Влияние интерактивных технологий на повышение качества обучения
Современный период развития общества и образования в целом характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования.
О целесообразности использования ИТ в обучении младших школьников говорят такие их возрастные особенности, как лучшее развитие наглядно-образного мышления по сравнению с вербально-логическим, а также неравномерное и недостаточное развитие анализаторов, с помощью которых дети воспринимают информацию для дальнейшей ее переработки; если информация не воспринята, то она не может быть понята, усвоена, не может стать достоянием личности, элементом ее культуры.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты изменяют форму подачи материала и роль ученика в получении знаний. Ученик учится получать и пользоваться информацией из разных источников, в том числе и расположенных во всемирной сети Интернет.
Цель работы: повышение качества образования через применение информационно- коммуникационных технологий.
Основные возможности использования ИКТ, которые помогут учителю создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала:
• Создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
• Создание презентаций на определенную тему по учебному материалу;
• Использование готовых программных продуктов;
• Поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке уроков, внеклассного мероприятия, самообразования;
• Создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
• Создание текстовых работ;
• Обобщение методического опыта в электронном вид
Создание презентаций к урокам.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в можно назвать создание мультимедийных презентаций.
«Презентация» - переводится с английского как «представление». Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.
Учеными доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Я использую созданные мною презентации на всех этапах урока.
Несмотря на трудоемкость их выполнения, я считаю, что они достаточно эффективно срабатывают.
1. Так, для мотивации на решение учебных задач, поставленных на уроке, эмоционального настроя, я использую такие варианты слайдов.
а) слайды с изображением картин природы.
б) музыкальное сопровождение.
Урок начинается с прослушивания фрагменты песенки, стихотворения сказочного героя, который будет нас сопровождать на всем протяжении урока.
2. Для выхода на тему урока стараюсь в короткий промежуток времени представить зрительный ряд в широком, многогранном аспекте.
А) В презентации включаю яркие красочные иллюстрации.
Б) При решении задач на движение использую анимированные презентации.
Разнообразный зрительный ряд способствует более качественному усвоению знаний.
3. Работая, над новым материалом преимущественно использую
а) схемы, для моделирования учебного материала.
Урок математики «Отрезок. Длина Отрезка. Треугольник».
б) таблицы, что позволяет мне абстрагировать его содержание.
в) алгоритмы, что позволяет систематизировать учебный материал.
Работая, таким образом, учащиеся с интересом самостоятельно анализируют, делают выводы.
Кроме, всего перечисленного, такая работа развивает мышление, формирует умение пользоваться таблицей, схемой, алгоритмом, то есть формируется информационная компетентность.
4. Необходимым компонентом урока является физминутка.
Они достаточно вариативны.
а) Приглашаю ребят мысленно подойти к горному водопаду, умыться холодной водой, почувствовать прохладу горного воздуха.
б) Вообразить, что мы на поляне, где растут цветы. Предлагаю вдохнуть удивительный аромат цветов.
в) Для двигательной активности предлагаю слайд с анимационными рисунками. Ребята повторяют движения.
5.Практическую деятельность, на мой взгляд, удобно осуществлять через:
а) самостоятельную работу.
б) Тесты.
Плюсом этого вида деятельности является оперативность, обратная связь, прогнозирование следующего урока, с учетом пробелов сегодняшнего.
6. Рефлексию помогают осуществить такие слайды.
а) текстовые
б) табличные
в) эмоциональные.
Вывод:
Презентации позволяют учителю:
повышать познавательную активность обучающихся.
На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как:
- осознание цели поиска;
- активное воспроизведение ранее изученных знаний;
- интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников;
- самостоятельный поиск.
Это позволит учителю проектировать собственную деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения учащихся к учению.
Подача эталонов для проверки учебных действий (через учебные задания или компьютерные программы), предоставление анализа причин ошибок позволяют постепенно обучать учащихся самоконтролю и самокоррекции учебно-познавательной деятельности, что должно присутствовать на каждом уроке.
Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения.
Использование различных обучающих программ
Основной проблемой, с которой сталкивается учитель при подготовке уроков, является поиск материалов. Источниками демонстрационных материалов могут служить имеющиеся в продаже мультимедийные диски, использование ресурсов Интернет
На своих уроках использую готовые программные продукты на компакт-дисках и ресурсы интернета
Интернет:
Ø Расширяет виды учебной деятельности учащихся (поиск и обработка информации по предмету из Интернета);
Ø Предоставляет возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией;
Ø Дает возможности для профессионального роста;
Ø Открывает творческие возможности для учителя по подбору и использованию дидактического материала;
Примеры использования Интернет-ресурсов для подготовки к урокам.
- Учебно – методический кабинет
http://ped-kopilka.ru/
· разработки к урокам;
· программы по предметам;
· официальные документы.
- Газета «Первое сентября»
http://nsc.1september.ru/
Лучшие публикации. Методические рекомендации, сценарии уроков, примеры тематического планирования по различным учебно-методическим комплектам, сценарии праздников, олимпиады, викторины ...
- Моё образование
http://www.moeobrazovanie.ru/
- Международное сообщество «Я – Учитель!»
http://ya-uchitel.ru/
· Мультимедийные уроки
· Воспитательная работа
· Внеклассная работа по предметам
- Сайт ИНФОУРОК.
http://infourok.ru/
В данном разделе собраны презентации и другие материалы для уроков. Конкурсы, викторины, олимпиады для школьников.
Заключение
Проанализировав свою работу я пришла к выводу, что:
Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:
· усилить образовательные эффекты;
· повысить качество усвоения материала;
· осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
· организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.
Урок с применением ИКТ требует от учителя немалой подготовки методических материалов, зато составленные таблицы, схемы, наглядные пособия могут многократно работать на следующих занятиях. Это помогает улучшить организацию урока, разнообразить его формы, повысить качество контроля знаний учащихся.
Информационные технологии открывают новые возможности для совершенствования учебного процесса, активизируют познавательную деятельность учеников и позволяют организовать самостоятельную и совместную работу учащихся и учителей на более высоком творческом уровне.
К результативности моей работы можно отнести:
· Рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ;
· Повышение уровня использования наглядности на уроке;
· Повышение производительности учебно-воспитательного процесса;
· Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса
Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной.
Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть четко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.