Методический материал "Формы и методы работы с учащимися, испытывающими трудности в процессе обучения".
Оценка 4.9

Методический материал "Формы и методы работы с учащимися, испытывающими трудности в процессе обучения".

Оценка 4.9
Педсоветы
doc
классное руководство +1
Взрослым
01.04.2017
Методический материал "Формы и методы работы с учащимися, испытывающими трудности в процессе обучения".
В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. И как отмечалось на предыдущем педсовете, в нашей школе есть слабоуспевающие учащиеся. Давайте попробуем разобраться, с чем же это связано?
Формы и методы работы с учащимися, испытывающими трудности в процессе обучения..doc
Формы и методы работы с учащимися, испытывающими трудности в процессе обучения.     В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают  неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. И как отмечалось на предыдущем педсовете, в нашей школе есть слабоуспевающие  учащиеся.  Давайте попробуем разобраться, с чем же это связано? Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально­ экономической ситуации в стране ухудшают нервно­психическое здоровье  школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности  школьных программ значительно возрастает число неуспевающих. Однако никак нельзя сбрасывать со счёта и социально­психологический фактор  неуспеваемости. Ведь ребёнок обучается в коллективе, в котором постоянно  происходит подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между собой.  Неуспевающий ученик выставляется как бы на «обозрение» сверстников и  практически ежедневно переживает ситуацию неуспеха. Всё это, естественно не  способствует его личностному становлению и развитию. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество двоечников ложится на наши плечи, плечи педагогов.   Я работаю в школе 6 лет,  в моей педагогической деятельности в каждом  классе были и есть дети, которые требовали к себе особого внимания. Это дети  из неблагополучных, неполных семей, дети с ограниченными возможностями  здоровья. Поэтому на протяжении этих лет работаю над проблемой обучения  таких детей. У  данной категории  детей не сформирован речевой навык, навык письма, навык учебной деятельности, слабо развиты внимание, мышление, память,  математические способности.  Работу в таких классах я начинаю прежде всего с  диагностики. На каждого ребенка  веду диагностическую карту, где отслеживаю развитие его психофизических особенностей, продумываю и осуществляю  индивидуальный план обучения. Во – первых, чтобы предотвратить неуспеваемость, я, как учитель, выявляю  образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и  организовываю своевременную ликвидацию этих пробелов. Во – вторых, устанавливаю  правильность и разумность способов учебной  работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректирую эти  способы. Стараюсь систематически обучать учащихся общеучебным умениям и  навыкам. Далее стараюсь организовать так  учебный процесс, жизнь учащихся в  школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию  учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению. Как же я помогаю слабоуспевающему ученику? 1 ­­ Для закрепления я уделяю более длительное время и даю больший объем  решаемых задач. Потому что учитель для себя и для ученика должен  сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик. Для работы со слабоуспевающими учениками применяю карточки для  индивидуальной работы, подбираю задания с выбором ответа, деформированные задания, перфокарты, творческие задания,  “карточки­ информаторы”,“карточки­с образцами решения”. Я стараюсь изучить психическое развитие ребёнка, создаю спокойную  обстановку и благоприятный психологический климат на уроке и на перемене,  проявляю  разумную требовательность, неиссякаемое терпение, справедливую  строгость,   веру в возможности ученика. Стараюсь вырабатывать умение  вставать на позиции ученика, вести непринужденный диалог, стремлюсь к  внешней занимательности,  использую средства невербального общения  (опорные сигналы, рисунки, схемы, таблицы, план ), учу работать со словарями и другим справочным материалом. В своей практике применяю опережающее  обучение, различные формы групповой работы, взаимоопрос и самоконтроль.  При планировании урока рационально распределяю учебный материал ( сначала  ­­сложное !), применяю частую смену видов деятельности на уроке, многократно проговариваем и закрепляем материал урока, стремлюсь к алгоритмизации  деятельности. Я также слежу за своей интонацией и интонацией детей, чтобы не  было  насмешливого тона! В работе со слабыми учащимися я опираюсь на следующие правила,  разработанные психологами: 1.Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и  подготовку. 2. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме. 3.Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой,  разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные  информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения. 4.Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только  что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав  возможность ученикам позаниматься дома. 5.Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и  словами «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких  учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться.  Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях при  сдаче экзаменов, написания контрольных работ и т. д. 6.Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится. 7. Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и  исправления написанного. 2 8. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.        Большую роль в общем интеллектуальном развитии  играют походы и  экскурсии, которые я провожу в первые учебные недели. Вне школьной  обстановки, когда учитель не ставит оценки и не является источником тревоги и опасений, дети пробуют себя в общении: рассказывают о своих домашних  животных, о любимых играх, о телевизионных передачах – обо всем сразу и при  этом не подозревают, что они уже самостоятельно высказываются на разные  темы. Предмет разговора детям известен, понятен, поэтому и общение друг с  другом обычно проходит свободно, без принуждений и напряжения. Стало  очевидным, что развивать речь у детей необходимо через предмет,  хорошо им  известный и близкий.       Для всех детей нужно создавать ситуацию успеха. С этой целью использую  прием внушения, направленный   на утверждение, что в этом классе собраны  дети с нераскрытыми талантами т. д.  Для обоснованности этого утверждения  провожу “тестирование” и, к большому удивлению ребят, объявляю его   результат:   все они без исключения имеют хорошие учебные способности,  хорошую память, которая лишь нуждается в ежедневной тренировке с помощью  специальных упражнений и заучивания стихотворений.        На уроках ИЗО и технологии развиваю моторно­двигательную активность,  так как у всех таких детей  она слабо развита. Родители не занимались  до  школы этим вопросом. А хорошо развитая моторно­двигательная активность  важна для развития мыслительных процессов.        Для развития мотивации к обучению, лучшего усвоения материала    использую разнообразные дидактические игры,  связанные с активным  движением – хлопками, бегом, ходьбой, бросанием мяча и т. д.  Они  вызывают у них неподдельный интерес, воспитывают положительное эмоциональное  отношение к уроку. Игра с учётом дидактических требований к уроку должна  носить обучающий характер, иметь дидактическую цель и быть связанной с  материалом урока. Игры стараюсь подбирать с такими приёмами и  упражнениями, чтобы в них по возможности участвовали все учащиеся класса, в  том числе и очень слабые. С помощью игр дети, сами того не замечая,  приобретают умения считать, решать задачи, получают новые знания.  Среди  интеллектуально развивающих игр особой популярностью у детей пользуются  игры в загадки. Вызывает интерес как сам процесс отгадывания загадок, так и  результат этого своеобразного интеллектуального состязания. Загадки  расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями  природы, через межпредметные связи, развивают и обогащают речь,  способствуют развитию логического и эвристического мышления. Загадка, по  словам К.Д.Ушинского “доставляет уму ребёнка полезные упражнения”.  Процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, мобилизирующей и  тренирующей умственные силы учащегося. В свою работу на уроках русского  3 языка я включаю разные типы загадок. Отгадывание их процесс творческий.  Форма загадок может быть различной: фронтальной, групповой, индивидуальной . Виды упражнений, включающих в себя разгадывание загадок, также могут быть разными. Из отгадок можно составить кроссворды, лото, провести игру в виде  викторины, лотереи.       В уроки я включаю различные игры на превращение слов. Они помогают мне  развить у учеников орфографическую зоркость, позволяют предупредить  некоторые ошибки, повторить и закрепить правила грамматики, развивают речь.       В работе с неуспевающими детьми методика требует словесной установки  или подчеркивающего акцентирования на сообщаемом материале.      Учителю в зависимости от здоровья детей и их психического состояния на  данный момент необходимо использовать щадящий режим учебного процесса.         Детям очень трудно даётся навык чтения, поэтому на уроках чтения при  изучении букв и звуков я использую слоговые таблицы.  Формирование речевой  деятельности у неуспевающих детей идёт очень медленно, традиционная  методика здесь не поможет. Поэтому задачу развития речи детей необходимо  решать на всех уроках, в том числе и на уроках математики. А также  необходимо придерживаться твёрдых принципов: дети как можно больше  должны говорить, а так как оценки за это не ставятся, то и страха перед двойкой у них не будет.     Ничто так не окрыляет ребёнка, ничто так не укрепляет его веру в себя, как  удача, и наоборот, ничто так не в состоянии заглушить в нём чувство  самоуважения, сознание своей ценности, как часто повторяющиеся неудачи.  Одним из слагаемых счастливого детства является ощущение пережитого  успеха, достигнутого при преодолении трудностей, в том числе учебных. Успех  создаёт высокий эмоциональный настрой, положительно влияет на состояние  нервной системы, тонизирует весь организм. Если у ребёнка техника чтения на  очень низком уровне, то это приводит к отставанию по всем предметам,  тормозит развитие восприятия, понимания, воссоздания и воспроизведения  читаемого текста. Ребёнку трудно ориентироваться в тексте, выделять главное,  а если текст объёмный, то ребёнку трудно определить сюжетную линию.  Поэтому я использую следующий приём – необходимо научить выделять  главное, а потом второстепенное:  О чём, о ком говорится?  Что об этом говорится дальше?  Один ребёнок задаёт вопросы, другой на них отвечает. Дети приобретают навык  выделять главное в тексте. Количество вопросов должно быть не более семи­ восьми.        Проблема развития математических способностей детей – одна из наименее  разработанных на сегодня методических проблем обучения математике в  начальных классах. При использовании на уроках математики дидактических  игр, заданий, а также следуя рекомендациям и советам, предложенным в  4 программе, я добиваюсь повышенного интереса к учебному процессу не только  неуспевающих учеников, но и класса в целом.     В своей работе я использую опыт С. Н. Лысенковой. Она предлагает методику, которая является реальным средством для того, чтобы избавиться от самого  большого школьного горя: от неуспевающих. Она предлагает, кроме прошлого и  сегодняшнего материала, небольшими порциями давать труднейший материал,  который будут проходить через пятьдесят, сто или сто пятьдесят уроков.  Лучшие ученики интуитивно схватывают сложные будущие темы, испытывая  интеллектуальное наслаждение, а слабые, не спеша, в многократных  повторениях, постигают трудный для них материал и в конце концов усваивают  его к сроку, не отставая от класса.  С.Н.Лысенкова предлагает использовать  комментированное обучение. Она говорит, что если приучить детей думать  вслух, всегда вслух, чтобы каждое действие сопровождалось словом, то это  слово можно будет направлять, а через него и мысль. На своих уроках я также  применяю комментированное письмо.  Комментированное управление экономит  время урока, а ещё развивает речь. Ученик ведёт решение примера, задачи,  разбор предложения – это и есть опрос. При этом ребёнок чувствует: весь класс  подчиняется его воле. Он учитель, от него зависит работа всех, а значит,  старается говорить громко, чётко. Отсюда хорошая дикция, выразительная речь.  Для повышения эффективности обучения, для предупреждения отставания в  учёбе и неуспеваемости необходимо целенаправленно развивать познавательный  интерес. Большое значение в формировании познавательного интереса у  учащихся играет подбор образного, яркого, занимательного учебного материала  и добавление его к общему роду учебных примеров и заданий. Этот метод  создаёт в классе атмосферу приподнятости, которая возбуждает положительное отношение к учебной деятельности. К примеру, вместо стандартной фразы: “Мы начинаем новую тему,” – учитель может предложить учащимся разгадать  кроссворд ключевым словом, которого является название темы урока. Я  стараюсь обогатить и разнообразить учебное содержание урока. Примером  может служить проведение на уроке математики игры – путешествия, урока­ КВНа.  .      В работе со слабоуспевающими детьми важна словарная и орфографическая работа. Обычно процесс запоминания организуется с учетом особенностей  памяти и внимания учащихся. Предлагаю следующие приемы запоминания: Выборочный диктант             Методика выборочного диктанта проста. Учитель вслух читает текст, в  котором встречаются слова с непроверяемыми написаниями, а учащиеся,  прослушав предложения, записывают встретившиеся в нем слова с данными  орфограммами. В дальнейшем этот вид работы можно усложнить: в один  столбик из данного текста учащиеся записывают слова с проверяемыми б/у  гласными, в другой – с непроверяемыми. 5 В ходе такой работы дети не только учатся различать слова с  проверяемыми и непроверяемыми б/у гласными, но и закрепляют правописание  и тех, и других.    Выборочный ответ.             Суть этого приема состоит в том, что на задание (вопрос) дается  несколько ответов и один из них – правильный. Надо найти и выделить его.  Проверив по словарю написание данных слов учащиеся выбирают ответы и  ставят +.  Подбор однокоренных слов – других частей речи.             Задание на образование одних частей речи от других. Эту работу можно  подчинить и обучению непроверяемым написаниям. Пример: диктуется слово  береза, записать к нему слово­прилагательное (березовый).  Подбор и запись синонимов и антонимов.             Одним из эффективных приемов словарно­орфографической работы  является прием подбора учащимися слов близких или противоположных по  значению. Среди подбираемых и записываемых учащимися синонимов и  антонимов, как правило, встречается немало слов с непроверяемыми  написаниями.        Слабоуспевающим ученикам сложно запомнить правила. На уроках  использую шпаргалки­запоминалки. Дети их быстро запоминают и усваивают.По русскому языку использую табличку «Гласные. Согласные (по звонкости,  мягкости)». По математике дети затрудняются в запоминании знаков выражений « >» и «<».  Для этого использую изображение птицы. Клюв закрыт – знак «больше», клюв  открыт – знак «меньше». Формирование проблемных ситуаций придаёт интерес, занимательность  учебному занятию. Значительно способствуют желанию учиться интересные  практические занятия, экскурсии, наблюдения, а также активное участие детей  во внеклассной и внешкольной работе. Работу по устранению пробелов в знаниях учащихся я осуществляю на уроках,  дополнительных занятиях. Хороший результат на уроках дает:    групповая работа.  работа в парах. Часто перед многими учениками стоит проблема общения ученик–учитель. Им  трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить снова из­за индивидуальных  особенностей личности. У одноклассников проще спросить непонятное,  получить консультацию и попросить объяснить. Значит, надо организовать  работу так, чтобы в нужный момент на помощь мог прийти одноклассник, чтобы можно было спросить, выяснить, и при этом не было страшно получить  неудовлетворительную оценку. Этому способствует групповая форма работы.  Класс разбивается на несколько групп по 4 человека. Дети в группы  6 организованы с разным уровнем развития: средний–низкий, высокий– средний. В группе назначается старший, который помогает учителю в организации работы,  проставляет оценки. Все группы получают задания. Задания выполняют все в  группе, при этом идет обсуждение, опрос друг друга, решение задачи  различными способами с последующим обсуждением и т.д. Каждый участвует в  работе, вносит свой посильный вклад; сильный объясняет слабому, каждый  поднимается на ступеньку выше. Затем группа должна защитить перед классом  свое решение. Выслушав все группы или часть групп, учащиеся приходят к  общему выводу. Таким образом, абсолютно все ученики все полезное время  потратили на достижение главной цели урока. Учитель направляет работу,  частично помогает, корректирует. Создаются благоприятные условия для: –  понимания ученика и уважения к ученику (ученик чувствует себя значимым и  полезным, с ним совещаются, разговаривают); – помощи со стороны учащихся и  учителя при необходимости (помощь незаметная, грамотная, посильная); – для  того, чтобы ученик в конце урока получил удовлетворительную оценку за свой  труд. При этом при групповой работе труд ученика оценивается двумя видами  оценки: самооценка, оценка группы. Ученик сам себе выставляет оценку за  работу на каком­то этапе урока, критерий самооценки предлагает учитель.  Оценка группы выставляется после обсуждения членами группы вклада каждого ученика при изучении какого­нибудь вопроса. Еще одной из главных форм моей работы является систематическое выполнение учащимися работы над ошибками. Работа над ошибками выполняется  ежедневно. Перед выполнением д/з ученик исправляет ошибки, допущенные в  классной работе, тем самым осуществляется повторение и  закрепление  орфограмм , которые вызывают у ребенка трудности. Как правило, слабоуспевающие дети быстро утомляются, начинают отвлекаться  на посторонние предметы, становятся пассивными. Рекомендую использовать  следующий прием: Как только замечаю, что дети устали, начинают создавать шум в классе,  предлагаю пригласить в гости «царицу Тишину». Класс замирает. Дети садятся  удобно, закрывают глазки, отдыхают. Ребятам очень нравится слушать «царицу  Тишину». Обязательно говорю тихим спокойным голосом: «Царица Тишина»  похвалила всех ребят, а особенно…(называю имя шумного, неорганизованного  ребенка) и села рядом с ним. А мы посмотрим, останется ли она в нашем классе  до конца урока, или уйдет к другим детям».   На дополнительных занятиях предоставляю учащимся право спрашивать своих  товарищей, составлять самим тексты диктантов, диктовать их, проверять  самостоятельные работы друг друга, объяснять задания.  Многие двоечники проводят всё свободное время, а часто и учебное, за  компьютером, считают себя компьютерными гениями. Так почему бы нам этим  7 не воспользоваться, и не обратить это их увлечение в нужное русло и не  предложить им поработать с  дистанционными тренажорами , в ходе работы с  которыми ученики будут в игровой форме восполнять пробелы по предметам.    Провожу индивидуальные беседы с учениками. Поддерживаю тесную связь со  школьным психологом.        Комплексный подход к решению проблем неуспеваемости ­  это совместная  работа педагога, психолога, социального педагога, и, конечно же, родителей.  Работа с родителями имеет огромное значение при решении проблем  успеваемости. Поэтому проводя родительские собрания, я стараюсь  акцентировать внимание на каждом своем ученике и дать родителям  практические советы по преодолению трудностей, которые испытывают их дети. ВЫВОД:       Каждому педагогу хочется, чтобы ребенок хорошо учился. Для этого  необходимо придерживаться четырех важных правил:       1. Заинтересованность в процессе обучения;       2. Психологический комфорт, доброжелательная атмосфера в классе;       3. Включение в учебную работу всех учеников, активизация инициативы  детей;       4. Творческий подход, мастерство учителей, работающих с детьми. Библиографический список.  Ахутина Т. Дети с трудностями учения // Начальная школа : плюс­минус.  – 2000, №12. – с. 20. Выготский Л. С Педагогическая психология. – М., 1996.  Еропкина А. “Больше внимания слабоуспевающим ученикам.” //  Начальная школа. 1985 г №9. – с. 22. Зинченко С. Н. “Почему детям бывает трудно учиться”. – К., 1990. – с.  107. Коростель И. “Работа со слабоуспевающими учащими” // Завуч.­2000, №  3. – 101. Кумарина Г. “Компенсирующее обучение” // Начальная школа. – 1995,  №3.– с.72. Немов Р.С. Психология 3 часть. – М.: Просвещение, Владос, 1995. Подласый И. П. Педагогика начальной школы. – М.: Владос, 2000. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 8 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Реан С.А, Бордовская Н. Педагогика. – П., 2000. Сластенин В., Баранов С. Педагогика. – М., 2000. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. – М.: Академия, 1998. Ульянова Т. “Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности  обучения у учащихся первых классов” // Начальная школа. – 1996, №7. – с. 53. Хромов. Н.И. Методы обучения детей с различными типами обучамости. – М.: Айрис пресс, 2007. Волина В. В. Праздник букваря.– М.: АСТ– Пресс. 1995. 5000 игр и головоломок для школьников.­М.: ООО “Издательство АСТ”,  1999. 9

Методический материал "Формы и методы работы с учащимися, испытывающими трудности в процессе обучения".

Методический материал "Формы и методы работы с учащимися, испытывающими трудности в процессе обучения".

Методический материал "Формы и методы работы с учащимися, испытывающими трудности в процессе обучения".

Методический материал "Формы и методы работы с учащимися, испытывающими трудности в процессе обучения".

Методический материал "Формы и методы работы с учащимися, испытывающими трудности в процессе обучения".

Методический материал "Формы и методы работы с учащимися, испытывающими трудности в процессе обучения".

Методический материал "Формы и методы работы с учащимися, испытывающими трудности в процессе обучения".

Методический материал "Формы и методы работы с учащимися, испытывающими трудности в процессе обучения".

Методический материал "Формы и методы работы с учащимися, испытывающими трудности в процессе обучения".

Методический материал "Формы и методы работы с учащимися, испытывающими трудности в процессе обучения".

Методический материал "Формы и методы работы с учащимися, испытывающими трудности в процессе обучения".

Методический материал "Формы и методы работы с учащимися, испытывающими трудности в процессе обучения".

Методический материал "Формы и методы работы с учащимися, испытывающими трудности в процессе обучения".

Методический материал "Формы и методы работы с учащимися, испытывающими трудности в процессе обучения".

Методический материал "Формы и методы работы с учащимися, испытывающими трудности в процессе обучения".

Методический материал "Формы и методы работы с учащимися, испытывающими трудности в процессе обучения".

Методический материал "Формы и методы работы с учащимися, испытывающими трудности в процессе обучения".

Методический материал "Формы и методы работы с учащимися, испытывающими трудности в процессе обучения".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017