МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
по проведению экзамена по дисциплине
ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт систем, узлов, агрегатов
строительных машин (теоретическая подготовка)
по профессии 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин
Билет № 1. Задание 1. Методика осмотра технического состояния бульдозера на базе колесного трактора. Перед выездом с базы (места хранения) выполняют ЕО и проверяют: крепление элементов опорно-ходовой части и рабочего оборудования; системы питания охлаждения и смазки; комплектность и состояние комплекта ЗИП машиниста; надежность крепления всех сборочных единиц и механизмов, гидроцилиндров; наличие топлива в баке и уровень рабочей жидкости в гидробаке; надежность закрывания сливных и заливных пробок всех механизмов и систем; крепление колес, состояние шин и давление в них; работу трансмиссии и рулевого управления.
Заканчивают ЕО перед началом выполнения операций на объекте: проверяют работу органов управления машиной, исправность приборов и тормозов, герметичность воздуховодов и магистралей.
Кроме того, необходимо убедиться в отсутствии стуков и ненормальных шумов в двигателе, трансмиссии, исполнительных механизмах. По окончании смены рабочее оборудование землеройных машин опускают на основание, двигатель заглушают, очищают и моют машину, осматривают ее и устраняют обнаруженные неисправности; полностью дозаправляют систему двигателя топливом, смазкой и охлаждающей жидкостью; очищают аккумуляторные батареи от грязи и электролита, проверяют их крепление; проверяют гидроцилиндры и их крепление; исправность элементов рабочего оборудования; наличие смазки во всех механизмах; отсутствие механических повреждений воздуховодов и гидрооборудования, утечек через соединения гидросистемы, состояние тяг и рычагов тормозов и корпусов механизмов, приводов управления рабочими операциями и двигателем. Образовавшийся в маслосборнике компрессора конденсат сливают, открыв вентиль, затем проверяют натяжение приводного ремня вентиляторов.
Задание 2. Последовательность работ по устранению неисправности ножа отвала бульдозера. Зубья ковшового экскаватора заменяют новыми или заостряют наплавками Т-590, Т-620. Износостойкую наплавку делают на толщине 10-15 мм. Ножи бульдозера наплавляют с двух противоположных сторон. Подлежащие устранению дефекты на ноже помечают краской, укладывают нож на приспособление для правки, правят на прессе. Сормайт наплавляют дуговой сваркой, сталинит наносят на деталь толщиной 3-4 мм и расплавляют стальным электродом постоянным током прямой полярности.
Билет № 2. Задание 1. Методика осмотра технического состояния рабочего оборудования бульдозера.
При подготовке бульдозера к работе проводят ежесменное обслуживание и проверяют состояние базового трактора в соответствии с инструкцией по эксплуатации завода-изготовителя и, кроме того.
Выполняют следующие операции по бульдозерному оборудованию:
— проверяют наружное состояние всех сборочных единиц бульдозера, чтобы убедиться в отсутствии каких-либо трещин и повреждений;
— проверяют надежность подтяжки всех наружных креплений;
— очищают и смазывают все соединения, подлежащие этой операции в соответствии с картой смазки, и проверяют уровень масла в гидросистеме или картере лебедки;
— проверяют отсутствие течи в гидроцилиндрах, трубопроводах и других сборочных единицах гидросистемы или через соединения картера лебедки и его привалочного кронштейна, а также через пробки, прокладки, уплотнения;
— осматривают и проверяют ножи, блоки, канат, вкладыши опорных шарниров и другие открытые трущиеся соединения для определения степени их износа;
— проверяют состояние фрикционной муфты сцепления и тормоза лебедки или гидроцилиндров, качество навивки каната на барабан лебедки.
При необходимости проводят регулирование, обслуживание или мелкий ремонт.
Задание 2. Последовательность работ по устранению неисправности неповоротного отвала бульдозера.
В процессе эксплуатации необходимость ремонта конструкции обуславливается несколькими факторами:
износ элементов или полностью всего механизма;
повреждение шарнирных соединений, сварного шва, корпуса;
деформация боковых частей, дна;
образование трещин;
повреждение ножа и других элементов.
Ножи, которые требуют частого ремонта, или замены, в зависимости от модели спецтехники крепятся специальными болтами или привариваются непосредственно к отвалу. Перед ремонтом отвал снимают, передают специалистам для осмотра на наличие повреждений, деформации и других изъянов. Затем проводится замена отдельных элементов, либо полностью заменяется конструкция.
Билет № 3. Задание 1. Методика осмотра технического состояния гидрооборудования бульдозера.
Убедитесь с помощью щупа в картере трансмиссии и контрольных пробок в бортовых передачах, что уровень рабочих жидкостей в пределах нормы. Проверьте отсутствие течей в местах соединений и манжетных уплотнений, повреждений деталей и узлов. Особое внимание уделите проверке течей в гидросистеме, течей через уплотнения бортовых редукторов.
Задание 2. Последовательность работ по устранению неисправности гидрооборудования бульдозера.
Неисправность |
Причина |
Устранение |
Подъём отвала при установке гидрораспределителя в положение «подъём» происходит крайне медленно |
Предохранительный клапан или манжеты поршней гидроцилиндров пропускают масло |
Подтянуть регулировочную гайку пружины предохранительного клапана или заменить манжеты поршней. При наличии выбоины или выработки в клапане или его седле притереть поверхности |
Закрепленный в приподнятом положении отвал опускается |
Соединения маслопровода (сальники, манжеты и др.) пропускают масло |
Проверить и подтянуть, а в случае необходимости заменить соединения маслопровода |
Отвал перемещается рывками |
В гидравлическую систему попал воздух |
Заменить масло, устранив неплотности, через которые попадает воздух |
Билет № 4. Задание 1. Методика осмотра технического состояния системы охлаждения двигателя трактора МТЗ-80. Проверить отсутствие течи соединительных патрубков, натяжение ремней привода помпы и вентилятора, загрязнение радиатора пылью, работу термостата.
Задание 2. Последовательность работ по устранению неисправностей системы питания дизельного двигателя. Основными причинами могут быть: ограниченная подача топлива; не работают свечи накаливания; засорение трубки вентиляции бака; попадание воздуха в топливную систему; не работает электромагнитный запорный клапан или система подогрева; неправильная установка угла опережения впрыска топлива; неисправен топливный насос высокого давления (ТНВД), изношены или загрязнены форсунки; недостаточная компрессия в цилиндрах двигателя. Неисправность устраняется по выявлению причины: следует заполнить топливные баки топливом и прокачать систему, устранить негерметичность и удалить воздух, промыть заборник, продуть трубопроводы, отогреть замерзшие трубопроводы и фильтры ветошью, смоченной в горячей воде, заменить засорившиеся фильтрующие элементы, отремонтировать топливный насос низкого давления, прогреть насос высокого давления теплым воздухом или паром.
Билет № 5. Задание 1. Назначение и устройство воздушной системы охлаждения двигателя. Систему воздушного охлаждения двигателя применяют для отвода теплоты от цилиндров, их головок и масляного радиатора смазочной системы. Масляный радиатор расположен с правой стороны двигателя. В систему охлаждения входят ребра охлаждения цилиндров и их головок, вентилятор, съемный кожух, дефлекторы и приборы контроля работы системы. Вентилятор состоит из рабочего колеса (ротора) и неподвижного направляющего аппарата, отлитых из алюминиевого сплава. На роторе имеются восемь радиально расположенных лопаток, а на направляющем аппарате — лопасти переменного сечения, равномерно размещенные по окружности. Ротор закреплен на одном валу со шкивом, который приводится во вращение клиновидным ремнем от шкива коленчатого вала. Вал вращается на двух шариковых подшипниках одноразового смазывания, установленных в ступице направляющего аппарата. Последний прикреплен к кронштейну крышки распределительных шестерен. Вентилятор подает в систему охлаждения около 30 м3 воздуха за 1 мин. Этого количества воздуха достаточно для нормальной работы двигателя, когда температура окружающего воздуха 40 °С. Чтобы в вентилятор не попадали посторонние предметы, на направляющий аппарат надевают быстросъемную защитную сетку. Воздух, нагнетаемый вентилятором, направляется кожухом в межреберное пространство цилиндров и головок. Тепловое состояние двигателя с воздушным охлаждением регулируют дроссельным диском, установленным под защитную сетку вентилятора (на входе охлаждающего воздуха в вентилятор), а также включением и отключением масляного радиатора переключателем, расположенным на корпусе центрифуги. В холодное время года (при установившейся температуре 5°С и ниже) масляный радиатор отключают от смазочной системы, а диск крепят под защитную сетку вентилятора. При установившейся температуре окружающего воздуха выше 5°С радиатор включают в смазочную систему двигателя, а диск снимают с вентилятора.
Показатель работы системы воздушного охлаждения — температура масла в картере двигателя, контролируемая термометром, расположенным на щитке приборов. Там же находится красная лампа, которая загорается при обрыве ремня вентилятора.
Задание 2. Работы, проводимые при ТО рабочего оборудования экскаватора. ЕО: в начале смены необходимо: Очистить экскаватор от пыли и грязи, проверить внешним осмотром состояние наружных креплений, отсутствие течи масла, топлива и охлаждающей жидкости, проверить уровни рабочей жидкости в гидробаке и масла в редукторе сдвоенного насоса, при необходимости дозаправить, смазать все точки смазки в соответствии с таблицей, проверить давление в сливной магистрали, при работающем дизеле проверить показания контрольных приборов.
ТО-1: ЕО+подтянуть болты крепления опорно-поворотного устройства, проверить наружным осмотром состояние креплений узлов, обратив особое внимание на крепление насоса, гидрораспределителей, механизма поворота. При необходимости подтянуть детали крепления, проверить крепление труб гидросистемы (при обнаружении течи устранить), проверить настройку предохранительных и перепускных клапанов гидрораспределителей. При необходимости отрегулировать, проверить настройку напорного золотника, при необходимости отрегулировать, проверить крепление зубьев ковша, при необходимости укрепить, проверить стопорение осей рабочего оборудования, смазать узлы в соответствии с таблицей смазки.
ТО-2: ТО-1+ смазать точки в соответствии с таблицей смазки, промыть магистральные фильтры, промыть сапун бака гидросистемы, проверить нейтральное положение золотников гидрораспределителей смазать все точки в соответствии с таблицей смазки.
ТО-3: ТО-2+ отрегулировать заход засова механизма открывания днища ковша прямой лопаты изменением числа шайб под гайкой, проверить давление настройки предохранительных (реактивных) клапанов гидроцилиндров. При необходимости отрегулировать.
СО: заменить масло сезонными сортами согласно карте смазки, заменить рабочую жидкость в гидросистеме на сезонную., заменить масла на сезонные в редукторах поворота и хода.
Билет № 6. Задание 1. Назначение и устройство системы питания трактора МТЗ-80. Система питания трактора МТЗ-80 представляет группу узлов, агрегатов и устройств, предназначенных для тщательной очистки топлива и воздуха и своевременной подачи определенной порции топлива в распыленном состоянии под высоким давлением в цилиндры двигателя и состоит из топливного бака, фильтров грубой и тонкой очистки топлива, подкачивающей помпы, топливного насоса, регулятора числа оборотов, форсунок, топливопроводов низкого и высокого давления, воздухоочистителя, впускного и выпускного коллекторов, глушителя и электрофакельного подогревателя. Топливная система работает следующим образом. Воздух под действием разрежения, создаваемого в цилиндрах двигателя, засасывается из атмосферы и, проходя через воздухоочиститель, подвергается трехступенчатой очистке. Очищенный воздух по впускному коллектору и каналам в головке блока поступает в цилиндры двигателя. Топливо поступает из топливного бака по топливопроводу в фильтр грубой очистки, где очищается от крупных примесей и поступает в подкачивающий насос (помпу), который нагнетает это топливо в фильтр тонкой очистки. Очистившись от мельчайших примесей, топливо затем поступает из фильтра тонкой очистки в топливный насос, который в строго определенный момент под большим давлением нагнетает его через форсунки в цилиндры двигателя. Отработавшие газы удаляются из цилиндра по выпускному коллектору и через глушитель выбрасываются в атмосферу. Топливо, просочившееся через зазоры между иглой и корпусом распылителя, отводится от форсунок в топливный бак по трубке.
Задание 2. Работы, проводимые при ТО пускового двигателя ПД-10УД. Техническое обслуживание пускового двигателя включает в себя проверку и при необходимости регулировку зазоров между электродами свечи зажигания и контактами прерывателя магнето, а также обслуживание редуктора пускового двигателя. Проводят его при ТО-3. Проверка зазоров между электродами, который должен быть равен 0,5...0,75 мм.
Проверка зазоров между контактами прерывателя. Протирают детали прерывателя магнето ветошью, смоченной в бензине. Удаляют с поверхности контактов нагар, зачищая их бархатным надфилем. Прокручивают коленчатый вал двигателя до момента наибольшего размыкания контактов. При этом зазор между ними должен быть равным 0,25...0,35 мм. Зазор замеряется щупом.
В случае проверки и регулировки момента зажигания пускового двигателя выворачивают свечу зажигания и опускают через ее отверстие в цилиндр двигателя глубомер штангенциркуля. Проворачивают коленчатый вал двигателя и устанавливают поршень в верхней мертвой точке (в этот момент глубомер показывает наименьшее расстояние до днища поршня). Затем проворачивают коленчатый вал двигателя в обратную сторону (против направления вращения при работе двигателя) и опускают поршень ниже верхней мертвой точки на 5,8 мм. При этом кулачок ротора магнето должен начать размыкание контактов его прерывателя. Если этого не происходит, то, ослабив крепление магнето, поворачивают его до начала размыкания контактов и закрепляют магнето в этом положении.
Обслуживание редуктора пускового двигателя заключается в смазывании его согласно таблице смазывания машины, а также регулировке механизма включения редуктора.
Билет № 7. Задание 1. Назначение и устройство пускового двигателя ПД-10УД. Пусковой двигатель ПД-10УД – карбюраторный двухтактный с пуском от электростартера, призван обеспечить стабильный запуск мотора тракторов. Передача вращения от коленвала пускового двигателя к коленвалу двигателя осуществляется посредством механизма передачи, который имеет механизм автоматического отключения и муфту сцепления. К основным элементам пускового двигателя можно отнести герметичный картер, цилиндр с головкой, кривошипно-шатунный механизм, магнето зажигания, карбюратор, регулятор частоты вращения коленвала, механизм передачи.
Задание 2. Работы, проводимые при ТО электрооборудования фронтального погрузчика на базе трактора МТЗ-80. Техническое обслуживание аккумуляторной батареи. Батарею нужно периодически осматривать, содержать в чистоте, в заряженном состоянии и полной исправности. Во время ежедневного обслуживания батарею осматривают, очищают от пыли и грязи. Пролитый на поверхность батареи электролит удаляют чистой ветошью, смоченной в 10%-ном растворе нашатырного спирта или кальцинированной соды. При технических обслуживаниях проверяют исправность бака, плотность крепления и контактов, очищают от окислов клеммы и штыри, прочищают вентиляционные отверстия в пробках.
При техническом обслуживании генератора необходимо следить за надежностью крепления генератора и проводов, натяжением приводного ремня, общей его исправностью и чистотой. Пыль и грязь удаляют щеткой или влажной тряпкой. Исправность генератора проверяют до начала работы контрольной лампой, установленной на щитке приборов. Если генератор исправен, контрольная лампа загорается при замыкании включателя «масса» перед пуском дизеля. После пуска контрольная лампа гаснет.
Техническое обслуживание стартера предполагает поддержание общей его чистоты, проверку надежности крепления, состояния клемм и т. п. Через 3000 ч работы трактора следует осмотреть стартер. Для этого стартер демонтируют с дизеля и очищают снаружи от пыли и грязи. Затем снимают защитный кожух и проверяют состояние щеточно-коллекторной сборочной единицы.
Техническое обслуживание приборов освещения и световой сигнализации заключается в наблюдении за работой приборов, периодической наружной очистке рассеивателей, а также в своевременной замене перегоревших ламп и поврежденных рассеивателей. Выявляя причины неисправности приборов, нужно прежде всего проверить состояние предохранителей ламп и электрических цепей по отдельным участкам.
Билет № 8. Задание 1. Перечислить возможные неисправности системы пуска и методы их устранения.
Неисправность |
Причина возникновения |
Способ устранения |
Двигатель не пускается |
Закрыт кран топливного бака Нет топлива в баке В топливе (смеси бензина с маслом) много масла |
Открыть кран Заправить бак смесью бензина с моторным маслом Слить топливо и залить свежую смесь масла и бензина в соотношении 1:15 (по объему) |
Задание 2. Назначение и устройство карданной передачи трактора МТЗ-80. Карданный вал из себя представляет из себя специализированный механизм, который осуществляет процесс передачи вращения от коробки передач на редуктор заднего моста, состоит из вала и двух шарниров. Каждый шарнир оснащен двумя вилками и крестовиной с игольчатыми подшипниками. Центральная часть вала изготовлена из тонкостенной электросварной трубы. В оба конца трубы вмонтированы и приварены вилки. Внешние вилки при помощи фланцев присоединены к соединительным фланцам шлицевых концов валов раздатки, промежуточной опоры и главной передачи. Фланцы соединены между собой при помощи специальных каленых гаек и болтов. В разъеме фланцев находятся уплотнительные прокладки, предотвращающие протекание смазки.
В отверстия вилок вставлены обоймы игольчатых подшипников, в которые входят цапфы крестовин. Каждый подшипник блокируется от осевых перемещений стопорным кольцом, устанавливаемый в канавку обоймы. Центрирование шарниров осуществляется крестовинами, которые центрируются упором своих цапф в днища обойм подшипников. Смазка шарниров осуществляется через масленку, находящаяся в центре крестовины. Масло, наполнив все сообщающиеся сверления, поступает к иглам подшипников. Для предотвращения попадания в подшипники пыли, грязи и воды, а также для удержания смазки, на цапфах крестовин имеются самоподжимные манжеты, установленные в штампованные корпуса, запрессованные в обоймы подшипников и блокируют осевые перемещения иголок подшипников. Манжеты запрессованы в корпус таким образом, чтобы они размещались на цапфах пружинными браслетами наружу. Это допускает перегонять смазку через уплотнительные кромки манжет под давлением, которое образуется во время шприцевания и обеспечивает удаление всего отработавшего масла на ряду с продуктами выработки и замену масла. Шайбы на цапфах крестовин, уплотняют торцевую часть манжет, создавая масляную ванну в пространстве между уплотнительной кромкой манжеты и шайбой.
Билет № 9. Задание 1. Перечислить возможные неисправности коробки передач и методы их устранения. Возможными неисправностями коробки могут быть: затрудненное включение передач самопроизвольное их включение на ходу автомобиля, выкрошивание и поломка зубьев шестерен, повышенный шум при работе и сильный нагрев, подтекание масла. Затрудненное переключение передач может быть из-за погнутости штоков и вилок, задиров на зубьях шестерен синхронизаторов, заедания фиксаторов. Самопроизвольное выключение передач возможно из-за износа зубьев шестерен и синхронизаторов, ослабление крепления вилок наштока, неисправности фиксаторов. Выкрошивание и поломка зубьев может произойти при резком трогании с места груженого автомобиля или включении передач с неисправным сцеплением. Повышенный шум при работе и нагрев происходит вследствие недостаточного количества или малой вязкости масла большого износа или разрушения подшипников, поломка зубьев шестерен неправильной регулировки сцепления. Подтекание масла из картеров коробок, может быть при повреждении прокладок, износа сальников, из-за повышенного давления в картерах.
Задание 2. Последовательность работ при ТО системы питания бульдозера на базе трактора МТЗ-80.
Перед началом каждой смены следует выполнять последовательно все предписанные инструкцией манипуляции: топливная емкость заполняется, проверяется наличие утечек в фитингах.
Во время ТО-1 сливается осадок из фильтров, контролирующих первичную очистку. Затем точно такие же манипуляции проводятся с фильтрами тонкой очистки.
Во время ТО 2 демонтируется и очищается «грубый» фильтр. На нем не должно быть никаких осадков после окончания работ.
ТО 3: Топливная емкость очищается, демонтируется фильтр тонкой очистки, аккуратно очищается. При установке следует отлёживать, чтобы не было зазоров между краями фильтра и корпусом. Топливный насос регулируется только в оборудованных помещениях.
Билет № 10. Задание 1.
Перечислить возможные неисправности заднего ведущего моста трактора МТЗ – 80. Если при движении
трактора происходит его увод в сторону при торможении и увеличен ход педалей
тормозов, это свидетельствует об износе накладок дисков и нарушении регулировки
механизма управления тормозами. Если после торможения на расстоянии 10...20 м
трактор «уводит» в сторону, то регулируют синхронность срабатывания тормозов.
Когда регулировками этого добиться не удается, тормоза снимают и ремонтируют.
Следы смазки на внутреннем ободе колеса или на крышке рукава полуоси
свидетельствуют о разрушении или потере эластичности манжеты полуоси. Для ее
замены снимают колесо, ступицу и крышку рукава полуоси Шумы и стуки в рукавах
полуосей ведущих колес указывают на износ или разрушение подшипников. Для
устранения этой неисправности снимают колеса, топливные баки и демонтируют
рукава полуосей трактора МТЗ-80. Неработоспособность механизма блокировки
дифференциала трактора может быть вызвана разрывом диафрагмы, износом дисков
фрикционной муфты и блокировочного вала.
Задание 2. Последовательность работ при проведении ТО заднего моста погрузчика на базе трактора МТЗ-80. Техническое обслуживание заднего моста заключается в регулярной проверке и подтяжке всех наружных крепежных соединений, своевременной доливке и смене масла (согласно таблице смазки), регулировке отдельных механизмов и т.д. Все операции проводят в соответствии с правилами технического обслуживания. Зубчатое зацепление и конические роликовые подшипники главной передачи и дифференциала в процессе эксплуатации, как правило, регулировать не требуется.
Регулировка подшипников дифференциала. В подшипниках дифференциала устанавливают осевой зазор не более 0,05 мм, допускается также натяг не более 0,1 мм.
Регулировка зазора и зацепления между зубьями шестерни главной передачи. Боковой зазор и пятно контакта в зубьях конических шестерен главной передачи зависят от взаимного расположения шестерен.
Положение ведущей шестерни на вторичном валу коробки передач определяется размером 58±0,15 мм от задней стенки коробки передач до наружного торца шестерни.
Положение ведомой шестерни регулируется теми же прокладками, что и подшипники дифференциала.
Боковой зазор в зубьях новых шестерен устанавливают в пределах 0,25-0,55 мм. Регулировку осуществляют перемещением ведомой шестерни с помощью прокладок.
Билет № 11. Задание 1. Перечислить возможные неисправности системы питания автопогрузчика с бензиновым двигателем. Отсутствие подачи топлива, образование чрезмерно бедной или богатой горючей смеси — основные неисправности системы питания карбюраторного двигателя.
Признаками неисправностей системы питания являются невозможность пуска или затрудненный пуск двигателя, его неустойчивая работа, падение мощности, перегрев, повышенный расход топлива.
Отсутствие подачи топлива возможно при засорении фильтра приемной трубки топливного бака, фильтра тонкой очистки топлива, фильтра-отстойника, топливопроводов и при неисправностях топливного насоса или карбюратора. В топливном насосе возможно заедание клапанов или повреждение диафрагмы, в карбюраторе — заедание поплавка или клапана подачи топлива в закрытом положении.
Бедная горючая смесь образуется либо при уменьшении подачи топлива, либо при увеличении количества поступающего воздуха. Подача топлива может уменьшиться по указанным выше причинам, а также из-за низкого уровня топлива в поплавковой камере, засорения жиклеров, сетчатого фильтра карбюратора, износа рычага привода топливного насоса, уменьшения упругости пружины диафрагмы. Поступление воздуха может увеличиться при неполном закрывании воздушной заслонки, а также из-за его подсоса в местах соединения составных частей карбюратора с впускным трубопроводом и впускного трубопровода с головками цилиндров.
При обеднении горючая смесь сгорает с меньшей скоростью и догорает в цилиндре, когда уже открыт впускной клапан. В результате двигатель перегревается, а пламя распространяется во впускной трубопровод и смесительную камеру карбюратора, что вызывает там резкие хлопки. Мощность двигателя при этом падает, а расход топлива увеличивается.
Причинами образования богатой горючей смеси являются неполное открывание воздушной заслонки, повышенный уровень топлива в поплавковой камере, заедание поплавка или клапана подачи топлива в открытом положении, увеличение отверстий жиклеров, засорение воздушного жиклера, нарушение герметичности поплавка, клапанов подачи топлива, клапанов экономайзера.
Богатая горючая смесь имеет пониженную скорость горения и не полностью сгорает в цилиндре из-за недостатка кислорода. В результате двигатель перегревается, а смесь догорает в глушителе, что вызывает в нем резкие хлопки и появление черного дыма. Продолжительная работа двигателя на богатой смеси вызывает перерасход топлива и большое отложение нагара на стенках камеры сгорания и электродах свечей зажигания. Мощность двигателя при этом падает, а его изнашивание усиливается.
Неустойчивая работа двигателя, помимо указанных причин, может вызываться следующими причинами. Если двигатель неустойчиво работает только на холостом ходу, это может быть следствием нарушения регулировки частоты вращения коленчатого вала двигателя. Если двигатель перестает работать при резком открытии дроссельной заслонки, это указывает на возможные неисправности ускорительного насоса: заедание поршня, неисправность привода, негерметичность обратного клапана, засорение распылителя, заедание нагнетательного клапана.
Причинами падения мощности двигателя, помимо указанных, могут быть неполное открытие дроссельной заслонки при нажатии педали до упора и засорение воздушного фильтра.
Причиной повышенного расхода топлива может быть его течь через неплотности в соединениях топливопровода или поврежденную диафрагму топливного насоса.
Задание 2. Перечислить работы, проводимые при ТО стартера. ТО-1 - провести очистительные, крепёжные и контрольно-осмотровые работы, обращая особое внимание на состояние изоляции проводов и контактов внешней цепи. Сильно окисленные контакты зачистить, при спайке или надрыве проводов в местах соединения с клеммами их следует заменить. Проверить пуск двигателя стартером, при обнаружении неисправностей стартер следует сдать для проверки в электроцех.
ТО-2 - выполнить объём работ при ТО-1. Проверить работу стартера пуском двигателя; после проведения диагностики переносными приборами или с помощью тестеров делают заключение о техническом состоянии стартера. Предварительно необходимо снять защитную ленту, проверить состояние щёток и коллектора; при замасливании его протирают ветошью, смоченною в бензине; следы подгорания и окисления можно удалить, подсунув полоску шкурки под щётки зерном к коллектору. Затем продуть сжатым воздухом. При явной неисправности и при сезонном ТО-2 необходимо стартер передать в электроцех для диагностики, обслуживания и ремонта.
При очередном сезонном обслуживании автомобиля после пробега 100 000 км необходимо снять стартер с двигателя, провести его разборку и осмотр.
Билет № 12. Задание 1. Перечислить возможные неисправности гусеничного движителя трактора и методы их устранения. Возможные неисправности (устранение):
1. Износ гусениц (необходимо проводить регулярную замену или ремонт гусеницы).
2. Повреждение звеньев гусеницы (ремонт или замена поврежденных звеньев).
3. Поломка роликов и направляющих колес (замена роликов и направляющих колес).
4. Нарушение геометрии ходовой части (проводить регулярную техническую проверку и обслуживание).
5. Утечки масла и гидравлические проблемы (найти и устранить утечку масла, а также провести профилактическое обслуживание гидравлической системы).
6. Проблемы с подвеской (провести диагностику и ремонт неисправностей).
Задание 2. Перечислить работы, проводимые при ТО тракторов с колесным движителем. ТО ходовой части колесных тракторов заключается в подтягивании болтовых креплений, смазывании трущихся поверхностей деталей, проверке уровня масла и его своевременной замене, регулировании конических подшипников и сходимости направляющих колес, проверке состояния шин и давления воздуха в них.
Не допускается утечка масла в гидро-амортизаторах, а листы рессор не должны иметь повреждений. В подшипниках направляющих колес периодически необходима регулировка зазоров в пределах нормы. Она выполняется при проведении ТО-3.
Колея передних колес тракторов МТЗ-82.1 регулируется бесступенчато винтовым механизмом, расположенным на рукавах переднего моста в трех интервалах: 1350—1500, 1500—1600 и 1600—1800 мм.
При обслуживании ходовой части колесного трактора, предварительно очистив ее от грязи, трактор устанавливается на ровную твердую площадку и проверяется крепление составных частей подвесок.
Внешним осмотром проверяется наличие трещин и сколов ободьев колес, определяют износ направляющих колес. Проверку и регулировку осевого зазора подшипников следует выполнять с помощью индикаторного приспособления КИ-4850-ГОСНИТИ, устанавливаемого на колесо. Давление воздуха в шинах колесных тракторов проверяется манометром.
Билет № 13. Задание 1. Перечислить работы, проводимые при ТО системы воздушного охлаждения трактора. Нормальное функционирование системы охлаждения зависит в первую очередь от чистоты поверхностей охлаждения (ребер) на цилиндрах и головках и работы вентилятора. Подача воздуха вентилятором снижается от проскальзывания приводных ремней в результате их замасливания или ослабления, загрязнения защитной сетки. При техническом обслуживании № 1, 2 и 3 проверяют состояние (чистоту) поверхностей ребер головок и цилиндров, лопастей ротора и направляющего аппарата вентилятора, контролируют и регулируют натяжение ремней вентилятора. Защитную сетку вентилятора очищают ежедневно, особенно при работе в пыльных условиях. При техническом обслуживании № 2 и 3 дополнительно очищают поверхности ребер и межреберного пространства, лопасти ротора и направляющего аппарата вентилятора (со снятием дефлекторов и кожуха вентилятора).
Задание 2. Методика проверки работоспособности термостата системы охлаждения. Работоспособность термостата можно проверить без его снятия с двигателя (с меньшей достоверностью) и после его снятия с двигателя (с большей достоверностью). В первом случае запускают двигатель и прогревают его до рабочей температуры. В ходе прогрева проверяют температуру отводящего патрубка радиатора. Если патрубок и сам радиатор нагреваются медленно, это указывает на заклинивание термостата в открытом состоянии или вообще на отсутствие термостата. Во втором случае термостат снимают с двигателя и помещают в емкость с жидкостью, имеющей температуру окружающего воздуха. Можно использовать обычную воду, но учитывая, что температура охлаждающей жидкости в современных двигателях может превышать 100°С (это приблизительная точка кипения воды), желательно применять технический глицерин, температура кипения которого выше этой точки. В случае же использования воды можно проверить только начало открытия клапана (правда, это относится не ко всем двигателям). Жидкость постепенно нагревают. При температуре 70...80°С (в зависимости от модели двигателя) должно начаться открытие клапана термостата. За температуру начала открытия принимается та, при которой ход клапана, расположенного со стороны входного патрубка радиатора, составляет 0,1 мм. Для более точного определения величины хода можно использовать индикатор часового типа на кронштейне. Дальнейшее повышение температуры до 90...110°С (в зависимости от модели двигателя) должно привести к полному открытию клапана (0,6...0,8 мм). Если после проведения вышеописанной проверки термостат не удовлетворяет указанным условиям, его заменяют на новый, так как ремонту он не подлежит.
Билет № 14. Задание 1. Перечислить возможные неисправности топливных баков и методы их устранения. Дефектами топливного бака являются трещины и вмятины. Незначительные трещины запаивают мягким или твердым припоем. Большие трещины или пробоины ремонтируют наложением заплат, которые приваривают или припаивают. Перед ремонтом топливные баки тщательно очищают от грязи, ржавчины и удаляют пары бензина. Для этого внутреннюю поверхность бака сначала промывают горячим 5% растровом каустической соды, затем 5% раствором нашатырного спирта. Вмятины в стенках бака устраняют вытягиванием запавшего места, припаянным прутком. Большие вмятины устраняют правкой, молотком и оправкой. Для этого со стороны, противоположной вмятине, вырезают с 3х сторон прямоугольное окно и отгибают вырезанную часть так, чтобы обеспечить свободный доступ инструменту внутрь бака. После устранения вмятины отогнутую часть стенки бака подгибают на место и запаивают твердым припоем или заваривают. После ремонта бак подвергается опрессовке водой под избыточным давлением.
Задание 2. Перечислить работы, проводимые при ТО электрооборудования трактора. При ЕТО очищают все приборы от пыли и грязи, а аккумуляторную батарею еще и от подтеков электролита. Проверяют действие системы освещения и звуковой сигнализации, а также отсутствие течи в аккумуляторных батареях.
При ТО-1 проверяют состояние и очищают аккумуляторные батареи. Прочищают вентиляционные отверстия в пробках крышек аккумуляторов. Проверяют и при необходимости подтягивают крепления батарей в гнездах и наконечников проводов на выводах батареи. Проверяют уровень электролита в банках аккумуляторов. Если уровень окажется ниже нормы, доливают дистиллированную воду. Проверяют и при необходимости регулируют натяжение ремня генератора (вентилятора).
При ТО-2 прочищают дренажные отверстия генераторов. При ТО-3 проверяют плотность электролита в аккумуляторах и при необходимости подзаряжают их или заменяют заряженными, смазывают клеммы и наконечники проводов. Проверяют реле-регулятор и, если требуется, регулируют. Осматривают стартер, электропроводку и изолируют поврежденные места. Проверяют также исправность амперметра и при необходимости заменяют его.
При сезонном техническом обслуживании при переходе к эксплуатации в зимних (летних) условиях устанавливают в положение 3 («Зима») или Л («Лето») винт сезонной регулировки реле-регулятора, доводят до нормы зимнюю (летнюю) плотность электролита в аккумуляторах и проверяют целостность изоляции электропроводки. Определяют зарядный ток генератора, напряжение и ток срабатывания реле-регулятора и опробованием проверяют работоспособность системы обогрева кабины.
Неисправность |
Причина |
Способ устранения |
Не
достаточная сила подъема |
1. 1. Износ или поломка сальника масляного цилиндра 2. 2. Сильный износ распределительного клапана, большое расстояние между рычагом и корпусом клапана 3. 3. Утечка масла маслопровода 4. 4. Утечка внутри рабочего насоса 5. 5. Не правильная настройка предохранительного клапана, низкое давление системы 6. 6. Засорение маслопровода и фильтра |
1. 1. Замена сальника 2. 2. Проверить клапан, отрегулировать расстояние или заменить распределительный клапан 3. 3. Найдите и устраните утечку 4. 4. Замените рабочий насос 5. 5. Отрегулируйте рабочее давление системы 6. 6. Прочистите фильтр и замените масло |
Медленно
поднимается ковш |
1. 1. См. неисправность 1 2. 2. Неисправность предохранительного клапана |
1. 1. См. неисправность 1 2. 2. Разберите и проверьте предохранительный клапан |
Смешивание |
Износ,
трещина рабочего |
Замена
сальника, очистка |
Задание 2. Перечислить работы, проводимые при ТО системы смазки. При ЕТО очищают от пыли и грязи дизель и проверяют внешним осмотром отсутствие течи масла и при необходимости устраняют подтекания. Проверяют уровень масла в поддоне картера и, если требуется, доливают масло. Допускается дозаправлять дизель трактора маслом в течение смены.
При ТО-1 пускают и прогревают дизель. Проверяют давление масла в главной магистрали при минимально устойчивой, а также при максимальной частоте вращения коленчатого вала холостого хода дизеля. Проверяют при помощи автостетоскопа и секундомера продолжительность вращения ротора центробежного маслоочистителя после остановки дизеля. Шум исправного маслоочистителя (вращение ротора) должен прослушиваться не менее 35 с.
При ТО-2 промывают смазочную систему, очищают центробежный маслоочиститель и заменяют масло в поддоне картера дизеля. Пускают и прогревают дизель и проверяют давление масла в главной магистрали и продолжительность вращения ротора центробежного маслоочистителя.
При ТО-3 очищают фильтры турбокомпрессора. Проверяют показания манометра и дистанционного термометра на соответствие их эталону и при необходимости заменяют.
При сезонном техническом обслуживании (СТО) при переходе к эксплуатации в осенне-зимних условиях отключают радиатор смазочной системы, а при переходе к эксплуатации в весенне-летних условиях включают радиатор смазочной системы.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.