Методический материал по проведению образовательных мероприятий, посвященных празднованию Пушкинского дня России (6 июня)
Оценка 4.7
Документация +6
docx
Междисциплинарный 7
1 кл—11 кл
25.02.2019
Методические рекомендации по проведению образовательных мероприятий, посвященных празднованию Дня русского языка – Пушкинского дня России (6 июня)
Тематика мероприятий может быть связана с русским литературным языком, его историей, современным его состоянием, с творчеством А.С. Пушкина и писателей пушкинской поры. В программу возможно включить и демонстрацию произведений (фрагментов произведений) разных видов искусства, созданных на основе произведений А.С. Пушкина.
В процессе празднования целесообразно использовать интерактивные формы организации деятельности: игры, риторические состязания, конкурсы, диспуты, инсценировки, экскурсии, квесты и т.д.
Цели проведения образовательных мероприятий, посвященных Дню русского языка (Пушкинскому дню России):
• мотивация обучающихся к изучению русского языка и литературы;
• повышение уровня языковой культуры обучающихся;
• популяризация русского языка и российской культуры.
пушкин.docx
Методические рекомендации по проведению образовательных мероприятий,
посвященных празднованию Дня русского языка – Пушкинского дня России (6 июня)
Тематика мероприятий может быть связана с русским литературным языком, его
историей, современным его состоянием, с творчеством А.С. Пушкина и писателей
пушкинской поры. В программу возможно включить и демонстрацию произведений
(фрагментов произведений) разных видов искусства, созданных на основе произведений
А.С. Пушкина.
В процессе празднования целесообразно использовать интерактивные формы
организации деятельности: игры, риторические состязания, конкурсы, диспуты,
инсценировки, экскурсии, квесты и т.д.
Цели проведения образовательных мероприятий, посвященных Дню русского
языка (Пушкинскому дню России):
мотивация обучающихся к изучению русского языка и литературы;
повышение уровня языковой культуры обучающихся;
популяризация русского языка и российской культуры.
Задачи проведения образовательных мероприятий, посвященных Дню русского
языка (Пушкинскому дню России):
организовать культурноразвивающую среду для совместной деятельности
детей и взрослых на основе общего интереса к русскому языку;
создать педагогические условия для осознания школьниками ценности
русского
языка, воспитания ответственного к нему отношения,
популяризации лингвистических знаний, приобщения к традиционным
ценностям, связанным с русским языком, совершенствования качества
владения русским языком как базовым компонентом образования и
деятельности человека в различных областях – с учетом возрастных
особенностей и уровня подготовки обучающихся.
Планируемые результаты проведения образовательных мероприятий,
посвященных Дню русского языка (Пушкинскому дню России):
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, истории, языку, культуре России;
воспитание чувства ответственности за сохранение русского языка и
российской культуры;
формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной,
учебноисследовательской,
творческой деятельности. Метапредметные:
умение развивать мотивы и интересы познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметные:
формирование основы для понимания особенностей российской культуры,
расширение и систематизация знаний о языке и литературе, обогащение
активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма
используемых в речи грамматических средств, совершенствование видов
речевой деятельности, формирование ответственности за языковую культуру
как общечеловеческую ценность;
понимание литературы как одной из основных национальнокультурных
ценностей народа;
осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на
основе изучения выдающихся произведений российской культуры. .
Флешмоб «Читаем Пушкина» (для обучающихся начальной, основной и
старшей школы)
Флешмоб – заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа
людей появляется в общественном месте и выполняет заранее оговоренные действия.
Подобную акцию можно провести в закрытом помещении (например, в школе во время
встречи гостей, приходящих на запланированное мероприятие) или на открытом воздухе во
время экскурсии, посещения памятника Пушкину, прогулки в парке или по городу. Подбор
текстового материала будет зависеть от возраста участников.
Например, для обучающихся начальной школы – сказки и стихотворения, для
обучающихся основной школы – поэмы и повести, для старшеклассников – роман
«Евгений Онегин».
Литературномузыкальная гостиная «Ожившая поэзия» (для обучающихся 79
и 1011 классов)
Сценарий мероприятия может быть написан самими участниками и включать
художественное чтение стихотворений Пушкина и поэтов пушкинской поры, фрагменты из
воспоминаний о поэте, высказывания русских писателей о Пушкине (Приложение 1),
самого Пушкина о языке и литературном творчестве (Приложение 2), а также
прослушивание или исполнение (если у организаторов есть такие возможности) романсов на стихи А.С. Пушкина (Приложение 6). Подобное мероприятие целесообразно
планировать и проводить совместно с учреждениями дополнительного образования детей.
Живой журнал «Прекрасный наш язык…» (для обучающихся 57, 89, 1011
классов)
Сценарий может быть написан самими обучающимися, например, на основе
материалов, данных в приложении: русские писатели о роли Пушкина в становлении
русского литературного языка (для 57 классов), Пушкин о русском языке и языке
литературы (для 89 классов), русские писатели о языке начала XIX века, о взаимосвязи
истории языка и литературного творчества, полемика вокруг состояния языка (для 911
классов) (Приложения 1, 2, 3, 4, 5).
Литературная игра буриме (для обучающихся начальной, основной и старшей
школы)
Буриме – стихи, которые пишутся на заданные рифмы, чаще экспромтом. Правила
игры: участникам игры сообщается тема стихотворения, даются рифмующиеся слова
(обозначающие разнородные понятия), рифмы должны быть необычными, своеобразными.
Для подбора рифмующихся слов можно использовать различные словари и литературные
произведения А.С. Пушкина и его современников.
В подготовке игры могут принять участие разновозрастные группы школьников.
При этом задания для учащихся начальной школы готовят старшеклассники, для
старшеклассников – взрослые участники праздника (учителя, библиотекари, родители
обучающихся).
В завершение литературной игры путем голосования (или на основе мнения жюри,
избранного из участников праздника) отбираются самые удачные стихотворения для
школьного альманаха, сайта, стенгазеты и т.д.
Литературнолингвистический аукцион (для обучающихся основной и
старшей школы)
Аукцион литературных афоризмов, крылатых слов – игра с правилами настоящего
аукциона. Предлагаются вопросы, каждый из которых предполагает несколько правильных
ответов. Например: «Назовите поэмы А.С. Пушкина», «Прочитайте наизусть строки из как
можно большего количества пушкинских произведений», «Приведите примеры сочетания в
стихах Пушкина лексики из различных стилистических пластов» (усложненное задание для
обучающихся с высокой мотивацией к изучению филологии). Победителями станут
участники, наиболее полно ответившие на вопросы или выполнившие задания. Практикум «Живой как жизнь» (для обучающихся 89 и 1011 классов с
высокой мотивацией к изучению филологии)
Практикумы по работе с текстами произведений А.С. Пушкина и его современников
целесообразно проводить для обучающихся с высокой мотивацией к изучению русского
языка и литературы, например, в рамках занятий в школе юного филолога. Обучающиеся в
процессе работы совершенствуют и закрепляют навыки работы с художественными
текстами, расширяют и углубляют знания по истории и теории литературы, лингвистике и
истории русского литературного языка.
Формы организации исследовательской работы могут быть как индивидуальными,
так и групповыми (минигруппы, не более 3х человек). Результатом исследовательской
работы может стать выступление на ученической конференции, написание статьи в
сборник, сочиненияэссе, проект учебноисследовательской работы на следующий учебный
год.
Примеры заданий для практикума:
Вариант 1. (Приложение 7)
1. Прочитайте фрагменты произведений русских писателей. Обратите внимание на
дату их написания.
2. Дайте характеристику языковых особенностей фрагментов (или одного
фрагмента – по выбору), отмечая:
устаревшие слова и их долю в тексте по отношению к современной лексике;
грамматические отступления от современного русского языка и их долю в
тексте;
синтаксические особенности текста (длина, употребление сложных
предложений, обособленных конструкций и др.).
3. Сделайте вывод о лексических, грамматических и синтаксических особенностях
текстов (текста) и о его соответствии современному состоянию русского языка.
Аналогичная работа может быть проведена на материале поэтических произведений.
Вариант 2. (Приложение 7)
1. Прочитайте стихотворения, обратите внимание на дату их написания.
2. Определите, какое из произведений наиболее близко по своему языковому облику
современному состоянию языка. Объясните, почему вы так считаете, подтверждая свою
точку зрения примерами из текстов.
3. Сделайте вывод о процессах, происходивших в русском поэтическом языке в
первой трети XIX века. Аналогичная работа может быть проведена на материале прозаических
произведений.
Вариант 3. (Приложение 7)
1. Прочитайте фрагменты из литературных произведений, написанных в 1818 году.
2. Дайте характеристику языковых особенностей фрагментов, отмечая:
устаревшие слова и их долю в тексте по отношению к современной лексике;
грамматические отступления от современного русского языка и их долю в
тексте;
синтаксические особенности текста (длина, употребление сложных
предложений, обособленных конструкций и др.).
3. Сделайте вывод о том, какие изменения произошли в русском литературном
языке за 200 лет.
Токшоу «Язык – это путь цивилизации и культуры» (для обучающихся 79 и
1011 классов)
Основная задача диспута для его участников – высказать свое мнение по
актуальным для сегодняшнего дня вопросам современного состояния русского языка,
экологии языка, отношения к языку в молодежной среде, языка средств массовой
информации и др. Список вопросов может быть разработан самими участниками,
предварительная подготовка может включать в себя монтаж видеофрагментов из
телепередач, новостных и развлекательных программ, роликов из Интернета. После
просмотра подобранного и смонтированного материала участникам предлагается
высказать свою точку зрения по поводу увиденного и услышанного, сравнить язык своих
сверстников и современников с языком пушкинской поры, сделать выводы. Наряду с
обучающимися гостями токшоу могут стать учителя, библиотекари, родители, писатели,
представители культурнопросветительских, образовательных, общественных организаций,
фондов и др.
Литературнолингвистические игры «Лингвистическая археология» (для
обучающихся 46 классов).
В игре участвуют две команды, побеждает та, которая наберет наибольшее
количество очков. В начале игры учитель (ведущий) рассказывает участникам о том, что
все слова имеют свою историю. Например: «В русском языке очень много слов. Появились
они, конечно, не сразу. Язык обогащается постепенно, вместе с развитием культуры,
техники, науки… Пушкин, например, не знал слов «компьютер», «космонавт». Он не мог
их знать, потому что их не было, не было понятий, которые они стали обозначать. Для нас
же непонятны такие слова, как «тло» – основание, дно, земля, «конка» – вид транспорта. Этот процесс непрерывный: одни слова рождаются, другие умирают. Кроме того, русский
язык, как и другие языки, пополняется словами других языков. Мы пользуемся словами
«бутерброд», пришедшим из немецкого языка, «картофель» – из французского. В ходе
игры мы с вами сегодня будем производить «раскопки», раскрывать историю слов».
Примеры заданий:
1. Объясните, откуда пришли названия месяцев календаря.
2. Что означают названия дней недели?
3. Как получили свои названия монеты?
4. Что обозначают наши имена? Откуда они пришли?
5. Мать играет с ребенком: «Ладушки, ладушки. Где были – у бабушки». И малыш
весело хлопает в ладоши. А знаете ли Вы, что значат «ладушки»?
«Пушкинский алфавит» (для обучающихся 79 классов).
Обучающиеся должны назвать как можно больше произведений Пушкина,
начинающихся на определенную букву. Буквы можно загадывать по цепочке или для
другой команды. Буквы выбираются согласно тем произведениям, которые знают
школьники. Например: К – «Капитанская дочка», «Кавказ», «Кинжал» и др. Можно
усложнить игру дополнительными вопросами по названным произведениям.
Викторина по сказкам Пушкина (для обучающихся начальной школы)
Приз (книга А.С. Пушкина) получает тот, кто наберёт больше жетонов за
правильные ответы. Играть можно индивидуально, командами или семьями, если в
празднике принимают участие члены семей обучающихся.
Примеры вопросов викторины:
1. В какой сказке Пушкина самое первое слово – числительное? («Сказка о царе
Салтане…»)
2. Кто подсказал королевичу Елисею, где искать его невесту? (ветер)
3. В «Сказке о царе Салтане» о каких трех чудесах рассказывают царю? (белка, 33
богатыря, ЦаревнаЛебедь)
Также в рамках викторины может быть проведена игра «Черный ящик», из которого
участники должны достать предмет и определить, из какой он сказки Пушкина. Конкурс риторов «Вместе с Пушкиным»
Для обучающихся 59 классов. Участники конкурса должны подготовить устное
выступление (на 1 минуту), задача которого – убедить слушателей, что современному
человеку необходимо хорошее знание языка и грамотное им владение. Для подготовки
выступления можно предложить участникам использовать в качестве примеров и
аргументов заранее заготовленные цитаты из произведений, писем или статей А.С.
Пушкина. Материал следует подбирать в соответствии с возрастом и уровнем подготовки
участников. Оценивать выступления можно по критериям, разработанным совместно с
участниками, членами жюри могут стать учителя, члены семей обучающихся,
старшеклассники, гости праздника.
Для обучающихся 811 классов. Участники конкурса должны подготовить устное
выступление (на 12 минуты) на тему, сформулированную цитатой из А.С. Пушкина
(Приложение 8). Оценивать выступления можно по критериям, разработанным совместно
с участниками, членами жюри могут стать учителя, члены семей обучающихся, ученики
других классов, гости праздника. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативноправовые документы
1. Указ Президента Российской Федерации «О Дне русского языка». Мир русского
слова: 2011, № 3. – С. 4;
2. Указ Президента Российской Федерации «О 200летии со дня рождения А.С.
Пушкина и установлении Пушкинского дня России» [Электронный ресурс]. URL:
http://docs.cntd.ru/document/9050511 (дата обращения: 27.04.2018).
Литература для учителя и обучающихся
1. Арансон М. Литературные кружки и салоны. – СПб.: АП, 2001;
2. Балалыкина Э.А. Метаморфозы русского слова: учебное пособие. – М.: Флинта,
Наука, 2012;
3. Бердников Л. Первые русские буриме. Новая юность: 2012, № 4. – С. 6063;
4. Граудина Л.К. Русское слово в лирике XIX века. – М.: Флинта, 2010;
5. Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка. Словоизменение: около
110 000 слов. / Изд. 6е, стер. – М.: АСТПРЕСС, 2016;
6. Крысин Л.П. Жизнь слова: Книга для учащихся. – М.: ООО ТИД Русское слово –
РС, 2008;
7. Кочеткова И.Д. Н.М. Карамзин и Просвещение / Русская литература. – С.Пб.:
Наука, 2016;
8. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. – М.: Азбука, 2014;
9. Обернихина Г.А. Уроки поэзии: Учебное пособие. – М.: ИНФРАМ, 2012; 10. Пеньковский А.Б. Исследования поэтического языка пушкинской эпохи:
филологические исследования. – М.: Знак, 2012;
11. Перцева Н.К. Пушкинский текст как дидактический материал при обучении
русскому языку. Начальная школа: 2014, № 1. – С. 8385;
12. Русская литература и культура XIX века. – М.: КНОРУС, 2016;
13. Русские писатели о языке: Хрестоматия / Авт.сост. Е.М. Виноградова и др.;
Под ред. Н.А. Николиной. – М.: ООО ТИД Русское слово – РС, 2008;
14. Русский язык: прошлое, настоящее и будущее. Материалы научнопрактической
конференции, посвящённой 1150летию славянской письменности / науч. рук. Е.Ю.
Рогачева, М.В. Пименова. – Владимир: Городской информационнометодический центр,
2013;
15. Сахаров В.И. Русский романтизм XIX века. Лирика и лирики: пособие для
студентовфилологов и учителей литературы. / 2е изд. – М.: ООО ТИД Русское словоРС,
2006;
16. Шулежкова С.Г. Старославянский язык, древнерусский язык и историческая
грамматика русского языка: опыт сопоставительного изучения: учебнометодическое
пособие. – М.: Флинта, Наука, 2013;
17. Языкознание. Русский язык: Энциклопедия для детей / Ред. коллегия: М.
Аксёнова, Л. Петрановская и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта, Астрель, 2007.
Список рекомендуемых Интернетресурсов
1. Национальный корпус русского языка – http://www.ruscorpora.ru/index.html
2. Орфографический академический ресурс «АКАДЕМОС» – http://orfo.ruslang.ru/
3. Грамота.ру – http://www.gramota.ru
4. Культура письменной речи – http://gramma.ru/
5. Текстология – журнал о русском языке и литературе http://www.textologia.ru/ Приложение 1
Русские писатели о языке Пушкина
Чудесный наш язык ко всему способен: я это чувствую, хотя и не могу привести в
исполнение. Он создан для Пушкина, а Пушкин для него (Е.А. Баратынский).
При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом
деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более назваться национальным; это
право решительно принадлежит ему. В нем, как будто в лексиконе, заключилось все
богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и
более показал все его пространство. Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть,
единственное явление русского духа: это русский человек в конечном его развитии, в
каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа,
русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной
красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла (Н.В.
Гоголь).
Никто из наших поэтов не был так скуп на слова и выражения, как Пушкин, так не
смотрел осторожно за самим собой, чтобы не сказать неумеренного и лишнего (Н.В.
Гоголь).
В самом деле, до Пушкина еще никто не писал таким легким и живым языком, в
котором соединялись и простота, и поэтическая прелесть; еще никто не умел придавать
русскому стиху столько точности, выразительности и красоты. Все эти качества, в которых
состоит так называемое «художественное совершенство» пушкинского стиха, очаровали
публику и привлекли к чтению тысячи людей, которые прежде не имели привычки читать
(Н.Г. Чернышевский).
Значение Пушкина огромно не только в истории русской литературы, но и в истории
русского просвещения. Он первый приучил русскую публику читать, и в этом состоит
величайшая его заслуга. В его стихах впервые сказалась нам живая русская речь, впервые открылся нам действительный русский мир. Все были очарованы, все увлечены мощными
звуками этой неслыханной до тех пор поэзии (Н.А. Добролюбов).
Не следует забывать, что ему одному пришлось исполнить две работы, в других
странах разделенные целым столетием и более, а именно: установить язык и создать
литературу (И.С. Тургенев).
…Он (Пушкин) первый и заговорил самостоятельным и сознательным русским
языком (Ф.М. Достоевский).
Пушкин до того удивил меня простотой и музыкой стиха, что долгое время проза
казалась мне неестественной, и читать ее было неловко. Пролог к «Руслану» напоминал
мне лучшие сказки бабушки, чудесно сжав их в одну, а некоторые строки изумляли меня
своей чеканной правдой:
– Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей
– мысленно повторял я чудесные строки и видел эти, очень знакомые мне, едва
заметные тропы, видел таинственные следы, которыми примята трава, еще не стряхнувшая
капель росы, тяжелых, как ртуть. Полнозвучные строки стихов запоминались удивительно
легко, украшая празднично все, о чем говорили они; это делало меня счастливым, жизнь
мою – легкой и приятной, стихи звучали, как благовест новой жизни. Какое это счастье –
быть грамотным! Пушкин был первым русским писателем, который обратил внимание на
народное творчество и ввел его в литературу, не искажая – в угоду государственной идее
«народности» – лицемерным тенденциям придворных поэтов – он украсил народную песню
и сказку блеском своего таланта, но оставил неизменным их смысл и силу (М. Горький).
Пушкин стал хозяином языка литературного, постигши все разнообразие сказок и
пословиц, прибауток и присказок, заостренных рифмой и неожиданных по размеру.
Соединение большой культуры речи с огромным чувственным ощущением жизни, с
душевной возбудимостью общественной создало из пушкинского гения еще незнакомое
России до его времени явление… (Н. Асеев).
…Заслуги Пушкина перед Россией велики и достойны народной признательности.
Он дал окончательную обработку нашему языку, который теперь по своему богатству,
силе, логике и красоте формы признается даже иностранными филологами едва ли не
первым после древнегреческого (И.С. Тургенев). Приложение 2
А.С. Пушкин о русском языке
Как материал словесности,
язык славянорусский имеет неоспоримое
превосходство пред всеми европейскими: судьба его была чрезвычайно счастлива. В XI
веке древний греческий язык вдруг открыл ему свой лексикон, сокровищницу гармонии,
даровал ему законы обдуманной своей грамматики, свои прекрасные обороты,
величественное течение речи; словом, усыновил его, избавя таким образом от медленных
усовершенствований времени. Сам по себе уже звучный и выразительный, отселе заемлет
он гибкость и правильность. Простонародное наречие необходимо должно было отделиться
от книжного; но впоследствии они сблизились, и такова стихия, данная нам для
сообщения наших мыслей.
1825. О предисловии гна Лемонте к переводу басен И.А. Крылова.
Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такогото слова, такогото
оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности.
1827. Отрывки из писем, мысли и замечания.
Зачем писателю не повиноваться принятым обычаям в словесности своего народа,
как он повинуется законам своего языка? Он должен владеть своим предметом, несмотря
на затруднительность правил, как он обязан владеть языком, несмотря на грамматические
оковы.
1828. Письмо к издателю «Московского Вестника».
Кстати о грамматике. Я пишу цыганы, а не цыгане; татаре, а не татары. Почему?
потому что все имена существвительные, кончающиеся на анин, янин, арин и ярин, имеют
свой родительный во множественном на ан, ян, ар и яр, а именительный множественного на ане, яне, аре и яре. Все же существительные, кончающиеся на ан и ян, ар и яр, имеют во
множественном именительный на аны, яны, ары и яры, а родительный на анов, янов, аров,
яров. Единственное исключение: имена собственные.
Иностранные собственные имена, кончающиеся на е, и, о, у, не склоняются.
Кончающиеся на а, ъ и ь склоняются в мужеском роде, а в женском нет, и против этого
многие у нас погрешают. Пишут: книга, сочиненная Гетем и проч.
Как надобно писать: турков или турок? То и другое правильно. Турок и турка равно
употребительны.
Вот уже 16 лет, как я печатаю, и критики заметили в моих стихах 5 грамматических
ошибок (и справедливо):
1. остановлял взор на отдаленные громады
2. на теме гор (темени)
3. воил вместо выл
4. был отказан вместо ему отказали
5. игумену вместо игумну.
Я всегда был им искренно благодарен и всегда поправлял замеченное место. Прозой
пишу я гораздо неправильнее, а говорю еще хуже и почти так, как пишет г.***.
Многие пишут юпка, свотьба вместо юбка, свадьба. Никогда в производных словах
т не переменяется на д, ни п на б, а мы говорим юбочница, свадебный.
Пишут:
запряжены волами)?
Не правильнее ли: телега (от слова телец – телеги
1830. Опровержение на критики.
Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи.
1833. Заметки и афоризмы разных годов.
Прекрасный наш язык, под пером писателей неученых и неискусных, быстро
клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется. Орфография, сия
геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого.
1836. Российская Академия.
Может ли письменный язык быть совершенно подобным разговорному? Нет, так же,
как разговорный язык никогда не может быть совершенно подобным письменному. Не одни
местоимения сей и оный**, но и причастия вообще и множество слов необходимых
обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета скачущая по мосту, слуга
метущий комнату, мы говорим: которая скачет, который метет и пр., – заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом. Из того еще не следует, что в
русском языке причастие должно быть уничтожено. Чем богаче язык выражениями и
оборотами, тем лучше для искусного писателя. Письменный язык оживляется поминутно
выражениями, рождающимися в разговоре, но не должен отрекаться от приобретенного им
в течение веков. Писать единственно языком разговорным – значит не знать языка.
**(Впрочем, мы говорим: в сию минуту, сей час, по сию пору и проч.)
1836. Письмо к издателю.
Причинами, замедлившими ход нашей словесности, обыкновенно почитаются – 1)
общее употребление французского языка и пренебрежение русского – все наши писатели на
то жаловались, – но кто же виноват, как не они сами. Исключая тем, которые занимаются
стихами, русский язык ни для кого не может быть довольно привлекателен – у нас еще нет
ни словесности, ни книг,* все наши знания, все наши понятия с младенчества почерпнули
мы в книгах иностранных, мы привыкли мыслить на чужом языке; просвещение века
требует важных предметов размышления для пищи умов, которые уже не могут
довольствоваться блестящими играми воображения и гармонии, но ученость, политика и
философия еще порусски не изъяснялись – метафизического языка у нас вовсе не
существует; проза наша так еще мало обработана, что даже в простой переписке мы
принуждены создавать обороты слов для изъяснения понятий самых обыкновенных; и
леность наша охотнее выражается на языке чужом, коего механические формы уже давно
готовы и всем известны.
*(...в стране моей родной журналов тысячи, а книги ни одной. Согласен с
последним полустишием.)
1824. Из чернового наброска заметки «О причинах, замедливших ход нашей
словесности».
...Что сказать об наших писателях, которые, почитая за низость изъяснить просто
вещи самые обыкновенные, думают оживить детскую прозу дополнениями и вялыми
метафорами? Эти люди никогда не скажут дружба – не прибавя: сие священное чувство,
коего благородный пламень и пр. Должно бы сказать: рано поутру – а они пишут: Едва
первые лучи восходящего солнца озарили восточные края лазурного неба – ах, как это все
ново и свежо, разве оно лучше потому только, что длиннее.
Читаю отчет какогонибудь любителя театра – сия юная питомица Талии и
Мельпомены, щедро одаренная Апол... боже мой, да поставь – эта молодая, хорошая
актриса – и продолжай – будь уверен, что никто не заметит твоих выражений, никто
спасибо не скажет.
Презренный зоил, коего неусыпная зависть изливает усыпительный свой яд на лавры
русского Парнаса, коего утомительная тупость может только сравниться с неутомимой
злостию... боже мой, зачем просто не сказать лошадь; не короче ли – гн издатель такогото
журнала. Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и
мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат.
1822. Из чернового наброска статьи «О прозе».
Приложение 3
О состоянии русского языка в конце XVIII – начале XIX вв.
Недавно через наш город проехал в Петербург какойто славный Выдумщик. Между
прочими восхвалял он более всех сочинение, в котором он предлагает способ для
приохочивания молодых российских господчиков к чтению русских книг. Оной в том
состоит, чтобы русские книги печатать французскими литерами. Г. Выдумщик уверяет, что
сим способом можно приманить к чтению российских книг всех щеголей и щеголих, да и
самых тех, которые российского языка терпеть не могут. Он утверждал, что ежели эта его
выдумка произведется в действие, то он надеется от сего великого успеха, потому что, по
его мнению, французские буквы мягкостию своею очистят всю грубость российского языка
(Н.И. Новиков. «Живописец» 1772 г. / Сатирические журналы. – С. 288289).
Я разделяю нашу словесность на 4 периода:
1й начинается от Кантемира; характер его: усилия приблизить книжный язык
старинный к новому светскому;
2й – от Ломоносова – то же стремление вначале, а половины периода колебание в
выборе слога, ложное понятие о высоком слоге, но вообще постоянное трудолюбие,
старание следовать правилам изящного вкуса;
3й – от Карамзина: счастливое усовершенствование языка, лучшие формы, строгая
точность в словах и мыслях, ясность в изложении оных и благозвучие в слоге; 4му, настоящему, нет имени – это анархия, рабское обезьянство новизнам
иностранным, холопский язык, мечтание о мечтательности или бессильное стремление
производить в читателях судороги, отрицание принятых правил и вкуса… (И.И.
Дмитриев. Письмо П.А. Вяземскому от 6 ноября 1830 г. / Сочинения. – С. 408).
Он (русский язык) разделял судьбу государства и следовал за ним во всех его
преобразованиях. Это наречие славян, основавших государство. Он окончательно не
установился, но продолжает формироваться в произведениях писателей (В.А. Жуковский.
Конспект по истории русской литературы. 1826 – 1827 гг. / Эстетика и критика. – С.
317).
Настоящий период (истории русского языка) еще в цветении. Уже есть писатель,
который подает надежды сделаться его представителем. Это – молодой Пушкин, поэт,
который достиг уже высокой степени совершенства в смысле стиля (В.А. Жуковский.
Конспект по истории русской литературы. 1826 – 1827 гг. / Эстетика и критика. – С.
325).
Хвала вам, Державины и Дмитриевы, Озеровы и Капнисты! – вы и в наших сердцах
возбуждаете благородное соревнование. Уверимся их творениями, что в России есть
превосходные дарования; но уверимся также истинами несомненными, что редкие из
подобных дарований не увянут в самом цвете, или никогда не созреют, если не будет у нас
классического учения, и что словесность наша никогда не достигнет совершенства, если в
обществах мы не станем говорить порусски (Н.И. Гнедич. Рассуждение о причинах,
замедляющих успехи нашей словесности. – СПб.: 1814. – С. 33 46).
Признаюсь тебе, что сколько я ни люблю прежних французских, а особливо
драматических писателей, однако желал бы, чтоб язык их менее употребителен был у нас.
Он такой же вред делает нашему, как ничтожный червь прекрасному величественному
древу, коего корни подтачивает (Ф.Н. Глинка. Письма русского офицера. – М.: 1990. – С.
80).
…Нас одолела страсть к подражанию. Было время, что мы невпопад вздыхали по
стерновски, потом любезничали пофранцузски, теперь залетели в тридевятую даль по
немецки. Когда же попадем мы в свою колею? Когда будем писать прямо порусски? (А.А.
БестужевМарлинский. Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начале 1825 г. /
ПСС. – Т. 11. – С. 191).
Положим, что русская поэзия достигла уже высокой степени образованности;
просвещение века требует пищи для размышления, умы не могут довольствоваться одними
играми гармонии и воображения, но ученость, политика и философия еще порусски не
изъяснялись; метафизического языка у нас вовсе не существует. Проза наша так еще мало
обработана, что даже в простой переписке мы принуждены создавать обороты даже для
изъяснения понятий самых обыкновенных… (А.С. Пушкин. О предисловии гна Лемонте к
переводу басен И.А. Крылова. 1825 г. / ПСС. – Т.11. – С. 3334). Русский язык похож на человека, у которого лежат золотые слитки в подвале, а
часто двугривенника в кармане нет, чтобы заплатить за извозчика. Поневоле займешь у
первого встречного знакомца (П.А. Вяземский. Старая записная книжка / ПСС. – Т. 7. –
С. 39).
Неужели до Пушкина никто из вас не читал Дмитриева, Жуковского, Батюшкова?
Вот поколение, из которого прямо вышел Пушкин. Язык стихотворный был уже
установлен. Пушкин разнообразил его, придал ему новые ноты, напевы, но не создал его
(П.А. Вяземский. Письмо М.П. Погодину от 23 апреля 1869 г. / ПСС. – Т.10 – С. 266).
Кроме стиха, Пушкин должен выработать себе и язык, конечно, представлявший
очень много затруднений. В самом деле, язык Пушкина чрезвычайно много разнится от
языка Жуковского и Карамзина, Пушкин должен был бороться с приемами, которые были
введены в привычку прежними стихотворцами, он должен был отбрасывать множество
употребительных в тогдашнее время выражений, которые сами собою подвертывались под
перо и между тем уже не годились для его поэзии (Н.Г. Чернышевский. Критика:
Сочинения А.С. Пушкина. Изд. П.В. Анненкова. 1855 г. / ПСС. – Т.2. – С. 469).
Приложение 4
Высказывания отечественных литераторов о русском языке
По любви к отечественному слову желал я показать его изобилие, гибкость,
мягкость и вообще способность к выражению самых нежнейших чувствований. (Г.Р.
Державин. К Анакреонтическим песням, изданным в Петербурге в 1804 г. / Соч. – Т.7. –
С. 512)
Богатство нашего языка в словах, сила в изображении мыслей, благогласие в
произношении довольно известны вникающему в существенные свойства оного. (В.В.
Капнист. О коренном российском стихосложении. 1815 г. / СС. – Т. 2. – С. 165)
Истинное богатство языка состоит не во множестве звуков, не во множестве слов,
но в числе мыслей, выражаемых оным. Богатый язык есть тот, в котором вы найдете слова
не только для обозначения главных идей, но и для изъяснения их различий, оттенков,
большей или меньшей силы, простоты и сложности (Н.М. Карамзин. О богатстве языка.
1795 г. / Московитянин. 1854. – З. – Отд. 2. – С. 184)
Язык наш выразителен не только для высокого красноречия, для громкой,
живописной Поэзии, но и для нежной красоты, для звуков сердца и чувствительности. (Н.М. Карамзин. О любви к отечеству и народной гордости. 1802 г. / Соч. – Т.7. – С. 136
139)
...Сам необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все
переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может,
живой как жизнь, обогащаться ежеминутно, почерпая с одной стороны высокие слова из
языка церковнобиблейского, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из
бесчисленных своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким
образом в одной и той же речи восходить до высоты, недоступной никакому другому
языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанию непонятливейшего человека, –
язык, который сам по себе уже поэт. (Н.В. Гоголь. В чем же, наконец, существо русской
поэзии и в чем ее особенность / ПСС. – Т.8. – С. 408409)
…Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все
выражается на нем – отвлеченные мысли, внутренние лирические чувствования, «жизни
мышья беготня», крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающая страсть. (А.И.
Герцен. Былое и думы. Ч. 4. Гл. XXV / ПСС. – Т.13. – С. 13)
…Хотя он (русский язык) не имеет бескостной гибкости французского языка – для
выражения многих и лучших мыслей – он удивительно хорош по своей честной простоте и
свободной силе. (И.С. Тургенев. Письмо Е.Е. Ламберт от 12 декабря 1859 г. / П. – Т.3. –
С. 386)
Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры… Поэтомуто
изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но
насущной необходимостью… Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив,
певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. (А.И. Куприн. Больные слова.
Вечерняя Москва: 1960, № 131)
Приложение 5
О взаимодействии языка и литературы
Великие писатели образуют язык; они дают ему некоторое направление, они
оставляют на нем неизгладимую печать своего гения – но, обратно, язык имеет влияние на
писателей. (К.Н. Батюшков. Ариост и Тасс. 1815 г. / Соч. – Т.1. – С. 122)
Зачем писателю не повиноваться принятым обычаям в словесности своего народа,
как он повинуется законам своего языка? Он должен владеть своим предметом, несмотря
на затруднительность правил, как он обязан владеть языком, несмотря на грамматические
оковы (А.С. Пушкин. Письмо к издателю «Московского вестника». 1828 г. / ПСС. – Т.11.
– С. 66)
Для монет есть монетный двор, для слов есть Академия; но она не выбивает новых
слов, а только свидетельствует и клеймит старые. Академия пробная палата, но рудники –
писатели. (П.А. Вяземский. Старая записная книжка / ПСС. – Т.7. – С. 4) Создать язык!! – создать море. Оно разлилось кругом безбрежными и бездонными
волнами; наше – писательское – дело направить часть волн в наше русло, на нашу
мельницу. (И.С. Тургенев. Письмо А.А. Фету от 6 сентября 1871 г. / П. – Т.9. – С. 133)
Приложение 6
Романсы русских композиторов на стихи А.С. Пушкина
Алябьев А. «Певец», «Я вас любил…»
Балакирев М. «Не пой, красавица, при мне…»
Бородин А. «Для берегов Отчизны дальней...»
Верстовский А. «Певец», «Черная шаль», «Старый муж», «Два ворона», «Казак»,
«Ложится в поле мрак ночной…»
Власов А. «К фонтану Бахчисарайского дворца»
Глазунов А. «Не пой, красавица, при мне…» Глинка М. «Я помню чудное мгновенье…», «В крови горит огонь желанья…», «Я
здесь, Инезилья…», «Ночной зефир», «Признание», «Где наша роза…», «Не пой, красавица,
при мне…», «Адели», «Заздравный кубок», «Мери»
Гурилев А. «К фонтану Бахчисарайского дворца»
Даргомыжский А. «Ночной зефир», «Что в имени тебе моем…», «Я вас любил»,
«Юноша и дева»
Дюбюк А. «Если жизнь тебя обманет…»
Караев К. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»
Лядов А. «Не пой, красавица, при мне…»
Метнер Н. «Певец»
Рахманинов С. «Не пой, красавица, при мне…»
РимскийКорсаков Н. «Для берегов Отчизны дальной...», «На холмах Грузии лежит
ночная мгла…», «Не пой, красавица, при мне…», «Гречанке», «Пророк», «Эхо»,
«Ненастный день потух…», «Редеет облаков летучая гряда…», «Заклинание»
Рубинштейн А. «Певец», «Не пой, красавица, при мне…», «Узник»
Свиридов Г. «Если жизнь тебя обманет…», «Роняет лес багряный свой убор…»,
«Пылай, камин, в моей пустынной келье…», «Зимняя дорога», «Подъезжая под Ижоры…»
Титов Н. «Певец», «Не пой, красавица, при мне…»
Чайковский П. «Песнь Земфиры», «Соловей»
Шереметьев Б. «Я вас любил…»
Ссылки на аудиозаписи исполнения романсов на стихи А.С. Пушкина:
http://avdouhina.ru/romansynastihiaspushkina/
https://www.liveinternet.ru/users/gallinnika/post416818763/
https://www.youtube.com/watch?v=lAbZYZKRbA
https://bluemp3.ru/downloadalbumromansynastikhialeksandrapushkina
4268844.html
http://www.belcanto.ru/
http://www.muzcentrum.ru/orpheusradio/programsarchive/wherewordsend/16800
romansynastikhipushkina
http://www.tchaikov.ru/romance.html http://classiconline.ru/ru/production/17043
https
:// dizain
sten
. ru / search
/ pesni
i romansy
na stihi
pushkina
skachat
Приложение 7
Практикум 1
Задания:
1. Прочитайте фрагменты произведений русских писателей. Обратите внимание на
дату их написания.
2. Дайте характеристику языковых особенностей фрагментов (или одного
фрагмента – по выбору), отмечая: устаревшие слова и их долю в тексте по отношению к современной лексике;
грамматические отступления от современного русского языка и их долю в тексте;
синтаксические особенности текста (длина, употребление сложных предложений,
обособленных конструкций и др.).
3. Сделайте вывод о лексических, грамматических и синтаксических особенностях
текстов (текста) и о его соответствии современному состоянию русского языка.
Аналогичная работа может быть проведена на материале поэтических
произведений.
– Вот Эльбрус, – сказал мне казакизвозчик, указывая плетью налево, когда
приближался я к Кисловодску; и в самом деле, Кавказ, дотоле задернутый завесою
туманов, открылся передо мною во всей дикой красоте, в грозном своем величии.
Сначала трудно было распознать снега его с грядою белых облаков, на нем лежащих;
но вдруг дунул ветер – тучи сдвинулись, склубились и полетели, расторгаясь о зубчатые
верхи. Солнце западало. Розовый, неизъяснимо прелестный румянец таял на голубоватых и
словно прозрачных льдах горного гребня, и мимолетные пары, расцвеченные всеми
отливами радуги, оживляя их игрою теней, придавали еще более очаровательности
картине. Я не мог наглядеться, не мог налюбоваться Кавказом; я душой понял тогда, что
горы есть поэзия природы. Чувства мои стали чище, думы яснее….
Но заря догорала. Одни за другими гасли вершины гор; только двуглавый Эльборус
сиял двумя звездами над океаном туч... наконец и он утоп во мраке. Изредка перепадали
крупные капли дождя; ветер вздувал по степи пыльные столбы, и телега моя неслась будто
наперегонку с ними.
– Далеко ли? – спросил я извозчика.
– Полверсты, – отвечал он.
В тот же миг сверкнула молния и озарила передо мной новую станицу линейных
казаков и дальше домы и домики для приезжих на воды. Спешить мне было не для чего, и я
решился провести в Кисловодске день и другой, чтобы удовлетворить любопытству:
посмотреть общество и увидеться с знакомыми.
А.А. БестужевМарлинский «Вечер на кавказских водах в 1824 году» (1830 г.)
В один прекрасный майский вечер, – извините, в июньский, – когда наши набеленные
и нарумяненные острова уведомляют петербургских жителей, что настало лето; когда
петербургские жители, поверив укатанным дорожкам и напудренной зелени, запасаются
палатками, серыми шляпами и разными другими снадобьями против зноя, переезжают в
карточные домики, называемые дачами, затворяют в них двери, окна и в продолжение
нескольких месяцев усердно занимаются химическим разложением дерева на его составные
части; когда между тем дождь хлещет в окошки, пробивает кровли, ветер ломает едва насаженные деревья, а гордая Нева, пользуясь белесоватым светом ночи, грозно
выглядывает изза парапета, докладывает гостиным, что сверх ежедневных интриг,
сплетней и происков существует на сем свете нечто другое, – в один из таких прекрасных
вечеров, говорю, на берегу Черной речки, в загородном доме, построенном на итальянский
манер, столь приличный нашему климату, несколько дам и мужчин толпились в гостиной
после раута; получено было известие, что река высока, что вздулись мосты и что
собираются развести их; усталая хозяйка, проклиная запоздалых гостей, радушно
предложила им переждать непогоду, уверяя честию, что она в восхищении от этого случая.
Гости благодарили хозяйку за ее благосклонность и, в свою очередь, проклинали ее и ее
раут, который поставил их в такое неприятное положение. Когда таким образом истощился
запас обыкновенных учтивостей и внутренней досады, всякий принялся за свое дело.
Благоразумнейшие начали новую партию виста, менее благоразумные присели смотреть на
игру, остальные атаковали камин. К этому кружку присоединился и я.
В.Ф. Одоевский «Катя или история воспитанницы» (1834 г.)
В один прекрасный летний день, в конце мая 1812 года, часу в третьем пополудни,
длинный бульвар Невского проспекта, начиная от Полицейского моста до самой Фонтанки,
был усыпан народом. Как яркой цветник, пестрелись толпы прекрасных женщин, одетых по
последней парижской моде. Зашитые в галуны лакеи, неся за ними их зонтики и турецкие
шали, посматривали спесиво на проходящих простолюдинов, которые, пробираясь бочком
по краям бульвара, смиренно уступали им дорогу. В промежутках этих разноцветных групп
мелькали от времени до времени беленькие щеголеватые платьица русских швей,
образовавших свой вкус во французских магазинах, и тафтяные капотцы красавиц среднего
состояния, которые, пообедав у себя дома на Петербургской стороне или в Измайловском
полку, пришли погулять по Невскому бульвару и полюбоваться большим светом. Молодые
и старые щеголи, в уродливых шляпах a la cendrillon (в стиле золушки (фр.).), с
сучковатыми палками, обгоняли толпы гуляющих дам, заглядывали им в лицо, любезничали
и отпускали поминутно ловкие фразы на французском языке; но лучшее украшение
гуляний петербургских, блестящая гвардия царя русского была в походе, и только койгде
среди круглых шляп мелькали белые и черные султаны гвардейских офицеров; но лица их
были пасмурны; они завидовали участи своих товарищей и тосковали о полках своих,
которые, может быть, готовились уже драться и умереть за отечество. В одной из боковых
аллей Невского бульвара сидел на лавочке молодой человек лет двадцати пяти; он чертил
задумчиво своей палочкой по песку, не обращал никакого внимания на гуляющих и не
подымал головы даже и тогда, когда проходили мимо его первостепенные красавицы
петербургские, влеча за собою взоры и сердца ветреной молодежи и вынуждая невольные
восклицания пожилых обожателей прекрасного пола. Но зато почти ни одна дама не
проходила мимо без того, чтоб явно или украдкою не бросить любопытного взгляда на
этого задумчивого молодого человека. Благородная наружность, черные как смоль волосы,
длинные, опущенные книзу ресницы, унылый, задумчивый вид – все придавало какуюто
неизъяснимую прелесть его смуглому, но прекрасному и выразительному лицу.
М.Н. Загоскин «Рославлев или Русские в 1812 году» (1830 г.) В начале XVIII столетия, по дороге от Мариенбурга к Менцену, не было еще ни
одной из мыз, нами упоминаемых. Ныне она довольно пуста; а в тогдашнее время, когда
война с русскими наводила ужас на весь край и близкое соседство с ними от псковской
границы заключало жителей в горах, в тогдашнее время, говорю я, едва встречалось здесь
живое существо.
Несмотря на эти опасения, в одно из первых чисел июля 1702 года, в некотором
расстоянии от появления речки Вайдау, пробиралась сквозь мрачный лес красноватая
карета, запряженная двумя рыжими лошадками. День был жаркий. Полуденное солнце, в
одинаком величии своем протекая по голубой степи неба, на котором ни одно завистливое
облачко не смело заслонить его, лило горящие лучи свои прямо на темя земли. Ленивый
ветерок пересекал эти лучи по временам и только на мгновения обдувал раскаленную ее
поверхность. Расслабленная природа, казалось, потеряла движение: едва струились изредка
верхи дерев; неохотно переливались волны зреющей жатвы; медленно текли воды, как
будто потоки растопленного хрусталя. Все живущее спешило куданибудь укрыться от
палящего зноя. Птицы прятались в рощах и на дне густых нив; стада бежали в воды, а где
воды не было, бедные животные, оцепенев, с поникнутыми головами, одно в тени другого,
искали малейшей прохлады.
(И.И. Лажечников «Последний Новик»,1833 г.)
Мы стояли в местечке ***. Жизнь армейского офицера известна. Утром ученье,
манеж; обед у полкового командира или в жидовском трактире; вечером пунш и карты. В
*** не было ни одного открытого дома, ни одной невесты; мы собирались друг у друга, где,
кроме своих мундиров, не видали ничего.
Один только человек принадлежал нашему обществу, не будучи военным. Ему было
около тридцати пяти лет, и мы за то почитали его стариком. Опытность давала ему перед
нами многие преимущества; к тому же его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой
язык имели сильное влияние на молодые наши умы. Какаято таинственность окружала его
судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя. Некогда он служил в гусарах, и даже
счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти в отставку и поселиться в бедном
местечке, где жил он вместе и бедно и расточительно: ходил вечно пешком, в изношенном
черном сертуке, а держал открытый стол для всех офицеров нашего полка. Правда, обед
его состоял из двух или трех блюд, изготовленных отставным солдатом, но шампанское
лилось притом рекою. Никто не знал ни его состояния, ни его доходов, и никто не
осмеливался о том его спрашивать. У него водились книги, большею частию военные, да
романы. Он охотно давал их читать, никогда не требуя их назад; зато никогда не возвращал
хозяину книги, им занятой. Главное упражнение его состояло в стрельбе из пистолета.
Стены его комнаты были все источены пулями, все в скважинах, как соты пчелиные.
Богатое собрание пистолетов было единственной роскошью бедной мазанки, где он жил.
Искусство, до коего достиг он, было неимоверно, и если б он вызвался пулей сбить грушу с
фуражки кого б то ни было, никто б в нашем полку не усумнился подставить ему своей
головы. Разговор между нами касался часто поединков; Сильвио (так назову его) никогда в
него не вмешивался. На вопрос, случалось ли ему драться, отвечал он сухо, что случалось, но в подробности не входил, и видно было, что таковые вопросы были ему неприятны. Мы
полагали, что на совести его лежала какаянибудь несчастная жертва его ужасного
искусства. Впрочем, нам и в голову не приходило подозревать в нем чтонибудь похожее на
робость. Есть люди, коих одна наружность удаляет таковые подозрения. Нечаянный случай
всех нас изумил.
А.С. Пушкин «Выстрел» (1830 г.)
Практикум 2
Задания:
1. Прочитайте стихотворения, обратите внимание на дату их написания.
2. Определите, какое из произведений наиболее близко по своему языковому облику
современному состоянию языка. Объясните, почему вы так считаете, подтверждая свою
точку зрения примерами из текстов.
3. Сделайте вывод о процессах, происходивших в русском поэтическом языке в
первой трети XIX века.
Аналогичная работа может быть проведена на материале прозаических
произведений.
А.С. Пушкин. Поэту
Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд. Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.
1830
Е.А. Баратынский. Последний поэт (фрагмент)
Век шествует путем своим железным,
В сердцах корысть, и общая мечта
Час от часу насущным и полезным
Отчетливей, бесстыдней занята.
Исчезнули при свете просвещенья
Поэзии ребяческие сны,
И не о ней хлопочут поколенья,
Промышленным заботам преданы.
Для ликующей свободы
Вновь Эллада ожила,
Собрала свои народы
И столицы подняла;
В ней опять цветут науки,
Носит понт торговли груз,
Но не слышны лиры звуки
В первобытном рае муз!
Блестит зима дряхлеющего мира, Блестит! Суров и бледен человек;
Но зелены в отечестве Омира
Холмы, леса, брега лазурных рек.
Цветет Парнас! пред ним, как в оны годы,
Кастальский ключ живой струею бьет;
Нежданный сын последних сил природы –
Возник Поэт, – идет он и поет.
Воспевает, простодушный,
Он любовь и красоту,
И науки, им ослушной,
Пустоту и суету:
Мимолетные страданья
Легкомыслием целя,
Лучше, смертный, в дни незнанья
Радость чувствует земля.
1835
П.А. Вяземский. Три века поэтов
Когда поэт еще невинен был,
Он про себя иль на ухо подруге,
Счастливец, пел на воле, на досуге
И на заказ стихами не служил.
Век золотой! Тебя уж нет в помине,
И ты идешь за баснословный ныне.
Тут век другой настал вослед ему.
Поэт стал горд, стал данник общежитью, Мечты свои он подчинил уму,
Не вышнему, земному внял наитью
И начал петь, мешая с правдой ложь,
Высоких дам и маленьких вельмож.
Им понукал и чуждый, и знакомый;
Уж сын небес – гостинный человек:
Тут в казнь ему напущены альбомы,
И этот век – серебряный был век.
Урок не впрок: всё суетней, всё ниже,
Всё от себя подале, к людям ближе,
Поэт совсем был поглощен толпой,
И неба знак смыт светскою волной.
Не отделен поэт на пестрых сходках
От торгашей игрушек, леденцов,
От пленников в раскрашенных колодках,
От гаеров, фигляров, крикунов.
Вопль совести, упреки бесполезны;
Поэт заснул в губительном чаду,
Тут на него напущен век железный
С бичом своим, в несчастную чреду.
Лишился он последней благодати;
Со всех сторон, и кстати и некстати,
В сто голосов звучит в его ушах:
«Пожалуйте стихи в мой альманах!»
Бедняк поэт черкнет ли что от скуки –
За ним, пред ним уж Бриарей сторукий,
Сей хищник рифм, сей альманашный бес, Хватает всё, и, жертва вечных страхов,
По лютости разгневанных небес,
Поэт в сей век – оброчник альманахов.
1829
Н.М. Языков. Поэт
«Искать ли славного венца
На поле рабских состязаний,
Тревожа слабые сердца,
Сбирая нищенские дани?
Сия народная хвала,
Сей говор близкого забвенья,
Вознаградит ли музе пенья
Ее священные дела?
Кто их постигнет?
Гений вспыхнет –
Толпа любуется на свет,
Шумит, шумит, шумит – затихнет:
И это слава наших лет!»
Так мыслит юношапоэт,
Пока в душе его желанья
Мелькают, темные, как сон,
И твердый глас самосознанья
Не возвестил ему, кто он.
И вдруг, надеждой величавой
Свои предвидя торжества, Беспечный – право иль не право
Его приветствует молва –
За независимою славой
Пойдет любимец божества;
В нем гордость смелая проснется:
Свободен, весел, полон сил,
Орел великий встрепенется,
Расширит крылья и взовьется
К бессмертной области светил!
Практикум 3
Задания:
1825
1. Прочитайте фрагменты из литературных произведений, написанных в 1818 году.
2. Дайте характеристику языковых особенностей фрагментов, отмечая:
устаревшие слова и их долю в тексте по отношению к современной лексике;
грамматические отступления от современного русского языка и их долю в
тексте;
синтаксические особенности текста (длина, употребление сложных
предложений, обособленных конструкций и др.).
3. Сделайте вывод о том, какие изменения произошли в русском литературном
языке за 200 лет.
К.Н. Батюшков. Из Байрона
Есть наслаждение и в дикости лесов,
Есть радость на приморском бреге,
И есть гармония в сем говоре валов,
Дробящихся в пустынном беге.
Я ближнего люблю, но ты, природамать, Для сердца ты всего дороже!
С тобой, владычица, привык я забывать
И то, чем был, как был моложе,
И то, чем ныне стал под холодом годов.
Тобою в чувствах оживаю:
Их выразить душа не знает стройных слов,
И как молчать об них – не знаю.
1819
П.А. Вяземский. Статья по поводу предполагаемого арзамасского журнала
(фрагмент)
Сила в соединении; польза в единодушии. Глупость и бесчестие имеют свои приюты
укрепленные: Академия и присутственные места; ум и честь слоняются у нас по белому
свету сверхкомплектными тунеядцами. Счастливый случай и дружба соединяют нас: нам
должно воспользоваться союзом, предположить себе цель действия и идти к ней твердыми
неутомимыми шагами. Какое средство имеем к достижению благородной мечты? Влияние
на публику: как похитить это влияние? Изданием журнала. Всякая другая дорога была бы
отдаленнее. Временные сочинения скорее захватывают вниманием читателей и имеют более
число читателей. Сначала подстрекают они одно любопытство; сначала от праздности
слушают журналиста: со временем его слушаются. Все орудия в его руках, он учит,
забавляет, проповедует, смеется и смешит, укоряет и приговором своим оправдывает и
казнит. Когда печать не была еще в употреблении, в дни аттические, говоруны, политики,
философы, критики собирались на Афинских площадях, и народные беседы их были
ежедневные словесные журналы. Горчаков сказал в какойто сатире:
И наконец я зрю в стране моей родной
Журналов тысячу, а книги ни одной.
И взапуски тысяча голосов повторяют за ним кстати и некстати эти два стиха.
Вопервых, польза журналов у нас очевидна, а вовторых, журналов у нас большой
недостаток. Во всех других просвещенных землях их гораздо более. Мы можем считать у
себя двух только журналистов: Новикова и Карамзина. Первый был бичом предрассудков,
бичом немного жестким и отзывающимся грубостью тогдашнего времени. Карамзин в
«Московском журнале» разрушил готические башни обветшалой литературы и на ее
развалинах положил начало новому европейскому зданию, ожидающему для
совершеннейшего окончания искусных трудолюбивых рук. Н.И. Греч. Современная российская библиография. Новые книги. История
государства Российского (фрагмент)
Наконец удовлетворены нетерпеливое ожидание и любопытство российской
публики: История г. Карамзина у ней в руках! Никогда еще не извещали мы наших
читателей о выходе в свет нового творения с таким удовольствием, как ныне. Самые
красноречивые похвалы, самые громкие прокламации журналистов не возвеличат
достоинства сей книги и не дадут о ней точного понятия. Мы ограничимся библиографиею,
т.е. описанием Истории Российского государства, предоставляя суждение об оной
другим, искуснейшим и опытнейшим по сей части писателям.
Смело можно сказать, что собственная Русская История доныне не существовала.
Сочинители истории, как известно, разделяются на три разряда: на летописцев,
описывающих современные им происшествия или сообщающих потомству на письме то,
что до них дошло изустным преданием; на исторических критиков, объясняющих сии
предания древности, исправляющих вкравшиеся в них ошибки, соглашающих разные в оных
противоречия и пр., и, наконец, на собственных историков, которые из материалов,
сообщенных им летописцами, поясненных и очищенных критиками, творят историю –
священную книгу народов, главную, необходимую; зерцало их бытия и деятельности;
скрижали откровения и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение
настоящего и пример будущего. – Древность русская богата источниками для ее истории:
временники Нестора и его продолжателей, дошедшие до нас в разных списках; степенные
книги, хронографы, грамоты, государственные бумаги иностранных архивов и пр.
представляют историку драгоценные и разнообразные материалы; но они до XVIII века
почти вовсе были неизвестны ученому свету.
А.С. Грибоедов. Притворная неверность (фрагмент)
Ленский
Ну, нет! любить, как ты, на бешенство похоже.
Рославлев
А так любить, как ты, и не любить – всё то же.
Ленский
Кто с Лизою твои все ссоры перечтет?
Рославлев
Зато с ее сестрой ты холоден, как лед.
Ленский Подумай, как вчера ты с нею обходился.
Ты дулся и молчал, бесился и бранился;
Бог знает из чего, кричал, уж так кричал,
Что я со стороны, куда уйти, не знал.
Как Лиза ни добра, ей это надоело,
Она рассорилась с тобою, – и за дело.
Рославлев
Она же ссорится! и я же виноват!
И мне приятели признаться в том велят!
От этих женщин мы чего не переносим?
А кончится одним: что мы прощенья просим.
Ленский
При всяком случае готов ты их бранить.
Они несносны? – Да? – Зачем же их любить?
Нет, право, за тебя становится мне стыдно:
Ты знаешь, что прослыть ревнивым незавидно;
А многие куда как резко говорят
И громко...
Рославлев
На мой счет?
Ленский
На твой.
Рославлев
Я очень рад!
Ленский
Всем кажется, что ты брюзглив и своенравен,
И нежностью смешон, и ревностью забавен; А в свете толковать о странностях других
Везде охотники.
Д.В. Давыдов. Элегия
О, пощади! Зачем волшебство ласк и слов,
Зачем сей взгляд, зачем сей вздох глубокой,
Зачем скользит небережно покров
С плеч белых и с груди высокой?
О, пощади! Я гибну без того,
Я замираю, я немею
При легком шорохе прихода твоего;
Я, звуку слов твоих внимая, цепенею;
Но ты вошла... и дрожь любви,
И смерть, и жизнь, и бешенство желанья
Бегут по вспыхнувшей крови,
И разрывается дыханье!
С тобой летят, летят часы,
Язык безмолвствует... одни мечты и грезы,
И мука сладкая, и восхищенья слезы...
И взор впился в твои красы,
Как жадная пчела в листок весенней розы.
В.А. Жуковский. Горная дорога
Над страшною бездной дорога бежит,
Меж жизнью и смертию мчится;
Толпа великанов ее сторожит;
Погибель над нею гнездится. Страшись пробужденья лавины ужасной:
В молчанье пройди по дороге опасной.
Там мост через бездну отважной дугой
С скалы на скалу перегнулся;
Не смертною был он поставлен рукой –
Кто смертный к нему бы коснулся?
Поток под него разъяренный бежит;
Сразить его рвется и ввек не сразит.
Там, грозно раздавшись, стоят ворота:
Мнишь: область теней пред тобою;
Пройди их – долина, долин красота,
Там осень играет с весною.
Приют сокровенный! желанный предел!
Туда бы от жизни ушел, улетел.
Четыре потока оттуда шумят –
Не зрели их выхода очи.
Стремятся они на восток, на закат,
Стремятся к полудню, к полночи;
Рождаются вместе; родясь, расстаются;
Бегут без возврата и ввек не сольются.
Там в блеске небес два утеса стоят,
Превыше всего, что земное;
Кругом облака золотые кипят, Эфира семейство младое;
Ведут хороводы в стране голубой;
Там не был, не будет свидетель земной.
Царица сидит высоко и светло
На вечно незыблемом троне;
Чудесной красой обвивает чело
И блещет в алмазной короне;
Напрасно там солнцу сиять и гореть:
Ее золотит, но не может согреть.
П.А. Катенин. Осенняя грусть
Опять вас нет, дни лета золотого, –
И темный бор, волнуясь, зашумел;
Уныл, как грусть, вид неба голубого –
И свежий луг, как я, осиротел!
Дождусь ли, друг, чтоб в тихом мае снова
И старый лес и бор помолодел?
Но грудь теснят предчувствия унылы:
Не вестники ль безвременной могилы?
Дождусь ли я дубравы обновленья,
И шепота проснувшихся ручьев,
И по зарям певцов свободных пенья,
И, спутницы весенних вечеров,
Мечты, и мук ее – и наслажденья?..
Я доживу ль до тающих снегов? Иль суждено мне с родиной проститься
И сладкою весной не насладиться!..
А.С. Пушкин. К Чаадаеву
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
А.А. Шаховской. Не любо – не слушай, а лгать не мешай (фрагменты) ЯВЛЕНИЕ 1
Зарницкин и Дашенька входят.
Зарницкин
Как! тетушки моей здесь, в Подмосковной, нет?
А я скакал фельдъегерям на диво.
Пять раз был выброшен, однако так счастливо,
Что шляпы не измял, хотя вчера чуть свет
У Царского Села мой егерь в прах разбился.
Дашенька
Вчера! вы шутите?
Зарницкин
Ах! виноват, ошибся,
Третьего дня, в четверг; но в тридцать два часа...
То есть за вычетом починок колеса,
Двух шкворней, дышла и рессоры, –
Из Петербурга к вам не всякий бы поспел!
Зато уж я не пил, не ел;
К тому ж валдайские пригорки, косогоры
Измучили меня всю ночь...
Ямщик мой повернул так круто от оврага,
Что шкворень пополам... оторвалася вага...
И с дышлом лошади, как вихрь, умчались прочь.
Что ж? – я без лошадей в коляске с гор скатился...
И усидел, хоть, признаюсь, избился...
И руку и плеча ушиб,
А пуще у ноги помял подъемный сгиб;
Да слава богу, Что взял с собою на дорогу
Бутылку одезалп, – помазал... и прошло.
Да где же тетушка?
Дашенька
Уехала к обедне.
Вы вспомнили ль, у нас которое число?
Зарницкин
А такто вспомнил я, что бился онамедни
О бочке устриц об заклад,
Что нынче тетушку поздравлю с днем рожденья.
Дашенька
Нет, разве с ангелом?
Зарницкин
Всё спутал, виноват.
С того проклятого сраженья,
Где в лошадь подо мной
Так бомба мастерски попала...
Что кинула меня швырком с седла долой,
А лошадь бедную в кусочки разорвала,
Я память потерял совсем.
Дашенька (в сторону)
Ай! наш племянник лгун!
Зарницкин
Не веришь? Я клянуся...
Дашенька
Могу ль не верить вам, а, признаюсь, дивлюся.
Зарницкин И удивительно... Однако ж между тем
Я не забыл тебя.
Дашенька
Неужли не забыли?
А с лишком восемь лет
И вы, и ваша жизнь для нас загадкой были.
Зарницкин
Немудрено: обрыскал я весь свет...
А помню, ты была премилая плутовка,
И любовались все тобой;
Ну как теперь гляжу: вертлявая головка,
Глазенки быстрые, взгляд самый воровской,
А ротик, и зубки, и носик... всё так мило,
Что всё бы вдруг расцеловал.
Ну, видишь ли, что я тебя узнал? «Крылатые» выражения, афоризмы, цитаты и высказывания А.С. Пушкина
Приложение 8
А счастье было так возможно!
Ах, обмануть меня нетрудно! Я сам обманываться рад!
Блажен, кто смолоду был молод.
Бойцы вспоминают минувшие дни…
Болезнь любви неизлечима!
Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей.
Быть славным – хорошо, спокойным – лучше вдвое.
В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань.
Гений и злодейство – две вещи несовместные.
Гений чистой красоты.
Глаголом жги сердца людей. Говорят, что несчастие хорошая школа; может быть. Но счастие есть лучший
университет.
Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной
есть постыдное малодушие.
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста!
Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Дела давно минувших дней…
Зависимость жизни семейной делает человека более нравственным.
Зависть – сестра соревнования.
Здравствуй, племя младое, незнакомое!
Злословие даже без доказательств оставляет почти вечные следы.
Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись…
И всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет.
И мальчики кровавые в глазах…
И пусть у гробового входа младая будет жизнь играть.
К беде неопытность ведет.
Критики смешивают вдохновение с восторгом.
Кто раз любил, тот не полюбит вновь.
Куда ж нам плыть?..
Любви все возрасты покорны.
Люди никогда не довольны настоящим и, по опыту имея мало надежды на
будущее, украшают невозвратимое минувшее всеми цветами своего воображения.
Мечтам и годам нет возврата.
Молодость – величайший чародей. Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось!
Мы все глядим в Наполеоны…
Мы все учились понемногу чемунибудь и какнибудь…
Мы почитаем всех нулями, а единицами себя.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Народ безмолвствует.
Наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни.
Не приведи бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный.
Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет.
Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать.
Hет правды на земле, но правды нет и выше.
Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности.
Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана.
Нравственные поговорки бывают удивительно полезны в тех случаях, когда мы от
себя мало что можем выдумать себе в оправдание.
Обычай – деспот меж людей.
Одна из причин жадности, с которой мы читаем записки великих людей, – наше
самолюбие: мы рады, ежели сходствуем с замечательным человеком чем бы то ни было,
мнениями, чувствами, привычками – даже слабостями и пороками.
Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!
Переводчики – почтовые лошади просвещения.
Печаль моя светла…
Пир во время чумы.
Поверил я алгеброй гармонию.
Презирать суд людей нетрудно, презирать суд собственный – невозможно.
Привычка свыше нам дана: замена счастию она.
Распалась связь времен… Скука есть одна из принадлежностей мыслящего существа.
Сладостное внимание женщин – почти единственная цель наших усилий.
Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная.
Служенье муз не терпит суеты.
Счастливый человек, для жизни ты живешь!
Ужасный век, ужасные сердца!
Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей.
Что было, то не будет вновь.
Что день грядущий мне готовит?
Эгоизм может быть отвратительным, но он не смешон, ибо отменно благоразумен.
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.
Я пережил свои желанья.
Методический материал по проведению образовательных мероприятий, посвященных празднованию Пушкинского дня России (6 июня)
Методический материал по проведению образовательных мероприятий, посвященных празднованию Пушкинского дня России (6 июня)
Методический материал по проведению образовательных мероприятий, посвященных празднованию Пушкинского дня России (6 июня)
Методический материал по проведению образовательных мероприятий, посвященных празднованию Пушкинского дня России (6 июня)
Методический материал по проведению образовательных мероприятий, посвященных празднованию Пушкинского дня России (6 июня)
Методический материал по проведению образовательных мероприятий, посвященных празднованию Пушкинского дня России (6 июня)
Методический материал по проведению образовательных мероприятий, посвященных празднованию Пушкинского дня России (6 июня)
Методический материал по проведению образовательных мероприятий, посвященных празднованию Пушкинского дня России (6 июня)
Методический материал по проведению образовательных мероприятий, посвященных празднованию Пушкинского дня России (6 июня)
Методический материал по проведению образовательных мероприятий, посвященных празднованию Пушкинского дня России (6 июня)
Методический материал по проведению образовательных мероприятий, посвященных празднованию Пушкинского дня России (6 июня)
Методический материал по проведению образовательных мероприятий, посвященных празднованию Пушкинского дня России (6 июня)
Методический материал по проведению образовательных мероприятий, посвященных празднованию Пушкинского дня России (6 июня)
Методический материал по проведению образовательных мероприятий, посвященных празднованию Пушкинского дня России (6 июня)
Методический материал по проведению образовательных мероприятий, посвященных празднованию Пушкинского дня России (6 июня)
Методический материал по проведению образовательных мероприятий, посвященных празднованию Пушкинского дня России (6 июня)
Методический материал по проведению образовательных мероприятий, посвященных празднованию Пушкинского дня России (6 июня)
Методический материал по проведению образовательных мероприятий, посвященных празднованию Пушкинского дня России (6 июня)
Методический материал по проведению образовательных мероприятий, посвященных празднованию Пушкинского дня России (6 июня)
Методический материал по проведению образовательных мероприятий, посвященных празднованию Пушкинского дня России (6 июня)
Методический материал по проведению образовательных мероприятий, посвященных празднованию Пушкинского дня России (6 июня)
Методический материал по проведению образовательных мероприятий, посвященных празднованию Пушкинского дня России (6 июня)
Методический материал по проведению образовательных мероприятий, посвященных празднованию Пушкинского дня России (6 июня)
Методический материал по проведению образовательных мероприятий, посвященных празднованию Пушкинского дня России (6 июня)
Методический материал по проведению образовательных мероприятий, посвященных празднованию Пушкинского дня России (6 июня)
Методический материал по проведению образовательных мероприятий, посвященных празднованию Пушкинского дня России (6 июня)
Методический материал по проведению образовательных мероприятий, посвященных празднованию Пушкинского дня России (6 июня)
Методический материал по проведению образовательных мероприятий, посвященных празднованию Пушкинского дня России (6 июня)
Методический материал по проведению образовательных мероприятий, посвященных празднованию Пушкинского дня России (6 июня)
Методический материал по проведению образовательных мероприятий, посвященных празднованию Пушкинского дня России (6 июня)
Методический материал по проведению образовательных мероприятий, посвященных празднованию Пушкинского дня России (6 июня)
Методический материал по проведению образовательных мероприятий, посвященных празднованию Пушкинского дня России (6 июня)
Методический материал по проведению образовательных мероприятий, посвященных празднованию Пушкинского дня России (6 июня)
Методический материал по проведению образовательных мероприятий, посвященных празднованию Пушкинского дня России (6 июня)
Методический материал по проведению образовательных мероприятий, посвященных празднованию Пушкинского дня России (6 июня)
Методический материал по проведению образовательных мероприятий, посвященных празднованию Пушкинского дня России (6 июня)
Методический материал по проведению образовательных мероприятий, посвященных празднованию Пушкинского дня России (6 июня)
Методический материал по проведению образовательных мероприятий, посвященных празднованию Пушкинского дня России (6 июня)
Методический материал по проведению образовательных мероприятий, посвященных празднованию Пушкинского дня России (6 июня)
Методический материал по проведению образовательных мероприятий, посвященных празднованию Пушкинского дня России (6 июня)
Методический материал по проведению образовательных мероприятий, посвященных празднованию Пушкинского дня России (6 июня)
Методический материал по проведению образовательных мероприятий, посвященных празднованию Пушкинского дня России (6 июня)
Методический материал по проведению образовательных мероприятий, посвященных празднованию Пушкинского дня России (6 июня)
Методический материал по проведению образовательных мероприятий, посвященных празднованию Пушкинского дня России (6 июня)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.