Методический материал "Профилактика подростковой наркомании в школе"
Оценка 5

Методический материал "Профилактика подростковой наркомании в школе"

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
биология
8 кл
22.01.2018
Методический материал "Профилактика  подростковой наркомании в школе"
Проблема подростковой наркомании в России возникла в середине 80– х годов XX века и является одной из наиболее острых проблем современного российского общества. Нижняя возрастная граница детей, поступающих в медицинские учреждения с диагнозом наркомания или токсикомания, снизилась до уровня 7-9 лет, а период наиболее активного приобщения к наркотикам выпадает на возраст 14-15 лет. При сегодняшних темпах ее распространения в скором будущем мы столкнемся с ситуацией, когда наркотизмом будет поражена большая часть молодого поколения. Такая ситуация будет означать социально –экономическую катастрофу, т.к. регулярное употребление наркотиков разрушает физическую и психическую системы человека, снижает его интеллектуальные и энергетические ресурсы. Кроме того, наркоман, уже не способный к продуктивной деятельности, все доступные ему деньги направляет в оборот наркобизнеса, который равен обороту военных программ и с каждым годом набирает свою мощь. На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что добиться сколько – нибудь заметных результатов в решении проблемы наркомании невозможно без организации адекватной профилактической работы.
статья био.docx
ПРОФИЛАКТИКА ПОДРОСТКОВОЙ НАРКОМАНИИ  ПРИ ИЗУЧЕНИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "  БИОЛОГИЯ ".                                                                                   Проблема подростковой наркомании в России возникла в середине 80– х годов   XX века и является одной из наиболее острых проблем современного российского общества. Нижняя возрастная  граница детей, поступающих в медицинские учреждения с диагнозом наркомания или токсикомания, снизилась до уровня 7­9 лет, а период наиболее активного приобщения к наркотикам выпадает на возраст 14­ 15 лет. При сегодняшних темпах ее распространения в скором будущем мы столкнемся с ситуацией, когда наркотизмом  будет поражена большая часть молодого   поколения.   Такая   ситуация   будет   означать   социально   – экономическую   катастрофу,   т.к.   регулярное   употребление   наркотиков разрушает   физическую   и   психическую   системы   человека,   снижает   его интеллектуальные и энергетические ресурсы. Кроме того, наркоман, уже не способный   к   продуктивной   деятельности,   все   доступные   ему   деньги направляет в оборот наркобизнеса, который равен обороту военных программ и с каждым годом набирает свою мощь. На   основании   всего   вышесказанного   можно   сделать   вывод,   что   добиться сколько   –   нибудь   заметных   результатов   в   решении   проблемы   наркомании невозможно без организации адекватной профилактической работы. Первичная профилактика в наркологии располагает , по сути дела, двумя основными   методами   –   системой   запретов   и   наказаний   и   санитарным просвещением.   Но   существует   точка   зрения,   что   запреты,   наложенные   на наркотики,   только   стимулируют   злоупотребление   ими,   становясь   формой протеста.   Ряд   исследователей   утверждают,   что   антинаркотическая пропаганда способна пробудить у детей и подростков нездоровый интерес к наркотикам, и тем самым спровоцировать начало их употребления. Основной   акцент   должен   ставиться     на   меры   первичной   профилактики,   на   поддержание   и   развитие   условий,   способствующих направленной   сохранению физического, личностного и социального здоровья. Как  известно, большая часть наркоманов в России – несовершеннолетние. Поэтому одним из наиболее перспективных путей  решения проблемы подростковой наркомании является   профилактика   с   помощью   формирования   и   развития   знаний   у студентов   о   негативном   влиянии   употребления   наркотических   веществ   на здоровье   человека.   Очевидно,   что   главную   роль   в   решении   этих   проблем отводится   преподавателям,   а   конкретнее   –   преподавателям   биологии,   т.к. именно   при   изучении   этой   дисциплины   возможно   раскрытие   всех   сторон негативного влияния наркотиков на организм человека и разработка на этой основе программ первичной профилактики наркозависимости. Такой подход можно реализовать при изучении  раздела "Общая биология", при   условии   включения   в   него   материала   о   негативном   действии наркотических веществ на жизнедеятельность клеток, на развитие организма, на поведение и жизнь человека.   Например,  при   изучении   темы    "Химический   состав  клетки",    одной   из задач   является   формирование   у   студентов воспитательных   антинаркотических   убеждений.   В   конце   урока   преподаватель   сообщает студентам: " Клетками  человека выделяются особые органические вещества, эндорфины   и   энкефалины,   которые   регулируют   нервные   процессы.   Их количество   в   организме   не   велико,   и   при   выходе   из   "депо"   они   быстро разрушаются   специальными   ферментами.   К   этим   веществам,   без   которых организм   не   может   нормально   функционировать,   по   химическому   составу очень   близки   наркотические   вещества.   Наркотики   "подделываются"   под выработанные организмом соединения и проникают под оболочки тех нервных клеток,   возбуждение   которых   вызывает   у   человека   состояние   блаженства. Когда   наркотики   вводят   извне,   организм,   стремясь   сохранить   постоянным   прекращает   производство   собственных свой   внутренний   состав, наркотических продуктов до тех пор, пока их аналоги, введенные в составе наркотического средства, не будут выведены из организма. Если же введение   внутреннее наркотических   средств   извне   становится   регулярным, производство подобных веществ постепенно подавляется, иногда полностью. Организм воспринимает это как острое ( а затем и хроническое ) голодание, т.е.   испытывает   дефицит   определенных   нейрогормональных   компонентов, необходимых для нормального функционирования. Таким образом, наркотики (каждый   препарат   по   –   своему)   начинают   выполнять   функции,   которые раньше обеспечивались веществами, производящимися самим организмом. При первых приемах наркотических веществ они довольно долго остаются в организме,   но   при   повторных   приемах   активизируются   ферменты, разрушающие   эти   наркотики.   Поэтому   для   получения   желаемого   эффекта приходится повышать дозы. Таким образом развивается заболевание, которое проявляется влечением к постоянному   приему   в   возрастающих   количествах   наркотических   средств вследствие стойкой психической и физической зависимости от них. Наркотики изменяют нормальный химический состав клетки, что приводит к нарушению   работы   клетки   в   целом.   Так,   например,   при   употреблении наркотических   веществ   изменяется   проницаемость   клеточных   стенок   для ионов кальция…"  При изучении темы "Индивидуальное развитие организма" можно поставить следующие воспитательные задачи: сформировать   у студентов убеждение о необходимости вести здоровый образ жизни; сформировать представление о асоциальности и аморальности употребления наркотиков. После того , как преподаватель   расскажет   о   влиянии   различных   факторов   на   развитие зародыша ( особое внимание уделяя химическим факторам, вызывающим мутации ­   слово   предоставляется   студенту,   наркотики), алкоголь,   никотин,   мультимедийную   презентацию   на   тему   "Влияние подготовившему   наркотических веществ на развитие зародыша и плода". Необходимо отметить ,   что   очень   часто   мать   вследствие   своего   неправильного   образа   жизни   Злоупотребление   такими подвергает   будущего   ребенка   опасности. веществами   как   алкоголь,   никотин,   наркотики   приводит   порой   к неповторимым последствиям для ребенка. Также  необходимо указать, что последствия воздействия наркотика на плод зависят   от   стадии   эмбрионального   развития.   Особый   вред   наркотики оказывают   на   развитие   будущего   человека   на   ранних   стадиях   развития ( особенно в первые 8 недель беременности), когда происходит закладка всех систем   органов   зародыша.   Употребление   наркотических   веществ   в   этот период   приводит   к   тяжелым   порокам   развития,   врожденным   дефектам   и самопроизвольным   абортам.   Во   второй   половине   беременности   системы органов   зародыша   развиваются   и   растут.   Воздействие   наркотиков   в   этот период   вызывает   уродства, внутриутробного роста и преждевременные роды.   функциональные   дефекты,   замедление Далее  дается  материал   о  влиянии   разных   наркотиков   на   развитие   плода, который  студенты записывают в заранее расчерченную таблицу. При   изучении   темы   "Вирусы"   желательно   раскрыть   негативное   значение некоторых   вирусов,   как   возбудителей   опасных   заболеваний   (   СПИДа, гепатита). Отметить, что большая часть больных СПИДом – наркоманы, они же   являются   его   главными   распространителями.   Прием   наркотических веществ   сам   по   себе   негативно   отражается   на   иммунной   системе,   т.к. отрицательно   влияет   на   лимфатическую   систему   и  красный   костный   мозг. Кроме того, часто наркоманы в группе используют для введения наркотика один   шприц,   грязные   иглы,   никогда   не   обрабатывают   место   инъекции антисептиком. Все это приводит к проникновению в кровь болезнетворных бактерий   и   вирусов.   Главную   опасность   здесь   представляет   смертельно опасные и неизлечимые заболевания СПИД , гепатиты В и С. ВИЧ – инфекция попадает на благоприятную почву, СПИД довершает разрушение иммунной системы…   Как   показывает   практика,   для   успешного   внедрения     материала антинаркотической направленности , необходимо провести предварительное и заключительное   анкетирование   студентов,   целью   которого   является выявление уровня наркологических знаний и антинаркотических убеждений . Многие   студенты не имеют четкого представления о вреде наркотических веществ   на   здоровье     человека.   В   процессе   обучения   слабо   формируются антинаркотические убеждения, что доказывается неуклонным ростом числа подростков – наркоманов в нашей стране. На наш взгляд ,  данную проблему можно затронуть на одном из заседаний биологического   кружка,   проведя   дискуссию   на   тему   "   Наркомания   и   ее последствия   ",   цель   которой   обобщить,   расширить   и   углубить   знания   о наркомании как болезни, ее последствиях для человека и общества в целом, продолжить   формирование   наркологических   знаний   и   антинаркотических убеждений.   Следует   отметить,   что   наркоман   быстро   теряет   социальное положение. Он становится равнодушен к общественным делам. Его ничто не интересует. Все и все уходят на задний план. Приобретение и употребление дурманящих   веществ   становится   смыслом   его   жизни.   И   еще   одна особенность : наркоманы стремятся приобщить к своему увлечению других. Наркоманы  теряют интерес  к  учебе,  работе.  Они не  возвращают  обществу затраченные   на   его   воспитание   и   образование   средства,   не   участвуют   в производстве.   Медицинское   его   обслуживание   и   лечение   дорого   и малоэффективно.   В   среде   наркоманов   нередки   попытки   к   самоубийству, главным   образом   путем   сознательной   передозировки   наркотиков.   Так   что последствия одурманивания трагичны как для отдельного человека, так и для общества в целом. В   заключение   необходимо   отметить   ,   что   запретить   или   уничтожить наркотики   невозможно,   они   были,   есть   и   будут,   но  сформировать   у подростка устойчивые  антинаркотические убеждения  – вполне реальная задача. Для этого преподавателям рекомендуется правдиво излагать факты о негативном   влиянии   наркотических   веществ   на   организм   человека   и систематически   включать   дополнительный   материал   антинаркотической направленности в программу обучения.

Методический материал "Профилактика подростковой наркомании в школе"

Методический материал "Профилактика  подростковой наркомании в школе"

Методический материал "Профилактика подростковой наркомании в школе"

Методический материал "Профилактика  подростковой наркомании в школе"

Методический материал "Профилактика подростковой наркомании в школе"

Методический материал "Профилактика  подростковой наркомании в школе"

Методический материал "Профилактика подростковой наркомании в школе"

Методический материал "Профилактика  подростковой наркомании в школе"

Методический материал "Профилактика подростковой наркомании в школе"

Методический материал "Профилактика  подростковой наркомании в школе"

Методический материал "Профилактика подростковой наркомании в школе"

Методический материал "Профилактика  подростковой наркомании в школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018