Методический материал по Хореографии Казахстана на тему «Козы Корпеш – Баян Сулу».
Оценка 4.9

Методический материал по Хореографии Казахстана на тему «Козы Корпеш – Баян Сулу».

Оценка 4.9
Раздаточные материалы
doc
искусство +1
Взрослым
16.09.2018
Методический  материал по Хореографии Казахстана на тему «Козы Корпеш – Баян Сулу».
Старинная легенда о трагической любви Козы Корпеш и Баян Сулу гласит: некие друзья с детства Сарыбай и Карабай поклялись поженить своих детей, которых ещё до появления на свет обручили. Не дождавшись рождения сына, умирает во время охоты Сарыбай. Подрастающие Козы и Баян, ещё не видевшие друг друга, но связаннные узами брачного договора, наконец, полюбили друг друга. Проходит время и вероломный Карабай меняет жизненные планы. Он обещает отдать свою дочь за местного палуана Кодара, спасшего однажды его отары от джута. Кодар становится преградой между влюбленными. В этом вечном треугольнике первым сложил буйную голову Козы. Опечаленная Баян, чтобы отомстить убийце, прибегает к хитрости. Она обещает выйти замуж за Кодара, если тот выроет для неё колодец с ключевой водой. Кодар принимается за работу, все углубляясь, держась за длинные косы Баян. Девушка неожиданно отрезает косы: Кодар оставленный в колодце умирает. Тем самым Козы отомщен. На его могиле героиня легенды закалывает себя кинжалом.Раздаточный материал по Хореографии Казахстана на тему «Козы Корпеш – Баян Сулу».
Гузь методический материал - копия.doc
Методический  материал по теме «Казахская танцевальная культура» Подготовила учитель ритмики СОШ №7  Гузь Оксана Федоровна стр. 1   «Козы Корпеш – Баян Сулу». 16.09.2018 Старинная легенда о трагической любви Козы Корпеш и Баян Сулу гласит: некие друзья с детства Сарыбай и Карабай поклялись поженить своих детей, которых ещё до появления на свет обручили.  Не дождавшись  рождения сына,  умирает во время охоты Сарыбай. Подрастающие Козы и Баян, ещё не видевшие друг друга, но связаннные узами брачного договора, наконец, полюбили друг друга. Проходит время и вероломный Карабай меняет   жизненные   планы.   Он   обещает   отдать   свою   дочь   за   местного   палуана   Кодара, спасшего однажды его отары от джута. Кодар становится преградой между влюбленными. В   этом   вечном   треугольнике   первым   сложил   буйную   голову   Козы.   Опечаленная   Баян, чтобы отомстить убийце, прибегает к хитрости. Она обещает выйти замуж за Кодара, если тот   выроет   для   неё   колодец   с   ключевой   водой.   Кодар   принимается   за   работу,   все углубляясь, держась за длинные косы Баян. Девушка неожиданно отрезает косы: Кодар оставленный в колодце умирает. Тем самым Козы отомщен. На его могиле героиня легенды закалывает себя кинжалом. «Козы Корпеш – Баян Сулу». Рассказ детям                          Исторические предания казахов связывают также название гор и населенного пункта с именем красавицы Баян, героини народной эпической поэмы «Козы­Корпеш— Баян­Сулу», повествующей о страстной любви и беззаветной верности двух сердец. По легенде отец Баян­Слу Карабай ежегодно кочевал от Аягуза до Тюмени, делая длительные остановки   в   горах   Каркаралы,   Баянаула,   Домбралы,   Моншакты   и   т.   д.   Баян   особенно понравились   горы   Казалык,   где   было   много   черных   цапель   с   красивым   оперением.   Из перьев этих птиц она сшила себе красивый головной убор, украшенный султаном, почему и горы были названы Каркаралы (горы Черной цапли). В Кокчетавских горах Баян нашла чудеснов дерево, извлекающее приятный для слуха напевный звук. Из этого дерева для Баян­Слу   сделали   музыкальный   инструмент   —   домбру,   отчего   гора   была   названа Домбралы. На соседних горах было много драгоценных камней, из которых она изготовила роскошный бисер (моншак), отчего эти горы были названы Моншакты (Бисерные). И сама Баян   была   девушкой   чудесной   красоты.   Приставка   «слу»—   красавица   —   стала неотъемлемой   частью   ее   имени,   а   аул,   где   отец   во   время   кочевья   делал   самые продолжительные остановки, стал любимым местом сбора молодежи, и его все называли Баянаул. Видя, какой славой пользуетея красота дочери, и какой большой за нее можно получит» калым, Карабай утвердился в решении нарушить обет и клятву, данную при ее рождении другу Сарыбаю — выдать девушку замуж за его сына Козы­Корпеша. Поэтому со своими крупными стадами он стал откочевывать все дальше от семьи Сарыбая, в новые, далекие края. Тоскуя по своей Сары­Арке, многие родичи и пастухи отбились от Карабая. Остался верен ему лишь приставший в пути богач Кодар, который и стал добиваться руки Баян­Слу.   Карабай   медлил,   торговался.   Но   когда   они   сбились   с   дороги   в   пустыне, растерявшийся Карабай заявил Кодару: — Веди же караван через пустыню, а выведешь — бери себе Баян. Когда они успешно вышли к реке Аягуз, где и облюбовали себе место, новый жених стал торопить со свадьбой. Однако Баян­Слу не любила злого, коварного и жадного   Кодара   и   откладывала   день   свадьбы.   ...Шли   дни   и   годы.   Возмужавший   Козы­ Корпеш решил, во что бы то ни стало найти свою невесту, наконец, у Аягуза нашел аул Карабая. Джигит нанялся пастухом, познакомился и сдружился с  Методический  материал по теме «Казахская танцевальная культура» Подготовила учитель ритмики СОШ №7  Гузь Оксана Федоровна стр. 2 16.09.2018 красавицей Баян. Та нашла в Козы­Корпеше свой идеал — человека кристально чистой души, справедливого, храброго, опору беззащитных. Горячо полюбил девушку и Козы­  Корпеш. «Не остановлюсь ни перед чем,—сказал он себе,— чтобы быть нам вместе». Козы­ Корпешу   удается   победить   своего   противника.   Но,   потерпев   поражение   в   открытой схватке, Кодар ведет тайную борьбу. На его стороне отец девушки. Баян­Слу говорит своему возлюбленному: — ...Враги тебя убьют! Бесценный мой, не жди пощады тут. Скорее увези меня отсюда, В родных местах найдем себе приют. Через несколько дней стрелой из лука Кодар предательски убил сонного Козы­Корпеша. Увидев дочь в безутешной печали, отец просит: — Голубушка, хватит слезы проливать. Тебе найдется пара. Не хочешь за Кодара?   Так   и   быть.   Но   она   ему   ответила:   —   Люблю   я   одного   Козы­Корпеша.   Баян похоронила Козы­Корпеша в степи возле Кзыл­Кия. Приказала Кодару выкопать колодец и своими   руками   достать   оттуда   воды,   которой   она   смоет   печаль.   Она   предложила   ему спускаться,   держась   за   ленту,   вплетенную   в   ее   длинную   косу,   а   как   только   Кодар спустился   —   обрезала   косу.   Девяносто   джигитов,   поклонников   Баян­Слу,   забросали колодец камнями. Через год она, согласно обычаям предков, справила поминки по убитому жениху и приказала воздвигнуть над могилой мавзолей. Вбежала туда и, выхватив из­за пояса кинжал, вонзила его себе в сердце. С быстротой молнии разнес степной «узун­кулак» весть о трагической гибели красавицы Баян по всей казахской степи. В глубокой печали были все знавшие ее, слышавшие о ней. Они вспоминали каждый ее шаг, каждое слово. Когда­то, купаясь в озере, Баян уронила в него мыло. — Не потому ли вода в нем такая мягкая?—   говорили   потом   люди.   Так   и   привыкли   озеро   называть   Мыльным   — Сабындыколь. Вспомнили подруги погибшей, как в детстве, сидя на склоне одной из гор, они расчесывали гребнем косы Баян­Слу, и гору стали называть Тарак (Гребень). Самую высокую   и   красивую   в   этих   местах   вершину,   в   память   о   Баян,   окрестили   Акбет   — Белолицей. Баян хорошо пела, любила ездить верхом. Однажды, остановившись на отдых у речки, она забыла там путы (шидер)— речку стали называть Шидерты. А речку на северо­ востоке,   у   которой   не   раз   раздавалось   вдохновенное   пение   девушки,   назвали   Оленты (Песенная). Горы же на десятки верст вокруг аула еще в те незапамятные времена во всех кочевьях называли не иначе, как Баянтау (горы Баян, Баянские горы). Так зовут их и теперь. Постановка балета "КАЛКАМАН И МАМЫР" Балет в 3 актах с прологом. Комп. В. В. Великанов, сцен. М. О. Ауэзов. 24.6.1938, Театр им. Абая, балетм. Л. А. Жуков, худ. У. Тансыкбаев, дирижёр Ф. Кузьмич; Мамыр ­ Ш. Жиенкулова, Калкаман ­ Г. Измайлов.

Методический материал по Хореографии Казахстана на тему «Козы Корпеш – Баян Сулу».

Методический  материал по Хореографии Казахстана на тему «Козы Корпеш – Баян Сулу».

Методический материал по Хореографии Казахстана на тему «Козы Корпеш – Баян Сулу».

Методический  материал по Хореографии Казахстана на тему «Козы Корпеш – Баян Сулу».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.09.2018