МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ОГБПОУ «Сасовский индустриальный колледж имени полного кавалера ордена Славы В.М. Шемарова»
Тема: «Использование в воспитательно-образовательном процессе информационных технологий»
Преподаватель: Кочеткова Л.В.
г. Сасово
2022г.
«Все компьютеры в
мире ничего не изменят без наличия увлеченных учащихся, знающих и преданных
своему делу преподавателей, неравнодушных и осведомленных родителей, а также общества,
в котором подчеркивается ценность обучения на протяжении всей жизни»
Билл Гейтс
Согласно новой образовательной парадигме независимо от специализации и характера работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности, иметь свою позицию и уметь рационально организовывать самостоятельную познавательную деятельность.
Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации. Поэтому в каждом колледже, на каждом курсе тщательно отбирается материал для самостоятельной работы студентов под руководством преподавателей.
В настоящее время в колледжах существуют две общепринятые формы самостоятельной работы. Традиционная - собственно самостоятельная работа студентов, выполняемая самостоятельно в произвольном режиме времени в удобные для студента часы, часто вне аудитории, а когда того требует специфика дисциплины, - в лаборатории или мастерской. Другой вид самостоятельной работы - аудиторная самостоятельная работа под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания можно получить консультацию. В настоящее время наметилась тенденция к разработке третьего, промежуточного варианта самостоятельной работы студентов, предусматривающего большую самостоятельность студентов, большую индивидуализацию заданий, наличие консультационных пунктов и ряд психолого-педагогических новаций, касающихся как содержательной части заданий, так и характера консультаций и контроля.
Мощным средством организации самостоятельной работы студентов являются современные информационно-коммуникационные технологии. Важным условием осуществления информационной подготовки в колледже является наличие необходимой материально-технической базы. В первую очередь, это наличие специального помещения для проведения занятий, современных компьютеров, программного обеспечения, хороших каналов связи, мультимедийной демонстрационной техники, дополнительных устройств для работы и т.д. Большое значение имеет и наличие специально обученных преподавателей, способных участвовать в этом непростом деле и не теряющих оптимизма для продолжения этой постоянно обновляющейся работы.
Работа преподавательского состава по информатизации образовательного пространства должна быть направлена на создание благоприятных условий для индивидуализации и интенсификации образовательного процесса; обеспечение непрерывного контроля результатов познавательной деятельности обучающихся и своевременное принятие мер по устранению выявления недостатков; формирование у студентов необходимых навыков уверенного применения компьютерной техники; развитие мотивации студентов к использованию современных информационных технологий в практической деятельности.
На мой взгляд основными достоинствами интеграции информационных технологий являются:
• предоставление обучающимся и преподавателям необходимой информации в кратчайшее время и в виде, удобном для восприятия, что обеспечивается доступом к информационным ресурсам посредством вычислительных сетей различных уровней;
• использование мультимедийных средств, что существенно повысит наглядность и доступность обучения, позволит показать объекты, не поддающиеся непосредственному наблюдению в условиях учебной аудитории, активизирует мыслительную деятельность обучающихся;
• повышение интенсивности учебных занятий за счет обеспечения автоматизированного сбора, обработки и доведения информации до обучающихся;
• использование в образовательном процессе учебных материалов, представленных в электронном виде, которые смогут реализовать принципы интерактивного обучения, допустят одновременное использование неограниченным числом обучающихся аналитическую обработку учебной информации и её своевременное корректирование;
• активизация коллективной работы обучающихся на практических и самостоятельных занятиях в компьютерных классах.
Компьютер позволяет существенно расширить диапазон применяемых видов познавательной деятельности и получаемых студентом умений и навыков. Становится возможным включение активных форм обучения в самостоятельную работу студентов, ведение автоматизированного контроля и самоконтроля уровня знаний студентов.
Внедрение в учебный процесс информационных технологий сопровождается увеличением объемов самостоятельной работы студентов. Это, в свою очередь, требует организации постоянной поддержки учебного процесса со стороны преподавателей. Важное место в системе поддержки занимает проведение консультаций, которые теперь усложняются с точки зрения дидактических целей: они сохраняются как самостоятельные формы организации учебного процесса, и, вместе с тем, оказываются включенными в другие формы учебной деятельности (лекции, практики, семинары, лабораторные практикумы и т.д.).
В традиционной педагогике при очном обучении самостоятельная работа студентов включает в себя чаще всего лишь самостоятельную работу с литературой. С использованием информационных технологий возможности организации самостоятельной работы студентов расширяются. Самостоятельная работа с исследовательской и учебной литературой, изданной на бумажных носителях, сохраняется как важное звено самостоятельной работы студентов в целом, но ее основу теперь составляет самостоятельная работа с обучающими программами, с тестирующими системами, с информационными базами данных. По существу, все известные виды электронных изданий могут служить основой для организации самостоятельной работы студентов, наиболее эффективными из них являются мультимедийные издания.
Эффективность использования средств информационных технологий в учебном процессе во многом зависит от успешности решения задач методического характера, связанных с информационным содержанием и способом использования автоматизированных систем обучения в учебном процессе. В связи с этим целесообразно рассматривать автоматизированные системы обучения, используемые в конкретной учебной программе (определяемой предметным содержанием, целями и задачами обучения), как программно-методические комплексы. В данном случае под программно-методическим комплексом понимается совокупность программно-технических средств и реализованных с их использованием методов (методик) обучения, предназначенных для решения конкретных задач учебного процесса.
Практически все возможные виды контроля могут быть реализованы с помощью электронных изданий, на основе специально разработанных компьютерных программ, позволяющих снять часть нагрузки с преподавателя и усилить эффективность и своевременность контроля. Таким образом, применение информационных технологий расширяет возможности контроля учебного процесса.
Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет изменить характер учебно-познавательной деятельности студентов, активизировать самостоятельную работу студентов с различными электронными средствами учебного назначения. Наиболее эффективно применение информационных технологий для отработки навыков и умений, необходимых для профессиональной подготовки.
Применение в учебном процессе информационных технологий приводит к сокращению объемов и одновременному усложнению деятельности преподавателя по сопровождению учебного процесса. Так, например, для усвоения теоретического лекционного материала используются не только аудиторные занятия, но и созданная система педагогической поддержки, включающая консультирование, осуществление текущего контроля, проведение компьютерного тестирования, работу с учебно-методическими материалами. Усложняется структура и таких форм учебной деятельности, как контроль, консультации и самостоятельная работа студентов. При этом изменяются цели консультаций: они теперь более предметно ориентированы на то, чтобы помочь студентам усвоить теоретический материал курса, приобрести практические навыки, осуществить лабораторный практикум и т.д.
Проанализировав всё вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что при использовании в воспитательно-образовательном процессе информационных технологий возрастает объем и расширяются организационные формы самостоятельной работы студентов. Реально именно увеличение доли самостоятельной работы студентов приводит к уменьшению нагрузки преподавателя.
Безусловно, при организации и контроле самостоятельной работы студентов компьютер – эффективный и надежный помощник. Он позволяет сократить время поиска нужной информации, внести в учебу элемент игры, привить вкус к самостоятельным занятиям, развить образное мышление и т.д. В каждом конкретном случае нужно выявить те участки учебного процесса, где применение новых информационных технологий дает новое качество.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.