Методический материал "Профилактика подростковой наркомании в школе"
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
биология
8 кл
22.01.2018
Проблема подростковой наркомании в России возникла в середине 80– х годов XX века и является одной из наиболее острых проблем современного российского общества.
Нижняя возрастная граница детей, поступающих в медицинские учреждения с диагнозом наркомания или токсикомания, снизилась до уровня 7-9 лет, а период наиболее активного приобщения к наркотикам выпадает на возраст 14-15 лет. При сегодняшних темпах ее распространения в скором будущем мы столкнемся с ситуацией, когда наркотизмом будет поражена большая часть молодого поколения. Такая ситуация будет означать социально –экономическую катастрофу, т.к. регулярное употребление наркотиков разрушает физическую и психическую системы человека, снижает его интеллектуальные и энергетические ресурсы. Кроме того, наркоман, уже не способный к продуктивной деятельности, все доступные ему деньги направляет в оборот наркобизнеса, который равен обороту военных программ и с каждым годом набирает свою мощь.
На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что добиться сколько – нибудь заметных результатов в решении проблемы наркомании невозможно без организации адекватной профилактической работы.
статья био.docx
ПРОФИЛАКТИКА ПОДРОСТКОВОЙ НАРКОМАНИИ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ " БИОЛОГИЯ ".
Проблема подростковой наркомании в России возникла в середине 80– х
годов XX века и является одной из наиболее острых проблем современного
российского общества.
Нижняя возрастная граница детей, поступающих в медицинские учреждения
с диагнозом наркомания или токсикомания, снизилась до уровня 79 лет, а
период наиболее активного приобщения к наркотикам выпадает на возраст 14
15 лет. При сегодняшних темпах ее распространения в скором будущем мы
столкнемся с ситуацией, когда наркотизмом будет поражена большая часть
молодого поколения. Такая ситуация будет означать социально –
экономическую катастрофу, т.к. регулярное употребление наркотиков
разрушает физическую и психическую системы человека, снижает его
интеллектуальные и энергетические ресурсы. Кроме того, наркоман, уже не
способный к продуктивной деятельности, все доступные ему деньги
направляет в оборот наркобизнеса, который равен обороту военных программ
и с каждым годом набирает свою мощь.
На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что добиться
сколько – нибудь заметных результатов в решении проблемы наркомании
невозможно без организации адекватной профилактической работы.
Первичная профилактика в наркологии располагает , по сути дела, двумя
основными методами – системой запретов и наказаний и санитарным
просвещением. Но существует точка зрения, что запреты, наложенные на
наркотики, только стимулируют злоупотребление ими, становясь формой
протеста. Ряд исследователей утверждают, что антинаркотическая пропаганда способна пробудить у детей и подростков нездоровый интерес к
наркотикам, и тем самым спровоцировать начало их употребления.
Основной акцент должен ставиться на меры первичной профилактики,
на поддержание и развитие условий, способствующих
направленной
сохранению физического, личностного и социального здоровья. Как известно,
большая часть наркоманов в России – несовершеннолетние. Поэтому одним из
наиболее перспективных путей решения проблемы подростковой наркомании
является профилактика с помощью формирования и развития знаний у
студентов о негативном влиянии употребления наркотических веществ на
здоровье человека. Очевидно, что главную роль в решении этих проблем
отводится преподавателям, а конкретнее – преподавателям биологии, т.к.
именно при изучении этой дисциплины возможно раскрытие всех сторон
негативного влияния наркотиков на организм человека и разработка на этой
основе программ первичной профилактики наркозависимости.
Такой подход можно реализовать при изучении раздела "Общая биология",
при условии включения в него материала о негативном действии
наркотических веществ на жизнедеятельность клеток, на развитие организма,
на поведение и жизнь человека.
Например, при изучении темы "Химический состав клетки", одной из
задач является формирование у студентов
воспитательных
антинаркотических убеждений. В конце урока преподаватель сообщает
студентам: " Клетками человека выделяются особые органические вещества,
эндорфины и энкефалины, которые регулируют нервные процессы. Их
количество в организме не велико, и при выходе из "депо" они быстро
разрушаются специальными ферментами. К этим веществам, без которых
организм не может нормально функционировать, по химическому составу
очень близки наркотические вещества. Наркотики "подделываются" под
выработанные организмом соединения и проникают под оболочки тех нервных
клеток, возбуждение которых вызывает у человека состояние блаженства. Когда наркотики вводят извне, организм, стремясь сохранить постоянным
прекращает производство собственных
свой внутренний состав,
наркотических продуктов до тех пор, пока их аналоги, введенные в составе
наркотического средства, не будут выведены из организма. Если же введение
внутреннее
наркотических средств извне становится регулярным,
производство подобных веществ постепенно подавляется, иногда полностью.
Организм воспринимает это как острое ( а затем и хроническое ) голодание,
т.е. испытывает дефицит определенных нейрогормональных компонентов,
необходимых для нормального функционирования. Таким образом, наркотики
(каждый препарат по – своему) начинают выполнять функции, которые
раньше обеспечивались веществами, производящимися самим организмом.
При первых приемах наркотических веществ они довольно долго остаются в
организме, но при повторных приемах активизируются ферменты,
разрушающие эти наркотики. Поэтому для получения желаемого эффекта
приходится повышать дозы.
Таким образом развивается заболевание, которое проявляется влечением к
постоянному приему в возрастающих количествах наркотических средств
вследствие стойкой психической и физической зависимости от них.
Наркотики изменяют нормальный химический состав клетки, что приводит к
нарушению работы клетки в целом. Так, например, при употреблении
наркотических веществ изменяется проницаемость клеточных стенок для
ионов кальция…"
При изучении темы "Индивидуальное развитие организма" можно поставить
следующие воспитательные задачи: сформировать у студентов убеждение о
необходимости вести здоровый образ жизни; сформировать представление о
асоциальности и аморальности употребления наркотиков. После того , как
преподаватель расскажет о влиянии различных факторов на развитие
зародыша ( особое внимание уделяя химическим факторам, вызывающим мутации
слово предоставляется студенту,
наркотики),
алкоголь,
никотин,
мультимедийную презентацию на тему "Влияние
подготовившему
наркотических веществ на развитие зародыша и плода". Необходимо отметить
, что очень часто мать вследствие своего неправильного образа жизни
Злоупотребление такими
подвергает будущего ребенка опасности.
веществами как алкоголь, никотин, наркотики приводит порой к
неповторимым последствиям для ребенка.
Также необходимо указать, что последствия воздействия наркотика на плод
зависят от стадии эмбрионального развития. Особый вред наркотики
оказывают на развитие будущего человека на ранних стадиях развития
( особенно в первые 8 недель беременности), когда происходит закладка всех
систем органов зародыша. Употребление наркотических веществ в этот
период приводит к тяжелым порокам развития, врожденным дефектам и
самопроизвольным абортам. Во второй половине беременности системы
органов зародыша развиваются и растут. Воздействие наркотиков в этот
период вызывает уродства,
внутриутробного роста и преждевременные роды.
функциональные дефекты,
замедление
Далее дается материал о влиянии разных наркотиков на развитие плода,
который студенты записывают в заранее расчерченную таблицу.
При изучении темы "Вирусы" желательно раскрыть негативное значение
некоторых вирусов, как возбудителей опасных заболеваний ( СПИДа,
гепатита). Отметить, что большая часть больных СПИДом – наркоманы, они
же являются его главными распространителями. Прием наркотических
веществ сам по себе негативно отражается на иммунной системе, т.к.
отрицательно влияет на лимфатическую систему и красный костный мозг.
Кроме того, часто наркоманы в группе используют для введения наркотика
один шприц, грязные иглы, никогда не обрабатывают место инъекции
антисептиком. Все это приводит к проникновению в кровь болезнетворных бактерий и вирусов. Главную опасность здесь представляет смертельно
опасные и неизлечимые заболевания СПИД , гепатиты В и С. ВИЧ – инфекция
попадает на благоприятную почву, СПИД довершает разрушение иммунной
системы…
Как показывает практика, для успешного внедрения
материала
антинаркотической направленности , необходимо провести предварительное и
заключительное анкетирование студентов, целью которого является
выявление уровня наркологических знаний и антинаркотических убеждений .
Многие студенты не имеют четкого представления о вреде наркотических
веществ на здоровье человека. В процессе обучения слабо формируются
антинаркотические убеждения, что доказывается неуклонным ростом числа
подростков – наркоманов в нашей стране.
На наш взгляд , данную проблему можно затронуть на одном из заседаний
биологического кружка, проведя дискуссию на тему " Наркомания и ее
последствия ", цель которой обобщить, расширить и углубить знания о
наркомании как болезни, ее последствиях для человека и общества в целом,
продолжить формирование наркологических знаний и антинаркотических
убеждений. Следует отметить, что наркоман быстро теряет социальное
положение. Он становится равнодушен к общественным делам. Его ничто не
интересует. Все и все уходят на задний план. Приобретение и употребление
дурманящих веществ становится смыслом его жизни. И еще одна
особенность : наркоманы стремятся приобщить к своему увлечению других.
Наркоманы теряют интерес к учебе, работе. Они не возвращают обществу
затраченные на его воспитание и образование средства, не участвуют в
производстве. Медицинское его обслуживание и лечение дорого и
малоэффективно. В среде наркоманов нередки попытки к самоубийству,
главным образом путем сознательной передозировки наркотиков. Так что
последствия одурманивания трагичны как для отдельного человека, так и для
общества в целом. В заключение необходимо отметить , что запретить или уничтожить
наркотики невозможно, они были, есть и будут, но сформировать у
подростка устойчивые антинаркотические убеждения – вполне реальная
задача. Для этого преподавателям рекомендуется правдиво излагать факты о
негативном влиянии наркотических веществ на организм человека и
систематически включать дополнительный материал антинаркотической
направленности в программу обучения.
Методический материал "Профилактика подростковой наркомании в школе"
Методический материал "Профилактика подростковой наркомании в школе"
Методический материал "Профилактика подростковой наркомании в школе"
Методический материал "Профилактика подростковой наркомании в школе"
Методический материал "Профилактика подростковой наркомании в школе"
Методический материал "Профилактика подростковой наркомании в школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.