучшие профессии:

·       спортсмен;

·       врач-хирург;

·       хореограф;

·       танцор;

·       дирижер;

·       военный;

·       артист.

Такие люди особенно ценились в Древнем Риме и Греции, где боготворили прекрасное спортивное тело. Считалось, что здоровое тело — залог здорового ума.

Межличностный (социальный)

Это довольно интересный тип мышления. Те, у кого хорошо развит межличностный интеллект, способны легко чувствовать других людей, им подвластна высокая степень эмпатии.  Для них характерно легко сходиться с новыми людьми, уметь увлечь буквально с первого слова. Используют разные способы общения: вербальные и невербальные.

Легко ощущают настроение собеседника, поэтому с ними просто и приятно общаться. Часто становятся лидерами в компании, ведь могут понимать окружающих, помогают и всегда поддерживают других.

Им нравится находиться среди других людей, работать с ними, учится, постоянно контактировать. Они легко понимают настроение собеседника, его потребности, желания. Могут объяснить поведение друзей и знакомых. Отличаются добрым сердцем, часто помогают другим. Умеют контролировать собственные эмоции.

Подходящие профессии:

·       учитель или воспитатель;

·       психолог;

·       артист;

·       HR-специалист;

·       социальный работник.

Пространственный (образный)

Человек мыслит и запоминает картинку. У таких людей великолепная зрительная память на лица, места, предметы. Они могут воспроизвести у себя в мыслях даже страницу книги с расположенными внутри картинками и абзацами. Они хорошо запоминают то, что выучили, но если материал подается устно, то практически сразу стирается из памяти.

Замечают те детали, на которые обычно никто не обращает внимания. Могут легко чувствовать предметы в пространстве. Например, сделать перестановку комнаты в мыслях, или набросок картины. Просто находят дорогу даже в незнакомом городе. У таких людей прекрасно развит внутренний мир, поэтому они часто занимаются разными видами искусства.

Оперируют мыслительными процессами в 3 измерениях. Даже единожды побывав в помещении, запоминают обстановку.

Ребенок с пространственным мышлением очень любит собирать пазлы, проходить разные лабиринты и путаницы. У него прекрасно развито воображение.

Самые подходящие профессии для образного типа личности:

·       архитекторы;

·       летчики;

·       скульпторы;

·       военные;

·       художники;

·       моряки;

·       водители;

·       инженеры;

·       строители.

Лингвистический (вербальный)

Человек очень правильно и грамотно выражает собственные мысли, преобразовывает сложные словесные конструкции. Он любит общаться и умеет это делать так, что другие застывают с открытым ртом, слушая его истории. Постоянно делится собственными размышлениями, впечатлениями. Может легко убедить другого человека, приведя толковые факты. Он может вести за собой, стать лидером, учителем и другом.

Индивидуумы с лингвистическим интеллектом характеризуются умением общаться с другими людьми не только при личной встрече, но и на бумаге. Поэтому вербальный тип мышления присущ журналистам, писателям, политикам. Такие люди могут убедить участвовать в акциях, разработках, уболтают клиента сделать покупку в его магазине.

Такой тип интеллекта подходит для профессий:

·           журналист;

·           писатель;

·           копирайтер;

·           преподаватель;

·           историк;

·           аналитик;

·           переводчик;

·           актер;

·           оратор.

Даже люди, у которых «дислексия», с вербальным мышлением могут стать актерами, артистами, ораторами или комиками. Как Кира Найтли, Том Круз, Джон Леннон и многие другие.

Личностный (внутренний)

Обладатель такого вида мышления легко понимает себя, свои эмоции, мысли. Всегда имеет собственное мнение относительно той или иной теории. Он легко планирует собственную жизнь, продумывает все ситуации, которые возможны и как-то повлияют на его существование.

Он никогда не делает что-то, не подумав, всегда трезво оценивает собственные мысли, ставит оценку своими желаниям и возможностям. Он планирует каждый свой шаг, расписывает бюджет, строго следует правилам. Внутриличностный интеллект довольно эмоциональный, застенчивый, что может мешать контакту с другими людьми.

Подходящие профессии:

·       психолог;

·       социальный работник;

·       ведущий;

·       учитель.

 

Нужно отметить, что каждый человек обладает несколькими типами интеллекта. Чтобы использовать свои возможности по максимуму, необходимо развивать несколько доминантных способностей. Ориентируясь на ключевые интеллектуальные способности, можно легко добиться успеха. Тип интеллекта можно определить по анкете.

2. Объяснение методики по определению типа интеллекта

Анкетирование на определение типа интеллекта

АНКЕТА ПО ТИПАМ ИНТЕЛЛЕКТА

(структура интеллекта согласно теории Говарда Гарднера)

 

Отметьте номера утверждений, которые Вам соответствуют:

 

1. Я умело работаю с предметами.

2. У меня хорошее чувство направления.

3. У меня есть естественная способность решать споры между друзьями.

4. Я могу легко запоминать слова песен.

5. Я могу объяснять темы, которые другим объяснять тяжело.

6. Я всегда делаю все поэтапно.

7. Я хорошо знаю себя и всегда понимаю, почему я поступаю так, а не иначе.

8. Мне нравится работа с общественностью и общественные мероприятия.

9. Я хорошо учусь, слушая других.

10.  Когда я слушаю музыку, у меня меняется настроение.

11. Мне нравятся загадки, кроссворды, логические задачи.

12. Для моего обучения очень важно визуальное представление материала: таблицы, графики, схемы.

13. Я чувствителен к настроению и переживаниям окружающих.

14. Я учусь лучше, когда мне что-то нужно делать самостоятельно.

15. Перед тем, как учить что-то, мне нужно понимать, что в этом есть что-то нужное.

16. Я люблю одиночество и тишину во время работы и размышлений.

17. В сложных музыкальных произведениях  я могу на слух вычленить отдельные музыкальные инструменты.

18. Я могу зрительно легко представить сцены, которые я помню или которые я придумал.

19. У меня богатый словарный запас.

20. Я люблю делать записи, письменные зарисовки.

21. У меня хорошее чувство равновесия, я люблю движение.

22. Я могу видеть закономерности между понятиями и явлениями.

23. В команде я сотрудничаю с другими, прислушиваюсь к их идеям.

24. Я наблюдателен и часто вижу то, что не видят другие.

25.  Меня легко вывести из себя.

26. Я люблю работать и учиться отдельно от других.

27. Я люблю сочинять музыку.

28. Я могу оперировать числами и решать сложные математические задачи.

Сопоставьте ваши ответы с ключом анкеты

Типы интеллекта

Пункты анкеты

Общая сумма

Лингвистический

5, 9, 19, 20

 

Математико-логический

6, 11, 22, 28

 

Визуально-пространственный

2, 12, 18,24

 

Музыкальный

4, 10, 17, 27

 

Межличностный

3, 8, 13, 23

 

Внутриличностный

7, 15, 16, 26

 

Кинестетический

1, 14, 21, 25

 

 

Различные типы интеллекта

 

Типы интеллекта

Краткая

характеристика типов

Рекомендуемые
виды деятельности,

упражнения

1

2

3

Лингвистический

Любят писать, читать и слушать. Им нравится рассказывать истории. Хорошо запоминают даты, имена и другую информацию. Имеют хорошее произношение, богатый словарный запас, любят разгадывать кроссворды, играть в “слова”

Доклады, хоровое чтение, устные ответы, ролевые игры и др.

Математико-логический

Быстро решают арифметически задачи, любят анализировать данные, строить прогнозы. Предпочитают играть в шахматы, “стратегические” игры. Быстро распознают причины и следствия

Построение логических цепочек, построение графиков. Различного рода эксперименты. “Карты памяти” и др.

Внутриличностный

Предпочитают свой внутренний мир. Демонстрируют чувство независимости. Предпочитают оставаться в одиночестве, занимаясь любимыми делами или работой

Самостоятельная

работа по инструкции, требующая время на обдумывание и др.

Визуально-пространственный

Мыслит образами и “картинками”. Обожает рисовать, красить, лепить. Хорошо воспринимает карты и диаграммы. Любит наблюдать все в движении, а также рассматривать слайды и фотографии

Рисование схем, карт, составление таблиц. Раскраски, “дорисовки”, незаконченные предложения и др.

 

 

1

2

3

Музыкальный

Чувствительны к разнообразию звуков  в окружающей их среде. Любят играть на музыкальных инструментах, хорошо запоминают мелодии. Любят что-нибудь делать под музыкальное сопровождение. Имеют хорошее чувство ритма.

Пение, хоровое чтение. Двигательные упражнения и др.

Кинестетический

Лучше всего учатся, передвигаясь, прикасаясь и манипулируя предметами. Ерзают, привстают, вертятся, когда сидят. Во время разговора с людьми любят прикасаться к ним. Умелые рукодельники.

Ролевые игры, двигательные упражнения, спорт. Лепка, танцы и др.

Межличностный

Любят всегда быть в кругу людей. Имеют много друзей. Хорошие организаторы, а иногда и манипуляторы. Лучше всего обучаются, будучи вовлечены в общение с другими. Являются посредниками во время дискуссий и споров. Как правило, хорошо понимают чувства других людей. 

Ролевые игры, дебаты, дискуссии, работа в малых группах, работа в роли проверяющего, интервьюирование, участие в театральных постановках и др.

 

3. Работа в группе

Учителя делятся на группы, и каждая группа придумывает задания для учащихся с разными типами интеллекта по обобщенной теме «Война». Затем группы делятся своими разработками.

 

Примеры заданий:

Вербально-лингвистический

 

Подготовить к выразительному чтению стихи о войне

 

Логико-математический

 

Выстроить хронологию военных событий в схеме, графике, таблице, диаграмме…

Визуально-пространственный

 

Подобрать картины о войне или сделать свои рисунки

Аудиально-музыкальный

Подобрать музыкальные произведения о войне

Телесно-кинестетический

Подвести итог работы всех ребят и записать на доске

Исследовательский

Подготовить сообщение «Как война повлияла на экологию планеты»

 

 

 

Внутриличностный

Представить себя участником войны и рассказать о своих чувствах, переживаниях, эмоциях

 

 

 

 Межличностный

Подготовить сообщение «Как общались участники войны»

Экзистенциальный

Подготовить исследовательский проект «Война с разных  точек зрения»

 

 

4. Подведение итогов

 

Мы знаем, все мы разные –

Кто любит петь, а кто рисует,

Один всегда сидит один,

Другой – всю жизнь танцует.

И дети в классе тоже неспроста

Не всё одинаково воспринимают.

Как здорово, когда учителя

Всё это тоже понимают!


 

Скачано с www.znanio.ru

Методический семинар «Типы интеллекта»

Методический семинар «Типы интеллекта»

Человек с природным интеллектом любит природу, отдых на свежем воздухе

Человек с природным интеллектом любит природу, отдых на свежем воздухе

Многие становятся программистами

Многие становятся программистами

Такие люди особенно ценились в

Такие люди особенно ценились в

Лингвистический (вербальный)

Лингвистический (вербальный)

АНКЕТА ПО ТИПАМ ИНТЕЛЛЕКТА (структура интеллекта согласно теории

АНКЕТА ПО ТИПАМ ИНТЕЛЛЕКТА (структура интеллекта согласно теории

Типы интеллектаКраткая характеристика типовРекомендуемые виды деятельности, упражнения

Типы интеллектаКраткая характеристика типовРекомендуемые виды деятельности, упражнения

Межличностный Любят всегда быть в кругу людей

Межличностный Любят всегда быть в кругу людей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.09.2022