Методический лекторий учителя химии. Формирование умений проводить химический эксперимент

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 30.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Важным подспорьем в работе любого педагога, учителя – предметника является наличие собственной методической копилки, позволяющей владеть современными методиками преподавания, средствами, приемами работы, овладевать новыми технологиями или элементами уже известных технологий. Не мало важным в работе любого учителя является методический лекторий любой тематики. За годы работы в общеобразовательной школе в качестве учителя химии мною был накоплен достаточно большой ресурс методического лектория. Хочу поделиться со своими коллегами материалами такого лектория.
Иконка файла материала умение проводить экперимент.docx
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ Методический лекторий учителя химии. Формирование умений проводить химический эксперимент Химик требуется не такой, который только бы из одного чтения книг понял сию науку, но который собственным искусством в ней прилежно упражнялся. М.В.Ломоносов Изучение опыта работы учителей химии показывает, что в период освоения новых программ для химического эксперимента нередко отводилось слишком мало   учебного   времени   для   того,   чтобы   сформировать   у   учащихся определенные   практические   умения.   Химия   –   наука   экспериментальная. Усиление теоретической стороны современного школьного курса не должно означать   ослабления   внимания   к   химическому   эксперименту.   Напротив,   в школьных   условиях   необходимо   вести   поиск   различных   форм экспериментального подтверждения теорий и законов, изучаемых учащимися, а также шире применять приемы и методы обучения, которые способствуют самостоятельному осуществлению учащимися химического эксперимента. Под экспериментом (от лат. experimentum – испытание) понимают наблюдение явления при определенных условиях, позволяющих не только следить за его ходом, но и повторить при соблюдении этих условий. Химический   эксперимент   занимает   важное   место   в   обучении   химии. Особенность   его   как   средства   познания   состоит   в   том,   что   в   процессе наблюдений за демонстрацией опытов и при самостоятельном их выполнении учащиеся   не   только   быстрее   усваивают   знания   о   свойствах   вещества   и химических   процессах,   но   и   учатся   подтверждать   теоретические   знания химическими   опытами.   Через   наблюдение   и   опыт   учащиеся   познают многообразие   природы   веществ,   накапливают   факты   для   сравнений, обобщений, выводов. Ученик, проводящий опыты и наблюдающий химические превращения в различных условиях, убеждается, что сложными химическими процессами можно управлять, что в явлениях нет ничего таинственного, они подчиняются   естественным   законам,   познание   которых   обеспечивает возможность   широкого   использования   химических   превращений   в практической деятельности людей.Эксперимент – важнейший путь осуществления связи теории с практикой при обучении химии, путь превращения знаний в убеждения. Раскрытие   познавательного   значения   каждого   опыта   следует   считать важнейшим требованием к химическому эксперименту. В программах по химии обозначены обязательные демонстрационные опыты учителя,   лабораторные   опыты,   выполняемые   учащимися,   раскрыто содержание практических работ. Демонстрационным называют эксперимент, который проводится в классе учителем,   лаборантом   или   иногда   одним   из   учеников.   Этот   эксперимент учитель   использует   в   начале   курса,   когда   учащиеся   еще   не   имеют практических навыков работы по химии, с целью научить их наблюдению за процессом, приемам работы, возбудить интерес к предмету, ознакомить их с видами   химической   посуды,   приборов,   веществ   и   др.   Демонстрационный эксперимент   применяется   также   тогда,   когда   он   слишком   сложен   для самостоятельного   выполнения   учащимися.   Общеизвестны   требования   к демонстрационному   эксперименту:   наглядность,   простота,   надежность, безопасность, необходимость объяснения эксперимента, правильная техника его выполнения. В процессе демонстрации осуществляются три функции учебного процесса: образовательная,   воспитательная   и   развивающая.   Демонстрационный   опыт позволяет формировать у учащихся основные теоретические понятия химии, обеспечивает   наглядность   восприятия   химических   явлений   и   конкретных веществ,   развивает   логическое   мышление,   раскрывает   практическое применение   химии.   С его   помощью   можно   поставить   перед   учениками познавательные   проблемы,   он   помогает   также   закреплению   изученного материала. Ученический   эксперимент –   это   вид   самостоятельной   работы   учащихся. Эксперимент   не   только   обогащает   их   новыми   знаниями,   понятиями, умениями, навыками, способствует более глубокому пониманию и усвоению материала,   но   и   является   способом   проверки   истинности   приобретенных знаний.   Он   позволяет   более   полно   осуществлять   принцип   политехнизма   – связь   с   жизнью,   с   практической   деятельностью.   Ученический   эксперимент разделяют   на лабораторные   опыты и практические   занятия.   Они различаются   по   дидактической   цели.   Цель лабораторных   опытов – приобретение новых знаний, изучение нового материала. В них первоначально отрабатываются способы действий с конкретными химическими реактивами, оборудованием,   при   этом   учащиеся   работают   обычно   парами   под руководством   учителя.   Практические   занятия,   как   правило,   проводятся   взнаний, конце   изучения   темы   и   служат   для   закрепления   изученного   материала, конкретизации     формирования   практических   умений, совершенствования навыков учащихся. На практических   занятиях учащиеся   выполняют   работу самостоятельно,   чаще   проводят   опыты индивидуально.   пользуясь   инструкцией, умений   имеющихся   уже     и   Выполнение   ученического   эксперимента   с   точки   зрения   процесса   учения должно проходить по следующим этапам: 1) осознание цели опыта; 2) изучение веществ; 3) сборка или использование готового прибора; 4) выполнение опыта; 5) анализ результатов, выводы; 6) объяснение полученных результатов и составление химических уравнений – составление отчета. Ученик должен понимать, для чего он делает опыт и что именно он должен сделать,  чтобы   решить   поставленную   перед   ним   задачу   или   проблему.  Он изучает вещества органолептически, а также с помощью приборов или других веществ,   например   индикаторов;   рассматривает   детали   прибора   или   сам прибор, собирает, готовится к работе. Выполнение опыта требует владения приемами и манипуляциями, умения наблюдать и замечать особенности хода процесса, отличать важные изменения от несущественных. После самостоятельного анализа работы учащийся делает выводы на основе соответствующей   теоретической   концепции.   Каждый   учащийся   должен составить   отчет   о   выполнении   эксперимента,   который   учит   точному   и краткому формулированию мысли, правильной записи. Выработке   умений   и   навыков   уделяется   очень   большое   внимание на практических   занятиях.   Уже   с   самых   первых   этапов   изучения   химии закладываются основы практических умений, которые в последующих классах получают развитие и совершенствуются. Практические   занятия   бывают   двух   видов:   проводимые   по   инструкции   и экспериментальные задачи.Инструкция –   это   ориентировочная   основа   деятельности   учащихся.   В ней подробно   в   письменном   виде   изложен   каждый   этап   выполнения   опытов, оговариваются   даже   возможные   ошибочные   действия   учащихся   и   даются указания,   как   их   избежать.   В ней   содержится   информация   о   мерах безопасности при выполнении работы. Инструкции к лабораторным опытам и практическим   работам   должны   быть   четкими,   последовательными.   Однако для   выполнения   работы   только   письменной   инструкции   недостаточно, необходим грамотный, четкий показ лабораторных приемов и манипуляций в процессе предварительной подготовки к практической работе.