Методический материал. Межпредметная интеграция на уроках ОБЖ в учебно-воспитательном процессе

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 10.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Вводная часть В Законе Российской Федерации «Об образовании» говорится что «содержание образования должно обеспечивать…формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний…картины мира; формирование человека и гражданина, нацеленного на совершенствование современного общества.» В развитии целостного мышления мира помогает межпредметная интеграция при проведении занятий по основам безопасности жизнедеятельности в школе. Тенденция межпредметной интеграции в системе образования является важнейшей и перспективной особенностью развития современной педагогической теории и практики. Курс ОБЖ способен решить задачу, которую не решала до этого ни одна учебная дисциплина , а именно : преодолеть фрагментарное базовое знание через объединение физики, химии, биологии, географии, истории, экологии в единый смысловой блок, объясняющий ученику , зачем нужны эти знания и как ими пользоваться.
Иконка файла материала Межпредметная интеграция на уроках ОБЖ.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                     г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа № 56 им. А.С. Пушкина»       Преподаватель­организатор ОБЖ высшей категории ДЕГТЯРЁВ А.И. Межпредметная интеграция на уроках ОБЖ в учебно­воспитательном  процессе                               Вводная часть        В Законе Российской Федерации «Об образовании» говорится что  «содержание образования должно обеспечивать…формирование у  обучающихся адекватной современному уровню знаний…картины мира;  формирование человека и гражданина, нацеленного на  совершенствование современного общества.»       В развитии целостного мышления мира помогает межпредметная  интеграция при проведении занятий по основам безопасности  жизнедеятельности в школе.Тенденция межпредметной интеграции в системе образования является  важнейшей и  перспективной особенностью  развития современной  педагогической теории и практики.       Курс ОБЖ способен решить задачу, которую не решала до этого ни одна  учебная дисциплина , а именно : преодолеть фрагментарное базовое знание  через объединение физики, химии, биологии, географии, истории, экологии в  единый смысловой блок, объясняющий ученику , зачем нужны эти знания и  как ими пользоваться.       ОБЖ ­ интегративная дисциплина . Её основы формируются исходя из  её комплексной сущности , возникшей на стыке естественных ,общественных  и технических дисциплин; она изучает закономерности и механизмы защиты  человека и общества. При этом ОБЖ не ставит своей целью взять часть материала из этих  предметов. Наоборот, ОБЖ даёт новое видение явлений, изучаемых  биологией , физикой, химией, экологией , указывает на объективно  существующие законы и тем самым делает интегрированные знания учащихся  более глубокими и практичными.              Межпредметная интеграция на уроках ОБЖ        Свою цель я видел в создании такой модели обучения , которая бы  вооружила учащихся необходимым междисциплинарным и прогностическим  мышлением с целью предотвращения небезопасного воздействия человека на  природу. Эта модель представляет собой систему знаний курса ОБЖ ,  интегрированных с естественнонаучными и гуманитарными знаниями в сферу  жизненных ценностей человека для формирования ноосферного  мировоззрения и ликвидации неграмотности в области обеспечения  безопасности.               Главными целями данного проекта я считаю : 1. Воспитание ответственности за собственные решения и поступки. 2. Прогнозирование последствий этих решений и поступков на состояние  природы и общества. 3. Понимание того, что законы природы приоритетны, а любое разрушение природных и культурных ценностей безнравственно                      Интегративное обучение.Интегративный принцип курса ОБЖ,  представляется мне опирающимся  на два модуля :      модуль 1 ­ теоретический, направленный на получение фундаментальных  знаний в области ОБЖ , а также знаний гуманитарных и естественных наук.   Здесь акцент необходимо сделать на осознании взаимосвязи , в зависимости и  неразрывности процессов , происходящих в обществе , биосфере и Вселенной;       модуль 2 – практический , состоит из интерактивных знаний :        Ситуационные ролевые игры , дискуссии. Цель этого модуля ­  закрепление знаний, полученных в первом модуле , приобретение навыков  корпоративной и личностной культуры , умений , опыта . Сюда следует  отнести , например: навыки командной работы, групповой дискуссии, прогнозирования последствий принятых решений.  Основа модуля 1 опирается на принципы междисциплинарности,  действенности.        Принцип междисциплинарности позволяет учащимся представить  целостную картину мира. Без умения объединять знания разных наук не могут быть решены многие проблемные ситуации. Наилучший способ объединить  знания ­ это опыт решения какой­либо проблемы . Вот почему проблемный  подход  в обучении может быть использован как метод интеграции  междисциплинарных знаний и человеческих ценностей.        Принцип действенности состоит в том , что знания, полученные на  уроках ОБЖ , могут быть применимы на практике. Модуль 2 базируется на холистичности, гуманизации обучения       и  сочетании индивидуальной и групповой работы.       Как отмечают психофизиологи, кризис цивилизации ХХ и ХХI века ­ это  кризис левополушарного типа мышления, то ­ есть мышления,  ориентированного на точные науки .       Холистичность подразумевает опору на оба полушария головного мозга .  Суть заключается в сбалансированном использовании методов и форм урока,  требующих интеграции способов познания (эмоционального , образного ,  интуитивного).Гуманизация обучения заключается в замене объективного отношения к  ученику субъективным. Для этого я выбрал личностно­ориентированный  подход в обучении.       Сочетание индивидуальной и групповой работы позволяет проверить  знания ученика. Кроме того, этот подход имеет преимущества , которые несет в себе всякая совместная работа в группе.       Очень часто при работе в команде формируется положительная Я –  концепция. Выявляются лидеры в разных областях знаний (принцип  междисциплинарности способствует этому ) ­ лица, генерирующие идеи , и  организационные лидеры. Школьники учатся друг у друга, а не только у  преподавателя. Кроме того, умение работать в группе вырабатывает  цивилизованную манеру общения, терпимости к чужому мнению, а это  облегчает в будущем  работу в коллективе.Схема интегративного обучения показана на рисунке. В целом занятия по интегрированному обучению представляют собой  познания через игру, ситуационную работу, где используются разные  источники информации. Это обучение во взаимодействии, в общении с  учителем и друг с другом. Понимание и запоминание происходитодновременно в ходе учебного занятия и в процессе размышления.             Это  созидательная работа и развивает творческое мышление.    Преимущество интегративной модели обучения заключается в том, что она  развивает системное, ассоциативное мышление, интегрирует ОБЖ в систему  жизненно необходимых знаний; даёт представление о путях решения и  предотвращения опасных ситуаций; способствует выработке ситуационного  опыта. И – что не менее важно – объективно поднимает престиж науки ОБЖ.      Одной из форм использования модуля интегративного обучения может  служить интегрированный урок, когда тема раскрывается педагогами –  предметниками (двумя или тремя), которые попеременно ведут урок ; при  этом у каждого своя манера, свой темперамент, и это позволяет поддерживать на высоком уровне даже непроизвольное внимание и интерес со стороны  учащихся в течение всего урока.           Межпредметные связи при изучении  КУРСА ОБЖ      При объяснении материала по основам безопасности жизнедеятельности  (ОБЖ) и иллюстрации его примерами всегда приходится ссылаться на  сведения из разных наук.      В продолжении разговора о межпредметных связях в учебном процессе  хочу поделиться опытом проведения интегрированных уроков ОБЖ в нашей  школе .     Чтобы урок по ОБЖ был полезным, убедительным и запоминающимся,  можно использовать не только традиционные, но и другие, нестандартные  формы его проведения с привлечением специалистов из разных областей  знаний. Такими специалистами вполне могут быть школьные медицинские  работники и учителя ­ предметники. А чтобы учащиеся не были пассивными  слушателями, следует привлекать к проведению урока и самих школьников.  Организация интегрированного урока может быть разной : это может быть  семинар, урок ­ лекция, урок –конференция, обобщающе­повторительный  урок и др.        При организации интегрированных уроков большое внимание следует  уделять подготовке учащихся, т.к. это активизирует их познавательную  деятельность, мобилизует умственные способности, прививает навыки  научной и исследовательской работы. На разных этапах коллективногорешения задач урока могут иметь успех учащиеся с разными познавательными способностями. Принимая участие в групповой работе, не очень способные  учащиеся тоже могут проявить себя, показав, допустим, свою практичность и  исполнительность.       Какие же дидактические требования я пытаюсь предъявить к  межпредметному уроку? 1. Межпредметный урок должен иметь четко сформулированную  образовательную задачу, для решения которой необходимо привлечение знаний из других предметов. 2. На таком уроке следует обеспечить высокую активность учащихся .    У них должен возбуждаться интерес к познаванию связей между  информацией из разных предметов.         Это достигается:   выполнением практических, самостоятельных работ  межпредметного содержания: например, можно заблаговременно  выдать домашнее задание.  Решением вычислительных задач межпредметного содержания.  Использованием наглядных пособий из других предметов,  дополнительной научной и научно­ популярной литературой,  раскрывающих достижения современной науки , и др.  Межпредметный урок должен быть нацелен на обобщения отдельных разделов учебного материала сложных курсов. Заключение     Наиболее удачной формой изучения ОБЖ оказались уроки, охватывающие  целые разделы школьной программы. Кроме учителей ­ предметников и  работников школы в  проведении уроков принимают участие и приглашенные  специалисты                   Используемая литература. 1. Журнал. «Основы безопасности жизни» №9­2010г. 2. Журнал. «Основы б/п жизни» №11­2011г. 3. Журнал. «Основы б/п жизни» №1­2012 г.