Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
(Пункт 16 статьи 2 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в РФ»)
2
Адаптированная образовательная программа –
это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
(Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в РФ»)
3
Основные цели ФГОС для лиц с ОВЗ:
- полноценное включение в образовательное пространство всех детей с ОВЗ ;
- социализация детей с ОВЗ, развитие жизненного опыта, академической и жизненной компетенций
4
Нормативное обеспечение введения ФГОС НОО ОВЗ
5
ФЗ РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.79 Организация получения образования обучающимися с ОВЗ;
Приказ от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
СЛУЖБА ПО КОНТРОЛЮ И НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
7
Особенности ФГОС НОО ОВЗ
Вариативность (4 варианта программ в соответствии с интеллектуальным уровнем развития ребенка)
Тьюторское сопровождение (по рекомендации ПМПК)
Индивидуальный подход и адресность коррекционной помощи (реализация ИПРА)
Внеурочная деятельность (направлена на социализацию детей с ОВЗ, детей-инвалидов)
Образовательная программа в соответствии с ФГОС
для детей с ОВЗ
категория обучающихся | Программа | Варианты ФГОС в зависимости от интеллектуального развития ребенка | |||
глухие | Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП)для глухих обучающихся | Вариант 1.1 (для обучающихся с нормой интеллекта) | Вариант 1.2 (для обучающихся с ЗПР) | Вариант 1.3 (для обучающихся с лёгкой у/о) | Вариант 1.4 (для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой у/о) |
Слабослышащие и позднооглохшие | АООП для слабослышащих и позднооглохших обучающихся | Вариант 2.1 (для обучающихся с нормой интеллекта) | Вариант 2.2 (для обучающихся с ЗПР) | Вариант 2.3 (для обучающихся с лёгкой у/о) |
|
слепые | АООП для слепых обучающихся | Вариант 3.1 (для обучающихся с нормой интеллекта) | Вариант 3.2 (для обучающихся с ЗПР) | Вариант 3.3 (для обучающихся с лёгкой у/о) | Вариант 3.4 (для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой у/о) |
слабовидящие | АООП для слабовидящих обучающихся | Вариант 4.1 (для обучающихся с нормой интеллекта) | Вариант 4.2 (для обучающихся с ЗПР) | Вариант 4.3 (для обучающихся с лёгкой у/о) |
|
нарушения речи | АООП для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи | Вариант 5.1 | Вариант 5.2 (только для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи: логопедический д/с, речевая школа) | ||
нарушения опорно-двигательного аппарата | АООП для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата | Вариант 6.1 (для обучающихся с нормой интеллекта) | Вариант 6.2 (для обучающихся с ЗПР) | Вариант 6.3 (для обучающихся с лёгкой у/о) | Вариант 6.4 (для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой у/о) |
задержка психического развития | АООП для обучающихся с задержкой психического развития | Вариант 7.1 (обучающиеся с ЗПР, ближе к возрастной норме) | Вариант 7.2 (обучающиеся с ЗПР с более выраженным отставанием от возрастной нормы) | ||
расстройства аутистического спектра | АООП для обучающихся с расстройствами аутистического спектра | Вариант 8.1 (для обучающихся с нормой интеллекта) | Вариант 8.2 (для обучающихся с ЗПР) | Вариант 8.3 (для обучающихся с лёгкой у/о) | Вариант 8.4 (для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой у/о) |
умственная отсталость | АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) | Вариант 1 (для обучающихся с лёгкой у/о) | Вариант 2 (для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой у/о) |
Принципы осуществления оценки качества образования детей с ОВЗ
Комплексная оценка, предполагающая оценку освоения обучающимися академических знаний по основным образовательным областям, а также социального опыта (жизненных компетенций), необходимого для их включения во все важнейшие сферы жизни и деятельности, адекватные возрасту и возможностям;
Дифференциации оценки достижения с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;
Динамичности оценки достижения в освоении обучающимися содержания основной образовательной программы, предполагающей изучение изменений его психического и социального развития, индивидуальных способностей возможностей;
Единство параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении обучающимися содержания адаптированной образовательной программы.
3
Содержание коррекционных курсов (занятий)
- для детей с нарушением слуха рекомендуются курсы (занятия), направленные на формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи (индивидуальные занятия), на развитие слухового восприятия, техники речи, познавательных процессов, музыкально-ритмические занятия;
- для детей с нарушением зрения рекомендуются курсы (занятия), направленные на развитие остаточного зрения и зрительного восприятия, осязания и мелкой моторики, коммуникативной деятельности, ритмики, адаптивной физической культуры, социально-бытовой и пространственной ориентировки;
- для детей с тяжелыми нарушениями речи рекомендуются курсы (занятия), направленные на развитие речи, произношения, логопедической ритмики;
Содержание коррекционных курсов (занятий)
для детей с задержкой психического развития рекомендуются курсы (занятия) ритмики и коррекционно-развивающие занятия в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями ребенка;
- для детей с расстройствами аутистического спектра рекомендуются занятия ритмикой, а также курсы (занятия), направленные на эмоциональное, коммуникативное, сенсорное, двигательное развитие, формирование предметно-практических действий;
- для детей с умственной отсталостью рекомендуются курсы (занятия), направленные на сенсорное и двигательное развитие, на формирование альтернативной коммуникации и предметно-практических действий.
5
Комплектование классов (групп) для обучающихся с ОВЗ
| Вариант инклюзивного образования |
Вид ОВЗ | Рекомендуемое максимальное количество обучающихся |
Глухие обучающиеся | Не более 2 глухих обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 глухом - не более 20 обучающихся, при 2 глухих - не более 15 обучающихся |
Слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся | Не более 2 слабослышащих или позднооглохших обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слабослышащем или позднооглохшем - не более 25 обучающихся, при 2 слабослышащих или позднооглохших - не более 20 обучающихся |
Слепые обучающиеся | Не более 2 слепых обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слепом - не более 20 обучающихся, при 2 слепых - не более 15 обучающихся |
Слабовидящие обучающиеся | Не более 2 слабовидящих обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слабовидящем- не более 25 обучающихся, при 2 слабовидящих - не более 20 обучающихся |
Комплектование классов (групп) для обучающихся с ОВЗ
| Вариант инклюзивного образования |
Вид ОВЗ | Рекомендуемое максимальное количество обучающихся |
Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) | Не более 5 обучающихся с ТНР в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса - не более 25 обучающихся. |
Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) | Не более 2 обучающихся с НО ДА в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 обучающемся с НО ДА - не более 20 обучающихся, при 2 - не более 15 обучающихся. |
Обучающиеся с задержкой психического развития (ЗПР) | Не более 4 обучающихся с ЗПР в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса - не более 25 обучающихся |
Обучающиеся с расстройствами аутистического спектра (РАС) | Не более 2 обучающихся с РАС в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 обучающемся с РАС - не более 20 обучающихся, при 2 обучающихся с РАС - не более 15 обучающихся |
Анализ готовности к введению ФГОС ОВЗ
Направление показателя | Количество баллов |
Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС ОВЗ | 14 |
2. Организационно-содержательное обеспечение введения ФГОС ОВЗ | 9 |
3. Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС ОВЗ | 1 |
4. Материально-техническое обеспечение введения ФГОС ОВЗ | 9 |
5. Информационное обеспечение введения ФГОС ОВЗ | 6 |
6. Кадровое обеспечение введения ФГОС ОВЗ | |
ИТОГО 45 баллов (высокий) |
18
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.