Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономноепрофессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
Методическое пособие по
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
для студентов заочной форм обучения
для специальности СПО
40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
Форма обучения – заочная
Срок обучения – 3 года 10 мес. на базе основного общего образования
Профиль получаемого профессионального образования:
социально-экономический
Уровень освоения - базовый
Камышлов, 2020
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 г., 31.12.2015 г.) и в соответствии с Примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание»), рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21 июля 2015 г.), примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з) и уточнениями, одобренными Научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО» (Протокол № 3 от 25 мая 2017 г.).
Разработчик: Меньшенин Сергей Анатольевич – преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ СО «КГТТ»
Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников общеобразовательных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ»
Председатель ________________ А.Т. Чуркина
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УПР ______________ Н.А. Польдяева |
|
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УМР ______________ Т.А.Мадыгина |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» предназначена для изучения обществознания в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО - ППССЗ) на базе основного общего образования.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины « Обществознание», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з) с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), с учетом уточнений Примерных программ общеобразовательных учебных дисциплин для профессиональных образовательных организаций, одобренных НМС ЦПО и СК ФГАУ «ФИРО» протокол № 3 от 25 мая 2017г.
Содержание программы «Обществознание» направлено на достижение следующих
целей:
• воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;
• развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка;
• углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;
• умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;
• содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;
• формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;
• применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, — программы подготовки 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»
Учебная дисциплина «Обществознание» имеет интегративный характер, основанный на комплексе общественных наук, таких как философия, социология, экономика, политология, культурология, правоведение, предметом которых являются научные знания о различных аспектах жизни, развитии человека и общества, влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека.
Содержание учебной дисциплины направлено на формирование четкой гражданской позиции, социально-правовой грамотности, навыков правового характера, необходимых обучающимся для реализации социальных ролей, взаимодействия с окружающими людьми и социальными группами.
Особое внимание уделяется знаниям о современном российском обществе, проблемах мирового сообщества и тенденциях развития современных цивилизационных процессов, роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества, а также изучению ключевых социальных и правовых вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.
Отбор содержания учебной дисциплины осуществлялся на основе следующих принципов: учет возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат обучающимся профессиональных образовательных организаций СПО успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.
Реализация содержания учебной дисциплины «Обществознание» предполагает дифференциацию уровней достижения студентами различных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных в социальной среде средствах массовых коммуникаций понятий и категорий общественных наук, так и в области социально-практических знаний, обеспечивающих успешную социализацию в качестве гражданина РФ.
На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как сложные теоретические понятия и положения социальных дисциплин, специфические особенности социального познания, законы общественного развития, особенности функционирования общества как сложной, динамично развивающейся, самоорганизующейся системы.
В процессе освоения учебной дисциплины у студентов закладываются целостные представления о человеке и обществе, деятельности человека в различных сферах, экономической системе общества, социальных нормах, регулирующих жизнедеятельность гражданина. При этом они должны получить достаточно полные представления о возможностях, которые существуют в нашей стране для продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах деятельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной жизни.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучение обществознания имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
При освоении профессий СПО и специальностей СПО технического, естественнонаучного профилей профессионального образования интегрированная учебная дисциплина «Обществознание», включающая экономику и право, изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования. При освоении специальностей СПО гуманитарного профиля профессионального образования дисциплина «Обществознание», включающая экономику и право, изучается также на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, но более углубленно с учетом осваиваемой профессии или специальности.
При освоении профессий СПО и специальностей СПО социально-экономического профиля профессионального образования обществознание изучается без включения экономики и права.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» завершается подведением итогов на промежуточной аттестации в форме итоговой контрольной работы и дифференцированного зачета (2 семестр) в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ). по специальности 40.02.01. «Право и организация социального обеспечения».
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «Обществознание» является учебным предметом из общеобразовательного цикла по выбору из обязательных предметных областей общего (базового) уровня.
Учебная дисциплина История изучается в общеобразовательном цикле учебного плана на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
· личностных:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);
- гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;
- готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
- российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
- гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
-
нравственное
сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
· метапредметных:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;
- предметных:
- сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
- владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
- владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
- сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
- сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
- владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
- сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
- Способность выявлять признаки коррупционного поведения;
- Осознание степени общественной опасности коррупционных правонарушений (преступлений);
- Осознание неотвратимости наказания за совершение правонарушений (в т.ч. коррупционного характера);
- Способность характеризовать значение коррупции для состояния общественных отношений;
- Способность определять характер вреда, причиняемый общественным отношениям коррупционным поведением граждан, должностных лиц;
- Способность определять и использовать социальные институты, обеспечивающие противодействие коррупции;
- Способность выбирать корректную модель правомерного поведения в потенциально коррупциогенных ситуациях;
- Способность сделать осознанный выбор в пользу правомерного поведения;
- Понимание значимости правовых явлений для личности;
- Способность к развитию правосознания на основе полученных знаний;
- Приобретение навыков, необходимых для повышения уровня правовой культуры в рамках образовательной и иной деятельности;
- Способность выявления мотивов коррупционного поведения и определение коррупциогенных факторов;
- Приобретение знаний о характере вреда, наносимого коррупцией экономическим отношениям;
- Способность выявлять основные коррупционный факторы в области экономических отношений;
- Приобретение знаний об основных направлениях государственной антикоррупционной политики;
- Приобретение знаний о содержании понятия коррупции, его основных признаках;
- Способность осуществлять классификацию форм проявления коррупции;
- Приобретение знаний о негативных последствиях, наступающих в случае привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения;
- Способность разграничения коррупционных и схожих некоррупционных явлений в различных сферах жизни общества;
- Способность определять роль политических институтов в системе противодействия коррупции;
Освоение предметных результатов в содержании учебной дисциплины, направленной на формирование антикоррупционного мировоззрения обучающихся, представлен в программе дидактическими единицами курса обществознания и реализуется отдельными элементами и примерами в содержании урока по определенным разделам и темам курса.
Кроме того, дается оценка сформированности элементов общих компетенций по итогам всей учебной деятельности в процессе изучения дисциплины. Данная оценка отражает приращение общих компетенций, формируемых в течение всего срока обучения по специальности, и в общей оценке за экзамен по дисциплине не учитывается. В процессе изучения дисциплины можно провести мониторинг процесса формирования следующих общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.
ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении профессий СПО и специальностей СПО.
1.Человек и общество. Человек в системе общественных отношений
1.1.Природа человека, врожденные и приобретенные качества
Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение
Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы.
Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Цель и смысл человеческой жизни.
Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления.
Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние — со стороны самого человека и внешние — со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.
Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи.
Правомерное поведение – как жизненный ориентир и ценность. Развитое правосознание и высокий уровень правовой культуры – основа свободы личности. Мотивы коррупционного поведения.
Самостоятельная работа.
Понятие общества. Природа человека: врожденные и приобретенные качества.
Деятельность как способ существования людей.
Понятие познания. Понятие истины, ее критерии.
1.2.Духовная культура личности и общества
Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура — продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.
1.3.Наука и образование в современном мире
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.
Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование.
1.4.Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры
Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации. Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.
Самостоятельная работа.
Духовная культура личности и общества. Виды культуры.
Наука и образование в современном мире.
Мораль и религия как элементы духовной культуры.
2.Общество как сложная динамическая система.
Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции.
Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса.
Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).
Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.
Коррупция как вызов и угроза нормальному состоянию современного общества.
Негативные последствия коррупционных факторов для общественных институтов.
Коррупция – социально-опасное явление.
Самостоятельная работа.
Развитие общества и его типология.
3.Социальные отношения
3.1.Социальнаяроль и стратификация
Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность.
Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.
Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.
3.2.Социальныенормы и конфликты
Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.
Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов.
3.3.Важнейшие социальные общности и группы
Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.
Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации.
Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.
Самостоятельная работа.
Социальная стратификация и социальная мобильность. Виды социальных норм.
Социальный контроль. Социальный конфликт.
Этнические общности. Нации и межнациональные отношения.
Семья. Социальное развитие и молодежь.
4.Политика
4.1.Политика и власть. Государство в политической системе.
Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.
Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального на- значения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов — основные особенности развития современной политической системы.
Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций.
Правовое государство, понятие и признаки.
Коррупционные правонарушения : виды, ответственность.
Политические гарантии защиты от коррупции: многопартийность, разделение властей, свобода средств массовой информации; право граждан участвовать в управлении делами государства.
4.2.Участники политического процесса
Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.
Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы.
Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации.
Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.
Роль средств массовой информации в политической жизни общества.
Самостоятельная работа.
Политическая система общества, ее структура.
Государство в политической системе общества. Функции государства.
Формы государства и формы правления.
Гражданское общество и правовое государство.
Демократические выборы и участники политического процесса.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ, ППКРС) максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет по специальностям СПО социально-экономического профиля профессионального образования – 117 часов, начиная со 2 семестра. Из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, - 10 часов; внеаудиторная самостоятельная работа студентов – 107 часов. 6 аудиторных часов во 2семестре и 4 часа дистанционного обучения во 2 семестре.
Промежуточная аттестация:
Во 2 семестре итоговая контрольная работа;
Во 2 семестре в форме дифференцированного зачета.
№ урока |
Наименование разделов и тем |
Количество аудиторных часов |
Виды самостоятельной работы |
||||
Максимальной учебной нагрузки |
Самостоятельной работы |
Всего часов |
Теоретических занятий |
Лабораторных и практических занятий |
|||
1 курс. 2 семестр – 10 часов |
|||||||
1.Введение. Человек и общество. Человек в системе общественных отношений. |
54 |
50 |
4 |
4 |
|
|
|
1.1.
|
Введение. Что такое общество. Природа человека. Социальная сущность человека. |
|
|
|
1 |
|
Аудиторная работа |
1.2. |
Познание и знание. Деятельность как способ существования людей. |
|
|
|
1 |
|
Аудиторная работа |
|
Самостоятельная работа. Понятие общества. Природа человека: врожденные и приобретенные качества. Деятельность как способ существования людей. Понятие познания. Понятие истины, ее критерии. |
|
25 |
|
|
|
Работа с конспектом. По презентации. Выполнение заданий по образцу |
1.3. |
Духовная культура личности и общества. Наука и образование. |
|
|
|
1 |
|
Работа на платформе moodle |
1.5. |
Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры. |
|
|
|
1 |
|
Работа на платформе moodle |
|
Самостоятельная работа. Духовная культура личности и общества. Виды культуры. Наука и образование в современном мире. Мораль и религия как элементы духовной культуры. |
|
25 |
|
|
|
Работа с материалом по презентации. Самостоятельная работа по образцу. |
2.Общество как сложная динамическая система. |
9 |
7 |
2 |
2 |
|
|
|
2.1. |
Общество как сложная динамичная система. Многовариантность общественного развития. |
|
|
|
1 |
|
Аудиторная работа |
2.2. |
Цивилизация и формация. Особенности современного мира. |
|
|
|
1 |
|
Аудиторная работа |
|
Самостоятельная работа. Развитие общества и его типология. |
|
7 |
|
|
|
Работа с конспектом. Выполнение заданий самостоятельной работы. |
3.Социальные отношения. |
26 |
25 |
1 |
1 |
|
|
|
3.1. |
Социальна структура общества. Социальная стратификация и мобильность. |
|
|
|
0,5 |
|
Работа на платформе moodle |
3.2. |
Девиантное поведение и социальное взаимодействие. |
|
|
|
|
||
3.4. |
Социальный контроль и социальный конфликт. |
|
|
|
0,5 |
|
Работа на платформе moodle |
3.5. |
Нации и межнациональные отношения. Семья и быт. |
|
|
|
|
||
|
Самостоятельная работа. Социальная стратификация и социальная мобильность. Виды социальных норм. Социальный контроль. Социальный конфликт. Этнические общности. Нации и межнациональные отношения. Семья. Социальное развитие и молодежь. |
|
25 |
|
|
|
Работа с конспектом материалами презентации. Выполнение заданий самостоятельной работы. |
4.Политика. |
28 |
25 |
3 |
3 |
|
|
|
4.1. |
Политика и власть. Государство в политической системе. |
|
|
|
0,5 |
|
Аудиторная работа |
4.2. |
Гражданское общество и государство. Участники политического процесса. |
|
|
|
|
Аудиторная работа |
|
4.4. |
Демократические выборы. Политические партии и их классификация. |
|
|
|
0,5 |
|
Аудиторная работа |
|
Самостоятельная работа. Политическая система общества, ее структура. Государство в политической системе общества. Функции государства. Формы государства и формы правления. Гражданское общество и правовое государство. Демократические выборы и участники политического процесса. |
|
25 |
|
|
|
Выполнение заданий самостоятельной работы по материалам презентации и вебинара. |
|
Контрольная работа |
|
|
|
1 |
|
Работа на платформе moodle |
|
Дифференцированный зачет |
|
|
|
1 |
|
|
Итого |
117 |
107 |
10 |
10 |
0 |
|
Задания для контрольной работы и на промежуточную аттестацию
Пользуясь ресурсами интернета, рекомендуемым учебником, дополнительной литературой и другими источниками, найдите информацию и ответьте на вопросы по девяти основным разделам курса. Из каждого раздела на своё усмотрение нужно раскрыть три вопроса. Учитывается полноту раскрытия вопроса.
Раздел 1. Человек и общество. Человек в системе общественных отношений.
1. Раскрыть содержание понятия общество;
2. Проанализировать сферы человеческой жизнедеятельности в обществе;
3. Какие практические выводы вытекают из знаний о взаимозависимости общества и природной среды?
4. Какие теории положили начало научному изучению антропогенеза? Охарактеризуйте их основное содержание;
5. Дайте сравнительный анализ биологическим и социальным началам в человеке, оформите этот анализ в таблице;
6. Проанализируйте типы мировоззрения в общественном понимании мира; какую роль играет мировоззрение в жизни и деятельности людей?
7. В чем заключаются особенности и своеобразие культурных универсалий в каждой конкретной культуре?
8. Раскрыть содержание понятия деятельности;
9. В чем заключается особенность человеческой деятельности? Чем человеческая деятельность отличается от поведения животных?
10. Дать сравнительную характеристику знания и познания в философском подходе к вопросу о науке;
11. Раскройте смысл понятий объект и субъект познания;
12. В чем заключается различие философских концепций в вопросе о процессе познания сенсуализма и рационализма?
13. Проанализируйте уровни научного познания; Перечислить методы познания;
14. Кратко охарактеризуйте формы познания;
15. В чем заключается проблема познаваемости;
Раздел 2. Общество как сложная динамическая система.
1. Раскройте содержание понятия развитие; Проанализируйте основные виды социальных изменений;
2. Проанализируйте основные принципы диалектики Гегеля; Какие примеры могут проиллюстрировать эти принципы;
3. В чем состоит различие доиндустриального, индустриального и постиндустриального обществ в основании типологии Д.Белла?
4. В чем состоит основное различие цивилизационного и формационного подходов в развитии общества?
5. Охарактеризуйте сущность модернизации и ее основные типы;
6. Раскройте сущность Закона Ускорения истории; Постройте график отображающий Закон ускорения истории;
7. Проанализируйте типологию обществ, используя различные критерии классификации;
8. Раскройте содержание понятия социального прогресса; в чем состоит различие социального прогресса и регресса? Охарактеризуйте формы социального прогресса;
Раздел 3. Социальные отношения.
1. Кратко охарактеризуйте социальную структуру современного общества;
2. Раскрыть содержание понятия – социальные группы; Какие типологии социальных групп существуют в обществе?
3. Что означает понятие социальная стратификация? Охарактеризуйте исторические типы стратификации;
4. Раскрыть содержание понятия – социальный статус; От чего зависит социальный статус? Кратко охарактеризуйте типы социальных статусов;
5. Раскрыть понятие социальная мобильность; Охарактеризовать виды социальной мобильности, привести примеры;
6. Проанализируйте классовую структуру общества в стратификационной модели;
7. Объясните суть понятия социального поведения; Охарактеризуйте субъекты социального поведения;
8. Раскройте содержание понятия девиантного поведения; Чем отличаются друг от друга делинквентное и девиантное поведение?
9. Проанализируйте причины девиантного поведения;
10. Раскройте содержание понятия социальный контроль; Проанализируйте функции социального контроля;
11. Кратко охарактеризуйте методы социального контроля.
12. Кратко охарактеризуйте стадии социального конфликта; Что означает разрешение конфликта в структуре социального конфликта?
13. Проанализируйте структуру социального конфликта; Какие способы разрешения конфликтов существуют в социологии?
14. Раскрыть содержание понятия – этнос; перечислить его основные признаки.
15. Какие типы этноса существуют? Чем они отличаются друг от друга?
16. В чем состоят предпосылки складывания этноса? Что является высшей формой этнической общности?
17. В чем состоят причины межнациональных конфликтов? Приведите примеры таких конфликтов.
18. Проанализируйте основные принципы и направления национальной политики России.
19. Раскрыть содержание понятия - семья, как малой группы и социального института.
20. Раскройте содержание понятия демографии? Кратко охарактеризуйте демографическую ситуацию в России за последнее время?
21. Можно ли утверждать о наличии депопуляции в России за последнее время? Докажите свою точку зрения используя материалы конспектов.
22. Охарактеризуйте типы семьи.
Раздел 4 Политика.
1. Объясните понятие политики, рассматриваемой в науке в трёх измерениях;
2. Раскройте содержание понятия политической власти. Кратко охарактеризуйте виды политической власти;
3. Кратко охарактеризовать структуру политической системы;
4. Раскройте содержание понятия - государство; Кратко охарактеризуйте функции государства;
5. Дайте сравнительную характеристику тоталитарного и авторитарного политических режимов;
6. Проанализируйте классификацию типов партийных систем;
7. Раскрыть содержание понятий, связанные с демократической формой правления (политический плюрализм; охлократия); Проанализируйте основные признаки демократии;
8. Раскрыть содержание понятия формы правления; Кратко охарактеризуйте три составляющих формы правления в государстве;
9. Раскройте содержание понятия Парламентаризм; Кратко проанализируйте разновидности и формы парламентаризма;
10. Кратко проанализируйте разновидности монархической формы правления;
11. Раскрыть содержание понятия республиканской формы правления; Кратко охарактеризовать основные виды республиканской формы правления;
12. Назовите три уровня избирательного процесса;
13. Раскройте содержание понятия избирательной системы и кратко охарактеризуйте ее основные компоненты;
14. Кратко проанализируйте типы избирательных систем;
15. В чем состоит основное отличие пропорциональной, мажоритарной и смешанной избирательных систем? Охарактеризуйте их достоинства и недостатки;
16. В чем состоит основное отличие пропорциональной и мажоритарной ИС.;
17. Проанализировать классификацию типов партийных систем.
18. Проанализируйте структуру политического процесса; От чего зависит результат политического процесса?
19. Раскрыть содержание понятия политического участия; Кратко проанализируйте формы политического участия граждан;
Условия получения дифференцированного зачета:
1.Выполнение практических работ в кабинете в соответствии с расписанием
2. Выполнение контрольной работы в установленный срок на платформе Moodle.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ».
Освоение программы интегрированной учебной дисциплины «Обществознание» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В кабинете мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по праву, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Обществознание» входят:
· многофункциональный комплекс преподавателя;
· информационно-коммуникационные средства;
· экранно-звуковые пособия;
· комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
· библиотечный фонд (электронная библиотека).
В библиотечный фонд электронной библиотеки входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение интегрированной учебной дисциплины «Обществознание», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд дополнен энциклопедиями, справочниками, научной и научно-популярной литературой по экономике, социологии, праву и т. п.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Обществознание» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по обществознанию, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам и др.), сайтам государственных, муниципальных органов власти.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная :
1. Сычев А.А. Обществознание (для СПО): учебное пособие., - КноРус., 2016.
2. Сычев А.А. Обществознание (СПО): учебное пособие., - КноРус., 2019.
3. Сычев А.А. Обществознание (для СПО): учебное пособие., - КноРус., 2018.
4. Шиповская Л.П. Обществознание (СПО): учебное пособие., КноРус., 2018.
5. Губин В.Д., Буланова М.Б., Филатов В.П., Обществознание (СПО): учебник для студентов СПО., КноРус., 2018.
2. Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень.— М., 2014.
3. Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.— М., 2014.
4. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей
технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. –М., 2017
5. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Практикум: учеб. пособие. –М., 2017
6. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания: учеб. пособие. –М., 2017
Горелов А.А., Горелова Т.Г. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник. –М., 2017.
Дополнительная:
1. Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).
2. Водный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 03.06.2006 № 74-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 23. — Ст. 2381.
3. Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (введен в действие Федеральным законом от 30.11.1994
4. № 51-ФЗ) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
5. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 (введен в действие Федеральным законом от 26.01.1996
6. № 14-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.
7. Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 (введен в действие Федеральным законом от 26.11.2001
8. № 46-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.
9. Гражданский кодекс РФ. Ч. 4 (введен в действие Федеральным законом от 18.12.2006
10. № 230-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (ч. I). — Ст. 5496.
11. Земельный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 25.10.2001 № 136-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.
12. Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие Федеральным за- коном от 30.12.2001 № 195-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 1.
13. Трудовой кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 3.
14. Уголовный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
15. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. — 1992. —
16. № 15. — Ст. 766.
17. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. — 1991. — № 18. — Ст. 566.
18. Закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.
19. Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1995. — № 10. — Ст. 823.
20. Закон РФ от 11.02.1993 № 4462-1 «О Нотариате» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1993.
21. Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.
22. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2012.
23. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. — 1999. — № 14. — Ст. 1650.
24. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
25. Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» // Российская газета. — 1995. — 4 мая.
26. Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. — 1999. — № 18. — Ст. 2222.
27. Указ Президента РФ от 16.05.1996 № 724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» // Российские вести. — 1996. — 18 мая.
28. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» // Российская газета. — 2012. — 9 мая.
Интернет-ресурсы:
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.