Важным подспорьем в работе любого педагога, учителя – предметника является наличие собственной методической копилки, позволяющей владеть современными методиками преподавания, средствами, приемами работы, овладевать новыми технологиями или элементами уже известных технологий. Не мало важным в работе любого учителя является методический лекторий любой тематики. За годы работы в общеобразовательной школе в качестве учителя химии мною был накоплен достаточно большой ресурс методического лектория. Хочу поделиться со своими коллегами материалами такого лектория.
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
Методический лекторий учителя химии.
Деятельность с материальными моделями.
При познании микрообъектов незаменимой является деятельность с
материальными моделями молекул, кристаллических решеток. Именно эта
деятельность формирует мысленные образы, которые помогают постичь
сущность химических явлений. Мышление опирается на образы при
совершении умственных операций. Если образы микрообъектов не созданы, то
мышление учащихся опирается на знаковые модели – химические формулы и
уравнения реакций. Тогда химия становится наукой не о веществах и их
превращениях, а о химических знаках и правилах оперирования ими. Понятия,
формируемые в сознании школьников, не отражают реальности. В таком
случае изучение химии теряет смысл.
Формирование мысленных образов микрообъектов способствует перенесению
центра тяжести при изучении химии с химического языка на реальное
вещество и химические процессы, понимание которых и связано с образами
этих микрообъектов. Так, визуальное знакомство с молекулами и
кристаллическими решетками, их рисование, лепка из пластилина помогает
учащимся понять состав молекулярных и немолекулярных веществ (рис. 1).
Материальные модели:
а – молекулы воды; б – молекул изомеров
бутана;
в – кристаллической решетки хлорида натрия
Манипулируя материальными моделями, школьники учатся создавать
мысленные образы микрообъектов. Такие образы способствуют пониманию
процесса превращения одних веществ в другие. В связи с этим в начальный
курс химии было впервые* введено не только использование материальных
моделей, но и схематическое моделирование реакций. Такое моделирование,не претендуя на воспроизведение механизма реакции, показывает
перестановку атомов исходных веществ в продукты реакций (рис. 2).
Модельная схема реакции
Такую схему учащиеся могут нарисовать, воспроизвести в виде аппликации
или слепить из пластилина. Интересно, что все это способствует пониманию
не только сущности реакции, но и состава вещества. Так, в начале курса
школьники не могут отличить смесь от соединения и оксиды называют смесью
в том случае, если их учить только на уровне формул. При моделировании
реакции образования оксида, как приведено выше, они четко понимают, что
собой представляет соединение и чем оно отличается от смеси.