БГПОУ Уфимский торгово-экономический колледж
Запомнить чудные мгновения
Аксаков в книгах учит нас
Методическая разработка внеклассного мероприятия ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Уфа - 2023
Сценарий мероприятия
Круглый стол «Семейные ценности рода Аксаковы-Зубовых, по страницам повестей «Детские годы Багрова-внука», «Семейные ценности»».
Приветствия: Чванов М.А., писатель, Вице-президент Международного фонда славянской письменности и культуры. Председатель Аксаковского фонда. Директор Мемориального дома-музея им. С.Т. Аксакова; Сабитов Р.Х, директор Уфимского торгово-экономического колледжа.
I. Вступительное слово: Акчурина Т.В. – преподаватель русского языка и литературы высшей квалификационной категории ГБПО УТЭК, Отличник образования Республики Башкортостан; Журавлёва И.А. – преподаватель русского языка и литературы высшей квалификационной категории ГБПО УТЭК, кандидат философских наук, доцент.
Слово работникам Дома-музея С.Т. Аксакова: Григорьева Татьяна Анатольевна, мл. научный сотрудник Мемориального Дома-музея им. С.Т. Аксакова (рассказ об истории создания музея, о директоре Михаиле Андреевиче Чванове).
Слово работникам библиотеки им. Ш.А. Худайбердина: Нина Анатольевна Плешкова, зав. сектором массовой работы; Светлана Геннадьевна Ермакова, зав. сектором Эстетического воспитания (демонстрация, знакомство с книгами С.Т. Аксакова, викторина).
II. Работа преподавателей и студентов. Анализ произведений С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука», «Семейные хроники».
Вопросы по содержанию:
- Семья Зубовых (члены семьи, воспитание, образование, общество);
- Семья Аксаковых (Багровых) (члены семьи, воспитание, общество);
- Страницы из книг, посвящённых простому народу (крепостные и дворовые люди). Писатели, критики о крепостном праве;
- Аксаков – певец русской природы (как формировалась любовь С.Т. Аксакова к родной природе). Найти описание природы на страницах повестей (р. Дёма, р. Белая сад, степь…);
- Любимые занятия С.Т. Аксакова (книги, посвящённые рыбной ловле, охоте, собиранию бабочек…); - Отношение к религии; - Вопросы обучения (сцена в училище); - Гастрономический экскурс (обед, ужин, праздничный обед в честь молодых).
III. Слово гостям, потомкам рода Аксаковых: Соколова О.В. – потомки рода Аксаковых; Свице Я. С., автор 130 краеведческих работ; иерей Артемий Колобов (Кафедральный Собор Сергия Радонежского, г. Уфа).
IV. Заключение: Каким человеком вам представляется С.Т. Аксаков после нашей беседы?
Описание проекта
Круглый стол является частью большого проекта «Тропами С.Т. Аксакова в мир русской культуры, литературы, языка», реализуемого в ходе историко-литературной краеведческой работы, проводимой в колледже. Данная работа, включенная нами в современный образовательный процесс, помогает студентам лучше узнать родной край, людей, исторические документы. Использование краеведческого материала на уроках литературы приобретает высокую важность как фактор формирования гражданского и патриотического самосознания студентов.
С 2013 года студенты нашего колледжа под руководством преподавателей русского языка и литературы Т.В. Акчуриной и И.А. Журавлёвой частые гости Международного аксаковского праздника. У колледжа установились тёплые и дружеские отношения с музеем С.Т. Аксакова в Уфе: студенты-первокурсники частые гости музея, с директором Михаилом Андреевичем Чвановым нас связывает многолетняя и прочная дружба, научные сотрудники помогают студентам в научно-исследовательской работе. Так, в декабре 2021 года в Голубой гостиной Мемориального дома - музея С.Т. Аксакова состоялась научная конференция «Тропой С.Т. Аксакова в мир русской культуры, литературы, языка». Сстуденты посетили Аксаковский историко-культурный центр «Село Надеждино». Преподаватели Акчурина Т.В. и Журавлёва И.А. посетили государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево», Аксаковские места в Самаре. Все полученные знания нашли дальнейшее применение на уроках литературы, посвящённых жизни и творчеству С.Т. Аксакова. В 2022 и 2023 годах студенты колледжа стали Лауреатами ежегодной открытой Премии Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан им. С.Т .Аксакова (см. Приложение).
Цель проекта:
Сохранение и популяризация культурного наследия С.Т. Аксакова. Развитие у молодёжи любви к русскому языку и классической русской литературе на примере литературного наследия С.Т. Аксакова. Воспитание уважительного отношения к обычаям и традициям своей Родины.
Все мероприятия в рамках проекта размещены на сайтах Уфимского торгово-экономического колледжа, Аксаковского фонда, дома-музея им. С.Т. Аксакова в Уфе, центральной городской детской библиотеки им. Ш.А. Худайбердина.
Написанные книги в форме воспоминаний доносят до нас яркие страницы детства маленького русского мальчика из провинциальной дворянской семьи конца 18 века, урокам воспитания в семье.
Проанализировав произведения С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука» и «Семейные хроники», мы можем вынести из них следующие уроки:
Первый урок – это чуткое внимание к ребёнку, умение слушать и слышать. Мы бы хотели отметить - острое чувствование одобрения или неодобрения маленького Серёжи перед родителями.
Отец, внешне более сдержанный, чем мать, находился с сыном в постоянной связи – в любых занятиях. Он воспитывал его не словами, но своим примером. В увлечении уженьем, в поездках в поля, в общении с крестьянами, в наблюдении за природой рождалось мужское единение.
То, чего не доставало матери Серёжи, выросшей в городе, восполнял отец, страстно любивший природу. Отцом он гордился!
Из книги мы узнаём, что от отношения детей с родителями могут быть совсем другими. Двоюродные сёстры очень мало любят, а только боятся своих родителей. Беспрестанно лгут и обманывают их.
Второй урок мы назвали «Поощрение любознательности!» Серёжа научили читать в четыре года. Был наблюдательным и увлекающимся: чтение, интерес к рисованию, каллиграфии, декламированию стихов.
Книги учили мальчика доброте, милосердию, помогали познать окружающий мир. И мать направляла это книжное образование.
Третий урок нам бы хотелось назвать «Доброта и милосердие!»
Удивительно тёплыми представляются в воспоминаниях С.Т. Аксакова его отношения с сестрицей, с маленьким братцем. В их отношениях нет ни зависти, ни соперничества. Они всегда друзья.
Удивительно, но родители старались никогда не давать людям отрицательных характеристик при детях.
Серёжа видел, как отец любит и уважает своих родителей, как бережёт крестьян, как мать не отвечает злом на своим обидчикам (сёстрам мужа) и сам учился быть великодушным и милосердным.
Четвёртый урок – это воспитание мужества.
Маленький ребёнок чувствует себя в безопасности только рядом с любящими и понимающими родителями. Серёжа Багров от природы был «робок и трусоват», что отчасти объяснялось перенесённой в раннем детстве тяжёлой болезнью. Признавая за собой это качество, С.Т. Аксаков рассказывает, как вынужден был постоянно бороться со своими многочисленными страхами и как ему в этом помогали окружающие.
«Ужас и отвращение к зимней езде… по просёлочным дорогам», боязнь переправы через большие бурные реки, боязнь грозы, страх перед верховой ездой и многое другое… Но самым большим страхом для мальчика всегда была боязнь потерять близких ему людей – мать, отца, сестрицу.
И только любовь, внимательность и душевная чуткость матери излечили его от этого недуга.
Следующий урок, который мы вывели из этих книг – это урок Веры.
Через всё произведение С.Т. Аксакова «красной нитью» проходит тема веры в бога и тема молитвы. Мать и отец благословляли детей перед разлукой. Во время её болезни в дом приглашали священника, приносили чудотворную икону.
Когда сам Серёжа находился между жизнью и смертью, «он слышал, как плакал отец и утешал отчаянную мать, как горячо она молилась, подняв руки к небу». Само чудесное выздоровление безнадёжно больного маленького сына Софья Николаевна объясняла «бесконечным милосердием Божиим».
Памятная до малейших подробностей Пасха в Багрове, колокольный звон, крестный ход в Парашине – все эти события религиозной жизни подробно и с любовью Аксаков описывает в своей книге.
Таким образом, повести Аксакова увидели свет 167 лет назад в середине 19 века! В наш «компьютерный», цифровой век воспоминания Сергея Тимофеевича о его детстве в далёкой российской провинции могут научить лучше понимать своих детей и принимать их такими, какие они есть.
Бережнее и теплее относиться к своим родителям, замечать красоту там, где мы равнодушно проходим мимо, иметь смелость говорить правду, жалеть и сострадать, преодолевать свой страх и становиться лучше.
Семья Аксаковых имела полное право на звание «образцовой».
Список использованной литературы
1. Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука. [Текст]/С.Т. Аксаков. – М.: АСТ, 2022. – 416 с.
2. Свице Я.С. «Вот родина моя…» Литературно-краеведческие комментарии к произведениям Сергея Тимофеевича Аксакова. [Текст]/Я.С. Свице. – Уфа: «Белая река», 2018. – 112 с.
3.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.