Методический материал для подготовки к сочинению 15.1 ОГЭ в 9 классе.

  • Контроль знаний
  • Раздаточные материалы
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 29.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методический материал для подготовки к сочинению 15.1 ОГЭ в 9 классе.Данная разработка содержит авторский теоретический и методический материал, который поможет учащемуся в подготовке к сочинению 15.1 ОГЭ. Она даёт разъяснение высказываний лингвистов и советы по подбору аргументов из предложенного текста.
Иконка файла материала работа.docx
№1. «Только в предложении раскрывают свое значение отдельные слова, их  окончания и приставки».  Ф.И. Буслаев Наша речь не может состоять из отдельных слов. Чтобы быть понятым, мы должны  грамотно соединить слова в предложении, поставить их в соответствующую форму,  которая образуется при помощи такой морфемы, как окончание. Приставки – другая  значимая часть слова, главная функция которых – словообразование. Безусловно, значение  слова, которое мы включаем в свою речь согласно правилам грамматики , полностью  раскрывает свое значение  только в предложении.   Аргументы:1) найти формы слова,      2) слова, образованные приставочным способом № 2 «Эпитеты – одежда слов» В.А.Солоухин   Автор высказывания подчеркивает важную роль эпитетов  как средства выразительности  речи. Эпитет – это художественное, образное определение, вид тропа. Чаще всего он  выражен прилагательным или наречием. Цель его использования ­ сделать речь яркой,  образной, запоминающейся. Это очень важно не только для писателя, но и для каждого  человека, который  стремиться говорить ярко, эмоционально, красиво. Аргументы: найти два эпитета (это прилагательные, причастия, наречия в переносном  значении!!), показать их функцию – делают речь яркой, образной, запоминающейся, дают  характеристику герою и т.п. №3  «На примере сложноподчиненного предложения можно проследить , как человек  выражает отношение между миром и собственной точкой зрения»   Н.М.Шанский Трудно представить  какой­либо текст без сложноподчиненного предложения, которое  помогает говорящему или пишущему выражать различные отношения между понятиями,  передавать более сложные мысли , выражать свою точку зрения. Сложноподчиненными  называются предложения, состоящие из главной и придаточной части. Придаточное  предложение может иметь различное значение – указывать на место, время , образ действия , уступку. Действительно, Сложноподчиненное  предложение , безусловно,  помогает  человеку  выразить  «отношение между миром и собственной точкой зрения Аргументы: найти два СПП, определить тип придаточного ( анпример – придаточное цели,  времени), указать функцию – чтобы показать… передать…. расскзать  о….   № 4.   « В монологической речи законченная мысль иногда не умещается в пределах  одного предложения, и для ее выражения требуется целая группа связанных между  собой по смыслу  и грамматически предложений» Н.М.Шанский Безусловно, Шанский имел в виду такую фигуру речи, как умолчание. Это оборот речи,  заключающийся в том, что автор не до конца выражает мысль, предоставляя читателю  самому догадаться, что именно осталось невысказанным. Аргументы Найти в тексте предложения с многоточием, на месте которого явно  пропущены слова, сказать, что именно автор подразумевает. № 5. «При помощи тире передается  высокая эмоциональная нагрузка, логическая  напряженность» Н.С. Валгина. Тире, безусловно, очень важный знак препинания. Его функции в тексте разнообразны.  Тире разделяет подлежащее и сказуемое, отделяет обобщающее слово от однородных  членов, прямую речь от слов автора. Оно используется в бессоюзном сложном  предложении,   в неполном предложении . Это может быть и авторский знак, поставленный  с особой целью – подчеркнуть какую­то мысль.  Без него не только может быть не ясен  смысл предложения, но и , по мнению Валгиной , утеряна «высокая эмоциональная  нагрузка, логическая напряженность» Аргументы: Найти в тесте предложения с тире, объяснить функцию тире – зачем  поставлено тире. 16.  «В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из  них указывает на особые смысловые отношения между частями». (учёный Л.Т. Григорян) О чем это высказывание?  Об особенностях употребления знаков препинания в бессоюзном сложном предложении..  Между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного выражаются разные смысловые отношения,  например, перечисление, последовательность, сопоставление, пояснение, условие, причина, время, следствие, цель и  другие. Именно смысловое содержание и интонация определяют постановку знаков препинания в бессоюзном  предложении. Аргументы: найти два БСП, объяснить постановку в нем знаков препинания, значение предложения в тексте.  7.  «Задача автора рассуждения – как можно убедительнее обосновать свою точку зрения. Для этого  необходимо приводить как можно больше доказательств, располагая их в определённой последовательности ( филолог и философ А.А. Аверинцев)   О чем это высказывание? Об особенностях строения такого смыслового типа текста, как рассуждение. . В  рассуждении обычно утверждается  или отрицается какое­то явление, факт, понятие. Такой тип текста обычно  строится по следующему плану: тезис, аргументы ( доказательства)  и вывод. Безусловно, чтобы доказать или  опровергнуть что­то, автору нужно быть убедительным и последовательным в своих рассуждениях, «приводить как  можно больше доказательств».   Аргументы: найти абзацы, которые являются тезисом или аргументами, сказать , о чем они. 8.  Напишите сочинение­рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного современного лингвиста Н.С.  Валгиной, которая считает, что пунктуационные знаки «помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые  выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость».  О чем это высказывание? Безусловно, о важной роли знаков препинания в письменной речи. Знаки препинания  изучает такой раздел науки о языке, как пунктуация.  Их  можно разделить на две группы: разделительные,  одиночные, и выделительные , парные знаки. Примером разделительного знака может быть точка, восклицательный  знак, многоточие в конце предложения или запятая, двоеточие между простыми предложениями в составе сложного.  Выделительные знаки мы встречаем при обособлении различных членов предложения, вводных слов, обращений.  Аргументы: найти разделительный знак и объяснить его функцию ( например, отделяет одно предложение от  другого) и выделительные знаки и объяснить их функции.  ( например, выделяет причастный оборот) 9.  Напишите сочинение­рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного российского лингвиста Л.Ю.  Максимова: «При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в  композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения». О чем это высказывание? О функции абзаца в тексте. Выражая мысль, автор  переходит от одной части темы к  другой. Часть одной общей темы называется микротемой.. Вокруг микротемы группируются предложения, которые  называются абзацем, который выделяется на письме небольшим отступом – красной строкой. Невозможно  представить текст без абзацев, которые помогают автору логично и последовательно выстроить свое высказывание. Аргументы: взять два абзаца, сформулировать микротему ( о чем ?), какую роль играет в тексте ( например,  помогает охарактеризовать героя, передать основную мысль или что­то сообщить о герое ит.п.)  10 .«Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в  правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания  ­ это как нотные  знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться». (русский  писатель К.Г. Паустовский) О чем это высказывание? Безусловно, о важной роли знаков препинания в письменной речи. Знаки препинания  изучает такой раздел науки о языке, как пунктуация.  Их  можно разделить на две группы: разделительные,  одиночные, и выделительные , парные знаки. Примером разделительного знака может быть точка, восклицательный  знак, многоточие в конце предложения или запятая, двоеточие между простыми предложениями в составе сложного.  Выделительные знаки мы встречаем при обособлении различных членов предложения, вводных слов, обращений.  правил пунктуации невозможно создать ни один текст. Аргументы: найти разделительный знак и объяснить его функцию ( например, отделяет  одно предложение от другого) и выделительные знаки и объяснить их функции. 2( например, выделяет причастный оборот) 11 Напишите сочинение­рассуждение, раскрывая смысл: «Имя существительное  ­    это как бы дирижёр  грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты   ­   зависимые слова и уподобляются ему по  форме, согласуются с ним».  (лингвист В.Г. Ветвицкий) О чем это высказывание?. Безусловно, оно говорит об одной из грамматических особенностей  имен прилагательных,  причастий, некоторых разрядов местоимений , числительных согласоваться в роде, числе и падеже с именем  существительным. Образуя словосочетание с данными частями речи,  существительное  требует от   зависимых слов  уподобления по форме. Аргументы: найти два словосочетания с главным словом существительным с типом связи согласование и указать  одинаковый род, число падеж зависимых слов и главного. ( например, отличительной чертой  ­ жен. род, ед. число,  Т.п и у существительного, и у прилагательного)    12.Напишите сочинение­рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя Л.С. Сухорукова: «Наша речь  ­ важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума».  О чем это высказывание?  Мне кажется о том, что культура нашей речи, наш словарный запас, знание  грамматических правил   показывает не только  грамотность, но и наш духовный мир, нравственные качества. То , как мы говорим, какие слова употребляем,  умеем ли говорить ярко, образно, насколько богат наш словарный запас,  очень точно   нас характеризует. Аргументы: найти в тексте средства выразительности, показать их функцию; найти лексические средства –  синонимы, антонимы  ( например, хватить – ругать),  пословицу  ( например, «в огне не сгорит и в воде не утонет») ,  объяснить значение, указать функцию – то есть, зачем использовано 13.Напишите сочинение­рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста И.Г.  Милославского: «Отношение пишущего к сообщаемому часто может выражаться с помощью  маленьких” слов, слов, которые принято считать служебными   ­ частиц и союзов». О          О чем это высказывание?  Несомненно, о роли частиц и союзов в нашей речи, без которых невозможно  обойтись  Союзы   служат для связи однородных членов    и частей сложного предложения. Они бывают  сочинительные и подчинительные. Сочинительные соединяют однородные члены предложения или части  сложносочиненного предложения. Подчинительные союзы соединяют части сложноподчиненного предложения.              Частицы ­ это служебные слова, которые вносят в отдельные слова и предложения дополнительные оттенки  значения. Они бывают формообразующие , (например, частица бы образует сослагательное наклонение) и модальные ,  передающие оттенки значения  ­ вопросительные, указательные, отрицательные , усилительные и другие. Эти  « маленькие слова», по мнению И.Г. Милославского, кроме своих главных функций, способны передать  отношение «пишущего к сообщаемому           Аргументы: найти пример с союзом, назвать , какой он – сочинительный или подчинительный, указать значение  ( например, противительный союз А,НО, показать функцию – противопоставление) Найти пример с частицей ( например, вон, вот – указательная),  показать функцию – передает отношение  к сообщаемому» 14. Напишите сочинение­рассуждение, раскрывая смысл высказывания  «У каждой части  речи свои достоинства»  ( выдающийся  лингвист А.М. Пешковский)      Нельзя не согласиться с автором , что каждая часть речи выполняет свою , особенную функцию в языке и обладает свойственными только ей грамматическими признаками . Невозможно представить нашу речь, например, без  существительных, которые не только достигают ясности и точности в названии предметов, понятий и явлений, но и  могут придать речи яркость и выразительность , выступая в роли антонимов, синонимов или такого средства  выразительности, как метафора. Глагол способен придать фразе динамику,  наполнить текст  движением.  обладает такими  морфологическими признаками, как вид, возвратность, переходность и спряжение. Местоимения,  указывая на предмет, его признаки  и количество, не называет их. Они являются универсальным средством связи  предложений в тексте , помогают избавиться от повторов, разнообразят нашу речь.  Не обойтись в речи и без союзов,  предлогов, частиц, которые помогают соединить  слова в предложения и вносят в текст  дополнительные оттенки  значения 3Аргументы: часть речи, его функция. Например, существительные, характеризуюшие героев или являющиеся  метафорой, входящей в сравнение Глаголы, передающие действия героевили связанные с основной мыслью текста.  Местоимения в роли связки между предложениями 15.Напишите сочинение­рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося  лингвиста С.И. Ожегова: «Высокая культура речи заключается в умении найти не  только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то  есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для  данного случая)». О чем это высказывание? Я думаю, о том, что   нужно учиться говорить не только  грамотно, согласно правилам грамматики,  но и ярко, выразительно. В этом, по мнению  автора высказывания, заключается подлинная культура речи.  Важно учитывать  стилистическую принадлежность высказывания, ведь каждый стиль выполняет свою  функцию в языке. Например, цель  художественного стиля  ­ нарисовать яркую картину,  передать читателю чувства автора, поэтому его речевой особенностью является  использование средств выразительности, придающих речи эмоциональность и яркость.  Цель публицистического стиля – заинтересовать читателя  поднятой проблемой, убедить  их в чем­то, поэтому в таком тексте уместны слова книжного стиля, общественно –  политическая лексика или прямое обращение читателя .  Научиться соблюдать правила  стилистики – значит , выбрать « наиболее уместное» для данного случая выражение . Аргументы: так как текст художественный, найти средства выразительности и указать их  функцию. ( например, антонимы недруги – друзья, найти – потерять,  метафора « место  в сердце» , лексический повтор и т.д.)   16.Напишите сочинение­рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста И.Г.  Милославского: «Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание  читающего».      О чем это высказывание?. Несомненно, автор имел в  виду такое средство выразительности, как лексический  повтор. Фигура речи, основанная на повторении одного и того же слова или словосочетания, помогает выделить  важное,  ключевое понятие, усиливает эмоциональность речи .Чаще всего такое средство выразительности  используется в художественной речи. Аргументы: найти повторы, объяснить их функцию, то есть зачем использованы  17. Напишите сочинение­рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Л.А.  Новикова: «Слово в речи обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуально  неповторимое».      О чем это высказывание? Я думаю, о свойстве  некоторых частей речи обобщать и выделять отдельные предметы  и понятия. Таким свойством,  например, обладают имена существительные. Собственные существительные  обозначают индивидуальное, неповторимое, выделяя данные предметы и явления из группы однородных понятий,  например.  названия городов, имена и фамилии  людей.  Нарицательные существительные представляют  названия однородных предметов и явлений. Каждое слово служит названием не одного предмета, а всех предметов  данного типа.  На мой взгляд, обобщать и выделять могут и местоимения. Например, определительное местоимение «все» может  быть обобщающим словом в предложении с однородными членами, а указательные местоимения явно указывают на  свойства единичных понятий – тот , такой, те.   Аргументы: найти имена собственные, сказать, что они помогают автору назвать героев, найти нарицательные  существительные, указать, зачем они используются. Можно взять примеры с обобщающим словом  или  указательными  местоимениями   18. Напишите сочинение­рассуждение, раскрывая смысл высказывания российского лингвиста А.А.  Реформатского: «Местоимения – удобное звено в устройстве языка ; местоимения позволяют избегать нудных  повторов речи, экономят время и место в высказывании» 4Автор высказывания подчеркивает важную роль  местоимений  в нашей речи. Местоимения, указывая на слова  разных частей речи, замещают их в тексте , выполняя роль самой экономной и прочной связи между предложениями. Они помогают избавиться от повторов, разнообразят речь. Существует девять разрядов местоимений. Личные  местоимения , например, могут заменять имена существительные, а определительные,  по свои качествам больше  похожие на прилагательне, способны именно им стать заменой.   Аргументы: найти в тексте местоимения, указать разряд, показать, какую часть речи они заменяют и как соединяют  предложения ( например, в первом предложении   «родители», во втором заменили на «они») Аргументы: найти в тексте местоимения, указать разряд, показать, какую часть речи они  заменяют и как соединяют предложения ( например, в первом предложении   «родители»,  во втором заменили на «они» ) 20.  Напишите сочинение­рассуждение, раскрывая смысл высказывания английского писателя Дж. Свифта: человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку,  которым он выражается».         О чем это высказывание?  Мне кажется о том, что культура нашей речи, наш словарный запас, знание грамматических правил   показывает не только  грамотность, но и наш  духовный мир, нравственные качества. То,  как мы говорим, какие слова употребляем,  умеем ли говорить ярко, образно, насколько богат наш словарный запас,   знаем ли правила этикета , правила элементарной вежливости, очень точно   нас характеризует. Произнесенное нами доброе слово способно помочь человеку, сделать его счастливым, а  грубое слово может оскорбить, унизить, обидеть.  Важно всегда помнить об этом. Аргументы: найти просторечные, грубые слова, показать, зачем их автор использует; найти  яркие образные выражения, показать их роль в тексте 21.Напишите сочинение­рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста И.Г.  Милославского: «Грамматика русского языка прежде всего средство выражения мысли».    На мой взгляд, автор  говорит о важности такого раздела лингвистики, как грамматика. Она включает в себя  морфологию, словообразование и синтаксис. Благодаря грамматике мысль обретает форму. Без знания  грамматических  правил невозможно создать связное высказывание, то есть поставить слова в нужную форму,  построить предложение, текст, а значит,  верно выразить мысль, быть правильно понятым.   Аргументы:  части речи, их грамматическая форма; словосочетания и предложения , их характеристика  22. Напишите сочинение­рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Н.С. Валгиной: синтаксисе передаются связи и отношения между понятиями, предметами, явлениями окружающего человека мира и постигаемого человеком мира».   О чем это высказывание?  Безусловно, автор имел в виду важность такого раздела  лингвистики, как синтаксис, который изучает связь слов в словосочетании и предложении.  Словосочетания представляют собой два самостоятельных слова, связанных по смыслу и  грамматически. Они строятся на основе подчинительной связи – согласования, управления  и примыкания. . Предложение – это законченное высказывание, помогающее нам выражать  мысли, чувства, обращаться друг к другу с советами, просьбами. Оно имеет  грамматическую основу, может быть простым или сложным. Несомненно, надо знать, как  правильно  составить словосочетание и предложение, чтобы  наща речь была  грамотной и  выразительной. Аргументы: словосочетание, предложение и его характеристика.  23. Напишите сочинение­рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Н.С.  Валгиной: «Многоточие  ­  частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала,  интеллектуальной напряжённости».    О чем это высказывание?. Безусловно, о важной роли в предложении  такого знака препинания, как  многоточие,  которое может обозначать незаконченность или прерванность высказывания, а также пропуск 5слов  в тексте. Многоточие в конце предложения показывает  незаконченность мысли.  Используя этот знак  художественном тексте в речи героев, автор может передать их взволнованность, важность момента, о  котором идет речь. Таким образом, роль многоточия в предложении важна и разнообразна Аргументы: найти многоточие в тексте, показать, что оно передает взволнованноть героев, их чувства. 24.Напишите сочинение­рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного филолога Л.  Сухорукова: «Наша речь  ­ важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души,  ума».         О чем это высказывание?  Мне кажется о том, что культура нашей речи, наш словарный запас, знание  грамматических правил   показывает не только  грамотность, но и наш духовный мир, нравственные качества. То ,  как мы говорим, какие слова употребляем,  умеем ли говорить ярко, образно, насколько богат наш словарный запас,  очень точно   нас характеризует. Аргументы: найти в тексте средства выразительности, показать их функцию; 25. Напишите сочинение­рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного  лингвиста В.В. Виноградова: «Слова и выражения приобретают в контексте всего  произведения разнообразные смысловые оттенки, воспринимаются в сложной и  глубокой образной перспективе».    О чем это высказывание? Автор имел в виду, что  слова могут употребляться в прямом и  переносном значении, приобретать в конкретном высказывании   новый, особенный  смысл.  Образы художественного текста  создаются  автором с помощью лексических явлений и  изобразительно­ выразительных средств.   Аргументы: найти слова в переносном значении, средства выразительности, указать  функцию 6