МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА КАК ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ»
Оценка 4.9
Лекции +2
docx
география +1
6 кл—9 кл
08.08.2017
Предлагаемый методический материал представляет собой тематическую подборку информации для проведения занятий по предметам по выбору, для элективных курсов, внеклассных мероприятий, предметных декадников по предметам естественнонаучного цикла, в том числе и географии. Также материал вполне успешно может быть использован для подготовки сообщений, докладов, рефератов по соответствующей теме.
карта источник знаний.docx
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ:
«ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА КАК ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ»
1. Географическая карта – основной источник знаний.
При решении разнообразных учебных и практических задач по географии в
школе и в жизни главным и ничем не заменимым источником знаний была и
остается географическая карта. Преимущество карты как источника знаний
заключается в том, что она содержит информацию не только о самом главном,
существенном в объектах, явлениях, но и как наглядное пособие дает
представления об их пространственном размещении, о пространственных
связях, об особенностях большой территории в целом. По картам одной и той
же территории, но составленным в разное время, можно определить
закономерности ее изменения во времени и пространстве.
При изучении темы карта была для вас объектом изучения. Раскрыта ее
сущность как модели географической действительности. В знаниях о ней
представлена как содержательная сторона, так и операционная с
соответствующими ей приемами самостоятельной работы, необходимыми для
разностороннего практического использования этой модели. Без понимания ее
сущности карта не может выполнять свое основное назначение – быть
источником знаний. Понимая, как осуществляется переход от реальной
действительности к образнознаковому ее изображению в уменьшенном виде,
вы можете «читать» карту по условным знакам. Но это будет формальным
воспроизведением изображенного. Для того, чтобы воссоздать в сознании
местность такой, какая она в действительности, нужны дополнительные
источники знаний: фотографии, описания, профили, аэро и космические
снимки, ваши личные представления об объектах и явлениях природы,
хозяйственной деятельности человека и др., приобретенные житейским
опытом. Ваша задача – научиться творчески работать с картой, приобретать с
ее помощью новые знания.
2. Обобщенные приемы самостоятельной работы.
При изучении географии вам неоднократно приходилось составлять
описания и характеристики (последние предполагают не только описания
особенностей, но и объяснение этих особенностей) отдельных объектов (гор,
моря, города и т. п.), компонентов (природы, хозяйства) и полных
геокомплексов (природной зоны,
территориально
производственного комплекса, экономического района, объектов и
территорий непосредственно на местности, отдельных стран). Но для того,
чтобы по карте выявить скрытое в ней содержание, необходимы связи
изображенного на ней с теоретическими географическими знаниями: общими
понятиями, закономерностями, знаниями о причинноследственных связях, о
своей области, пространственных и временных связях, а также усвоение приемовспособов
самостоятельной работы; следует познакомиться с особенностями и
возможностями карты, используя обобщенный прием «характеристика
карты».
Необходимо также и в обучении, и в других житейских ситуациях владеть
некоторыми вспомогательными приемами самостоятельной работы. Один из
них – общий прием ознакомления с новым источником знаний (диаграммой,
графиком и т. п.).
В процессе приобретения новых знаний и для связи конкретного материала
с теоретическим нужно научиться осознавать свои взаимосвязанные действия
– умственные и практические: анализ, обобщение, конкретизация, сравнение и
другие – и проговорить про себя: «Я буду делать так...».
В познании географии большое значение имеет прием сравнения. Часто
используется прием применения общего понятия (закономерности) к новому
объекту.
При составлении характеристики выявляются индивидуальные
особенности каждого объекта, территории. При этом характеристика
подчинена общей географической логике: как правило, она начинается с
определения географического положения объекта
(территории),
продолжается описанием особенностей, которые в дальнейшем получают
объяснения, и завершается оценкой состояния взаимодействия – природа и
человек – общество. Каждому пункту этого плана соответствует
определенная система действий, связанная с содержанием, – это обобщенные
приемы самостоятельной работы, общие для всех объектов и территорий, но в
деятельности – индивидуальные, обусловленные особенностями описываемых
объектов, территорий. Н а п р и м е р, прием определения географического
положения (ГП) объекта включает две основные системы действий: 1)
географическое – это означает положение на Земле, которое фиксируется
градусной сеткой, и, следовательно, надо определить полушарие и
географические координаты; 2) положение относительно других объектов.
Но эта система варьируется в зависимости от задачи и объектов, с которыми
изучаемый объект находится во взаимодействии. Н а п р и м е р, физико
географическое положение определяется относительно природных объектов;
политикогеографическое положение страны – относительно стран с
различными социальнополитическими особенностями и т. п. Выявляются
пространственные связи и дается оценка ГП.
После определения ГП выявляются особенности, которые в значительной
степени зависят от географического положения. Выполняются следующие
действия: 1) от условного знака – к слову (понятию); 2) конкретизация общего
понятия – путем определения в изображении признаков существенных и индивидуальных (особенностей количественных и качественных) с
привлечением других источников знаний (картин, фото, описаний и др.); 3)
создание образа (представления).
Прием определения причин, обусловивших выявленные особенности,
включает следующие действия:
конкретизацию известных связей,
закономерностей путем выделения их признаков в изображении. В решении
этой задачи и аналогичных ей роль вспомогательного приема играет прием
наложения карт. Например, для выяснения зависимости климата Рионской
низменности от рельефа используются карты физическая и климатическая;
одна и та же территория рассматривается по двум картам. Прием выражен
системой действий: 1) ознакомление с картами (использовать прием
характеристики карты); 2) показ заданной территории на одной и другой
картах по одним и тем же ориентирам (береговая линия, река, градусная
сетка); 3) сопоставление содержания карт и применение знаний о зависимости
климата от рельефа и ветров с моря.
Наиболее общий прием – географическая характеристика территорий
– может быть применен к любому географическому объекту, явлению,
территории. При составлении их характеристик на основе общего приема в
процессе выполнения задания формируются частные приемы (по отношению
к общему), в каждом из которых система действий предопределяется
спецификой объекта (территории) и содержательной частью знаний о нем.
В процессе систематического применения общего приема к
индивидуальным объектам он совершенствуется, разграничиваются общие
действия и частные, находятся новые, и как итог – у вас сформировываются
умения выполнять любые задания, связанные с характеристикой территорий.
В случае полного усвоения действий, составляющих прием до уровня
свободного оперирования ими, в характеристике территорий может быть
изменена последовательность пунктов. Например, после определения ГП
территории можно перейти к факторам, формирующим геокомплекс, а его
особенности характеризовать как вывод о результатах взаимодействия этих
факторов.
картографических представлений
Не только в изучении географии, но и в повседневной жизни важную роль
– образов,
играет усвоение
запечатлевшихся в зрительной памяти после целенаправленного восприятия
изображений на карте. Они помогают мысленно, даже при отсутствии карты,
воспроизвести ту ее часть, о которой услышали по радио, прочитали в книге, в
периодической печати, увидели по телевидению и т. п. При этом ваши знания о территории дополняются новой информацией, пониманием ее особенностей,
обусловленных географическим положением.
Для закрепления в памяти изображения на карте следует не только
посмотреть на карту, но и рассказать о взаимном расположении объектов,
закрыть глаза и вспомнить увиденное, рассказать и (или) изобразить
картосхемой. (Изобразите картосхемой территорию, которую, как вы
считаете, знаете хорошо; проверьте по карте правильность составленного
вами чертежа.)
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:
«КАРТА – ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ»
Вариант 1
Докажите правильность данного высказывания, выполнив следующие
задания:
1) используя карту своей области, своего района, план города, обозначьте
оптимальный путь, по которому вам необходимо проехать (пройти), чтобы
добраться из одного пункта в другой (пункты могут быть определены
самостоятельно или предложены учителем);
2) рассчитайте, какое расстояние вы должны преодолеть, чтобы попасть из
одного пункта в другой;
3) определите абсолютную высоту территории, на которой расположен ваш
населённый пункт, рассчитайте её превышение по отношению к побережью
ближайшего моря, долине ближайшей реки;
4) пользуясь Атласом автомобильных дорог, определите самую короткую
дорогу до ближайшего озера, реки (моря, океана) из вашего населённого
пункта.
Вариант 2
Перед вами план незнакомого города, в который вы приехали на
экскурсию. Используя его, выполните следующие задания:
1) Что вы должны уметь делать, чтобы не заблудиться и отыскать
интересующие вас улицы и здания?
2) Отыщите наиболее интересные достопримечательности на плане города,
определите, как они расположены по отношению к центру города. Как можно
добраться до них, если мы находимся в юговосточной части города?
3) В каком направлении от вокзала находится центр города?
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА КАК ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ»
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА КАК ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ»
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА КАК ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ»
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА КАК ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.