Методический материал "Разновидности группового метода обучения на уроках биологии"
Оценка 4.6

Методический материал "Разновидности группового метода обучения на уроках биологии"

Оценка 4.6
Занимательные материалы
doc
биология
10 кл
11.04.2018
Методический материал "Разновидности  группового метода обучения  на уроках биологии"
Методический материал "Разновидности группового метода обучения на уроках биологии" Данный материал будет полезен для организации работы в группах с учащимися на уроках биологии. Можно использовать только самые необходимые методы, например: метод «американской мозаики» (Jigsaw) ,метод группового исследования,лабораторный метод, интервью,метод «Пустой стул».
методы.doc
Разновидности группового метода обучения Метод учебного турнира. Основная  характеристика этого метода заключается в том, что после изучения   нового   материала   в   турнирном   поединке   встречаются   учащиеся   из   разных   команд   с одинаковым   уровнем   учебных   достижений.   Как   правило,   такого   рода   турниры   проводятся   раз   в неделю   после   изучения   крупной   учебной   темы.   Порядок   проведения   таков.   Учащиеся   из   разных команд распределяются по уровню учебных достижений: сильные – первая подгруппа, средние – вторая   подгруппа,   слабые   –   третья   подгруппа.   Каждая   подгруппа   получает   около   тридцати пронумерованных   карточек   с   вопросами,   расположенных   на   столе   в   произвольном   порядке   в перевернутом   виде.   Каждый   учащийся   подгруппы   поочередно   выбирает   карточку   и   отвечает   на вопрос, записанный на ней. Отвечать можно как устно, так и письменно. Остальные члены подгруппы оценивают ответ, к примеру – по альтернативной шкале: правильно (1 балл) и неправильно (0 баллов). В случае спорной ситуации учащиеся прибегают к помощи учителя. В среднем на каждого учащегося приходится по три карточки. Таким образом, учителю необходимо подготовить к турниру около 90 карточек­вопросов трех уровней сложности. После турнира в подгруппах учащиеся возвращаются в свои команды и суммируют полученные баллы. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, признается победительницей. Метод   командной   поддержки   индивидуального   обучения.   Суть   этого   метода   заключается   в предоставлении малым группам возможности продвигаться по учебной программе в индивидуальном темпе. Учащиеся работают в малых группах над индивидуальными заданиями, в процессе выполнения которых они могут обращаться друг к другу за советом, помощью и консультацией. Учащиеся также могут проверять работы друг у друга, помогать исправлять допущенные ошибки. Учитель, в свою очередь,   наблюдает   за   работой   групп,   а   также   поочередно   разъясняет   новый   учебный   материал группам, которые закончили работать над индивидуальными заданиями по предыдущему материалу. Индивидуальные   задания   проверяются   специально   назначенными   учителем   учащимися   – «мониторами»   из   разных   групп.   Они   снабжаются   листами­ответами   для   оперативной   проверки индивидуальных работ. В это время учитель имеет возможность индивидуально работать с каждой малой   группой.   В   конце   недели   подводится   итог:   сколько   тем   изучила   каждая   группа   и   каков суммарный учебный результат группы по индивидуальным заданиям. Метод «американской мозаики» (Jigsaw) реализуется по следующей схеме: команды формируются по 4–6 человек на гетерогенной основе. Новый учебный материал делится на 4–6 частей, которые распределяются между членами команды, и каждый учащийся самостоятельно изучает свою часть. Затем члены разных команд, изучавшие одинаковую часть учебного материала, собираются вместе для 10–15­минутного   обсуждения.   После   этого   они   возвращаются   в   свои   команды,   и   каждый   из   них поочередно   (согласно   логике   учебного   материала)   объясняет   содержание   своей   части   остальным членам   команды.   Уровень   усвоения   учебного   материала   каждым   учащимся   оценивается   по результатам индивидуальной самостоятельной работы по всему новому материалу. Выигрывает та команда, которая набирает таким образом наибольший кумулятивный балл. Метод   кооперативного   взаимообучения  заключается   в   постоянной   взаимопомощи   и взаимоподдержке   учащихся   посредством   взаимопроверок   самостоятельных   работ,   совместного выполнения   домашних   заданий,   пересказа   друг   другу   изучаемого   материала,   взаимоисправления ошибок,   совместной   подготовки   к   зачетам   и   экзаменам   и   т.д.   При   взаимообучении   соблюдаются основные правила кооперативного обучения. Данный метод может применяться в работе различных по форме учебных групп: формальных (сформированных по специальным критериям для решения конкретной учебной задачи), неформальных (укомплектованных по принципу симпатии или дружбы или просто по «территориальному принципу» – сидят за одной партой), базовых (сформированных для решения долгосрочных учебных задач на протяжении учебной четверти, полугодия). Метод группового исследования. Особенность данного метода заключается в том, что команды, сформированные по неформальным признакам, исследуют какой­либо вопрос учебной темы с целью подготовки группового доклада и выступления перед всем классом. Вопросы по теме распределяются между  командами  так, чтобы  в итоге  выступлений  охватить весь  учебный  материал  новой  темы. 1 Внутри   команды   каждый   учащийся   исследует   свою   часть,   собирая   необходимый   материал, предоставляет его в группу, и далее на основе собранных частей формируется общий доклад группы. За подготовленный доклад и выступление каждая команда получает групповую оценку. Метод «кооп­кооп». Этот метод очень близок по содержанию к методу группового исследования, но с одним лишь отличием: каждый член группы не просто сдает материал по своей части в команду, но и   выступает   перед   ней   с   мини­докладом.   После   того,   как   сформирован   окончательный   доклад команды,   спикер   группы   сначала   выступает   с   ним   перед   командой,   и   только   потом   (с   учетом изменений и корректив, внесенных членами группы и учителем) – перед всем классом. Дополнительно к   этому   учащиеся   выполняют   индивидуальную   самостоятельную   работу   по   всей   теме.   Итоговая оценка группы включает как общий балл за доклад, так и индивидуальные баллы за самостоятельную работу. Лабораторный метод. Если в классе, например, 32 человека, то учащиеся рассчитываются с 1­го по 8­й, а затем формируют малые группы из «первых», «вторых», «восьмых». Цель учителя заключается в том, чтобы в укомплектованных по случайному признаку группах создать доброжелательную и плодотворную учебную атмосферу. Именно поэтому начало работы в таких группах рекомендуется организовывать с выявления общих интересов, с поиска общей цели, с формирования командного духа, и т.д. Этот метод рекомендуется использовать для подготовки начинающих учителей к работе в условиях кооперативного обучения. Поисковый   метод.   Специфика   данного   метода   заключается   в   формировании   поисковых   групп учащихся   для   решения   какой­либо   практически   направленной   учебной   задачи   или   выполнения прикладного   проекта.   Реализация   данного   метода   требует   постановки   заданий   высокого   уровня проблемности   и   предоставления   малым   группам   полной   самостоятельности   в   поисковой деятельности.   Именно   поэтому   разрешается   формирование   групп   по   произвольному   (зачастую неформальному)   признаку,   цель   которых   –   провести   мини­исследование,   требующее   творческого, изобретательского   подхода,   собрать   эмпирический   материал,   провести   статистическую   обработку результатов исследования, сформулировать новизну полученных результатов, оформить исследование в   виде   доклада,   и,   наконец,   пройти   «процедуру   защиты»   основных   положений   и   результатов исследования   перед   специальным   экспертным   советом,   состоящим   из   преподавателей   разных дисциплин, родителей, учащихся. Интервью. Общим признаком этой группы приемов является задача опросить как можно больше членов группы, с тем, чтобы выяснить их мнение, суждение, ответы на поставленные вопросы. Для этого   ученики,   работая   одновременно,   свободно   перемещаются   по   аудитории,   выбирая   ученика, которому адресуют свои вопросы, фиксируя ответы на листе, а затем выбирают другого ученика и т.д. Общие итоги опроса обсуждаются всеми.  Данный прием не имеет возрастных или тематических ограничений. Этот прием является средством интенсивной речевой тренировки, так как, если в группе пять учеников, каждый из них четыре раза формулирует свой вопрос и дает четыре ответа на обращенные к нему вопросы. Банк   информации.   Одной   из   форм   такой   работы   является   обмен   информацией   об   актуальных событиях. Каждый ученик получает на карточке краткую информацию о тех или иных событиях в стране   или   за   рубежом.   Его   задача:   за   ограниченное   количество   времени   расспросить   об   этих событиях как можно большее число одногруппников, а также сообщить каждому свою информацию. После   этого   слово   предоставляется   ученику,   который   сумел   собрать   наибольшее   количество сообщений. Другая форма этого приема организуется с помощью теста. Ученики   образуют группы для работы над определенным материалом, который разбит на части. Каждый член группы читает свою часть, становясь экспертом в ее содержании и, готовясь преподать эту информацию другим членам своей группы.   Затем   члены   разных   групп,   которые   изучили   информацию   из   одной   и   той   же   части, встречаются в «группах экспертов» для ее обсуждения и вырабатывают наиболее рациональный путь презентации материала. Затем ученики возвращаются в свои первоначальные группы и по очереди объясняют то, что они прочитали, другим членам группы. Участники полагаются друг на друга в воспроизведении каждым своей части материала и эффективной ее передаче. Когда все члены группы 2 презентовали свои части и прослушали части материала своих товарищей, учитель может провести тестирование, попросить учеников написать групповые отчеты по содержанию или провести устный опрос   и/или   обсуждение.   Данная   стратегия   является   полезным   способом   знакомства   учащихся   с новым материалом. Еще   одной   формой   данного   приема,   пользующейся   у   обучаемых   большой   популярностью, является   игра   в   «Детектив».   Ученики   получают   исходную   информацию   о   «чрезвычайном происшествии». Все они свидетели, которым что –то известно о случившимся, однако целостной картины   событий   ни   у  кого   нет.   Разгадать   детективные   обстоятельства   сможет   тот,   кто  соберет воедино все подробности, известные другим участникам. Поиск пары. В основе этого приема лежит условие, что в группе каждый ученик имеет свою пару, о которой не догадывается и которую должен найти, задавая вопросы. Речевой материал при этом может   сильно   варьировать   по   трудности   и   соответствовать   познавательным   возможностям школьников. Например, одной из форм является поиск «союзника в споре». Каждый ученик получает карточку, на которой изложено то или иное мнений по обсуждаемой проблеме. Задача ученика: с помощью вопросов найти того, кто думает так же, как и он сам. Метод «Пустой стул». Учитель выбирает тему, готовит 4­5 высказываний, представляющие разные точки зрения на обсуждаемый вопрос и расставляет стулья в форме «круг». Каждое высказывание пишется на отдельном большом листе бумаги. Написанные высказывания располагаются на стульях. Ученики переходят от листа к листу, знакомясь с содержанием написанного. Затем каждый выбирает то высказывание, с которым он согласен и занимает место у соответствующего стула. Таким образом создаются   группы   для   дискуссии.   Каждая   группа   в   течение   10­12   минут   обсуждает   содержание высказывания, фиксируя аргументы, подтверждающие выбор. После обсуждения в группе один из представителей выходит в центр круга и садится на пустой стул, чтобы высказать выработанное совместными усилиями мнение по обсуждаемой теме и начать дискуссию. Время выступления 2­3 минуты. Завершив выступление, он возвращается в свою группу. Любой ученик может продолжить дискуссию, высказывая свое собственное мнение, поддерживая аргументы предыдущего ученика или подчеркивая некоторые неточности в высказывании. Для того, чтобы включиться в обсуждение, он должен занять пустой стул, стоящий в центре круга. Учитель завершает дискуссию за 5 минут до конца урока, подводит итоги и, если необходимо, выставляет оценки. Этот метод позволяет расширить представления учащихся по обсуждаемой теме; обратить внимание на разнообразие мнений на предложенную тему; развить умение учащихся осуществлять выбор и аргументировать его. Следует   обратить   внимание,   что   учитель,   по   возможности,   должен   предоставить   слово каждому ученику. При наличии затруднений у участников дискуссии в определении своей позиции, учитель может предложить выбрать то высказывание, которое ближе всего к убеждениям учащихся. При   желании   активного   участия   всех   членов   группы,   учитель   может   ограничить   количество высказываний учеников до 3­4 предложений. Координация действий.  Этот прием заключается в том, чтобы организовать между участниками общения «обмен предметами». Каждый ученик получает карточку, на которой обозначен «имеющий у него» предмет, а также то, что он хочет получить в результате обмена. Карточки составляются таким образом, что прямой обмен осуществить невозможно. Необходимо попробовать несколько вариантов и через серию обменов получить желаемую вещь. Ученики не знают о содержании других карточек и пользуются   вопросами   для   того,   чтобы   «обменяться   предметами».   По   окончании   ученики рассказывают, как им удалось получить желаемую вещь. С помощью координации своих действий ученики могут расположить в правильной последовательности фрагменты текста. Метаплан Метод позволяет собрать идеи, структурировать мысли и искать решения. Подготовка и проведение. На специальных карточках определенного формата (лист А4 разделить пополам) участники  высказываются по заданной теме. Затем педагог собирает все карточки и перемешивает их и только  затем зачитывает. Это очень важный момент, так как позволяет добиться отсутствия идентификации  карточки (а по сути дела, определенной проблемы) с конкретным человеком. 3 Затем все карточки прикрепляются скотчем к большому листу бумаги, учитывая их тематическую  близость. В результате все высказывания группируются в определенные блоки, которые в дальнейшем  подвергаются анализу. Следующим шагом в работе с данным методом может стать поиск решений, поставленных и уже  структурированных на первом этапе, проблем. Члены группы получают одинаковые взносы –  клеящиеся точки, с помощью которых они выбирают проблему над которой им хотелось бы  поработать и таким образом формируются группы для поиска возможных вариантов ее решения. Мозаика Метод позволяет обеспечить кооперативность групповых усилий в работе с текстом. Этапы проведения: 1. Участники случайно объединяются в группы по 4­5 человек каждая для работы над материалом  статьи. Текст поделен на части по количеству участников в группе (4­5), причем, каждая из них имела свою, определенную смысловую самостоятельность. Соответственно, каждый в группе получил свой  отрывок статьи, работал с ним и становился экспертом в его содержании. 2. Затем члены разных групп, которые изучали одно и тоже содержание, встречаются в новых группах  – «группах экспертов» – для обсуждения своей части. Экспертам необходимо сделать доступным  содержание своего текста для других участников своих первоначальных групп, где таким  содержанием никто не владеет. 3. После этого участники возвращаются в свои первоначальные группы и обучают коллег по группе  своему «предмету». Методы групповой работы­2  Интерактивная игра «Разбитые квадраты» Метод позволяет понять смысл работы в группах,  смоделировать принципы кооперативного обучения. Подготовка: необходимо изготовить комплекты квадратов, изготовленных по схеме (сторона квадрата 14 – 16 см. ). Количественный состав групп обычно колеблется в пределах до 6 человек. Исследования  установили, что очень маленькая группа (2 –3 человека), часто неплохо решая дидактические  задачи, имеет слабые возможности для социализации. Слишком большая группа ( 8 – 9 и более  человек ) плохо поддается управлению и в процессе нередко распадается на подгруппы. В  парах лучше выполнять упражнения, в которых требуется достигнуть взаимопонимания. Метаплан 4 Метод позволяет собрать идеи, структурировать мысли и искать решения. Подготовка и проведение. На специальных карточках определенного формата (лист А4 разделить пополам) участники  высказываются по заданной теме. Затем педагог собирает все карточки и перемешивает их и  только затем зачитывает. Это очень важный момент, так как позволяет добиться отсутствия  идентификации карточки (а по сути дела, определенной проблемы) с конкретным человеком. Затем все карточки прикрепляются скотчем к большому листу бумаги, учитывая их  тематическую близость. В результате все высказывания группируются в определенные блоки,  которые в дальнейшем подвергаются анализу. Следующим шагом в работе с данным методом может стать поиск решений, поставленных и  уже структурированных на первом этапе, проблем. Члены группы получают одинаковые взносы – клеящиеся точки, с помощью которых они выбирают проблему над которой им хотелось бы  поработать и таким образом формируются группы для поиска возможных вариантов ее  решения. Мозаика Метод позволяет обеспечить кооперативность групповых усилий в работе с текстом. Этапы проведения: 1. Участники случайно объединяются в группы по 4­5 человек каждая для работы над  материалом статьи. Текст поделен на части по количеству участников в группе (4­5), причем,  каждая из них имела свою, определенную смысловую самостоятельность. Соответственно,  каждый в группе получил свой отрывок статьи, работал с ним и становился экспертом в его  содержании. 2. Затем члены разных групп, которые изучали одно и тоже содержание, встречаются в новых  группах – «группах экспертов» – для обсуждения своей части. Экспертам необходимо сделать  доступным содержание своего текста для других участников своих первоначальных групп, где  таким содержанием никто не владеет. 3. После этого участники возвращаются в свои первоначальные группы и обучают коллег по  группе своему «предмету». Методы групповой работы­2  Интерактивная игра «Разбитые квадраты» Метод позволяет понять смысл работы в группах, смоделировать принципы кооперативного  обучения. Подготовка: необходимо изготовить комплекты квадратов, изготовленных по схеме (сторона  квадрата 14 – 16 см. ). Проведение. В работе принимают участие несколько групп по 5 человек. Каждая группа располагается  5 вокруг отдельного стола и получает большой конверт, в котором находится 5 маленьких  конвертов. В них находятся отдельные части, из которых квадрат сложить невозможно. В  конверте А находятся части i, h, e; в конверте В – a, a, a, c; в С – a, j; в D – d, f и в Е – g, b, f, c.  Таким образом, каждый член группы получил маленький конверт.  Задачей всех участников было собрать свои индивидуальные квадраты. Задание не считается  выполненным, пока другие члены группы также не соберут свои квадраты. В конечном итоге, в  группе должно быть собрано 5 одинаковых квадратов.  Во время работы необходимо выполнять следующие условия:  нельзя разговаривать; нельзя просить нужные детали у других; можно давать свои детали другим, и они не должны отказываться. При анализе необходимо обратить внимание на эмоциональный и рациональный аспект  произошедшего. Можно задать следующие вопросы:  Что вы чувствовали, когда выполняли задание? Как происходила работа в группах? Благодаря чему удалось решить поставленную задачу? Цель кооперативного обучения состоит в том, чтобы сделать каждого индивидуально  сильнее в его или ее собственной позиции. Участники изучают вместе то, что они могут в  последующем лучше использовать индивидуально. Каждый участник понимает ,что он  связан с другими таким образом, что один не может достичь успеха, пока другие не  сделают свою работу. .Метод «1х2х4» Метод позволяет создать условия для выработки общей формулировки из возможных  вариантов путем дискуссии, предъявления аргументов. Этапы проведения: Первоначально каждому участнику необходимо самостоятельно подумать и письменно  продолжить предложение: «Интерактивная игра – это...» (5­7 мин). На следующем этапе участники объединяются по парам и на основании индивидуальных  формулировок вырабатывают и записывают такое определение, которое устраивает каждого из партнеров (5­10 мин). Затем каждые две пары объединяются в малые группы по четыре человека и из двух  утверждений формулируют одно, принимаемое каждым в этой четверке (10­15 мин.). Полученный результат фиксируется на большом листе бумаги и презентуется каждой группой. Метод «Перекрестные группы: три по пять, пять по три» Метод позволяет создать условия для открытого мышления, т.е. способности воспринимать  разные позиции по одной и той же проблеме. Этапы проведения: Случайным образом участники делятся на три группы, по пять человек каждая. Все группы на протяжении 20­30 минут обсуждают некую проблему, например, условия  эффективного применения активных методов обучения. При этом важно, чтобы каждый  участник в группе, принимая наработки всей группы, относился к ним, как к своим  собственным. После того как группы закончили работу, и каждый участник группы стал носителем  группового знания об условиях эффективного применения активных методов обучения,  участники объединяются в новые группы по три человека. Объединение осуществляется по  принципу «один участник от каждой группы»: из трех групп по пять человек теперь  получилось пять групп по три человека. Для осуществления процедуры формирования новых групп, в прежних группах каждому из  пяти участников необходимо присвоить порядковый номер: 1, 2, 3, 4, 5. Таким образом,  оказалось три первых номера, три вторых и т.д. Всем одноименным номерам необходимо  6 объединиться в группы. Происходит сложная работа по дополнению знания каждого участника группы знаниями  участников других групп. «Вертушка» (метод Славина)  Организация обучения в сотрудничестве в малых группах (по методу Славина) предусматривает  группу учащихся, состоящую из четырех человек (мальчики  и девочки разного уровня  подготовленности). Структура  урока по этому методу предполагает поэтапную деятельность: 1. Объяснение нового материла. 2. Закрепление (отработка в группах  ориентировочной основы действий каждым учеником). Группам  дается задание и необходимые опоры. Причем задание выполняется по «вертушке» (каждое  последующее задание выполняется следующим учеником). Выполнение любого задания объясняется  вслух учеником и контролируется всей группой. 3.  Общее обсуждение работы. 4. Индивидуальная проверка достигнутого на основе тестирования (здесь учащиеся трудятся  вне  групп). При этом сложность заданий дифференцируется. 5.   Выставление оценок. Оценки суммируются в группе, и объявляется общая. 6.   Рефлексия Групповой опрос. Проводится для повторения и закрепления материала после завершения  определенного раздела программы. Во время группового опроса консультант в соответствии с  перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика дополняют.  Комментируют и оценивают все члены группы. Вопросы составляет учитель. Опрос ведется во всех  группах одновременно. Эта форма деятельности способствует воспитанию у школьников чувства  взаимной требовательности и ответственности за свою учебу. Учебная встреча. Обычно проводится при повторении учебного материала как на уроке, так и во  внеурочное время. Может быть организована между двумя командами параллельных классов или  одного класса. Тему встречи назначает учитель или актив класса. Ведет встречу учитель следующим  образом: задает вопрос одной стороне. Отвечает тот, кто первым поднял руку. Члены этой же  команды могут дополнить его. Если ответ недостаточен, то отвечает другая сторона. Можно задавать  дополнительные вопросы. Несколько учеников могут выполнять письменную работу у доски. Учебная встреча это по существу текущий контроль знаний, в котором используются групповые эффекты. Диспут. Организация диспута, основанного на столкновении разных мнений,­ сложное и  ответственное дело. Успех диспута во многом зависит от темы, заключающей в себе, как минимум,  две противоречивые позиции. Педагог продумывает задачи диспута, его предполагаемое течение,  возможные варианты и , главное, выводы, к которым ученики должны прийти в результате  обсуждения. Ведущий обязан предоставлять слово желающим, следить за соблюдением регламента,  регулировать очередность и заботиться о том, чтобы накал встреч не спадал до конца. Цель диспута­  научиться логично, доказательно отстаивать свою точку зрения, в споре показать ученикам  истинность той или иной позиции. Правила ведения дискуссии. Я критикую идеи , а не людей. Моя цель не в том, чтобы победить, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению. Я побуждаю каждого участника к обсуждению. Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ним не согласен. Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям. Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему. Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов Метод Славина «Пила­2» 7 Этот метод предусматривающую работу в группах по 4­5 человек. Вместо того чтобы каждый член  группы получал отдельную часть работы, вся команда работает над одним материалом (например,  работает над одним текстом). Но при этом каждый член группы получает тему, которую  разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из  разных групп (этот этап мы используем иногда). В конце все проходят индивидуальный контрольный  срез, который и оценивается. Результаты суммируются. Команда, достигшая наивысшей суммы  баллов, награждается. Метод иерархического ранжирования карточек Формируемые навыки:  совместной работы;  мышления, принятия решений. Сущность метода Метод формирует у учащихся навыки отбора информации, приоритетной по отношению к конкретной ситуации, и обоснования своего выбора. Метод аналогичен методу «Иерархии бриллиантов»,  предназначенному для отбора натболее приоритетных заданий. Планировка класса и принцип взаимодействия учеников Ученики работают у доски, у стены или за столом. Алгоритм реализации метода 1. Группы учеников, работающих в условиях малых групп, получают набор карточек. 2. Ученики раскладывают (горзинтальной линией или несколькими рядами) полученные карточки в  порядке важности/приоритетности. 3. Ученики сопоставляют проделанное ими ранжирование карточек с вариантами, предложенными  другими группами, для последующего обсуждения в классе. 4. На завершающем этапе возможно проведение опроса по итогам выполнения задания. 5. Использование данного метода возможно параллельно с методом «Пять вопросов». Метод “мозговой атаки”. Он позволяет выявить и сопоставить индивидуальные суждения, спектр идей по решению проблемы, а затем принять решение. Прямая “мозговая атака” ­ форма работы коллективного генерирования идей по решению творческой задачи. Ее цель ­ отбор  идей. Правила для участников: • участники садятся за стол лицом друг к другу; • запрещаются споры, критика, оценки того, что говорится; • время выступления для участника ­ 1­2 мин; • высказываются любые идеи, вплоть до бредовых; • количество идей важнее их качества. Рекомендации: • идеи следует встречать с одобрением; • необходимо верить в разрешимость проблемы; • разрешается задавать вопросы, развивающие идею; • следует стремиться к решению выдвинутой проблемы; • все участники равноправны; • не нужно думать о последствиях сказанного; • группе не ставится конкретная задача, а характеризуется проблема в общем; • нежелательны переглядывания, перешептывания, жесты, отвлекающие внимание от решения  проблемы. Руководитель должен: 8 • направлять ход дискуссии, задавать стимулирующие вопросы; • подсказывать, использовать шутки, реплики, создающие неформальную обстановку. Ограничения и условия: • количество участников ­ 4­15; • желателен различный уровень их образования и специализации; • необходимо соблюдать баланс в уровне активности, темперамента; • время работы ­ от 15 мин до 1 ч. Идеи отбирают специалисты ­ эксперты, осуществляющие оценки в два этапа: вначале отбирают  наиболее оригинальные и рациональные идеи, а затем оптимальные, с учетом задачи и цели ее  решения. Обратная “мозговая атака”. Технология этой формы коллективного взаимодействия предполагает не генерацию новых идей, а  критику уже имеющихся. Правила для участников: • критикуется, обсуждается и оценивается каждая идея по критериям: соответствия начальным  требованиям, возможности ее реализации или отсутствия таковой; реализации по затратам,  применимости в другой сфере; • критика излагается лаконично, позитивно. Идеи, требующие продолжительного времени для  обсуждения, рассматриваются позже; • выступать каждому можно много раз, но лучше по кругу; • продолжительность выступления ­ 15­20 мин; • желательно проводить мероприятие в первой половине дня, в спокойной обстановке. Преимущества метода: • возможность использования всех имеющихся в аппарате управления специалистов; • совершенствование социально­психологических внутригрупповых процессов. Недостатки метода: • позволяет найти идею в общем виде, не гарантируя тщательной ее разработки; • неприменим при решении проблемы, требующей громоздких расчетов; • требует хорошей подготовленности руководителя, владеющего навыками организации  мыслетехнических, психотехнических процессов в группе; • не всегда удается преодолеть инерцию мышления (следствие закона инерции). Метод ключевых вопросов. Технологию его реализации целесообразно применять для сбора дополнительной информации в  условиях проблемной ситуации или упорядочения уже имеющейся при решении проблемы.  Задаваемые вопросы служат стимулом для формирования стратегии и тактики решения задачи,  развивают интуицию, формируют алгоритмы мышления, наводят человека на идею решения,  побуждают к правильным ответам. Необходимо остановиться на итоговом контроле. Он имеет следующие разновидности при групповом  методе обучения (при такой организации контроля учитель должен контролировать объективность  выставления оценок):      зачет по «вертикале» (необходимо наиболее подготовленных учеников принимают зачет по  определенной теме у учащихся данного класса); зачет по «горизонтали» (обычно класс делится на две группы при изучении иностранного  языка; в этом случае зачет принимает одна группа у другой); зачет принимает учитель и ассистенты –учащиеся; «зачет –вертушка», проводимый в группах переменного состава, где в роли экспертов могут  быть учащиеся данной группы, параллельной группы или даже параллельного класса; учитель сам выбирает одного учащегося группы, который должен отчитаться за задание (это  может быть не самый успевающий ученик); 9  тестирование машинное и безмашинное. 10

Методический материал "Разновидности группового метода обучения на уроках биологии"

Методический материал "Разновидности  группового метода обучения  на уроках биологии"

Методический материал "Разновидности группового метода обучения на уроках биологии"

Методический материал "Разновидности  группового метода обучения  на уроках биологии"

Методический материал "Разновидности группового метода обучения на уроках биологии"

Методический материал "Разновидности  группового метода обучения  на уроках биологии"

Методический материал "Разновидности группового метода обучения на уроках биологии"

Методический материал "Разновидности  группового метода обучения  на уроках биологии"

Методический материал "Разновидности группового метода обучения на уроках биологии"

Методический материал "Разновидности  группового метода обучения  на уроках биологии"

Методический материал "Разновидности группового метода обучения на уроках биологии"

Методический материал "Разновидности  группового метода обучения  на уроках биологии"

Методический материал "Разновидности группового метода обучения на уроках биологии"

Методический материал "Разновидности  группового метода обучения  на уроках биологии"

Методический материал "Разновидности группового метода обучения на уроках биологии"

Методический материал "Разновидности  группового метода обучения  на уроках биологии"

Методический материал "Разновидности группового метода обучения на уроках биологии"

Методический материал "Разновидности  группового метода обучения  на уроках биологии"

Методический материал "Разновидности группового метода обучения на уроках биологии"

Методический материал "Разновидности  группового метода обучения  на уроках биологии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2018