Методический материал "Система работы с одаренными детьми в дополнительном образовании".
Оценка 4.9

Методический материал "Система работы с одаренными детьми в дополнительном образовании".

Оценка 4.9
Научные работы
docx
воспитательная работа +1
3 кл—11 кл +1
21.06.2017
Методический материал "Система работы с одаренными детьми в дополнительном образовании".
Данный материал показывает актуальность проблемы работы с одаренными детьми. Раскрывает понятие "одаренный ребенок", степень одаренности. Показывает какие цели и задачи ставит педагог при работе с одаренными детьми. Описывает категории одаренных детей, формы работы в дополнительном образовании, основные направления по создания оптимальных условий для развития одаренных детей, какие принципы необходимо учитывать при работе с одаренными детьми.Методический материал.docx
методический материал.docx
Муниципальное учреждение дополнительного образования ­  Центр внешкольной работы  г. Маркс Саратовской области Система работы с одарёнными детьми в дополнительном образовании. Составитель: педагог дополнительного       образования I  квалификационной  категории Гриценко Галина Анатольевна Проблема   работы   с   одарёнными   детьми   чрезвычайно   актуальна   для современного Российского общества.                                                           «Одарённый человек – это маленький росточек,         едва   проклюнувшийся   из   земли   и       требующий   к   себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод». (В. А. Сухомлинский). Терминология   «одарённый   ребенок»   включает   такие   понятия   как творческая способность, талант, одарённость, гениальность. Способностями называют   индивидуальные   особенности   личности,   помогающие   ей   успешно заниматься   определённой   деятельностью.   Талантом   называют   выдающиеся способности, высокую степень одарённости в какой­либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой­то определённой сфере. Так   же   под   термином   «одарённость»   понимается   высокий   уровень развития способностей, значительно отличающихся от среднего. Одарённый ребенок   обычно   выделяется   яркими   достижениями   в   том   или   ином   виде деятельности,   творчества.   Одарённых   детей   отличают   повышенная познавательная деятельность, а также готовность по собственной инициативе выходить за пределы требований взрослых. Ребёнок может часами заниматься любимым   делом   и   не   испытывать   усталости.   Его   отличают   поразительное упорство           Выявление одарённых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление   и   развитие   должны   стать   одним   из   важнейших   аспектов деятельности педагогов. Способности   ребёнка   определяют   по   следующим   критериям: выдающийся   интеллект,   хорошая   обучаемость   (схватывает   информацию   на лету), творческое мышление, незаурядные способности в области искусства. трудолюбие.   и     Одарённые дети: ­   имеют   более   высокие   по   сравнению   с   большинством   интеллектуальные способности,   восприимчивость   к   учению,   творческие   возможности   и проявления; ­   имеют   доминирующую   активную, потребность; ­ испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.   ненасыщенную   познавательную Категории одарённых детей. Условно   можно   выделить   следующие   категории   одарённых   детей: 1.   Дети   с   необыкновенно   высокими   общими   интеллектуальными способностями. 2.  Дети с признаками специальной умственной одарённости в определённой области наук и конкретными академическими способностями. 3.   Дети   с   высокими   творческими   (художественными)   способностями. 4.   Дети   с   высокими   лидерскими   (руководящими)   способностями. 5.     Обучающиеся,   не   достигающие   по   каким   –   либо   причинам   успехов   в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психологического склада. Одарённые дети в дополнительном образовании – это особенная тема для   обсуждения   и   дискуссии.   Проблема   одарённых   и   талантливых   детей постоянно озвучивается во всех средствах массовой информации. Это самая интересная и актуальная тема в современной педагогике и психологии. Ведь не   секрет,  что   научно­технический   прогресс   России   во   многом   зависит   от интеллектуального   потенциала   людей.   Одарённые   дети   в   дополнительном образовании   –   это   те   дети,   которые   превосходят   своих   сверстников   по умственным   возможностям   и   которые   стремятся   получить   углубленное образование   как   можно   быстрее,   чтобы   потом   раньше   включиться   в творческую   жизнь.   Вообще,   детство   имеет   самостоятельную   высочайшую ценность. Главная проблема в отношении одарённых детей – это предвидеть заранее степень их успехов в будущем, чтобы уже теперь определиться с их умственной нагрузкой и определить виды дополнительных занятий, которые соответствуют   их   способностям.   Одарённые   дети   в   дополнительном образовании   имеют   возможность   свободного   выбора   образовательной деятельности, специализации программ и времени их освоения. При этом вид их   деятельности   определяется   индивидуальными   наклонностями   каждого одарённого   ребёнка.   Одарённые   дети   в   дополнительном   образовании ориентированы   в   своей   деятельности   на   освоении   опыта   интересующей   их работы. Проблема работы с одарёнными детьми актуальна и перспективна для всей   системы   дополнительного   образования,   поскольку   одарённые   дети   в дополнительном   образовании   –   это   интеллектуальный   потенциал   и   для развития самой системы дополнительного образования. Что   же   такое   одарённость?   Одарённость   –   это   способность   к выдающимся достижениям людей во всех сферах человеческой деятельности. Дополнительное образование, как составная часть концепции непрерывного образования детей, является естественным партнёром школы, где на первом месте находится личность ребёнка, а не сами учебные программы. Одарённые дети в дополнительном образовании обучаются по специальным социальным программам   системы   дополнительного   образования.   В   эти   программы включены   и   разработки   по   развитию   творческого   потенциала   одарённых детей, по воспитанию в них личностных и лидерских качеств. Одарённые   дети   в   дополнительном   образовании   обучаются   по программам,   в   которые   входят   материалы,   строящиеся   на   таких дидактических   принципах,   как   принцип   открытости,   индивидуальности   и принцип   исторического   реализма.   Одарённые   дети   в   дополнительном образовании,   сама   система   дополнительного   образования   при   работе   с одарёнными   детьми   основной   своей   целью   ставит   развитие   творческих способностей в условиях индивидуального подхода в обучении. Одним   из   направлений   реализации   Национальной   образовательной инициативы «Наша новая школа» является создание условий по выявлению и поддержке   одарённых   и   талантливых   детей.   Практика   работы   с   детьми   с высокими интеллектуальными способностями складывалась на протяжении не одной сотни лет. Именно они, впоследствии, становились лидерами, занимали ключевые   позиции   в   различных   сферах   человеческой   деятельности.   Таким образом,   совершенно   очевидным   становится   тот   факт,   что   необходимо выявление явно или потенциально одарённых детей, а также создания для них условий. Обучение одарённых детей в системе дополнительного образования. Дополнительное   образование   предоставляет   каждому   ребёнку возможность   свободного   выбора   образовательной   области,   профиля программ,   времени   их   освоения,   включения   в   разнообразные   виды деятельности   с   учётом   их   индивидуальных   склонностей.   Личностно­ деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из  основных  задач   дополнительного  образования  — выявление,  развитие   и поддержку одарённых детей.  Дополнительное   образование   —   процесс   непрерывный.   Он   не   имеет фиксированных   сроков  завершения   и   последовательно   переходит   из   одной стадии   в   другую.   Индивидуально­личностная   основа   деятельности учреждений этого типа позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.        В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения одарённых детей:  ­ индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определённой области;  ­   работа   по   исследовательским   и   творческим   проектам   в   режиме наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, учитель или педагог);  ­ очно­заочные занятия;  ­ каникулярные сборы, лагеря, мастер­классы, творческие лаборатории;  ­ система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;  ­ детские научно­практические конференции и семинары.  Благоприятные   возможности   дополнительного   образования   четко проявляются,   в   частности,   в   сфере   художественного   развития.   В   эти учреждения   часто   приходят   дети,   одарённость   которых   уже   начала раскрываться. В отличие от большинства школьников они мотивированы на овладение художественно­творческой деятельностью, и это создаёт условия для плодотворного освоения специальных умений, навыков и знаний. Но и здесь,   в   специальном   звене   обучения,   необходимо   соблюдать   приоритет содержательных   творческих   задач,   сохраняя   за   знаниями,   умениями, навыками роль средства, не подменяющего собою цель.  В   дополнительном   образовании   можно   использовать   такой   мощный ресурс развития одарённости, как единство и взаимодействие искусств, что в обычной   школе   затруднено   предметным   расчленением   содержания образования.  Важно   иметь   в   виду,   что   независимо   от   того,   в   каких   условиях происходит обучение одарённых обучающихся —  принципиальным является то,  чему   и  как   учится   одарённый   ребенок.  Учебные   программы,  формы   и методы   обучения,   так   же   как   и   особенности   учебного   процесса, ориентированного   на   обучение   одарённых   детей   с   общей   одарённостью   и некоторыми видами специальной одарённости, должны отвечать целому ряду специфических   требований.   Учитывая   особые   потребности   и   возможности детей   с   общей   одарённостью,   а   также   цели   обучения   таких   детей,   можно выделить   необходимые   требования   к   программам   обучения   для интеллектуально одарённых обучающихся.  Программа обучения интеллектуально одарённых детей должна: ­   включать   изучение   широких   (глобальных)   тем   и   проблем,   что   позволяет учитывать   интерес   одарённых   детей   к   универсальному   и   общему,   их повышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему;  ­ использовать в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем   и   проблем,  относящихся   к   различным   областям   знания.   Это   позволит стимулировать   стремление   одарённых   детей   к   расширению   и   углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на «стыке» разных типов знаний;  ­ предполагать изучение проблем «открытого типа», позволяющих учитывать склонность   детей   к   исследовательскому   типу   поведения,   проблемности обучения и т.д., а также формировать навыки и методы исследовательской работы;  ­   в   максимальной   мере   учитывать   интересы   одарённого   ребенка   и   в максимальной мере поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим ребёнком;  ­ содействовать изучению способов получения знаний (процедурных знаний,  или «знаний о том, как»);  ­ обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания,   форм   и   методов   обучения   вплоть   до   возможности   их корректировки   самими   детьми   с   учётом   характера   их   меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности;  ­ поддерживать и развивать самостоятельность в обучении;  ­   предусматривать   гарантированность   наличия   и   свободное   использование разнообразных источников и способов получения информации (в том числе компьютерные сети);  ­   предусматривать   качественное   изменение   самой   учебной   ситуации   и учебного   материала   вплоть   до   создания   специальных   учебных   комнат   с необходимым   оборудованием,   подготовки   специальных   учебных   пособий, организации   полевых   исследований,   создания   «рабочих   мест»   при лабораториях, музеях и т.п.;  ­   обучать   детей   оценивать   результаты   своей   работы   с   помощью содержательных   критериев,   формировать   у   них   навыки   публичного обсуждения   и   отстаивания   своих   идей   и   результатов   творческой деятельности;  ­   способствовать   развитию   рефлексии,   самопознания,   а   также   пониманию индивидуальных особенностей других людей;  ­ включать элементы индивидуализированной психологической поддержки и помощи с учетом индивидуального своеобразия личности каждого одарённого ребёнка. Цель   программы   при   работе   с   одарёнными   детьми:  выявление одарённых  детей;   создание  условий  для  оптимального  развития  одарённых детей, чья одарённость на данный момент может быть ещё не проявившейся, а также просто одарённых детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей. Задачи программы: ­ создание условий для  развития способных и одарённых детей; ­ создание  системы выявления и развития детской одарённости; ­   на   основе   сотрудничества   детей   и   взрослых   воспитывать   гуманное отношение к детям; ­ развивать социальную активность и ответственность детей; ­ на основе психологического исследования, индивидуальных  особенностей ребёнка помочь ему вместе с родителями выбрать профессию по душе; ­ совместными усилиями воспитанников, семьи, общественности сделать  летний отдых детей увлекательным, интересным, оздоровительным; ­ отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые  способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и  творчества; ­ предоставление возможности совершенствовать способности в совместной  деятельности со сверстниками, учителем через самостоятельную работу; ­ проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр,  фестивалей и других видов деятельности, позволяющих обучающимся  проявить свои способности; ­ совместная работа с родителями. Одна из важнейших целей при работе с одарёнными детьми – создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления.        Основные направления по созданию оптимальных условий для развития одарённых детей:  1. Создать систему выявления одарённых детей: ­ психолого­педагогическое исследование; ­ системное наблюдение за детьми из класса в класс; ­ выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований; ­ системное диагностирование психологом. 2. Организация учебного процесса: ­ нестандартные занятия; ­  использование современных образовательных технологий на занятии в  объединениях;    ­  индивидуальные образовательные маршруты; ­ включение детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины; ­ работа с дополнительной литературой; ­ обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные  задания; ­  предпрофильная подготовка  и профильное  обучение; ­ смотры и конкурсы, фестивали;  ­ отчётные выставки творческих работ и концерты; ­ интернет­ресурсы; ­ ученическое самоуправление. 3. Развитие творческих способностей обучающихся посредством  взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету: ­ организация исследовательской работы обучающихся; ­ опережающие задания творческого плана; ­ участие детей в олимпиадах, конференциях, фестивалях, конкурсах; ­ обеспечение базового дополнительного образования: (организация  факультативов, элективных курсов, работа предметных кружков); ­ проведение научно­практических конференций в младших, средних и  старших классах. 4. Общеразвивающие мероприятия: ­ традиционные мероприятия в учреждениях дополнительного образования; ­ предметные декады. При   работе   с   одарёнными   детьми   необходимо   учитывать определенные принципы,   поставленные цели и задачи выполняются на основе следующих принципов: ­ у   всех   детей,   независимо   от   уровня   одарённости   и   даже   уровня интеллектуальных     возможностей   необходимо   развивать   их   креативные качества.   Вместе   с   тем   с   детьми,   отличающимися   повышенными возможностями  в усвоении знаний, необходимо вести специальную работу; ­ работа по развитию одарённости детей не должна и не может вестись только в направлении их интеллектуальных и творческих возможностей. Необходимо развитие   всех   личностных   качеств   в   целом   и   только   на   этой   основе целенаправленное способностей; ­ необходимо   постоянное   соотнесение   учебных   и   индивидуальных способностей. Как правило, одарённым детям интересна любая область науки. индивидуальных   развитие Они   стараются   объять   необъятное,   у   них   много   идей   и   желаний.   Задача педагогов — поддержать их и помочь самореализоваться; ­ принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; ­   принцип   создания   условий   для   совместной   работы   воспитанников   при минимальном участии педагога; ­  принцип   свободы   выбора   обучающимся   дополнительных   образовательных услуг; ­ принцип гуманизации – заключается в ориентации учебно­воспитательного процесса на личность обучающегося, что проявляется в выборе содержания, методов, обучения; ­   принцип   индивидуализации   ­   состоит   в   учёте   психологических индивидуальных различий детей: их темперамента, типа мышления, динамики психологических процессов; ­   принцип   дифференциации   ­   это   такой   подход   к   обучению,   который учитывает различие обучающихся. средств       Психолого­педагогическое сопровождение одарённых детей.     В   соответствии   с   нормативной   правовой   базой   педагоги   дополнительного образования   определили   для   себя   главную   цель   работы   с  одаренными   детьми: обеспечение   нормального   развития   одаренного   ребенка   в   образовательном процессе   с  учетом   основных   тенденций   развития   образования.  Для   реализации поставленной   цели     разработана   система   психолого­   педагогического сопровождения   одаренных   детей,   в   основе   которой   лежит   идея   уникальности, необычности   каждого   человека,   а   также   обучение,   которое   осуществляется   в воспитательно­   развивающем   направлении.   Психолого­   педагогическое сопровождение  предполагает 4 этапа:   ­  1   этап   ­   диагностический,   включающий   в   себя   педагогическую, психологическую   и   специальную   (углубленную)   диагностики,   а   также мониторинг динамики развития обучающегося. ­ 2 этап – информационный. На этом этапе осуществляется подбор литературы, создание   информационной   базы   данных   по   работе   с   одарёнными   детьми, подготовка   лекций,   психолого­педагогических   семинаров,   бесед   по   данной тематике,   заседаний   предметных   кафедр   и   методических   объединений, просветительская работа. Разрабатываются рекомендации для всех участников образовательного   процесса   и   составляются   индивидуальные   образовательные маршруты на каждого одарённого ребенка с учётом его особенностей, при этом они имеют гибкую структуру и, при необходимости, могут быть дополнены и откорректированы. Целью данного этапа является повышение профессиональной компетентности участников педагогического процесса. ­ 3 этап – коррекционный. В рамках коррекционной работы с обучающимися, ребята посещают психологические занятия с целью преодоления различного рода трудностей.   Коррекционно   ­   развивающие   занятия   способствуют   развитию творческого   мышления,   исследовательской   мотивации,   эмоциональной   сферы, снятию   тревожности   и   т.д.   Консультации   для   одарённых   обучающихся позволяют   сформировать   устойчивую   позитивную   мотивацию   к исследовательской   деятельности,   а   также   «открывают»   новые   трудности   для одарённых   детей   и   тут   же   помогают   разрешить   сложившиеся   проблемные ситуации. ­ 4 этап – развивающий.  Включает организацию и проведение индивидуальных и групповых   занятий   различными   субъектами   образовательного   процесса, организацию   мероприятий   по   социализации   и   адаптации   одарённого   ребенка, создание образовательной среды учреждения образования. Целью данного этапа является   формирование,   углубление   и   развитие   неординарных   способностей обучающихся. Систему   работы   можно   представить   в   виде   круга,   в   центре   которого одарённый   ребёнок,   а   вокруг   него   циклично   проходят:   этап   диагностики; информационный этап;   этап коррекции;   этап развивающий ­   формирование, углубление и развитие неординарных способностей ребёнка.  Формы работы с одарёнными детьми, которые применяются в УДОД: ­ групповые занятия с одарёнными обучающимися; ­ индивидуальные занятия, консультации; ­ конкурсы; ­ участие в фестивалях; ­ публичные выступления; ­ участие в городских, районных и областных мероприятиях; ­ участие во всероссийских, городских интеллектуальных играх. Важным   моментом   работы   с   одарёнными   детьми   является комплекс мероприятий, направленных на укрепление сотрудничества с семьями способных детей. В   числе   мероприятий   по   работе   с   родителями   существенное   место занимают   родительские   собрания   по   проблемам   развития,   обучения   и воспитания.   Для   того,   чтобы   собрания   были   эффективными,   необходимо использовать разнообразные формы общения: ­ круглые столы; ­ информационно­практические беседы; ­ информационные лектории с элементами практикума; ­ обучающие семинары; ­ творческие лаборатории родителей; ­ привлечение родителей к совместной творческой деятельности; ­ родительские педагогические тренинги; ­ родительско­ученические капустники; ­ обмен мнениями. Советы родителям одарённых детей.  1. Проанализируйте Вашу собственную систему ценностей в отношении  воспитания детей. Способствует ли она реализации личности и одарённости в  обществе? 2. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одарённым  детям это относится в большей степени. 3. Оценивайте уровень развития ребёнка. 4. Избегайте длинных объяснений и бесед. 5. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребёнке. Они могут выражаться в  неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одарённости. 6. Уважайте в ребёнке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения. 7. Развивайте в своих детях следующие качества: ­ уверенность, базирующуюся на собственном сознании самоценности; ­ понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих; ­ интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому  риску; ­ уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, к  душевному мужеству; ­ привычку опираться на собственные силы и готовность нести  ответственность за свои поступки; ­ уметь помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех  возрастов.

Методический материал "Система работы с одаренными детьми в дополнительном образовании".

Методический материал "Система работы с одаренными детьми в дополнительном образовании".

Методический материал "Система работы с одаренными детьми в дополнительном образовании".

Методический материал "Система работы с одаренными детьми в дополнительном образовании".

Методический материал "Система работы с одаренными детьми в дополнительном образовании".

Методический материал "Система работы с одаренными детьми в дополнительном образовании".

Методический материал "Система работы с одаренными детьми в дополнительном образовании".

Методический материал "Система работы с одаренными детьми в дополнительном образовании".

Методический материал "Система работы с одаренными детьми в дополнительном образовании".

Методический материал "Система работы с одаренными детьми в дополнительном образовании".

Методический материал "Система работы с одаренными детьми в дополнительном образовании".

Методический материал "Система работы с одаренными детьми в дополнительном образовании".

Методический материал "Система работы с одаренными детьми в дополнительном образовании".

Методический материал "Система работы с одаренными детьми в дополнительном образовании".

Методический материал "Система работы с одаренными детьми в дополнительном образовании".

Методический материал "Система работы с одаренными детьми в дополнительном образовании".

Методический материал "Система работы с одаренными детьми в дополнительном образовании".

Методический материал "Система работы с одаренными детьми в дополнительном образовании".

Методический материал "Система работы с одаренными детьми в дополнительном образовании".

Методический материал "Система работы с одаренными детьми в дополнительном образовании".

Методический материал "Система работы с одаренными детьми в дополнительном образовании".

Методический материал "Система работы с одаренными детьми в дополнительном образовании".

Методический материал "Система работы с одаренными детьми в дополнительном образовании".

Методический материал "Система работы с одаренными детьми в дополнительном образовании".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.06.2017