Вводная часть
В Законе Российской Федерации «Об образовании» говорится что «содержание образования должно обеспечивать…формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний…картины мира; формирование человека и гражданина, нацеленного на совершенствование современного общества.»
В развитии целостного мышления мира помогает межпредметная интеграция при проведении занятий по основам безопасности жизнедеятельности в школе.
Тенденция межпредметной интеграции в системе образования является важнейшей и перспективной особенностью развития современной педагогической теории и практики.
Курс ОБЖ способен решить задачу, которую не решала до этого ни одна учебная дисциплина , а именно : преодолеть фрагментарное базовое знание через объединение физики, химии, биологии, географии, истории, экологии в единый смысловой блок, объясняющий ученику , зачем нужны эти знания и как ими пользоваться.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа № 56 им. А.С. Пушкина»
Преподавательорганизатор ОБЖ высшей категории ДЕГТЯРЁВ А.И.
Межпредметная интеграция на уроках ОБЖ в учебновоспитательном
процессе
Вводная часть
В Законе Российской Федерации «Об образовании» говорится что
«содержание образования должно обеспечивать…формирование у
обучающихся адекватной современному уровню знаний…картины мира;
формирование человека и гражданина, нацеленного на
совершенствование современного общества.»
В развитии целостного мышления мира помогает межпредметная
интеграция при проведении занятий по основам безопасности
жизнедеятельности в школе.Тенденция межпредметной интеграции в системе образования является
важнейшей и перспективной особенностью развития современной
педагогической теории и практики.
Курс ОБЖ способен решить задачу, которую не решала до этого ни одна
учебная дисциплина , а именно : преодолеть фрагментарное базовое знание
через объединение физики, химии, биологии, географии, истории, экологии в
единый смысловой блок, объясняющий ученику , зачем нужны эти знания и
как ими пользоваться.
ОБЖ интегративная дисциплина . Её основы формируются исходя из
её комплексной сущности , возникшей на стыке естественных ,общественных
и технических дисциплин; она изучает закономерности и механизмы защиты
человека и общества.
При этом ОБЖ не ставит своей целью взять часть материала из этих
предметов. Наоборот, ОБЖ даёт новое видение явлений, изучаемых
биологией , физикой, химией, экологией , указывает на объективно
существующие законы и тем самым делает интегрированные знания учащихся
более глубокими и практичными.
Межпредметная интеграция на уроках ОБЖ
Свою цель я видел в создании такой модели обучения , которая бы
вооружила учащихся необходимым междисциплинарным и прогностическим
мышлением с целью предотвращения небезопасного воздействия человека на
природу. Эта модель представляет собой систему знаний курса ОБЖ ,
интегрированных с естественнонаучными и гуманитарными знаниями в сферу
жизненных ценностей человека для формирования ноосферного
мировоззрения и ликвидации неграмотности в области обеспечения
безопасности.
Главными целями данного проекта я считаю :
1. Воспитание ответственности за собственные решения и поступки.
2. Прогнозирование последствий этих решений и поступков на состояние
природы и общества.
3. Понимание того, что законы природы приоритетны, а любое разрушение
природных и культурных ценностей безнравственно
Интегративное обучение.Интегративный принцип курса ОБЖ, представляется мне опирающимся
на два модуля :
модуль 1 теоретический, направленный на получение фундаментальных
знаний в области ОБЖ , а также знаний гуманитарных и естественных наук.
Здесь акцент необходимо сделать на осознании взаимосвязи , в зависимости и
неразрывности процессов , происходящих в обществе , биосфере и Вселенной;
модуль 2 – практический , состоит из интерактивных знаний :
Ситуационные ролевые игры , дискуссии. Цель этого модуля
закрепление знаний, полученных в первом модуле , приобретение навыков
корпоративной и личностной культуры , умений , опыта . Сюда следует
отнести , например: навыки командной работы,
групповой дискуссии, прогнозирования последствий принятых решений.
Основа модуля 1 опирается на принципы междисциплинарности,
действенности.
Принцип междисциплинарности позволяет учащимся представить
целостную картину мира. Без умения объединять знания разных наук не могут
быть решены многие проблемные ситуации. Наилучший способ объединить
знания это опыт решения какойлибо проблемы . Вот почему проблемный
подход в обучении может быть использован как метод интеграции
междисциплинарных знаний и человеческих ценностей.
Принцип действенности состоит в том , что знания, полученные на
уроках ОБЖ , могут быть применимы на практике.
Модуль 2 базируется на холистичности, гуманизации обучения и
сочетании индивидуальной и групповой работы.
Как отмечают психофизиологи, кризис цивилизации ХХ и ХХI века это
кризис левополушарного типа мышления, то есть мышления,
ориентированного на точные науки .
Холистичность подразумевает опору на оба полушария головного мозга .
Суть заключается в сбалансированном использовании методов и форм урока,
требующих интеграции способов познания (эмоционального , образного ,
интуитивного).Гуманизация обучения заключается в замене объективного отношения к
ученику субъективным. Для этого я выбрал личностноориентированный
подход в обучении.
Сочетание индивидуальной и групповой работы позволяет проверить
знания ученика. Кроме того, этот подход имеет преимущества , которые несет
в себе всякая совместная работа в группе.
Очень часто при работе в команде формируется положительная Я –
концепция. Выявляются лидеры в разных областях знаний (принцип
междисциплинарности способствует этому ) лица, генерирующие идеи , и
организационные лидеры. Школьники учатся друг у друга, а не только у
преподавателя. Кроме того, умение работать в группе вырабатывает
цивилизованную манеру общения, терпимости к чужому мнению, а это
облегчает в будущем работу в коллективе.Схема интегративного обучения показана на рисунке.
В целом занятия по интегрированному обучению представляют собой
познания через игру, ситуационную работу, где используются разные
источники информации. Это обучение во взаимодействии, в общении с
учителем и друг с другом. Понимание и запоминание происходитодновременно в ходе учебного занятия и в процессе размышления. Это
созидательная работа и развивает творческое мышление.
Преимущество интегративной модели обучения заключается в том, что она
развивает системное, ассоциативное мышление, интегрирует ОБЖ в систему
жизненно необходимых знаний; даёт представление о путях решения и
предотвращения опасных ситуаций; способствует выработке ситуационного
опыта. И – что не менее важно – объективно поднимает престиж науки ОБЖ.
Одной из форм использования модуля интегративного обучения может
служить интегрированный урок, когда тема раскрывается педагогами –
предметниками (двумя или тремя), которые попеременно ведут урок ; при
этом у каждого своя манера, свой темперамент, и это позволяет поддерживать
на высоком уровне даже непроизвольное внимание и интерес со стороны
учащихся в течение всего урока.
Межпредметные связи при изучении КУРСА ОБЖ
При объяснении материала по основам безопасности жизнедеятельности
(ОБЖ) и иллюстрации его примерами всегда приходится ссылаться на
сведения из разных наук.
В продолжении разговора о межпредметных связях в учебном процессе
хочу поделиться опытом проведения интегрированных уроков ОБЖ в нашей
школе .
Чтобы урок по ОБЖ был полезным, убедительным и запоминающимся,
можно использовать не только традиционные, но и другие, нестандартные
формы его проведения с привлечением специалистов из разных областей
знаний. Такими специалистами вполне могут быть школьные медицинские
работники и учителя предметники. А чтобы учащиеся не были пассивными
слушателями, следует привлекать к проведению урока и самих школьников.
Организация интегрированного урока может быть разной : это может быть
семинар, урок лекция, урок –конференция, обобщающеповторительный
урок и др.
При организации интегрированных уроков большое внимание следует
уделять подготовке учащихся, т.к. это активизирует их познавательную
деятельность, мобилизует умственные способности, прививает навыки
научной и исследовательской работы. На разных этапах коллективногорешения задач урока могут иметь успех учащиеся с разными познавательными
способностями. Принимая участие в групповой работе, не очень способные
учащиеся тоже могут проявить себя, показав, допустим, свою практичность и
исполнительность.
Какие же дидактические требования я пытаюсь предъявить к
межпредметному уроку?
1. Межпредметный урок должен иметь четко сформулированную
образовательную задачу, для решения которой необходимо привлечение
знаний из других предметов.
2. На таком уроке следует обеспечить высокую активность учащихся . У
них должен возбуждаться интерес к познаванию связей между
информацией из разных предметов.
Это достигается:
выполнением практических, самостоятельных работ
межпредметного содержания: например, можно заблаговременно
выдать домашнее задание.
Решением вычислительных задач межпредметного содержания.
Использованием наглядных пособий из других предметов,
дополнительной научной и научно популярной литературой,
раскрывающих достижения современной науки , и др.
Межпредметный урок должен быть нацелен на обобщения отдельных
разделов учебного материала сложных курсов.
Заключение
Наиболее удачной формой изучения ОБЖ оказались уроки, охватывающие
целые разделы школьной программы. Кроме учителей предметников и
работников школы в проведении уроков принимают участие и приглашенные
специалисты
Используемая литература.
1. Журнал. «Основы безопасности жизни» №92010г.
2. Журнал. «Основы б/п жизни» №112011г.
3. Журнал. «Основы б/п жизни» №12012 г.