МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Византийская империя"
Оценка 4.7

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Византийская империя"

Оценка 4.7
Лекции
doc
история
Взрослым
14.02.2017
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Византийская империя"
Цель занятия: Учебная: Ознакомить с географическим положением Византии. Дать понимание о Византии как об империи (власть, управление). Рассмотреть причины падения Византии. Рассмотреть культуру Византии и ее влияние на государственность и культуру России. Развивающая: Формировать понятийный аппарат, логическое мышление студентов, внимание, прививать навыки анализа и сопоставления, их взаимосвязи. Воспитательная: Формировать интерес к предметуМЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ по истории
2013 - история - 3.4.doc
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ «Братский медицинский колледж» Областное государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя специальность Фармация, Cестринское дело Очная форма обучения по программе базовой подготовки ОУД.00 Базовые ОУД 03. ИСТОРИЯ Вид занятия: теоретическое занятие Тема: Византийская империя Разработчик:  Иваненко   О.Н. квалификационной категории   –   преподаватель   учебной   дисциплины   высшей Братск, 2016 г. Тема «Византийская империя» (проблемно­диалогическая технология, синквейн как  прием технологии развития критического мышления) Продолжительность занятия ­ 90 минут Цель занятия: Учебная: Ознакомить с географическим положением Византии. Дать понимание о Византии как об империи (власть, управление). Рассмотреть причины падения   Византии.   Рассмотреть   культуру   Византии   и   ее   влияние   на государственность и культуру России. Развивающая: Формировать   понятийный   аппарат,   логическое   мышление   студентов, внимание,   прививать навыки анализа  и сопоставления, их взаимосвязи. Воспитательная: Формировать интерес к предмету  В   результате   изучения   темы   обеспечивается   достижение   следующих результатов: личностных:   сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального   народа   России,   уважения   к   государственным символам (гербу, флагу, гимну);  становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и   обязанности,   уважающего   закон   и   правопорядок,   обладающего чувством   собственного   достоинства,   осознанно   принимающего традиционные   национальные   и   общечеловеческие   гуманистические   и демократические ценности;  сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню   развития   исторической   науки   и   общественной   практики, основанного   на   диалоге   культур,   а   также   различных   форм общественного   сознания,   осознание   своего   места   в   поликультурном мире; метапредметных: М2.   умение   продуктивно   общаться   и   взаимодействовать   в   процессе совместной   деятельности,   учитывать   позиции   других   участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; М4.   готовность   и   способность   к   самостоятельной   информационно­ познавательной   деятельности,   включая   умение   ориентироваться   в различных   источниках   исторической   информации,   критически   ее оценивать и интерпретировать; предметных: П2.  владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом,   представлениями   об   общем   и   особенном   в   мировом историческом процессе; П3.  сформированность   умений   применять   исторические   знания   в профессиональной   и   общественной   деятельности,   поликультурном общении; Методическое оснащение занятия: Материально – техническое оснащение: проектор (авторская презентация  «Византийская империя») Раздаточный материал: Место проведения: аудитория Литература для подготовки:  Византия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1907.  Браунворт Л. Забытая Византия, которая спасла Запад / Пер. с англ. ­ М., 2012.  Византия: Утраченная империя / Byzantium: The Lost Empire (1997) — документальный сериал Discovery Channel  Левченко М. В. История Византии: Краткий очерк. — М.; Л., 1940.   Удальцова З. В. Византийская культура. — М.: Наука, 1988. План занятия 1. Вводная часть – 15 минут 1.1. Организационный момент – 1 мин; 1.2. Мотивация занятия – 2 мин. 1.3  Контроль исходного уровня знаний – 20 мин.  2. Основная часть – 54 минут 2.1. Византия после крушения Западной Римской империи 2.2. Раскол христианства  2.3. Византия и славяне 2.4. Культурное наследие Византии  3. Заключительная часть – 15 минут 3.1. Контроль уровня усвоения знаний  3.2. Подведение итогов  3.3. Домашнее задание                    Ход занятия Вводная часть 1.1. Организационный момент  1. Приветствие студентов.  2. Проверка посещаемости и внешнего вида студентов.  3. Запись темы и плана занятия (слайд 1, 2) 1.2. Мотивация занятия  Большое значение для развития русских земель имело их соседство с Византией. Именно из Византии на Русь пришло христианство. Русские великие князья поддерживали родственные связи с византийским императорским домом. Византийская культура, обычаи, традиции оказали большое воздействие на облик pycских городов и их жителей. Наряду с южными славянами культурное и религиозное влияние Византии испытали на   себе   многие   страны   и   народы   Восточной   Европы,   Закавказья   и   северо­восточной Африки. Византия выступала в роли главы всего восточнохристианского мира. Византия и находившиеся   под   ее   влиянием   страны   в   области   культуры,   государственного   строя   и церковного устройства значительно отличались от христианских стран Западной Европы. 1.3  Контроль исходного уровня знаний См. КИМ ­ 9 №6 Основная часть 2.1. Византия после крушения Западной Римской империи Огромная   Римская   империя   в   395   году   была   разделена   на   два   государства­ Восточную империю и Западную. Под ударами варваров в 476 году Западная империя пала. Восточную же империю, по названию ее главного города, стали называть Византией. Судьба этого государства оказалась более счастливой. Оно смогло просуществовать еще   почти   почти   1000   лет   Сами   же   византийцы   назвали   свое   государство  Ромейской (Римской)  империей, а себя ромеями.  ­ Вспомните, какое государство  мы называем империей? Империя  (от   лат.   imperium   –   «власть»)   –  мировая   держава,   объединяющая различные   региональные   государства   и   народы,   отличается   наличием   языка межнационального общения и доминирующей культурной традиции.  У­МП    ­  Определите по карте страны и области, вошедшие в Восточную Римскую империю? ( Балканский п­в, М. Азия. Египет, Сирия, Палестина, часть Закавказья) Подводя   итог   беседы,   отметим.   Что   Византийская   империя   была   единым государством Европы и Бл. Востока, уцелевшим во время переселения народов в V­VI в.в   ­  Какие   крупные   города   сохранились   на   территории   Византийской   империи (Иерусалим, Александрия, Константинополь)  ­ Какой город был столицей Византии (Константинополь) Распространенное сейчас название Византия появилось только к конце XV века. Оно происходит от имени греческой колонии Византии, на месте которой в 330 г. римский император  Константин I  заложил свою новую  столицу — Константинополь (сейчас – Стамбул).  Столицу   Византии   современники   именовали   «оком   и   центром   земли», «царственным градом» и «мастерской вселенной». В самые дальние уголки мира проникала слава о великолепных храмах и дворцах Константинополя, о мощных стенах и «золотых воротах», через которые приезжие получали доступ в город. В Древней Руси Византию обычно называли «Греческим царством», а её столицу — Царьградом.   –  принятое в науке условное название поздней Римской империи со Визант яии аа столицей в Константинополе, построенном в 330 г. на месте древнего г. Виз нтий  ­ Где находился Константинополь (на берегу пролива Босфор) Посмотрев карту, можно сделать вывод о том, что Восточная Римская  империя находилась   в   выгодном   географическом   положении,   она   находилась   на   пересечении морских и сухопутных торговых путей, связывающих Европу и страны Востока (поэтому ее называли «золотым мостом). Из сухопутных самым знаменитым был  Великий шелковый путь, протянувшийся из загадочного Китая до Константинополя на 11 тыс. км.  «Путь благовоний» пролегал из Индии, Цейлона и островов Юго­Восточной Азии через Аравию и порты Красного моря и Персидского залива. Правовое государство, которое так привычно для нас сегодня, сформированное на основе   римского   права,   было   создано   именно   здесь,   в   Византии,  1500   лет   назад. Юридическая система, являющаяся базовой основой для всех типов законов в большинстве современных государств.   Византийское   государство   официально   именовалось  «общественным   делом» (отголосок древнеримской res publica), казна делилась на  «личную» (императорскую)  и «народную»,  налоги  собирались  не как подати василевсу,  а как  гражданский сбор на общественные нужды. Ничего подобного не было в то время в Западной Европе.  Существовал открытый суд. Приговору предшествовало следствие с привлечением свидетелей. По закону этнические и социальные отличия не были поводом к смягчению или   ужесточению   наказания  (сохранились   документы   об  осуждении   знатного   лица   за произвол   в   отношении   крестьян).  Женщины   пользовались   равными   правами   с мужчинами,  все  дети   в   семье   имели   равные   права   при   наследовании.   Суд   защищал имущественные права вдовы и женщины в разводе. Вдовы получали налоговые льготы. Осужденный имел  право апелляции  к высшим инстанциям вплоть до прошений на имя императора. Существовало специальное  ведомство по разбору жалоб. Имущественные сделки заверялись нотариально и находились под защитой закона…  Система школьного и высшего образования впервые в мире возникла в Византии, именно здесь в V веке появился первый университет.  В Византии была создана самая стабильная в истории человечества финансовая система,  просуществовавшая практически в неизменном виде более  1000 лет.  Золотая византийская   монета   – номисма –   во   всех   странах   мира   считалась   самой   надёжной монетой. В Византии развивались ремесла, которых тогда не знали в Западной Европе: производство   ювелирных   изделий,   стеклянной   посуды,   шерстяных   и   шелковых   тканей. Здесь   было   меньше   рабов,   больше   свободных   крестьян,   чем   в   Западной   Европе,   что обусловило   меньшее   истощение   земли,   более   высокие   урожаи. В   Константинопольский порт   постоянно   прибывали   десятки   купеческих   судов   из   разных   стран.   Византийское купечество   богатело   на   торговле   с   Ираном,   Индией,   Китаем.   Росло   значение Константинополя как культурного и религиозного центра. Современная   дипломатия   с   ее   базовыми   принципами,   правилами,   этикетом создавалась и оттачивалась здесь, в Византии.  Инженерное искусство и архитектура Византии не имели себе равных, и сегодня шедевры византийских мастеров поражают совершенством технического исполнения.  Ни одна другая  империя  в истории человечества не прожила столь долго как Византия. Она просуществовала 1123 года.  Для сравнения: великий Рим рухнул через 800 лет, Османский султанат распался через 500 лет, китайская империя Цин – через 300, Российская империя просуществовала 200 лет, Британская – 150, Австро­Венгерская – около 100 лет.  На территории Византии в период расцвета проживала  шестая часть населения земли (35 млн. человек ­ превосходила все другие христианские страны по численности населения).  Византийская   империя   была   расположена  в   восточной   части   Среди­ земноморья. В период своего наибольшего расширения в VI в. она включала в себя земли, раскинувшиеся   на   трех   континентах   —   в   Европе,   Азии   и   Африке.  В   нее   входили территории   современных  Греции   и   Турции,   Израиля   и   Египта,   Болгарии,   Сербии   и Албании,   Туниса,   Алжира   и   Марокко,   часть   Италии,   Испания   и   Португалия.  В Византии было около 1000 городов – почти столько же, сколько в современной России.  Основную   часть   подданных   императора   составляли   греки  и   часть   населения, принявшая греческий язык и эллинскую культуру. Кроме того, на обширной территории Византии жили славяне, сирийцы, египтяне, армяне, грузины, арабы, евреи. Многие правители Востока и короли Запада мечтали овладеть Константинополем, 29 раз его осаждали — греки, римляне, персы, авары, болгары, дружины киевских князей, арабы, турки. И еще несколько веков оставаться самой сильной христианской державой.  Средиземноморский   климат   благоприятствовал   развитию  земледелия   и скотоводства. На территории империи добывали железо, медь, олово, серебро, золото и другие полезные ископаемые. Из Египта поступал писчий материал — папирус. Империя была в состоянии в течение длительного периода обеспечить себя всем.  Сегодня мы привыкли считать основой благосостояния общества его экономику. Хотя слово «экономика» да и сама экономическая наука византийского происхождения, сами византийцы никогда не уделяли ей первостепенного внимания. Но в течение тысячи лет вся международная торговля была основана на золотой византийской монете.  Византийские   императоры   считали   себя   преемниками   властителей   Римской империи. Западные королевства рассматривались ими как варварские. Наиболее   серьезная  попытка   восстановить   Древнеримскую   империю   была предпринята   при  Юстиниане  I  (правил   в   527­565)   –   византийский   император; значительно  расширил  территорию империи, вернул  в ее  состав захваченные  в V в. варварами Северную Африку, Италию с Римом и часть Испании. Корпус Юстиниана был основой законодательства Византийской империи (в IX в. переведен на греческий язык). На основе его рецепции сформировалась система «романо­германского права», объединяющая правовые системы всех стран континентальной Европы Византии удалось захватить большую часть Италии и Северную Африку, часть Пиренейского полуострова.    Завоевания   Юстиниана   оказались   непрочными. Долгое время грозным противником Византии на востоке был Иран. Казалось, что мечты   о   восстановлении   Римской   империи   близки   к   осуществлению.   Но   господство византийцев, восстановление ими прежних порядков и тяжелых налогов всюду вызывали недовольство.   Длительные   и кровопролитные войны истощали Византию. После смерти Юстиниана Византия в течение нескольких столетий уступает своим многочисленным врагам все новые земли, теряет и могущество и блеск Юстиниановской эпохи.                  С начала VI века на Византию нападали славяне.   Их  отряды   подступали даже  к Константинополю.   В   войнах   с Византией славяне   приобрели боевой   опыт,   научились сражаться строем и брать штурмом крепости.  Византии удалось отбиться от вторжений племен   варваров   в   V­VII   вв.   и   Империя   с   трудом   отбивала   их   нападки,   а   ослабление Византии открыло путь для поселения славян.  В VII в., у Византии появился новый, еще более опасный враг —  арабы. Под их ударами империя лишилась почти всех своих азиатских и африканских провинций (кроме Малой Азии). Арабы даже осадили Константинополь, но захватить его не сумели. Только в середине IX в. ромеям удалось приостановить натиск арабов и отвоевать некоторые свои территории.  К XI в. Византия возродила свое могущество.  Хотя ее территория несколько   сократилась   по   сравнению   с   VI   в.   (империя   контролировала   Малую   Азию, Балканы и юг Италии), тем не менее она была самым крупным и мощным из христианских государств того времени. В более чем 400 городах империи жило около 1,5 млн. человек.  Большое   значение   в   войнах,   которые   вела   Византия,   имело  секретное   оружие, которым она обладала, ­ «греческий oгонь». Тайна eгo состава так и осталась нераскрытой. Предполагается, что это был  липкий, горючий состав из смеси нефти и смол, серы и селитры,   сочетающий   качества   пороха   и   напалма.  С   помощью   «греческого   огня» византийцы сжигали корабли противника на море, осадные орудия.  Другим   «тайным   оружием»   Византии   была   ее  дипломатия,  умение   разобщать противостоящие ей государства и племенные союзы, подкупать их вождей. Так почему же стало возможным, что эта величайшая в мировой истории и необычайно жизнеспособное государство с какого­то момента стремительно стало утрачивать жизненные силы?  Проблемой,   которую   Византия   не   смогла   решить   и   которая,   в   конце   концов, погубила  ее  экономику,  стала  утрата государственного контроля над финансами. Государство выпустило из своих рук рычаги контроля над торговлей и промышленностью и,   в   конце   концов,   отдало   свои   основные   торговые   и   экономические   ресурсы предпринимателям Западной Европы.  Произошло это так. Одним из главных финансовых ресурсов страны была не нефть, как   сейчас,   и   не   газ,   а  таможенные   поступления   от   грандиозной   международной торговли на Босфоре и Дарданеллах.  Император  Алексий   Комнин  подписал   международный   торговый   договор, названный  «Золотая   булла»  (императорский   указ   с   золотой   печатью).   Этот   договор оказался кабальным и выгодным только Западу.  Едва придя к власти, Алексей столкнулся с интервенцией итальянских норманнов, ставивших себе целью захват Константинополя, и решил призвать на помощь венецианский флот.   Согласно   договору   венецианцы,   в   обмен   на   военную   помощь,   получали беспрецедентное право беспошлинной торговли на всей территории Византии. До поры до времени   все   были   довольны:   оживилась   торговля,   в   городских   лавках   и   магазинах появилось невиданное прежде изобилие европейских и азиатских товаров…  За считанные десятилетия отечественное производство и сельское хозяйство деградировали  стремительными   темпами.   Разорились   или   попали   в   зависимость   от иностранцев все византийские предприниматели.  В победе над норманнами венецианская помощь не сыграла решающего значения, зато в дальнейшем, при попытках императоров аннулировать их привилегии, венецианцы сами   начинали   войну   с   Византией   (император   попытался   вернуть   стране   текущие потоками за границу доходы, он конфисковал все до одного иностранные коммерческие предприятия,   высасывающие   последние   ресурсы   из   экономики   государства).   Пытаясь найти   союзников   против   Венеции,   не   нашли   ничего   лучшего,   как   снова   опереться   на помощь Запада и даровать аналогичные привилегии купцам из Генуи и Пизы. В результате доходы от грандиозной транзитной торговли на Босфоре окончательно переместились из Константинополя в Италию. Алексия зверски убили, а Венецианская республика, ставшая к тому   времени   крупнейшей   финансовой   олигархией,   наняла   целый  крестовый   поход  и вместо Святой Земли направила его на грабеж Константинополя.   Информация для преподавателя Крестовые походы. Духовно­рыцарские ордена. Прекращение в начале XI в. набегов венгров, арабов, норманнов способствовало успешному   хозяйственному   развитию   европейских   стран   и   быстрому   росту   населения. Однако к конку XI в. это привело к острой нехватке свободных земель. Участились войны и их спутники — голод, эпидемии.  Причину всех несчастий люди видели в наказаниях за грехи.  Лучшим способом избавления от грехов считалось посещение святых мест, прежде всего Палестины, где находился   Гроб   Господень.   Но  после   захвата   Палестины   туркам   и   сельджуками, отличавшимися нетерпимостью к не мусульманам, паломничество туда стало почти невозможным. Идея похода против мусульман для освобождения Гроба Господня получала все большее распространение в Европе. Это было  не только богоугодное дело, но и способ обеспечить землей, как феодалов, так и крестьян.  Все мечтали и о богатой добыче, а купцы надеялись на торговые выгоды. В 1095 г. папа римский Урбан II призвал к походу в Палестину.  Участники похода украшали свою одежду и доспехи крестами — отсюда и его название. В первом крестовом походе участвовали как феодалы, так и крестьяне. В   1096—   1099   гг.   крестоносцы   отвоевали   у   турок   ­   сельджуков   Сирию   и Палестину. Там возникло Иерусалимское королевство. Государства крестоносцев вели постоянные   войны   с   мусульманскими   правителями   окрестных   стран.   Постепенно крестоносцы,   которых   на   Востоке   было   не  очень  много,   начали   терять   свои   владения. Было еще семь крупных крестовых походов. В них уже почти не участвовали крестьяне, зато во главе рыцарей часто шли императоры и короли. Однако все эти походы были почти безрезультатны.  Во время четвертого крестового похода крестоносцы напали на Константинополь  и в 1204 г. взяли его. Они создали на землях Византии  Латинскую империю.  Лишь   в   1261   г.   удалось   освободить   Константинополь.   Но   своего   былого могущества  Византия уже не восстановила. В Палестине при поддержке римских пап были созданы духовно­рыцарские ордена. Вступавшие в орден становились монахами­воинами. Первым возник  орден тамплиеров. Затем был создан орден госпитальеров. Позже возник Тевтонский орден. Рыцари­монахи жили   за   счет   земель,   принадлежавших   орденам   в   Палестине   и   в   Европе.  Отряды орденских   рыцарей   отличались   от   обычного   феодального   войска   своей   дисциплиной. Однако со временем ордена богатели, и их члены перестали проявлять былое рвение в воинских   делах.   Многие   из   них   окружили   себя   роскошью.   Утверждали   даже,   что тамплиеры, которые особенно обогатились, тайно отреклись от христианства. Тем   временем   натиск   мусульман   усиливался.   В   1187   г.   султан   Салах­ад­Дин (Саладин), объединивший Сирию и Египет, отвоевал Иерусалим. В 1291 г. пала последняя крепость крестоносцев в Палестине — Акра. Несмотря на неудачу и большие жертвы, крестовые походы имели для Западной Европы и положительное значение.  Они способствовали знакомству европейцев с более высокой в то время культурой Византии и восточных стран, заимствованию многих достижений.  Укрепились   позиции   европейских   купцов.  Это   вело   в   дальнейшем   к развитию товарно­денежных отношений, росту городов и ремесленного производства. Отток наиболее воинственной части феодалов, и их гибель способствовали усилению в ряде европейских стран королевской власти. ­­­ Но мы вернемся к событиям в Византии. Византийцы, которые до этого воспринимали крестоносцев, в общем­то, как братьев по вере и военных союзников, были настолько не подготовлены к такому коварнейшему удару,   что   не   организовали   должного   сопротивления.  В   1204   году   французский, германский   и   итальянский   контингенты   западных   союзников   осадили Константинополь и захватили его.  Город был безжалостно разграблен и сожжен. Погибло   огромное   количество   произведений   искусства,   были   разорены   библиотеки, уничтожались рукописи. Великолепные бронзовые статуи, украшавшие дворцы и площади, были перелиты в монеты. Только бронзовых коней, изваянных величайшим скульптором Лисиппом, успели вывезти в Венецию. Были вскрыты гробницы императоров, из церквей изъяты все ценности, алтарь Святой Софии — величайший памятник искусства — был разрушен. Другой   неразрешенной   проблемой   Византии   стала  коррупция  и   олигархия («власть немногих).  В   Византии   считалось,   что   сам   Бог   вручил   императору   высшую   власть   над   его христианскими   подданными   и   он   ответствен   перед   Господом   за   судьбы   этих   людей. Божественное   происхождение   власти  подчеркивалось   пышным   и   торжественным обрядом коронации. Император обладал сильной, почти абсолютной властью: он назначал чиновников   и   военачальников,   контролировал   сбор   налогов,   лично   командовал   армией. Византия  всегда  была  жестко централизованным  бюрократическим  государством,  и это было отнюдь не ее слабостью, а напротив, ее исторической силой. В   ходе   усиливавшейся   социальной   дифференциации   появилась   и   усилилась немногочисленная, но очень влиятельная группа богатых и влиятельных людей (иногда семей), стремившихся заполучить контроль над государством. Источником их влияния было не богатство, а близость к трону: именно благодаря открывавшимся в этой сфере возможностям приходило к ним движимое и недвижимое имущество.  Время   от   времени   императоры   перетряхивали   госаппарат,   подвергая   особо зарвавшихся   сановников   ссылкам   и   конфискациям.   Но   в   XI   в.   процесс   социального расслоения   стал   неуправляем.   Население,   составлявшее   основу   армии   и   налоговой системы,   нищало,   а   «сильные»   богатели   и   все   настойчивей   защищали   свои   интересы. Ослабевшее   в   период   династических   смут   государство   стало   игрушкой   в   руках соперничавших группировок – столичной бюрократии и военных. Во взаимной борьбе они подорвали устои государства, и империя покатилась в пропасть.  Во время турецкой осады Константинополя весной 1453г. олигархи не только не дали ни монеты на оборону города, но и расхитили те скудные средства, которые еще оставались в казне. Хотя, несмотря на почти десятикратное превосходство сил, войскам Мехмеда   пришлось   осаждать   город   в   течение   50   дней.   Защитники   города   до   конца исполнили   свой   долг,   отбив   несколько   штурмов.   Захватив   Константинополь,   молодой султан Мехмéд II (20 лет), потрясенный богатствами некоторых горожан и в то же время полным   отсутствием   средств   у   защитников   города,  призвал   к   себе   самых   богатых граждан  и задал им простой вопрос: почему они не дали деньги на защиту города от неприятеля? «Мы берегли эти средства для твоего султанского величества», – льстиво ответили   те.   Мехмед   тут   же  приказал   предать   их   всех   самой   жестокой   казни:  им отрубили головы, а тела бросили собакам. Те же из олигархов, которые бежали на Запад, надеясь   там   укрыть   свои   капиталы,   были   нещадно   обобраны   западными   друзьями   и закончили жизнь в нищете.  Огромной проблемой Византийского государства в период упадка стала  частая смена   направлений   политики,   то,   что   называется  отсутствием   стабильности   и преемственности государственной власти. В Византии, как и в Древнеримской империи, не было четкого порядка престолонаследия. Императорская власть часто переходила не по наследству в рамках одной династии, а захватывалась удачливым военачальником или вельможей.  Будучи всевластными, императоры стали беззащитны перед yгрозой переворота. Наиболее сильным императорам удавалось передать власть по наследству, однако ни одна династия не смогла долго ее удерживать. По подсчетам историков, за время существования Византии, с 395 по 1453 г., из 109 императоров лишь 34 умерли своей смepтью, остальные были   cвергнуты  или  пали  жертвой  покушения.  Высших  постов  и  даже  императорского венца мог достичь даже человек незнатный, но энергичный, волевой, талантливый и умный. Продвижение   вельможи   или   чиновника   зависело   от   благоволения   к   нему императорской власти, от которой он получал титулы, должности, денежные  и земельные пожалования. Со   сменой   императора   нередко   кардинально   менялась   направление   жизни империи. Это крайне ослабляло всю страну и жестоко выматывало народ.  Политическая стабильность – одно из главных условий сильного государства. Это был   завет   великих   императоров   Византии.   Но   этим   заветом   пренебрегли.  Был   период, когда императоры менялись в среднем каждые четыре года. Можно ли было говорить в таких   условиях   о   каком­то   подъеме   страны,   реализации   по­настоящему   масштабных государственных проектов, требовавших многолетней последовательной работы?  Конечно же, в Византии были и очень сильные императоры. Таким был, например, Василий   II,   кстати,   крестный   отец   нашего  святого   князя   Владимира.   Он   принял управление империей после тяжелейшего кризиса.  Влияние и богатство местных владетелей были порой несравненно большими, чем влияние официального правителя. Так однажды во время военного похода малоазийский магнат Евстафий Малеин  демонстративно пригласил в свое имение на отдых все войско императора Василия во главе с ним самим и легко содержал эту огромную армию, пока они не отдохнули и не собрались с силами. Этот олигарх серьезно надеялся влиять на судьбы государства, и даже провоцировал интриги. Но поплатился: у него конфисковали все его огромное имущество, а самого отправили в одну из самых отдаленных тюрем империи.  Василий   значительно   ослабил   могущественных   тогда   региональных   олигархов­ магнатов, провел «чистку» в правительстве, конфисковал в казну огромные наворованные суммы.  Твердые   меры   Василия   II   позволили   ему   довести   доходы   казны   до   небывало высоких сумм: годовой доход империи составлял при нем 90 тонн золота. Для сравнения, Россия вышла на такие масштабы государственного бюджета только к началу XIX века. II. Раскол христианства  В   отличие   от   западнохристианской   церкви,   возглавлявшейся   папой   римским,   в восточнохристианской   не   было   единого   церковного   центра.   Константинопольская, Антиохийская, считались самостоятельными.  Однако   фактически  главой   восточной   церкви   был константинопольский патриарх.  С VII после того как арабы отняли у византийцев их восточные провинции он остался единственным патриархом на территории империи.   Александрийская   Иерусалимская,  патриархии   Глава западной церкви успешно претендовал не только на духовную власть над всеми   христианами,   но   и   на   верховенство   над   светски   владыками   —   королями, герцогами и князьями. (т.е. папа римский претендовал на верховную власть над церковью, а патриархи Востока ее не признавали). На востоке же светская власть в лице императоров полностью подчинила себе церковь.   Императоры   беззастенчиво  вмешивались   в   церковные   дела   и   влияли   на назначение патриарха. Постепенно накапливалось все больше и больше различий между христианскими церквями на Западе и Востоке.  Римская   церковь   вела   богослужения   только   на   латыни,   византийская   ­   на местных языках.  Читать   Библию,   по   мнению   католиков,   разрешалось   только   служителям церкви, а проповедники православия часто создавали письменность для разных народов, чтобы все могли читать Священное Писание.  Крестились католики пятью пальцами, а православные —  тремя или двумя.  На Западе считалось, что Святой дух исходит и от Бога­Отца, и от Бога­ Сына. На Востоке признавалось, что eгo источником может быть только Бог­Отец.  На Западе причащались простым пресным хлебом, на Востоке ­ квасным.  В конце концов эти отличия привели к обособлению западного христианства — католицизма  от восточного —  православия.  Этот процесс, начавшийся еще в VIII в., завершился разделением церквей, когда в 1054г. патриарх и римский папа прокляли друг друга. Лишь   в   2001г.   папа   римский   Иоанн­Павел  II  выразил   coжаление   по   поводу разрыва   1054г.,   принеся   извинения   за   действия,   предпринимавшиеся   католиками против православной церкви.  Закреплением церковного раскола стал Латеранский собор 1059г., на котором было принято решение, что папу римского избирают высшие должностные лица римско­ католической   церкви   ­   кардиналы  (до  этого  четкого  порядка   выборов   папы   не   было; считалось, что он избирается духовенством, но фактически папы выдвигались на этот пост гpуппировками   знати,   императорами   Священной   Римской   империи).   Одновременно запрещалась   «симония»   ­   продажа   церковных   должностей   за   плату.  Утвердился принцип независимости духовной власти от светских владык.  Практика,   сохранившаяся   в   Византии,   была   другой.  Там   император   считался высшим авторитетом в вопросах как светской, так и духовной жизни. Так   в   Средние   века   возникли   два   христианских   мира   —   православный   и католический. Католики стремились постичь божественные истины разумом. Исходя из   идей  Святого   Августина,   которого   называли   «учителем   Запада»,   они   считали,   что разум   может   познать   законы   сотворенного   Богом   мира.  Этим   объясняется   интерес людей западного мира к механике и естественным наукам.  Для православных большую роль в вопросах веры играл не столько разум, сколько чувства. Православные считали очень важным внутреннее совершенствование человека через молитвы — обращение к Богу. III. Византия и славяне Впервые со славянами римляне непосредственно столкнулись во время Великого переселения   народов.  Если   на   Западную   Римскую   империю   совершали   нападения   в основном германцы, то на Восточную — славяне. Первые упоминания о них в византийских источниках относятся к V­VI векам.  Император Юстиниан I создал для обороны от славянских вторжений систему крепостей   на   дунайской   границе.   Однако   это   не   остановило   воинственных   соседей, которые   часто   нападали   на   балканские   провинции   империи,   даже   доходили   порой   до предместий   Константинополя.  Они   грабили   города   и   села,   уводя   в   плен   тысячи византийцев. В VII в. славянские племена стали селить в пределах империи. За сто лет они овладели тремя четвертями территории Балканского полуострова. К югу от Дуная славяне образовали в VII в. союз семи племен. В 670гг. на земли этого   союза  вторглись   тюркские   племена   болгар,   кочевавших   в   степях   Северного Причерноморья. Болгарский  хан Аспарух  разбил византийскую армию.  Хан привлек на свою сторону союз семи славянских племен и основал на землях Византии фактически независимое   славяно­болгарское   государство.  Первое  Болгарское   царство просуществовало с 681 по 1018г. Вскоре тюрки слились с жившими здесь славянами в один народ. В лице сильного Болгарского государства Византия обрела главного соперника на Балканах. Славяне оказали огромное влияние на развитие Византии. В ходе заселения ими Балкан были уничтожены крупные земельные владения магнатов, в которых использовали труд рабов и зависимых людей. Утвердилась крестьянская соседская община Крестьяне стали  свободными,  но  были  обложены  государственными  податями.  Сами  славяне, особенно   южные   (болгары,   сербы,   хорваты   и   др.).   испытали   огромное   византийское влияние. В 864 г. болгарский князь Корне принял крещение от Византии. Среди византийских миссионеров, проповедовавших христианство среди славян, глубокий   след   в   истории   оставили   братья  Кирилл  и  Мефодий.  Чтобы  облегчить понимание Священного Писания, они создали славянскую азбуку — кириллицу, которой мы пользуемся и по сей день. Процесс утверждения христианства на Руси растянулся на длительное время. Открытое   сопротивление   приверженцев   язычества,   поддерживаемое   жрецами­волхвами, продолжалось   несколько   дeсятилетий,   однако   восстания   были   подавлены   вооруженной силой.  Сложнее   обстояло   дело   с   принятием   идей   христианства   за   основу мировоззрения.   На   Руси   веками   сохранялась   приверженность   многим   языческим верованиям,   традициям,   празднествам.  При   этом   церковь,   проявляя   гибкость,   либо закрывала на них глаза, либо нaчинала рассматривать их как христианские.  Верования   в   домовых,   кикимор,   леших,   водяных,   русалок,   в   приметы,   в эффективность гадания зародились задолгo до принятия христианства. Такие обычаи, как колядование   на   Рождество,   сжигание   соломенного   чучела   на   Масленицу,   летнее празднование Иванова дня (Ивана Купалы) с прыжками через oгoнь и плетением венков намнoгo пережили связанные с ними языческие представления.  Принятие   христианства   оказало   большое   влияние   на   развитие   русских   земель, Распространение   христианства   с   eгo   единым   порядком   осуществления   службы содействовало  становлению   единого   языка,   распространению   гpамотности.   Церковь вела   борьбу   с   наиболее   жестокими   языческими   традициями.   Особенно   преследовался обычай, согласно которому при погpебении покойника из знатного рода убивали и сжигали вместе с ним жену, слуг, домашний скот и имущество.  Более активно стали развиваться дипломатические и тopгoвыe связи с соседними христианскими странами. Близкие отношения были установлены с Византией. Ее патриарх назначал митрополита Русской православной церкви вплоть до  1439г., кoгдa она стала независимой.  В   то   же   время  с   разрывом   между   римской   и   византийской   цepквами принадлежность   Руси   к   православию   стали   осложнять   ее   отношения   с католическими монархами Западной и Центральной Европы.  Несмотря на то, что православные славяне были единоверцами византийцев, между ними не прекращались жестокие войны.  Во второй половине X века Византия начала борьбу   за   подчинение   Болгарии.  Кровавая   война   закончилась   включением  Болгарии   в состав   империи.  Независимость   первого   славянского   государства   на   Балканах   была восстановлена только в конце XII в. в результате народного восстания. IV. Культурное наследие Византии  В   истории   мировой   культуры   византийской   цивилизации   принадлежит   особое   и выдающееся место. В течение всего своего тысячелетнего существования Византийская империя   –   прямая   наследница   греко­римского   мира   и   эллинистического   Востока   – оставалась центром своеобразной и поистине блестящей культуры.  По указанию Константина из  Рима, Афин, Коринфа, Эфеса,  Антиохии и других городов   империи   были   вывезены   в   Константинополь  лучшие   скульптуры,   ценные рукописи, церковная утварь, мощи святых.  Здесь расцвели науки, литература, искусство. Сюда стекались ученые, здесь жили выдающиеся   мыслители   средневековья   Фотий   и   Пселл.   В   богатых   библиотеках   было собрано огромное количество древних рукописей.  Дело Константина продолжили и его потомки. В Константинополь были доставлены мраморные и медные колонны, ранее украшавшие римские храмы и площади. Предание гласит, что на постройку города было израсходовано 60 тонн золота. Константинополь был прекрасен.   Как   и   Рим,   он   раскинулся   на   семи   холмах.  Широкие   улицы   с   крытыми галереями, большие площади с колоннами и статуями, окруженные великолепными зданиями, храмы, дворцы, триумфальные арки восхищали всех, кому доводилось в нем побывать.  В   то   время,   когда   короли   франков   из   династии   Меровингов   ходили   еще   в домотканых   рубахах   и   ездили   на   деревянных   телегах,   запряженных   парой   волов, византийский   император   под   величественные   звуки   органа   представал   перед иностранными   послами   в   тронном   зале   блестящего   великолепием   и   изяществом дворца   Магнавра,   самого   большого   из  известных   нам   за  всю   мировую   историю.  Его территория примерно в десять раз превосходила размеры Московского Кремля.  В главном зале дворца во время приема иностранцев раскладывались  сокровища казны — драгоценности, шитые золотом одежды. В глубине зала находился золотой трон императора, перед которым на ступеньках лежали два льва, изваянные из золота. За троном стояло золотое дерево, на ветвях которого сидели разноцветные птицы, искусно сделанные из золота и эмали. Под звуки органа и хора появлялся император в золотых одеждах, увешанный драгоценностями. Чтобы еще больше поразить иностранных гостей в момент, когда они входили зал, птицы на золотом дереве взмахивали крыльями, а львы поднимались и глухо рычали. В то время, когда посол лежал, распростершись (согласно этикету) перед троном, отдавая почести владыке Византии, император вместе с троном возносился кверху, а затем спускался уже в другом одеянии.  К VIII в. интерес византийцев к античному наследию стал ослабевать. Древние книги   перестали   читать   и   переписывать,   тем   более   что  церковь   осуждала   их   как языческие, не соответствующие христианскому учению.  Христианская   культура   превратилась   в   господствующую.   Византийская архитектура, живопись и литература  прославляли деяния Бога и святых подвижников христианской веры. Любимым литературным жанром стали жития святых и сочинения отцов церкви. Особым уважением у набожных византийцев пользовался духовный подвиг отшельников и монахов. Наиболее почитаемыми были отцы церкви — богословы Иоанн Златоуст, Василий Великий и Григорий Нисский. Их сочинения и деятельность оказали большое   влияние   на   дальнейшее   развитие   христианского   богословия   и   церковное богослужение. В   городах   империи   возводились  величественные   храмы.  В   Византии   возник крестово­купольный   тип   церкви,   который   получил   распространение   в   других православных странах, в том числе и на Руси. Характерной   чертой   византийской   живописи   стало  использование   мозаик  для украшения интерьеров и фасадов церквей. Мозаикой из ценных пород дерева выкладывали также полы дворцов и храмов. Главным храмом православного мира стал построенный в VI в. в Константинополе собор   Святой   Софии  (центральный   храм   Константинополя;   посвящен   Христу   – Премудрости Божией), украшенный великолепными мозаиками и фресками.  На строительстве его работали 10 000 человек. Юстиниан не жалел никаких денег и сам каждый день посещал стройку. Все доходы империи за пять лет не покрыли расходов на сооружение храма. На строительство было израсходовано 320 000 фунтов золота (более 100 т), что составляло примерно три годовых бюджета империи. По приказу императора все   провинции   и   города   империи   поставляли   в   Константинополь   самые   замечательные остатки   античных   зданий   и   мрамор.   Рим,   Афины,   Эфес   прислали   колонны,   которые   и сейчас   вызывают   восхищение.   Из   Проконеза   доставляли   белоснежный   мрамор,   из Каристоса   —   светло­зеленый,   из   Ясоса   —   бело­красный,   из   Фригии   —   розовый   с прожилками.  Много   необычного   было   в   строительстве   этого   собора.   Известь изготовляли на ячменной воде, в цемент добавляли масло. Для верхней доски престола был  изобретен  новый  материал:  в растопленную массу  золота бросали ониксы,  топазы, жемчуг, аметисты, сапфиры, рубины — словом, все самое дорогое.  В   архитектурно­художественном   и   техническом   отношении   наиболее   эффектной частью сооружения является его купол. Именно на нем было сосредоточено все внимание зодчих   (диаметр   почти   в   32   метра).   Летописец   Прокопий   так   описывает   впечатление, производимое этим куполом: «Кажется, что он покоится не на каменной клади, а свисает с неба на золотой цепи».  Постройка   храма,   его   размеры   и   украшения   производили   на   современников неизъяснимое впечатление, поэтому не удивительно, что вокруг всего этого сразу же стали складываться  легенды   и  мифы.  Рассказывали,  что план  здания был   вручен   императору Юстиниану во сне ангелом. Когда между императором и архитекторами возникали споры (например, сколько окон делать над главным алтарем), Юстиниану якобы во сне опять явился ангел и приказал сделать три окна в честь Святой Троицы. Современный   внешний   облик   храма   отличается   от   первоначального.   Храм выдержал десятки землетрясений. После завоевания турками Константинополя в 1453 г. храм был превращен в мечеть  (Айя­Софья­джами),  позднее к нему были добавлены четыре минарета, однако большинство внутренних росписей остались нетронутыми, т.к. были   закрыты   штукатуркой.   В   1936   г.   Айя­Софья   была   преобразована   в   музей, реставраторы открыли скрытые в течение многих веков фрески и мозаики.  Родом из Византии был великий русский иконописец  Феофан Грек  (ок. 1340 – после   1405).   Византийскими   канонами   руководствовались   в   своем   творчестве  Андрей Рублев (1360/70 – ок. 1430) и другие древнерусские мастера…  Икона  (от греческого –  «образ, изображение») это живописное, мозаичное или рельефное   изображение   Господа   Иисуса   Христа,   Божией   Матери   и   святых,   а   также событий   из   Священной   или   Церковной   истории.   Первые   христианские   иконы   были написаны до возникновения Византийской империи, образовавшейся в 4­м веке. Согласно Преданию первые иконы были созданы евангелистом Лукой в первом веке от Рождества Христова. Древнейшие сохранившиеся византийские иконы датируются 6­м веком. В современном мире самыми известными и почитаемыми византийскими иконами являются Владимирская и Ченстоховская иконы Божией Матери.  Владимирская   икона   Пресвятой   Богородицы,   ставшая   высокочтимой национальной святыней, была прислана на Русь в  XII  веке из Византии  и помещена в женском монастыре под Киевом. Князь Андрей Боголюбский в 1155 году перенес икону во Владимир,   а   в   1158   году   заложил   для   нее   величественный   Успенский   собор,   ставший главным храмом Северо­восточной Руси. В  XIV  веке Владимирская икона перенесена в Москву, в Успенский собор. В настоящее время «Богоматерь Владимирская» хранится в Храме­музее   при   Третьяковской   галерее.   Согласно   летописям   по   молитвам   перед Владимирской иконой русские земли были три раза спасены от нашествия захватчиков: в 1395 году от войск Тимура, в 1480 году от набега Большой орды хана Ахмата и в 1521 году от нападения крымских татар. Византия подарила миру искусство, в котором глубочайшая духовность являлась мерилом   истинной   красоты.  Возникнув   в   Константинополе   –   столице   империи,   оно оказало влияние на развитие культур таких стран как Сербия, Болгария, Грузия, Армения, Древняя Русь. В определенной степени, его влиянием были охвачены и страны Западной Европы. Византийская культура не исчезла с падением Византийской империи. Мы с вами являемся хранителями того огромного пласта мировой культуры, который был создан нашими предками, и имеем возможность изучать и восхищаться этими шедеврами. На   современной   карте   этого   государства   нет.   Оно   прекратило   свое существование   в   мае   1453   года,   когда   было   завоевано   турками.   В   XV   веке Константинополь стал столицей Османской империи, и его переименовали в Инстанбул (Стамбул).   все   стало приспосабливаться к турецкому укладу жизни.   Город   начал   быстро   приобретать   восточный   облик, Заключительная часть 3.1. Беседа, направленная на проверку восприятия и закрепление нового материала а ) Фронтальный опрос 1. Подсчитайте, сколько лет просуществовала Византийская империя? Римская империя   окончательно   была   разделена   на   Западную   и   Восточную   в   395   годы,   турки захватили Константинополь в 1453 году. Между ними 1058 лет. Но в первый раз Византию уничтожил IV крестовый поход 1204 года, после чего она восстановилась только в 1261 году. С учётом этого перерыва она существовала 1001 год. 2.   Почему   Византийскую   империю   называют   также   Ромейской?   Каковы особенности перехода Византии от античности к Средневековью?  Византийская империя сама себя называла Ромейской потому, что это была Римская империя, точнее Восточная Римская империя, которая, в отличии от Западной, не была уничтожена нашествием варваров. В этом отсутствие разрыва с античностью и заключается особенность перехода Византии к Средневековью. Но её не миновала варваризация самой Римской   империи   в   последние   века   её   существования,   когда   сами   римляне   забывали значительную   часть   древних   интеллектуальных   достижений.   Многие   культурные   и образовательные   учреждения   закрывались   и   определённые   книги   переставали переписываться намеренной из­за того, что они считались языческими. 3. Почему Византии удалось выстоять под ударами завоевателей в конце IV—V в.?  Армия   у   Восточной   Римской   империи   оказалась   сильнее,   чем   у   Западной.   В Западной Римской империи перед её падением правили часто сменявшие друг друга не блиставшие способностями или просто малолетние императоры, в Восточной на тот период приходится   правление   нескольких   весьма   способных   императоров,   каждый   из   которых правил долго. К тому же, северную границу Византии во многих местах защищали высокие горы и глубокие моря, Западная Римская империя лишь в некоторых местах имела такую защиту. 4. Какую роль в истории Византийской империи сыграл император Юстиниан? Был одним из самых великих правителей этого государства. При нём расширились границы, были  отвоёваны  многие земли  Западной  Римской  империи,  было упорядочено управление   государством   и   построен   величайший   в   христианском   мире   того   времени Собор   св.   Софии.   Но   такие   великие   дела   опустошили   казну.   Чтобы   её   наполнить, Юстиниан   безжалостно   собирал   налоги.   Также   он   бескомпромиссно   боролся   с казнокрадством. То есть многие, очень многим поданным жилось при нём плохо. Кроме того, такое напряжение сил стало не только расцветом, но и началом упадка Византии. 5.   Сравните   развитие  образования   и  научных   знаний   в   Западной   Европе   и Византии в Раннем средневековье.  В   Западной   Европе   в   Раннем   средневековье   школы   сохранялись   лишь   при монастырях,   не   было   высшего   образования.   В   Византии   понимали,   насколько   важно подготовить   образованных   чиновников,   даже   купцы   понимали   ценность   образования.   В этой  империи  было  множество  школ,  которые  давали  образование  всех  трёх  ступеней, включая высшее. 6.   Какова   роль   православной   церкви   в   истории   Византии?   Как   и   почему произошел раскол церкви на католическую и православную?  Православная   церковь   в   Византии   была   чем­то   вроде   части   государственного аппарата,   фактически   подчинялась   императору.   Её   роль   в   обществе,   кроме   духовной, состояла также в укрепление власти императора. В этот период истории папы римские претендовали   на   роль   главы   всей   церкви,   потому   требовали   подчинения   патриарха Константинопольского   не   императору,   а   папе.   Накопились   противоречия.   Расколы православной   и   католической   церквей   происходили   несколько   раз,   и   несколько   раз преодолевались. Последний по времени раскол 1054 года произошёл, прежде всего, из­за вопроса о верховной власти в церкви под прикрытием догматических споров 7. Дайте характеристику отношений Руси и Византии. а ) Составление синквейна по теме «Византия» Примеры: 1 Византия большая культурная поднялась вышла в свет расцвела Юстиниан правитель величавый империя 2 Византия восточная римская  развивалась расцветала богатела культурная преемница Древнего Рима империя 3.2. Подведение итогов Оценивание  работы группы  на занятии, отдельным учащимся, при необходимости выставление оценок. 3.3. Домашнее задание 1. Записи в тетради и/или учебник (Артемов В. В.) § 15. 2. Выучить основные понятия (см. Словарь исторических терминов) 3. Просмотреть фильм по желанию (электронная библиотека, папка «Византийская империя» или воспользоваться ссылками – см. «Дополнительные источники»).  Литература для подготовки: Основная: 1. Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред.  проф. образования. — М., 2016. (электронный учебник) Дополнительные источники: 1.https://www.youtube.com/results? ­ Византия: Утраченная империя / Byzantium: The  Lost Empire (1997) — документальный сериал Discovery Channel 2. https://www.youtube.com/watch?v=0hs3o5O5kX4 – гибель империи 3. https://www.youtube.com/watch?v=N3Mfl1Y8YsI – история Византийской империи 4. http://ufalaw.narod.ru/2/kult/kultur/p2_5g1.htm ­ Особенности исторического развития  Византии 5. https://www.youtube.com/watch?v=YWNXXzj_JR8 ­ Византия

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Византийская империя"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Византийская империя"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Византийская империя"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Византийская империя"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Византийская империя"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Византийская империя"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Византийская империя"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Византийская империя"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Византийская империя"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Византийская империя"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Византийская империя"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Византийская империя"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Византийская империя"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Византийская империя"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Византийская империя"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Византийская империя"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Византийская империя"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Византийская империя"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Византийская империя"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Византийская империя"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Византийская империя"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Византийская империя"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Византийская империя"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Византийская империя"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Византийская империя"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Византийская империя"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Византийская империя"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Византийская империя"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Византийская империя"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Византийская империя"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Византийская империя"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Византийская империя"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Византийская империя"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Византийская империя"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Византийская империя"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Византийская империя"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2017