МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА КАК ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ»
Оценка 4.9

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА КАК ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ»

Оценка 4.9
Лекции +2
docx
география +1
6 кл—9 кл
08.08.2017
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА КАК ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ»
Предлагаемый методический материал представляет собой тематическую подборку информации для проведения занятий по предметам по выбору, для элективных курсов, внеклассных мероприятий, предметных декадников по предметам естественнонаучного цикла, в том числе и географии. Также материал вполне успешно может быть использован для подготовки сообщений, докладов, рефератов по соответствующей теме.
карта источник знаний.docx
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА КАК ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ» 1. Географическая карта – основной источник знаний. При решении разнообразных учебных и практических задач по географии в школе и в жизни главным и ничем не заменимым источником знаний была и остается географическая карта. Преимущество карты как источника знаний заключается в том, что она содержит информацию не только о самом главном, существенном   в   объектах,   явлениях,   но   и   как   наглядное   пособие   дает представления   об   их   пространственном   размещении,   о   пространственных связях, об особенностях большой территории в целом. По картам одной и той же   территории,   но   составленным   в   разное   время,   можно   определить закономерности ее изменения во времени и пространстве. При изучении темы карта была для вас  объектом изучения. Раскрыта ее сущность   как   модели   географической   действительности.   В   знаниях   о   ней представлена   как   содержательная   сторона,   так   и   операционная   с соответствующими ей приемами самостоятельной работы, необходимыми для разностороннего практического использования этой модели. Без понимания ее сущности   карта   не   может   выполнять   свое   основное   назначение   –   быть источником   знаний.   Понимая,   как   осуществляется   переход   от   реальной действительности к образно­знаковому ее изображению в уменьшенном виде, вы можете «читать» карту по условным знакам. Но это будет  формальным воспроизведением   изображенного.   Для   того,   чтобы   воссоздать   в   сознании местность   такой,   какая   она   в   действительности,   нужны  дополнительные источники   знаний:  фотографии,   описания,   профили,   аэро­   и   космические снимки,   ваши   личные   представления   об   объектах   и   явлениях   природы, хозяйственной   деятельности   человека   и   др.,   приобретенные   житейским опытом. Ваша задача – научиться творчески работать с картой, приобретать с ее помощью новые знания. 2. Обобщенные приемы самостоятельной работы.  При   изучении   географии   вам   неоднократно   приходилось   составлять описания  и  характеристики  (последние предполагают не только описания особенностей, но и объяснение этих особенностей) отдельных объектов (гор, моря,   города   и   т.   п.),   компонентов   (природы,   хозяйства)   и   полных геокомплексов   (природной   зоны,   территориально­ производственного   комплекса,   экономического   района,   объектов   и территорий непосредственно на местности, отдельных стран). Но для того, чтобы   по   карте   выявить   скрытое   в   ней   содержание,   необходимы   связи изображенного на ней с теоретическими географическими знаниями: общими понятиями, закономерностями, знаниями о причинно­следственных связях, о   своей   области, пространственных и временных связях, а также усвоение приемов­способов самостоятельной   работы;   следует   познакомиться   с   особенностями   и возможностями   карты,   используя   обобщенный   прием   «характеристика карты».  Необходимо также и в обучении, и в других житейских ситуациях владеть некоторыми вспомогательными приемами самостоятельной работы. Один из них – общий прием ознакомления с новым источником знаний (диаграммой, графиком и т. п.).  В процессе приобретения новых знаний и для связи конкретного материала с теоретическим нужно научиться осознавать свои взаимосвязанные действия – умственные и практические: анализ, обобщение, конкретизация, сравнение и другие – и проговорить про себя: «Я буду делать так...». В познании географии большое значение имеет прием сравнения. Часто используется прием применения общего понятия (закономерности) к новому объекту.  При   составлении   характеристики   выявляются   индивидуальные особенности   каждого   объекта,   территории.   При   этом   характеристика подчинена   общей   географической   логике:   как   правило,   она   начинается   с определения   географического   положения   объекта   (территории), продолжается   описанием   особенностей,   которые   в   дальнейшем   получают объяснения, и завершается оценкой состояния взаимодействия – природа и человек   –   общество.   Каждому   пункту   этого   плана   соответствует определенная система действий, связанная с содержанием, – это обобщенные приемы самостоятельной работы, общие для всех объектов и территорий, но в деятельности – индивидуальные, обусловленные особенностями описываемых объектов, территорий. Н а п р и м е р, прием определения географического положения  (ГП)   объекта   включает   две   основные  системы  действий:   1) географическое  –  это   означает  положение   на  Земле,  которое   фиксируется градусной   сеткой,   и,   следовательно,   надо   определить   полушарие   и географические координаты; 2) положение относительно других объектов. Но эта система варьируется в зависимости от задачи и объектов, с которыми изучаемый объект находится во взаимодействии. Н а п р и м е р, физико­ географическое положение определяется относительно природных объектов; политико­географическое   положение   страны   –   относительно   стран   с различными   социально­политическими   особенностями   и   т.   п.   Выявляются пространственные связи и дается оценка ГП. После определения ГП выявляются особенности, которые в значительной степени   зависят   от   географического   положения.   Выполняются   следующие действия: 1) от условного знака – к слову (понятию); 2) конкретизация общего понятия   –   путем   определения   в   изображении   признаков   существенных   и индивидуальных   (особенностей   количественных   и   качественных)   с привлечением других источников знаний (картин, фото, описаний и др.); 3) создание образа (представления). Прием   определения   причин,   обусловивших   выявленные   особенности, включает   следующие   действия:   конкретизацию   известных   связей, закономерностей путем выделения их признаков в изображении. В решении этой задачи и аналогичных ей роль вспомогательного приема играет  прием наложения карт. Например, для выяснения зависимости климата Рионской низменности от рельефа используются карты физическая и климатическая; одна и та же территория рассматривается по двум картам. Прием выражен системой   действий:   1)   ознакомление   с   картами   (использовать   прием характеристики   карты);   2)   показ   заданной   территории   на   одной   и   другой картах   по   одним   и   тем   же   ориентирам   (береговая   линия,   река,   градусная сетка); 3) сопоставление содержания карт и применение знаний о зависимости климата от рельефа и ветров с моря. Наиболее общий прием – географическая характеристика территорий –   может   быть   применен   к   любому   географическому   объекту,   явлению, территории. При составлении их характеристик на основе общего приема в процессе выполнения задания формируются частные приемы (по отношению к   общему),   в   каждом   из   которых   система   действий   предопределяется спецификой объекта (территории) и содержательной частью знаний о нем.  В   процессе   систематического   применения   общего   приема   к индивидуальным   объектам   он   совершенствуется,   разграничиваются   общие действия и частные, находятся новые, и как итог – у вас сформировываются умения выполнять любые задания, связанные с характеристикой территорий. В   случае   полного   усвоения   действий,   составляющих   прием   до   уровня свободного   оперирования   ими,   в   характеристике   территорий   может   быть изменена   последовательность   пунктов.   Например,   после   определения   ГП территории можно перейти к факторам, формирующим геокомплекс, а его особенности характеризовать как вывод о результатах взаимодействия этих факторов.  картографических   представлений  Не только в изучении географии, но и в повседневной жизни важную роль –   образов, играет   усвоение запечатлевшихся в зрительной памяти после целенаправленного восприятия изображений на карте. Они помогают мысленно, даже при отсутствии карты, воспроизвести ту ее часть, о которой услышали по радио, прочитали в книге, в периодической печати, увидели по телевидению и т. п. При этом ваши знания о территории дополняются новой информацией, пониманием ее особенностей, обусловленных географическим положением. Для   закрепления   в   памяти   изображения   на   карте   следует   не   только посмотреть на карту, но и рассказать о взаимном  расположении объектов, закрыть   глаза   и   вспомнить   увиденное,   рассказать   и   (или)   изобразить картосхемой.  (Изобразите   картосхемой   территорию,   которую,   как   вы считаете, знаете хорошо; проверьте по карте правильность составленного вами чертежа.) ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: «КАРТА – ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ» Вариант 1 Докажите   правильность   данного   высказывания,   выполнив   следующие задания: 1) используя карту своей области, своего района, план города, обозначьте оптимальный путь, по которому вам необходимо проехать (пройти), чтобы добраться   из   одного   пункта   в   другой   (пункты   могут   быть   определены самостоятельно или предложены учителем); 2) рассчитайте, какое расстояние вы должны преодолеть, чтобы попасть из одного пункта в другой;  3) определите абсолютную высоту территории, на которой расположен ваш населённый пункт, рассчитайте её превышение по отношению к побережью ближайшего моря, долине ближайшей реки; 4) пользуясь Атласом автомобильных дорог, определите самую короткую дорогу   до   ближайшего   озера,   реки   (моря,   океана)   из   вашего   населённого пункта. Вариант 2 Перед   вами   план   незнакомого   города,   в   который   вы   приехали   на экскурсию. Используя его, выполните следующие задания: 1)   Что   вы   должны   уметь   делать,   чтобы   не   заблудиться   и   отыскать интересующие вас улицы и здания? 2) Отыщите наиболее интересные достопримечательности на плане города, определите, как они расположены по отношению к центру города. Как можно добраться до них, если мы находимся в юго­восточной части города? 3) В каком направлении от вокзала находится центр города?

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА КАК ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА КАК ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА КАК ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА КАК ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА КАК ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА КАК ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА КАК ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА КАК ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.08.2017