Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение
"Центр поддержки семьи и помощи детям "Аистенок"
«Технология и приемы постановки разных групп звуков»
Методическое объединение
Учитель-логопед
Т.В.Лысенко
Мичуринск 2021
Технология постановки разных групп звуков
Выделяют 3 способа постановки звуков (впервые выделены в работах
Ф. Ф. Рау): по подражанию (имитативный), механический и смешанный.
Имитативный – основан на сознательных попытках ребенка найти
артикуляцию, позволяющую произнести звук, соответствующий услышанному от логопеда. При этом, помимо акустических опор, ребенок использует зрительные, тактильные и мышечные ощущения. Подражание дополняется словесными пояснениями логопеда, какую позицию должен принять артикуляционный орган. В тех случаях, когда необходимые для данного звука артикуляционные позиции выработаны, достаточно их просто вспомнить.
Можно пользоваться приемом постепенного нащупывания нужной
артикуляции. Поиск часто приводит к постановке шипящих звуков, парных
звонких, а также парных мягких.
Механический способ – основывается на внешнем, механическом
воздействии на органы артикуляции специальными зондами или шпателями.
Логопед просит ребенка произнести звук, повторить его несколько раз, и во
время произнесения при помощи зонда меняет артикуляционный уклад. В
результате получается требуемый звук. При данном способе ребенок
самостоятельно не осуществляет поиск, его органы артикуляции только
подчиняются действиям взрослого. После длительных тренировок он
самостоятельно принимает необходимую артикуляционную позу, помогая
себе шпателем или пальцем.
Смешанный способ – основывается на совмещении двух предыдущих.
Ведущую роль в нем играют подражание и объяснение. Механическая
помощь применяется в дополнение. При этом способе ребенок оказывается
активным, а приобретенная с помощью логопеда артикуляционная поза
фиксируется в его памяти и легко воспроизводится в дальнейшем без
механической помощи.
Постановка звука при его искажении осуществляется с опорой на
нормально произносимые звуки, в артикуляционном укладе которых
имеются общие признаки с нарушенным звуком. При этом учитывается их
артикуляционное «родство», которое может быть не одинаково в разных
группах звуков. Так, при работе над звонкими согласными звуками
опираются на их глухие парные звуки, и задача логопедической работы
сводится к тому, чтобы дополнить общую артикуляторную позу работой
голосового аппарата. При работе над заднеязычными взрывными звуками в
работу включают корневую часть языка, а в качестве его исходной основы
берется позиция переднеязычного взрывного. При постановке языка в
качестве исходной основы следует обращаться не к изолированному
сохранному звуку, а к звуку в слоговом сочетании, т.к. слог – это
естественная для звука форма его реализации в речи. Это положение является
очень важным в связи с тем, что при постановке изолированного звука
переход к слогу оказывается затрудненным. Необходимо предусмотреть
возможные динамичные перестройки артикуляции одной и той же фонемы в
разном звуковом окружении. Это достигается без особого труда, если схемы
(программы) сочетаний звуков у ребенка не нарушены. Исходными для
постановки твердых звуков следует избирать звуки в слоге с гласным [а], а для мягких согласных следует брать звуки в слоге с гласным [и]. В дальнейшей работе подключаются согласные в позициях перед остальными гласными.
При этом внимание обращается на лабиализованные гласные, т.к. перед ними
многие согласные претерпевают существенные артикуляционные изменения.
Важными для коррекционной работы являются опорные звуки. Это звуки,
которые сходны с нарушенными по артикуляции (месту или способу
образования), но произносимые ребенком правильно.
3. Приемы постановки звуков
Звук «С»
1.По подражанию.
2.Произнесение опорных [и], [ф] при артикуляции [с].
3.Механически от [т]: кончик языка отводят зондом за нижние зубы,
ребёнок произносит «та-та-та» = «са-са-са».
Звук «Ш»
1.По подражанию.
2.Механически от [с]: кончик языка отводят зондом за верхние зубы,
ребёнок произносит «са-са-са» = «ша-ша-ша».
Звук «Р»
1.От [д]: упражнения «Дятел», «Барабанщик». Быстро и отрывисто
«стучать» кончиком языка по верхним альвеолам, произнося [д] = «др».
2.От чередования [т] и [д]: упражнение «Поезд» (имитация стука колёс)
= «тр-др».
3.От сочетания «дж»: упражнение «Заведи моторчик» = «дррр».
4.Постановка в 2 этапа:
1) фрикативный [р] от [ж], [з] или [д], можно от слогов «жа», «за»,
«да»;
2) механическое достижение вибрации с помощью шарикового зонда =
[р], слоги «ра», «дра».
Звук «Л»
1.По подражанию.
2.От межзубного произнесения [а] или [ы].
Звуки «К», «Г», «Х», «Й»
1.По подражанию.
2.Механически: с помощью шпателя, усиливая нажим на язык и
продвигая его спинку назад: [к] от [т]: «та-тя-кя-ка»; [г] от [д]: «да-дя-гя-га»;
[х] от [с]: «са-ся-хя-ха»; [j] от [з]: «за-зя-jа».
Звук «Ц»
1.По подражанию.
2.От чередования [т] и [с], постепенно ускоряя темп.
Звук «Ч»
1.По подражанию.
2.От чередования [т] и [щ], постепенно ускоряя темп.
3.От слога «ать»: подложить шпатель под язык, поднять его к
альвеолам, одновременно нажимая на углы губ, добавляя этим выдвижение
их вперёд как при [ч].
Звук «Щ»
1.По подражанию.
2.Механически: поднятие зондом кончика языка при произнесении
«сь» или «ся» = [щ] или слог «ща».
Мягкие согласные
1.По подражанию.
Предполагает слуховое восприятие мягких звуков и зрительное
восприятие артикуляции этих фонем при сопоставлении их с парными
твердыми фонемами (па – пя, aпa – апя и т.д.).
2.Обходной путь.
Ребенку предлагают:
– длительно произнести гласный [и], а затем слог пи; – повторить тот же
слог шепотом, постепенно укорачивая [и], получается отчетливое [п’], с
некоторым придыханием;
– перейти к звукосочетанию апи, которое следует произносить вначале
громко, затем шепотом, затем так, чтобы первый гласный проговаривался
громко, а второй шепотом и кратко: получается сочетание апь;
– закрепив полученный мягкий звук [п] – [п’], можно переходить к
открытому слогу пя, сначала отделяя согласную фонему от гласной ([п’] –
[а]), а потом сливая их;
– затем вводить слоги и слова с другими гласными.
3.Механический способ.
В качестве исходных используются согласные [т], [д], [н], так как эти звуки
просты по своим укладам и произносятся при полуоткрытых зубах и губах.
При произнесении [т] или слога та удерживать кончик языка шпателем
за нижними резцами (прижимая передний край языка): получается [т’] в
изолированном виде или в открытом слоге (тя, тя, тя).
Аналогичным путем из слога am получают слог атъ.
Тот же механический способ применяется при постановке звуков [д’]
от [д], [н’] от [н]. Далее произношение других мягких звуков отрабатывается в следующем порядке: [ф’], [в’], [п’], [б’], [м’], [с’], [з’],
Что касается звуков [к’], [г’], [х’], то специальной работы над ними
обычно не требуется, так как в русском языке они, как правило, встречаются
лишь перед гласными [и], [э] («кирпич», «на руке».
Дефекты твердости согласных звуков, проявляющиеся в заменах твердых
согласных парными мягкими звуками, устраняются после постановки и
автоматизации твердых звуков (по известным методикам), а затем – их дифференциации с мягкими вариантами (изолированно, в слогах, словах,
фразах).
Звонкие и глухие согласные
Исправление недостатков произношения звонких согласных следует
начинать с щелевых звуков, причем с наиболее простого из них по артикуляции звука [в]. После него переходят к звукам [з] и [ж], а затем уже к взрывным
звукам в последовательности [б] – [д] – [г].
Подготовительные упражнения:
а) поочередное воспроизведение то беззвучного вдоха и выдоха, то стона
на вдохе и па выдохе;
б) сопоставление громкого и шепотного произношения гласных звуков,
как отрывистого, так и длительного.
Все упражнения следует производить, контролируя вибрацию гортани.
Общие приемы для постановки звонких звуков:
1) По подражанию, используя тактильно-вибрационный способ.
2) Включение голоса на основе сравнения глухого и звонкого звуков (также можно использовать при этом тактильно-вибрационный способ).
3) Последовательно протяжно произносятся гласные звуки, каждый –
сначала шепотом, а затем громко, после чего непосредственно переходят к
аналогичному произношению нужного согласного. Например, озвончение
звука [з]: шёпотом – А, громко – А, шёпотом – Э, громко – Э, шёпотом – И,
громко – И, шёпотом – С, громко – З.
Важно, чтобы смежные артикуляции гласных и согласных были сходны:
И=С, О=Ш, У=В, А=К
Для озвончения взрывных согласных звуки на одном выдохе произносят
отрывисто: шепотом – а. а. а. а... громко – а. а. а. а... шепотом – о. о. о. о...
громко – о. о. о. о... шепотом –э. э. э. э... громко – э. э. э. э... шепотом – т. т. т.
т... громко – д. д. д. д.
3. Для щелевых звуков: согласный произносится шепотом, а затем, не
прерывая, подается голос.
4.Непосредственный переход к звуку от одного из сонорных [м], [н], [л],
[р] (например, мммба, нннба) или применив сочетание звонкого звука, который
нужно вызвать с одним из соноров между гласными (например, адма, адна,
адра и т.п.).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.