Методический семинар "Мой предмет в системе школьного образования"
Оценка 4.7

Методический семинар "Мой предмет в системе школьного образования"

Оценка 4.7
Лекции +2
docx
воспитательная работа +2
Взрослым
25.05.2017
Методический семинар "Мой предмет в системе школьного образования"
Методический семинар .docx
Здравствуйте, уважаемые коллеги, члены жюри! Начну свой доклад со слов персидского поэта­мыслителя Саади: Покинут счастьем будет тот, Кого ребенком плохо воспитали. Побег зеленый выпрямить легко, Сухую ветвь один огонь исправит.                                                                                                                      Саади Изменения  в   Федеральном   законе   "Об   образовании   в   РФ"   от 29.12.2012   года   №273­ФЗ,   в   Концепции   модернизации   российского образования и в последних правительственных документах об образовании, ориентируют на воспитание и развитие личности обучающихся в процессе обучения.  В   современном   обществе   уже   сформировался   довольно устойчивый   запрос   не   столько   на   "обученную",   сколько   на   социально­ адаптированную, конкурентоспособную, творческую личность. Словесник ­ звено в цепи поколений; его деятельность направлена на   накопленного передачу   детям   общественно­исторического   опыта, предшествующими поколениями. Русский   язык   и   литература  занимают   в   ряду   школьных   предметов особое   место,   играют   особую   роль,   каждый   –   свою.   Но   при   этом составляют тесное единство. Русский язык в школе – главный инструмент познания, он учит детей понимать текст на русском языке, к какому бы предмету этот текст ни относился, к математике или физике, истории или биологии; и создавать собственные, то есть говорить и писать. Русская   литература   –   лучший   воспитатель   молодого   поколения, личности. Она формирует духовный и нравственный облик подрастающего человека, помогает ему постичь универсальные законы бытия, раскрыть и развить его творческий потенциал. Новая модель обучения русскому языку и литературе призвана решать вопросы духовно­нравственного развития личности на основе приобщения обучающегося   к системе   общественных   ценностей,   формирования   у него чувства патриотизма, национального самосознания. Главное   на   современном   уроке  –   постановка  ученика  в   позицию субъекта деятельности,  добытчика знаний, в ситуацию самостоятельного поиска,   реализация   всех   его   творческих   возможностей,   полноценное общение с учителем и товарищами. Учитель словесности для школьника – это   путеводитель   по   увлекательному   миру   филологии   и   родного   языка. Каждый день ребята совершенствуют свои навыки, становятся грамотнее и учатся   рассуждать.  Задача   учителя  ­   не   только   проверить   знания,   а поддержать  своих учеников, дать им дополнительную мотивацию,  увлечь. По­моему,   решение   этой   задачи   невозможно   без   изменения   стиля взаимоотношений учителя и обучающихся. Не заставлять и контролировать, не   командовать   и   запрещать,   а   направлять   и   увлекать,   помогать   и стимулировать. Сегодня   в   системе   образования   произошла   целая   революция: поменялся сам объект образования – ученик. И здесь уже перед педагогом во   весь   рост   возникает   гигантская   задача:   встать   вровень   со   своими учениками,   «войти   в   ритм» информатизированного общества.   идти   в   ногу   со   временем, Таким образом,  деятельность современного учителя невозможна без использования   современных   образовательных   технологий   в   процессе обучения предмету и в воспитательной работе. Чему я и следую. Идея   сотрудничества   исключает   авторитарность,   эксплуатацию памяти. Она стимулирует  совместный поиск, глубокую веру обучающегося в свою защищённость и право на ошибки, на утверждение себя через поиск и   успешное   преодоление   интеллектуальных   и   физических   трудностей,   с одной стороны, и с другой ­ веру учителя в духовные силы своих учеников. Творческое начало в деятельности учителя и учащихся, возможно, и есть то искомое,   которое   способно   действительно   вскрыть   внутренние   резервы обучения.   Творческая   познавательная   деятельность   обучающихся   –   это самостоятельный поиск и создание или конструирование какого­то нового продукта   (в   индивидуальном   опыте   ученика   –   нового,   неизвестного   для него   научного   знания   или   метода,   но   известного,   как   правило,   в общественном опыте). Следовательно, основными критериями творчества в познавательной являются самостоятельность, поиск и перебор возможных вариантов движения  цели. Выполнение творческих заданий учениками, применение форм и методов ведения   урока,   способствующих   раскрытию   творческих   способностей обучающихся – одно из важных направлений работы учителя.   деятельности ученика   урочной     Темами  моего самообразования являются: «Проектная технология на уроке   как   вариант   организации   деятельностного   подхода   в   обучении русского языка и литературы»; «Стимулирование творческой деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы»  и «Межпредметная связь на уроках литературы и изобразительного искусства с применением ИКТ» Использование ИКТ на уроке  способствует совершенствованию практических умений и навыков;  позволяет   эффективнее   организовать   самостоятельную   работу и индивидуализировать процесс обучения;  помогает:  контролировать деятельность каждого ученика;  значительно увеличить темп работы;  решить   сразу   несколько   задач:   изучить   новый   материал,   закрепить, углубить знания, провести контроль. В результате достигается заметное повышение объема и качества знаний, умений и навыков. Компьютерные технологии используются мною на всех этапах работы: 1. для организации повторения домашнего задания (фронтальный опрос 2. для объяснения нового материала (иллюстративная презентация); 3. для   закрепления   материала   и   проверки   учащихся   на   обобщающих по слайдам­вопросам); уроках. Дети относятся к компьютеру с точки зрения интереса, поэтому он помогает   создать   подлинно   познавательную   мотивацию,   без   которой невозможно успешное обучение в школе. Тестовый   контроль   и   формирование   умений   и   навыков   с   помощью компьютера   предполагает   возможность   удобнее   и   проще,   быстрее   и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Специальные  интерактивные   тренажеры  позволяют   развить   навыки подготовки   к   экзамену   в   тестовой   форме. В   настоящее   время   создано достаточно много учебных компьютерных программ по русскому языку и литературе.   Они   формируют   ключевые   компетенции   у   учащихся, позволяют   повысить   их   интерес   к   предмету,   успеваемость   и   качество знаний,   сэкономить   время   на   опрос,   дают   возможность   учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, знаний. помогают   и   учителю   повысить   уровень   своих   В   наше   время  многие   дети   не   любят   читать,   приходят   на   урок неподготовленными. презентаций, хрестоматий   и   аудиокниг   дает   определенный   эффект,   особенно   при изучении лирических произведений или небольших прозаических.   Использование  электронных  Одной   из   интересных   находок   использования   ИКТ   на   уроках литературы   считаю   создание видеороликов к   стихотворениям.   В   ролике необходимо   передать   настроение,   идею,   а   для   этого   надо   вчитаться   в произведение, проанализировать его. Всё должно быть в меру: ­ нельзя реальность подменять виртуальностью; ­ нельзя превращать урок в шоу. Очень   продуктивной   и   результативной   методической   технологией и   алгоритмов. считаю  обучение   на   основе   схем,  таблиц Я в своей работе на уроках русского языка и литературы использую метод   схематичной   подачи   теоретического   материала   крупными   или малыми   блоками.  Опорные   конспекты  составляю   в   соответствии   с программой,   включаю   в   них   теоретический   материал   и   конкретные примеры. И хотя у ребят есть выбор, как воспроизвести материал (по учебнику или   конспекту),   большинство   пользуется   схемами,   что   указывает   на эффективность данной технологии. Опорные конспекты, схемы и таблицы помогают разнообразить урок, делают   его   наиболее   запоминающимся,   нестандартным;   активизируют познавательную   деятельность   ребят,   служат   подспорьем   в   практической деятельности   учащихся   и,   конечно   же,   помогают   при   подготовке   к экзаменам. Обобщая и систематизируя материал по опорному конспекту, ученики составляют связный рассказ, развивают монологическую речь. Составление опорного   конспекта   ведет   к   реальному,   действенному   сотрудничеству обучающихся с учителем. Если же он  составляется классом с помощью учителя, то обучающиеся чувствуют себя его создателями. Использование схем   делает   реальным   ежедневный   контроль   знаний   обучающихся, совершенствование их оценки и самооценки. Постоянно   работая   с   опорными   конспектами,   дети полностью «раскрепощаются» (ведь всегда на помощь приходит справочная тетрадь:   посмотрел   и   вспомнил,   начал   сомневаться   –проверил).   Даже слабые ученики уверены в том, что не зря сидят на уроке, что способны разобраться   в   таком   непростом   русском   языке.   Они   мыслят,   активно работают; в классе устанавливается атмосфера взаимопонимания. Значит, проводимая работа имеет и важное воспитательное значение. Использование   межпредметных   связей,   интегрированных   уроков активизирует  мышление обучающихся, побуждает их к анализу, синтезу и обобщению   знаний,   Принцип межпредметных связей нацеливает на формулировку проблемы, вопросов, заданий для обучающихся, ориентирующих на применение и синтез знаний и   умений   из   разных   предметов.   Практика   показала   необходимость применения межпредметных связей.   относящихся   к   разным   наукам. Перечисленные технологии формируют у учеников орфографическую грамотность,   способствуют   формированию   прочных   навыков   грамотного письма,   а   также   дисциплинируют   детей,   способствуя   устойчивости внимания, что немало важно при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. А как результат – повышение уровня обученности и качества знаний по предметам. Одной из приоритетных технологий на современном этапе являются информационно­коммуникативные   технологии   (создание   электронных презентаций, внедрение проектных методик и др.). Это важнейшее условие творческого,   нравственного   и   интеллектуального   развития   каждого ученика.   Используя   такие   методики,   решаются   и   многие   дидактические задачи:   усиление   мотивации   учащихся,   развитие   их   самостоятельности, активности;   в   проекте   возможно   совмещение   различных   форм   учебной деятельности. Особое   место   среди   современных   образовательных   технологий занимает технология развивающего обучения, т.к. именно она даёт широкий простор   ученическому   творчеству,   что   в   свою   очередь   развивает личностные качества школьника. Исследовательские   методы   в   обучении,   лекционная,   семинарская   и зачётная   формы   особенно   эффективны   в   старших   классах.   Важное значение   имеет   использование   на   уроках   технологии   игровых   методов, ролевых, деловых и других видов обучающих игр. Обучение в игре даёт хорошие результаты усвоения программного материала на разных этапах обучения. Особенно эффективна эта технология в работе с обучающимися с   низкой   мотивацией,   на   уроках   литературы,   где   часто   используется диалогическая речь, инсценировки. В   заключении   хотелось   бы   сказать,   что   избранные   мною педагогические приемы, методы, технологии результативны, целесообразны и   нацелены   на   развитие   личности   ребенка.   Результаты   педагогической деятельности   подтверждают   правильность   выбранного   когда­то профессионального пути. Главное для меня в работе – ученик со всеми его задатками, потребностями, проблемами. В своей работе я руководствуюсь правилом: «Никто не может быть лучшим во всем, но всякий в чем ­ нибудь да лучший!» Желаю   всем   учителям   –   талантливых   учеников   и   новых профессиональных достижений. На нас лежит огромная ответственность, но мы готовы делить ее с учениками. Помогать им, работать вместе с ними. Пусть заслуженно гордятся своими открытиями ученые, Пусть гордятся своими патентами изобретатели, Пусть не без основания считают свою миссию особенно весомой Медики, священники, государственные деятели, но... Когда в класс заходит учитель, и начинается Священное действо, имя которому урок, Руль планеты и судьба человечества, Его будущее ­ именно в руках учителя. Благодарю за внимание.

Методический семинар "Мой предмет в системе школьного образования"

Методический семинар "Мой предмет в системе школьного образования"

Методический семинар "Мой предмет в системе школьного образования"

Методический семинар "Мой предмет в системе школьного образования"

Методический семинар "Мой предмет в системе школьного образования"

Методический семинар "Мой предмет в системе школьного образования"

Методический семинар "Мой предмет в системе школьного образования"

Методический семинар "Мой предмет в системе школьного образования"

Методический семинар "Мой предмет в системе школьного образования"

Методический семинар "Мой предмет в системе школьного образования"

Методический семинар "Мой предмет в системе школьного образования"

Методический семинар "Мой предмет в системе школьного образования"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2017