Методический материал "Работа педагога по преодолению подростковой агрессии"

  • Документация
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 19.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Агрессивному ученику третьего класса педагог может сказать: «Ты уже большой и не должен так себя вести, мы ждем от тебя более разумных поступков, ты можешь». В этом случае слово «большой» воспринимается как комплимент, поощрение, поднимает мальчика в собственных глазах и заставляет заняться самокоррекцией. В надежде, кстати, и на дальнейшее поощрение словом. А вот корректируя поведение ученика шестого класса, педагог должен для себя сделать рефлексивное замечание, что этот ребенок пока еще маленький и не в состоянии понять некоторые логические доводы взрослых. Начальные формы агрессивного поведения в этом возрасте корректируются с помощью шутки, доброго отношения. Главное, чтобы педагог сам был спокоен.
Иконка файла материала конспект.docx
Работа   педагога   по   преодолению   подростковой   агрессии.          Повышенная   агрессивность   детей   является   одной   из   наиболее   частых проблем   в   детском   коллективе.   Она   волнует   не   только   педагогов,   но   и родителей.   Те   или   иные   формы   агрессии   характерны   для   большинства школьников. Возраст проявления агрессии явно помолодел. Ее проявляют не только   подростки   и   взрослые,   но   даже   малыши.   Практически   все   дети ссорятся,   дерутся,   обзываются   и   пр.   Обычно   с   усвоением   правил   и   норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место просоциальным формам поведения. Однако у определённой категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается,   трансформируясь   в   устойчивое   качество   личности.   В   итоге снижается   продуктивный   потенциал   ребёнка,   сужаются   возможности полноценного   общения,   деформируется   его   личностное   развитие. Агрессивный ребёнок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.      Обсуждение проблемы подростковой агрессии на родительском собрании не   случайно.   Сегодня   мы   сталкиваемся   с   разгулом   агрессии   не   только   в обществе,   но   и   наблюдаем   пропаганду   агрессии   и   насилия   с   экранов телевизоров, в сети Интернет.        Подростковый возраст – критический период в развитии ребенка. Этот период характеризуется бурными процессами физиологического созревания, которые способствуют эмоциональной нестабильности, что увеличивает риск аномалий   личностного   реагирования.   Особенно   значимыми   становятся общение   со   сверстниками,   принадлежность   к   группе   и   усвоение   моделей лидерства. Психологическими особенностями подросткового кризиса можно назвать:   негативизм,   отрицание   авторитетов,   пренебрежение   к   мнению 1взрослых   и   т.д.   В   этот   же   период   происходят   обретение   самосознания, принятие   себя   как   личности.   Как   подростки   будут   справляться   с   новыми требованиями  взрослой  жизни,  новыми   социальными   ролями,  определяется развитием   их   личности   в   предыдущие   годы,   их   багажом,   накопленным   в период детства, т.е. успешностью или не успешностью социализации.        Если проанализировать причины проявления агрессии, то они в первую очередь связаны с семьей. Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей   по   отношению   друг   к   другу,   грубость   ежедневного   общения, унижение, сарказм и ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчеркивать   это   ­   ежедневная   школа   агрессии,   в   которой   ребенок формируется   и   получает   уроки   мастерства   агрессии.   Одним   из   главных условий   предотвращения   агрессивного   поведения   детей   является требовательность   родителей   по   отношению   к   себе   и   по   отношению   к собственному ребенку.         Большинство   педагогов   сталкиваются   с   проявлениями   подростковой агрессии ежедневно. Некоторые педагоги отрицают существование проблемы либо   в   целом,   либо   в   тех   подростковых   коллективах,   с   которыми   им приходится   работать.   Существует   несколько   типичных   заблуждений   в отношений подростковой агрессии. 1. Подростковая агрессия неизбежна      Агрессия присуща человеку как биологическому объекту, однако следует помнить,   что   в   социально   неблагополучных   условиях   она   приобретает совершенно иной характер и более сложные формы, поэтому отрекаться от профилактики подростковой агрессии нелепо.  2. Подростковая агрессия — следствие психической патологии 2Это далеко не всегда так, как правило, подростковая агрессия следствием психических расстройств не является. Исследования показали, что наиболее опасные   формы   (насилие,   убийства,   терроризм)   подростковая   агрессия принимает   в   качестве   извращенных   реакций   адаптации   в   среде. Механизм развития аномальных адаптационных реакций можно представить в виде   следующей   схемы:   совокупность   психотравмирующих   факторов напряжение адаптационных ресурсов прорыв барьера психической адаптации (термин   предложен   Ю.   А.   Александровским)   дистресс   смещение компенсаторных   механизмов   из   «социальной»   в   «витальную,   жизненную» плоскость   аномальное   реагирование,   направленное   на   уничтожение травмирующего фактора.  3. В нашей школе  этой проблемы не существует. У нас дети дружные!         Увы,   но   даже   самые   благополучные   коллективы   не   могут   избежать межличностных   конфликтов,   в   рамках   которых   формируется   иерархия организованной   группы.   В   такой   группе   всегда   появляются   лидеры   и аутсайдеры, первые стремятся удержать свое положение, вторые — исправить свое. Как правило, большая часть коллектива (что, кстати, и есть показатель дружного   класса   или   отряда)   следует   за   лидерами,   в   результате   чего аутсайдеры   оказываются   в   изоляции.   Это   является   психотравмирующим фактором, провоцирующим  их агрессивное поведение.  В  роли аутсайдеров неизбежно   оказываются   новички,   дети   с   нарушением   развития   и   дети­ инвалиды, дети из неблагополучных семей.  4. Проблема детской агрессии — проблема родителей, это недостаток воспитания. Конечно,   есть   разные   семьи,   но,   как   правило,   факторов,   провоцирующих агрессивное поведение, в рамках семьи меньше, чем внутри подросткового 3сообщества.   Многие   родители   удивляются,   читая   в   дневниках   записи   о поведении своих детей в школе, поскольку в домашних условиях они никогда так себя не ведут.  5. Подростковая агрессия — результат дурного влияния СМИ, следствие подражания   агрессивным   персонажам   фильмов   и   книг. Практические рекомендации для педагога         Агрессивность  у   детей   и  подростков   проявляется   в  разных   формах  и обусловлена   возрастными   кризисами,   этапами   психического   развития   и логикой основной культуры. Значит, при работе по коррекции поведения вы   опираться   на можете составляющих.        Агрессивному ученику третьего класса педагог может сказать: «Ты уже   об     знание этих   большой   и   не   должен   так   себя   вести,   мы   ждем   от   тебя   более   разумных поступков, ты можешь». В этом случае слово «большой» воспринимается как комплимент,   поощрение,   поднимает   мальчика   в   собственных   глазах   и заставляет   заняться   самокоррекцией.   В   надежде,   кстати,   и   на   дальнейшее поощрение словом. А вот корректируя поведение ученика шестого класса, педагог должен для себя сделать рефлексивное замечание, что этот ребенок пока еще маленький и не в состоянии понять некоторые логические доводы взрослых.   Начальные   формы   агрессивного   поведения   в   этом   возрасте корректируются   с   помощью   шутки,   доброго   отношения.   Главное,   чтобы педагог сам был спокоен.        Старшеклассникам необходимо логическое обоснование педагогических указаний.   Неплохой   результат   дает   беседа,   с   помощью   которой   педагог   и ученик   могут   дойти   до   причины,   вызвавшей   агрессивное   состояние.      Практически в любом возрасте весьма сильным инструментом в борьбе с агрессивностью может выступать представление о конкурентности. Условно и 4ребенку, и подростку, и людям, находящимся в раннем юношеском возрасте, можно напомнить простую, но весьма ядовитую пословицу: «На злых воду возят» — и предложить развить ее в любом направлении. Например, вполне логично   следующее   построение   последствий:   вот   ты   сердишься,   попусту тратишь   свое   время,   а   между   тем,   если   бы   ты   поупражнялся   в   прыжках, переписал бы сочинение, отдохнул и выспался и т. д. — в зависимости от ситуации,   завтра   ты   бы   добился   успеха,   а   твои   соперники   были   бы посрамлены.          Агрессия   часто   возникает   из­за   слабости   самоконтроля   и   имеет способность фиксироваться в сознании как наиболее легкий путь разрешения трудных ситуаций. На этом тоже необходимо остановить внимание ученика, склонного к агрессии. Объяснить ему, что общество стремится к отторжению, вытеснению агрессивных членов.      У агрессивного человека, как правило, плохое настроение, он насторожен, беспокоен, постоянно готовится к нападению либо находится в бесконечной обороне. И то и другое отнимает время и силы. Агрессивные люди менее успешны,   а   их   успехи,   достигнутые   агрессивным   путем,   непрочны.        В силу возрастной слабости нервных процессов у детей и подростков иногда   бывает   непросто   отличить   познавательную   и   исследовательскую активность   ребенка   от   агрессивности.   Чтобы   не   ошибиться,   стоит понаблюдать за развитием процесса. Познавательный и творческий процессы продуктивны,   агрессия   разрушительна.   Если   ребенок   ломает   игрушку   для того,   чтобы   изучить   ее   устройство   или   создать   из   частей   новую,   к   этому процессу нужно относиться положительно, если разрушение — это просто выход скопившихся отрицательных эмоций, то можно говорить об агрессии и принимать иные меры.        Драка между двумя подростками может разгореться по самым разным причинам.   В   том   числе   и   из­за   девушки.   Можно   ли   в   данном   случае однозначно относиться к этому весьма агрессивному действию? Видимо, нет. 5А вот драка «стенка на стенку» — явление опасное. Необходим тщательный анализ происходящих в подростковой среде процессов. 6