Важным подспорьем в работе любого педагога, учителя – предметника является наличие собственной методической копилки, позволяющей владеть современными методиками преподавания, средствами, приемами работы, овладевать новыми технологиями или элементами уже известных технологий. Не мало важным в работе любого учителя является методический лекторий любой тематики. За годы работы в общеобразовательной школе в качестве учителя химии мною был накоплен достаточно большой ресурс методического лектория. Хочу поделиться со своими коллегами материалами такого лектория.
Зябкина О.А, учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
Методический лекторий учителя химии.
Функции предметной компетенции.
Рассматривая проблему компетентностного образования, важно отметить
функции компетенций, задающих возможные направления личностно
ориентированного образовательного процесса.
Так, например, предметная компетенция «химически осознанное критическое
отношение к веществам, используемым в быту».
а) является отражением социального опыта на минимальную
подготовленность молодых граждан по реализации химически осознанного
критического отношения к веществам, используемым в быту;
б) очерчивает круг реальных объектов окружающего мира – веществ,
используемых человеком в быту, для совокупного применения химических
знаний, умений деятельности;
в) определяет минимальный опыт предметной деятельности учащегося,
необходимый для его готовности использовать химические знания, умения,
способы деятельности для критической оценки информации в веществах,
используемых в быту, является звеном в системе накопления опыта
эмоциональноценностного отношения к подобной информации;
г) пронизывает насквозь курс химии,
являясь одним из его
системообразующих элементов (решение задачи включает в себя знания,
умения, формируемые в течение изучения всего курса химии);
д) позволяет применять химические знания на практике относительно
конкретных объектов (например, гашеная известь);
е) выступает как интегральная характеристика качества подготовки учащихся
по химии (учащийся должен не просто воспроизвести знания, умения, а найти,
выбрать, оценить и применить их к конкретной проблеме, например, качества
питьевой воды).
Все указанные функции, рассмотренные на примере предметной компетенции,
должны системно отражаться в содержании и структуре школьного предмета,
например химии, максимально раскрывая его обучающие, воспитательные и
развивающие возможности. Для этого необходимо четкое выделение функцийкаждой компетенции, формируемой в рамках школьного предмета, –
ключевой, межпредметной, предметной.
Теория и методология компетентностного подхода
Любая компетенция – это не просто набор знаний и умений. Знания, умения,
способы деятельности, личностная значимость, опыт деятельности отражают
в структуре компетенции потребности данного конкретного индивида,
обладающего определенными способностями, возможностями и имеющего
свои взгляды и интересы, которые являются условиями самоопределения и
самоактуализации полноценной личности. Также это реальные объекты, в
отношении которых индивид реализует свои творческие способности,
социальная значимость, способствующая социализации, а также индикаторы
сформированности компетенции, показывающие степень соответствия
личностного развития социальным потребностям.
Из этого следует, что формирование компетенции является предпосылкой
гармоничного развития личности, осуществляемого в процессе освоения
динамичного, а не стоящего на месте социокультурного опыта.
Мы видим, что указанные особенности единой системы – компетенции –
отражают состав культуры, в рамках которой мы живем, самореализуясь, и
требуют для своего формирования исходить из следующих
подходов: личностного, предполагающего учет личностной значимости
компонентов компетенции для учащегося; деятельностного – компетенция
не формируется вне опыта деятельности (как сформировать компетентность в
оценивании информации о веществах, используемых в быту, без
соответствующего опыта); а также в связи с функционированием компетенции
в соответствии с запросами общества – социальной направленности и
коллективистского подхода [13].
Но не только это определяет направления реализации компетентностного
подхода, и поэтому далее, на наш взгляд, следует выделить некоторые пары
принципов, внимание к которым в процессе формирования компетенции
особенно велико. Следует учитывать принципы научности и связи теории с
практикой, изначально отражающие в своем единстве такие компоненты
компетенции, как знания, умения, способы деятельности, указывающие на
возможности реализации личностью творческих способностей. Формирование
компетенции
реализации
принципов системности (философскометодологического принципа)
и систематичности. Компетенция формируется на протяжении изучения
всего курса учебного предмета.
немыслимо
без
такжеЗадача 1. Утверждают, что для приготовления известковых побелочных
растворов не следует использовать ведра и бочки из оцинкованной жести Вы с
этим согласны?
Объектами исследования в данном случае являются известковые побелочные
растворы и оцинкованная жесть.
Для того чтобы учащийся мог оценить приведенную информацию, он должен
знать, что такое «вещество», «химическая реакция», «электролитическая
диссоциация», «электролит», «окислительновосстановительные реакции»,
«известь» (CaCO3, Ca(OH)2 и другие вещества), «амфотерность», особенности
строения и свойства dэлементов, теоретические и экспериментальные
методы химии. Он должен также уметь называть соединения неорганических
веществ разных классов, объяснять закономерности изменения свойств
элементов в пределах периода и группы, характеризовать химические
элементы на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и
особенностей строения их атомов, определять типы химических реакций,
составлять формулы неорганических соединений изученных классов,
составлять уравнения химических реакций [15]; уметь видеть в
представленной
задаче химическую составляющую информации,
просчитывать разные возможные варианты ее использования целиком или
частично для своей деятельности либо отвергать ее как ошибочную,
неверную, оценивать пути поиска верного решения (все ли свойства
рассматриваемых веществ, например, цинка и гашеной извести, учтены).
Таким образом, из отмеченного выше следует, что для присвоения учащимся
компетенции в качестве личностного свойства необходима тщательная
отработка каждого его компонента в ходе приобретения опыта решения
соответствующих задач.
При всем этом мы также отметили необходимость оценивания учащимися
процесса и результатов поиска, т.е. не следует забывать о психолого
педагогических принципах
и
активности учащихся в обучении: «овладение знанием и развитие
происходят только в собственной активной деятельности,
в
целеустремленных усилиях по получению запланированного результата».
принципах сознательности
–
Кроме того, как было отмечено ранее, формирование компетенции – это
освоение культурного опыта, который может реализоваться при актуализации
внутренних мотивов учения на фоне принципов положительной мотивации и
благоприятного эмоционального климата обучения.
Не менее значимы также принципы методологические: принцип рефлексии,
который в процессе формирования компетенции проявляется в опоре наразвитие у обучаемых умения отслеживать и корректировать процесс
собственного учения, и принцип саморегуляции – организация учебных
занятий таким образом, чтобы учащиеся могли выбирать способы учебной
деятельности.
Задача 2. При выполнении штукатурных работ для ускорения затвердевания
штукатурки (гашеная известь) в помещение вносят жаровни с горящими
углями. Можно ли заменить эту процедуру прогреванием помещения
электрическими нагревателями [см. 14]?
При оценивании влияния указанных факторов воздействия на процесс
затвердевания гашеной извести учащийся должен отслеживать и
корректировать процесс поиска, видеть альтернативные варианты решений, их
особенности и свои возможности по их осуществлению.
Цели образования с точки зрения компетентностного подхода
Необходимость формирования компетенции определяется целями
образовательного процесса. Основными векторами образования сегодня
являются ориентация на обучаемость, самоопределение, самоактуализацию,
самореализацию и развитие индивидуальности, направленные на реализацию и
максимально полное раскрытие разнообразных граней личности.
Компетенции, в том числе предметные, при этом выступают инструментами в
достижении поставленных целей [см. 5].
На следующем примере
проиллюстрируем, как отмеченные цели реализуются в ходе решения задачи.
Задача 3. В одном из сюжетов программы «Доброе утро» телеканала «ОРТ»
ведущий, рассказывая о проблемах качества питьевой воды, так
сформулировал свою мысль: «Кипячение не убивает хлор в воде». Удалось ли
вам понять, что он имел в виду, и если да, то как бы вы подругому
сформулировали эту информацию?
Вопервых, данная задача, на наш взгляд, содержит один из возможных
ответов на запрос общества иметь качественную питьевую воду: хлор,
дезинфицируя воду, одновременно снижает ее качество.
Вовторых, в связи с социализацией осуществляется и самоопределение
учащегося: как он сам относится к проблеме – хлор уничтожает
болезнетворные микроорганизмы, но при этом образует вредные соединения с
органическими веществами, содержащимися в воде в виде примесей.
Втретьих, решение поставленной задачи сопровождается самоактуализацией
и развитием индивидуальности ученика. Выбор пути поиска решения зависит
от него самого. Какие методы он выберет: экспериментальные (определениерН воды, качественное определение содержания в воде хлорорганических
соединений (кипячением такой хлор не удаляется)) или теоретические; как
оценит необходимость решения этой проблемы; какие предложит пути
решения и какие доводы приведет, какие выводы сделает.
И наконец, самостоятельная ориентация в потоке информации будет
способствовать развитию обучаемости. Быть может, учащийся пойдет в
решении данной задачи иным путем – найдет в книге или Интернете готовые
промежуточные данные о хлорировании питьевой воды или ответы на
вопросы, возникающие в ходе решения поставленной проблемы [см. 13].
Итак, компетентностный подход позволяет реализовывать многие из
критериев личностно ориентированного обучения.
Заключение
В данной статье мы рассмотрели некоторые из методических особенностей
формирования компетенций, продемонстрировав это на примере одной из
предметных компетенций. При этом мы опирались на следующее положение:
личность нельзя измерить, а формирование компетенций – это лишь способ и
средство расширить представление о развитии граней личности в
образовательном процессе.
В то же время мы показали, что формирование компетентной личности
опирается на использование и развитие образовательных систем;
представление о реализации процесса образования в рамках
компетентностного подхода требует дальнейшей проработки как в отношении
теоретических основ, так и частных вопросов по отдельным темам
конкретных учебных предметов.