Здравствуйте, уважаемые коллеги, члены жюри! Начну свой доклад со слов
персидского поэтамыслителя Саади:
Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали.
Побег зеленый выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит.
Саади
Изменения в Федеральном законе "Об образовании в РФ" от
29.12.2012 года №273ФЗ, в Концепции модернизации российского
образования и в последних правительственных документах об образовании,
ориентируют на воспитание и развитие личности обучающихся в процессе
обучения. В современном обществе уже сформировался довольно
устойчивый запрос не столько на "обученную", сколько на социально
адаптированную, конкурентоспособную, творческую личность.
Словесник звено в цепи поколений; его деятельность направлена на
накопленного
передачу детям общественноисторического опыта,
предшествующими поколениями.
Русский язык и литература занимают в ряду школьных предметов
особое место, играют особую роль, каждый – свою. Но при этом
составляют тесное единство.
Русский язык в школе – главный инструмент познания, он учит детей
понимать текст на русском языке, к какому бы предмету этот текст ни
относился, к математике или физике, истории или биологии; и создавать
собственные, то есть говорить и писать.
Русская литература – лучший воспитатель молодого поколения,
личности. Она формирует духовный и нравственный облик подрастающего
человека, помогает ему постичь универсальные законы бытия, раскрыть и
развить его творческий потенциал.
Новая модель обучения русскому языку и литературе призвана решать
вопросы духовнонравственного развития личности на основе приобщения
обучающегося к системе общественных ценностей, формирования у него
чувства патриотизма, национального самосознания.
Главное на современном уроке – постановка ученика в позицию
субъекта деятельности, добытчика знаний, в ситуацию самостоятельного
поиска, реализация всех его творческих возможностей, полноценное
общение с учителем и товарищами. Учитель словесности для школьника –
это путеводитель по увлекательному миру филологии и родного языка.
Каждый день ребята совершенствуют свои навыки, становятся грамотнее и
учатся рассуждать. Задача учителя не только проверить знания, а
поддержать своих учеников, дать им дополнительную мотивацию, увлечь.
Помоему, решение этой задачи невозможно без изменения стиля взаимоотношений учителя и обучающихся. Не заставлять и контролировать,
не командовать и запрещать, а направлять и увлекать, помогать и
стимулировать.
Сегодня в системе образования произошла целая революция:
поменялся сам объект образования – ученик. И здесь уже перед педагогом
во весь рост возникает гигантская задача: встать вровень со своими
учениками,
«войти в ритм»
информатизированного общества.
идти в ногу со временем,
Таким образом, деятельность современного учителя невозможна без
использования современных образовательных технологий в процессе
обучения предмету и в воспитательной работе. Чему я и следую.
Идея сотрудничества исключает авторитарность, эксплуатацию
памяти. Она стимулирует совместный поиск, глубокую веру обучающегося
в свою защищённость и право на ошибки, на утверждение себя через поиск
и успешное преодоление интеллектуальных и физических трудностей, с
одной стороны, и с другой веру учителя в духовные силы своих учеников.
Творческое начало в деятельности учителя и учащихся, возможно, и есть то
искомое, которое способно действительно вскрыть внутренние резервы
обучения. Творческая познавательная деятельность обучающихся – это
самостоятельный поиск и создание или конструирование какогото нового
продукта (в индивидуальном опыте ученика – нового, неизвестного для
него научного знания или метода, но известного, как правило, в
общественном опыте). Следовательно, основными критериями творчества в
познавательной
являются
самостоятельность, поиск и перебор возможных вариантов движения цели.
Выполнение творческих заданий учениками, применение форм и методов
ведения урока, способствующих раскрытию творческих способностей
обучающихся – одно из важных направлений работы учителя.
деятельности
ученика
урочной
Темами моего самообразования являются: «Проектная технология на
уроке как вариант организации деятельностного подхода в обучении
русского языка и литературы»; «Стимулирование творческой деятельности
обучающихся на уроках русского языка и литературы» и «Межпредметная
связь на уроках литературы и изобразительного искусства с применением
ИКТ»
Использование ИКТ на уроке
способствует совершенствованию практических умений и навыков;
позволяет эффективнее организовать самостоятельную работу
и индивидуализировать процесс обучения;
помогает: контролировать деятельность каждого ученика;
значительно увеличить темп работы;
решить сразу несколько задач: изучить новый материал, закрепить,
углубить знания, провести контроль.
В результате достигается заметное повышение объема и качества знаний,
умений и навыков. Компьютерные технологии используются мною на всех
этапах работы:
1. для организации повторения домашнего задания (фронтальный опрос
2. для объяснения нового материала (иллюстративная презентация);
3. для закрепления материала и проверки учащихся на обобщающих
по слайдамвопросам);
уроках.
Дети относятся к компьютеру с точки зрения интереса, поэтому он
помогает создать подлинно познавательную мотивацию, без которой
невозможно успешное обучение в школе.
Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью
компьютера предполагает возможность удобнее и проще, быстрее и
объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание
обучающихся.
Специальные интерактивные тренажеры позволяют развить навыки
подготовки к экзамену в тестовой форме. В настоящее время создано
достаточно много учебных компьютерных программ по русскому языку и
литературе. Они формируют ключевые компетенции у учащихся,
позволяют повысить их интерес к предмету, успеваемость и качество
знаний, сэкономить время на опрос, дают возможность учащимся
самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях,
знаний.
помогают и учителю повысить уровень своих
В наше время многие дети не любят читать, приходят на урок
неподготовленными.
презентаций,
хрестоматий и аудиокниг дает определенный эффект, особенно при
изучении лирических произведений или небольших прозаических.
Использование
электронных
Одной из интересных находок использования ИКТ на уроках
литературы считаю создание видеороликов к стихотворениям. В ролике
необходимо передать настроение, идею, а для этого надо вчитаться в
произведение, проанализировать его.
Всё должно быть в меру:
нельзя реальность подменять виртуальностью;
нельзя превращать урок в шоу.
Очень продуктивной и результативной методической технологией
и алгоритмов.
считаю обучение на основе схем,
таблиц Я в своей работе на уроках русского языка и литературы использую
метод схематичной подачи теоретического материала крупными или
малыми блоками.
Опорные конспекты составляю в соответствии с
программой, включаю в них теоретический материал и конкретные
примеры.
И хотя у ребят есть выбор, как воспроизвести материал (по учебнику
или конспекту), большинство пользуется схемами, что указывает на
эффективность данной технологии.
Опорные конспекты, схемы и таблицы помогают разнообразить урок,
делают его наиболее запоминающимся, нестандартным; активизируют
познавательную деятельность ребят, служат подспорьем в практической
деятельности учащихся и, конечно же, помогают при подготовке к
экзаменам.
Обобщая и систематизируя материал по опорному конспекту, ученики
составляют связный рассказ, развивают монологическую речь. Составление
опорного конспекта ведет к реальному, действенному сотрудничеству
обучающихся с учителем. Если же он составляется классом с помощью
учителя, то обучающиеся чувствуют себя его создателями. Использование
схем делает реальным ежедневный контроль знаний обучающихся,
совершенствование их оценки и самооценки.
Постоянно работая с опорными конспектами,
дети
полностью «раскрепощаются» (ведь всегда на помощь приходит справочная
тетрадь: посмотрел и вспомнил, начал сомневаться –проверил). Даже
слабые ученики уверены в том, что не зря сидят на уроке, что способны
разобраться в таком непростом русском языке. Они мыслят, активно
работают; в классе устанавливается атмосфера взаимопонимания. Значит,
проводимая работа имеет и важное воспитательное значение.
Использование межпредметных связей, интегрированных уроков
активизирует мышление обучающихся, побуждает их к анализу, синтезу и
обобщению знаний,
Принцип
межпредметных связей нацеливает на формулировку проблемы, вопросов,
заданий для обучающихся, ориентирующих на применение и синтез знаний
и умений из разных предметов. Практика показала необходимость
применения межпредметных связей.
относящихся к разным наукам.
Перечисленные технологии формируют у учеников орфографическую
грамотность, способствуют формированию прочных навыков грамотного
письма, а также дисциплинируют детей, способствуя устойчивости
внимания, что немало важно при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. А как результат
– повышение уровня обученности и качества знаний по предметам.
Одной из приоритетных технологий на современном этапе являются
информационнокоммуникативные технологии (создание электронных презентаций, внедрение проектных методик и др.). Это важнейшее условие
творческого, нравственного и интеллектуального развития каждого
ученика. Используя такие методики, решаются и многие дидактические
задачи: усиление мотивации учащихся, развитие их самостоятельности,
активности; в проекте возможно совмещение различных форм учебной
деятельности.
Особое место среди современных образовательных технологий
занимает технология развивающего обучения, т.к. именно она даёт широкий
простор ученическому творчеству, что в свою очередь развивает
личностные качества школьника.
Исследовательские методы в обучении, лекционная, семинарская и
зачётная формы особенно эффективны в старших классах.
Важное
значение имеет использование на уроках технологии игровых методов,
ролевых, деловых и других видов обучающих игр. Обучение в игре даёт
хорошие результаты усвоения программного материала на разных этапах
обучения. Особенно эффективна эта технология в работе с обучающимися
с низкой мотивацией, на уроках литературы, где часто используется
диалогическая речь, инсценировки.
В заключении хотелось бы сказать, что избранные мною
педагогические приемы, методы, технологии результативны, целесообразны
и нацелены на развитие личности ребенка. Результаты педагогической
деятельности подтверждают правильность выбранного когдато
профессионального пути. Главное для меня в работе – ученик со всеми его
задатками, потребностями, проблемами. В своей работе я руководствуюсь
правилом: «Никто не может быть лучшим во всем, но всякий в чем нибудь
да лучший!»
Желаю всем учителям – талантливых учеников и новых
профессиональных достижений. На нас лежит огромная ответственность,
но мы готовы делить ее с учениками. Помогать им, работать вместе с ними.
Пусть заслуженно гордятся своими открытиями ученые,
Пусть гордятся своими патентами изобретатели,
Пусть не без основания считают свою миссию особенно весомой
Медики, священники, государственные деятели, но...
Когда в класс заходит учитель, и начинается
Священное действо, имя которому урок,
Руль планеты и судьба человечества,
Его будущее именно в руках учителя.
Благодарю за внимание.
Методический семинар "Мой предмет в системе школьного образования"
Методический семинар "Мой предмет в системе школьного образования"
Методический семинар "Мой предмет в системе школьного образования"
Методический семинар "Мой предмет в системе школьного образования"
Методический семинар "Мой предмет в системе школьного образования"
Методический семинар "Мой предмет в системе школьного образования"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.