МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ» «ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА УСТРАНЕНИЕ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСЛЕКСИИ И ДИСГРАФИИ»
Оценка 4.8

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ» «ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА УСТРАНЕНИЕ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСЛЕКСИИ И ДИСГРАФИИ»

Оценка 4.8
Работа в классе +1
docx
преподавание
7 кл
10.01.2022
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ» «ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА УСТРАНЕНИЕ  АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСЛЕКСИИ И  ДИСГРАФИИ»
В данной работе даны упражнения на устранение аграмматической дисграфии и дислексии при письме.
Упражнения на устранение аграмматической дислексии и дисграфии.docx

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Черская средняя общеобразовательная школа»

МР «Нижнеколымский район»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ»

«ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА УСТРАНЕНИЕ

АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСЛЕКСИИ И  ДИСГРАФИИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Учитель начальных классов МКОУ ЧСОШ

Чебыкина Людмила Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021-2022

 

Работа над предложением.

 

Упражнение 1. Сократи предложение до 4-х, 3-х, 2-х слов.

Учитель произносит предложение – дети запоминают, затем учитель просит ребят сократить предложение последовательно, произвольно, но сохраняя основное содержание, например:

Оля читает интересную книгу.

Оля читает книгу.

Оля читает.

 

Зимой часто дуют холодные ветры.

Зимой дуют холодные ветры.

Зимой дуют ветры.

Дуют ветры.

 

Упражнение 2. Дополни предложение.

            Учитель произносит предложение и предлагает детям увеличить его, последовательно прибавляя по одному, двум словам, например:

                        Мы играем.

                        Мы играем в футбол.

                        Мы играем в футбол на стадионе.

                        Летом мы играем футбол на стадионе.

                        Летом мы играем в футбол на школьном стадионе.

 

Упражнение 3. Закончи предложение.

            Учитель начинает предложение, а дети должны его закончить. Эти упражнения учат слушать и понимать собеседника: понимать сложные конструкции и употреблять их в речи.

                        Девочка шла по тропинке домой.

Девочка шла по лесу и напевала.

Девочка шла по улице и несла тяжелую сумку с продуктами.

 

Упражнение 4. Переставь слова в предложении.

            Учитель произносит предложение и предлагает детям изменить порядок слов. В результате выясняется, что и как в этом случае изменяется. Дети учатся выразительно произносить предложение, изменяя логическое ударение, уточняя смысл, например:

            Сегодня утром Маша пошла в школу.

            Маша сегодня утром пошла в школу.

            Утром сегодня пошла Маша в школу.

            Пошла Маша сегодня утром в школу.

            В школу пошла сегодня утром Маша.

 

Упражнение 5. Измени одно слово.

            Учитель предлагает детям послушать предложение и повторить его, заменив в нем только одно слово, например:

            Дети пришли из школы.

            Ребята пришли из школы.

            Мальчики пришли из школы.

            Ученики пришли из школы.

            Девочки пришли из школы.

            Дети вышли из школы.

            Дети прибежали из школы.

            Дети примчались из школы.

 

Упражнение 6. Задай вопрос – ответь!

            Упражнение помогает детям осмыслить текст, оформлять свои высказывания, готовит к анализу текста. Учитель произносит предложение, просит поставить вопрос по содержанию высказывания и ответить на него, например:

Воробей поселился в скворешне.                          Кто поселился в скворешне?

                                                                                   Воробей.

                                                                                   Что сделал воробей?

                                                                                   Он поселился в скворешне.

                                                                                   Где поселился воробей?

                                                                                   В скворешне.

                                                                                   Какая птица поселилась в скворешне?

                                                                                   Воробей.

                                                                                   Кто справил новоселье в скворешне?

                                                                                   Воробей.

                                                                                   Где нашел приют воробей?

                                                                                   В скворешне.   

 

Упражнение 7. Послушай, запомни, ответь: «Все ли верно?»

            Данное упражнение нацелено на внимание к тексту, сознательное освоение читаемого, умение точно в соответствии с замыслом построить высказывание, осмысленно употребляя то или иное слово. Дети слушают высказывание и определяют: может ли это быть, если да, то когда, где и почему? Если нет, то следует доказательно объяснить, что это небыль или несуразица.

            Выпал снег Алеша пошел загорать.

            Мальчики поехали в лес на лыжах,

            Чтобы собирать землянику.

            В лесу раздавались веселые трели кукушки.

            Мужик взял пилу и пошел в лес рубить дрова.

            Ветер расколол лед.

            Лед расколол ветер.

            Солнце закрыло облако.

            Облако закрыло солнце.

 

Упражнение 8. Составить предложение из слов: Суровая, зима, в, наступила, лесу.

Упражнение 9. Составить предложение по схеме.

Упражнение 10. Заменить два предложения одним, состоящим из двух слов.

            Липа растет.

            Деревья растут.

            Осина растет.

            Голубь клюет.

            Птицы клюют.

            Ворона клюет.

 

Упражнения для развития навыков словоизменения и словообразования.

 

1.      Образование множественного числа слов с использованием картинок.

2.      Игра «Измени слово». Учитель называет слово в единственном числе и бросает мяч одному из детей, который должен назвать форму множественного числа.

 

При уточнении форм винительного падежа.

1.      Игра «Кто самый наблюдательный?». Дети должны назвать, что они видят.

2.      Беседа по содержанию стихотворения «Цветные карандаши».

Карандаши цветные умеют рисовать

Трубу, часы стенные, корову и кровать,

Луну, картошку, дождь и дым,

И сад зимой и летом

Лишь надо знать, когда, каким

Писать все это цветом.

Дети отвечают на вопрос, что умеют рисовать цветные карандаши?

 

При уточнении дательного падежа.

1.      Игра «Кому нужны эти вещи?» Детям предлагаются картинки, на которых учитель, маляр, рыболов, охотник, парикмахер. Дети рассматривают картинки и называют, кому что нужно.

2.      Ответы на вопросы по картинкам (кто кому что дает?).

3.      Беседа по стихотворению «Кому что?»

Иголке – нитка                     Мышке – нора

Забору – калитка                  А братишке сестра

Уткам – пруд                                    Солнышко – лету

А лентяю – труд                   Стихи – поэту

Супу – картошка                  И всем воскресенья

А книжке – обложка            Нужны без сомненья.

 

При уточнении формы родительного падежа.

1.      Игра «Угадай чьи это вещи?» Детям предлагаются картинки, на которых изображены: бабушка в платье, мама в халате, девочка в шубе, папа в шляпе и др., а также картинки с отдельным изображением (платок, халат, шуба, шляпа и др.)

2.      Беседа по стихотворению С. Маршака «Где обедал воробей?». Расскажите у кого обедал воробей, от кого летал?

3.      Послушайте предложения и назовите предлог и слово с которым дружит

Колобок ушел от бабушки

Колобок ушел от зайца

Колобок ушел от волка

Колобок ушел от медведя

От лисы колобок не ушел.

 

При уточнении формы творительного падежа.

1.      Ответы на вопрос «Кто, чем работает?» Например, парикмахер – ножницами, швея – иглой, маляр – кистью, дворник – лопатой и т.д.

2.      Добавить слово к глаголу: рисовать чем? Мести чем? Писать чем? Пилить чем? и т.д.

3.      Назвать, с чем пьют чай (с печеньем, с конфетами, с лимоном, с сахаром и т.д.)

4.      Назвать пары предметов по картинкам: книжка с картинками, кошка с котятами и т.д.

5.      Прослушайте слова, составьте словосочетания с предлогами «в» или «за».

Ложка  стакан                                                                      дерево  дом

Собака  конура                                                        белка  дупло

Мальчик  дом                                                                       коза  калитка

6.      Послушайте два слова. Составьте словосочетания, отвечая на вопросы: что под чем?

Голова – шляпа                    крот – земля

Батареи – окна                                 мыши – пол

Метро – земля                      куст – заяц

7.      Ответы на вопросы: Где что лежит? Где что храниться? (посуда, одежда, книги и т.д.), Где что покупают? (лекарство, хлеб и т.д), Где что растет? (грибы, овощи, фрукты и т.д.)

 

1.      Согласование существительного и глаголов настоящего и прошедшего времени: Мальчик спал, девочка …, дети … .

2.      Согласование прилагательного и существительного. Ответы на вопросы.

Какие по цвету? (огурец, помидор)

Какие по вкусу? (лимон и малина)

Какие по величине? (дом и конура)

Какие по толщине? (столб и карандаш)

3.      Игра в лото «Какого цвета». Учитель называет цвет. Дети находят на карточках предметы этого цвета и называют их «У меня синий шар», «У меня синее ведро» и т.д)

 

При формировании словообразования:

1.      К словам подбирайте похожие по смыслу слова:

Шипы – шипучка, зашипел, шиповки

Шипит – шипучий, шипение, шиповник

Маленький – малыш, малярные, малюет, малявка

Маляр – малышки, размалеванный

2.      Прочитайте слова. Являются ли они родственными?

Белки – белки

Кружки – кружки

Плачу – плачу

Замок – замок

3.      Прочитайте слова. Выделите лишнее. Почему оно лишнее?

Кружить, кружки, окружил, кружки

Козлята, козлы, коза, козлы

Замочек, замок, замкнуть замок

4.      Прочитайте слова, сгруппируйте их по смыслу в два столбика:

Плачет, платит, выплата, плачу, переплата, плачу, поплачу, уплачу, плакал.

5.      Прочитайте слова. К корням этих слов присоедините данные суффиксы:

Вода                                       визит

Дворы          ник                    грузит            чик

Охота                                     летит

6.      От данных слов образуйте новые слова, убрав суффикс:

Стенка – стена                                                         Ключик – ключ

Дырка -                                                                     пожарник –

Шляпка -                                                                   подносик –

Шубка -                                                                    городок –

7.      Назвать противоположные действия, используя приставки «от», «вы»

Приклеить – отклеить                                             внести – вынести

Принести -                                                                вложить –

Привязать -                                                               впустить –

8.      Какими приставками можно выразить начало, а каким конец действий, обозначенных ниже глаголов (за, по, пере, на): гремел, сиял, волновался, шумел, стучал.

9.      Чем различаются слова: оклик – отклик, опечатки – отпечатки, поделка – подделка, оговорка – отговорка, поставка – подставка, подсказка – присказка. Составьте с ними словосочетания.

10.  Записать, выбрав подходящее по смыслу слово:

Машина … мимо дома (приехала, проехала)

К нам в гости … бабушка.

Самолет сделал … (посадку, пересадку)

В Москве пассажиры сделают …

С деревьев … листья (улетают, слетают)

Птицы … на юг.

11.  Выписать в два столбика слова с приставкой пере:

а) в значении повторного действия

б) в значении чрезмерного действия

перевыборы, перерос, пересадил, пересолил, переварил, переполошил.

12.  Выписать в два столбика слова с приставками «по» - «под»: подложить, подвинул, подушка, подножка, подорожник, поделил, подумал, подоконник, подружился, подул, подремал, подрезал.

 

Расширение словарного запаса. Синонимы (слова – приятели)

 

1.      Из данных ниже слов подобрать парами слова, близкие по значению, хотя и различные по звуковому составу.

а) хворостина, печаль, азбука, месяц, врач, конь, твердый, раньше, льется.

б) прут, грусть, алфавит, луна, доктор, лошадь, жесткий, прежде, течет.

2. Указать «лишнее» четвертое слово.

Грустный, печальный, унылый, глубокий;

Храбрый, звонкий, смелый, отважный;

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий.

3.Указать близкие по значению слова.

Свежая пища, запас корма, вкусная еда;

Неизвестный кустарник, незнакомый почерк, безвестный поэт;

Ценный груз, тяжелая ноша, ручная кладь.

4.      Какое из слов употребляется чаще в разговорной речи, какое – в книжной речи?

Приехал, прибыл, прикатил;

Пришел, пожаловался, заявил;

Бросился, ринулся, накинулся.

 

Антонимы (слова – неприятели)

1.      Найди в тексте слова, имеющие противоположное значение:

Странный в сентябре лес – в нем рядом весна и осень.

Желтый лист и зеленая травинка. Теплое солнце и холодный ветер.

2.      Вставьте в пословицы пропущенные слова: большой, маленький:

… дело лучше … безделья.

В … лодку … груз не кладут.

… дерево выросло из … семени.

3.      Подобрать антонимы к выделенным словам:

Летний день – за … ночь

У короткого ума … язык

Знай больше, говори … .

4.      Назвать слова с противоположным значением:

День - …                               весна - …                               утро - …

Завтра - …                             восход - …                            рано - …

5.      Вставить в текст пропущенные слова сегодня, завтра в соответствии со смыслом высказывания:

«… поучусь, а … погуляю» - говорит ленивый

« … погуляю, в … поучусь» - говорит прилежный.

6.      Вставить пропущенные слова, сравнив их по значению.

Далеко мой стук слышится вокруг

Червякам я …, а деревьям … .

 

Омонимы (слова – близнецы)

1.      Прослушать стихотворение:

Шел я с сумкой за плечом,

Вижу, бьет в овраге ключ.

Наклонившись над ключом

Уронил я в воду ключ.

Шарю я в ключе по дну,

Над водою спину гну.

Если ключ я не найду,

Как домой я попаду. (В. Лифшиц)

Какие два слова пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное значение?

2.      Из данных словосочетаний составьте предложения: прозрачный ключ, скрипичный ключ, сломанный ключ; острая коса, длинная коса, песчаная коса; меткий лук, зеленый лук.

3.      Найти в тексте одинаковые слова. Перескажите текст, заменив одинаковые по звучанию слова другими, близкими по значению:

Не хочет косой

Косить косой

Говорит: «Коси, коса».

4.      Указать оба значения каждого из производимых слов.

Шашки – игра                      шашки – оружие

Овсянка – каша         овсянка – птица

Кошки – животные кошки – крепление

5.      Объясните значение слов:

Бегут минуты и часы

Им точный счет ведут часы.

 

Под кустом ореха норка

Проживает в норке норка.

6.      Сколько значений у слов?

В чужой стране, в чудной стране,

Где не бывать тебе и мне,

Глядит глазком картошка.

Бутылка горлышком поет,

Концерты вечером дает,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

Ботинок черным язычком

С утра лакает молочко.

И целый день в окошко

Глядит в окно картошка.

В чудной стране, в чудной стране

Ты почему не веришь мне? (И. Токмапова)

Применительно к каким предметам употреблены слова: язычок, глазок, горлышко, ножка?

7.      Какие слова имеют переносное значение. Выделенные слова заменить другими, близкими по смыслу:  Дождь пошел и не проходит,

                                  Дождь идет, хотя не ходит.

8.      Какими словами описывает автор дождь?    Дождь уже не лил, а сонно шептал

                                                                           Пошептал, пошептал и умолк.

Какими словами можно охарактеризовать дождь? (капает, крапает, стучит, сеет).

9.      Замените глагол близким по смыслу: Дружный класс, чистый класс; Родной язык, добыть языка, прикусить язык, язык колокола.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   


 

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Черская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Черская средняя общеобразовательная школа»

Работа над предложением.

Работа над предложением.

Мальчики пришли из школы.

Мальчики пришли из школы.

Птицы клюют. Ворона клюет

Птицы клюют. Ворона клюет

Ответы на вопрос «Кто, чем работает?»

Ответы на вопрос «Кто, чем работает?»

Плачет, платит, выплата, плачу, переплата, плачу, поплачу, уплачу, плакал

Плачет, платит, выплата, плачу, переплата, плачу, поплачу, уплачу, плакал

Неизвестный кустарник, незнакомый почерк, безвестный поэт;

Неизвестный кустарник, незнакомый почерк, безвестный поэт;

Косить косой Говорит: «Коси, коса»

Косить косой Говорит: «Коси, коса»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ» «ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА УСТРАНЕНИЕ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСЛЕКСИИ И ДИСГРАФИИ»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ» «ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА УСТРАНЕНИЕ  АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСЛЕКСИИ И  ДИСГРАФИИ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2022