Формирование у школьников 1-4 классов вычислительных навыков остается одной из главных задач начального обучения математике, поскольку вычислительные навыки необходимы как в практической жизни человека, так и в учении. Традиционная школа все вычислительные приемы делит на устные и письменные приемы вычислений
Формирование
вычислительны
х навыков
у младших
школьников
Вычислительный навык — это высокая степень
овладения вычислительными приёмами.
1. Правильность
2. Осознанность
3. Рациональность
4. Обобщенность
5. Автоматизм
6. Прочность
Вычислительные приёмы:
Устные
Письменные
Группы приемов:
приемы сложения и вычитания чисел в пределах 10
1. Приемы, теоретическая основа которых —
конкретный смысл арифметических действий.
•.
а + 2, а + 3, а + 4, а + 0;
•. Приемы табличного сложения и вычитания
с переходом через десяток в пределах 20;
•.
и деления
2. Приемы, теоретической основой которых служат
свойства арифметических действий.
•.
53 ± 20, 47 ± 3, 30 – 6, 9 + 3, 12 – 3, 35 ± 7, 40 ± 23, 57 ± 32, 64
прием нахождения табличных результатов умножения
приемы сложения и вычитания для случаев вида
±18;
приемы письменного сложения и вычитания;
приемы умножения и деления вида 1 х 5, 5 х 14, 81 : 3,
•.
•.
18 х 40, 180 : 20 и приемы письменного умножения и деления
3. Приемы, теоретическая основа которых —
связи между компонентами и результатами
арифметических действий.
•приемы для случаев вида 9 х 7, 21 : 3, 60 : 20, 54 : 18, 9 : 1, 0 : 6.
4. Приемы, теоретическая основа которых изменение —
результатов арифметических действий в зависимости от
изменения одного из компонентов.
•приемы округления при выполнении сложения и вычитания чисел
(46 + 19, 512 – 298) и приемы умножения и деления на 5, 25, 50
5. Приемы, теоретическая основа которых — вопросы
нумерации чисел.
•приемы для случаев вида а ± 1, 10 + 6, 16 – 10, 16 – 6, 57х 10, 1200 :
100;
6. Приемы, теоретическая основа которых — правила.
•а х 1, а х 0
Этапы формирования
вычислительных навыков:
II
Ознакомление
с вычислительным
приёмом
I
Подготовка к
введению
нового приёма
III
Закрепление
Табличное сложение и
вычитание
Вычисли удобным способом
Переставь числа так,
чтобы выражение стало
простым
Заполни пропуски:
3 : 7 =4 (ост. 3)
1
7 х 4 + 3 = 31
3 : 7 =4 (ост. 4)
2
7 х 4 + 4 = 32
3 : 7 =4 (ост. 5)
3
7 х 4 + 5 = 33
Вставь вместо Х подходящие
числа
Х = 2
Х = 3
Х = 4
МОЛОДЕЦ!
Х + 4 = 7
5 + Х =9
10 — Х =8
Вычислите удобным способом:
40 + (60 + 30) =
70 + (10 + 30) =
90 + (50 + 10) =
80 + (70 + 20) =
(40 + 60) +30 = 130
(70 + 30) + 10 = 110
(90 + 10) + 50 = 150
(80 + 20) + 70 = 170
Устный счёт
В летний полдень под сосной
Ёж нашёл сюрприз лесной.
Две лисички, пять опят
Под сосной в лесу стоят.
Ну, а дальше, у опушки
Сыроежки — все подружки
По три в три ряда стоят,
На ежа они глядят.
Кто ответ нам дать готов,
Сколько ёж нашёл грибов?
2 + 5 + 3 х 3 =16
Зрительные опоры
47 + 8 =
3 5
24 6 =
4 2
72 : 4 =
40 32
24 * 2 =
20 4
63 : 9
Есть
в таблице?
ДА
НЕТ
63 : 9
ДА
РЕШАЮ
ПИШУ ОТВЕТ
63 : 3
Есть
в таблице?
ДА
НЕТ
63 : 3
НЕТ
Раскладываем
на разрядные
слагаемые?
ДА
НЕТ
63 : 3
ДА
РЕШАЮ (60:3+3:3)
ПИШУ ОТВЕТ (21)
65 : 5
Есть
в таблице?
ДА
НЕТ
65 : 5
НЕТ
Раскладываем
на разрядные
слагаемые?
ДА
НЕТ
65 : 5
НЕТ
Заменяю
удобными слагаемыми
Решаю (50:5+15:5)
Пишу ответ (13)