Попова Анастасия
Методическое пособие «Клуб по интересам «Хроники прошлого» по предмету «Окружающий мир»
для обучающихся 4 класса» в помощь учителя начальных классов
В настоящее время наиболее значимой задачей начального образования является его направленность на приобретение каждым школьником своего собственного полноценного личного опыта. Основной путь достижения этого – творческая созидающая деятельность обучающихся. Сегодняшний школьник, как будущий член современного информационного общества, стремящийся к успеху в профессиональной и личной жизни, должен уметь эффективно и целесообразно действовать в проблемных ситуациях, возникающих в различных сферах и находить правильные решения. Следовательно, формирование такого качества личности как готовность к осуществлению самостоятельной познавательной деятельности можно считать одной из актуальных проблем современного образования. В условиях начальной школы эту проблему можно решить через организацию клубной деятельности. Эффективно организованная клубная работа способствует формированию у младших школьников творческой инициативы, навыка самостоятельного движения в информационных полях, приобретения опыта социализации.
В учебном предмете «Окружающий мир» объединены три изучавшиеся ранее отдельно в начальной школе дисциплины – естествознание, география, история (обществознание). Кроме этого, в него включено содержание из других областей научных знаний – экологии, безопасности жизнедеятельности, психологии, информатики и других.
Требования к освоению учебного предмета «Окружающий мир» по Федеральному государственному стандарту начального общего образования предмету должны обеспечивать:
1) сформированность уважительного отношения к своей семье и семейным традициям, Организации, родному краю, России, ее истории и культуре,; чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) первоначальные представления о социальных объектах как компонентах единого мира; сформированность основ рационального поведения и обоснованного принятия решений;
3) первоначальные представления о традициях и обычаях, хозяйственных занятиях населения и массовых профессиях родного края, достопримечательностях столицы России и родного края, наиболее значимых объектах Всемирного культурного и природного наследия в России; важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего России; основных правах и обязанностях гражданина Российской Федерации;
4) развитие умений описывать, сравнивать и группировать изученные объекты и явления, выделяя их существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;
5) понимание простейших причинно-следственных связей о культуре родного края;
6) умение решать в рамках изученного материала познавательные, в том числе практические задачи;
7) приобретение базовых умений работы с доступной информацией (текстовой, графической, аудиовизуальной) безопасного использования электронных ресурсов Организации и сети Интернет, получения информации из источников в современной информационной среде;
8) приобретение опыта проведения следования инструкциям и правилам безопасного труда;
9) формирование навыков выполнения правил безопасного поведения, в том числе знаний о небезопасности разглашения личной и информации при общении с людьми вне семьи, в сети Интернет.
Обучающиеся 4 класса - это школьники в возрасте 10-11 лет. В этот период жизни у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие – меньше. Предпочтение тех или иных учебных предметов во многом связано с индивидуальными склонностями и способностями ребенка: кому-то нравится математика, у кого-то ярко проявляются лингвистические способности. Случается и так, что у ребенка не обнаруживается никаких особенных предпочтений и интересов. Психологические исследования показывают, что ни к чему не способных детей нет. Даже если школьник не выделяется своими учебными успехами и на первый взгляд одинаково безразлично относится ко всем предметам, он непременно обнаруживает склонность к лучшему усвоению учебного материала того или иного содержания.
Методическое пособие – разновидность учебно-методического издания, включающего в себя обширный систематизированный материал, раскрывающий содержание, отличительные особенности методики обучения по какому-либо учебному курсу в целом, либо значительному разделу курса, либо по направлению учебно-воспитательной работы. Помимо теоретического материала может содержать планы и конспекты уроков, а также дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, диаграмм, рисунков и т.п. Характеризуется ярко выраженной практической направленностью, доступностью, предназначается в помощь учителю в его повседневной работе.
Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам и методистам образовательного учреждения в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера. Требования к методическим пособиям:
- Информативность, максимальная насыщенность (не должно быть общих фраз)
- Ясность и четкость изложения (популярность).
- Ясность структуры.
- Наличие оригинальных способов организации соответственной деятельности.
- Наличие либо новых методических приемов форм деятельности, либо их нового сочетания.
- Наличие подтверждения эффективности предлагаемых подходов примерами, иллюстрациями, или материалами экспериментальной апробации.
Структура методического пособия:
1) Введение или пояснительная записка – до 15 % текста, где раскрывается история вопроса, анализируется состояние науки по данной проблеме, наличие или отсутствие сходных методик, технологий, обосновывающих необходимость данного пособия.
Описываются особенности построения пособия, цель, кому адресовано.
2) Основная часть – до 75 % текста, в основной части пособия в зависимости 3 от назначения и целей могут быть различные разделы (главы). Их название, количество, последовательность определяется и логически выстраивается в зависимости от замысла автора.
3) В теоретической части излагается в краткой форме (при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно к системе образования детей, обладающей своими специфическими чертами.
4) В практической части систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся характерные примеры тех или иных форм и методик работы в образовательном учреждении.
5) В дидактической части сосредоточены дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал.
6) Заключение – до 10% текста, излагаются краткие, четкие выводы и результаты, логически вытекающие из содержания методического пособия, в каком направлении предполагается работать дальше.
7) Литература – список литературы дается в алфавитном порядке с указанием автора, полного названия, места издания, издательства, года издания.
8) Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данного методического пособия, но не вошедших в основной текст. В числе приложений могут быть различные необходимые нормативные документы, в том числе образовательного учреждения, использование которых позволит педагогу или методисту организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.