Методическое пособие по предмету «Искусство» Основные стили и направления изобразительного искусства
Оценка 4.8

Методическое пособие по предмету «Искусство» Основные стили и направления изобразительного искусства

Оценка 4.8
docx
10.02.2021
Методическое пособие  по предмету «Искусство» Основные стили и направления изобразительного  искусства
Метод.пособие Стили искусства Клейман Г.В..docx

 

МОУ «Лазурненская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

Методическое пособие  по предмету «Искусство»

Основные стили и направления изобразительного  искусства

 

 

 

 

 

Выполнил:

Учитель изобразительного искусства

Клейман Галина Викторовна

 

 

 

 

 

Лазурный – 2019 год

Аннотация

Методическое пособие предназначено  для учителей и учащихся, может быть использовано для подготовки к урокам изобразительного искусства и МХК. Содержание пособия может помочь учащимся при подготовке к урокам или самостоятельного изучения дополнительного материала.

         Материал структурирован и представлен в форме таблиц:

·        Виды изобразительного искусства;

·        Жанры изобразительного искусства;

·        Стили изобразительного искусства;

Данный материал может быть использован для создания творческих работ по предмету «Искусство».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.    Виды изобразительного искусства

Название

    Художественно-выразительные

средства

Материалы

Классификация по назначению:

 

                          

Живопись

 

Живопись -  вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твердую поверхность.

 

Цвет

Мазок

Линия

Пятно

Цветовой и световой контраст

Колорит

- Масляные краски

- Водные краски (акварель и гуашь)

- Темпера

 

Ø  Монументальная  живопись связана с архитектурой : витраж,  мозаика,  фреска

Ø  Станковая живопись –картины, создаваемые  на мольберте ( «станке»), предназначены для показа в интерьерах.

Ø  Театральная – создается для оформления спектакля.

Ø  Декоративная – украшает различные предметы.

Ø  Миниатюра –живопись малых размеров.

 

 Росписи Сикстинской капеллы «Страшный суд», «Сотворение Адама» Микеланджело,

   «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи  и др

   Картины живописцев: И.Шишкин,

 

Графика

 

 

 

 

 

 

Графика

 

Графика (греч. graphikë, от gráphô — пишу), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.

 

 

Линия

Пятно

Штрих

Точка
Контур

Тон

Карандаш

Тушь

Уголь

 Пастель

Сангина

Ø  Станковая гарфика  (рисунок, эстамп)

Ø  Печатная графика:

- Книжная графика (иллюстриции, обложка, шрифт)

               -Журнально- газетная графика (карикатура)

Ø  Прикладная графика

- Упаковки, этикетки, плакат, бумажные проспекты, буклеты и тд.

Ø  Гравюра на дереве, на металле

В.Серов «Портрет балерины Карсавиной»,

Леонардо да Винчи «Автопортрет»

Работы  И. Билибина, В. Фаворский, Н. И. Пискарев и др.

Мастера карикатуры: О.Домье,

Д. Моор, В. Серов, и др.

Скульптура

 

 

Скульптура (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю), ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную, трёхмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов.

Метод работы – ваяние, т. е. высекание

 

 

Объем

Пластическая моделировка (лепка)

Разработка силуэта

Фактура, иногда цвет

 

Методы:

пластика,

ваяние.

Техники:

Лепка и высекание

Глина

Гипс

Камень

Дерево

Кость

Металл

Ø  Круглая – статуя, группа, бюст

Ø  Плоская – рельеф

Ø  Монументальная – памятники, монументы

Ø  Монументально-декоративная – архитектурный декор, садово-парковая

Ø  Станковая – выполняемая на специальном станке, свойственна тонкая психологическая характеристика образов и тщательная передача формы. К ней относится и скульптура малых форм (статуэтки, медали)

 «Давид» Микеланджело,  скульптуры Родена,

рельефные композиции Парфенона,

 

Архитектура

Архитектура (лат. architectura, от греч. architéktôn — строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и другие сооружения (а также их комплексы), создающие материально организованную среду.

 

Архитектура является материально-пространственной формой, частицей действительности.

Пространство ограничивается конструктивными формами(несущие опоры,перекрытия,

покрытия,ограждения)

Дерево

Камень

Др. строительные материалы

 

Ø  Жилые дома

Ø  Общественные постройки, школы, театры, стадионы, магазины и др.

Ø  Производственные постройки: заводы, фабрики и т.д.

Ø  Архитектура малых форм: открытые лестницы и площадки, фонтаны, беседки и т.д.

Ø  Градостроительство – создание новых городов и реконструкция старых

-  Храмы Афинского Акрополя

 

Архитектурные исторические ансамбли Москвы и С-Петербурга,

современные здания торговых к омплексов и т.д.

Декоративно-прикладное искусство

Декоративно-прикладное искусство - область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.).

 

Форма предмета, материал, орнамент, цветовое решение

Связь с природой,

Красочность

Декоративность

Традиционность - сохранение образов, форм и мотивов.

Единство эстетического и практического использования,

 

 Материал разнообразен, т.к. предметом ДПИ могут являться: орудия труда, одежда, утварь, обстановка жилища и т.д.

Виды изображений – сюжетная и орнаментальная.

Сюжетная:

Ø  Изображения животных

(имели символическое значение)

Ø  Изображение растительных мотивов (простые,    с животными и птицами)

Орнаментальная:

1) Растительный орнамент

2) Геометрический орнамент (простейшие геометрические формы: круги, ромбы, розетки, звезды)

 

Духовным смыслом произведений народного искусства является способность украшать нашу жизнь, умножать в ней красоту.

 

Росписи городецкая, хохломская Урало- сибирская, Гжель

Орнамент  Др. Египта

Орнамент Др. Руси

Орнамент кельтов

Таблица 2. Жанры изобразительного искусства.

Название жанра

Разновидности

Виды изобразительного искусства, где представлен этот жанр

Примеры

Портрет

Портрет (от франц. portraire — изображать) — образ, изображение какого-либо человека или группы людей, существующих или существовавших в действительности.

Одним из важнейших критериев портретной живописи является сходство изображения с моделью (оригиналом). Но при всем разнообразии творческих решений и манер главное качество портретной живописи — не только передача внешнего сходства, но и раскрытие духовной сущности портретируемого, его профессии, социального положения.

Ø  групповой портрет

Ø  парадный портрет

Ø  автопортрет

Возможны различные решения композиции в портрете (погрудныи, поясной, в рост фигуры).

Ø  Живопись

Ø  Графика

Ø  Скульптура

Ø  Декоративно-прикладное искусство (изображение на медалях, брошках, шкатулках)

 

 Рембрант, Веласкес

Русские художники:

Ф. Рокотов

 Д. Левицкий,

В.Боровиковский

В. Перов

 Н. Ге

 И. Крамской

 И. Репин  и др.

Пейзаж

Пейзаж часто используется как важное дополнение к бытовым историческим и батальным картинам, но может выступать и как самостоятельный жанр. Произведения пейзажной живописи нам близки и понятны, хотя человек на полотне нередко отсутствует.

Отражение  взаимодействия  между миром природы и миром человеческих чувств и настроений

Ø  Марина (морские пейзажи, прибрежные виды, закаты и рассветы на море, морские сражения)

Ø  Архитектурный:

 -деревенский

               - городской

Ø  По временам года

 

Ø  Живопись

Ø  Графика

Ø  Декоративно-прикладное искусство (роспись шкатулок)

Ø  Скульптура с помощью рельефа

 

 А.К. Саврасов

ФА. Всильев

 И.И. Шишкин 

 А.Куинджи

 В.Д. Поленов

 И.И. Левитан 

Натюрморт

Жанр живописи , включающий свободное расположение объектов повседневной жизни: срезанных цветов, кухонной утвари, плодов, овощей, фруктов и т.д.

 Изображение пищи практиковалось в древнем мире, но возродилось в истории искусства как самостоятельный жанр в XVI в.

 

Ø  Ванитас(«тщеславие») – аллегорический натюрморт с религиозным подтекстом(изображение черепа)

Ø  Натюрморты делятся : цветочные, завтраки или банкеты, эмоциональные, символические.

Ø  Живопись

Ø  Графика

Ø  Декоративно-прикладное искусство (роспись шкатулок)

Ø  Скульптура с помощью рельефа

 

Мане,

Ренуар

Русские художники: Коровин, Грабарь, Пётр Кончаловский и др.

Исторический

Производный от итальянского слова «istoria» (описательный), термин «историческая живопись» относится к любой картине героического, религиозного или исторического содержания. Сюжеты полотен основываются на реальных событиях, мифологии, библейских текстах.

Ø  Библейские сюжеты (во времена средневековья, заказчик церковь)

Ø  Историческая живопись (времена неоклассицизма, художники изображают исторические сюжеты)

Ø  Мифологические сюжеты

Ø  Аллегорические (картины со скрытым смыслом)

Ø  Литературные ( по пьесам Шекспира, Кэролла)

Ø  Живопись

Ø  Графика

Ø  Скульптура (рельеф и круглая скульптура)

Леонардо да Винчи

Тициан,

 Жак Луи Давид,

Веласкес

А. Рублев

А. Дюрер

П.Пикассо

К.Брюллов,

 В.Суриков

 

Бытовой

(жанровая живопись)

Бытовой жанр – направление изобразительного искусства, связанное с использованием в качестве сюжета картин,сцен обычной жизни людей.

Особенность – в качестве тем для работ выбирают только современные художнику события.

Получает распространение у художников Голландии в XVII веке

В период романтизма и неоклассицизма этот жанр обретает новое рождение, картины стремятся не столько отразить повседневный быт, сколько романтизировать его, внести в сюжет определённый смысл или мораль.

Ø  Вазопись – одно из видов древнегреческого искусства, сюжетами которого были бытовые и религиозные сцены

Ø  Жанровая живопись Китая (4 в. до н.э.)

Ø  Миниатюры и полотна Ренессанса

Ø  Работы с сентиментальным, сдержанным, романтичным, реалистичным оттенком. 18в.

Ø  19в. – демократизация искусства. Представители социального дна (рабы, нищие) центральные фигуры большинства работ.

Ø  20в. – тематикой работ стали войны, революции, глобальные преобразования быта, связанные с радикальными экономич. и  политическими преобразованиями  

Ø  Живопись

Ø  Графика

Ø  Скульптура

 

 

Художники  всех стран, во все исторические эпохи

Джотто

Питер Брейгель

Ян ванн Эйк

Рубенс

Веласкес

Диего Ривера

Пабло Пикассо

Батальная живопись

Батальный жанр посвящен всем событиям, связанным с войной: походы, сражения – сухопутные и морские. Отображение на полотне реальных военных действий и исторических событий, связанных с ними, сближает батальный жанр с историческим.

Официальное формирование произошло в XVI в., но работы, демонстрирующие сцены баталий, характерны для искусства древних времен.

 

 

 

 

Задачи и цели:

Ø  Демонстрация важности исторического момента, битв, быта солдат времен войны;

Ø  Запечатление наиболее знаковых моментов сражений;

Ø  Демонстрация героики солдат;

Ø  Развитие патриотизма, чувства долга.

 

Ø  Живопись

Ø  Графика

Ø  Скульптура

 

Художники:

 В. Верещагин

Альфонс де Невиль

Б. Виллевальде

Н. Каразин

М. Греков

Анималистический

Жанр изобразительного искусства, показывающий животных, называется анималистическим жанром (от лат. animal -- животное).

 Художник-анималист уделяет внимание художественно-образной характеристике животного, его повадкам, декоративной выразительности фигуры, силуэта.

Часто животные наделяются присущими людям чертами, поступками и переживаниями.

Ø  декоративная выразительность фигуры, силуэта, расцветки особо существенна в парковой скульптуре, росписях, мелкой пластике;

Ø  иллюстрации к книгам, сказкам, басням в аллегорических и сатирических изображениях, животное «очеловечивается», наделяется присущими людям чертами,

Ø   иллюстрации к научной и научно-популярной литературе

 

Ø  Живопись

Ø  Графика

Ø  Скульптура (рельеф и круговая, статуэтки животных)

Ø  Декоративно- прикладное искусство

 

 

Ø  Изображения животных часто встречаются в античной скульптуре, 

вазописи, мозаиках; 

в средние века в Европе были распространены аллегорические и фольклорные, сказочные образы птиц и зверей.

Ø  А.Дюрер

Ø  Ф. Снайдерс

Ø  Скульптор Антуан-Луи Бари

Ø   Е. Чарушин,

Ø   В. Ватагин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.  Стили изобразительного искусства

Название стиля

 

Временной период

и география распространения

Характерные особенности

Виды  искусства, в которых представлен стиль

 

Романский стиль

романский.jpg

 

Х – ХIII вв. в западноевропейском искусстве (особенно ярко в Германии и Франции)

Романский стиль делят на ранний (XI в.) и зрелый (XII – ХIII вв).

Ø  Унаследовали черты римской архитектуры: монументальность и рациональность конструкции

Ø  Полукруглые арки сводов, с опорой на колонны

Ø  многофигурные скульптурные композиции

Для росписи и скульптуры характерны: плоскостное двухмерное изображение, обобщенность форм, нарушение пропорции, отсутствие портретного сходства, напряженная духовная выразительность , строгость и наивность изображения.

Ø  Архитектура

Ø  Монументальная скульптура

Ø  Фресковая живопись (роспись соборов)

Ø  Декоративно-прикладное искусство

Замок Лиде в Южной части Германии,

Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье.

Нотр-Дам дю Пор в Клермон-Ферране (середина 12 в.)

Тайная вечеря. Скульптурная капитель церкви Сен Поль в Иссуаре.

Скульптура Прованса :  церковь Сен Жиль и церковь Сен Трофим в Арле 

Готический стиль

 

gothic.jpg

Художественный стиль, сформировавшийся в странах Западной и Центральной Европы в XIII-XIV вв.

 Он явился результатом многовековой эволюции средневекового искусства, его высшей стадией и одновременно первым в истории общеевропейским, интернациональным художественным стилем. 

        Основой готического стиля была архитектура, которая характеризуется:

Ø  устремленными ввысь стрельчатыми арками,

многоцветными витражами,

Ø  пышным декором с использованием золотой краски, резьбы по дереву,

Ø  резной раскрашенной религиозной скульптуры

Готическая живопись отличается специфической композицией, обилием цветов и оттенков, динамичностью изображения, напряженностью сюжета

 

Ø  Архитектура

Ø  Скульптура

Ø  живопись,

Ø  витраж,

Ø   книжное оформление,

Ø  декоративно-прикладное искусство. 

Элементы готического искусства часто можно встретить в современном оформлении интерьеров, в частности, в настенной росписи, реже в станковой живописи.

С конца прошлого века существует готическая субкультура, ярко проявившаяся в музыке, поэзии, дизайне одежды.

 

Ø  Архитектурные памятники во Франции: Собор Парижской Богоматери, Реймсский собор,

Шартский собор, Готическая галерея монастыря Мон-Сен-Мишель.

Ø  Книжные миниатюры : иллюстрировались рукописи, создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Жан Пюссель.

Ø  «Интернациональная готика» в период развитого средневековья

Ø  «Маэста» Дучччо из Сиены,

Джотто,

Симоне Мартини

Барокко

baroque.jpg

Стиль зародился в Италии.

 Конец XIV- середина  XVIII вв.

Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (Фландрии), Нидерландах, России, Франции, Речи Посполитой (Польше)

 

Характерны:

Ø  стремление к величию и пышности;

Ø  богатство декоративных элементов, обычно криволинейных форм;

Ø  повышенное внимание к деталировке; подчинение единому ансамблю

 

         Шире этот термин используется для определения вечно обновляющихся тенденций беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, динамичных формах. В  каждом времени, почти в каждом историческом художественном стиле можно обнаружить свой «период барокко» как этап наивысшего творческого подъема, напряжения эмоций, взрывоопасности форм.

 

Ø  Архитектура

Ø  Скульптура

Ø  Живопись

Ø  Декоративно-прикладное искусство

Основатели стиля – Караваджо, Аннибале Карраччи.

Динамическое барокко – Рубенс

Реалистичное барокко – Рембрандт, Веласкес.

Классическое барокко: Пуссен.

 

Художниками барокко были открыты новые способы интерпретации формы в пространстве, ее постоянно изменяющейся жизненной динамики. Они активизировали мировоззрение и показали, что жизнь едина с чувственной и телесной сущностью бытия. А трагические конфликты в живописи барокко создавали основу прекрасного.

 

«Распятие Святого Петра» Караваджо

«Снятие с креста» Рембрандт

 

Классицизм

 

 

 

 

 

classicism.jpg

XVII – начала XIX вв.

     сформировался во Франции в XVII  в.

Во многом классицизм опирался на античное искусство, видя в нём идеальный эстетический образец.

Характерны:

Ø  Рационализм, нормативность, тяготение к гармонии и ясности, простота выражения, уравновешенность композиции

Ø  схематизация и идеализация, которая выражалась виерархии «высоких» и « низких стилей».

Ø  Каждый жанр имеет определённые признаки, смешивать которые недопустимо.

 Искусство классицизма отражало:

верность природе ,закономерной разумности мира с присущей ему красотой, находящей выражение в симметрии, пропорции, мере, гармонии.

Ø  Архитектура

Ø  Скульптура

Ø  Живопись

 

Архитектура: Лондонский особняк Остерли-парк. Архитектор Роберт Адам

 

Живопись: К.Брюллов. Грёз Жан Батист, Давид Жак Луи, Пуссен Никола, Шарден Жан Батист, Энгр Жан Доминик

 

В России представителями классицизма в архитектуре были В.И. Баже́нов, Карл Росси, Андрей Воронихин и Андреян Захаров.

Борис Орловский, Федот Шубин, Иван Мартос, Михаил Козловский

Рококо

 

0_45db4_ae9b485a_orig.jpg

 

В европейском искусстве первой половины XVIII в.

Родина рококо – Франция.

Определяющие черты:

Ø  Стремление к изяществу

Ø  Мелкая деталировка формы

Ø  Прихотливость и уравновешенность декора в интерьерах

Ø  Яркие и чистые краски в сочетании с белым и золотым

Ø  Контраст между внешней строгостью здании и изысканностью их внутреннего убранства

 

Ø  Архитектура

Ø  Живопись

Декоративно-прикладное искусство

 

Скульптура и живопись отличаются утонченностью, грациозностью, уходом в мир фантазии, пасторальных и мифологических сюжетов

 

Ø   

Изысканность и утонченность этого направления нашли проявления в роскошных дворцовых ансамблях Германии, Франции, России.

Версаль, Петергоф

Скульпторы эпохи  рококо:Антонио Ринальди, Ж.Б. Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион, Гудон.

Основоположник стиля - А.Ватто.

Развитие получил в творчестве Ф. Буше, О. Фрагонар

Сентиментализм

sentimentalism.jpg

Вторая половина XVIII в

Западноевропейское и американское искусство.

Родиной сентиментализма была Англия.

В России его расцвет пришёлся на период с конца XVIII до начала XIX в

Название “сентиментализм” (от франц. sentiment– чувствительный) указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления. Живопись сентиментализма показывала “человека чувствительного”. Человек был примечателен не воинскими подвигами или государственными делами, а богатством души и сердца.

 

Характерны обращение к идиллическим  картинам природы, к «естественной » жизни поселян и вообще «маленького человека»

Ø  Живопись:  в жанрах портрета, пейзажа

Ø  Музыка

Ø  Литература

Ø  Театр

 

 

 

 

Идеологом сентиментализма считается Ж. Ж. Руссо.

В  творчестве   В. Л. Боровиковского

преобладает камерный портрет.

В.Л.Боровиковский «Портрет великой княжны Александры Павловны», В.Л.Боровиковский «Портрет Елены Александровны Нарышкиной» В.Л.Боровиковский «Екатерина вторая в Царкосельском Лицее»

 

Ф.С.Рокотов  «Портрет А.П.Струйской»

В. А. Тропинин «Мальчик, тоскующий об умершей птичке»

В.А.Тропинин « Портрет Н.М.Карамзина»

 

Англия:  Гейнсборо и Рейнольдс.

 Франция:  Жан  Батист Грёз

Романтизм

 

romanticism.jpg

Западная Европа и Россия конца XVIII века — начало XXвв

Родиной романтизма является Германия.

 

Романтики выдвигали на первый план индивидуальность, противопоставляя идеальной красоте классицистов «несовершенную» действительность.

Художников привлекали яркие, редкие, необычайные явления, а также образы фантастического характера.

 В искусстве романтизма большую роль играет острое индивидуальное восприятие и переживание. Романтизм освободил искусство от отвлеченных классицистических догм и повернул его к национальной истории и образам народного фольклора.

 

 

Ø  Живопись

Ø  Графика

Ø  Архитектура

 

В России ведущая роль в романтическом искусстве принадлежит портрету (О. А. Кипренский, К. П. Брюллов), а также пейзажу (Сильв. Ф. Щедрин, М. Н, Воробьев, ранний И. К. Айвазовский).

Франция, где романтизм проявился в наиболее развитых формах, преобладают произведения напряженно-динамические с героическим (Ж.-Л. Давид, А. Ж. Гро, Ф. Рюда и др.) или драматическим (Э. Делакруа) содержанием.

 

Английский романтизм отмечен фантастическими и религиозно-мифическими мотивами (У. Блейк, У. Тернер и др.).

Реализм

arhipov.jpg

XIX—XX вв

Реализм – направление в искусстве, стремящееся с наибольшей правдой и достоверностью отобразить как внешнюю форму, так и сущность явлений и вещей. 

Эстетические принципы:

Ø  Типизация фактов действительности

Ø  Показ жизни в развитии и противоречиях, носящих общественный характер

Ø  Стремление раскрыть сущность жизненных явлений без ограничения тем и сюжетов

Ø  Устремленность к нравственным исканиям и воспитательному воздействию

 

 

Ø  Живопись

Ø  Литература

Ø  Синтететические и «технические» виды: театр, балет,кино, фотоискусство

В живопись:

Франция: Г. Курбе, Ф. Милле

 

В России художники-передвижники

П. Федотов, В. Перов, И. Крамской, Маковский, И. Репин, И. Шишкин, А.Куинджи, А.Саврасов, Васильев, И.Левитан, Коровин и др.

 

Скульпторы: Н. Андреев, С. Коненков, И. Шадр, В. Мухина.

Натурализм

Л.-Лермит.-«Выдача-жалованья-жнецам».jpg

Натурализм в живописи, как направление искусства конца XIX века

Ø  не ограничивается созданием визуально схожего с натурой образа.

Ø  Он целиком погружается в изучение мира деталей.

Ø  Мир натурализма соткан из деталей и подчёркнуто фотографичен.

В России натуралистическая школа заметного развития не получила

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ø  Изобразительное искусство

Ø  Литература

Ø  Театр

Ø  Кино

 

Художники натурализма: Э.Мане, Э.Дега., М.Либерман, К.Менье.

 

Д. Найт «Окликая паромщика»

Ф Пелез «Бродячий цирк»

Л. Лермит. «Выдача жалованья жнецам»

Д. Р. Найт. «Окликая паромщика»

 

 

 

 

Символизм

 

vrubel.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Импрессионизм

 

korovin.jpg

Модернизм - совокупность эстетических школ и течений конца XIX – начала XX вв

 

Предпосылки появления:

Ø  Ощущение общей дисгармонии современного мира

Ø  Отчуждение человека от общества

Ø  Растущая роль в  жизни людей абстрактного мышления

Ø  Бунт против рационализма в искусстве и стремление отразить в нем неуловимые стороны действительности

 

Символизм -  направление в европейской художественной культуре конца XIX-начала XX вв

           Живой реальности символизм противополагал мир видений и грёз. Универсальным инструментом постижения тайн бытия и индивидуального сознания считался символ, порождённый поэтическим прозрением и выражающий потусторонний, скрытый от обыденного сознания смысл явлений.

 

          Художник-творец рассматривался как посредник между реальным и сверхчувственным, везде находящий "знаки" мировой гармонии, пророчески угадывающий признаки будущего как в современных явлениях, так и в событиях прошлого.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ø  Архитектура

Ø  Скульптура

Ø  Живопись

Ø  Графика

 

 

Живопись:

Ø  Символизм в живописи первым стал использовать М. Врубель

"Видение отроку Варфоломею", "Пустынник", "Труды преподобного Сергия" М. Нестеров

"Весна" М. Шагал,

"Купание красного коня" Петров-Водкин

 "Новая планета" К. Ф. Юон, "Большевик" Б. М. Кустодиев

А. Бенуа, Л. Бакст, М. Врубель и др.

 

 

 

 

 

Ø  Импрессионизм

Франция

Клод Моне «Вокзал Сен-Лазар», «Руанский собор»

Огюст Ренуар «Зонтики», «Девушка с веером»

Жорж Сера    «Воскресный день», «Канкан»

Россия

В. Серов «Девочка с персиками»

К. Коровин «Северная идиллия», «В лодке»

                                           Модернизм

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспрессионизм expensive_art_92.jpg

 

 

 

 

 

 

 

Импрессионизм - направление в искусстве последней трети XIX – начала XX в., возникшее во Франции.

Импрессионизм утверждал красоту реального мира, акцентируя свежесть первого впечатления, изменчивость окружающего.

Преимущественное внимание к решению чисто живописных задач уменьшало традиционное представление о рисунке как о главной составной части произведения искусства.

 Импрессионизм оказал мощное воздействие на искусство европейских стран и США, пробудил интерес к сюжетам из реальной жизни. (Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар, К. Моне, А. Сислей и др.)

 

 

Экспрессионизм – модернистское течение в западноевропейском искусстве, главным образом в Германии, первой трети 20 века, сложившееся в определенный исторический период – в преддверии первой мировой войны

Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм.

          Художественные приемы, характерные для экспрессионизма:

Ø  отказ от иллюзорного пространства,

Ø стремление к плоскостной трактовке предметов, деформация предметов,

Ø  любовь к резким красочным диссонансам, особый колорит, заключающий в себе апокалиптический драматизм.

Художники воспринимали творчество как способ выражения эмоций.

 

 

 

 

 

 

Ø  Экспрессионизм

Корни искусства экспрессионизма -  творчество У.Тернера, Ван Гога.

 

Эдвард Мунк

Дж.Энсор

 Поль Гоген

 

 

 

 

 

 

Ø  Сюрреализм

Основными его деятелями являлись Сальвадор Дали, Луи Арагон, Хуан Миро, Андре Бретон , Пикассо,

Анри ,

 

 

 

Сюрреализм

 

 

surrealisme.jpg

 

Абстракционизм

аб.jpg

 

Футуризм

futurism.jpg

 

Сюрреализм-  течение в литературе, живописи и кинематографе, возникшее в 1924 году во Франции. Оно в значительной мере способствовало формированию сознания современного человека.

 

Одним из характерных методов художника-сюрреалиста является отстранение от осознанного творчества, что делает его инструментом, различными способами извлекающим причудливые образы подсознания, родственные галлюцинациям.

Сюрреализм пережил несколько кризисов, пережил вторую мировую войну и постепенно, сливаясь с массовой культурой, пересекаясь с трансавангардом, вошел в качестве составной части в постмодернизм.

 

Абстракционизм Абстракционизм – форма изобразительной деятельности, не ставящая своей целью отображение визуально воспринимаемой реальности.
Это направление в искусстве называют также «беспредметным», т.к. его представители отказались от изображения, приближенного к действительности. В переводе с латинского слово «абстракционизм» означает «удаление», «отвлечение».

 

Футуризм  литepaтypнo-xyдoжecтвeннoe тeчeниe в иcкyccтвe 1910-x гoдoв.

Фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo.

 

 Baжнoй xyдoжecтвeннoй идeeй фyтypизмa cтaл пoиcк плacтичecкoгo выpaжeния cтpeмитeльнocти движeния кaк ocнoвнoгo пpизнaкa тeмпa coвpeмeннoй жизни. Pyccкaя вepcия фyтypизмa нocилa нaзвaниe кyбoфyтypизм и былa ocнoвaнa нa coeдинeнии плacтичecкиx пpинципoв фpaнцyзcкoгo кyбизмa и eвpoпeйcкиx oбщeэcтeтичecкиx ycтaнoвoк фyтypизмa.

 

Ø  Абстракционизм

Основоположники абстракционизма — русские художники Василий Кандинский и Казимир Малевич, голландец Пит Мондриан, француз Робер Делоне и чех Франтишек Купка.

 

 

Ø  Футуризм

Основоположниками футуризма были Джакомо Балла (художник), Умберто Боччони (художник и скульптор), Луиджи Руссоло (художник и композитор), Карло Карра (художник и график), Джино Северини (художник, график и скульптор).

Русские художники-футуристы: Д. и Н. Бурлюки, М. Ларионов, Н. Гончарова, К. Малевич

 

Ссылки:   http://www.art-katalog.com/ru/article/122 

               https://artrecept.com/zhivopis/zhanry/batalnyj,   https://artrecept.com/zhivopis/stili/barokko


 

Скачано с www.znanio.ru

МОУ «Лазурненская средняя общеобразовательная школа»

МОУ «Лазурненская средняя общеобразовательная школа»

Аннотация Методическое пособие предназначено для учителей и учащихся, может быть использовано для подготовки к урокам изобразительного искусства и

Аннотация Методическое пособие предназначено для учителей и учащихся, может быть использовано для подготовки к урокам изобразительного искусства и

Таблица 1. Виды изобразительного искусства

Таблица 1. Виды изобразительного искусства

Скульптура Скульптура (лат

Скульптура Скульптура (лат

Таблица 2. Жанры изобразительного искусства

Таблица 2. Жанры изобразительного искусства

Исторический Производный от итальянского слова « istoria » (описательный), термин «историческая живопись» относится к любой картине героического, религиозного или исторического содержания

Исторический Производный от итальянского слова « istoria » (описательный), термин «историческая живопись» относится к любой картине героического, религиозного или исторического содержания

Анималистический Жанр изобразительного искусства, показывающий животных, называется анималистическим жанром (от лат

Анималистический Жанр изобразительного искусства, показывающий животных, называется анималистическим жанром (от лат

Таблица 3. Стили изобразительного искусства

Таблица 3. Стили изобразительного искусства

Барокко Стиль зародился в

Барокко Стиль зародился в

Рококо В европейском искусстве первой половины

Рококо В европейском искусстве первой половины

Романтизм Западная

Романтизм Западная

Натурализм Натурализм в живописи , как направление искусства конца

Натурализм Натурализм в живописи , как направление искусства конца

Символизм

Символизм

Модернизм

Модернизм

Сюрреализм Абстракционизм

Сюрреализм Абстракционизм
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2021