Методическое сообщение на тему: "Новые технологии в преподавании психологии"
Оценка 4.7

Методическое сообщение на тему: "Новые технологии в преподавании психологии"

Оценка 4.7
Документация
docx
психологическая работа
Взрослым
25.04.2022
Методическое сообщение на тему: "Новые технологии в преподавании психологии"
Технологии преподавания психологии в СПО
Методическое сообщение апрель ЦК.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ОГБПОУ «Сасовский индустриальный колледж имени полного кавалера ордена Славы В.М. Шемарова»

 

 

Методическое сообщение

Тема: «Новые технологии в преподавании психологии»

 

 

 

 

 

 

 

преподаватель: Кочеткова Л.В.

 

 г. Сасово

2022г.

Преподавание психологии в учебном заведении СПО в условиях современной модели образования становится все более сложным. Современные педагоги должны не только быть компетентными в области своей специальности и готовыми поделиться глубоким знанием преподаваемого предмета, но и владеть новыми учебными технологиями, обеспечивающими активное вовлечение студентов в учебную, научно-исследовательскую и самостоятельную работу. Преподавание психологии требует организации такого обучения, которое бы обеспечило естественный переход с ведущей учебной деятельности на профессиональную с соответствующей трансформацией мотивов, средств, способов и результатов деятельности. Этого можно добиться лишь при реализации принципа профессиональной ориентации всех компонентов обучения, что дает возможность будущему специалисту совершенствовать свою профессиональную компетентность, учиться занимать активную позицию, формируя профессионально востребованные личные качества.

Все методы преподавания психологии можно разделить на три основные группы: программные; проблемные; дистанционные; интерактивные. В инновационном подходе методики преподавания психологии их принято называть активными, диалоговыми методами обучения.

В качестве педагогических инноваций в учебном процессе могут выступать: содержание учебного материала, технические средства, педагогические технологии и т.д. К инновационным технологиям обучения относит: интерактивные технологии обучения, технологию проектного обучения и компьютерные технологии.

В психологической теории обучения интерактивным называется обучение, основывающееся на психологии человеческих взаимоотношений. Технологии интерактивного обучения рассматриваются как способы усвоения знаний, формирования умений и навыков в процессе взаимоотношений педагога и обучаемого как субъектов учебной деятельности.

Сущность их состоит в том, что они опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, но, прежде всего, на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение. При этом процесс обучения организуется таким образом, что обучаемые учатся общаться, взаимодействовать друг с другом и другими людьми, учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа производственных ситуаций, ситуационных профессиональных задач и соответствующей информации.


Технологии интерактивного обучения.

Дискуссия (от лат. discussio– исследование, рассмотрение) –коллективное обсуждение какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений.

Цели проведения дискуссии – обучение, тренинг, диагностика, преобразование, изменение установок, стимулирование творчества и др.

При организации дискуссии в учебном процессе обычно ставят сразу несколько учебных целей, как познавательных, так и коммуникативных. При этом цели дискуссии тесно связаны с темой. Если тема обширна, содержит большой объем информации, в результате дискуссии могут быть достигнуты только такие цели, как сбор и упорядочение информации, поиск альтернатив, их теоретическая интерпретация и методологическое обоснование. Если тема дискуссии узкая, то дискуссия может закончиться принятием решения.

«Мозговой штурм» ставит своей целью сбор как можно большего количества идей, освобождение студентов от инерции мышления, активизацию творческого мышления, преодоление привычного хода мыслей при решении поставленной проблемы. «Мозговой штурм» позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в учебной группе.

Использование данной технологии в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:

- творческое усвоение студентами учебного материала;

- связь теоретических знаний с практикой;

- активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;

- формирование способностей концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;

- формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.

Мозговой штурм можно использовать при поиске решения ситуационных задач. Дидактическая игра выступает важным педагогическим средством активизации процесса обучения. В процессе дидактической игры обучаемый должен выполнить действия, аналогичные тем, которые могут иметь место в его профессиональной деятельности. В результате происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и ее развитие. Технология дидактической игры состоит из трех этапов: подготовка, проведение, анализ. Например, решение ситуационных задач можно находить в ходе выполнения игровых действий. Студентам дается на занятии определенная ситуация, они распределяют роли, обдумывают варианты решения ситуации, игровой сюжет, а затем представляют выбранное решение.

Эффективность дидактических игр заключается в следующем:

1) игра позволяет проводить контроль знаний студентов;

2) в ходе игры у студентов формируется собственное мнение, самостоятельность;

3) отрабатывается умение принимать решение в реальных условиях;

4) формируется умение работать в коллективе над решением общей задачи;

5) игра развивает инициативность и творческое отношение к учёбе.

Возросшая производительность персональных компьютеров сделала возможным достаточно широкое применение технологий мультимедиа. На лекционных и практических занятиях широко используются компьютерные презентации. Компьютер оказывается и неоценимым помощником при обработке результатов тестирования.

В нашей стране при преподавании психологии начали применяться сравнительно новые  технологии: кейс-метод, метод портфолио, электронное тестирование.

Кейс-метод был разработан в Гарвардской школе бизнеса в Бостоне. Преподаватели этого вуза отказались от традиционных лекций. Вместо них они поставили в центр обучения обсуждение конкретных практических случаев. В настоящее время этот метод стал  самостоятельной концепцией обучения и получил название – метод Гарварда.

Кейс-метод – это техника обучения, использующая описание реальных социальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них.

Различают полевые ситуации, основанные на реальном фактическом материале, и кресельные (вымышленные) кейсы.

Основные критерии оценки:

1) насколько обучающийся способен связать теоретические знания с практическими знаниями реальной жизни;

2) насколько он способен актуализировать знания, полученные в процессе обучении.

Портфолио как технология – это современная образовательная технология, в основе которой используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной и профессиональной деятельности.

Аутентичное оценивание – это вид оценивания, применяющийся в практико-ориентированной деятельности и предусматривающий оценивание сформированности умений и навыков личности в условиях помещения ее в ситуацию, максимально приближенную к требованиям повседневной или профессиональной реальной жизни.

Электронное тестирование так же относится к инновационным образовательным технологиям. С помощью тестов можно проверить быстроту реакции, скорость усвоения информации и принятие на ее основе решения. Эти свойства являются важными для будущих специалистов среднего звена.

Роль информационных технологий стремительно повышается во всех сферах общественной жизнедеятельности, поэтому возникает потребность в увеличении наиболее передовых и эффективных программно-технологических образовательных решений. Информационные технологии являются дополнительным способом образования в области преподавания психологии, поскольку они повышают качество обучения, а также сокращают время изучения данного предмета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Список использованной литературы

1.        Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров . – М.: МПСИ, 2021г. – 178 с.

2.        Деркач А.А. Психология развития профессионала: учебное пособие. – М.: РАГС, 2012. – 124с.

3.        Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2006г. – 160с.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И

Преподавание психологии в учебном заведении

Преподавание психологии в учебном заведении

Технологии интерактивного обучения

Технологии интерактивного обучения

Эффективность дидактических игр заключается в следующем: 1) игра позволяет проводить контроль знаний студентов; 2) в ходе игры у студентов формируется собственное мнение, самостоятельность; 3) отрабатывается…

Эффективность дидактических игр заключается в следующем: 1) игра позволяет проводить контроль знаний студентов; 2) в ходе игры у студентов формируется собственное мнение, самостоятельность; 3) отрабатывается…

Электронное тестирование так же относится к инновационным образовательным технологиям

Электронное тестирование так же относится к инновационным образовательным технологиям

Список использованной литературы 1

Список использованной литературы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2022