Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК
Оценка 5

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Оценка 5
Исследовательские работы
doc
классное руководство
Взрослым
31.03.2017
Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК
Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК на тему: Славянские куклы - обереги на Белгородчине ( изучение регионального компонента в курсе «История» в рамках самостоятельной работы студентов) Выполнили: Угрюмов С. Курасевич Д. Волчков С. Беспалов А. Руководитель: Панченкова И.И. Белгород,2016 Эту тему мы взяли с ребятами не случайно: любовь к Родине начинается с любви к своей малой Родине. Изучая историю Белгородчины, мы коснулись темы «Традиции и обычаи жителей Земли Белгородской». Истоки духовной культуры нашего народа уходят далеко вглубь веков… Вот, так и родилась идея изучить крестьянский быт, обычаи наших предков. Верования в духов и способы поисков оберегов от их негативного влияния, стали темой нашего исследования. На одном из заседаний клуба, студент группы КИП-21 Угрюмов Сергей провел мастер- класс по изготовлению куклы «АНГЕЛ».Мастер-класс по изготовлению славянских кукол-оберегов
Проектная и творч Ирина Ив..doc
Областное Государственное Автономное Профессиональное Образовательное Учреждение Белгородский строительный колледж    Творческая работа  в форме КТД  членов историко­краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК  на тему:  Славянские куклы ­ обереги на Белгородчине ( изучение регионального компонента в курсе «История» в рамках самостоятельной работы студентов) Выполнили: Угрюмов С. Курасевич Д. Волчков С. Беспалов А. Руководитель: Панченкова И.И. Белгород,2016 Эту тему мы взяли с ребятами не случайно: любовь к Родине начинается с любви к своей малой Родине. Изучая историю Белгородчины, мы коснулись темы «Традиции и обычаи жителей Земли Белгородской». Истоки духовной культуры нашего народа уходят далеко вглубь веков… Вот, так и родилась идея изучить крестьянский быт, обычаи наших предков. Верования в духов и способы поисков оберегов от их негативного влияния, стали темой нашего исследования. На одном из заседаний клуба, студент группы КИП­21 Угрюмов Сергей  провел мастер­ класс по изготовлению куклы «АНГЕЛ». 2 3 В наш век куклы - это, чаще всего, детские игрушки. Но так было не всегда. В древности славяне к ним относились вполне серьезно. Куклы были основными оберегами, каждая из них выполняла свои «обязанности». Большинство отождествлялось с образом женских божеств. Куклу Зернушку почитали за то, что она «отвечала» за хороший урожай. Но вырастить и собрать урожай - это только полдела. Урожай должен обеспечить безбедную жизнь и достаток в доме. Сделать это без куклы Богатьки никак не получится, считали наши предки. В основании своем кукла имела палочку, или столбик, за что ее еще называли Столбушкой. Для полного достатка в доме надо было следить, чтобы кукла на неустойчивом основании падала пореже. Чтобы никто не мешал кукле исполнять свои «обязанности», ее прятали от посторонних глаз. Девица на выданье выставляла у окна куклу Капустку, чтобы женихи не страшились отказа и знали, что в этом доме сватам будут рады. Пышногрудая кукла символизировала мать-кормилицу, в разных местах ее еще называли Кормилкой или Рожаницей. Защитить ребенка от злых духов и успокоить в колыбели была способна кукла Бессоница. Простенькую куклу-оберег мать скручивала из двух лоскутов и подкладывала в люльку ребенка приговаривая при этом: «Сонница- бессоница, не играй мим дитятком, а играй этой куколкой». Куклы наших предков несли в себе доброе начало и были безликими. Никаких глазок, кнопок-носиков и губок бантиком. Кукла с лицом, по мнению славян, обретала душу и могла быть использована для колдовства и наведения порчи. Изготовление куклы было делом сугубо женским. Мужчин не подпускали даже краем глаза взглянуть на процесс. Считалось, что от качества труда хозяйки зависит судьба семьи и рода. Прежде чем приступить к столь ответственной работе женщина настраивалась, читала заговоры. 4 Первую куклу женщина делала примерно в 12-13 лет. По качеству изделия делали вывод о готовности к замужеству. Самые красивые из сделанных собственноручно кукол хранились в сундуке и были частью приданого. Куклы сопровождали наших предков с самого рождения. И даже принимали участие в судьбе еще неродившегося ребенка. За пару недель до родов женщина скручивала куклу Куватку. Ее название имитировало плач ребенка - «куваканье». Кукла была нужна, чтобы согревать люльку для малыша, а с его приходом в наш мир должна была отгонять нечисть. После первых схваток роженицу уводили в баню, где она, стоя на правом колене, читала заговор и наматывала кусочки ткани на маленькие палочки. Пеленашек должно было получиться двенадцать. Каждую именовали по названию болезни, которую желали отвести от младенца. В этом и была главная «работа» пеленашек, которых еще называли лихоманки или трясовицы. Если же обереги плохо справлялись с порученной «работой» мать могла поругать Куватку и пригрозить выставить ее на улицу. Хоть большинство кукол были «женщинами», покровительство ремеслам доверялось мужским куклам. Их держали в мастерских. Сегодня известны, пожалуй, всего три: близнецы Козьма и Демьян, да крестец Андропушко. В наш век пластмассовых барби люди забыли о тряпичных куклах-оберегах… 5 Славянские куклы обереги Славянскими куклами-оберегами не только украшали интерьер или в детстве играли, они всегда были очень сильным помощницами в быту, в социальной и личной жизни наших с вами предков. Куколки делались по случаю народных праздников, например, для масленицы или дня Ивана-Купалы, в качестве подарков или обрядовых символов для отмечания семейных событий, таких как свадьба или рождение ребёнка, а также просто изготавливались в качестве спутниц-хранительниц спокойствия, здоровья, достатка, любви. Представьте себе быт наших предков – ни телевизоров с сериалами, ни Интернета, ни мобильных телефонов, ни офисов, ни аэропортов – вся жизнь строилась на циклах природы, сливаясь в одно целое с календарно- климатическими условиями протекания сельскохозяйственной жизнедеятельности. К различным событиям, таким как новый урожай, уход зимы и другим 6 жизненно-важным этапам года делались обрядовые куколки, и каждая из них наполнялась своим смыслом и имела своё личное предназначение – какая-то куколка сжигалась как символ очищения, а какая-то наоборот, наполнялась крупами и ставилась на видное место, чтоб в дом достаток привлекать. Куколки бывали самые разные, не только из ткани – и из глины делались, и из соломы, даже из золы. Почему у народной куклы нет лица? Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать. Куклы-обереги В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — "рванки"). Ещё до рождения ребёнка делали куколку и укладывали в колыбельку, чтобы кукла "обогрела" её для будущего малыша. Когда малыш появлялся на свет, кукла и тогда не расставалась с ним. Чтобы малыш крепко и спокойно спал, приговаривала мать: "Сонница- бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой". Кукла отвлекала на себя злые духи, оберегая ребёночка. Тряпичную куклу- берегиню, сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя её на замужество. Обереги давали сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу — в дорогу. В крестьянских семьях кукол было много, их не разбрасывали, ими дорожили, их берегли. Крестьяне считали, что чем больше кукол, тем больше в семье 7 счастья. Десятиручка — кукла, предназначенная молодухе (девушке, недавно вышедшей замуж). Такую куклу часто дарили невесте на свадьбу, чтобы она всё успевала, и всё у неё в семье ладилось. Традиционно эту куклу делали из травы, соломы, лыка и красиво оформляли Кукла "Купавка" . На праздник Ивана Купалы делали на крестообразной основе куклу Купавку, наряжали в женские одежды (рубаху, сарафан, пояс). На руки Купавки вешали ленточки — заветные девичьи желания, потом их отправляли плыть по реке. Ленточки, плывущие по реке, забирали с собой несчастья и невзгоды. Кукла-Стригушка была связана с богатым урожаем. Стригушки делали из соломы, лыка, отходов льнопроизводства. Иногда ее одевали, но иногда ее украшали цветными шерстяными нитками. Соломенные куклы, сделанные из первого «именного» снопа, считались священными. В южных губерниях России существовала кукла — оберег жилища, называемая "День и Ночь" (она относится к двуликим или парным куклам). Как правило, её делали под Новый год. Она была изготовлена из тканей темных и светлых тонов. Светлая ткань символизировала день, а темная ткань—ночь. Рано утром, ежедневно её поворачивали светлой стороной (на день), а вечером- темной (на ночь). Говорили: «День прошел, и слава Богу, пусть так же пройдет и ночь». Важным моментом в жизни человека является свадьба. На этот случай существовала специальная обрядовая кукла «Парочка», иногда такую куклу называли «Неразлучники». У женской и мужской фигуры общая рука — символ крепкого брачного союза. Свадебную «Парочку» изготавливали из трех красных лоскутов одного размера. Куклу дарили молодым на свадьбе, закрепленную на полотенце. Когда рождался в молодой семье первый ребенок, полотенцем начинали пользоваться, а куклу давали ребенку или хранили всю жизнь как оберег семьи и брака. 8 Зернушка — кукла, которая символизировала достаток в доме, была своего рода оберегом семьи. Иногда ее называли «зерновка» или «крупеничка». Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы- мешочек, наполненный зерном. Также эту куклу могла делать женщина, чтобы у неё были дети. Эта кукла символизировала достаток, благополучие в семье. Бытовала в районах, где выращивали злаковые культуры. Домашняя Масленица В масленичную неделю такую куклу вывешивали за окно. Это было знаком того, что теща ждала зятя и дочь в гости на блины. Чаще всего таких кукол изготавливали из соломы и лыка. Лицо обтягивали льняной тканью и одевали в традиционный наряд. 9 Такая кукла характерна для жителей Вейделевского района  Белгородской области. Близость к Украине сказалась и на характере людей, населявших раньше  эти земли. Праздники отмечались с размахом и хлебосольностью. Десятиручка Это обрядовая многорукая кукла "Десятиручка". Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки 10 красного цвета, который является обережным. На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д. Традиционно после изготовления она почти сразу же сжигалась. Предлагаем повесить куколку на видное место в комнате, где женщина проводит время в работе. Такую куколку мы нашли в селе Двулучном Валуйского района, в  Доме Ремесел. Спиридон-Солнцеворот Присказка: "Спиридон-Солнцеворот колесо в руках несет". Праздник Спиридона - это праздник зимнего и летнего солнцестояния, праздник нарождающегося или уходящего солнца. Он проходил с участием в обрядах этой куклы. На празднике отправляли обряды, посвященные солнцу. Скатывали с горы колесо и сжигали его вместе с другими 11 символами солнца, приговаривали: "Колесо, гори, катись, с весною красною вернись!". В конце праздника куколку сжигали без одежды, одежду прибирали для следующей куколки. Сжигали со старьем, имеющим круглую форму, будто куколка должна была забрать все старое и негодное от людей и высвободить силы для новой жизни. 25 декабря к Ивану Грозному приходил вестник и сообщал, что день прибавляется. Царь встречал его как дорогого гостя, радовался, обнимал его и давал ему золотой целковый. А 22 июня, когда вестник сообщал, что день убывает, царь гневался и раздавал вестнику и всем, кто попадался под его царскую руку, тумаки и на целый день запирал вестника в темнице. Эту лыковую куклу изготавливали, чтобы вызвать в жизни желаемые перемены. Спиридон поворотом колеса может полностью изменить Вашу жизнь, направив ее в нужную сторону. Спиридона-Солнцеворота по традиции делали из лыка, без иглы, красными нитками. Во время создания куклы используется навивка и узелки – символы мужской и женской энергии, тем самым гармонизируя эти потоки в себе.Хотя Солнцеворот в официальных праздниках не числился, серьезной работы в этот день никто не начинал, разве что хозяйки норовили лишний раз в курятник заглянуть, чтобы из правого рукава кур гречихой прикормить. Говорят, от этого они быстрее и лучше нестись начинали, не забегая в соседние дворы и не «соря» яйцами где попало. А мужики на Спиридона вишневыми веточками запасались, гадая по ним о будущем урожае. Для этого нужно было поставить «вишневый букетик» в воду, разместить его в «переднем» углу и Рождества дожидаться. Если на веточках больше цветов, чем листьев распустится, не будет нужды в плодах садовых, наверняка уродятся они на славу. А если посохнут веточки или листьев на них значительно больше, чем цветов, окажется — на хороший урожай не надеялись, полагая, что его либо выморозит, либо градом побьет. 12 Фигурку Солнцеворота хорошо сделать тем, кому необходимо в наступившем году крепко держать в руках штурвал своей жизни. Женщины могут сделать эту чудесную куклу для близких мужчин. Такая  кукла встречается в селах Алексеевского поселения. Эти куколки изготавливают ребята в Подсереденской средней школе. Коза Коза и медведь - непременные участники святочного рождественского обхода дворов, ряжения, так как эти животные у славян издавна связаны с культом плодородия. Коза была символом жизненной силы, и эту силу она 13 должна была принести хозяину избы и его земле, полю, чтобы лучше родился хлеб. Козу обычно изображал кто-то из парней. На него надевали тулуп, вывернутый мехом наружу, лицо мазали сажей, на голову надевали любую шапку к которой прикрепляли рога из соломы. Парень-"коза" садился верхом на дугу - так его и возили колядовщики из избы в избу. При этом коза плясала, а ее свита пела. В некоторых губерниях бытовала кукла Коза, которая имела те же функции, что и переодетый в козу колядовщик. В ее основе - деревянная крестовина, а морда, рога, борода - из лыка или соломы. Одета была Коза в специальное яркое платье, поверх которого крепились обрядовые предметы: дудочки, шарманки, бубны, подковы в подарок на счастье, колокольчики, бубенцы, деревянные бусы, серьги, мешочки с подарками, венки благополучия с маленькими красными мешочками с зернами злаковых, деревянная колодка в подарок холостяку, как напоминание необходимости жениться. «Козу» мы нашли в пос. Уразово Валуйского района Крупеничка 14 Куколка "Крупеничка" (другие названия "Зернушка", "Горошинка") - это оберег на сытость и достаток в семье (на хозяйственность). Традиционно эту куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Это главная кукла в семье. Первые горсти при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. Зерно в ней символизировало сбереженные силы Кормилицы Земли. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового урожая. Ее наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье. В голодное время брали крупу из куколки и варили из нее кашу. Считалось, что эта каша передает силы Матери Земли. Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живет семья. Если куколка была худа, значит в семье беда… И сегодня эта куколка поможет Вам иметь достаток в доме. Особенно много таких кукол встречается в Грайворонском районе. 15 Кубышка-Травница Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку "Кубышку-Травницу". Подвешивали ее там, где воздух застаивался или над колыбелью ребенка. Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки. Кубышка-Травница до сих пор следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница. Такую куколку мы нашли в селе Двулучном Валуйского района, в  Доме Ремесел. 16 В Двулученском МСДК  Валуйского района есть Дом ремесел, где  руками сельских мастеров изготавливаются эти замечательные  куколки. Они же научили и нас: на выставке наш экспонат.   Коляда 17 С Колядой проходили все рождественские колядки. Эта кукла - символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляла собой дородную женщину, одетую во все новое и нарядное. От ее имени колядующие желали счастья и благополучия. Пели радостные, прославляющие хозяев песни. В некоторых местностях колядки заканчивались возле костра с пожеланиями блага себе и близким и сжиганием Коляды. С ее приходом в доме поселится счастье, мир и согласие между членами семьи. Кукла Коляда изготавливается из спила дерева. В мешочках, подвешенных к поясу, находÿтся хлеб и соль. За пояс заткнут веник, которым Коляда отгоняет нечистую силу. Кукла имеет распространение почти во всех районах Белгородской  области. День и Ночь Кукла, как утверждают жители,  родилась в Борисовском районе, хотя есть сведения, что  приблизительно такие же куклы впервые появились на Орловщине. Куклы "День и Ночь" - куклы-обереги жилища. Куколки оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Днем выставляют вперед светлую, а ночью - темную. Куколка "День" - молодая, живая, подвижная, работящая и веселая. Она - хозяйка дня, и следит, чтобы в будни дни люди работали, трудились, в праздники веселились, пели, плясали, играли, чтобы днем светило солнышко. Куколка 18 следит за жизнью людей при свете дня, оберегает день. Чтобы день не зря прошел, а с толком. Тогда и куколка довольна, и у людей все ладно. Куколка "Ночь" - мудрая, задумчивая, спокойная, она хозяйка ночи. Ночь - волшебница. Она меняет и вещи и людей. Она несет другой мир. Ночью все таинственно. Все привычное без солнечного света становится неузнаваемым. И люди становятся другие. Более откровенные, открытые. Самые душевные разговоры за полночь затягиваются. Но главное, ночью люди спят. Ночь следит, чтобы все угомонились и легли спать, отдыхать от дневных дел, набираться сил. Она дарит сон и оберегает его. Таких куколок делают в селе Брянские Липяги Вейделевского района Колокольчик Кукла Колокольчик - куколка добрых вестей. Родина куколки - Валдай. Оттуда и пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко. У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив. Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие 19 известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение. На территории Белгородчины особенно распространена в  Ракитянском и Вейделевском районах. Капустка Не зря говорят, что в капусте детей находят. Делала эту куколку девушка, когда набирала охоту и силу выходить замуж, продолжать род, рожать детей. Ставила ее на окошко, и парни знали - можно сватов засылать. Такую куклу делали в разных местах России. У вепсов, живущих на Волге, она называется Кормилка, Капустка, а у нас, в Сибири, - Рожаница. Она несет в себе образ матери- кормилицы. Ее большая грудь символизирует способность прокормить всех. Такую куколку мы нашли в Красненском районе. Девка-Баба 20 В народе называют ее Перевертыш, Вертушка. Ее вполне можно назвать куклой кукол, потому что она содержит в себе 2 головы, 4 руки, 2 юбки. Секрет в том, что когда видна одна часть куклы, например, девка, то вторая, баба, скрыта под юбкой; если куклу перевернуть, то баба откроется, а девка скроется. Девка - это красота, птичка, которая улетит из родительского дома, беззаботная, веселая, играет на улице. А баба - хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и семье, она не бежит на улицу, у нее другое состояние. Она больше глядит в себя и оберегает свой дом. Кукла Девка-Баба отражает 2 сущности женщины: она может быть открытой для мира и дарить красоту и радость, и может быть обращена к себе, к будущему ребенку, и беречь покой.  А вот, такой куклы мы не встретили ни в одном районе Белгородской  области. Веснянка 21 Во многих русских сказках встречаются куколки, которым герои доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленькие куклы-помощницы не оставляют в беде своих хозяев. Веснянка - это веселая, задорная кукла, которую делали молодые девушки на приход весны. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета. Таких кукол девушки дарили друг другу. Веснянка является оберегом молодости и красоты. Подарив такую куколку мужчине, Вы желаете ему долго оставаться молодым и жизнерадостным, женщине - всегда быть обаятельной и привлекательной Эти куклы распространены в Старооскольском районе. Солнечный конь 22 Во многих русских сказках встречаются куколки, которым герои доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленькие куклы-помощницы не оставляют в беде своих хозяев. Конь - друг и спутник человека в жизни. Он является проводником человеческих душ в этот мир. В давние времена многое в жизни людей зависело от лошади. Без этого животного не могла обойтись ни посевная, ни поездка, ни свадьба. Всюду человека сопровождал верный конь. С тех времен сохранилось выражение "быть на коне", означающее успех и удачу. Поселите Солнечного коня у Вас дома, и он принесет счастье и удачу. Кукла «Солнечный конь» встретилась нам в Корочанском районе, особенно распространена в селе Бехтеевка. Симеон-Столпник 23 "Симеон-Столпник"Так же имеет название Симеон- Летопроводец, Ромеол-Столпник. C середины 14 века и до 1700 г. 14 сентября на Руси отмечали Новый Год или Новолетие. В это время начиналось бабье лето, чествовали краснеющую рябину, праздновали Рябинкины именины. На этом празднике поздравляли детей и матерей, мужики пили пиво. Проводился обряд похорон мух и тараканов. Этот обряд сам по себе довольно странный и смешной. Его происхождение объясняется тем, что с наступлением осени эти насекомые сами по себе гибли от холода. Для обряда девушки и молодые женщины делали из свеклы и редьки коробки или гробики и хоронили мух, а в щепах хоронили тараканов и притворно плакали, разодетые как можно лучше. Это служило хорошим поводом молодым людям высматривать невест и засылать сватов. По своему содержанию обычай этот несколько напоминает древнее русское почитание Белобога. Он представлялся 24 обыкновенно в окровавленном виде, покрытый весь мухами и насекомыми, и относился вообще к божествам добрым. На площади, где шло гуляние, вкапывали столб, на верхушке которого прочно крепили Симеона-Столпника. Парни состязались в ловкости. Залезали на столб и пробовали снять куклака. Кому это удавалось - доставалось всеобщее уважение и почет. Так же с этим днем связан не менее важный обряд - так называемые "Постриги" и "Сажение на коня" при переходе из младенчества в четвертом году жизни. О нем весьма часто упоминают наши летописи. Ко дню Симеона-Летопроводца заканчивались основные полевые работы и начиналась пора свадеб. Кукла Симеон делалась к уборке урожая. В его руках цеп для молотьбы. Симеон добавляет мужчинам силы. Толстушка-Костромушка Толстушка-Костромушка (Женская суть) - это оберег от одиночества. Его задачей было вернуть плодородие женщине, приманить душу ребенка. Если в течение года после замужества женщина не беременела, делали куколку и выставляли ее на видное со стороны дверей место. Шила ее родственница по женской линии: сестра, крестная, мать или бабушка. Когда в доме появлялся ребенок, куколку уносили на женскую половину и прятали. 25 Толстушка-Костромушка несла в себе образ девочки, в которой сочеталось одновременно несколько возрастов: 8- 9 лет - девочка-нянька, 10-12 лет - девочка-подросток. От няньки у куколки пухлые щечки, фигура, а от подростка - формирующаяся грудь. С одной стороны, она и водиться умеет, с другой, может быть советчицей своим младшим сестрам и братьям. Она как-будто говорит: "Все у меня хорошо, вот только братика или сестренки мне не хватает!". Вепсская кукла Россия - огромная многонациональная страна. Около ста пятидесяти народов живут на её необъятных просторах. С давних времён за границами России повелось считать русскими всех, кто принял православие и подчинился власти московских князей. И по праву в ряд традиционных русских кукол ставят вепсскую куклу, сохранившую имя создавшего её народа. Сегодня вепсы – небольшая народность, проживающая на территории Карелии, Ленинградской и Вологодской областей, сохранившая свои традиции и обряды, многие из которых сходны с севернорусскими. Вепсская кукла - это образ замужней женщины. Детали куклы не сшиваются между собой. Её делают из обрывков изношенной одежды, из них же выдёргивают нити для путанки и связывания деталей куклы. 26 Кувадки Сегодня мало кому известен обряд «кувады». В середине 19 века он, как полустёршийся след дремучей старины, ещё существовал в Орловской и Костромской губерниях. В верованиях наших предков зарождение новой жизни воспринималось как милость и расположение божественных сил. С другой стороны, сам процесс рождения связывался с чем-то греховным и нечистым. В родовых муках виделось вмешательство злобных сил, терзающих беззащитную роженицу и младенца. Мужчине, отцу ребёнка, отводилась активная роль. Он присутствовал при рождении ребёнка и обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические обрядовые действия. Эти обряды называются «кувада»: в предбанник выставлялось лукошко с куриными яйцами. Мужчина садился на лукошко, делая вид, что высиживает яйца (по поверьям, яйцо являлось первоосновой жизни). Громкими 27 неистовыми воплями, подражая крикам роженицы, мужчина выманивал злых духов в предбанник. Чтобы обманутые и разозлённые духи не вернулись к роженице, в предбаннике развешивались обрядовые куклы. Верили, что в эти первые попавшиеся на глаза неодушевлённые образы людей и вселялись злые духи. Самого младенца прятали в чулане, а мужчине подкладывали спелёнутую куклу. После родов куклы сжигались во время обряда очищения. К концу 19 века истоки древнего обряда были окончательно утрачены и забыты, а куклы остались. Но направленность их магического действия изменилась: теперь они вывешивались над колыбелью после крещения младенца, всё также оберегая его от неисчислимых козней злых духов. В некоторых губерниях за две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу- оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца.Обычно в кроватке бывает от 3 до 5 куколок из разноцветной ткани. Яркие и весёлые, они заменяли погремушки. Кукла «Кувадка» распространена повсеместно на территории Белгородской области. Пеленашка 28 В старинной русской деревне крестьяне считали, что злые духи стараются всячески навредить беззащитным людям. Чтобы сбить злых духов с толку, спелёнутую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребёнка, чтобы принимать на себя все напасти, угрожавшие незащищённому крестом чаду. Только после крещения, которым за младенцем утверждается статус человека, кукла убиралась из колыбели. Куклу хранили в доме наравне с крестильной рубахой ребёнка. В этой кукле воспроизводились особенности мироощущения русских крестьян. Считалось, что ограничение движения сделает ребёнка незаметным для злых духов, поэтому почти весь первый год жизни младенец проводил в колыбели плотно спелёнутый. В основе правил изготовления куклы Пеленашки лежит традиционное понимание мироздания крестьянами. В ней простейшими приёмами изготовления воспроизводили основные признаки человеческого подобия: тело, голову и центр жизненной силы, который, по поверьям, располагается в районе пупа. Куклу изготавливали из куска ношеной домотканой одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших её рук. Считалось, что с родным, домашним материалом кукле передаётся частичка жизненной силы. Пеленашка, или кукла-младенчик, имеет обереговую конструкцию. Кукла даётся в ручку ребёнка в качестве естественного массажёра, а также при приходе гостей вставляется в складочки платочка ребёнка и тогда гости, чтоб не «сглазить» ребёнка, говорили про куклу: «Ой, до чего куклёнок-то хорош!» Рождение ребенка было опасным как для него самого, так и для матери. Считалось, что злые духи стараются всячески навредить беззащитным людям. Чтобы обмануть нечистую силу, совершались многочисленные родильные обряды. Сразу же после рождения мальчиков заворачивали в нестираные рубахи их отцов, а девочек— в поневы матери. Таким образом со старыми вещами старались передать младенцам часть жизненных сил родителей. 29 Затем ребенка прятали в хлеву или в чулане. Роженицу переодевали в одежду мужа, а сам он переодевался в платье жены и занимал ее место в постели. В постель к стонущему мужу подкладывали спеленутую куклу. Считалось, что так можно отвести опасность от роженицы и новорожденного. Обрядами сопровождалось не только рождение детей. Магией старались обеспечить и зачатие ребенка. Так, в некоторых местностях во время свадьбы после переезда невесты в дом жениха непременно на колени новобрачной клали спеленутую куклу. Считалось, что после этого к молодой жене приходит материнская сила. Чтобы сбить злых духов с толку, спеленутую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребенка, чтобы принимать на себя все напасти, угрожавшие не защищенному крестом чаду. Только после крещения, которым за младенцем утверждался статус человека, кукла убиралась из колыбели. Куклу хранили в доме наравне с крестильной рубахой ребенка. Кукла «Пеленашка» распространена повсеместно на территории  Белгородской области. Кукла Московка 30 Другое название куклы «Седьмая Я» (семья). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу или прикрученных поясом. История куклы уходит во времена образования московского княжества, которое присоединяло к себе новые земли. Москва - мать, новое княжество – новый ребёнок. В кукле этот исторический процесс остановился на числе 6. Эта кукла – символ материнской заботы и любви. 31 Подорожница Эта маленькая кукла, которая называется Подорожница - верный хранитель в дорогу и дарится тому, кто уезжает путешествовать. Ростом она всего 5-6 сантиметров. Сумку не утяжелит, но всегда напомнит о своем Родном очаге или интересной поездке. В своем мешочке она несет или горсть земли, или немного золы и еще можно добавить туда кусочек хлебушка или зернышко, чтобы путник был сыт. Можно написать (а лучше выучить ) обережный заговор , как известно слово помогает. Перекрестясь, благословясь, Пойду из дома за ворота, В ту сторону, куда охота. С пути-дороги не собьюсь И с бедою не столкнусь. Зло подальше обойду, 32 А добро везде найду. Не споткнусь, не расшибусь, В дом с удачею вернусь!» Свадебная кукла по мотивам народной куклы Мурашенская парочка Важным событием в жизни наших предков являлась свадьба. Это событие было значимо не только для одной семьи, но и для всей общины, рода, поскольку следствием свадьбы являлось зарождение новой жизни. Незадолго до свадьбы, подруги невесты готовили обереговую обрядовую свадебную куклу, которая удивительна по своей сути с точки зрения содержания. Жених и невеста, будущие муж и жена опоясаны одним поясом - нитью жизни. Кукла должна была отвлечь от молодых людей любой негатив и защитить будущих 33 супругов.При изготовлении такой куклы девушками читались определенные заговоры на счастливую супружескую жизнь и плодовитость жениха и невесты. Считалось, что чем искреннее пожелания, тем быстрее сами подружки невесты выйдут замуж и их семейная жизнь будет счастливой. На удачное замужество Куколка помогает удачно найти мужа."Муж голова, а жена шея". Куда шея повернет, туда голова и смотреть будет. Видимо поэтому в кукле На удачное замужество основной акцент делается на шею. Шею украшают красивые разноцветные воротники, но не просто так – на каждый воротник загадывают желаемые качества будущего мужа, которые хотели бы видеть в нем в дальнейшей супружеской жизни. 34 На переднике вышит знак Огневица- сжигающий женские болезни. Эта куколка широко известна в Белгородском районе. Неразлучники Кукла Неразлучники символ и оберег крепкого союза, поэтому делается как бы на одной руке, идти по жизни рука об руку, были вместе в радости и беде.В настоящее время традиция сохранилась. Теперь, как и сотни лет назад, можно сделать кукол своими руками и подарить от 35 чистого сердца с пожеланием никогда не разлучаться. Эти куклы были очень символичны – женское и мужское начало соединялись в неразрывное целое. «Неразлучники» часто встречаются а Прохоровском районе. Сороки (Жаворонки) На Жаворонки день зима кончается, весна начинается. Существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетаютсорок разных птиц, и первая из них — жаворонок. На Жаворонки обычно пекли «жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на 36 пригорки или насаживали птичек на шесты, на палки плетня и, сбившись в кучу, что есть силы кричали: «Жаворонки, прилетите, Студену зиму унесите, Теплу весну принесите: Зима нам надоела, Весь хлеб у нас поела!» В этот день можно сделать куклу Сороку .Если хотите придать кукле Сороке особую силу, ее стоит заговорить. Возьмите при этом Сороку в левую руку чтобы большой иуказательный пальцы лежали под ее крыльями. Покачивайте рукой так, как будто Сорока скачет и помахивает крыльями. Разверните ее «лицом» от себя и произносите заговор от ее имени. «Гад, гад, земля горит, тебя спалит, и я горю, тебя спалю! Гад, гад, вода горит, тебя спалит, и я горю, тебя спалю! Гад, гад, камень горит, тебя спалит, и я горю, тебя спалю! Хоть ты водяной, хоть ты ветряный, хоть ты насланный, хоть ты бегучий, хоть ты летучий. Хоть ты встретил на дороге, хоть на пороге. Хоть из вихря, хоть из очей, хоть из уроков, хоть из смеху, хоть из страху. Хоть ты мужское, хоть ты юношеское, хоть женское, хоть девичье. Хоть ты наслано, хоть ты наспано, хоть ты из печи, хоть из еды, хоть во сне, хоть в плаче. Хоть из ходьбы, хоть из воды, хоть из ветру. Вороны – сороки, хватайте уроки (имя). Несите, сороки, по темным лесам, по густым кустам. На лозе зацепись, по траве покатись, в воде утопись, на шиповнике наколись. Откуда он взялся, чтоб туда он и подделся. Аминь!» Пришейте ей на переносице глазки – бусинки. Теперь Сорока будет за вами присматривать. Она сможет не только приносить полезные известия, но и уносить ненужную информацию, которую вы, словно вирус подцепили где-нибудь. 37 Ребята из клуба «Истоки» на мастер-классе по изготовлению славянских кукол-оберегов в Государственном музее народной культуры г. Белгорода 38

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа в форме КТД членов историко-краеведческого клуба «Истоки» отделения ПКР ОГАПОУ БСК

Творческая работа  в форме КТД  членов историко-краеведческого  клуба «Истоки»  отделения ПКР ОГАПОУ БСК
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017