Агрессивному ученику третьего класса педагог может сказать: «Ты уже большой и не должен так себя вести, мы ждем от тебя более разумных поступков, ты можешь». В этом случае слово «большой» воспринимается как комплимент, поощрение, поднимает мальчика в собственных глазах и заставляет заняться самокоррекцией. В надежде, кстати, и на дальнейшее поощрение словом. А вот корректируя поведение ученика шестого класса, педагог должен для себя сделать рефлексивное замечание, что этот ребенок пока еще маленький и не в состоянии понять некоторые логические доводы взрослых. Начальные формы агрессивного поведения в этом возрасте корректируются с помощью шутки, доброго отношения. Главное, чтобы педагог сам был спокоен.
Работа педагога по преодолению подростковой агрессии.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых
проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов, но и
родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства
школьников. Возраст проявления агрессии явно помолодел. Ее проявляют не
только подростки и взрослые, но даже малыши. Практически все дети
ссорятся, дерутся, обзываются и пр. Обычно с усвоением правил и норм
поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают
место просоциальным формам поведения. Однако у определённой категории
детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и
развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге
снижается продуктивный потенциал ребёнка, сужаются возможности
полноценного общения,
деформируется его личностное развитие.
Агрессивный ребёнок приносит массу проблем не только окружающим, но и
самому себе.
Обсуждение проблемы подростковой агрессии на родительском собрании
не случайно. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в
обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов
телевизоров, в сети Интернет.
Подростковый возраст – критический период в развитии ребенка. Этот
период характеризуется бурными процессами физиологического созревания,
которые способствуют эмоциональной нестабильности, что увеличивает риск
аномалий личностного реагирования. Особенно значимыми становятся
общение со сверстниками, принадлежность к группе и усвоение моделей
лидерства. Психологическими особенностями подросткового кризиса можно
назвать: негативизм, отрицание авторитетов, пренебрежение к мнению
1взрослых и т.д. В этот же период происходят обретение самосознания,
принятие себя как личности. Как подростки будут справляться с новыми
требованиями взрослой жизни, новыми социальными ролями, определяется
развитием их личности в предыдущие годы, их багажом, накопленным в
период детства, т.е. успешностью или не успешностью социализации.
Если проанализировать причины проявления агрессии, то они в первую
очередь связаны с семьей. Постоянные ссоры родителей, физическое насилие
родителей по отношению друг к другу, грубость ежедневного общения,
унижение, сарказм и ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое и
подчеркивать это ежедневная школа агрессии, в которой ребенок
формируется и получает уроки мастерства агрессии. Одним из главных
условий предотвращения агрессивного поведения детей является
требовательность родителей по отношению к себе и по отношению к
собственному ребенку.
Большинство педагогов сталкиваются с проявлениями подростковой
агрессии ежедневно. Некоторые педагоги отрицают существование проблемы
либо в целом, либо в тех подростковых коллективах, с которыми им
приходится работать. Существует несколько типичных заблуждений в
отношений подростковой агрессии.
1. Подростковая агрессия неизбежна
Агрессия присуща человеку как биологическому объекту, однако следует
помнить, что в социально неблагополучных условиях она приобретает
совершенно иной характер и более сложные формы, поэтому отрекаться от
профилактики подростковой агрессии нелепо.
2. Подростковая агрессия — следствие психической патологии
2Это далеко не всегда так, как правило, подростковая агрессия следствием
психических расстройств не является. Исследования показали, что наиболее
опасные формы (насилие, убийства, терроризм) подростковая агрессия
принимает в качестве извращенных реакций адаптации в среде.
Механизм развития аномальных адаптационных реакций можно представить в
виде следующей схемы: совокупность психотравмирующих факторов
напряжение адаптационных ресурсов прорыв барьера психической адаптации
(термин предложен Ю. А. Александровским) дистресс смещение
компенсаторных механизмов из «социальной» в «витальную, жизненную»
плоскость аномальное реагирование, направленное на уничтожение
травмирующего фактора.
3. В нашей школе этой проблемы не существует. У нас дети дружные!
Увы, но даже самые благополучные коллективы не могут избежать
межличностных конфликтов, в рамках которых формируется иерархия
организованной группы. В такой группе всегда появляются лидеры и
аутсайдеры, первые стремятся удержать свое положение, вторые — исправить
свое. Как правило, большая часть коллектива (что, кстати, и есть показатель
дружного класса или отряда) следует за лидерами, в результате чего
аутсайдеры оказываются в изоляции. Это является психотравмирующим
фактором, провоцирующим их агрессивное поведение. В роли аутсайдеров
неизбежно оказываются новички, дети с нарушением развития и дети
инвалиды, дети из неблагополучных семей.
4. Проблема детской агрессии — проблема родителей, это недостаток
воспитания.
Конечно, есть разные семьи, но, как правило, факторов, провоцирующих
агрессивное поведение, в рамках семьи меньше, чем внутри подросткового
3сообщества. Многие родители удивляются, читая в дневниках записи о
поведении своих детей в школе, поскольку в домашних условиях они никогда
так себя не ведут.
5. Подростковая агрессия — результат дурного влияния СМИ, следствие
подражания агрессивным персонажам фильмов и книг.
Практические рекомендации для педагога
Агрессивность у детей и подростков проявляется в разных формах и
обусловлена возрастными кризисами, этапами психического развития и
логикой основной культуры. Значит, при работе по коррекции поведения вы
опираться на
можете
составляющих.
Агрессивному ученику третьего класса педагог может сказать: «Ты уже
об
знание
этих
большой и не должен так себя вести, мы ждем от тебя более разумных
поступков, ты можешь». В этом случае слово «большой» воспринимается как
комплимент, поощрение, поднимает мальчика в собственных глазах и
заставляет заняться самокоррекцией. В надежде, кстати, и на дальнейшее
поощрение словом. А вот корректируя поведение ученика шестого класса,
педагог должен для себя сделать рефлексивное замечание, что этот ребенок
пока еще маленький и не в состоянии понять некоторые логические доводы
взрослых. Начальные формы агрессивного поведения в этом возрасте
корректируются с помощью шутки, доброго отношения. Главное, чтобы
педагог сам был спокоен.
Старшеклассникам необходимо логическое обоснование педагогических
указаний. Неплохой результат дает беседа, с помощью которой педагог и
ученик могут дойти до причины, вызвавшей агрессивное состояние.
Практически в любом возрасте весьма сильным инструментом в борьбе с
агрессивностью может выступать представление о конкурентности. Условно и
4ребенку, и подростку, и людям, находящимся в раннем юношеском возрасте,
можно напомнить простую, но весьма ядовитую пословицу: «На злых воду
возят» — и предложить развить ее в любом направлении. Например, вполне
логично следующее построение последствий: вот ты сердишься, попусту
тратишь свое время, а между тем, если бы ты поупражнялся в прыжках,
переписал бы сочинение, отдохнул и выспался и т. д. — в зависимости от
ситуации, завтра ты бы добился успеха, а твои соперники были бы
посрамлены.
Агрессия часто возникает изза слабости самоконтроля и имеет
способность фиксироваться в сознании как наиболее легкий путь разрешения
трудных ситуаций. На этом тоже необходимо остановить внимание ученика,
склонного к агрессии. Объяснить ему, что общество стремится к отторжению,
вытеснению агрессивных членов.
У агрессивного человека, как правило, плохое настроение, он насторожен,
беспокоен, постоянно готовится к нападению либо находится в бесконечной
обороне. И то и другое отнимает время и силы. Агрессивные люди менее
успешны, а их успехи, достигнутые агрессивным путем, непрочны.
В силу возрастной слабости нервных процессов у детей и подростков
иногда бывает непросто отличить познавательную и исследовательскую
активность ребенка от агрессивности. Чтобы не ошибиться, стоит
понаблюдать за развитием процесса. Познавательный и творческий процессы
продуктивны, агрессия разрушительна. Если ребенок ломает игрушку для
того, чтобы изучить ее устройство или создать из частей новую, к этому
процессу нужно относиться положительно, если разрушение — это просто
выход скопившихся отрицательных эмоций, то можно говорить об агрессии и
принимать иные меры.
Драка между двумя подростками может разгореться по самым разным
причинам. В том числе и изза девушки. Можно ли в данном случае
однозначно относиться к этому весьма агрессивному действию? Видимо, нет.
5А вот драка «стенка на стенку» — явление опасное. Необходим тщательный
анализ происходящих в подростковой среде процессов.
6