Методический материал по Хореографии Казахстана на тему «Козы Корпеш – Баян Сулу».
Оценка 4.9
Раздаточные материалы
doc
искусство +1
Взрослым
16.09.2018
Старинная легенда о трагической любви Козы Корпеш и Баян Сулу гласит: некие друзья с детства Сарыбай и Карабай поклялись поженить своих детей, которых ещё до появления на свет обручили. Не дождавшись рождения сына, умирает во время охоты Сарыбай. Подрастающие Козы и Баян, ещё не видевшие друг друга, но связаннные узами брачного договора, наконец, полюбили друг друга. Проходит время и вероломный Карабай меняет жизненные планы. Он обещает отдать свою дочь за местного палуана Кодара, спасшего однажды его отары от джута. Кодар становится преградой между влюбленными. В этом вечном треугольнике первым сложил буйную голову Козы. Опечаленная Баян, чтобы отомстить убийце, прибегает к хитрости. Она обещает выйти замуж за Кодара, если тот выроет для неё колодец с ключевой водой. Кодар принимается за работу, все углубляясь, держась за длинные косы Баян. Девушка неожиданно отрезает косы: Кодар оставленный в колодце умирает. Тем самым Козы отомщен. На его могиле героиня легенды закалывает себя кинжалом.Раздаточный материал по Хореографии Казахстана на тему «Козы Корпеш – Баян Сулу».
Гузь методический материал - копия.doc
Методический материал по теме «Казахская танцевальная культура»
Подготовила учитель ритмики СОШ №7
Гузь Оксана Федоровна
стр. 1
«Козы Корпеш – Баян Сулу».
16.09.2018
Старинная легенда о трагической любви Козы Корпеш и Баян Сулу гласит: некие
друзья с детства Сарыбай и Карабай поклялись поженить своих детей, которых ещё до
появления на свет обручили. Не дождавшись рождения сына, умирает во время охоты
Сарыбай. Подрастающие Козы и Баян, ещё не видевшие друг друга, но связаннные узами
брачного договора, наконец, полюбили друг друга. Проходит время и вероломный Карабай
меняет жизненные планы. Он обещает отдать свою дочь за местного палуана Кодара,
спасшего однажды его отары от джута. Кодар становится преградой между влюбленными.
В этом вечном треугольнике первым сложил буйную голову Козы. Опечаленная Баян,
чтобы отомстить убийце, прибегает к хитрости. Она обещает выйти замуж за Кодара, если
тот выроет для неё колодец с ключевой водой. Кодар принимается за работу, все
углубляясь, держась за длинные косы Баян. Девушка неожиданно отрезает косы: Кодар
оставленный в колодце умирает. Тем самым Козы отомщен. На его могиле героиня легенды
закалывает себя кинжалом.
«Козы Корпеш – Баян Сулу». Рассказ детям
Исторические предания казахов связывают также название гор и населенного
пункта с именем красавицы Баян, героини народной эпической поэмы «КозыКорпеш—
БаянСулу», повествующей о страстной любви и беззаветной верности двух сердец. По
легенде отец БаянСлу Карабай ежегодно кочевал от Аягуза до Тюмени, делая длительные
остановки в горах Каркаралы, Баянаула, Домбралы, Моншакты и т. д. Баян особенно
понравились горы Казалык, где было много черных цапель с красивым оперением. Из
перьев этих птиц она сшила себе красивый головной убор, украшенный султаном, почему и
горы были названы Каркаралы (горы Черной цапли). В Кокчетавских горах Баян нашла
чудеснов дерево, извлекающее приятный для слуха напевный звук. Из этого дерева для
БаянСлу сделали музыкальный инструмент — домбру, отчего гора была названа
Домбралы. На соседних горах было много драгоценных камней, из которых она изготовила
роскошный бисер (моншак), отчего эти горы были названы Моншакты (Бисерные). И сама
Баян была девушкой чудесной красоты. Приставка «слу»— красавица — стала
неотъемлемой частью ее имени, а аул, где отец во время кочевья делал самые
продолжительные остановки, стал любимым местом сбора молодежи, и его все называли
Баянаул. Видя, какой славой пользуетея красота дочери, и какой большой за нее можно
получит» калым, Карабай утвердился в решении нарушить обет и клятву, данную при ее
рождении другу Сарыбаю — выдать девушку замуж за его сына КозыКорпеша. Поэтому со
своими крупными стадами он стал откочевывать все дальше от семьи Сарыбая, в новые,
далекие края. Тоскуя по своей СарыАрке, многие родичи и пастухи отбились от Карабая.
Остался верен ему лишь приставший в пути богач Кодар, который и стал добиваться руки
БаянСлу. Карабай медлил, торговался. Но когда они сбились с дороги в пустыне,
растерявшийся Карабай заявил Кодару: — Веди же караван через пустыню, а выведешь —
бери себе Баян. Когда они успешно вышли к реке Аягуз, где и облюбовали себе место,
новый жених стал торопить со свадьбой. Однако БаянСлу не любила злого, коварного и
жадного Кодара и откладывала день свадьбы. ...Шли дни и годы. Возмужавший Козы Корпеш решил, во что бы то ни стало найти свою невесту, наконец, у Аягуза нашел аул
Карабая. Джигит нанялся пастухом, познакомился и сдружился с
Методический материал по теме «Казахская танцевальная культура»
Подготовила учитель ритмики СОШ №7
Гузь Оксана Федоровна
стр. 2
16.09.2018
красавицей Баян. Та нашла в КозыКорпеше свой идеал — человека кристально чистой
души, справедливого, храброго, опору беззащитных. Горячо полюбил девушку и Козы
Корпеш. «Не остановлюсь ни перед чем,—сказал он себе,— чтобы быть нам вместе». Козы
Корпешу удается победить своего противника. Но, потерпев поражение в открытой
схватке, Кодар ведет тайную борьбу. На его стороне отец девушки. БаянСлу говорит
своему возлюбленному: — ...Враги тебя убьют! Бесценный мой, не жди пощады тут. Скорее
увези меня отсюда, В родных местах найдем себе приют. Через несколько дней стрелой из
лука Кодар предательски убил сонного КозыКорпеша. Увидев дочь в безутешной печали,
отец просит: — Голубушка, хватит слезы проливать. Тебе найдется пара. Не хочешь за
Кодара? Так и быть. Но она ему ответила: — Люблю я одного КозыКорпеша. Баян
похоронила КозыКорпеша в степи возле КзылКия. Приказала Кодару выкопать колодец и
своими руками достать оттуда воды, которой она смоет печаль. Она предложила ему
спускаться, держась за ленту, вплетенную в ее длинную косу, а как только Кодар
спустился — обрезала косу. Девяносто джигитов, поклонников БаянСлу, забросали
колодец камнями. Через год она, согласно обычаям предков, справила поминки по убитому
жениху и приказала воздвигнуть над могилой мавзолей. Вбежала туда и, выхватив изза
пояса кинжал, вонзила его себе в сердце. С быстротой молнии разнес степной «узункулак»
весть о трагической гибели красавицы Баян по всей казахской степи. В глубокой печали
были все знавшие ее, слышавшие о ней. Они вспоминали каждый ее шаг, каждое слово.
Когдато, купаясь в озере, Баян уронила в него мыло. — Не потому ли вода в нем такая
мягкая?— говорили потом люди. Так и привыкли озеро называть Мыльным —
Сабындыколь. Вспомнили подруги погибшей, как в детстве, сидя на склоне одной из гор,
они расчесывали гребнем косы БаянСлу, и гору стали называть Тарак (Гребень). Самую
высокую и красивую в этих местах вершину, в память о Баян, окрестили Акбет —
Белолицей. Баян хорошо пела, любила ездить верхом. Однажды, остановившись на отдых у
речки, она забыла там путы (шидер)— речку стали называть Шидерты. А речку на северо
востоке, у которой не раз раздавалось вдохновенное пение девушки, назвали Оленты
(Песенная). Горы же на десятки верст вокруг аула еще в те незапамятные времена во всех
кочевьях называли не иначе, как Баянтау (горы Баян, Баянские горы). Так зовут их и
теперь.
Постановка балета "КАЛКАМАН И МАМЫР"
Балет в 3 актах с прологом. Комп. В. В. Великанов, сцен. М. О. Ауэзов. 24.6.1938,
Театр им. Абая, балетм. Л. А. Жуков, худ. У. Тансыкбаев, дирижёр Ф. Кузьмич; Мамыр
Ш. Жиенкулова, Калкаман Г. Измайлов.
Методический материал по Хореографии Казахстана на тему «Козы Корпеш – Баян Сулу».
Методический материал по Хореографии Казахстана на тему «Козы Корпеш – Баян Сулу».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.