Пословицы, поговорки и крылатые слова
на уроках русского языка.
Методическое пособие
«Мы почти не учим говорить», – высказал свое суждение о состоянии обучения лингвист и методист В.И. Чернышев. Эти слова относятся и к нашему времени. О деятельности учителя судят главным образом по результатам контрольного диктанта, а не по тому, как дети умеют говорить и писать.
Жизнь требует культуры общения в семье, культуры речевого поведения в обществе, культуры профессионального общения.
Учитель должен заботиться о том, чтобы выпускники школы владели хорошей речью. Нужно «открыть уста детей». Что это значит? Не сковывать речь детей, сохранять их живое слово, поддержать стремление детей к самовыражению через словесное творчество, развить у них врожденный дар слова. Нужно предоставить детям возможность свободно говорить и писать о том, что волнует, интересует. Говорить и писать с уверенностью, что будут поняты. Для этого нужно, чтобы класс жил в атмосфере взаимного общего интереса друг к другу, в атмосфере доверия. На каждом уроке надо находить время для словесного творчества ученика. Я пытаюсь «открыть уста детей» при помощи пословиц и поговорок.
В российских энциклопедиях пословицу определяют как жанр народнопоэтического творчества, как краткое, логически законченное изречение. Но сказать так - это значит не сказать ничего, потому что пословицы и поговорки русского народа - это удивительный и восхитительный по своей образности, точности мысли, выразительности средств, элемент живой речи.
В. И. Даль называл пословицы "цветом народного ума", а М.А. Шолохов - "сгустком разума" и "крылатой мудростью". Мы с детства привыкли слышать их и сами часто используем в своей речи. В чем же успех функционирования пословиц в языке, почему они живут в речи многие века? Попытаемся ответить на этот вопрос.
Во-первых, пословицы украшают нашу речь, делают ее яркой и эмоциональной. Во-вторых, пословицы в сконцентрированной форме выражают многовековую мудрость народа, его наблюдения над миром, окружающей природой и взаимоотношениями между людьми. Предки словно говорят с нами, отстаивая свою точку зрения на то или иное, поучая нас, делясь жизненным опытом.
В-третьих, по своему содержанию пословицы очень разнообразны. Это и пожелания; и нравоучения; и философские обобщения; и суждения, и, наконец, просто советы.
Собирать пословицы начали уже в XVII столетии, в XVIII веке их впервые подготовили к печати В.Н. Татищев, А.И. Богданов, М.В. Ломоносов. Самым известным собирателем XIX века был и остается до сих пор известный ученый-филолог В.И. Даль. Его сборник "Пословицы русского народа", вышедший в 1862 году не потерял актуальности до сегодняшнего дня.
Крылатые слова, пословицы, поговорки... их у нашего народа сотни, тысячи. Мы их слышим с детства, читаем в книгах, используем в своей речи, потому что с их помощью нам легче выражать свои мысли, чувства и переживания, проще общаться с окружающими. Благодаря им наш язык становится образнее, красочнее, ярче. А сами мы - немножечко мудрее.
Как пчела капля за каплей наполняет соты мёдом, так и наш народ постепенно собирает своё богатство - родную речь, в которой, словно драгоценные жемчужины, сверкают народные пословицы и поговорки.
Они и сегодня звучат так же свежо и современно, как сотни лет назад.
Наш язык не останавливается в развитии, и река речи находится в постоянном движении. Разные народы и культуры, соприкасаясь друг с другом, взаимно обогащают и дополняют свои языки. Со временем некоторые слова забываются, выходят из употребления, заменяются на другие или приобретают в устоявшихся словосочетаниях новый смысл, но это вовсе не значит, что поговорки и пословицы, где использованы устаревшие слова, должны исчезнуть.
Наоборот, именно благодаря кратким и мудрым народным изречениям эти слова остаются в нашей речи, не забываются, а возвращают нас к истокам родного языка.
Одна из задач, решаемая сегодня учеными практиками в области преподавания родного языка – возрождение лучших традиций отечественной методики, прежде всего наследия К.Д. Ушинского в развитии речи детей средствами малых форм фольклора.
Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость…
К.Д. Ушинский, не разделяя педагогику и методику, считал, что формирование личности должно идти через овладение родным языком, тысячелетиями накапливающим сокровища человеческой мысли и опыта. Ни в одной из форм языкового творчества народа, указывал К.Д. Ушинский, не проявляется так ум народа, национальная история, быт, мировоззрение, как в пословицах. «Может быть, ничем нельзя так ввести дитя в понимание народной жизни, как объясняя ему значение народных пословиц».
В народной пословице Толстой видел идеальное воплощение лучших качеств подлинной художественности: чувства красоты и меры, правды и простоты, общедоступности и заразительности, вызывающих «бесчисленное множество мыслей, представлений и объяснений».
Сходство взглядов и позиций двух великих русский педагогов относительно роли народных пословиц и поговорок в первоначальном обучении знаменательно тем, что оно направляет каждого, кто занят воспитанием и обучением младших школьников, к неисчерпаемому в своих богатствах источнику духовного развития – народному творчеству.
Обогащение словаря младших школьников является одним из направлений в развитии речи. И эта тема очень актуальна для сегодняшнего дня, так как активный словарь детей растет медленно, им не хватает нужных слов для выражения мыслей, проявляется слабо развитое критическое отношение к словесному оформлению своих мыслей, отсутствует контроль за выбором слов, засоряется речь.
И я считаю, что устное народное творчество поможет разрешить эту проблему. Очень важно влияние пословиц на воспитание и развитие учащихся. Знание пословиц, поговорок обогащает детей, делает их более внимательными к слову, к языку, развивает память. Приобщая детей к русскому эпосу, мы пытаемся воспитывать у них любовь к Родине – России, любовь к русскому народу, любовь к прекрасному, развиваем речь, обогащаем словарный запас младших школьников.
Отсюда напрашивается необходимость возродить былое значение пословиц и поговорок, и не только на уроках чтения, но и русского языка.
Обогащение и активизация словаря младших школьников будет протекать более успешно, если на уроках русского языка системно использовать работу с пословицами, поговорками.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Дидактический материал.
1. Высказывания писателей, ученых, видных общественных деятелей о пословицах и поговорках:
1) Что за роскошь, что за смысл в каждой поговорке нашей. Что за золото! (А. С. Пушкин)
2) Пословицы - это цвет народного ума, самобытной стати, это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый. ( В. И. Даль)
3) Народные пословицы и поговорки... служат отражением народного ума, характера, верований, воззрений на природу. ( Н. А. Добролюбов)
4) Вот как просто сочиняют наши мужики! Все просто, слов мало, а чувства много. ( Л. Н. Толстой)
5) В простоте слова - самая великая мудрость. Пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства в них на целые книги. ( А. М. Горький)
Комплект пословиц и поговорок для уроков русского языка во 2 - 4 классе.
Жи-ши, ча-ща, чу-щу
1. Делу время - потехе час. 2. Не торопись отвечать, торопись слушать. 3. Грибы ищут - по лесу рыщут. 4. Придёт солнышко и к нашим окошкам. 5. Чужим богат не будешь, 6. Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле. 7. Век живи, век учись. 8. Жизнь прожить — не поле перейти. 9. Яйца курицу не учат. 10. Знание - дело наживное. 11. Сам погибай, а товарища выручай. 12. Шила в мешке не утаишь. 13. Чужая душа - потёмки. 14. В чужие сани не садись.
Непроверяемые безударные гласные
1. Два медведя в одной берлоге не живут. 2. Худ обед, когда хлеба нет. 3. Мельница сильна водой, а человек едой. 4. Работай до поту, так поешь в охоту. 5. Дорога ложка к обеду. 6. Без капусты щи не густы. 7. У кого какой вкус: кто любит дыню, а кто арбуз. 8. На вкус, на цвет товарища нет. 9. Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь. 10. Видит собака молоко, да в кувшине глубоко. 11. Пустили кума в огород. 12. Не дорог обед, а дорог привет. 13. Правда в огне не горит и в воде не тонет. 14. Не молот железо куёт, а кузнец, что молотом бьёт.
Не с глаголами
1. Правда в огне не горит и в воде не тонет. 2. Добыча ловца не ждёт. 3. После дела за советом не ходят. 4. Не откладывай дела в долгий ящик. 4. Согласного стада и волк не берёт. 5. Семеро одного не ждут. 6. Насильно мил не будешь. 7. После драки кулаками не машут. 8. Сиденьем города не берут. 9. Не плюй в колодец: случится напиться. 10. Кто не работает, тот не ест. П. Есть калачи - не сидеть на печи. 12. Ум бороды не ждёт. 13. Дыма без огня не бывает.(57)
Падежные окончания существительных
1. При солнышке тепло, при матери добро. 2. На чужой сторонушке рад своей воронушке. 3. Птица рада весне, а младенец – матери. 4. Не грози щуке морем. 5. Чему научишься в молодости, пригодится в старости. 6. Кто мечтает о победе, тот не думает о смерти. 7. Друг познаётся в опасности.
Безударные личные окончания глаголов
1. Доброе дело само себя хвалит. 2. Правда глаза колет. 3. Труд человека кормит, а лень портит. 4. Кто не сеет, тот не жнёт. 5. Своя ноша не тянет. 6. Улитка едет, когда-то будет. 7. Сытый голодного не разумеет. 8. И сила уму уступает. 9. Много видит, да маю слышит. 10. Ям без костей: что хочет, то лопочет. 11. Мягче стелет, да жёстко спать. 12. Перо пишет, а ум водит. 13. Одним ухом спит, другим слышит. 14. Друг спорит, а враг поддакивает.
Глаголы 2-го лица единственного числа
1. Тише едешь, дальше будешь. 2. Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь. 3. Что посеешь, то и пожнёшь. 4. За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. 5. Близок локоть, а не укусишь. 6. Без труда не вытащишь и рыбки из пруда. 7. Слезами горю не поможешь, 8. Одной рукой и узла не завяжешь. 9. Без беды друга не узнаешь. 10. Кашу маслом не испортишь. 11. Слышал звон, да не знаешь, где он. 12. За чужим погонишься - своё потеряешь. 13. Шутку любишь над Фомой - так люби и над собой.
Глаголы на -тся, -ться
1. Где тонко, там и рвётся. 2. Волка бояться - в лес не ходить. 3. Слухом земля полнится. 4. Грамоте учиться - всегда пригодится.5. Пуганая ворона и куста боится. 6. В тихом омуте черти водятся. 7. Любишь кататься, люби и саночки возить. 8. Конь познаётся при горе, а друг при беде. 9. Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.
Проверяемые безударные гласные
1. Большой говорун - плохой работник. 2. Дав, как сажа бела. 3. Сядем рядком да поговорим ладком. 4. Тогда пляши, когда играют. 5. Утро вечера мудренее. 6. Беда ум родит. 7. За худой головой и ногам не покой. 8. У страха глаза велики. 9. Не на пользу читать, кола только вершки хватать. 10. Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит. 11. Молодец против овец, а против молодца и сам овца. 12. О дереве судят по плодам, а о человеке - по его делам. 13. Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает. 14. По платью встречают, по уму провожают.
Парные звонкие и глухие согласные
1. Мёд есть - в улей лезть. 2. Собирай по ягодке, наберёшь кузовок. 3. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. 4. Хвост голове не указка. 5. Хлеб - всему голова, б. Хлеб - батюшка, вода-матушка. 7. Хрен редьки не слаще. 8. Мал золотник, да дорог. 9. По Сеньке и шапка. 10. Один с сошкой, а семеро с ложкой. 11. На языке мёд, а на сердце лёд. 12. Старый друг лучше новых двух. 13. Снег глубок - год хорош. 14. Бабка с кашкой, а дед с ложкой.
Разделительный мягкий знак.
1. Где хотенье, там и уменье. 2. Откладывай безделье, да не откладывай дела. 3. Терпенье и труд все перетрут. 4. Всяк кузнец своего счастья. 5.Птице - крылья, а человеку - разум. 6. Маленькое дело лучше большого безделья. 7. Вся семья вместе, так и душа на месте. 8. Ученье - свет, а неученье - тьма. 9. Повторенье - мать ученья. 10. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Правописание приставок
1. Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела. 2. Белый свет не клином сошелся. 3. Это ещё вилами на воде написано. 4. Одна пчела немного меда натаскает. 5. Ум за разум зашёл. 6. Подал ручку, да подставил ножку. 7. Легко чужими руками жар загребать. 8. Нашла коса на камень.
Однородные члены предложения
1. За совесть, за честь хоть голову снесть. 2. Кто встал пораньше, ушёл подальше. 3. Не топор тешет, а плотник. 4. Спишь, спишь, и отдохнуть некогда. 5. Не игла шьёт, а руки. 6. Семь раз примерь, один отрежь. 7. Много дыму, да мало пылу. 8. Не пером пишут, а умом.
Мягкий знак в конце существительных после шипящих.
1. Ложь человека не красит. 2. Красна речь с пословицей.
Разделительный твёрдый знак
1. Бог не выдаст – свинья не съест. 2. Знает кошка, чьё мясо съела. 3. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. 4. Дружные сороки и гуся съедят.
ЧК
1. После дождичка в четверг. 2. Одна ласточка весны не делает.
Удвоенные согласные.
1. Аппетит приходит во время еды. 2. Худой мир лучше доброй ссоры. 3. Обещанного три года ждут. 4. Как за каменной стеной. 5. Ссора до добра не доведет.
Непроизносимые согласные.
1. Солнце, как родная матушка, никогда не обидит. 2. Будет и на нашей улице праздник.
Род имен существительных.
1. Мир строит, а война разрушает. 2. Совет – хорошо, а дело – лучше. 3. Солнце – отец, а вода – мать урожая. 4. Хлеб – всему голова.
Архаизмы.
1. Око за око. 2. Всяк сверчок, знай свой шесток. 3. Вашими бы устами да мед пить. 4. А ларчик просто открывался. 5. Терпи казак – атаманом станешь.
Виды работ над пословицами
1.В работе над сравнениями в пословицах используются разные упражнения и задания. Вот одно из них: восстановите пословицы, подобрав к ним соответствующие сравнения:
За старой головой, как...
Ласковое слово, что...
Сравнения для вставки: как за каменной горой; что весенний день. При выполнении этого задания главное даже не в том, справятся дети с ним во всех предложенных случаях или нет, а в том, чтобы привлечь их внимание к мелодике, красоте, мудрости народного слова.
2. Следующий вид работы с пословицами - учитель лишь намекает на пословицу, чтобы дети сами подумали и назвали пословицу:
Труд кормит, а что же лень?
Ученье свет, а неученье что?
Поговорка цветочек, а что же пословица?
Готовь сани летом, а что ж зимой?
3. Восстановите пословицы, вставляя пропущенные прилагательные:
За (какой?) головой, как за каменной стеной.
Слова: крепкой, большой, дурной, молодой, старой.
(Какое?) слово, что весенний день.
Слова: умное, доброе, ласковое, хорошее.
4. Соедини части пословиц и запомни их.
Человек без родины, своя сторона.
Всякому мила что соловей без песни.
5. Допиши пословицу.
Всякому мила родная ….
6. Дополни пословицу словом с «ъ» или с «ь». Объясни смысл пословицы.
Дружба крепка не лест…ю, а правдой и чест…ю. Бог не выдаст – свин…я не с…ест. Знает кошка, ч…ё мясо с…ела.
7. Прочитайте пословицы, изменяя падеж существительных, которые даны в скобках. Объясните смысл пословиц.
Дерево ценят по (плод), а (человек) по (дело). На (язык) мед, а под (язык) лед.
8. Прочитай пословицы. Напиши по памяти. Объясни смысл пословиц. Подбери ещё одну пословицу на эту же тему.
9. Спишите пословицы и подчеркните «хитрое» существительное, которое имеет то 7 я, то 7 е, то 7 ю.
1. Дружная семья гору свернет (болгарская). 2. В семье не без урода (русская). 3. Хоть и плохой муж, а семью кормит (монгольская).
10. Игра «Назови пословицу». Восстановите пословицу по этим словам (слова на табличках).
Лес – дрова (Чем дальше в лес, тем больше дров).
Дело – мастер (Дело мастера боится).
Дело – безделье (Маленькое дело лучше большого безделья).
Дело – потеха (Делу – время, потехе – час).
Язык – дело (Не спеши языком, торопись делом).
11. Игра «Закончи пословицу».
- Я называю первую половину пословицы, а вы вторую.
Кто много читает… (тот много знает).
Мир освещается солнцем… (а человек знанием).
Труд человека кормит… (а лень портит).
Повторенье - … (мать ученья).
Не спеши языком… (торопись делом).
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Когда так говорят?
- Какая из пословиц понравилась и почему?
- Чему учат пословицы? (Учиться, трудиться, любить, дружить и т.д.).
- Каким бы человеком вы хотели вырасти? (Трудолюбивым, много знающим, настоящим учёным).
Фрагмент урока
Работа над пословицей.
Прочитайте запись на доске. Что это такое?
Весна да осень – на дню погод восемь. (пословица)
Как понимаете значение этой пословицы?
Какое словарное слово встретили? (погода)
Что означает слово? Лексическое значение.
Запишите однокоренные слова.
Погода, погодка, погодушка, погодный …
Запишите, какая бывает погода.
Хорошая, чудесная, дождливая, сырая, ясная, жаркая, осенняя, холодная…
Как понимаете выражение?
Ждать у моря погоды – находиться в ожидании чего-нибудь неопределенного.
Составьте красивое предложение со словом погода.
Работа над пословицей.
Догадайся, что записано на доске:
Ялкооб, фнрьао, мрзоо.(Берите буквы последовательно: первая, потом последняя, вторая, предпоследняя… яблоко, фонарь, мороз.)
Знакомство с написанием слова мороз.
Что означает это слово? (холод, стужа, холодная погода.)
Назовите звуки. Какими буквами они обозначены? Почему слышим и пишем по разному?
Запишите пословицу:
Берегите нос в большой мороз.
Как понимаете значение пословицы?
Запишите однокоренные слова. Поставим ударение. Запомним написание этих слов.
Мороз, морозец, морозище, морозный, заморозки.
Какие бывают морозы? (устно)
Сильные, жестокие, первые, русские, февральские…
Назовите синонимы, антонимы.
Мороз – холод, стужа.
Мороз – жара, зной.
- А когда так говорят: «Мороз по коже идет».(Неприятное ощущение от холода или от внезапного страха.)
- Составьте предложение со словом мороз.
- Составьте связный текст из 3-4 предложение о первом морозном дне.
Перепишите, ставя глаголы в личной форме настоящего или будущего времени. Обозначьте спряжение каждого глагола.
Два медведя в одной берлоге не (ужиться). Солнышко нас не (дожидаться). Что знаешь, того и знать не (хотеться). Дешево волк в пастухи (наниматься), да мир подумывает. Добрый пастух не о себе (печься), о скотине. От малого большое (зарождаться). Хвали сон, когда (сбыться). Не (гоняться) слон за мышью. Низко (кланяться), а больно кусает. Не нами свет начался, не нами и (кончиться). Слухом земля (полниться). Товар лицом (продаваться).
Перепишите. Подчеркните глаголы в форме 3-го лица одной чертой, в неопределенной форме – двумя.
Не торопи: дай умыт_ся, да
помолит_ся, да перекусить!
Скоро сказка сказывает_ся, да не скоро дело делает_ся.
Что летом родит_ся, то зимою пригодит_ся.
Нет труднее: Богу молит_ся, родителей почитать да долги отдавать.
Господь повелел от земли кормит_ся.
Глазами плачет, а сердцем смеет_ся.
Журавль ходит по болоту, нанимает_ся в работу.
Кто пахать не ленит_ся, у того и хлеб родит_ся.
Товар полюбит_ся – ум расступит_ся.
Дорожит_ся – товар залежит_ся; продешевить – барышей не нажить.
Без четырех углов изба не рубит_ся.
Торопит_ся жить – скоро умереть.
Дома не сидит_ся, а в гости не зовут.
Не в тыкве родит_ся пшено, да с тыквой ест_ся.
Кто хочет драт_ся, тому надо с силой собрат_ся.
Взад гостю не кланяют_ся.
Молва что волна: расходит_ся шумно, а утишит_ся, нет ничего.
Тому хвалит_ся, кто на коня садит_ся, а не тому, кто и коня не видывал.
Боят_ся себя заставишь, а любить не принудишь.
От хлеба-соли не отказывают_ся.
Трудно раскачат_ся, а там пошел. В рай просят_ся, а смерти боят_ся.
Двум шпагам в одних ножнах не ужит_ся.
Ни питьем отпит_ся, ни едой отъест_ся, ни сном отоспат_ся, ни в чистом поле
разгулят_ся, ни с отцом с матерью, с добрым дружком разговорит_ся.
Яблоко от яблоньки недалеко откатывает_ся.
Что в сердце варит_ся, на лице не утаит_ся.
Дай Бог много, а захочет_ся и побольше.
Недаром говорит_ся, что дело мастера боит_ся.
Выборочные диктанты. Глаголы 3-го лица запишите в левый столбик, глаголы в инфинитиве – в правый.
Чужому смеху (т.е. беде) хорошо
смеяться: посмейся своему!
Не насытится око зрением, а ум богатством.
В чужом платье не накрасоваться.
Намучится – научится.
Всякая птица своим пером красуется.
Куда соваться в волки, коли хвост собачий.
Сену с огнем не улежаться.
По-купецки чай пьет, да не по-купецки расплачивается.
Есть время плакать, есть и веселиться.
Лучше споткнуться ногою, нежели словом.
Берегись его, как берегутся огня да воды.
На чужое добро и глаза разгораются.
На друга надеяться – самому пропадать.
Всякий мастер сам себе дивится.
Поклониться – голова не отвалится.
Не силой борются, а сноровкой.
От доброго обеда и к ужину останется.
Что не варится, того и в горшок не кладут.
За все берется, да все не удается.
Волков бояться – в лес не ходить.
Грамоте учиться всегда пригодится.
Два кота в одном мешке не улежатся.
Думается, что я хорош, – не знаю, как люди похвалят.
Схема работы над пословицей:
- знакомство с пословицей (анализ; прямое и переносное значение).
- выделение из пословицы словарного слова (нахождение непроверяемой орфограммы).
- толкование этого слова (истоки).
- подбор однокоренных слов.
- подбор прилагательных.
- подбор синонимов.
- подбор антонимов.
- составление предложения, текста.
Пословицы |
1. Слушай агронома – будет хлеба вдосталь дома. |
2. Красна река берегами – а обед пирогами. |
Словарные слова |
- агроном |
- берег |
Толкование слов |
специальность по агрономии. Агрономия – наука о земледелии и сельском хозяйстве. |
Край земли и водной поверхности. Суша (в противоположность воде). |
Однокоренные слова |
Агроном, агрономия, агрономический. |
Берег, бережок, береговой. |
Сочетаемость слов (прилагательные) |
Хороший, прекрасный, плохой, молодой, новый, опытный, знающий, дипломированный, будущий, колхозный, районный, главный, |
Красивый, живописный, близкий, высокий, низкий, крутой, обрывистый, холмистый, скалистый, песчаный, лесистый, морской, волжский, южный, … |
Синонимы |
|
|
Антонимы |
|
|
Когда так говорят? (фразеологизмы, поговорки) |
|
|
Пословицы |
3. У березки слезки текут, когда с нее кору дерут. |
4. Хорошая беседа не хуже обеда. Беседа дорогу коротает, а песня – работу. |
Словарные слова |
- береза |
- беседа |
Толкование слов |
Лиственное дерево с белой корой. |
Разговор, деловой или задушевный. Сообщение на какую-либо тему с участием слушателей в обмене мнениями. |
Однокоренные слова |
Береза, березка, березонька, березина, березник, березняк, березовый, березовик, подберезовик. |
Беседа, беседка, собеседник, собеседница, беседовать. |
Сочетаемость слов (прилагательные) |
Высокая, огромная, маленькая, тонкая, ветвистая, сухая, старая, молодая, белоствольная, … |
Короткая, краткая, полезная, теплая, товарищеская, дружеская, важная, интересная, деловая, вчерашняя, … |
Синонимы |
|
Беседа, разговор, собеседование, болтовня (разг.) |
Антонимы |
|
|
Когда так говорят? (фразеологизмы, поговорки) |
Дать березовой каши – наказать розгами, выпороть, высечь. |
|
Пословицы |
5. Ученье – лучшее богатство. Величайшее богатство народа – его язык. |
6. Не море топит корабли, а ветры. Не бросай слов на ветер. |
Словарные слова |
- богатство |
- ветер |
Толкование слов |
Обилие материальных ценностей, денег. Совокупность материальных ценностей. |
Движение потока воздуха в горизонтальном направлении. |
Однокоренные слова |
Богатый, богатенький, богато, богатство, богач, богатеть, обогатить, небогатый, пребогатый. |
Ветер, ветерок, ветрище, ветрило, ветряк, ветровой, выветрить, обветрить. |
Сочетаемость слов (прилагательные) |
|
Сильный, слабый, легкий, приятный, ласковый, резкий, порывистый, прохладный, свежий, холодный, ледяной, теплый, сухой, попутный, северный, … |
Синонимы |
Богатство, обеспеченность, зажиточность, обилие, роскошь, щедрость, пышность, … |
Ветер, вихрь, ураган. |
Антонимы |
Богатство – бедность, богатство – нищета, богатство – убожество. |
|
Когда так говорят? (фразеологизмы, поговорки) |
Чем богаты, тем и рады – обращение, которым предлагают гостю воспользоваться тем, что есть в доме у хозяев. |
Ветер в голове – о легкомысленном несерьезном человеке. Бросать слова на ветер – говорить без пользы или говорить необдуманно, зря. |
Пословицы |
7. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь. |
8. Пуганая ворона и куста боится. |
Словарные слова |
- воробей |
- ворона |
Толкование слов |
Маленькая птичка с коричневато-серым оперением, живущая обычно близ жилых строений. |
Птица с черным или серым оперением. |
Однокоренные слова |
Воробей, воробушек, воробьенок, воробьиха, воробьиный. |
Ворона, воронушка, вороненок, воронье, вороний, воронить. |
Сочетаемость слов (прилагательные) |
Серый, молодой, старый, маленький, пугливый, шустрый, проворный, драчливый, … |
Черная, серая, крикливая, молодая, старая, большая, умная, глупая, хитрая, … |
Синонимы |
|
|
Антонимы |
|
|
Когда так говорят? (фразеологизмы, поговорки) |
Стреляный воробей – о многоопытном человеке, которого трудно обмануть, провести. |
Считать ворон – а) глазеть по сторонам; б) бездельничать. |
Пословицы |
9. Без газет – как без головы. |
10. Герой за славой не гонится. |
Словарные слова |
- газета |
- герой |
Толкование слов |
Периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвященное событиям текущей политической и общественной жизни. |
Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиг. |
Однокоренные слова |
Газета, газетка, газетчик, газетчица, газетный. |
Герой, героиня, героизм, геройство, героический, геройский. |
Сочетаемость слов (прилагательные) |
Сегодняшняя, вчерашняя, старая, интересная, областная, местная, заводская, классная, школьная, … |
Настоящий, неизвестный, прославленный, юный, народный, … |
Синонимы |
|
Героизм, геройство, доблесть. |
Антонимы |
|
Герой – трус, героический – трусливый, геройство – трусость. |
Когда так говорят? (фразеологизмы, поговорки) |
Живая газета - о человеке, который знает и распространяет новости. |
|
Пословицы |
11. Смелость города берет. |
12. Сыплет словами, как горохом об стену. |
Словарные слова |
- город |
- горох |
Толкование слов |
Крупный, населенный пункт, административный, промышленный, торговый и культурный центр. |
Травянистое полевое и огородное растение семейства бобовых, с круглыми семенами. |
Однокоренные слова |
Город, городок, городишко, городской, горожанин, загородный, пригород, … |
Горох, гороховый, горошек, горошина, горошинка, … |
Сочетаемость слов (прилагательные) |
Крупный, огромный, новый, молодой, красивый, шумный, чистый, любимый, родной, сибирский, советский, … |
Хороший, мелкий, грязный, ранний, зеленый, вкусный, сладкий, … |
Синонимы |
|
|
Антонимы |
|
|
Когда так говорят? (фразеологизмы, поговорки) |
Ник селу ник городу – некстати, не к месту, невпопад. |
Как об стенку горох – ничего не действует на кого-либо. |
Пословицы |
13. Что ни деревня, то обычай, что ни двор, то разговор. |
14. Умный товарищ – половина дороги. Смелые дороги ведут к победе. |
Словарные слова |
- деревня |
- дорога |
Толкование слов |
Крестьянское селение. |
Узкая полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения. |
Однокоренные слова |
Деревня, деревенька, деревушка, деревенский. |
Дорога, дорожка, дороженька, дорожник, дорожный, бездорожный, подорожник, придорожный, … |
Сочетаемость слов (прилагательные) |
Большая, маленькая, дальняя, соседняя, русская, родная, колхозная, … |
Хорошая, плохая, новая, старая, широкая, узкая, прямая, извилистая, ровная, разбитая, асфальтированная, лесная, горная, шоссейная, кольцевая, … |
Синонимы |
|
Дорога, путь; дорожка, тропинка. |
Антонимы |
|
|
Когда так говорят? (фразеологизмы, поговорки) |
|
Стать поперек дороги – быть препятствием кому-либо, в чем-либо, мешать. На дороге не валяется – а) даром не достается; б) нечасто встречается. |
Пословицы |
15. Не молот железо кует, а кузнец, что молотом бьет. |
16. На нашем заводе брак не в моде. |
Словарные слова |
- железо |
- завод |
Толкование слов |
Тяжелый, ковкий металл, серебристого цвета. Изделия из этого металла. |
1. Крупное промышленное (или промысловое) предприятие. 2. Срок действия заведенного механизма. |
Однокоренные слова |
Железо, железяка, железка, железняк, железный, … |
Завод, заводец, заводишко, заводище, заводчик, заводчане, заводской. |
Сочетаемость слов (прилагательные) |
Мягкое, расскаленное, кровельное железо. |
Небольшой, крупный, новый, современный, тракторный, автомобильный, консервный, огромный, военный, … |
Синонимы |
|
|
Антонимы |
|
|
Когда так говорят? (фразеологизмы, поговорки) |
Куй железо, пока горячо - действуй, пока есть для этого благоприятные условия. |
|
Пословицы |
17. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. |
18. Капуста любит воду да хорошую погоду. |
Словарные слова |
- заяц |
- капуста |
Толкование слов |
Небольшой пушистый зверек семейства грызунов, с длинными задними ногами и длинными ушами. |
1. Огородное растение, овощ. 2. Завивающиеся в качан листья растения, употребляемые в пищу. |
Однокоренные слова |
Заяц, зайчик, зайка, заюшка, заинька, зайчишка, зайчонок, зайчиха, зайчатина, заячий. |
Капуста, капустка, капустный, капустница (баночка), капустник (пирог). |
Сочетаемость слов (прилагательные) |
Маленький, пугливый, белый, серый, пушистый, косоглазый, длинноухий, … |
Сочная, вкусная, сладкая, свежая, квашеная, кислая, белокочанная, ранняя, … |
Синонимы |
Заяц, косой. |
|
Антонимы |
|
|
Когда так говорят? (фразеологизмы, поговорки) |
Убить двух зайцев – одновременно выполнить два дела. Заячья душа – о трусливом, робком человеке. |
|
Пословицы |
19. Плохой карандаш лучше плохой памяти. |
20. Картофель – хлебу подспорье. Картошка поспела – берись за дело. |
Словарные слова |
- карандаш |
- картофель |
Толкование слов |
Тонкая палочка графита или сухой краски в деревянной оболочке, употребляемая для письма, рисования, черчения. |
1. Огородное растение, овощ. 2. Подземные клубни этого растения, употребляемые в пищу. |
Однокоренные слова |
Карандаш, карандашик, карандашный. |
Картофель, картофельный, картофелина, картофелечистка, картофелинка. |
Сочетаемость слов (прилагательные) |
Хороший, плохой, новый, большой, маленький, длинный, твердый, мягкий, тупой, простой, цветной, сломанный, отточенный, … |
Хороший, мелкий, крупный, грязный, желтый, вареный, жареный, ранний, поздний, молодой, свежий, вкусный, … |
Синонимы |
|
|
Антонимы |
|
|
Когда так говорят? (фразеологизмы, поговорки) |
|
Картошка в мундире – картофель, сваренный или испеченный в кожуре. |
Пословицы |
21. В квартире, где чистота и уют, люди культурно живут. |
22. С ремеслом дружи, в коллективе живи – так и век не тужи. |
|||
Словарные слова |
- квартира |
- коллектив |
|||
Толкование слов |
Отдельное жилое помещение в доме, состоящее из одной или нескольких комнат с кухней. |
Группа лиц, объединенных общей деятельностью, общими интересами. |
|||
Однокоренные слова |
Квартира, квартирка, квартирант, квартирный, многоквартирный. |
Коллектив, коллективизм, коллективный, коллективно, коллективность, коллективизировать, … |
|||
Сочетаемость слов (прилагательные) |
Хорошая, новая, маленькая, просторная, светлая, чистая, уютная, городская, … |
Огромный, маленький, дружный, трудовой, творческий, научный, рабочий, студенческий, ученический, танцевальный, … |
|||
Синонимы |
|
|
|||
Антонимы |
|
Коллективный – индивидуальный; коллективно – индивидуально. |
|||
Когда так говорят? (фразеологизмы, поговорки) |
|
|
|||
Пословицы |
23. Командир без наук как без рук. |
24. Против ветра и корабль не идет. Большому кораблю – большое плаванье. |
|||
Словарные слова |
- командир |
- корабль |
|||
Толкование слов |
Начальник воинской части, подразделения или военного судна. |
1. Крупное морское судно, а также военно-морское судно любого класса. 2. Летательный аппарат большой мощности. |
|||
Однокоренные слова |
Команда, командир, командирский, командный, командовать, командующий. |
Корабль, кораблик, корабельщики, корабельный, кораблестроитель, корабль-спутник. |
|||
Сочетаемость слов (прилагательные) |
Хороший, талантливый, храбрый, доблестный, боевой, опытный, молодой, … |
Огромный, новый, старый, плохой, хороший, быстроходный, мощный, океанский, торговый, пассажирский, учебный, военный, боевой, … |
|||
Синонимы |
Командовать, распоряжаться. |
Судно, корабль. |
|||
Антонимы |
|
|
|||
Когда так говорят? (фразеологизмы, поговорки) |
|
С корабля на бал попасть – о резком, неожиданном переходе из одной ситуации, обстановки в другую. |
|||
Пословицы |
25. У кого корова – у того и угощение. |
26. Старую лисицу хитростям не учат. |
|||
Словарные слова |
- корова |
- лисица |
|||
Толкование слов |
Крупное домашнее животное, которое дает молоко. |
Хищный зверь с острой мордой и длинным пушистым хвостом. |
|||
Однокоренные слова |
Корова, коровка, коровушка, коровенка, коровник, коровий. |
Лиса, лисица, лисичка, лисий. |
|||
Сочетаемость слов (прилагательные) |
Хорошая, крупная, худая, рыжая, безрогая, бодливая, породистая, колхозная, собственная, … |
Большая, крупная, молодая, хитрая, ловкая, умная, рыжая, черно-бурая, … |
|||
Синонимы |
|
Лисица, рыжая плутовка. |
|||
Антонимы |
|
|
|||
Когда так говорят? (фразеологизмы, поговорки) |
Как корова языком слизала – что-нибудь быстро и бесследно исчезло. |
|
|||
Пословицы |
27. Лопата молодец, - говорит боец. |
28. Спустя лето по малину не ходят. |
|||
Словарные слова |
- лопата |
- малина |
|||
Толкование слов |
Орудие с длинной, обычно деревянной ручкой и широким плоским концом, для копания земли. |
1. Кустарниковое ягодное растение. 2. Душистые, сладкие, обычно красного цвета, ягоды этого растения. |
|||
Однокоренные слова |
Лопата, лопатка, лопаточка. |
Малина, малинка, малинник, малиновый, малинина. |
|||
Сочетаемость слов (прилагательные) |
Маленькая, хорошая, плохая, старая, острая, тупая, тяжелая, легкая, железная, деревянная, саперная, … |
Красная, спелая, вкусная, душистая, ароматная, свежая, лесная, дикая, … |
|||
Синонимы |
Лопата, заступ (металлическая лопата для земляных работ). |
|
|||
Антонимы |
|
|
|||
Когда так говорят? (фразеологизмы, поговорки) |
|
Не жизнь, а малина – об очень хорошей, привольной жизни. Малиновый звон – приятный, мягкий по тембру звон. |
|||
Пословицы |
29. Два медведя в одной берлоге не живут. |
30. Мороз невелик, да стоять не велит. Береги нос в большой мороз. |
|||
Словарные слова |
- медведь |
- мороз |
|||
Толкование слов |
Крупный хищный зверь с длинной густой шерстью и короткими толстыми ногами. |
Холод, стужа. |
|||
Однокоренные слова |
Медведь, медведище, медведица, медвежатина, медвежонок, медвежий, медвежатник, … |
Мороз, морозец, морозище, морозный, морозно, заморозки. |
|||
Сочетаемость слов (прилагательные) |
Большой, крупный, огромный, лохматый, молодой, старый, косолапый, неуклюжий, бурый, белый, гималайский, дрессированный, … |
Сильные, жестокие, лютые, первые, январские, русские, северные, тридцатиградусные, … |
|||
Синонимы |
Медведь, косолапый, мишка, топтыгин. |
Мороз – стужа, холод. Морозный – холодный, студеный. |
|||
Антонимы |
|
Мороз – жара, зной. |
|||
Когда так говорят? (фразеологизмы, поговорки) |
Медведь на ухо наступил – отсутствие музыкального слуха. Смотреть медведем – казаться нелюдимым, угрюмым. Медвежья услуга – неумелая услуга, причина неприятностей |
Мороз по коже – возникает неприятное ощущение от холода или от внезапного страха, ужаса. |
|||
Пословицы |
31. Москва – мать городов русских. |
32. Народы нашей страны дружбой сильны. |
|||
Словарные слова |
- Москва |
- народ |
|||
Толкование слов |
Город – герой Москва – столица России. |
1.Население государства, жители страны. 2. Основная, трудовая масса населения страны. 3. То же, что люди. |
|||
Однокоренные слова |
Москва, москвич, московский. |
Народ, народец, народишко, народище, народный, международный, обнародовать, … |
|||
Сочетаемость слов (прилагательные) |
Древняя, старая, новая, молодая, красивая, шумная, родная, любимая, … |
Великий, могучий, талантливый, русский, братский, свой, советский, … |
|||
Синонимы |
|
Люди, народ, публика. |
|||
Антонимы |
|
|
|||
Когда так говорят? (фразеологизмы, поговорки) |
|
|
|||
Пословицы |
33. Хорош обед после побед. Пролежал на печи, так про обед помолчи. |
34. Без спорта нет силы, а без овощей – здоровья. |
|||
Словарные слова |
- обед |
- овощи |
|||
Толкование слов |
1. Прием пищи в середине дня. 2. Перерыв в работе на время обеда, в обеденное время. |
Огородные плоды и зелень, употребляемые в пищу. |
|||
Однокоренные слова |
Обед, обеденный, дообеденный, обедать, отобедать, пообедать. |
Овощ, овощной. |
|||
Сочетаемость слов (прилагательные) |
Хороший, вкусный, домашний, праздничный, вчерашний, ранний, поздний, … |
Свежие, ранние, сырые, вареные, мороженные, дорогие, вкусные, соленые, … |
|||
Синонимы |
|
|
|||
Антонимы |
|
|
|||
Когда так говорят? (фразеологизмы, поговорки) |
|
|
|||
Пословицы |
35. Мир – что огород: в нем все растет. |
|
|
||
Словарные слова |
- огород |
|
|
||
Толкование слов |
1. Участок земли, обычно вблизи дома, для выращивания овощей. 2. Изгородь. |
|
|
||
Однокоренные слова |
Огород, огородик, огородишко, огородник, огородничать. |
|
|
||
Сочетаемость слов (прилагательные) |
Небольшой, маленький, хороший, плохой, соседний, приусадебный, … |
|
|
||
Синонимы |
|
|
|
||
Антонимы |
|
|
|
||
Когда так говорят? (фразеологизмы, поговорки) |
Бросать камешки в огород – намекать на кого-либо в разговоре, отзываясь о нем неодобрительно, насмешливо, иронически. |
|
|
||
Тест №1
Заполни пропуски.
Землю красит … , а человека … .
Подбери прилагательные.
Солнце (какое?) … , …
Продолжи ряд родственных слов. (2-3 сл.)
Земля, … , …
По двум словам запишите всю пословицу.
Коса – камень
Лес – дрова
Язык – дело
Собери пословицу.
Кто много читает, … (красна пирогами)
Книгу читать, … (тот много знает)
Не красна изба углами - (как на крыльях летать)
Ответы:
Землю красит солнце, а человека труд.
Солнце (какое?) яркое, теплое, горячее, желтое, светлое, круглое, веселое, красивое, лучистое, утреннее, вечернее, …
Земля, земляной, землянка, земельный, …
Нашла коса на камень.
Чем дальше в лес, тем больше дров.
Не спеши языком, торопись делом.
Кто много читает, тот много знает.
Книгу читать, как на крыльях летать.
Не красна изба углами – красна пирогами.
Тест №2.
Заполни пропуски.
Человек без … - что земля без … .
Подбери прилагательные.
Вода (какая?) … , …
Продолжи ряд родственных слов. (2-3 сл.)
Друг, … , …
По двум словам запишите всю пословицу.
Шило - мешок
Язык – дело
Труд - лень
Собери пословицу.
Мир освещается солнцем, … (легко коллективу)
Поздно встанешь, … (человек знанием)
Что одному не под силу, то … (мало сделаешь)
Ответы:
Человек без друга – что земля без воды.
Вода (какая?) чистая, теплая, холодная, прозрачная, питьевая, соленая, сладкая, голубая, мутная, грязная, лечебная, минеральная, ржавая, жидкая, пресная, газированная, …
Друг, дружок, дружище, дружелюбный, …
Шила в мешке не утаишь.
Не спеши языком – торопись делом.
Труд человека кормит, а лень – портит.
Мир освещается солнцем, человек знанием.
Поздно встанешь, мало сделаешь.
Что одному не под силу, то легко коллективу.
Словарь пословиц
для уроков русского языка в пословицах, поговорках.
Материал представляет собой опыт по описанию грамматики русского языка на основе пословиц и поговорок. Материал охватывает основные грамматические явления: части речи, словоизменение, типы предложений, главные и второстепенные члены предложения, сложные синтаксические конструкции и др. Включено также словарное приложение, в котором дается краткое объяснение смысла пословиц на основе ситуации их употребления.
Цель: содействовать распространению в речи смысловых и разговорных моделей языка вместе с повторением и систематизацией знаний по грамматике.
Крылатые слова, пословицы, поговорки... их у нашего народа сотни, тысячи. Мы их слышим с детства, читаем в книгах, используем в своей речи, потому что с их помощью нам легче выражать свои мысли, чувства и переживания, проще общаться с окружающими. Благодаря им наш язык становится образнее, красочнее, ярче. А сами мы - немножечко мудрее.
Наш язык не останавливается в развитии, и река речи находится в постоянном движении. Разные народы и культуры, соприкасаясь друг с другом, взаимно обогащают и дополняют свои языки. Со временем некоторые слова забываются, выходят из употребления, заменяются на другие или приобретают в устоявшихся словосочетаниях новый смысл, но это вовсе не значит, что поговорки и пословицы, где использованы устаревшие слова, должны исчезнуть.
Наоборот, именно благодаря кратким и мудрым народным изречениям эти слова остаются в нашей речи, не забываются, а возвращают нас к истокам родного языка.
Для изучения русских пословиц и поговорок, для более близкого знакомства с ними и составлен данный словарь. Те, кто познакомится с нашим словарем, смогут успешно поиграть в лексические игры одного из наших конкурсов.
Любознательным скучать не придётся, потому что это не просто словарь, а словарь-игра.
1. БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫНЕШЬ (И) РЫБКУ ИЗ ПРУДА
Ничего в жизни не даётся просто так, не идёт само в руки. В любом деле требуется усилие и усердие.
2. БЕРЕГИ ПЛАТЬЕ СНОВУ, А ЧЕСТЬ СМОЛОДУ
Своим добрым именем надо дорожить с малых лет. Его очень легко запятнать и очень трудно потом восстановить испорченную репутацию, ведь жизнь не прощает легкомысленного отношения человека как к своему внешнему, так и к внутреннему облику.
3. БЛИЗОК (БЛИЗКО) ЛОКОТОК, ДА НЕ УКУСИШЬ
То, что кажется с первого взгляда простым и доступным, на самом деле оказывается недостижимым. Не стоит делать поспешных выводов, пока не проверил что-либо не практике. Сравните: близок локоток, да язык короток.
4. БОЛЬШОМУ КОРАБЛЮ - БОЛЬШОЕ ПЛАВАНЬЕ
Напутствие человеку, стремящемуся к достижению высокой цели. Пожелание одаренному, талантливому человеку проявить себя на каком-либо благородном поприще.
5. БУМАГА ВСЁ СТЕРПИТ
Происхождение этой поговорки связано с древнеримским оратором и писателем Цицероном (106-43 гг. до н. э.) и буквально означает “письмо не краснеет”, то есть написать и напечатать можно всё, что угодно, главное, чтобы потом самому не было стыдно.
6. БЫЛО БЫ БОЛОТО, А ЧЕРТИ НАЙДУТСЯ
Там, где есть место для чего-то нехорошего, нечестного, нечистого, обязательно это нехорошее, нечестное, нечистое появится. Стоит дать только повод этому: не предусмотреть, не продумать, не учесть возможных последствий.
7. В ТЕСНОТЕ, ДА НЕ В ОБИДЕ
Эта поговорка бывает к месту, когда жизненные условия стеснены. Но на это не стоит обращать внимания. Главное, что под крышей вашего дома царят мир, спокойствие и взаимопонимание.
8. В ТИХОМ ОМУТЕ ЧЕРТИ ВОДЯТСЯ
Попадая в неизвестное место, не доверяйтесь первому впечатлению. Тишина бывает обманчива. Так же как робкий и застенчивый на вид человек может оказаться натурой вспыльчивой и своенравной. О таком тихом только с виду человеке и говорят: в тихом омуте черти водятся.
9. В ЧУЖИХ РУКАХ ЛОМОТЬ ВЕЛИК
Эта поговорка о зависти. Самая незначительная вещь, на которую у себя в доме вы и внимания не обращаете, у другого владельца может показаться вам необыкновенно ценной, редкой и дорогостоящей.
10. В ЧУЖОЙ МОНАСТЫРЬ СО СВОИМ УСТАВОМ НЕ ХОДЯТ
Попадая в новую компанию, общество, дом, надо приспосабливаться к тамошним обычаям, а не отстаивать свои. Нет сомнений, что эта поговорка придумана монахами. В былые дни они тысячами бродили по Руси, переходя из одного монастыря в другой, которых также было великое множество. Каждый из монастырей управлялся по своим особым правилам, то есть уставом. Трудно приходилось тому монаху, который, привыкнув, скажем, к “печёрскому” обычаю, переходил в Соловецкий монастырь: тамошний начальник - игумен - всегда мог “допечь” его своим, “соловецким”, уставом.
11. ВАШИМИ (ТВОИМИ) БЫ УСТАМИ (ДА) МЁД ПИТЬ
Сладкие речи приятно слушать. Было бы прекрасно, если то, о чём вам говорится, не ложь, а правда.
12. ВЕК ЖИВИ - ВЕК УЧИСЬ
О том, что жизнь постоянно учит нас чему-либо. Существует похожая латинская поговорка: так долго нужно учиться, как долго живёшь. Век в значении “жизнь, существование”, Иронически-шутливое продолжение дураком помрёшь более позднее.
13. ВЗЯЛСЯ ЗА ГУЖ, НЕ ГОВОРИ, ЧТО НЕ ДЮЖ
Если взялся за какое-либо дело, надо его выполнить, несмотря на трудности. Выражение пошло от старой практики земляных работ, когда рабочий, возивший землю на тачке, для облегчения своего труда привязывал гуж (кожаная петля в хомуте) к ручкам тачки и перекидывал его через плечи. За такую работу люди брались в крайних случаях (когда из-за большой нужды не могли даже арендовать лошадь), а взявшись, за неё, не должны были жаловаться на нездоровье, слабость, ведь дюжий - значит крепкий, сильный.
14. ВИДИТ ОКО, ДА ЗУБ НЕЙМЁТ
Не всё доступно в этой жизни даже тогда, когда желаемое рядом, близко. Есть обстоятельства, при которых мечты никогда не смогут осуществиться.
15. ВОЛКОВ (ВОЛКА) БОЯТЬСЯ - В ЛЕС НЕ ХОДИТЬ
Если всё время бояться чего-либо, опасаться неизвестного, то лучше за новое дело и не браться, хоть оно и сулит немалые выгоды. Надо рисковать, ведь смелость города берёт.
.16. ВСЯК КУЛИК СВОЁ БОЛОТО ХВАЛИТ
Каждый хвалит то место, где он живёт, и считает его самым хорошим на земле, хотя, возможно, в других местах не бывал и имеет о них смутное представление.
17. ВСЯК СВЕРЧОК ЗНАЙ СВОЙ ШЕСТОК
У каждого своё место в жизни, своё положение в обществе. Не надо занимать чужого места, всё равно из этого ничего путного не получится. Сравните: не в свои сани не садись.
18. ВСЯКОМУ (КАЖДОМУ) ОВОЩУ СВОЁ ВРЕМЯ
Не спеши раньше времени что-то сказать сделать, выйди на люди. Не подгоняй события, от этого ты только проиграешь.
19. ВЫШЕ ГОЛОВЫ НЕ ПРЫГНЕШЬ
О том, что невозможно сделать, совершит ни при каких условиях. Поэтому даже и н стоит пытаться: всё равно любые попытки окажутся безрезультатными.
20. ГОЛОД НЕ ТЁТКА
О сильном голоде, вынуждающем к каким-либо действиям. Пословица эта старая, так как встречается в сборниках двухсотлетней давности. Полностью она звучит так: голод не тётка, пирожка не поднесёт - то есть пощады от него не жди. Таких “усечённых” пословиц много. Например, собака на сене. Понятной пословица становится лишь приведённая целиком: собака на сене лежит, сама не ест и скотине не даёт.
21. ГОТОВЬ САНИ ЛЕТОМ, А ТЕЛЕГУ ЗИМОЙ
Надо жить не только сегодняшним днём, сегодняшними заботами; необходимо всё время помнить и о дне завтрашнем, готовиться к нему заблаговременно. Или, говоря словами другой пословицы, - не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
22. ГУСЬ СВИНЬЕ НЕ ТОВАРИЩ
Имеется в виду, что люди, значительно отличающиеся друг от друга по воспитанию, образованию и положению в обществе, не могут быть близки между собой по духу. То есть у них разные цели, разные взгляды на жизнь, и ничего общего между ними быть не может.
23. ДЕЛО МАСТЕРА БОИТСЯ
У хорошего мастера любая работа в руках спорится, стоит ему только за неё приняться. То есть, как бы работа ни была трудна, настоящий мастер, специалист, с ней справится. И делу ничего не останется, как “отступить” перед мастерством, “сдаться”.
24. ДОЛГ ПЛАТЕЖОМ КРАСЕН
О долге рассуждать нечего, его надо отдавать. Оплата долга, платёж - красноречивее любых слов и обещаний, он говорит сам за себя, свидетельствует честность и порядочность человека (людей), его отдающего.
25. ДОМА И СТЕНЫ ПОМОГАЮТ
Дома не страшны никакие беды: ведь в родных стенах всегда быстрее найдётся помощь, нежели в незнакомом месте. Можно привести в пример ещё одну пословицу на эту тему: в гостях хорошо, а дома лучше.
26. ДЫМА БЕЗ ОГНЯ НЕ БЫВАЕТ
Без причины ничего не бывает. Ничто не возникает само по себе. Без причины не может быть ни слез, ни смеха, ни дружбы, ни ссоры. Иногда эта причина не сразу видна, не сразу обнаруживается, но она обязательно должна быть.
27. ЖДАТЬ У МОРЯ ПОГОДЫ
Надеяться на что-либо и в то же время оставаться пассивным. Бездействовать в ожидании перемены обстоятельств, хотя такая перемена весьма маловероятна. Выражение возникло в давние времена, так как давно подмечено, что на море погода внезапно портится и так же внезапно устанавливается.
28. ЖИЗНЬ ПРОЖИТЬ - НЕ ПОЛЕ ПЕРЕЙТИ
Жизнь - это долгая и трудная дорога. Она не усыпана лепестками роз. Нам не падают в руки райские яблоки, и небо не всегда синее и солнечное. Поэтому нельзя относиться к ней как к лёгкой прогулке.
29. ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ ПОГОНИШЬСЯ, НИ ОДНОГО НЕ ПОЙМАЕШЬ
Говорится, когда кто-то берётся сразу за несколько (как правило, выгодных для себя) дел и поэтому ни одного не может сделать хорошо или довести до конца.
30. ЗНАЕТ КОШКА, ЧЬЁ МЯСО СЪЕЛА
Тот, кто совершил проступок, старается скрыть это от окружающих. Он всем своим видом желает показать, что это не его рук дело. Но всё равно в его поведении заметна перемена, которая его и выдаёт.
31. И ВОЛКИ СЫТЫ, И ОВЦЫ ЦЕЛЫ
Обе стороны удовлетворены, всем хорошо. Пастухи намеренно занижали приплод в помещичьих стадах овец. После пригона овец с пастбища это помогало отчитаться перед помещиком: хотя волки за лето уносили овец, но количество их было прежним.
32. ИГРА СТОИТ СВЕЧ
О каком-либо деле, которое вполне оправдывает затраченные на него усилия. Это выражение пришло из речи картёжников. Свой выигрыш они сравнивали с деньгами, потраченными на свечи, сгоревшие во время игры. Если стоимость свеч превышала сумму выигрыша, то они говорили, что игра не стоит свеч. Если же, наоборот, выигрыш с лихвой покрывал стоимость свеч, то, естественно, они говорили: игра стоит свеч.
33. ИЩИ ВЕТРА В ПОЛЕ
О том, что найти уже невозможно. То есть все усилия, потраченные на поиски, окажутся напрасными. Так можно сказать и об упущенных возможностях.
34. КАК ВОЛКА НИ КОРМИ, А ОН ВСЁ В ЛЕС СМОТРИТ
Так говорят о неблагодарном человеке, который может в любой момент бросить вас, несмотря на ваше доброе отношение.
35. КАК (БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО) ЗА КАМЕННОЙ СТЕНОЙ
Жить, быть, чувствовать себя в полной безопасности, под надёжной защитой, спокойно. Говорится с одобрением. Обычно имеется в виду, что чья-либо опека, покровительство или (реже) какой-либо документ избавляют от лишних хлопот, забот, опасностей.
Вокруг городов и монастырей в целях обороны от неприятеля строили каменные стены, которые защищали жителей от набегов врага. Видимо, в те далёкие времена и родилось это выражение.
36. КАК (БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО) СНЕГ НА ГОЛОВУ
Совершенно неожиданно, внезапно. Обычно употребляется с глаголами прошедшего времени приехал, явился, нагрянул. Схоже по значению с выражением откуда ни возьмись.
37. КАШУ (КАШИ) МАСЛОМ НЕ ИСПОРТИШЬ
О той ситуации, когда, чем больше хорошего, тем лучше; когда повторение одного и того же действия не повлияет на результат отрицательно, а, наоборот, пойдет всем на пользу.
38. КЛИН КЛИНОМ ВЫШИБАЮТ
Клин - это заострённый с одной стороны кусок дерева, железа. Выражение пришло из среды ремесленников и сейчас означает: противодействовать тем же средством. Злом побороть зло, силу - силой, дерзость - дерзостью. То есть равное - равным.
39. КОМАР НОСУ (НОСА) НЕ ПОДТОЧИТ
О чём-либо, сделанном с таким мастерством, что трудно найти какой-нибудь изъян, недоработку. Например, сшить платье так, что самая придирчивая модница останется довольной.
40. КОПЕЙКА РУБЛЬ БЕРЕЖЁТ
О том, что без малого не будет большого. Бережливость и расчётливость - один из путей к богатству. Хоть копейка сама по себе и не очень ценна, но именно из копеек складываются миллионы.
41. КТО НЕ РАБОТАЕТ - ТОТ НЕ ЕСТ
Нельзя жить за чужой счёт, если ты в состоянии работать сам. Уклонение от работы, нежелание её выполнять, должно строго наказываться, вплоть до лишения пищи. Этому афоризму 2000 лет, и принадлежит он апостолу Павлу.
42. КУДА ИГОЛКА, ТУДА И НИТКА
В каждом деле есть основные действующие лица и второстепенные. Первым отводится роль лидера, а вторые - исполнители их воли. Даже несмотря на то что иголка без нитки тоже не может шить, предпочтение отдаётся идущему впереди, более сильному, прокладывающему путь.
43. КУРОЧКА ПО ЗЁРНЫШКУ КЛЮЁТ, ДА СЫТА БЫВАЕТ
Для того чтобы насытиться чем-то, насладиться - необязательно поглощать всю порцию сразу. Употребляя что-то постепенно, малыми дозами, вы получите не меньшее удовольствие.
44. ЛЕС РУБЯТ - ЩЕПКИ ЛЕТЯТ
Когда делается что-либо большое, возможны ошибки, издержки. Производное от не стой там, где дрова рубят, так как отлетевшая щепка может попасть в тебя.
45. ЛИБО ДОЖДИК, ЛИБО СНЕГ, ЛИБО БУДЕТ, ЛИБО НЕТ
О том, что ещё неизвестно, когда можно предположить и то, и другое, и третье. Выражение неуверенности, сомнения, осторожности в догадках.
46. ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ, ЛЮБИ И САНОЧКИ ВОЗИТЬ
Любое развлечение когда-нибудь заканчивается. Всегда надо помнить о том, что с саночками придётся подниматься и в гору. То есть прикладывать какие-то усилия, преодолевать какие-то трудности, если хочешь доставить себе новое удовольствие.
47. МЕДВЕДЬ НА УХО НАСТУПИЛ
Так шутливо говорится о том, у кого нет музыкальных способностей, отсутствует музыкальный слух, когда кто-либо не способен правильно воспроизвести музыкальные звуки. В более широком смысле употребляется и тогда, когда говорящий не получает ответа на заданный собеседнику вопрос. Возглас неодобрения и удивления.
48. МОРЕ ПО КОЛЕНО
Говорится о том, кому всё кажется простым и легко преодолимым, ничто не страшно. Чаще употребляется с оттенком неодобрения о безрассудно смелом человеке, который переоценивает свои возможности. Произошло от пословицы: пьяному море по колено, а лужа по уши.
49. МОЯ ХАТА С КРАЮ (Я НИЧЕГО НЕ ЗНАЮ)
На селе хаты, дома, с краю строили приезжие новосёлы, которые не знали всех дел села; кроме того, живя на краю села, человек не сразу узнаёт о происшедшем в центре. Сейчас это выражение употребляют в переносном смысле - “это меня не касается”.
50. МЫ (И) САМИ С УСАМИ
Шутливое. Сами не хуже, не глупее других.
51. НА ЛОВЦА И ЗВЕРЬ БЕЖИТ
Употребляется при встрече именно того, кто нужен в данный момент. Выражение вошло в русскую речь примерно с XVI-XVII веков. Ловец - охотник. Древнерусское название охоты - ловитва.
52. НАЗВАЛСЯ ГРУЗДЕМ, ПОЛЕЗАЙ В КУЗОВ
О том, что поведение и действия человека должны соответствовать той роли, в которой он выступает. То есть кем ты хочешь быть - тем и будь, раз сам этого захотел: раз в кони пошёл, то и воду вози.
53. НА ЧУЖОЙ РОТОК НЕ НАКИНЕШЬ ПЛАТОК
Очень трудно заставить кого-либо замолчать, если он хочет что-то сказать, чего бы вам слышать не хотелось. Нельзя заставить всех людей думать так, как думаете вы, и говорить то, что, на ваш взгляд, правильно. Каждый может высказать то, что сочтёт нужным.
54. НЕ В СВОИ САНИ НЕ САДИСЬ
Не занимай чужого места. Это место не для тебя. Учитывай свои силы и возможности, иначе просто-напросто ты будешь выглядеть смешным. Здесь уместно сравнение с другой пословицей: всяк сверчок знай свой шесток.
55. НЕ ВСЁ КОТУ МАСЛЕНИЦА
Не всегда бывают только удовольствия, случаются и неприятности. Масленица, как известно, старинный русский праздник с пирогами, блинами и весёлыми гуляньями. После неё наступает пост, то есть время воздержания от всевозможных развлечений и жирной пищи. Не случайно, что эта поговорка в полном виде на Руси выглядела так: не всё коту масленица, будет и Великий пост.
56. НЕ ДАВШИ СЛОВА, КРЕПИСЬ, А ДАВШИ, ДЕРЖИСЬ. Или: ДАВШИ СЛОВО, ДЕРЖИСЬ, А НЕ ДАВШИ, КРЕПИСЬ
Нужно быть хозяином своего слова. Никакие обстоятельства не должны заставить вас изменить данному обещанию. Уговор дороже денег.
57. НЕ ИМЕЙ СТО РУБЛЕЙ, А ИМЕЙ СТО ДРУЗЕЙ
Лучше иметь много друзей, чем иметь много денег. Друзья дороже денег, и они гораздо нужнее человеку, особенно в трудную минуту, чем деньги. Ведь деньги потратятся, а друзья постоянно с нами.
58. НЕ ПОЙМАН - НЕ ВОР
Нельзя обвинять кого-либо в преступлении, если это не доказано. Для доказательства чьей-то вины или какого-либо проступка нужны факты. Говорить с уверенностью о чём-то можно лишь тогда, когда вы были очевидцами случившегося. Нельзя опираться на слухи, догадки и предположения.
59. НЕТ РОЗЫ БЕЗ ШИПОВ
Нет радости без печали; нет сладости без привкуса горчинки; нет сада без сорной травы; нет встречи без расставаний. Мёд приятен, но пчела жалит. То есть не всё так просто, как кажется на первый взгляд. Во всём есть своя тайна и загадка.
60. НЕЧА (НЕЧЕГО) НА ЗЕРКАЛО ПЕНЯТЬ, КОЛИ РОЖА КРИВА
Не ищите причину своих неудач в других. Прежде чем обвинять кого-то, приглядитесь внимательнее к себе. То есть свои недостатки не приписывайте тем, у кого их нет.
61. НИ К СЕЛУ, НИ К ГОРОДУ
Совершенно некстати, не к месту, невпопад. Говорится с неодобрением. Имеется в виду что-то неподходящее для данной ситуации и чуждое для данного окружения.
62. НИ РЫБА НИ МЯСО
О ком-то или о чём-либо безличном, невыразительном. Например, о заурядном человеке, который не имеет ярких отличительных свойств. Говорится с пренебрежением, как о посредственности. Близки по значению выражения: ни то ни сё, так себе. В английском языке это выражение известно с XVII века и звучит оно так: ни рыба, ни мясо, ни копчёная сельдь.
63. ОБЕЩАННОГО ТРИ ГОДА ЖДУТ
Об обещании, которое долго не выполняется. Чаще это выражение употребляют в иронической форме, подразумевая то, что не стоит надеяться на обещания и придавать словам серьёзное значение. Ведь, как известно, всё делается не быстро, но надежда не должна вас покидать.
64. ОДИН В ПОЛЕ НЕ ВОИН
Одному человеку трудно бороться против целого войска. Один человек не может справиться со всеми бедами и напастями, которые на него обрушатся. Один человек слаб в схватке с превосходящими силами. Он обречён на неудачу, на поражение.
65. ОДНА ЛАСТОЧКА ВЕСНЫ НЕ ДЕЛАЕТ
По одной примете, черте трудно судить обо всём явлении. Одно дерево ещё не лес. Одна снежинка ещё не снег. Нельзя делать каких-либо серьёзных выводов только по одному сказанному слову или только по одному признаку.
66. ОТ ГОРШКА ДВА ВЕРШКА
Очень мал ростом. Если имеются в виду дети или молодые люди, то обычно подразумевается их неопытность, незнание жизни. Вершок - старинная русская мера длины (около 5 см).
67. ОТ ДОБРА ДОБРА НЕ ИЩУТ
При имеющемся благополучии не следует стремиться к лучшему. Происходит от пословицы: от овса кони не рыщут, а от добра добра не ищут.
68. ОТ СУДЬБЫ НЕ УЙДЁШЬ
То, что человеку предназначено судьбой, то с ним и произойдёт. Невозможно изменить будущее, выбрать себе другую дорогу, что-то изменить самостоятельно.
69. ОТОЛЬЮТСЯ КОШКЕ МЫШКИНЫ СЛЁЗКИ
Не всё время праздновать победу сильному. Настанет время, когда и ему придётся отвечать за свои неблаговидные поступки. Те слезы, которые он приносил другим, не минуют и его.
Сравните: не рой другому яму, сам в неё попадёшь; как аукнется, так и откликнется.
70. ПЕРВЫЙ БЛИН КОМОМ
Самое трудное - это начало дела. Поэтому оно не всегда бывает удачным. Но это не значит, что надо отчаиваться и бросать начатое, наоборот, удача обязательно придёт.
71. ПОСЛЕ ДРАКИ КУЛАКАМИ НЕ МАШУТ
Надо делать всё в своё время. Упущенных возможностей не вернёшь. Махать кулаками после драки - попусту тратить время и силы.
72. ПОСЛЕ НАС ХОТЬ ПОТОП
Лишь бы нам было хорошо. Эти слова приписывают королю Людовику XV, сказавшему однажды, что он собирается сохранить монархию до конца своей жизни. По другим источникам, эта фраза принадлежит маркизе де Помпадур, которая пыталась утешить Людовика XV после его поражения в одном из сражений.
73. ПОСПЕШИШЬ - ЛЮДЕЙ НАСМЕШИШЬ
Спешка ни к чему хорошему не приведёт. Призыв к обстоятельности и рассудительности. Сравните: тише едешь, дальше будешь; что скоро, то не споро.
74. ПРАВДА ГЛАЗА КОЛЕТ
О неприятном положении, когда человеку хотелось бы что-то скрыть. Когда о человеке знают и говорят больше, чем он сам о себе; в чём бы он сам себе никогда не признался.
75. РЫБАК РЫБАКА (СВОЯК СВОЯКА) ВИДИТ ИЗДАЛЕКА
Узнать в другом себе подобного, не будучи с ним знакомым. Увидеть в ком-либо характерные признаки той или иной специальности, рода занятий: врача, охотника, шофёра, моряка... Так же и в животном мире: птица узнаёт птицу, жук - жука, заяц - зайца.
76. СЕМЕРО ОДНОГО НЕ ЖДУТ
Из-за того, что кто-то опаздывает, дело не может откладываться. Очевидно, выражение пошло от семи бояр (времён семибоярщины), разгневанных польским королём Владиславом, не согласившимся вступить на престол русских. Владиславу не понравились условия семи бояр, и он обманул их ожидания.
77. СЕМЬ БЕД - ОДИН ОТВЕТ
Тогда, когда количество неприятностей не имеет решающего значения для наказания, которое ожидает впереди. Оправдание себя в собственных глазах, успокоение, что не всё так плохо, как кажется.
78. СЕМЬ РАЗ ПРИМЕРЬ (ОТМЕРЬ), А ОДИН (РАЗ) - ОТРЕЖЬ
Начиная какое-либо дело, не следует торопиться. Надо всё обдумать и взвесить. Выражение пошло от портных, в работе которых ошибку при раскрое материи невозможно исправить. Сравните: не зная броду, не суйся в воду.
79. СКОЛЬКО ЛЕТ, СКОЛЬКО ЗИМ!
Имеется в виду большое количество прошедшего времени. Это восклицание произносится обычно при встрече людей, которые давно не виделись. Раньше начало нового года приходилось на первое сентября, то есть на первый осенний месяц. Поэтому отсчёт времени вёлся по количеству прошедших лет (от слова лето), по летам. Позднее, когда Новый год стал праздноваться в январе, к выражению “сколько лет” прибавилось и выражение “сколько зим”.
80. СКОРО СКАЗКА СКАЗЫВАЕТСЯ, ДА НЕ СКОРО ДЕЛО ДЕЛАЕТСЯ
На словах любое дело кажется простым и быстро исполнимым. В жизни же всё оказывается значительно сложнее. Между замыслом и конечным результатом могут пройти годы. Может случиться и так, что замысел и не осуществится. Сравните: Москва не сразу строилась.
81. СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ, ВЫЛЕТИТ (ВЫПУСТИШЬ) - НЕ ПОЙМАЕШЬ
Сказанного слова не вернёшь. Поэтому, прежде чем сказать его, надо хорошо подумать. То, что сказано, уже не принадлежит только вам, оно уже принадлежит и другим, и нередко может быть использовано против вас.
82. СЛОВО - СЕРЕБРО, МОЛЧАНИЕ - ЗОЛОТО
Молчание ценится дороже, чем высказывания вслух. Всегда лучше промолчать, особенно когда вас не спрашивают и ваше мнение никого не интересует. Тесно с этой поговоркой соприкасается и другая: ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.
83. ТЕРПИ, КАЗАК, АТАМАНОМ (АТАМАН) БУДЕШЬ
Терпением и прилежанием можно преодолеть все трудности и горести. Как известно, атаман - предводитель казачьих войск, то есть главный над казаками, их начальник. Тем же, кто из простых казаков захочет выбиться в атаманы, предстоит долгая и трудная дорога. Сразу атаманом не станешь. Эта поговорка родилась в казачьей среде. Но очень близка ей по смыслу и поговорка из повседневной армейской жизни: плох тот солдат, который не надеется стать генералом.
84. ТОЧНОСТЬ - ВЕЖЛИВОСТЬ КОРОЛЕЙ
Быть очень точным. Восходит к истории французского двора. Та ситуация, когда человек вне зависимости от того, с кем ему предстоит встретиться, являет собой пример воспитанности. Той воспитанности, которая свойственна королям. То есть точность исполнения обязанностей не должна зависеть от собственной прихоти.
85. У СЕМИ НЯНЕК ДИТЯ БЕЗ ГЛАЗА (ГЛАЗУ)
Излишняя опека кого-либо не всегда идёт ему на пользу. То есть от количества нянек не зависит качество воспитания. Излишнее количество людей только может помешать делу.
86. У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ
Трусу везде страшно, всюду видится опасность. От страха, опасности обычно широко раскрываются глаза, это жизненное наблюдение и стало поговоркой.
87. УЧЕНЬЕ СВЕТ, А НЕУЧЕНЬЕ ТЬМА
Без знаний человеку не прожить. Знания - это тот свет, который освещает человеку жизненный путь. Как бы ни был человек умён от природы, без книг, без учителей он может заблудиться в жизни, как в тёмном лесу.
88. ХУДОЙ МИР ЛУЧШЕ ДОБРОЙ ССОРЫ
Лучше жить в мире, чем враждовать. Пусть мир и покой дались с трудом, пусть недовольство друг другом осталось, но зато опасность полного разрушения миновала. Мир превыше всего в любых сложных конфликтных ситуациях.
89. ЦЫПЛЯТ ПО ОСЕНИ СЧИТАЮТ
Будущее покажет. Ещё не известно, какой будет конечный результат. Ещё рано подводить итоги. Не все цыплята вырастают большими. За лето с ними может всякое случиться. Только осенью можно с уверенностью говорить о прибавлении кур в хозяйстве.
90. ЧАЙ ПИТЬ - НЕ ДРОВА РУБИТЬ
Отдых и работа - две разные вещи. Лежать на травке гораздо приятнее, чем нести тяжёлый груз в гору. Съесть яблоко намного легче, чем его вырастить. Отвечать за что-то гораздо труднее, чем быть свободным от обязанностей.
91. ЧЕМ БЫ ДИТЯ НИ ТЕШИЛОСЬ, ЛИШЬ БЫ НЕ ПЛАКАЛО
Чем бы человек ни занимался, лишь бы дело ему было по душе. Никто не может знать стремление другого человека лучше его самого. Если занятие человека не приносит вреда окружающим, то лучше всего оставить его в покое.
92. ЧТО НАПИСАНО ПЕРОМ, (ТОГО) НЕ ВЫРУБИШЬ ТОПОРОМ
Печатное слово не поддаётся уничтожению. Слово сильнее любого оружия.
93. ЩИ ДА КАША - ПИЩА НАША
О скромном образе жизни, где нет места роскоши и богатству. Щи да каша издавна на Руси считались основной крестьянской едой. Её ели и взрослые и дети. Её подавали на стол гостям. Когда хозяева говорят: щи да каша - пища наша, они как бы говорят о том, что у нас всё по-простому, чувствуйте себя как дома.
94. ЭТО ЕЩЁ ЦВЕТОЧКИ, А ЯГОДКИ ВПЕРЕДИ
Это не самое главное - самое главное будет после. О том, что ещё не закончено, что обязательно продолжится. Употребляется в том случае, когда ожидают чего-то худшего, гораздо худшего, чем есть в настоящее время. А то, что это худшее наступит, не вызывает сомнения, так же как созревание ягод после цветения.
95. ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ (ОТ ЯБЛОНЬКИ) НЕДАЛЕКО ПАДАЕТ
Всё в природе повторяется. Дети повторяют своих родителей. Из семян мака вырастает мак. Ошибки учителей повторяют ученики. Чаще употребляется в смысле осуждения кого-либо.
96. ЯЗЫК МОЙ - ВРАГ МОЙ
Об излишней разговорчивости, идущей во вред человеку. О ситуации, когда человек перестаёт контролировать свою речь. Выражение отчаяния, когда безотчётное желание человека показать свои знания, широту и остроту ума играет с ним злую шутку.
Заключение.
Выявив воспитательную ценность пословиц и поговорок, ознакомившись с наиболее эффективными приёмами и методами работы с ними на уроках русского языка в начальных классах, можно сделать следующие выводы:
1. Ребёнок оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью является для ребёнка всё, что имеет для него определённую значимость, личностный или общественный смысл. Систематическая работа над смыслом пословиц и поговорок, используя различные способы их анализа, позволяет развивать мышление учащихся, воспитывать нравственные качества в каждом ребёнке, развивать и обогащать речь.
2. Глубокие исторические корни, то, что пословицы впитали в себя многовековой нравственный опыт народа, делает особенно актуальным их использование на уроках сегодня, когда ведущим направлением работы школы стала гуманизация процесса обучения, введение ученика в мир общечеловеческих ценностей, приобщение его к истокам родной культуры.
3. При использовании пословиц и поговорок на уроках русского языка, благодаря работе, проводимой над ними, возможно повышение уровня воспитанности, сознательности, нравственности, патриотизма, взаимопонимания, добросовестности и трудолюбия учащихся. Эта работа должна строиться с учётом возрастных особенностей детей, с постепенным наращиванием трудности заданий и доли самостоятельности в их решении.
4. Содержание различных учебных программ по русскому языку позволяет в разной степени организовать работу с пословицами и поговорками. Использование разнообразных приёмов в работе над пословицами и поговорками, позволяет сделать эту работу интересной и наиболее эффективной для формирования нравственных качеств каждого ребёнка.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.