краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Красноярский медицинский техникум»
РАССМОТРЕНО
на заседании ЦМК
общепрофессиональных дисциплин
Протокол №_____
«___» ____________ 20__г.
Председатель ЦМК
Методическое обеспечение темы 1.1.
Медицинская микробиология.
Классификация микроорганизмов
ОП.06. Основы микробиологии и иммунологии
для специальностей 34.02.01 Сестринское дело
31.02.02 Акушерское дело
Составил преподаватель:
Л.А.Роппельт
Красноярск
Формируемые компетенции:
Общие компетенции
ОК1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК6.Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ОК9.Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Профессиональные компетенции
ПК.1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения
ПК.1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения
ПК.1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК.2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами
ПК 2.5. Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса
ПК 2.6.Вести утвержденную медицинскую документацию
Студент должен знать:
1.Определение микробиологии и иммунологии,
2.Изучаемые задачи;
3.Основные таксономические категории микроорганизмов, и названия видов в соответствии с бинарной номенклатурой
4.Классификацию микроорганизмов по Берджи
Студент должен уметь
1. ориентироваться в задачах и целях микробиологии как науки
2.отличать по морфологии микроорганизмы и классифицировать их
3.ориентироваться в бинарной номенклатуре названий МО
4. объяснить значение микроорганизмов в природе
Основная литература:
1.Борисов Л.Б. Микробиология, иммунология, вирусология. – М.: Издательство МИА, 2016.
2.Воробьёв А.А. Медицинская и санитарная микробиология: учеб. пособ. для студ. высш. мед. учеб. заведений / А.А. Воробьёв, Ю.С. Кривошеин, В.П. Широбоков. –М.: Издательский центр «Академия», 2015.
3.Камышева К.С. Микробиология, основы эпидемиологии и методы микробиологических исследований. Уч.пособие. «Феникс», 2014.
Дополнительная литература:
1. Микробиология и иммунология [Электронный ресурс] : учебник / под ред. А. А. Воробьева, - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2015. - 496 с: ил. // ЭБС «Консультант студента».
2. Мальцев, В. Н. Основы микробиологии и иммунологии. Курс лекций [Электронный ресурс]: учебное пособие / Мальцев В. Н., Пашков Е. П., Хаустова Л. И.. - М.: Медицина, 2015. - 280 с.: ил. // ЭБС «Консультант студента».
3. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология [Текст] : в 2 т. / под ред. В. В. Зверева, М. Н. Бойченко. - Том 1. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.- 448 с.
4. Интернет-ресурсы:
www.medcollegelid.ru ЭБС «Консультант студента»
Учебная карта занятия
Цели занятия:
Учебные:
· Расширить кругозор знаний о разнообразии форм жизни
· Ознакомиться с целями и задачами микробиологии
· Рассмотреть особенности морфологии микроорганизмов
· Ознакомиться с принципами классификации микроорганизмов
Развивающие:
· Развивать навыки самообразования, творческие способности студентов
· Продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений;
· выделять главное и существенное
· устанавливать причинно-следственные связи
Воспитательные:
· продолжить формирование эволюционных представлений о развитии органического мира
· воспитывать уважение к людям, науки, их достижениям
· продолжить формирования умения работать в коллективе, принимать совместные решения
· продолжить формирования здорового образа жизни
Междисциплинарные связи:
1. Биология
2. Инфекционные болезни
3. Эпидемиология
4. Терапия
5. Гигиена
Внутридисциплинарные связи:
1. История развития микробиологии
2. Морфология микроорганизмов
3. Учение об инфекционным процессе
4. Основы иммунологии
5. Основы иммунопрофилактики иммунотерапии
Место проведения: лекционная аудитория
Тип занятия: лекция
Количество часов: 2 академических
Обеспечение занятия: мультимедийное оснащение, учебная литература, конспект, таблицы.
Структура занятия:
1. Организационный момент 2 мин
2. Цели занятия (мотивация) 2 мин.
3. Введение нового материала 78мин.
4. Закрепление материала 4мин.
5. Задание на дом 2 мин.
6. Подведение итогов 2мин.
Ход занятия
1. Организационный момент (Взаимоприветствие, проверка присутствующих, внешнего вида студентов и т.п.)
2. Цели (мотивация) занятия:
1. Расширить кругозор знаний о разнообразии форм жизни
2. Изучить цели и задачи микробиологии как науки
3. Изучить принципы классификации микроорганизмов
Мотивация: ОК.1-ОК.9; ПК.1.1-1.3; ПК.2.1-2.3., ПК.2.5-ПК.2.6.
3. Введение нового материала (план изложения содержания с определением разделов, вопросов для самостоятельного изучения)
План занятия:
1. Введение
2. Предмет и задачи медицинской микробиологии и иммунологии.
3. Классификация микроорганизмов, имеющих медицинское значение. Прокариоты и эукариоты.
4. Систематика и номенклатура микроорганизмов.
5. Классификация бактерий по Берджи.
6. Основные таксономические категории (род, вид, подвид).
7. Название вида микроорганизмов в соответствии с бинарной номенклатурой.
Лекция 1
Актуальность: Изучение дисциплины «Основы микробиологии и иммунологии» позволяет расширить кругозор знаний в области наук естествознания. Теоретическая подготовка, а также практические навыки по микробиологии, вирусологии и иммунологии ориентированы на конечную цель подготовки специалистов в соответствии с требованиями. Современные достижения микробиологии, вирусологии и иммунологии, их роль и значение в клинической и профилактической медицине обосновывают важность знаний по этим дисциплинам, которыми должны овладеть студенты на первом этапе. Изучение свойств микроорганизмов и механизмов реализации патологического процесса с учетом роли иммунной системы позволит организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач. Выявление микроорганизмов как причины соматических заболеваний увеличивает значение профилактических мероприятий, в т.ч. методов иммунопрофилактики (вакцин, специфических иммуноглобулинов и др.).
Таким образом, основные разделы курса включает изучение значимых с медицинской точки зрения свойств микроорганизмов, особенностей их взаимодействия с организмом хозяина и иммунной системой, а также вопросы диагностики, профилактики и антимикробной терапии.
новная часть
Микробиология ( от греч. micros- малый, bios- жизнь, logos- учение, т.е. учение о малых формах жизни) - наука, изучающая организмы, неразличимые (невидимые) невооруженным какой- либо оптикой глазом, которые за свои микроскопические размеры называют микроорганизмы (микробы).
Предметом изучения микробиологии является их морфология, физиология, генетика, систематика, экология и взаимоотношения с другими формами жизни.
Еще сравнительно недавно по всеобщему признанию все организмы подразделяли на два царства — царство животных и царство растений. Основное различие между животными и растениями сводили к способу питания. Животными считали тех, кто использовал в качестве пищи готовый органический материал (гетеротрофный способ питания), растениями — организмы, сами синтезирующие необходимый органический материал из неорганических соединений (автотрофный способ питания).
В таксономическом отношении микроорганизмы очень разнообразны. Они включают прионы, вирусы, бактерии, водоросли, грибы, простейшие и даже микроскопические многоклеточные животные.
По наличию и строению клеток вся живая природа может быть разделена на прокариоты (не имеющие истинного ядра), эукариоты (имеющие ядро) и не имеющие клеточного строения формы жизни. Последние для своего существования нуждаются в клетках, т.е. являются внутриклеточными формами жизни (рис.1).
По уровню организации геномов, наличию и составу белоксинтезирующих систем и клеточной стенки все живое делят на 4 царства жизни: эукариоты, эубактерии и архебактерии, вирусы и плазмиды.
К прокариотам, объединяющим эубактерии и архебактерии, относят бактерии, низшие (сине- зеленые) водоросли, спирохеты, актиномицеты, архебактерии, риккетсии, хламидии, микоплазмы. Простейшие, дрожжи и нитчатые грибы- эукариоты.
Микроорганизмы - это невидимые невооруженным глазом организмы. Они занимают низшие (наиболее древние) ступени эволюции. Микроорганизмы заселяли Землю еще 3- 4 млрд. лет назад, задолго до появления высших растений и животных.
Микробы представляют самую многочисленную и разнообразную группу живых существ.
Микроорганизмы чрезвычайно широко распространены в природе и являются единственными формами живой материи, заселяющими любые, самые разнообразные субстраты (среды обитания), включая и более высокоорганизованные организмы животного и растительного мира.
Можно сказать, что без микроорганизмов жизнь в ее современных формах была бы просто невозможна.
Интересные факты:
- Термоацидофильные архебактерии – самые древние организмы
- «Черные курильщики» - геотермальные источники ( 30-40 *С)
Deinococcus radiodurans – «страшная ягода», размножается после получения дозы облучения в 1000 р. Превышающую смертельную дозу для человека
- Pseudomonas syringae- при -7С, способствует образованию снежинок( у растений вызывает пятнистость)
- В теле взрослого человека около 2 кг бактерий.
И, конечно, именно бактерии являются возбудителями инфекционных заболеваний.
Медицинская микробиология занимается изучением патогенных МО для человека и животных( ветеренарная микробиология)., а также разработкой способов лечения и профилактики инфекционных болезней.
Иммуноло́гия — (от лат. immunis - свободный, освобожденный, избавленный от чего-либо + греч. λόγος - знание) - медико-биологическая наука, изучающая реакции организма на чужеродные струтуры, механизмы этих реакций, их проявление, течение и исход в норме и патологии, разрабатывающая методы исследования и лечения.
Задачи медицинской микробиологии
К ним можно отнести следующие:
1.Установление этиологической (причинной) роли микроорганизмов в норме и патологии.
2.Разработка методов диагностики, специфической профилактики и лечения инфекционных заболеваний, индикации (выявления) и идентификации (определения) возбудителей.
3. Бактериологический и вирусологический контроль окружающей среды, продуктов питания, соблюдения режима стерилизации и надзор за источниками инфекции в лечебных и детских учреждениях.
4.Контроль за чувствительностью микроорганизмов к антибиотикам и другим лечебным препаратам, состоянием микробиоценозов (микрофлорой) повехностей и полостей тела человека.
Классификация МО, имеющих медицинское значение. Прокариоты и эукариоты
Мир микробов можно разделить на клеточные и неклеточные формы. Клеточные формы микробов представлены бактериями, грибами и простейшими. Их можно называть микроорганизмами. Неклеточные формы представлены вирусами, вироидами и прионами.
Вирусы нередко рассматриваются не как организмы, а как автономные генетические структуры, поэтому они будут рассмотрены отдельно.
Клеточные формы микробов разделены на три домена. Домены Bacteria и Archaebacteria включают микробы с прокариотическим типом строения клетки. Термин «бактерия» происходит от слова bacterion, что означает палочка.
Бактерии относятся к прокариотам. Их разделяют на два домена: Bacteria иArchaebacteria. Бактерии, входящие в домен Archaebacteria, представляют одну из древнейших форм жизни. Они имеют особенности строения клеточной стенки (у них отсутствует пептидогликан) и рибосомальной РНК. Среди них отсутствуют возбудители инфекционных заболеваний.
Представители домена Eukarya являются эукариотами. Он состоит из 4 царств:
• царства грибов (Fungi, Eumycota);
• царства простейших (Protozoa);
• царства Chromista (хромовики);
•микробов с неуточненным таксономическим положением (Microspora, микроспоридии).
Признаки прокариотической и эукариотической клетки
Таблица 1
Систематика и номенклатура МО
Систематика- распределение микроорганизмов в соответствии с их происхождением и биологическим сходством. Систематика занимается всесторонним описанием видов организмов, выяснением степени родственных отношений между ними и объединением их в различные по уровню родства классификационные единицы- таксоны. Основные вопросы, решаемые при систематике (три аспекта, три кита систематики)- классификация, идентификация и номенклатура.
Классификация- распределение (объединение) организмов в соответствии с их общими свойствами (сходными генотипическими и фентипическими признаками) по различным таксонам.
Таксономия- наука о методах и принципах распределения (классификации) организмов в соответствии с их иерархией. Наиболее часто используют следующие таксономические единицы (таксоны)-штамм, вид, род. Последующие более крупные таксоны- семейство, порядок, класс.
В современном представлении вид в микробиологии- совокупность микроорганизмов, имеющих общее эволюционное происхождение, близкий генотип (высокую степень генетической гомологии, как правило более 60%) и максимально близкие фенотипические характеристики.
Нумерическая (численная) таксономия основывается на использовании максимального количества сопоставляемых признаков и математическом учете степени соответствия. Больщое число сравниваемых фенотипических признаков и принцип их равной значимости затрудняло классификацию.
При изучении, идентификации и классификации микроорганизмов чаще всего изучают следующие (гено- и фенотипические) характеристики:
1.Морфологические- форма, величина, особенности взаиморасположения, структура.
2.Тинкториальные- отношение к различным красителям (характер окрашивания), прежде всего к окраске по Граму. По этому признаку все микроорганизмы делят на грамположительные и грамотрицательные.
Морфологические свойства и отношение к окраску по Граму позволяют как правило отнести изучаемый микроорганизм к крупным таксонам- семейству, роду.
3.Культуральные- характер роста микроорганизма на питательных средах.
4.Биохимические- способность ферментировать различные субстраты(углеводы, белки и аминокислоты и др.), образовывать в процессе жизнедеятельности различные биохимические продукты за счет активности различных ферментных систем и особенностей обмена веществ.
5.Антигенные- зависят преимущественно от химического состава и строения клеточной стенки, наличия жгутиков, капсулы, распознаются по способности макроорганизма (хозяина) вырабатывать антитела и другие формы иммунного ответа, выявляются в иммунологических реакциях.
6.Физиологические- способы углеводного (аутотрофы, гетеротрофы), азотного (аминоавтотрофы, аминогетеротрофы) и других видов питания, тип дыхания (аэробы, микроаэрофилы, факультативные анаэробы, строгие анаэробы).
7.Подвижность и типы движения.
8.Способность к спорообразованию, характер спор.
9.Чувствительность к бактериофагам, фаготипирование.
10.Химический состав клеточных стенок- основные сахара и аминокислоты, липидный и жинокислотный состав.
11.Белковый спектр (полипептидный профиль).
12.Чувствительность к антибиотикам и другим лекарственным препаратам.
13.Генотипические (использование методов геносистематики).
В последние десятилетия для классификации микроорганизмов, помимо их фенотипических характеристик (см. пп.1- 12), все более широко и эффективно используются различные генетические методы (изучение генотипа- генотипических свойств). Используются все более совершенные методы- рестрикционный анализ, ДНК- ДНК гибридизация, ПЦР, сиквенс и др. В основе большинства методов лежит принцип определения степени гомологии генетического материала (ДНК, РНК). При этом чаще исходят из условного допущения, что степень гомологии более 60% ( для некоторых групп микроорганизмов- 80%) свидетельствует о принадлежности микроорганизмов к одному виду (различные генотипы - один геновид), 40- 60%- к одному роду.
Идентификация
Основные фено- и генотипические характеристики, используемые для классификации микроорганизмов, используются и для идентификации, т.е. установления их таксономического положения и прежде всего видовой принадлежности- наиболее важного аспекта микробиологической диагностики инфекционных заболеваний. Идентификация осуществляется на основе изучения фено- и генотипических характеристик изучаемого инфекционного агента и сравнения их с характеристиками известных видов. При этой работе часто применяют эталонные штаммы микроорганизмов, стандартные антигены и иммунные сыворотки к известным прототипным микроорганизмам. У патогенных микроорганизмов чаще изучают морфологические, тинкториальные, культуральные, биохимические и антигенные свойства.
Номенклатура- название микроорганизмов в соответствии с международными правилами. Для обозначения видов бактерий используют бинарную латинскую номенклатуру род/вид, состоящую из названия рода (пишется с заглавной буквы) и вида (со строчной буквы). Примеры- Shigella flexneri, Rickettsia sibirica.
В микробиологии часто используется и ряд других терминов для характеристики микроорганизмов.
Штамм- любой конкретный образец (изолят) данного вида. Штаммы одного вида, различающиеся по антигенным характеристикам, называютсеротипами (серовариантами- сокращенно сероварами), по чувствительности к специфическим фагам- фаготипами, биохимическим свойствам- хемоварами, по биологическим свойствам-биоварами и т.д.
Колония- видимая изолированная структура при размножении бактерий на плотных питательных средах, может развиваться из одной или нескольких родительских клеток. Если колония развилась из одной родительской клетки, то потомство называется клон.
Культура- вся совокупность микроорганизмов одного вида, выросших на плотной или жидкой питательной среде.
Клон - это совокупность бактерий, являющихся потомством одной клетки.
Основной принцип бактериологической работы- выделение и изучение свойств только чистых (однородных, без примеси посторонней микрофлоры) культур.
Классификация бактерий по Берджи
Раньше основу классификации бактерий составляла особенность строения клеточной стенки. Подразделение бактерий по особенностям строения клеточной стенки связано с возможной вариабельностью их окраски в тот или иной цвет по методу Грама. Согласно этому методу, предложенному в 1884 г. датским ученым Х. Грамом, в зависимости от результатов окраски бактерии делятся на грамположительные, окрашиваемые в сине-фиолетовый цвет, и грамотрицательные, окрашиваемые в красный цвет.
В отношении бактерий наибольшее распространение нашли предложенные американским бактериологом Дэвидом Берджи подходы к систематизации, учитывающие один или несколько наиболее характерных признаков
Определитель Берджи систематизирует все известные бактерии по нашедшим в практической бактериологии наибольшее распространение принципам идентификации бактерий, основанным на различиях в строении клеточной стенки и отношении к окраске по Граму.
Определитель выделяет четыре основных категории бактерий –
Gracillicutes [от лат. gracilis, изящный, тонкий, + cutis, кожа] — виды с тонкой клеточной стенкой, окрашивающиеся грамотрицательно;
firmicutes [от лат. flrmus, крепкий, + cutis, кожа] — бактерии с толстой клеточной стенкой, окрашивающиеся грамположительно;
Tenericutes [от лат. tener, нежный, + cutis, кожа] — бактерии, лишённые клеточной стенки (микоплазмы и прочие представители класса Mollicutes) и Mendosicutes [от лат. mendosus, неправильный, + cutis, кожа] — архебакте-рии (метан- и сульфатредуцирующие, галофильные, термофильные и архебактерии, лишённые клеточной стенки).
Описание бактерий даётся по группам (секциям), в состав которых включены семейства, роды и виды; в некоторых случаях в состав групп входят классы и порядки.
Патогенные для человека бактерии входят в небольшое число групп.
Группа 1 определителя Берджи. Спирохеты. Включает свободноживущие и паразитические виды; для человека патогенны представители родов Treponema, Borrelia и Leptospira.
Группа 2 определителя Берджи. Аэробные и микроаэрофильные подвижные извитые и изогнутые грамотрицательные бактерии. Патогенные для человека виды входят в роды Campylobacter, Helicobacters Spirillum. Группа 3 определителя Берджи. Неподвижные (редко подвижные) грамотрицательные бактерии. Не содержит патогенные виды.
Группа 4 определителя Берджи. Грамотрицательные аэробные и микроаэрофильные палочки и кокки. Патогенные для человека виды включены в состав семейств Legionellaceae, Neisseriaceae и Pseudomonada-сеае, в группу входят также патогенные и условно-патогенные бактерии родов Acinetobacter, Afipia, Alcaligenes, Bordetella, Brucella, Flavobacterium, Francisella, Kingella и Moraxella.
Группа 5 определителя Берджи. Факультативно анаэробные грамотрицательные палочки. Группа образована тремя семействами — Enterobacteriaceae, Vibrionaceae и Pasteurellaceae, каждое из которых включает патогенные виды, а также патогенные и условно-патогенные бактерии родов Calymmobaterium, Cardiobacterium, Eikenetta, Gardnerella и Streptobacillus.
Группа 6 определителя Берджи. Грамотрицательные анаэробные прямые, изогнутые и спиральные бактерии. Патогенные и условно-патогенные виды входят в состав родов Bacteroides, Fusobacterium, Porphoromonas и Prevotelta.
Основные таксономические категории ( род, вид, подвид)
Порядки подразделяются на группы. Основными таксономическими критериями, позволяющими отнести штаммы бактерий к той или иной группе, являются:
1. морфология микробных клеток (кокки, палочки, извитые);
2. отношение к окраске по Граму - тинкториальные свойства (грамположительные и грамотрицательные);
3. тип биологического окисления - аэробы, факультативные анаэробы, облигатные анаэробы;
4. способность к спорообразованию.
Дальнейшая дифференциация групп на семейства, рода и виды, которые являются основной таксономической категорией, проводится на основании изучения биохимических свойств. Этот принцип положен в основу классификации бактерий, приведенной в специальных руководствах - определителях бактерий.
Вид является эволюционно сложившейся совокупностью особей, имеющих единый генотип, который в стандартных условиях проявляется сходными морфологическими, физиологическими, биохимическими признаками. Для патогенных бактерий определение "вид" дополняется способностью вызывать определенные нозологические формы заболеваний.
Существует внутривидовая дифференцировка бактерий на варианты:
1. по биологическим свойствам (биовары или биотипы);
2. по биохимической активности (ферментовары);
3. по антигенному строению (серовары или серотипы);
4. по чувствительности к бактериофагам (фаговары или фаготипы);
5. по устойчивости к антибиотикам (резистентовары).
Для обозначения некоторых совокупностей микроорганизмов, отличающихся по тем или иным свойствам, употребляется суффикс «вар» (разновидность), поэтому микроорганизмы в зависимости от характера различий обозначают как морфовары (отличие по морфологии), резистентовары (отличие по устойчивости, например, к антибиотикам), серовары (отличие по антигенам), фаговары (отличие по чувствительности к бактериофагам), биовары (отличие по биологическим свойствам), хемовары (отличие по биохимическим свойствам) и т.д.
Таким образом, мы с вами рассмотрели все вопросы по плану касаемо нашей лекции. Давайте подытожим:
Закрепление материала:
контрольные вопросы
1. Что изучает медицинская микробиология?
2. Какие задачи решает эта наука?
3. Как классифицируют микроорганизмы?
4. Как принято обозначать названия МО?
Домашнее задание:
Подготовка реферативного сообщения по теме «История развития микробиологии и иммунологии».
Подведение итогов занятия
Преподаватель еще раз делает акценты на самых важных моментах лекции. Отвечает на вопросы студентов. Дает рекомендации для самостоятельной подготовки
Рефлексия
Студенты заполняют таблицу «Плюс-минус-интересно»
+ |
- |
интересно |
Тема Дезинфекция. Стерилизация. Принцип работы центрального стерилизационного отделения.
ЦЕЛИ: знать влияние физических и химических факторов на микроорганизмы и их использование в медицине, методы, аппаратуру и режимы стерилизации; важнейшие методы и средства дезинфекции; принцип работы ЦСО; уметь обосновать методы стерилизации и дезинфекции, их контроля; подготовить материал к стерилизации.
Порядок проведения занятия:
1. Вступительное слово преподавателя (цели и задачи) – мин.
2. Объяснение нового материала, методические и организационные указания преподавателя по проведению занятия - мин.
4. Обсуждение полученных результатов, проверка протоколов, подведение итогов практического занятия, заключительное слово преподавателя - мин.
Вопросы для самоконтроля
1. Дать определение дезинфекции и стерилизации.
2. Перечислите методы дезинфекции. От чего зависит выбор метода?
3. Перечислите химические группы препаратов для дезинфекции с примерами.
4. Как контролируют эффективность дезинфекции?
5. Что такое асептика? 6. Что понимают под антисептикой? Примеры.
7. Перечислите методы стерилизации. От чего зависит выбор метода?
8. Какие материалы можно стерилизовать дробными методами теплового воздействия?
9. Назовите аппаратуру, основные режимы и стерилизуемые материалы при тепловых методах стерилизации.
10. Какие материалы стерилизуют ионизирующим излучением?
Дополнительный материал
Дезинфекция – это комплекс мероприятий, направленных на уничтожение в объектах конкретных патогенных микробов. В медицине применяют физические (механическое воздействие, действие высокой температуры, ультрафиолетовое облучение) и химические методы дезинфекции (использование химических веществ).
Контроль качества дезинфекции. Пробы отбирают не позже 30—45 мин по окончании дезинфекции. В квартирных очагах берут не менее 10 контрольных смывов, в МО и детских учреждениях — не менее 30. Площадь смыва должна составлять 100 - 200 см2. У мелких предметов смывы берут со всей поверхности. Смывы берут стерильным ватным тампоном, вмонтированным в бактериологическую пробирку. В пробирке должен содержаться увлажнитель тампона (физиологический раствор или водопроводная вода) либо нейтрализатор дезинфектанта (1% раствор гипосульфита для хлорсодержащих препаратов). Смывы засевают на питательные среды с соблюдением правил асептики в условиях, исключающих возможность вторичной контаминации.
Дезинфекционные мероприятия в МО считаются эффективными, если во всех смывах с объектов больничной среды не выявлены золотистый стафилококк и кишечные палочки.
Антисептика – комплекс мероприятий, направленных на уничтожение микробов, попавших в рану, лекарственный препарат или другой объект. Антисептика включает: удаление из раны инфицированных тканей; наложение гигроскопических повязок, использование сухого тепла, УФО; применение химических веществ в бактерицидным или бактериостатическим действием (хлоргексидин); применение антибиотиков, бактериофагов, средств, стимулирующих защитные силы организма.
Асептика – система профилактических мероприятий, направленных на предотвращение попадания микроорганизмов в рану, лекарственные препараты и другие объекты. Она включает: стерилизацию инструментов, соблюдение правил и приемов работы (стерильный халат, маска, перчатки и т.п.), осуществление санитарнопротивоэпидемических и гигиенических мероприятий.
Стерилизация - полное обеспложивание объектов, при котором уничтожаются все формы микроорганизмов (вегетативные и споры).
Для стерилизации применяют физические и химические методы. Выбор метода определяется видом стерилизующего материала, который после стерилизации должен сохранять свои основные свойства (форму, эластичность, активность и др.).
Физические методы - действие высокой температуры, ионизирующего излучения, фильтрование через коллоидные фильтры. При тепловом методе стерилизации используют как однократные, так и многократные методики. К однократным методам относится воздействие сухого горячего воздуха или пар под давлением. Для стерилизации сухим жаром используют воздушные стерилизаторы, для стерилизации паром под давлением – паровой стерилизатор (автоклав) (рис. 10, 11).
Многократные методы - это дробная стерилизация объектов, которые могут быть питательным субстратом для микробов (в промежутках между стерилизацией объект оставляют при комнатной температуре для прорастания спор). Образовавшиеся вегетативные формы микроорганизмов уничтожаются повторной стерилизацией. Ионизирующее излучение это наиболее перспективный метод, т.к. возможна полная автоматизация всех процессов. Стерилизацию проводят в товарной упаковке, что обеспечивает длительность сохранения материала стерильным.
Контроль стерилизации осуществляют несколькими методами:
1) по показаниям приборов (манометров, термометров, таймеров);
2) с использованием физико-химических тестов (вместе со стерилизуемым материалом в аппарат закладывают ампулы с кристаллами веществ или специальные бумажные термохимические индикаторы, при нужной температуре вещества расплавляются, а индикаторы меняют цвет).
3) биологические тесты (в аппарат помещают флакончики с салфетками, пропитанными взвесью термостойкого спорообразующего микроба, и после стерилизации их инкубируют в питательной среде, которая не должна мутнеть).
Эффективность стерилизации в паровом стерилизаторе зависит от правильного выбора упаковки, соблюдения правил загрузки для свободного прохождения пара и плотности загрузки коробок (биксов).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.