МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Введение"
Оценка 5

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Введение"

Оценка 5
Лекции
doc
история
Взрослым
14.02.2017
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Введение"
Цель занятия: Учебная: Определить значение изучения истории. Выявить проблему достоверности исторических знаний. Дать первичное понятие об исторических источниках и науках, помо¬гающих изучать историю. Рассмотреть концепции исторического развития (формационная, цивилизационная, их сочетание). Обобщить и систематизировать знания учащих¬ся о периодизации Всемирной истории развития человеческого общества. Обратить внимание на факторы, повлиявшие на особенности исторического пути нашей Родины. Развивающая: Формировать понятийный аппарат, логическое мышление студентов, прививать навыки анализа и сопоставления исторических событий, их взаимосвязи. Воспитательная: Воспитывать уважение к людям, чей труд связан с изучением истории; формировать понимание значимости изучения истории и интерес к данной науке.МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по истории
2016-9-№1-история-введение.doc
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ «Братский медицинский колледж» Областное государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя специальность Фармация, Cестринское дело Очная форма обучения по программе базовой подготовки ОУД.00 Базовые ОУД 03. ИСТОРИЯ Вид занятия: теоретическое занятие Тема: Введение Разработчик:  Иваненко   О.Н. квалификационной категории   –   преподаватель   учебной   дисциплины   высшей Братск, 2016 г. Тема «Введение» (проблемно­диалогическая технология) Продолжительность занятия ­ 90 минут Цель занятия: Учебная:   Выявить   проблему Определить   значение   изучения   истории. достоверности   исторических   знаний.   Дать   первичное   понятие   об исторических   источниках   и   науках,   помогающих   изучать   историю. Рассмотреть   концепции   исторического   развития   (формационная, цивилизационная, их сочетание). Обобщить и систематизировать знания учащихся о периодизации Всемирной истории развития человеческого общества. Обратить внимание на факторы, повлиявшие  на особенности исторического пути нашей Родины. Развивающая: Формировать   понятийный   аппарат,   логическое   мышление   студентов, прививать навыки анализа   и сопоставления исторических событий, их взаимосвязи. Воспитательная: Воспитывать уважение к людям, чей труд связан с изучением истории; формировать   понимание   значимости   изучения   истории   и   интерес   к данной науке. В результате изучения темы обеспечивается достижение следующих результатов: личностных:   сформированность российской гражданской идентичности;  сформированность   мировоззрения,   соответствующего   современному уровню   развития   исторической   науки   и   общественной   практики, основанного   на   диалоге   культур,   а   также   различных   форм общественного   сознания,   осознание   своего   места   в   поликультурном мире;  толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность   вести   диалог   с   другими   людьми,   достигать   в   нем 2 взаимопонимания,   находить   общие   цели   и   сотрудничать   для   их достижения; метапредметных: М2.   умение   продуктивно   общаться   и   взаимодействовать   в   процессе   учитывать   позиции   других   участников совместной   деятельности, деятельности, эффективно разрешать конфликты; М4.   готовность   и   способность   к   самостоятельной   информационно­ познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках   исторической   информации,   критически   ее   оценивать   и интерпретировать; предметных: П1.   сформированность   представлений   о   современной   исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире; П2.  владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом,   представлениями   об   общем   и   особенном   в   мировом   историческом процессе; П5. сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике. Методическое оснащение занятия: Материально  –  техническое   оснащение:  проектор  (авторская  презентация «Введение», фильм «Геродот») Раздаточный материал: У­МП, Словарь исторических терминов Место проведения: аудитория Литература для подготовки:  Блок, М. Апология истории, или Ремесло историка. – М.: Наука, 1986  Всемирная   История. (Электронный   ресурс):   Том   1.   http://www.bibliotekar. ru/hist1­1/index.htm  Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. – М.: Наука, 2003.   Чернобаев, А.А. Историк и мир истории. – Саратов, ПАГС, 2004.    3 4 1. Вводная часть – 15 минут 1.1. Организационный момент  1.2. Мотивация занятия, сопровождающаяся контролем исходного уровня знаний  План занятия 2. Основная часть – 60 минут 2.1. Историческое знание, его достоверность и источники  2.2. Концепции исторического развития  2.3. Проблема периодизации истории 2.4. Факторы, определившие особенности русской истории 3. Заключительная часть – 15 минут 3.1. Контроль уровня усвоения знаний  3.2. Подведение итогов  3.3.Домашнее задание  Ход занятия Вводная часть 1.1. Организационный момент (слайд 1) 1. Приветствие студентов.  2. Проверка посещаемости и внешнего вида студентов.  3. Представление преподавателя, сообщение кратких сведений об изучаемом курсе,  требований преподавателя к подготовке студентов и ведению тетрадей 4. Запись темы и плана занятия (слайд 1, 2) 1.2. Мотивация занятия, сопровождающаяся контролем исходного уровня знаний История ­ одна из самых интересных, но и сложных наук.  8 – Что изучает история?  (слайд   3)  История  ­  это   наука   о   прошлом   человеческого   общества   и   его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни. История   ­   прошлое   всех   людей,   человечества.   Прошлое   представляет   собой переплетение событий, человеческих судеб, культур. История помогает проследить путь человечества во времени ­ от появления на земле наших далеких предков до сегодняшнего дня. Наш сегодняшний день завтра тоже станет историей. 8 – Что кажется сложным в изучении истории? (Чтобы   ориентироваться   в   истории,   необходимо   много   читать.   Знаний,   которые предоставляет учебник, недостаточно. Нужно владеть информацией из курса географии, биологии,   физики,   химии,   филологии,   философии,   обществознания,   археологии, политологии, социологии, культурологи. Знание истории ­ это не просто заучивание материала лекции или учебника, это узнавание   конкретных   исторических   процессов,   демонстрируемых   в произведениях литераторов, сценаристов фильмов. Необходимо уметь видеть взаимосвязь между событиями, определять причины и следствие. Для этого важно развивать логическое мышление, внимание, память.)    явлений, 5 8 – Что Вам кажется интересным в этой науке? (Вы,   вероятно,   заметили,   как   меняется   отношение   к   прошлому:   к   событиям, историческим   личностям.   Прежде   всего,   это   связано   с   изменением   общественного сознания.   Кроме   того,   в   последнее   время   открыт   доступ   к   некоторым   архивным документам.   Появление   интернета,   телевидение   и   др.   средства   массовой   информации делают этот материал доступнее. Археология даёт новые знания и, порою, меняет историю. Именно этим и интересна историческая наука. Она в каких­то вопросах оставляет загадки,   а   в   каких­то   открывает   новые   горизонты,   заставляет   нас   размышлять   над прошлым,   настоящим   и   будущим,   лучше   понимать   старшее   поколение   и   процессы, происходящие сегодня в различных обществах.)  8  –  Как  вы   думаете,  почему  мыслитель  древности   Цицерон  назвал  историю свидетельницей веков и наставницей жизни? (слайд 4) (История учит нас не повторять ошибок прошлого. Воспитывает в нас такие черты как   человечность,   сопереживание,   уважение   к   старшим,   добродетель,   благородство, лидерство,   партнерство,   стремление   к   миру   и   сотрудничеству,   прививает   эстетический вкус,   тягу   к   самосовершенствованию.   Обладание   этими   качествами   делает   человека Человеком.)  8 – Для чего надо знать историю? Чему может научить историческая наука? (Для   каждого   поколения   прошлое   ­   основание   его   жизни,   фундамент   для строительства   будущего.   Вы   тоже   звено   в   неразрывной   цепи   поколений.   Без   ваших родителей, дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек, без длинной череды предков не было бы нас и нашей сегодняшней жизни. А все, что вы сможете сделать в жизни, вы передадите своим детям и внукам. Значит, вы тоже часть истории, потому что историю творят люди, преобразуя мир и самих себя. Знание истории необходимо для каждого образованного человека.  Оно помогает ответить на важнейшие вопросы: кто мы? Откуда мы? Куда мы идем?)  8 – Как вы считаете, какие важные мысли  желали донести до нас следующие знаменитые личности через свои высказывания?  (слайд 5) 8 «Если вы любите свою страну, вы не можете не любить своей истории, не можете не беречь памятников прошлого». Дмитрий Сергеевич Лихачев  8 «...Можно не знать тысячи наук, но быть при этом образованным человеком. Но не любить историю может только человек совершенно неразвитый нравственно». 8 ­ Какие еще значения имеет понятие «история»?  (литературно­повествовательный   жанр,   рассказ,   нередко   вымышленный,   о   неких Николай Гаврилович Чернышевский событиях) Основная часть 2.1. Историческое знание, его достоверность и источники.  1. У истоков исторического знания. Геродот – отец европейской истории История   как   особая   форма   человеческого   знания   сформировалась   в   рамках литературного творчества и сохраняет с ним связь до сих пор. Колыбелью   исторической   науки   как   самостоятельной   дисциплины   является Древняя   Греция   ­   выдающийся   центр   древнегреческой   культуры   –  Милет..   Слово «история» в переводе с древнегреческого означает «разведывание».  Основой для реконструкции прошлого служили  мифы и эпос.  При этом древние авторы критически относились к преданиям. Существовали наивные представления о том, 6 что старинные сказы и мифы воспроизводят подлинную, только несколько приукрашенную действительность   и   для   установления   истины   достаточно   устранить   все сверхъестественное   и   неправдоподобное.   Если   факты   казались   бессмысленными,   им пытались дать иное, более разумное объяснение. Главным было стремление «найти правду» и взять из предания то, что можно, так или иначе, проверить. История сохранила имя человека, благодаря которому история сформировалась как повествование о цепи взаимосвязанных событий, причинно обусловленных и приводящих к определенным последствиям, чаще всего непредвиденным. Древнеримский политик и философ  Цицерон  назвал  Геродота  (Слайд 6) «отцом истории»: с его труда начинается греческая историография, как поэзия ­ с Гомера.  8 ­ В чем заслуга Геродота как «отца истории»? 8 У­МП  Геродот (около 485 — 430 гг. до н.э.) Древнегреческий   историк,   прозванный   «отцом   истории».   Автор   сочинений, посвященных   описанию   греко­персидских   войн   с   изложением   истории   государства Ахеменидов, Египта и др.; дал первое систематическое описание жизни и быта скифов. Считается, что он родился в Галикарнасе, греческом городе на юго­западе Малой Азии, находившемся тогда под властью Персии. В юности Геродот принимал участие в восстании против Лигдама, тирана Галикарнаса, и в результате был вынужден покинуть родину. В путешествиях он провел более 10 лет, объехал почти все известные страны своего времени:   Грецию,   Южную   Италию,   Малую   Азию,   Египет,   Вавилон,   Персию,   посетил большинство островов Средиземного моря, побывал на Черном море, в Крыму (вплоть до Херсонеса) и в стране скифов. Писать «Историю», прославившую его на века и тысячелетия, Геродот, вероятно, начал в своих странствиях. Это колоссальный труд — изложение событий от мифических времен   до   современных   автору   греко­персидских   войн.   Еще   в   древности   ученые Александрии  разделили  «Историю» Геродота на 9 книг, назвав каждую из  них именем одной из греческих муз. Вернувшись   еще   молодым   человеком   на   родину,   в   Галикарнас,   путешественник вновь принял участие в народном движении против тирана Лигдама и содействовал его свержению. Когда Геродот присутствовал на народных празднествах, он  читал там отрывки из описания своих путешествий, вызывая всеобщий восторг. Под конец жизни он удалился в Италию, в Туриум, где прожил остаток своих дней, оставив о себе славу знаменитого путешественника и еще более знаменитого историка. 2. Объективность и достоверность исторического знания Беседа с использованием проблемных вопросов, обобщением и дополнением ответов учащихся. 8  ­ Что, на ваш взгляд, оказывает влияние на объективность и достоверность исторического знания? (Часто  прошлое   трактуется   однозначно   и  предвзято.  Так,   идея   исторической справедливости притязаний какого­то народа на определенные территории требует того, чтобы   из   свидетельств   прошлого   были   удалены   факты,   подтверждающие   исторические права других народов на эти территории.  Таким образом,   фальсифицируются связи между явлениями, относящимися к разным   эпохам,   создается   иллюзия   древности   и   бесспорности   идей,   порожденных современной ситуацией. 7 Впрочем, историкам­исследователям, принципов объективности и стремящимся к непредвзятому анализу фактов, также трудно очистить свое   восприятие   прошлого   от  эмоциональной   окраски  и   отказаться   от   трактовки минувших событий как прямых предшественников настоящего.) придерживающимся     Может ли историк быть беспристрастен? Этот вопрос является основополагающим для современной науки, однако им задавались и люди предшествующих эпох, способные критически осмыслить  неоднозначность  прошлого и знания  о нем. Историк никогда не получает   материал   для   своего   исследования   в   готовом   виде:   факты,   содержащиеся   в источниках (свидетелях прошлого) должны быть сначала собраны, а затем проанализирова­ ны и истолкованы. Различные эпохи и общества интересны для историка с точки зрения их сопоставле­ ния с его собственным временем. Как и любой другой человек, интересующийся историей, он ищет в прошлом истоки тех ценностей и форм социальной жизни, которые наиболее значимы в современном ему обществе. Современность остается идеальной  моделью, от которой историк отталкивается в истолковании прошлого. Может ли, например, современный историк, разделяющий ценности демократии и свободы   личности,   быть   беспристрастен   в   изучении   социальной   и   политической   жизни античности? Могут ли характеристики, данные им полисной демократии античной Греции и   деспотическим   монархиям   Востока,   быть   простой   констатацией   существования различных форм государственности? Вольно или невольно он видит в античном мире черты близкой   и   значимой   для   него   организации   социальной   жизни,   а   потому   рассматривает античность как предшественницу современного общества и одновременно воспринимает восточные   традиции   как   действительно   чужой,   отступающий   от   нормального   путь развития.  В   отличие   от  обывателя,   исследователь   может   сознательно   дистанцироваться   от подобного эмоционального и ценностного восприятия прошлого. Однако он не в состоянии освободиться от него полностью. 8 ­ Знаете ли вы примеры фальсификации исторических фактов? (В гитлеровской Германии историки, разделявшие идеологию национал­социализма, последовательно   искали   и   обнаруживали   в   прошлом   подтверждения   исконного национального превосходства германских народов и немцев как особой нации.  Советские   историки,   находили   в   российской   истории   прямых   предшественников господствующего   peжима.   Это   были   народные   восстания   и   крестьянские   войны, декабристы, народники, революционеры и террористы ­ силы, олицетворявшие социальную борьбу и революцию. Вместе с тем идеология тоталитарного государства, задачей которого является   борьба   с   внутренними   врагами,   требовала   для   советской   власти   новой исторической   генеалогии.   В   качестве   предшественников   и   образцов   для   подражания выдвигались монархи, отличавшиеся жестокостью и деспотизмом, ­ Иван Грозный и Петр I, которые были любимыми историческими персонажами Сталина.) Историк связан со своим временем и не может быть свободен от социальных идей и политических идеологий. Историческая наука, так же как и массовое сознание, создает собственные   мифы   о   прошлом   и   использует   его   для   подтверждения   тех   или   иных актуальных   представлений.   Однако   добросовестность   и   профессиональная   честность историка   требуют   отказа   от   прямого   отождествления   прошлого   и   настоящего.   Только историк   может   поставить   заслон   на   пути   использования   прошлого   как   материала   для политических идеологий и ложных социальных мифов. События на Украине. 8  ­   Считаете   ли   вы   себя   ответственным   за   сохранение   достоверности исторических знаний?  8 3. Исторические источники и науки­помощницы историка 8 У­МП  Схема «Исторические источники»), сопровождающаяся беседой. 8 ­ Как мы можем узнать об исторических событиях? (слайд   7)  Исторический   источник  ­  всё,   созданное   ранее   человеческим обществом   и   дошедшее   до   наших   дней   в   виде   предметов   материальной   культуры, памятников   письменности,   которые   позволяют   судить   о   нравах,   обычаях,   языке народов.  Однако,   в   любом   случае   исторические   источники   не   воссоздают   прошлое   как таковое,   а   их   информация   не   является   прямой.   Для   потомков   это   лишь   фрагменты утраченной   навсегда   картины   минувшего.   Чтобы   воссоздать   исторические   события, информацию о прошлом нужно выявить, расшифровать, проанализировать и истолковать.  8  –   Какие   группы   исторических   источников   здесь   представлены?   Приведите примеры для каждой группы исторических источников. 8 У­МП   Исторические источники классификация  С.О. Шмидта письменные памятники ­ тексты по  духовной, религиозной,  политической, социальной и  экономической истории ­ фонодокументы, в той или иной  мере фиксирующие «речь»  человека Поведенческие ­ визуально наблюдаемые  (или воспроизводимые)  обычаи и обряды  (ритуалы)  ­ коллективные и  индивидуальные действия (трудовые, семейно­ бытовые, праздничные и  пр.) 8 Информация для преподавателя 9 Вещественные ­ памятники  археологии  ­ машины  ­ предметы  бытового обихода художественно­ изобразительные ­ произведения  изобразительного  искусства,  ­ кино  ­ фотографии Изобразительные изобразительно­ натуральные  ­ фотографии ­ кинокадры изобразительно­ графические Словесные разговорная речь  памятники устного творчества (фольклор) Конвенционные ­ все условные  обозначения  графическими знаками  (ноты, знаки  математической,  химической и др.) Звуковые /  аудиальные  (звуки в широком и  узком смысле) В   последние   годы   большой   интерес   вызвала   типологическая   классификация исторических источников, предложенная С.О. Шмидтом1. Во­первых, она охватывает все источники исторического происхождения. Во­вторых, она очень удобна для восприятия. В соответствии с классификацией С.О. Шмидта выделяются следующие типы и подтипы: 1. Вещественные источники во всем их многообразии (от предметов археологии до современных машин и бытовых предметов: орудия труда, ремесленные изделия, предметы домашнего   обихода,   посуда,   одежда,   украшения,   монеты,   оружие,   остатки   жилищ, архитектурные   сооружения   и   т.   д.).   Это,   кстати,   позволяет   учесть,   что   в   результате деятельности человека изменялся и растительный и животный мир (флора и фауна). К данному типу можно отнести не только чучела животных, птиц и муляжи плодов, гербарии (выставленные   в   музеях),   но   и   самих   животных,   птиц,   растения   и   другие   природно­ географические источники исторического (искусственного) происхождения. 2. Изобразительные источники: а)   художественно­изобразительные (произведения   изобразительного   искусства, искусство кино и фотографии); б)   изобразительно­графические (источники,   которые   содержат   информацию, переданную при помощи графических изображений); в) изобразительно­натуральные (фотографии, документальные кинокадры). 3. Словесные источники: а) разговор (и фонодокументы его фиксирующие); б) памятники устного творчества (фольклор: предания, песни, сказки, пословицы, поговорки, анекдоты и т. д.); в)   письменные памятники   (включая   эпиграфические   памятники,   т.   е.   древние надписи на камне, металле, керамике и проч.; граффити — тексты, нацарапанные от руки на стенах зданий, посуде; берестяные грамоты, рукописи на папирусе, пергаменте и бумаге, печатные материалы и др.) 4.   Конвенциональные источники  (от   латинского   conventionalis   ­   условный).   К настоящему времени имеется огромное количество их форм и видов ­ нотная запись, знаки математической   и   другой   символики,   информация,   зафиксированная   на   машинных носителях   и   т.   д.   Можно   предположить,   что   это   один   из   наиболее   недостаточно определенных типов источников.  5.   Поведенческие   источники. Сюда,   во­первых,   С.О.   Шмидт   относит   визуально наблюдаемые   обычаи   и   обряды   (ритуалы)   ­   коллективные   и   индивидуальные   действия (трудовые, семейно­бытовые, праздничные, спортивные и т. д.) Обычаи и обряды изучаются этнографами. Однако термин «этнографические  источники» (как справедливо  отмечает С.О. Шмидт) нельзя признать удачным, ибо собственно этнографическими материалами, которые используются этнографами в своих исследованиях и даже в полевой практике являются и вещественные источники, и определенные письменные записи, и т. д. 6.   Звуковые   и   аудиальные   источники. Сюда   С.О.   Шмидт   включает   звуки   в широком и узко музыкальном смысле («звуки», «звоны», «шумы»), записи голосов птиц, животных.   Можно   предполагать,   что   сюда   же   следует   отнести   и   эмоции,   выражаемые человеком, но не облеченные в словесную форму. Понятно,   что   многие   источники   трудно   отнести   к   какому­то   одному   виду. Например,   монеты   являются   одновременно   и   вещественными,   и   письменными источниками.   Форма   источника   во   многом   предопределяет   методы   работы   с   ним. ии Ои 1 С гурд  ттович  Шмидт (15 апреля 1922, Москва — 22 мая 2013, Москва) — советский и российский историк и краевед, академик РАО; сын учёного и путешественника О. Ю.Шмидта, племянник философа Я. Э. Голосовкера. 10 Существует   ряд   так   называемых   вспомогательных   исторических   дисциплин,   которые изучают определенные виды источников. Классификация С.О. Шмидта позволяет, однако, как бы охватить одним взглядом все   огромное   многообразие   источников   ­   в   этом   ее   главная   ценность.   Вместе   с   тем, практические   потребности   отдельных   дисциплин   (археологии,   библиографии, документоведения)   определяют   появление   и   других   классификаций,   удобных   для использования в работе исследователя. 8  –   Какие   науки   помогают   историкам   в   изучении   прошлого?  (философия, культурология,   экономика,   филология,   лингвистика,   политология,   право,   социология, психология,   религиоведение,   археология,   нумизматика,   палеография,   топонимика, геральдика и др.) ­­­ 2.2. Концепции исторического развития 1. Формационная концепция истории В древности был популярен взгляд, что история развивается по замкнутому кругу: рождение, расцвет, упадок, гибель.  Историки насчитывали  пять формаций:  первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.  2. Цивилизационная концепция истории Известный французский ученый  XVIII в Ш. Монтескье делил историю на периоды дикости, варварства и цивилизации (продолжающуюся до сего дня). Переход от варварства к цивилизации произошел, когда появились письменность, города и государство.  В самом общем плане такими этапами являются доиндустриальная цивилизация и индустриальная цивилизация. В доиндустриальную эпоху основой жизни людей являлось сельское   хозяйство,   в   индустриальную   —   промышленность.   Выделяют   также постиндустриальную, или информационную, цивилизацию, в которую ряд стран вступили во второй половине XX в. При   изучении   истории   разных   стран   и   народов   нетрудно   увидеть,   что   они отличаются   друг   от   друга   по   многим   параметрам   духовной   жизни,   природно­ географическими   условиями.   На   основе   таких   различий   и   выделяют   так   называемые локальные цивилизации. Наиболее распространено деление на древневосточную, античную, византийскую,   западноевропейскую,   арабо­мусульманскую,   китайскую,   индийскую, российскую и ряд других локальных цивилизаций. Часть из перечисленных цивилизаций исчезли, другие продолжают развиваться и в наше время. Цивилизации можно разделить на первичные и вторичные. Первичными считаются цивилизации,   возникшие   непосредственно   из   первобытности.   Вторичные   цивилизации появлялись на базе первичных и осваивали их достижения. Наконец, существует концепция мировой (глобальной) цивилизации. Считается, что развитие   всесторонних   связей   между   странами   и   народами,   унификация   их   социально­ экономической, политической, культурной жизни ведет к складыванию единой мировой цивилизации. Данный процесс, разумеется, еще далек от завершения. Более подробно познакомимся с данными концепциями на занятиях обществознания 3. Сочетание формационного и цивилизационного подходов.  Формационный и цивилизаиионный подходы отнюдь не противостоят друг другу. Они с разных сторон помогают раскрывать закономерности исторического развития.  11 2.3. Проблема периодизации истории.  (слайд 8) Работа с лентой времени. Периодизация  ­  подразделение   прошлого   на   отрезки   времени  (исторические периоды, века, эпохи и т. п.). Практика построения периодизаций нередко вызывает споры.  8 У­МП Приложение 2              Древний мир Средние века Новое время Новейшее время 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 3 2 До 13 12 Наша эра 14 15 16 17 18 19 20 нашей эры 8 – На какие периоды мы разделим этот отрезок? 8 Информация для преподавателя С вопросами общего направления развития человечества тесно связана проблема периодизации   истории.   Пяти   общественно­экономическим   формациям   соответствует привычное   для   нас   деление   истории   на   периоды:  история   Древнего   мира,   история Средних веков, история Нового времени  и  история Новейшего времени.  (В последнее время от истории Древнего мира стали отделять эпоху первобытности — предысторию.) Данная   периодизация   отражает   ряд   объективных   закономерностей,   однако   она построена в основном на материале западноевропейской истории. К другим регионам эта периодизация прикладывается во многом механически.  В истории Азии, Африки, Америки существовали сходные в чем­то периоды, но они не   совпадали   по   времени   с   европейскими.   Для   этих   регионов   можно   выстроить   свои периодизации, так же как можно разработать периодизацию истории каждой отдельной страны. Греческий поэт Гесиод в VII в. до н. э. писал о четырех веках ­ золотом, серебряном, бронзовом и железном.  В Древнем Египте счет лет вели по годам царствования правителей ­ фараонов. Вступление нового фараона на царство считалось первым годом, а год смерти ­ последним. Начинал царствовать новый фараон ­ и начинался новый счет лет в истории Египта. При таком счете лет трудно было определить последовательность событий. В древних государствах Греции и Рима счет велся по правителям страны. Потом в Риме счет лет стали вести от основания города Рима. Так появилась «римская эра».  В VI в. духовенство предложило вести счет лет от рождения Иисуса Христа. Долго спорили,   когда   он   родился,   и   потом   решили,   что   это   событие   произошло   в   753г.   от основания города Рима. Эра от рождения Иисуса Христа получила название «новой эры». Но это летосчисление было принято в России лишь при Петре I в 1700г. До этого счет лет шел от библейского предания о сотворении мира. Считалось, что это событие произошло на 5508 лет раньше рождения Иисуса Христа.  Петр   I   решил   сравнять   Российское   летоисчисление   с   европейским,   и   предписал вместо   1   января   7208г.   «oт   сотворения   мира»   считать   1   января   1700г.   «от   рождества господа бога и спаса нашего Иисуса Христа». Так же был перенесен гражданский новый год на 1 января. Год 1699 был для России самым коротким: с сентября по декабрь, т. е. 4 месяца. То есть, чтобы перевести календарь с древнерусского на европейский, надо из даты вычесть 5508. А наш 2004 год был бы по древнерусскому календарю 7512.  12 О чем­либо, случившемся до Рождества Иисуса Христа, мы условно говорим, что это произошло до нашей (новой) эры, сокращенно ­ до н. э. Как быть, если мы хотим узнать, сколько  лет прошло от события,  происшедшего до  Рождества  Христова, по настоящее время? Чтобы узнать это, надо к дате, когда оно произошло, прибавить дату, которая сейчас значится по нашему календарю. 8  ­   Как   узнать,  сколько   времени   прошло  с   возникновения   письменности,   если известно, что она появилась в III тысячелетии до н. э.? (Надо к этой дате прибавить еще 2   тысячелетия.   Получается,   что  письменность возникла примерно 5 тысяч лет назад). Периодизация важна при исторических исследованиях. Но еще больше она важна при   обращении   к   истории   как   учебному   предмету.   При   изучении   всемирной   истории необходимо придерживаться единой периодизации, несмотря на ее недостатки для вне­ европейской истории. По традиции историю всех стран делят на древнюю, средневековую, новую   и   новейшую.   Этого   деления   будут   придерживаться   и   авторы   нашего   учебника. Определенные коррективы в эту схему вносит материал по истории России. Здесь приме­ няется своя периодизация, но она синхронизирована с общей периодизацией всемирной истории. Для   изучения   истории   важно   не   только   датировать,   соотнести   произошедшее   с неким моментом времени, но и очертить границы периодов, когда проявлялось типическое сходство   исторических   феноменов   между   собой.   На   основании   этого   сходства   важно выделить Исторические периоды, например, эпоху Возрождения или век Просвещения и т. д. Древний   мир  ­   принятое   в   историографии   обозначение   античного   периода   в развитии Греции и Рима, а также Древнего  Востока. Средние   века  (средневековье)   ­   принятое   в   исторической   науке   обозначение периода, следующего за историей древнего мира и предшествующего новой истории.  В науке датируется концом V ­ второй половиной ХVвв.  Условной датой начала средних веков считается взятие Рима Одоакром в 476. С датой   окончания   Средних   веков   связывают   падение   Константинополя   в   1453,   или   же открытие Америки X. Колумбом в 1492. Новое   время  ­   условное   историческое   понятие,   обозначающее   период   истории человечества,   следующий  за  Средневековьем.  Хронологически   Новое  время   охватывает события конца ХV – ХIX вв. Его крайними вехами считают открытие Колумбом Америки и Первую мировую войну.  Понятие нового времени появилось в европейской историко­философской мысли в эпоху   Возрождения,   когда   итальянские   гуманисты   ХV   века   разделили   историю   на древнюю, среднюю и новую. Для гуманистов Новым временем была их современность, а его критерием стал расцвет светской науки и культуры. Понятие Нового времени утвердилось в   исторической   науке   и   широко   используется,   хотя   смысл   его   во   многом   остается расплывчатым.  Новое   время   стало   эпохой   глубоких   перемен   в   социальной,   экономической, политической и культурной сферах жизни. Эта эпоха заняла более краткий по сравнению с Древним   миром   или   Средневековьем   период,   но   получила   в   европейской   истории исключительное   значение.   Великие   географические   открытия,   открытия   Коперника   и Галилея   перевернули   старинные   представления   о   Земле,   как   о   центре   мироздания, расширили представления человека о мире, показали его безграничность, многообразие, сложность, раскрыв новые горизонты. В эпоху Возрождения и Реформации были заложены основы современных знаний как в сфере естественных и точных, так и в области гуманитарной мысли. Критерием истины стал эксперимент, опыт, новая система доказательств.  13 Этот   период   привел   к   кардинальному   перевороту   всей   системы   европейской культуры, мышления, понимания человеком своего места в природе и истории. Движение Реформации  отвергло   власть   папства  над  религиозным   сознанием,   раскололо  Западную Европу на католическую и протестантскую части. Общей тенденцией для развития большинства европейских стран стало становление национальных   государств   вокруг   единого   центра,   изменение   форм   верховной   власти, усиление, расцвет и кризис абсолютистских монархий; на втором этапе Нового времени­ становление   парламентской   демократии   в   наиболее   развитых   странах.   В   Новое   время сложилась   общеевропейская,   а   позднее   и   общемировая   система   международных отношений.   В   социально­экономической   сфере   важнейшими   процессами   были   развитие капиталистических   отношений,   переход   в   индустриальное   общество   в   результате промышленного переворота. Новейшая   история   ­  период   человеческой   истории   с   начала   ХХ   века   до современности.  Термин   «новейшая   история»   введен   историками­марксистами.   Согласно периодизации   всемирной   истории,   принятой   в   марксистской   исторической   науке, «новейшая история» соответствует социалистической формации в истории человечества, и ее начальной вехой является Великая Октябрьская социалистическая революция 1917года в России.  В конце ХХ века после крушения социалистического лагеря и марксистских догм в исторической науке термин «новейшая история» потерял свое первоначальное  значение и является условным.  Разноречивые мнения существуют по поводу начальной даты «новейшей истории». Отсчет  ведут с 1898 (начало испано­американской  войны), 1899 (начало англо­бурской войны), 1914 или 1918 годов (начало и окончание Первой мировой войны). Для российской истории указывают 1896 (коронация Николая II), 1905 (первая русская революция), 1914 и 1917   годы.   Часто   исток   «новейшей   истории»   не   привязывают   к   конкретному историческому событию, а отсчет ведут от календарного начала ХХ века (1900 ил и 1901). 2.4. Факторы, определившие особенности русской истории В этом учебном году мы с Вами будем изучать историю мира и историю Отечества. Для русского человека Отечество – это Россия. Несмотря на то, что Российская история – часть   мировой   и   европейской   истории,   в   ее   развитии   есть   свои   закономерности   и особенности. Работа с текстом с последующей беседой (текст «Особенности развития российской истории») Задание: выпишите факторы, определившие особенности русской истории   8 У­МП  Факторы, определившие особенности русской истории Влияние   природно­климатического   фактора   на   специфику   русской   истории отмечали практически все исследователи своеобразия русского исторического процесса. Цикл сельскохозяйственных работ в России составлял всего 125­130 рабочих дней (примерно   с   середины   апреля   до   середины   сентября).   Худородные   почвы   требовали тщательной   обработки,   а   времени   на   это   у   крестьянина   просто   не   хватало,   как   и   на заготовку кормов для скота... Пользуясь примитивными орудиями, крестьянин мог лишь с минимальной   интенсивностью   обработать   свою   пашню.     Жизнь,   чаще   всего,   напрямую зависела только от плодородия почвы и капризов погоды. Тяжелый труд ложился на плечи детей и стариков, на мужских работах ­ женщин. 14 Крестьянину   на   западе   Европы   ни   в   средневековье,   ни   в   новом   времени   такого напряжения   сил   не   требовалось,   ибо   сезон   работ   был   там   гораздо   дольше. Перерыв   в   полевых   работах   в   некоторых   странах   был   до   удивления   коротким (декабрь­январь).   Конечно,   это   обеспечивало   более   благоприятный   ритм   труда. Да и пашня могла обрабатываться гораздо тщательнее (4–6 раз).  Господствующие   слои   создавали   жесткие   рычаги   государственного   механизма, направленные   на   изъятие   той   доли   продукта,   которая   шла   на   потребности   самого государства,   господствующего   класса,   общества   в   целом.   Именно   отсюда   идет многовековая   традиция   деспотической   власти   российского   самодержца,   отсюда   идут   и истоки режима крепостного права в России... Гарантом   выживаемости   основной   массы   населения   стала   община.   Общинные уравнительные   традиции   сохранялись   вплоть   до   коллективизации:   колхозная   система смогла утвердиться в русской деревне лишь благодаря общинным традициям. Природно­климатический   фактор   во   многом   определил   и   особенности национального характера русских.  Прежде всего, речь идет о способности русского человека к крайнему напряжению сил на сравнительно протяженный период времени. Вместе с тем, вечный дефицит времени, веками   отсутствующее   равновесие   между   качеством   земледельческих   работ   и урожайностью  хлеба  не  выработали   в  русском   человеке   ярко  выраженную  привычку   к тщательности, аккуратности в работе.  Экстенсивный  характер земледелия,  его рискованность, сыграли немалую роль в выработке в русском человеке легкости к перемене мест и, в то же время, умножили в нем тягу к традиционализму, укоренению привычек («хлебопашец есть раб привычки»). Тяжкие   условия   труда,   сила   общинных   традиций   дали   почву   для   развития   у русского   человека   необыкновенного   чувства   доброты,   коллективизма,   готовности   к помощи, вплоть до самопожертвования. Именно эта ситуация во многом способствовала становлению в среде «слуг общества» того типа работника умственного труда, который известен как тип «русского интеллигента».  Обычно   отмечаются   следующие   геополитические   условия,   повлиявшие   на специфику   русской   истории:   обширная,   слабо   заселенная   территория,   незащищенная естественными преградами граница; оторванность (на протяжении почти всей истории) от морей (и соответственно от морской торговли); благоприятствующая территориальному единству исторического ядра России речная сеть; промежуточное между Европой и Азией положение русских территорий.  Слабая   заселенность   земель   Восточно­европейской   равнины   и   Сибири,   ставших объектом   приложения   сил   народов   России,   имела   многообразные   последствия   для   ее истории.  Наличие  обширных земельных  резервов создавало  благоприятные условия для оттока   земледельческого   населения   из   исторического   центра   России.   Данное обстоятельство   вынуждало   государство   и   эксплуататорские   слои   общества   усиливать контроль   за   личностью   земледельца   (чтобы   не   лишиться   источников   дохода), закрепощению значительной массы русского крестьянства. С   другой   стороны,   из­за   слабой   заселенности   страны   русские   в   процессе колонизации не имели нужды отвоевывать себе «место под солнцем» в борьбе с коренными народами Центральной России (финно­уграми) и Сибири: земли хватало на всех. Поэтому в России до сих пор сохранилось множество этнических групп, исповедующих различные религии и обладающих собственными культурными традициями. Кроме того, колонизация земель была народной.  Крайне   осложнил   историческое   бытие   русского   народа   такой   фактор,   как естественная   открытость   границ   русских   земель   для   иноземных   нашествий   с Запада и Востока. Русские территории не были защищены естественными преградами: их 15 не ограждали ни моря, ни горные цепи. Данное обстоятельство, естественно, использовали соседние   Швеция, Германия   (Ливонский   и   Тевтонский   рыцарские   ордена   в   Прибалтике,   Германия   в I и II мировые войны) и даже Франция (при Наполеоне I), с одной стороны, и кочевники Великой степи – с другой.  государства: Польша, народы   и     Постоянная   угроза   военных   вторжений   и   открытость   пограничных   рубежей требовали  от русского и других народов России  колоссальных  усилий  по обеспечению своей безопасности: значительных материальных затрат, а также людских ресурсов (и это при малочисленном и редком населении.). Государство бедное, малонаселенное и должно содержать большое войско для защиты растянутых на длиннейшем протяжении и открытых границ.  Оторванность от морей и морской торговли приводила к тому, что приходилось продукты своего экспорта продавать задешево посредникам, а продукты импорта покупать задорого у тех же посредников. Чтобы пробиться к морям России пришлось столетиями вести напряженные кровопролитные войны. Выход к незамерзающим портам стал главной целью внешней политики России еще при Иване Грозном и был таковым еще в течение двух веков. Петр добился получения к Балтике, а Екатерина II – к Черному морю. Вследствие этого роль государства и общества в армии возрастала еще больше. Но помимо неблагоприятных, были и благоприятные для исторического развития России   геополитические   факторы.   Первый   из   них   –   специфика   речной   сети   Восточно­ европейской равнины. По мнению Р. Пайпса, «Россия обладает единственной в своем роде сетью   судоходных   водных   путей,   состоящих   из   больших   рек   с   их   многочисленными притоками,   соединяющихся   между   собой   удобными   волоками.   Пользуясь   даже примитивными   средствами   транспорта,   можно   проплыть   через   Россию   от Балтийского моря до Каспийского и добраться по воде до большинства земель, лежащих между ними…» Речная сеть сплачивала страну и политически, и экономически. Другим благоприятным для истории России геополитическим фактором является то, что через ее территорию проходила значительная часть Великого шелкового пути из Китая   в   Европу.   Данное   обстоятельство   создавало   объективную   заинтересованность многих стран и народов в поддержании политической стабильности вдоль этой великой магистрали древности. Нахождение России между Европой и Азией способствовало формированию особой, во многом уникальной культуры, открытой, в которой прослеживается влияние различных культур. Если   рассмотренные   выше   факторы   сформировали   тело   России,   темперамент, навыки и привычки русского народа, то религия – восточное христианство, православие – воспитала их душу. И Запад, и Россия суть страны христианские, однако христианство попало   сюда   через   разных   посредников:   на   Запад   –   через   Рим,   в   Россию   –   через Византию.  «В   результате   того,   что   Россия   и   Запад   получили   христианство   через   разных посредников,   особенности   христианского   воспитания   у   них   кардинально   различались: «богословие на Западе приняло характер рассудочной отвлеченности – в православном мире   оно   сохранило   внутреннюю   цельность   духа;   там   раздвоение   сил   разума   –   здесь стремление   к   их   живой   совокупности;   там   движение   ума   к   истине   посредством логического   сцепления   понятий   –   здесь   стремление   к   ней   посредством   внутреннего возвышения   самосознания   к   сердечной   цельности   и   средоточению   разума;   там   искание наружного, мертвого единства – здесь стремление к внутреннему, живому; там церковь смешалась с государством, соединив духовную власть со светскою и сливая церковное и мирское значение в одно устройство смешанного характера, – в России она оставалась не смешанною   с   мирскими   целями   и   устройством;   там   схоластические   и   юридические 16 университеты   –   в   древней   России   молитвенные   монастыри,   сосредоточивавшие   в   себе высшее знание; там рассудочное и школьное изучение высших истин – здесь стремление к их   живому   и   цельному   познаванию...   одним   словом,   там   раздвоение   духа,   раздвоение мыслей,   раздвоение   наук,   раздвоение   государства,   раздвоение   общества,   раздвоение семейных   прав   и   обязанностей,   раздвоение   нравственного   и   сердечного   состояния, раздвоение   всей   совокупности   и   всех   отдельных   видов   бытия   человеческого, общественного   и   частного;   в   России,   напротив   того,   преимущественное   стремление   к цельности бытия внутреннего и внешнего, общественного и частного, умозрительного и житейского, искусственного и нравственного... раздвоение и цельность, рассудочность и разумность   будут   последним   выражением   западноевропейской   и   древнерусской образованности» Соловьев С.М.  Не вмешиваясь непосредственно в дела светской власти, православие, тем не менее, оказало   определяющее   влияние   на   русскую   политическую   традицию. Исследовавший этот вопрос И.Н. Ионов отмечает, что одним «из центральных понятий государственной   идеологии   Византии   было   понятие   таксиса,   сущность   которого заключалась...   в   сближении,   соединении   земного   и   небесного   порядков.   Соединяющей силой была власть императора, нормальное функционирование которой во многом снимало напряжение   (противоречие   между   сущим   и   должным,   между   земным   и   небесным порядком)...  Отсюда, с одной стороны, экономическая активность европейцев и создание ими гражданского   общества   как   механизма   утверждения   своих   интересов,   как   инструмента борьбы за экономический успех. На Западе, особенно в США, высшим критерием оценки деятельности   человека,   если   угодно,   воплощением   смысла   жизни,   стали   оценки   рынка, богатство, в то время как у нас сближение сущего и должного было реализовано в форме коллективного движения к лучшему будущему, в идеях социальной справедливости... «... У нас государство имело огромное влияние на общественную организацию, тогда как   на   Западе   общественная   организация   обусловила   государственный   строй». П.Н. Милюков.   8 ­ Каковы специфические черты развития российской истории?  ­­­ Ответ учащихся: 1. природно­климатический 2. геополитический 3. конфессиональный (религиозный) 4. социальной организации Многочисленные   исследователи   в   настоящее   время   продолжают   осмысливать   и переосмысливать   историю   России.   В   рамках   данного   учебного   курса   история   России представлена в контексте всемирной истории, что позволяет проследить исторический путь страны в его своеобразии и одновременно с точки зрения принадлежности  к мировому развитию, в условиях взаимодействия российского общества с различными цивилизациями. Заключительная часть 3.1 Беседа (см. У­МП: вопросы для самоконтроля): 1. В чем значение изучения истории? Каковы особенности истории как науки? 2. Для   чего,   на   ваш   взгляд,   необходимо   изучать   историю   студентам   медицинского колледжа? Как история может перекликаться с медициной? 3. Каким   образом   историческая   наука   производит   сбор   информации,   обогащает   и накапливает данные? 17 4. Что такое формационный и цивилизационный подходы к изучению истории? Какие стороны исторического процесса они помогают изучить? 5. Раскройте суть проблем периодизации исторического процесса. 6. Каково, на ваш взгляд, место России во всемирном историческом процессе? Какие факторы определяют историческое развитие российского общества? 3.2. Подведение итогов Оценивание  работы группы  на занятии, при необходимости отдельным учащимся выставление оценок.  3.3. Домашнее задание (указано в МР для студентов) 1. Повторить записи в тетради 2. Учебник (Артемов В. В.) § 1­2, прочитать 3. Выучить   основные   понятия   (см.   Словарь   исторических   терминов),   знать информацию о персоналиях, изученных на занятии  (см. Люди в истории). 4. Сделать   сообщение   (выборочно)   «Исторический   источник   (выбираете   один   из источников самостоятельно) – помощник  в изучении истории», «Источники знаний о древнейшем человеке». Литература для подготовки:  Основная: 1. Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред.  проф. образования. — М., 2016.­ § 1­2. (электронный учебник) Дополнительные источники: ru.wikipedia.org›Периодизация истории 1. 2. school.xvatit.com›index.php?…периодизации…истории 3. Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям 4. Словарь исторических терминов 18

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Введение"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Введение"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Введение"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Введение"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Введение"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Введение"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Введение"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Введение"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Введение"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Введение"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Введение"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Введение"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Введение"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Введение"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Введение"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Введение"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Введение"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Введение"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Введение"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Введение"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Введение"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Введение"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Введение"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Введение"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Введение"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Введение"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Введение"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Введение"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Введение"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Введение"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Введение"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Введение"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Введение"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Введение"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Введение"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Введение"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2017