Методический семинар «Учебно-познавательные задачи как средство достижения метапредметных результатов на уроках математики»
Оценка 5

Методический семинар «Учебно-познавательные задачи как средство достижения метапредметных результатов на уроках математики»

Оценка 5
Карточки-задания +1
docx
математика
5 кл—6 кл
05.03.2018
Методический семинар «Учебно-познавательные задачи  как средство достижения метапредметных результатов на уроках математики»
В настоящее время на смену девизу: «Прочитай, запомни, перескажи» пришел девиз: «Исследуй проблему, изучай ситуацию, принимай решение, доказывай своё мнение, анализируй полученный результат». В данной разработке я попытаюсь показать вам, что применение УПЗ на уроках математики, позволяет не только достичь предметных результатов, которые предусмотрены учебной программой, но и естественным образом создаёт условия для достижения метапредметных результатов. Материал предназначен для учителей математики, работающих в 5-6 классах общеобразовательных школ.ценность современного качества образования не в освоении системы опорных знаний, не в способности воспроизвести их в стандартной ситуации, а в способности использовать знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, что позволяет подготовить обучающихся к реальной жизни, умению успешно решать жизненные задачи.
Волгина_Пояснительная записка.docx
Волгина Наталья Александровна _ учитель математики МБОУ «Называевская СОШ № 4» Пояснительная записка к методическому семинару «Учебно­познавательные задачи  как средство достижения метапредметных результатов на уроках математики» Добрый   день,   уважаемые   коллеги!   Представляю   вашему   вниманию   опыт работы   по   теме  «Учебно­познавательные   задачи   метапредметных результатов на уроках математики». Слайд   2.  Новые   требования   к   образовательным   результатам   задают   новые   целевые ориентиры.   Одним   из   требований   является   достижение   метапредметных   результатов   как   средство   достижения (личностных,   регулятивных,   коммуникативных,   познавательных   УУД).   Для   этого требуется новый педагогический инструментарий. В связи с этим возникла необходимость переосмыслить накопленный педагогический опыт. И это привело меня к поиску новых средств   и   методических   решений   для   реализации   нового   социального   заказа.  Ценность современного   качества   образования   не  в   освоении   системы   опорных   знаний,   не     в способности  воспроизвести   их   в  стандартной   ситуации,  а  в  способности   использовать знания   при   решении   учебно­познавательных   задач,   что   позволяет   подготовить обучающихся к реальной жизни, умению успешно решать жизненные задачи.  Слайд   3.  В   чём   я   вижу   основную   идею   представляемого   опыта?   Это   достижение метапредметных   результатов   на   уроках   математики   посредством   решения   учебно­ познавательных задач.  Отсюда вытекает цель опыта: создание условий для достижения метапредметных результатов через   решение учебно­познавательных задач, что позволяет мне обеспечить   математическую   подготовку   обучающихся   и   сформировать   навык базовую   самостоятельного приобретения знаний и применения их в повседневной жизни. Слайд 4. Для достижения этой цели мне необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить и проанализировать методическую литературу по рассматриваемой теме. 2. Отследить уровень сформированности метапредметных результатов. 3. Отобрать методические приёмы, способствующие формированию метапредметных результатов на уроках математики. 4. Разработать тексты УПЗ и апробировать их на разных этапах урока.  1 Волгина Наталья Александровна _ учитель математики МБОУ «Называевская СОШ № 4» 5. Отследить   эффективность   разработанных   средств   (оценить   уровень сформированности   УУД)   и   сформулировать   выводы   исходя   из   анализа   полученных результатов. Слайд 5.   Итак, что же такое учебно­познавательная задача? Как же её отличить от учебной   или   познавательной   задачи?   Ответы   на   эти   вопросы   я   нашла,   изучая методические   материалы   и   это   позволило   мне   научиться   распознавать   учебно­ познавательные и учебно­практические задания от привычных нам заданий имеющихся в школьных   учебниках.   Изучив   требования,   предъявляемые   к   формулировкам   и содержанию этих заданий, научилась преобразовывать задачи учебника и разрабатывать собственные.  Слайд   6.  В   образовательном   процессе   основным   средством   в   руках   учителя   является учебная ситуация, а  УПЗ – это такое условие в учебных ситуациях, которое не только побуждает обучающихся к оперированию известными знаниями в новых ситуациях, но и ведет к открытию новых способов действия  с предметным содержанием. Считаю, что такие  задачи   на   моих   уроках   способствуют   формированию   правильного   понимания природы математики, повышают интерес учащихся к самой математике, поскольку для подавляющего большинства учащихся ценность математического образования состоит в ее практических возможностях.  Слайд 7. Для достижения метапредметных результатов использую методические приёмы технологий деятельностного типа, которые удачно сочетаются  с учебно­познавательными задачами,   это  позволяет   создать   условия   для   того,   чтобы   знания   учащихся   были результатом их собственных поисков.                                                                              Слайд 8.  УПЗ позволяют мне реализовать деятельностный подход на своих уроках для достижения разных целей: (они перед вами на слайде) ­ знакомства школьников с теми или иными понятиями и правилами; ­ систематизации знаний; 2 Волгина Наталья Александровна _ учитель математики МБОУ «Называевская СОШ № 4» ­   развития   навыков   исследовательской   деятельности,   планирования   и   контрольно­ оценочной   деятельности,   использования   ресурсов   различных   информационных   систем, сотрудничества и выстраивания системы ценностей. Для   достижения   этих   целей   предлагаю   решение   задач   на   самостоятельное   открытие нового     правила   либо   обсуждение   внутренней   логики   уже   готового   правила   или определения     математического   термина;   на   встраивание   неизвестного   для   учащихся объекта в уже известную систему; на сравнение; на рефлексивную оценку деятельности; на организацию совместных действий.  Слайд 9. Приведу примеры УПЗ, разработанных и апробированных мною на уроках в 5­6 классах. Слайд   10.  Представляю   УПЗ,   направленную   на   формирование   и   оценку   умений   и навыков,   способствующих   освоению   систематических   знаний     в   6   классе   по   теме «Сложение   и   вычитание   целых   чисел».   Детям   предлагаю   самостоятельную   работу   в форме математического лото для отработки предметных навыков сложения и вычитания целых   чисел,   а   также   метапредметных   и   личностных   результатов,   представленных   на слайде.  Слайд   11.  Следующие   УПЗ   направлены   на   формирование   и   оценку   навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний. Задача   по   теме:   «Сложение     дробей   с   одинаковыми     знаменателями»,   позволяет обучающимся 5 класса самостоятельно сформулировать новое правило и  направлена на достижение следующих метапредметных результатов: формирование умений:   работать с математическим  текстом, строить речевые конструкции с использованием изученной   терминологии,   планировать   свою   деятельность   при   решении   учебных математических задач, составлять несложные алгоритмы и действовать в соответствии с ним, а также на применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач. Слайд 12.  А при решении   УПЗ по теме «Умножение десятичных дробей» в 6 классе открытие нового знания происходит при переносе знаний из одной темы в другую.  3 Волгина Наталья Александровна _ учитель математики МБОУ «Называевская СОШ № 4» Слайд 13. Лабораторная работа по теме «Площадь прямоугольника» (5 класс) относится к   классу   УПЗ,   направленных   на   формирование   и   оценку  навыка  самоорганизации  и саморегуляции.   Целью   данной   работы   является   отслеживание   продвижения   в выполнении задания и  контроль качества его выполнения.  Слайд 14. А УПЗ «Астрономия на координатной плоскости» по теме «Координаты» в 6 классе позволяет  формировать  умение  действовать  в соответствии  с предложенным алгоритмом действий и учит самоконтролю при решении учебных задач. Слайд 15. Следующая УПЗ по теме «Умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000 ….» (5   класс)   отрабатывает   предметные   умения,   а   также   направлена  на   формирование ценностно­смысловых установок, что требует от обучающихся выражения своей позиции о социальных и личностных ценностях.   Слайд 16.  С другими УПЗ и УПрЗ, которые я разработала и апробировала на своих уроках можно познакомиться в приложении к методическому семинару и личном сайте. Слайд   17.  Наверное,   у   вас   возникает   вопрос:   что   даёт   использование   УПЗ   мне,   как учителю?    Результаты   моих   учеников   –   это   лучший   ответ   на   вопрос   «для   чего   я   это использую?».   Использование   учебно­познавательных   задач   на   уроке   позволяет   улучшить результаты   освоения   учениками   программного   материала   и   способствует   формированию метапредметных   результатов.   Оценка   результативности   достижения   метапредметных результатов   проведена  педагогом­психологом ОУ по программе стартовой диагностики УУД учащихся пятых классов под редакцией Н.В. Афанасьевой. Слайд 18.  Новые образовательные стандарты предполагают, прежде всего, активизацию внутренних стимулов учения, т.е. мотивации. Результаты анкетирования (методика A.M. Прихожан) свидетельствует в целом о положительном отношении обучающихся к школе; но   примерно   треть   пятиклассников   (36   %)   испытывает   трудности   в   принятии   новых требований,   овладении   учебной   деятельностью.   В   динамике   данные   показатели   были  Наглядно   для оценены   на   начало   2015/2016   учебного   года   по   тем   же   методикам.   сравнения   прирост   метапредметных   результатов   показан   на   диаграмме.   Кроме   того результатом   достижения   метапредметных   результатов   следует   считать   выполнение 4 Волгина Наталья Александровна _ учитель математики МБОУ «Называевская СОШ № 4» комплексной работы, которая предлагалась к выполнению этим детям как в 5 (май, 2015 г.), так и 6  (декабрь, 2015 г.) классах. С выполнением заданий базового уровня справились 100 % обучающихся в обоих случаях, а с заданиями повышенного уровня прирост составил 10 %. Слайд 19. Вторая параллель, в которой я работаю в текущем учебном году – это обучающиеся 5­х классов. Результативность   достижения метапредметных результатов   этих детей была также отслежена педагогом­психологом по выше указанным методикам дважды: в сентябре  и декабре 2015 г.   Уровневые     характеристики   сформированности   предпосылок   УУД   в процентных   показателях   по   данной   параллели   представлены   на   диаграмме.  (щелчок) Комплексные работы (сентябрь, декабрь 2015 г.) обучающиеся данной параллели выполнили успешно. С заданиями базового уровня справились все (100 %), а задания повышенного уровня в 5­А выполнили 71% и 73%, в 5­Б – 43% и 43% соответственно.  Слайд 20.  Кроме того ежегодно показатели обученности и качества знаний учеников по математике  превышают средние показатели по школе. Я также, считаю,  что УПЗ являются средством формирования личностных качеств ученика. Ученики демонстрируют готовность применять   усвоенные   знания   и   способы   деятельности   в   реальной   жизни   для   решения практических задач и участия в олимпиадах и конкурсах.  Слайд 21.  Накопленным опытом по использованию УПЗ делюсь с коллегами. Хорошим средством передачи опыта является персональный сайт. Говоря о средствах формирования у учеников универсальных учебных действий, компетенций, умения видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах и  окружающей жизни. Надо помнить, что предлагаемые методические решения должны быть также универсальными. УПЗ   может использовать учитель любого предмета.   Представляя свой опыт работы, я хотела   показать,   что   УПЗ     в   структуре   современного   урока   –   универсальное   средство реализации ФГОС, создания условия для достижения всех видов результатов, подготовки учеников к самостоятельной взрослой жизни.  Убедившись в том, что УПЗ способствуют вовлечению   учащихся   в   универсальную   общеучебную   деятельность   (целеполагание, планирование,   аргументацию,   анализ,   синтез,   сравнение,   контроль   и   самоконтроль),   я задаю себе очередной вопрос: можно ли весь процесс обучения построить только на УПЗ? 5 Волгина Наталья Александровна _ учитель математики МБОУ «Называевская СОШ № 4» Нет.   Ребенок   в   обучении   должен   решать   и   жизненные   учебно­практические   задачи, разработкой которых я занимаюсь на данном этапе.   Слайд   22.  Важно   то,   что   эти   два   типа   задач   необходимо   сочетать   в   определенной, наиболее эффективной последовательности. 6

Методический семинар «Учебно-познавательные задачи как средство достижения метапредметных результатов на уроках математики»

Методический семинар «Учебно-познавательные задачи  как средство достижения метапредметных результатов на уроках математики»

Методический семинар «Учебно-познавательные задачи как средство достижения метапредметных результатов на уроках математики»

Методический семинар «Учебно-познавательные задачи  как средство достижения метапредметных результатов на уроках математики»

Методический семинар «Учебно-познавательные задачи как средство достижения метапредметных результатов на уроках математики»

Методический семинар «Учебно-познавательные задачи  как средство достижения метапредметных результатов на уроках математики»

Методический семинар «Учебно-познавательные задачи как средство достижения метапредметных результатов на уроках математики»

Методический семинар «Учебно-познавательные задачи  как средство достижения метапредметных результатов на уроках математики»

Методический семинар «Учебно-познавательные задачи как средство достижения метапредметных результатов на уроках математики»

Методический семинар «Учебно-познавательные задачи  как средство достижения метапредметных результатов на уроках математики»

Методический семинар «Учебно-познавательные задачи как средство достижения метапредметных результатов на уроках математики»

Методический семинар «Учебно-познавательные задачи  как средство достижения метапредметных результатов на уроках математики»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018