Междисциплинарная интеграция как важнейший фактор оптимизации процесса обучения
Оценка 5

Междисциплинарная интеграция как важнейший фактор оптимизации процесса обучения

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
преподавание
Взрослым
19.02.2024
Междисциплинарная интеграция как важнейший фактор оптимизации процесса обучения
В настоящее время возникла острая необходимость формирования новейшей теоретической базы для подготовки специалистов с новыми экономическими знаниями. Это связано в нашей стране с развитием подлинно рыночных отношений. Тем более важен поиск образовательных стандартов, гарантирующих высокое качество образования. Поэтому, регулярно знакомясь с новинками экономической литературы, периодикой по данному вопросу, хочу заметить слабое освещение междисциплинарных связей в преподавании дисциплин экономического цикла
Межпредметные связи.docx

Междисциплинарная интеграция как важнейший фактор оптимизации процесса обучения

 

В настоящее время возникла острая необходимость формирования новейшей теоретической базы для подготовки специалистов с новыми экономическими знаниями. Это связано в нашей стране с развитием подлинно рыночных отношений. Тем более важен поиск образовательных стандартов, гарантирующих высокое качество образования. Поэтому, регулярно знакомясь с новинками экономической литературы, периодикой по данному вопросу, хочу заметить слабое освещение междисциплинарных связей в преподавании дисциплин экономического цикла.

Рассмотрим вопрос в двух аспектах. Во-первых, связи между экономическими дисциплинами. Во-вторых, связи экономики и других отраслей знания.

Итак, связи экономических дисциплин. Готовясь к урокам, использую интегрированный подход к содержанию материала. Как правило, объяснение теоретического материала содержит информацию из разных экономических дисциплин. Учащиеся, обладая базовыми знаниями из ранее пройденных экономических предметов, видят, как строится логическая цепочка умозаключений, приводящих к чёткому пониманию новой схемы. Тем самым они убеждаются в значимости ранее полученных  знаний, который постоянно помогают им разобраться в новом материале.

Особенно ярко это проявляется, когда, например, на лекциях третьем курса берутся за основу знания, полученные на втором курсе. Например, опираясь на изученную ранее в «Основах экономики» тему «Конкуренция», легче осваивать тему «Бизнес-планирование», имея представление о стратегии фирмы на рынке. Также интересными считаю уроки, когда одно и то же экономическое явление или процесс рассматриваются с разных сторон. Например, тема «Спрос и предложение» рассматривается в основах экономики с позиции неоклассического направления, в дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит»  изучаются спрос и предложение на денежном рынке, в маркетинге - с позиции продвижения товара на рынке. Процессы инфляции рассматриваются параллельно в основах экономики и параллельно в дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит» и т.д. 

Некоторые дисциплины тесно связаны между собой и очень схожи, они дополняют друг друга. Например, «Налоги и налогообложение» по своей сути является частью бухгалтерского учёта. Эти предметы основаны на знании нормативных актов, счетов, бухгалтерских проводок, заполнения первичной и отчётной документации. С этим курсом связан и «Аудит», являющийся более сложным продолжением бухгалтерского учёта и представляющий собой его проверки, процесс контроля финансовых результатов.

Содержание практических заданий, задач, тестов должно включать в себя комплекс экономических знаний. Например, расчёт себестоимости готовой продукции, изучаемый в дисциплине «Экономика организации», в бухгалтерском учёте основан на знание многих разделов: статьи калькуляции, затраты на производство, реализацию продукцию, сырьё, материалы, стоимость внепроизводственных расходов и т.д. Главное здесь - снижение затрат без ущерба качеству продукции, высокий финансовый результат.

Переходя ко второму аспекту - связь экономики с другими науками, хочется вспомнить о её тесной связи с другими дисциплинами. Например, связь в теме юридическое понятие собственности с позиции права и юридическое понятие собственности с экономической точки зрения; налоговый кодекс дисциплины «Налоги и налогообложение» требует знаний дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности».

Изучение экономических отношений в теме «Производственные отношения. Производственные силы» из курса «Основы экономики» требует знаний в области обществознания, философии, политологии.

Ссылки на происхождение экономических терминов содержат обращение как к древним языкам (латынь), так и к современным (английский, немецкий). Например, тема «Вексель» содержит много французских терминов.

Изучая в экономической теории систему национальных счетов (учение Дж. Кейнса), необходимо использовать знания из экономической географии (показатель ВНП - валовой национальный продукт).

Исторические знания используются при изучении истории экономических учений при изучении истории денег в дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит».

Изучение экономики не возможно без математики (экономические расчёты себестоимости, эффективности производства). В экономике множество формул, например, производственная функция как зависимость от трёх переменных P = F (X1 X2 X3). Функция предусматривает расчёт производства как расчёт трёх факторов: X1 - труд, X2 - земля X3 - капитал. В результате определяется прибыль от производства предельного продукта. Математика позволяет рассчитать статьи и составить бухгалтерский баланс.

Построение графиков требует знаний по геометрии. Например, при изучении темы экономической теории «Дифференциация доходов общества» необходимо построить график кривой Лоренца, а затем по графику рассчитать коэффициент Джини как отношение площади сегмента к площади треугольника. Коэффициент показывает степень неравномерности распределения доходов среди населения.

Достичь необходимого уровня в преподавании помогает информатика. Она даёт учащимся возможность активного познания. Меняется процесс восприятия предмета. Контроль знаний занимает меньше времени, если проводить его в виде компьютерных тестов. Учащиеся обычно заинтересованы в освоении компьютерных бухгалтерских программ, успешно осваивают заполнение бухгалтерских налоговых документов. Такая подготовка поможет им в будущей трудовой деятельности, и они чувствуют это уже сегодня. Эти уроки позволяют им увереннее смотреть в будущее.

Возвращаясь к урокам экономического цикла, отмечу, что занятия становятся более содержательными, включая информацию из других предметов.

У учащихся формируется аналитический подход к процессу обучения, когда самостоятельно можно определить месть предмета во всей экономической науке, те знания, которые будут особенно необходимы в других дисциплинах. Такие попытки анализа информации делают учащихся более развитыми, а в будущем -  разносторонними высококлассными специалистами. В процессе обсуждения новых тем на уроках могут возникнуть дискуссии. Важно приучить учащихся аргументировать свою точку зрения, а основой могут служить знания смежных дисциплин. Например, при составлении бизнес-плана в дисциплине «Экономика организаций» используется сведения из делопроизводства, права, экономической теории, основ экономики.

Сочетая междисциплинарные связи с практической направленностью части уроков, формирует более эффективное восприятие знаний обучающимися. Также появляется возможность раскрыться способностям по другим дисциплинам, что будет сюрпризом для преподавателя. Например, большие математические способности на занятиях по экономики будут сразу замечены и дадут возможность студенту проявить себя. Таким образом, постоянное применение междисциплинарных связей поможет заинтересовать учащихся и побудить их к увлекательному поиску нужных и полезных знаний.

Как экономист, считаю эффективным широкое, повсеместное использование междисциплинарных связей, как метода не требующего дополнительных затрат и приносящего положительный результат.

Возрастает заинтересованность студентов, видящих важность и полезность знаний. Появляется необходимость профессионального роста преподавателя, который должен свободно ориентироваться в разных дисциплинах. В них нужен целенаправленный отбор информации, которая пригодится в преподавании экономических дисциплин. Новые знания дадут возможность преподавателю совершенствоваться, не стоять на месте, идти в ногу со временем. Для этого необходимо изучать, анализировать методические рекомендации, программы не только в своей области, регулярно знакомиться с новинками учебной литературы. Всё это даст новые идеи, мысли, параллели между дисциплинами.

Таким образом, использование междисциплинарных связей в преподавании позволяет заинтересовать обучающихся, дать стимул к повышению успеваемости по различным дисциплинам, повысить качественный уровень обучения, расширить кругозор и доказать полезность и важность учебной информации.

 

 


 

Междисциплинарная интеграция как важнейший фактор оптимизации процесса обучения

Междисциплинарная интеграция как важнейший фактор оптимизации процесса обучения

Главное здесь - снижение затрат без ущерба качеству продукции, высокий финансовый результат

Главное здесь - снижение затрат без ущерба качеству продукции, высокий финансовый результат

Возвращаясь к урокам экономического цикла, отмечу, что занятия становятся более содержательными, включая информацию из других предметов

Возвращаясь к урокам экономического цикла, отмечу, что занятия становятся более содержательными, включая информацию из других предметов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2024