Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» Кочковского района Новосибирской области
МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ:
«Сценическое воплощение песенного фольклора. Сценическая культура»
Выполнила: преподаватель фольклора
высшей квалификационной категории
Елена Ивановна Савченко
Кочки – 2022г.
Сценическое воплощение песенного фольклора. Сценическая культура.
Пояснительная записка
Цель методической работы: обобщение и транслирование педагогического опыта
Задача: Систематизировать собственные наработки по данной теме
Проблема «фольклор на сцене» до сего дня остается открытой для поисков и экспериментов сценического воплощения народной песни.
Данная тема меня всегда волновала, я много наблюдала за разными коллективами, как за детскими, так и за взрослыми, за тем, как воспроизводится фольклор на сцене, и как должен исполняться. Имея солидный опыт работы с детским фольклорным коллективом, поняла одно - руководитель должен, прежде всего, иметь глубокие знания о традиционной культуре, о региональных особенностях песенного материала, знания о народной инструментальной музыке. Именно руководитель несет ответственность за сценическое воплощение песенного фольклора, за то, что и как поёт коллектив, во что он одет. Путь к сценическому воплощению лежит через большой труд. Преодолеть сложности помогут любовь к фольклору и заинтересованность в истинном творчестве.
Перенесение музыкально-песенного фольклора на сцену всегда сложно, так как сценический вариант народной песни оторван от исконной среды рождения и развития. Сценическое исполнение фольклора является вторичным искусством, но одновременно это один из самых эффективных способов пропаганды фольклорных традиций. Очень важно сохранить черты, присущие фольклорному произведению (музыкальную, текстовую, смысловую основы), и в то же время приблизить его к современному зрителю.
Богатейшее наследие песенного фольклора - это самобытный, яркий, колоритный материал. Он дает большие возможности исполнителям творчески раскрыться и в пении, и в интонировании слова, и в пластике сценических движений.
Песенный фольклор, как жанр исполнительства, опирается на народное музыкальное творчество, которое представляет собой явление синкретическое. Участники фольклорного ансамбля должны не только петь, но и хорошо двигаться, играть на народных музыкальных (шумовых, ударных) инструментах.
« ….В народной традиции почти не бывает, чтобы певцы пели стоя, неподвижно. Напротив, певцы «действуют» в песне. Они не посторонние наблюдатели, а живые участники действия, заключенного в самой песне…
Выбор исполнительских средств при сценическом воплощении песенного фольклора зависит, прежде всего, от жанра песни и традиций её бытования в народной среде. Руководитель творческого коллектива, делая тот или иной сценический вариант, должен опираться на народные традиции и, только основываясь на них, приступать к собственной режиссерской разработке…» ( Калугина Н. – «О сценическом воплощении народных песен» )
Работая над песнями с движениями, руководитель должен помнить, что разводка песни осуществляется им не для того чтобы отвлечь внимание слушателей от музыкальной ткани, а для того чтобы этим мощным средством выразительности помочь глубже раскрыть содержание песни, внести слушателя в ту атмосферу обряда или праздника, в которой естественно обитала звучащая песня с момента своего рождения.
Такие песенные жанры как календарные, игровые, хороводные дают возможность открыть примарные звуки голоса, найти естественный грудной звук, свойственный народной певческой манере.
Плясовые, скорые песни способствуют активной работе артикуляционного аппарата, помогают устранить различные дефекты речи ( например вялый язык, губы и т.д.), развивают произношение согласных и гласных звуков. При использовании скорых песен раскрываются актёрские способности участников коллектива, эмоциональность, а в сочетании пения с движением – пластичность, подвижность, лёгкость и т.д.
Шуточные песни обычно не выделяются в особый жанр, так как шуточная тематика характерна для песен самых разных жанров: детских считалок, дразнилок, плясовых, свадебных песен и т.д. Зачастую эти песни сопровождаются действием, игрой, и дети с удовольствием разыгрывают роли, пританцовывая, подыгрывая на разных инструментах.
Лирические протяжные песни наиболее сложны для исполнения. Обилие распевов, разрывов слов, вставные слова, развёрнутая музыкальная строфа, состоящая из нескольких фраз, богатая мелодическая орнаментика, неторопливый темп лирической песни требует в пении умения экономно расходовать дыхание, использовать все резонаторные возможности с учетом высокой певческой позиции, техники звуковедения и т.д.
Народная песня содержит яркие, доступные детскому мышлению образы, часто предполагает какое-то сюжетное развитие, даёт возможность с помощью мимики, жеста и других выразительных средств, глубже раскрыть содержание песни.
Хорошо иметь в репертуаре песни с движением, хороводные песни, различающиеся по характеру и темпу исполнения. Рисунков движения хороводов достаточно много: «стенка на стенку», «змейка», « подковка», «улитка», «воротики», разнообразные круги.
Интересный материал для детского фольклорного коллектива – календарные песни. Календарные песни связаны со старинными обрядами и обычаями. Перед исполнением таких песен, детей необходимо познакомить с ритуалами и традициями того или иного народного праздника.
Концертно-исполнительская деятельность - важнейшая часть творческой работы детского фольклорного коллектива. Она является логическим завершением всех репетиционных и педагогических процессов. Публичное выступление на концертной эстраде вызывает у детей особое психологическое состояние, определяющееся эмоциональной приподнятостью, взволнованностью. Участие в концертах выявляет все возможности коллектива, его художественные достижения, демонстрирует сплоченность, собранность, музыкальность, сценичность. Побывав на сцене в качестве артиста и исполнителя, испытав сценическое волнение и удовлетворение от своего выступления, дети строят множество дальнейших планов, понимая, что для того, чтобы добиться успеха, нужно много работать над собой. Концертные выступления являются для детей стимулом к дальнейшей работе, побуждают быть всегда в хорошей исполнительской форме. Но эту форму необходимо поддерживать на каждом уроке.
Какие методы работы по сценическому воплощению народной песни я использую в работе?
1. Тщательный отбор репертуара
Руководитель должен умело разбираться в широком диапазоне и многообразии репертуара, делая правильный выбор, с учетом его художественной ценности и исполнительских возможностей.
Правильнее, если в основе репертуара фольклорного ансамбля будет стоять традиционный фольклор. Ведь «в фольклорном искусстве, как в хорошем родительском доме, воспитываются нормы хорошего вкуса,,," – считает Н. К. Мешко, профессор РАМ им. Гнесиных. Основной принцип при подборе репертуара – песни должны соответствовать возрасту детей, быть легки в освоении, подобраны по диапазону певцов и понятны по содержанию.
…..В работе с репертуаром детского фольклорного ансамбля необходимо учитывать художественный уровень песни, мелодическое, гармоническое, ладовое богатство, метро - ритмическое разнообразие, возможность технического и художественного освоения данного произведения в ансамбле, доступность содержания, жанровое многообразие народных песен. В этом случае репертуар будет способствовать развитию эстетического вкуса, обогащению духовного мира участников, совершенствованию исполнительского мастерства и музыкального мышления детей.» ( Терентьева Л.А. – Детский фольклор Самарского края. Самара, 1991., стр 30-31, 37-38)
2. Умение сделать аранжировку и обработку песенного материала
Народная песня, выходя на сцену, всегда будет нуждаться в усилении музыкально-драматических акцентов и законченности художественной формы. Таким образом, грамотная художественная обработка песенного материала является главным аспектом деятельности руководителя сценического фольклорного коллектива.
Нередко старинная песня содержит большое количество строф (куплетов), что усложняет ее восприятие. Такой песне необходимо придать концертную форму, сократив текст. Сокращение не должно производиться механическим «отсечением» строф. При новом редактировании важно, чтобы сохранилось основное идейно-смысловое зерно.
. При музыкальной аранжировке следует учитывать традиции многоголосного распева, присущие данной местности, в которой бытовала песня. Особого разговора заслуживает проблема выбора темпа песни в концертном варианте. У каждой песни есть определенный, основной темп, однако руководители, аранжируя песню, часто насилуют природу песен, втискивая их в слишком быстрые темпы, либо чрезмерно растягивая. В народе хорошие певцы всегда отличались чувством меры.
3. Работа над вокальной техникой (певческой установкой)
Руководитель должен уделять большое внимание вокальной подготовке ансамбля. Каждое выступление коллектива на сцене должно заражать внимание зрителя своей красотой и выразительностью, источать некий эстетический вкус.
Участники ансамбля должны овладеть определёнными вокальными навыками, которые оттачиваются от урока к уроку и доводятся до автоматизма:
v использование певческого дыхания с опорой звука;
v Четкая артикуляция, дикция, ровность звуковедения;
v Навык естественного «открытого» способа пения, что позволяет певцу полностью выявить грудной тембр;
v Навык координации словозвука с мелодией и темпоритмом музыкального произведения;
v Навык высокой позиции звука и точности музыкального интонирования;
4. Работа над раскрытием художественного образа
Формирование художественного образа происходит на основе глубокого анализа музыкального и поэтического текста, а также характера и условий бытования жанра народной песни. В каждом определённом жанре раскрывается ряд определённых тем. В лирической песне раскрывается мир чувств, мир переживаний человека, в исторических рассказывается о каких либо знаменательных событиях или выдающихся личностях. В былинах присутствует сказочный элемент. Сюжет плясовых, хороводных песен чаще всего развивается вокруг жизненных ситуаций. Правильное понимание темы позволит определиться с толкованием идеи песни.
В песне выразительные средства музыки сочетаются со словами,
чтобы помочь детям более доступно понять музыкальный образ. Музыкальное настроение,
эмоциональность диктуют соответствующие поведение, жест, пластику, краску
голоса.
Можно выделить сценические средства выражения: жесты, мимика и пантомимика:
движения глаз, губ, головы человека, его пальцев, рук и
туловища. Прежде всего, на детей начинает действовать ритм музыки. Он
вызывает у ребенка, непроизвольно, телесные движения. Сначала беспорядочные, а
потом полностью совпадающие с пульсом музыки.
Готовясь к публичному выступлению, необходимо обдумать образы, которые раскроют характер песни, разбудить эмоции ребёнка, его природный артистизм.
Как же развить артистизм у детей?
Главным и основным показателем артистизма является лицо.
Лицо – это часть тела человека, обладающая костной и мышечной тканью. А для
развития, любых мышц необходим тренаж.
Все мы умеем улыбаться, удивляться, пугаться, то есть выражать свои чувства, но
делаем мы это на рефлекторном уровне. Для примера: грудной ребенок, когда ему
хорошо - улыбается, когда плохо - плачет. Никто его этому не научил - это рефлексы. Бытовые
проявления чувств отличаются от сценических. В быту наши чувства и
соответствующее им выражение лица проявляются для себя или для людей, близко
нас окружающих. В сценическом варианте то или иное выражение лица предназначено
для зрителя, находящегося как в первом, так и в последнем ряду. Потому оно
должно быть ярче, выразительнее, гротескнее.
Часто дети просто не умеют создавать яркую и выразительную маску. Поэтому
яркому, красивому выражению лица детей нужно научить.
Исполнение народной песни требует артистизма, музыкального и театрального, для того, чтобы раскрыть образ песни. Можно сказать, что каждый артист ансамбля и, тем более, солист – самобытная творческая индивидуальность. Каждая песня – маленький спектакль, с яркими акцентами и интонациями. Песню не поют - ее играют.
Артистизм должен присутствовать во всех творческих видах
деятельности и их элементах на сцене. Если это пение, то недостаточно
чистого интонирования, четкой артикуляции и знания звуков. Звук у песни должен
быть живой, выразительный. Для этого во время пения необходимо представить себе
изображаемого персонажа и мысленно перевоплотиться в него. Поёшь о мышонке –
нужно стать таким как он: маленьким, шустрым, тонкоголосым, трусливым.
Изображаешь деда – это не просто прихрамывание, нужно поставить себя на место
сгорбленного старичка, у которого болит спина и ноги, он еле ковыляет. Если
хитрая лисичка – у нее в повадках чувствуется осторожность, наигранная
ласковость. Русский хоровод – спокойный, плавный, задумчивый. Ребенок должен
вникнуть в характер исполняемого произведения, персонажа, роли, и исходя из них
создавать свой образ. Если ребенку доверили какую-то роль в сценарии или
реплику – он должен подумать, как бы он сказал эту фразу в обычной жизни, с
каким настроением. Если поёт или рассказывает о чём-то страшном – то
нужно показать, что он испугался, чтобы зрители поверили и тоже
испугались; о смешном – улыбнуться.
Необходимо научить ребёнка выкладываться на все «сто» в эмоциональном плане не
только на концерте, но и на обычном уроке. Причем, вначале выкладывается
педагог. И от качества его работы, от самоотдачи, зависит успех юного
дарования.
5. Хореография в работе над народной песней
Выбор исполнительских средств при сценическом воплощении песенного фольклора зависит, прежде всего, от жанра песни и традиций её бытования в народной среде. Руководитель народного ансамбля, делая тот или иной сценический вариант, должен опираться на народные традиции и , только основываясь на них, приступать к собственной режиссерской разработке.
В исполнительской практике народных хоров немалое место занимают народная хореография , в детском же фольклорном ансамбле удобны для исполнения игровые песни, театрализованные действия. Этой стороной народного творчества нужно заниматься с детьми не меньше, чем пением, а в младших группах фольклорного ансамбля с игровых моментов начинается и заканчивается каждая репетиция: дети через игру быстрее воспринимают произведение, живее и эмоциональнее реагируют, импровизируют, запоминают.
Для каждого фольклорного коллектива существует целый арсенал хореографических движений, коленец, поворотов, дробушек, проходок и т.д. Петь и танцевать одновременно, как это делалось в старину не так уж и легко. Хормейстер должен научить детей определённому набору танцевальных движений, характерных для данной области, для данного региона. Главную роль в народной песне с танцевальными движениями должна играть песня. А танец – это средство более полного раскрытия её содержания.
Понятие «сценическая культура» подразумевает совокупность поведенческих мер и психологических установок исполнителя, которые способствуют реализации основной задачи выступления на сцене – приобщения к искусству массового зрителя, воспитания в исполнителе уважения к сцене и к аудитории, а также заинтересованности обеих сторон (исполнителя и зрителя) в представляемом материале искусства.
Сегодня успех любого сценического выступления зависит не только от мастерства исполнителей, но и от красочности визуального ряда. Поэтому большое значение приобретает решение костюмов. Учитывая фольклорную направленность творчества коллектива, необходим профессиональный, грамотный подход в решении внешней составляющей его участников. Ведь костюм многое может сказать
В заключение, хочется подчеркнуть, что артистами не рождаются, ими становятся. А это долгий, тяжелый труд, который мы должны пройти со своими воспитанниками. Чтобы в конце концов увидеть на сцене ярких «звездочек», которые бы с полной искренностью, с полной самоотдачей показывали высочайший уровень своего артистизма.
Использованная литература:
1. Актуальные проблемы художественного воспитания детей дошкольного и школьного возраста: Сборник. – М., 1983.
2. Антипова Л.А. - Концертно-исполнительская практика и сценическое воплощения фольклора. – Москва 1993
3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968.
4. Введение в психологию / под редакцией Петровского А.В./. – М.,1996. с.468.
5. Горюнова Л. Мир народного творчества. Музыка в школе. № 1. – М.:
Просвещение, 1990.
6. Готовцев Г.А. «Мифология и фольклор». Программа и методические рекомендации. М. Новая школа 1993
7. Гусев В.Е. О коллективности в фольклоре. Диалектика личного и массового
творчества. Специфика фольклорных жанров. Л.: Наука, 1967.
8. Детский фольклор: Примерная программа для фольклорных и этнографических кружков. – М.: ВНМЦ, 1987.
9. Картавцева М.Г. Школа русского фольклора. М.: МГИК, 1994 – 72 с.
10.Калугина Н.В. О сценическом воплощении народных песен .
11. Калугина Н.В. Некоторые вопросы работы самодеятельного народного хора.
12. Комарова Т.С. Дети в мире творчества – М., 1995.
13. Маркова П.В., Шамина Л.В. Режиссура народной песни. – Москва 1984
14. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М ., 1987 – с. 1.
15. Немов Р.С. Психология. М., 1997. с.390.
16. Пушкина С., Чернышева М., Калугина Н. Сценичекое воплощение песенного фольклора.
17. Попова Т.В. Основы русской народной музыки. – М.: Музыка, 1977.
18. Руденко А.Ю. Сохранение традиционности в разработке сценарных композиций на основе народных обрядов и праздников. – Оренбург 2007
19. Разумный В.А. Драматизм бытия. – М., Прометей, 1991. – с. 80.
20. Терентьева Л.А. Детский фольклор Самарского края. – Самара 1991
21. Фомина Н.Н. «Народные праздники и программы с методическими рекомендациями организации уроков» 9-11 кл. 1991
22. Шамина Л. «Работа с самодеятельным коллективом», М. Музыка 1983
23. Шамина Л.В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом – Москва 1981г.
Приложение 1.
Методы работы над образом
Как начать работу над образом?
1.Необходимо разобрать содержание песни педагогом совместно
с
исполнителями;
2.Сделать разбор средств музыкальной выразительности;
3.Приступить к созданию своего, нового образа, его сценария поведения и
действий.
В создании образа помогают сценические движения, например
мимические этюды: «Радость», «Печаль», «Задумчивость», «Беспокойство»,
«Ликование», «Безразличие», «Злость», «Мечтательность», «Страх», «Надменность»,
«Восторженность», «Удивление».)
Таким образом, проявляются четыре взаимосвязанных компонента
для успешного сценического воплощения песни: музыка, слово , пение
и сценические движения. Можно проводить с детьми беседы по
теме:
Как ты думаешь, что такое образ? (Образ это оболочка, аура, характер, повадки
кого – либо.
Когда мы говорим войти в образ, что это значит? (Это значит, на время быть не
собой, а тем в чьём образе ты должен побывать).
Для чего нам нужен сценический образ? (Для того чтобы зрителю было интереснее
слушать исполнителя).
Одним
из наиболее эффективных и любимых у детей упражнений является «Маски». Это
своего рода выработка умения фиксировать на своём лице нужное в данный момент
выражение.
В обычной жизни человек переживает огромное количество чувств с их оттенками,
отличающихся по силе их проявлений. В работе с детьми над эмоциональностью, как
правило, используется 6 основных проявлений чувств:
1.Радость:- рот растянуть в улыбку, губы и зубы приоткрыты,
глаза широко открыты.
2.Удивление: - нижняя челюсть оттягивается "вниз", рот раскрывается
буквой "О" до отказа, брови поднимаются вверх, глаза раскрываются изо
всех сил.
3.Испуг:- голова втягивается в плечи, глаза сильно зажмуриваются, губы
поджимаются.
4.Плач(грусть):- этот вид маски можно проучивать сразу как живое лицо, только
не позволять детям использовать руки и голос.
5.Кокетство:- голова слегка наклонена и повернута, губы поджаты, глаза смещены
до отказа в сторону вверх или вниз.
6.Ненависть: - губы и зубы сжаты, голова наклонена вперед, глаза смотрят
исподлобья.
Маски проучиваются на музыкальной основе. На протяжении одной музыкальной фразы
необходимо удерживать маску, на следующей - отдыхать. Постепенно необходимо
увеличивать скорость возникновения и исчезания маски. Потом добиваемся быстрых
переходов из одной маски в другую.
Эти занятия должны проходить «красной нитью» через весь урок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.