МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА КАК ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ»

  • Лекции
  • Раздаточные материалы
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 08.08.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый методический материал представляет собой тематическую подборку информации для проведения занятий по предметам по выбору, для элективных курсов, внеклассных мероприятий, предметных декадников по предметам естественнонаучного цикла, в том числе и географии. Также материал вполне успешно может быть использован для подготовки сообщений, докладов, рефератов по соответствующей теме.
Иконка файла материала карта источник знаний.docx
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА КАК ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ» 1. Географическая карта – основной источник знаний. При решении разнообразных учебных и практических задач по географии в школе и в жизни главным и ничем не заменимым источником знаний была и остается географическая карта. Преимущество карты как источника знаний заключается в том, что она содержит информацию не только о самом главном, существенном   в   объектах,   явлениях,   но   и   как   наглядное   пособие   дает представления   об   их   пространственном   размещении,   о   пространственных связях, об особенностях большой территории в целом. По картам одной и той же   территории,   но   составленным   в   разное   время,   можно   определить закономерности ее изменения во времени и пространстве. При изучении темы карта была для вас  объектом изучения. Раскрыта ее сущность   как   модели   географической   действительности.   В   знаниях   о   ней представлена   как   содержательная   сторона,   так   и   операционная   с соответствующими ей приемами самостоятельной работы, необходимыми для разностороннего практического использования этой модели. Без понимания ее сущности   карта   не   может   выполнять   свое   основное   назначение   –   быть источником   знаний.   Понимая,   как   осуществляется   переход   от   реальной действительности к образно­знаковому ее изображению в уменьшенном виде, вы можете «читать» карту по условным знакам. Но это будет  формальным воспроизведением   изображенного.   Для   того,   чтобы   воссоздать   в   сознании местность   такой,   какая   она   в   действительности,   нужны  дополнительные источники   знаний:  фотографии,   описания,   профили,   аэро­   и   космические снимки,   ваши   личные   представления   об   объектах   и   явлениях   природы, хозяйственной   деятельности   человека   и   др.,   приобретенные   житейским опытом. Ваша задача – научиться творчески работать с картой, приобретать с ее помощью новые знания. 2. Обобщенные приемы самостоятельной работы.  При   изучении   географии   вам   неоднократно   приходилось   составлять описания  и  характеристики  (последние предполагают не только описания особенностей, но и объяснение этих особенностей) отдельных объектов (гор, моря,   города   и   т.   п.),   компонентов   (природы,   хозяйства)   и   полных геокомплексов   (природной   зоны,   территориально­ производственного   комплекса,   экономического   района,   объектов   и территорий непосредственно на местности, отдельных стран). Но для того, чтобы   по   карте   выявить   скрытое   в   ней   содержание,   необходимы   связи изображенного на ней с теоретическими географическими знаниями: общими понятиями, закономерностями, знаниями о причинно­следственных связях, о   своей   области,пространственных и временных связях, а также усвоение приемов­способов самостоятельной   работы;   следует   познакомиться   с   особенностями   и возможностями   карты,   используя   обобщенный   прием   «характеристика карты».  Необходимо также и в обучении, и в других житейских ситуациях владеть некоторыми вспомогательными приемами самостоятельной работы. Один из них – общий прием ознакомления с новым источником знаний (диаграммой, графиком и т. п.).  В процессе приобретения новых знаний и для связи конкретного материала с теоретическим нужно научиться осознавать свои взаимосвязанные действия – умственные и практические: анализ, обобщение, конкретизация, сравнение и другие – и проговорить про себя: «Я буду делать так...». В познании географии большое значение имеет прием сравнения. Часто используется прием применения общего понятия (закономерности) к новому объекту.  При   составлении   характеристики   выявляются   индивидуальные особенности   каждого   объекта,   территории.   При   этом   характеристика подчинена   общей   географической   логике:   как   правило,   она   начинается   с определения   географического   положения   объекта   (территории), продолжается   описанием   особенностей,   которые   в   дальнейшем   получают объяснения, и завершается оценкой состояния взаимодействия – природа и человек   –   общество.   Каждому   пункту   этого   плана   соответствует определенная система действий, связанная с содержанием, – это обобщенные приемы самостоятельной работы, общие для всех объектов и территорий, но в деятельности – индивидуальные, обусловленные особенностями описываемых объектов, территорий. Н а п р и м е р, прием определения географического положения  (ГП)   объекта   включает   две   основные  системы  действий:   1) географическое  –  это   означает  положение   на  Земле,  которое   фиксируется градусной   сеткой,   и,   следовательно,   надо   определить   полушарие   и географические координаты; 2) положение относительно других объектов. Но эта система варьируется в зависимости от задачи и объектов, с которыми изучаемый объект находится во взаимодействии. Н а п р и м е р, физико­ географическое положение определяется относительно природных объектов; политико­географическое   положение   страны   –   относительно   стран   с различными   социально­политическими   особенностями   и   т.   п.   Выявляются пространственные связи и дается оценка ГП. После определения ГП выявляются особенности, которые в значительной степени   зависят   от   географического   положения.   Выполняются   следующие действия: 1) от условного знака – к слову (понятию); 2) конкретизация общего понятия   –   путем   определения   в   изображении   признаков   существенных   ииндивидуальных   (особенностей   количественных   и   качественных)   с привлечением других источников знаний (картин, фото, описаний и др.); 3) создание образа (представления). Прием   определения   причин,   обусловивших   выявленные   особенности, включает   следующие   действия:   конкретизацию   известных   связей, закономерностей путем выделения их признаков в изображении. В решении этой задачи и аналогичных ей роль вспомогательного приема играет  прием наложения карт. Например, для выяснения зависимости климата Рионской низменности от рельефа используются карты физическая и климатическая; одна и та же территория рассматривается по двум картам. Прием выражен системой   действий:   1)   ознакомление   с   картами   (использовать   прием характеристики   карты);   2)   показ   заданной   территории   на   одной   и   другой картах   по   одним   и   тем   же   ориентирам   (береговая   линия,   река,   градусная сетка); 3) сопоставление содержания карт и применение знаний о зависимости климата от рельефа и ветров с моря. Наиболее общий прием – географическая характеристика территорий –   может   быть   применен   к   любому   географическому   объекту,   явлению, территории. При составлении их характеристик на основе общего приема в процессе выполнения задания формируются частные приемы (по отношению к   общему),   в   каждом   из   которых   система   действий   предопределяется спецификой объекта (территории) и содержательной частью знаний о нем.  В   процессе   систематического   применения   общего   приема   к индивидуальным   объектам   он   совершенствуется,   разграничиваются   общие действия и частные, находятся новые, и как итог – у вас сформировываются умения выполнять любые задания, связанные с характеристикой территорий. В   случае   полного   усвоения   действий,   составляющих   прием   до   уровня свободного   оперирования   ими,   в   характеристике   территорий   может   быть изменена   последовательность   пунктов.   Например,   после   определения   ГП территории можно перейти к факторам, формирующим геокомплекс, а его особенности характеризовать как вывод о результатах взаимодействия этих факторов.  картографических   представлений  Не только в изучении географии, но и в повседневной жизни важную роль –   образов, играет   усвоение запечатлевшихся в зрительной памяти после целенаправленного восприятия изображений на карте. Они помогают мысленно, даже при отсутствии карты, воспроизвести ту ее часть, о которой услышали по радио, прочитали в книге, в периодической печати, увидели по телевидению и т. п. При этом ваши знанияо территории дополняются новой информацией, пониманием ее особенностей, обусловленных географическим положением. Для   закрепления   в   памяти   изображения   на   карте   следует   не   только посмотреть на карту, но и рассказать о взаимном  расположении объектов, закрыть   глаза   и   вспомнить   увиденное,   рассказать   и   (или)   изобразить картосхемой.  (Изобразите   картосхемой   территорию,   которую,   как   вы считаете, знаете хорошо; проверьте по карте правильность составленного вами чертежа.) ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: «КАРТА – ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ» Вариант 1 Докажите   правильность   данного   высказывания,   выполнив   следующие задания: 1) используя карту своей области, своего района, план города, обозначьте оптимальный путь, по которому вам необходимо проехать (пройти), чтобы добраться   из   одного   пункта   в   другой   (пункты   могут   быть   определены самостоятельно или предложены учителем); 2) рассчитайте, какое расстояние вы должны преодолеть, чтобы попасть из одного пункта в другой;  3) определите абсолютную высоту территории, на которой расположен ваш населённый пункт, рассчитайте её превышение по отношению к побережью ближайшего моря, долине ближайшей реки; 4) пользуясь Атласом автомобильных дорог, определите самую короткую дорогу   до   ближайшего   озера,   реки   (моря,   океана)   из   вашего   населённого пункта. Вариант 2 Перед   вами   план   незнакомого   города,   в   который   вы   приехали   на экскурсию. Используя его, выполните следующие задания: 1)   Что   вы   должны   уметь   делать,   чтобы   не   заблудиться   и   отыскать интересующие вас улицы и здания? 2) Отыщите наиболее интересные достопримечательности на плане города, определите, как они расположены по отношению к центру города. Как можно добраться до них, если мы находимся в юго­восточной части города? 3) В каком направлении от вокзала находится центр города?

Посмотрите также