Методический материал к уроку по творчеству В. М. Шукшина. Рассказ "Горе". (литература, 7 класс)
Оценка 4.7

Методический материал к уроку по творчеству В. М. Шукшина. Рассказ "Горе". (литература, 7 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
7 кл—8 кл
29.11.2018
Методический материал к уроку по творчеству В. М. Шукшина. Рассказ "Горе". (литература, 7 класс)
Данный материал поможет учителю провести эффективно и интересно урок при изучении творчества В. М. Шукшина по рассказу "Горе". Урок рассчитан на обучающихся средней возрастной группы седьмых- восьмых классов. Урок позволит развить в детях умение сопереживать и понимание важности стать самому поддержкой для человека, нуждающегося в утешении, так как это может каждый.
Горе1.doc
Мы, живущие на Алтае, гордимся, что на нашей малой родине, жил и творил великий писатель Василий Макарович Шукшин. Читать его   рассказы   интересны   людям   всех   возрастов.   Но   особое,   сильное впечатление производит на школьников рассказ «Горе». Горе.   Иначе   ­   великая   печаль,   скорбь,   связанная   со   смертью любимого,   родного,   самого   близкого   человека.   К   сожалению,   это несчастье   врывается   в   жизнь   человека   совсем   неожиданно,   пронзает болью и затмевает собою всё. Так случилось и в жизни деда Нечая. Три дня назад у него умерла жена. Дети живут далеко и не приехали. И вот он,   «маленький,  худой,  в   длинной   холщовой   рубахе»,   лунной   летней ночью «на задах огородов», плача горько, «завыл как­то, как­то застонал протяжно: «Э­э­э.. у­у... Ушла? А не подумала: куда я теперь? Хошь бы сказала: я бы доктора из города привёз... вылечиваются люди. А то ни слова, ни полслова – вытянулась». Человек перед навалившимся на него огромным горем чувствует себя безутешным и таким одиноким, что не знает «куда приткнуться», «прям хоть петлю накидывай». И невольным свидетелем невыразимой скорби, страдания соседа деда   Нечая   становится   двенадцатилетний   мальчишка,   сверстник семиклассников, Вася Шукшин. Он сидел в огороде, обхватив руками колени,   и   «упорно,   до   слёз   смотрел   на   луну,   а   сердце   замирало   от необъяснимой,   тайной   радости»,   но   «горе   старика   заслонило прекрасный   мир».   Мальчик   кинулся   к   своему   родному   дедушке   за помощью. Можно   ли   чем­то   помочь   человеку   в   такие   минуты?   Может, просто пройти мимо, ведь ничего уже не изменить? Ну что тут можно сделать? Оказывается, можно что­то сделать: можно помочь. Мудрость Священного Писания учит: «Плачьте с плачущими». Именно так ведёт себя мальчик: «Я смотрел сзади на него, маленького, убитого горем, и тоже плакал... Жалко было дедушку Нечая». Жалко было и деду мальчика, потому и не остался равнодушным к горю   соседа.   Нашёл   нужные   слова   утешения,   хотя   и   очень   простые, сдержанные, как и сами эти деревенские люди: «Кому же легко родного человека в землю зарывать? Дак если бы все ложились с ими рядом от горя,  што   было   бы?  Мне   уж   теперь   сколько   раз   надо   бы   ложиться? Терпи. Скрепись и терпи. Конечно, жалко… кто говорит. Но вить ничем теперь не поможешь. Изведёшься, и всё… Терпи». А потом дед оставил Нечая ночевать у себя и лёг с ним на полу, укрывшись одним тулупом. И дети понимают, что это, как мама, когда им плохо, когда болеют, она ложится рядом, прижимает  к себе, и сразу становится легче. Потом мама что­нибудь рассказывает, и даже боль отступает. Дедушка тоже рассказал Нечаю случай из военной жизни о гибели молодого сына Игринева, показав утрату более трагическую, чем естественная смерть пожилого человека. Разделённая боль становится легче. Легче стало и деду Нечаю. Он уже отвлёкся от своей скорби и сочувствует горю другого человека. Этот рассказ глубоко затрагивает душу и многому научит. Это заставляет задуматься о том, каким должен быть человек. Прежде всего он учит быть добрым и отзывчивым, как дедушка, как мальчик в этом рассказе. Эти герои запомнятся навсегда, потому что помогают понять, что нет ничего более важного, чем прийти человеку на помощь в нужную минуту,   в   минуту   горя.   А   ещё   становиться   понятным,   что   самое драгоценное, что  есть  у человека,­   это  жизнь.  Пока есть  жизнь,  есть радость. Она вернётся к деду Нечаю. Ведь хороший человек, пройдя через страдание, не ожесточается, и его сердце ещё больше отзывается на боль другого. А дедушка Нечай ­ хороший человек.

Методический материал к уроку по творчеству В. М. Шукшина. Рассказ "Горе". (литература, 7 класс)

Методический материал к уроку по творчеству В. М. Шукшина. Рассказ "Горе". (литература, 7 класс)

Методический материал к уроку по творчеству В. М. Шукшина. Рассказ "Горе". (литература, 7 класс)

Методический материал к уроку по творчеству В. М. Шукшина. Рассказ "Горе". (литература, 7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2018