«Методическое сопровождение молодых педагогов через программу наставничества»
Денисова Ирина Анатольевна,
руководитель ШМО иностранных языков,
ГБОУ школа №471 Выборгского района Санкт-Петербурга
Методическая работа в школе – это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого учителя. Этот комплекс ориентирован прежде всего на повышение творческого потенциала каждого педагога в частности, педагогического коллектива в целом и, в конечном счете, на повышение качества и эффективности образовательного процесса.
Методическая работа в школе направлена на оказание действенной помощи учителям в улучшении организации процесса обучения и воспитания школьников, обобщении и внедрении передового педагогического опыта, в повышении теоретического уровня и педагогической квалификации учителей школы.
Методическая тема нашей школы: «Образовательная среда школы как условие и ресурс развития творческих способностей педагога и обучающегося в условиях реализации ФГОС второго поколения и постепенного перехода к ФГОС третьего поколения».
Цель деятельности методической службы школы: формирование научно-методического пространства образовательного учреждения, обеспечивающего эффективный профессиональный рост педагога.
Задачи:
1. Обеспечить развитие систем управления методической службой образовательного учреждения.
2. Продолжить качественную реализацию инновационных и экспериментальных проектов образовательного учреждения.
3. Создать условия, обеспечивающие готовность педагога к профессиональному совершенствованию.
4. Обеспечить методическое сопровождение реализации ФГОС ДО, ФГОС НОО, ФГОС СОО, ФГОС ООО.
Методическая тема ШМО иностранных языков: «Совершенствование компетенций учителя в соответствии с требованиями профессионального стандарта и ФГОС»
Цель – повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителей иностранного языка, совершенствование их профессионального мастерства на основе изучения и внедрения в практику инновационных педагогических технологий в условиях ФГОС.
Основные задачи:
1. Продолжить работу по реализации требований обновленного ФГОС, реализации образовательных программ и программы развития школы.
2. Продолжить работу по повышению квалификации педагогов.
3. Продолжить работу по единой методической теме школы.
4. Развивать и совершенствовать систему работы и поддержки одаренных учащихся.
5. Вести целенаправленную и планомерную работу по подготовке учащихся к олимпиадам и конкурсам районного и городского уровня.
6. Совершенствовать систему мониторинга и диагностики успешности образования, уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов.
7. Организовать методическое сопровождение молодых и малоопытных педагогов через программу наставничества по форме «Учитель-учитель».
8. Использовать инновационные технологий для повышения качества образования.
9. Создавать условий для развития учебно-исследовательской культуры учащихся на основе включения их в проектную и исследовательскую деятельность.
Для решения задачи организации методического сопровождения молодых и малоопытных педагогов в нашей школе успешно реализуется программа наставничества по форме «Учитель-учитель».
-Рисунок 1. Схематическое изображение действий по методическому сопровождению молодых педагогов.
Наставничество – это способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в определенной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников. В числе самых распространенных форм наставничества, включающих множественные вариации в зависимости от условий реализации программы, выделяются пять:
● «ученик – ученик»
● «учитель – учитель»
● «студент – ученик»
● «работодатель – ученик»
● «работодатель – студент»
Каждая из указанных форм предполагает решение определенного круга задач и проблем с использованием единой методологии наставничества.
В рамках нашей образовательной организации выбраны формы наставничества:
● «ученик – ученик»
● «учитель – учитель»
● «работодатель – студент»
● «учитель-ученик»
Форма наставничества «учитель – учитель» предполагает взаимодействие молодого педагога (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового специалиста (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками специалистом-педагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку.
Целью такой формы наставничества является успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри учебного заведения, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.
Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым выделяют следующие: способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности; развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса; ориентировать начинающего учителя на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности; прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях его закрепления в образовательной организации; ускорить процесс профессионального становления учителя; сформировать школьное сообщество (как часть учительского).
Ожидаемые результаты. Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциала. Это окажет положительное влияние на уровень образовательной подготовки и психологический климат в школе. Учителя-наставляемые получат необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации.
Среди оцениваемых результатов
● повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния;
● рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве учителя на данном коллективе/образовательной организации;
● качественный рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных классах;
● сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами;
● рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований, методических практик молодого специалиста.
Рисунок 2 . Графическое представление взаимодействия по форме «учитель – учитель»
Портрет участников.
Наставник. Опытный педагог, имеющий профессиональные успехи (победитель различных профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, участник или ведущий вебинаров и семинаров), склонный к активной общественной работе, лояльный участник школьного сообщества. Обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитым чувством эмпатии. Для реализации задач мы используем два типа наставников:
● Наставник-консультант – создает комфортные условия для реализации профессиональных качеств, помогает с организацией процесса и решением конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем. Контролирует самостоятельную работу молодого специалиста.
● Наставник-предметник – опытный педагог того же предметного направления, что и молодой учитель, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку преподавания отдельных дисциплин.
Наставляемый. Молодой специалист, имеющий малый опыт работы – от 0 до 3 лет, испытывающий трудности с организацией учебного процесса, взаимодействием с учениками, другими педагогами, администрацией или родителями. Специалист, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы, которому необходимо получить представление о традициях, особенностях, регламенте и принципах образовательной организации.
Отбор наставников |
Обучение наставников |
Формирование пар «наставник – наставляемый» |
Мотивация наставников |
Процедура завершения взаимодействия
|
*Выбор из числа самых опытных и активных педагогов. *Обсуждение может быть проведено на открытом педагогическом совете, назначение должно быть добровольным.
|
*Осуществляется куратором программы в организации, если в этом есть необходимость.
*Куратор показывает возможные форматы взаимодействия с молодым педагогом, обсуждает с наставником сроки, регламент и планируемые результаты, оказывает помощь в оформлении Дневников наставников (Приложение 1)
|
*Пара закрепляется после личной встречи и обсуждения обоюдных запросов/возможностей по итогам анкетирования (Приложения 2,3). *Определяются мероприятия для Плана работы наставника (Приложение 4)
|
*Закрепленный и уважаемый статус наставника. *Лидерство в педагогическом сообществе. *Создание здоровой атмосферы в педагогическом коллективе, способствующей повышению образовательных и воспитательных результатов в школе. *Возможность тиражирования авторского наставнического опыта и практики. *Повышение квалификации |
*Представление конкретных результатов взаимодействия *Тестирование и проверка (серия открытых уроков) молодого специалиста на закрепление необходимых навыков/ успешную адаптацию.
*Взаимная оценка работы наставника и наставляемого посредством анкетирования. |
В рамках программы наставничества учитель-наставник и учитель–наставляемый помимо обсуждения теоретических вопросов методики и педагогики стараются как можно чаще посещать уроки друг друга, на практике реализуя профессиональное наставничество. Для качественного анализа уроков используются различные Карты посещения уроков, Алгоритмы анализа и самоанализа урока, Диагностическая карта урока по критериям и показателям (Приложение 5),что способствует систематизации работы по методическому сопровождению молодых педагогов.
Структура современного урока должна включать целеполагание, основные этапы, рефлексию. Инновационный урок подразумевает наличие технологической карты, использование разнообразных форм обучения, практический опыт деятельности. В соответствии с ФГОС современный урок должен быть деятельностным, максимальный объем рабочего времени на таком уроке отводится деятельности самих обучающихся.
Разрабатывая современный урок, важно руководствоваться методическими принципами:
- субъективизация (ученик рассматривается как партнер при обучении);
- коммуникативность;
- деятельностный подход;
- метапредметность;
- рефлективность.
Планируя урок, следует учитывать основные критерии и аспекты современного урока с позиции системно-деятельностного подхода (Приложение 6).
Для эффективного мониторинга работы молодого педагога в нашей школе успешно используются разнообразные Технологические карты контроля с целью выявления затруднений по организации урока на деятельностной основе и их предупреждение в дальнейшей работе. (Приложение 7) Учитель-наставник при посещении уроков своего наставляемого опирается на критерии и комментарии экспертов, содержащиеся в Карте качества анализа урока по ФГОС (Приложение 8).
Подводя итог, следует отметить , что работа по программе наставничества с молодыми педагогами способствует решению общеметодических задач как предметного ШМО, так и всего образовательного учреждения.
Приложение 1.
ДНЕВНИК НАСТАВНИКА
ФИО наставника: ____________________________________
ФИО наставляемого: ________________________________
Программа наставничества: «Работать и учиться вместе». Форма наставничества: «учитель-учитель»
Направление: «профессиональное наставничество на практике».
Наименование проекта «развитие профессиональных компетенций»
Дата встречи |
Формат и форма встречи (очно/дистанционно; индивидуальная/групповая; диалог / обсуждение / экскурсия / публичная лекция / практическая работа над проектом) |
Цель (тема встречи) |
Содержание |
Результат |
Шкала моего эмоционального и профессионального состояния от 1 до 3 (где 3 – позитивно и мотивированно, 2 – заинтересовано, но безынициативно, 1 –негативно и бесполезно) |
Шкала обратной связи от наставляемого от 1 до 3 (где 3 – активно реагировал и выражал интерес, 2 – был заинтересован, но неохотно участвовал, 1 – был пассивен и не заинтересован) |
30.08. 20-- г. |
Очно / индивидуальная / диалог |
Первая встреча |
Знакомство наставника и подопечного, обсуждение организационно- методических основ программы. Анкетирование. |
Определен перечень дефицитных компетенций, требующих развития; сформулирован перечень тем и график консультаций с наставником. |
|
|
03.09. 20--г. |
Очно / индивидуальная / обсуждение |
Правильная формулировка жизненных целей и разработка планов |
1.Анализ предыдущей встречи. 2. Обсуждение на тему: «Каким я вижу свое будущее» |
Ориентация на видение перспектив своего будущего и планирование реального времени в нем . |
|
|
20.10. 20-- г. |
Дистанционно/индивидуальная/практическая работа над презентацией. |
Демонстрация презентации |
1. Презентация на тему: «Кто является для меня старшими друзьями, наставниками» 2. Обсуждение на тему презентации |
Формирование позитивного имиджа близких, друзей, родственников., коллег. |
|
|
22.11. 20-- г. |
Очно / индивидуальная / обсуждение |
Как отличить ошибки от неудач |
1. Обсуждение темы «Чем могут быть полезны ошибки и неудачи» 2.Тестирование на тему: «Что помогает мне побеждать» |
Понимание того, как можно использовать ошибки и неудачи в позитивном ключе. |
|
|
01.12. 20-- г. |
Очно / индивидуальная / обсуждение |
Задачи саморазвития и самообразования . |
1.Анализ предыдущей встречи. 2.Обсуждение темы: «Какие мои сильные стороны, которые я могу развивать» |
Составление плана, ориентированного на самообразование и саморазвитие |
|
|
11.01. 20--г. |
Очно / индивидуальная / обсуждение |
Общение личное и профессиональное. Сотрудничество и карьерный рост. |
Обсуждение темы: «Как взаимодействие с другими людьми помогут помочь мне преуспеть в жизни и в работе» |
Закрепление навыков коммуникации с собеседником |
|
|
15.02. 20-- г. |
Очно / индивидуальная / обсуждение |
Самоорганизация: от планирования замысла к его осуществлению |
Обсуждение вопросов: *Какие планы у меня есть на будущее.? *Что я учитываю в планировании ежедневных дел? *Какая помощь мне может быть полезна для совершенствования навыков самоорганизации и управления временем ? |
Формирование основ целеполагания, планирования и навыков самореализации. |
|
|
22.03. 20-- г. |
Очно / индивидуальная / диалог |
Подведение итогов сотрудничества |
Беседа на тему: «Что я приобрел и смогу использовать после встречи с наставником» |
Подведение итогов совместной работы наставника и наставляемого |
3 |
|
Показатель удовлетворенности взаимодействия наставнической пары: 0-1 – низкий 1-2 – средний 2-3 – высокий |
|
|
|
Приложение 4.
План работы педагога - наставника (Ф.И.О.)_______________________
с малоопытным (молодым) учителем (Ф.И.О.) ________________________
Цель:
· создание условий для профессионального становления малоопытного учителя, для дальнейшей личностной самореализации и самоорганизации;
· оказание методической помощи малоопытному специалисту в повышении общедидактического и методического уровня организации учебно–воспитательной деятельности;
· создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности педагога;
· развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании.
Задачи:
· определить уровень сформированности профессионально значимых качеств и область педагогических затруднений;
· сформировать потребности у малоопытного учителя в проектировании своего дальнейшего профессионального развития и совершенствовании профессиональных компетенций;
· развивать способности к самоанализу, стремление к рефлексии собственной деятельности и самостоятельному управлению своим профессиональным развитием;
· способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности педагогов;
· помочь малоопытному учителю внедрить современные стратегии и передовые педагогические технологии в образовательный процесс.
Задача наставника – помочь малоопытному учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.
Сведения о малоопытном специалисте
Фамилия, имя, отчество: |
|
Образование: |
|
Какое учебное заведение окончил: |
|
Год окончания учебного заведения: |
|
Специальность по диплому: |
|
Педагогический стаж: |
|
Место работы: |
|
Должность: |
|
Предмет: |
|
Учебная нагрузка: |
|
Классы: |
|
Классное руководство: |
|
Квалификационная категория: |
Сведения о педагоге - наставнике
Фамилия, имя, отчество: |
|
Образование: |
|
Какое учебное заведение окончил: |
|
Год окончания учебного заведения: |
|
Специальность по диплому: |
|
Педагогический стаж: |
|
Место работы: |
|
Должность: |
|
Предмет: |
|
Учебная нагрузка: |
|
Классы |
|
Квалификационная категория: |
Календарный план работы учителя-наставника с малоопытным педагогом
Планируемые мероприятия |
Срок исполнения |
|
cентябрь |
|
октябрь |
|
ноябрь |
|
декабрь |
|
январь |
|
февраль |
|
март |
|
апрель |
|
май |
Приложение 2.
Форма наставничества «учитель – учитель» предполагает взаимодействие молодого педагога (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового специалиста (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками специалистом, оказывающим первому разностороннюю поддержку.
Анкета наставляемого
1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
2. Если да, то где? _____________________________________________
Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.
3. Ожидаемая эффективность программы наставничества |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
4. Оцените ожидаемый уровень комфорта при участии в программе наставничества? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
5. Ожидаемое качество организационных мероприятий (знакомство с коллективом, рабочим местом, должностными обязанностями и квалификационными требованиями) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
6. Ожидаемая полезность программы профессиональной и должностной адаптации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
7. Ожидаемая польза организованных для Вас мероприятий по развитию конкретных профессиональных навыков (посещение и ведение открытых уроков, семинары, вебинары, участие в конкурсах) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
8. Ожидаемое качество передачи Вам необходимых теоретических знаний |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
9. Ожидаемое качество передачи Вам необходимых практических навыков |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
10. Ожидаемое качество программы профессиональной адаптации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11. Насколько Вам важно ощущение поддержки от наставника? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
12. Насколько Вам важно, чтобы Вы остались довольны совместной работой? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
13. Что Вы ожидаете от программы и своей роли?
_____________________________________________________________
14. Что особенно ценно для Вас в программе?
_____________________________________________________________
15. Как часто Вы ожидаете проведение мероприятий по развитию конкретных профессиональных навыков (посещение и ведение открытых уроков, семинары, вебинары, участие в конкурсах)? |
Очень часто |
Часто |
Редко |
1-2 раза |
Никогда |
16. Рады ли Вы участвовать в программе? [да/нет]
Приложение 3.
Анкета наставника
1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
2. Если да, то где? _____________________________________________
Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.
3. Ожидаемая эффективность программы наставничества |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
4. Ожидаемый комфорт от работы в программе наставничества? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
5. Насколько эффективно Вы сможете организовать мероприятия (знакомство с коллективом, рабочим местом, должностными обязанностями и квалификационными требованиями) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
6. Ожидаемая эффективность программы профессиональной и должностной адаптации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
7. Как Вы думаете, как хорошо с Вашей помощью наставляемый овладеет необходимыми теоретическими знаниями? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
8. Как Вы думаете, как хорошо с Вашей помощью наставляемый овладеет необходимыми практическими навыками? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
9. Ожидаемое качество разработанной Вами программы профессиональной адаптации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
10. Ожидаемая включенность наставляемого в процесс |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11. Ожидаемый уровень удовлетворения совместной работой |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
12. Что Вы ожидаете от программы и своей роли?
_____________________________________________________________
13. Что особенно ценно для Вас в программе?
_____________________________________________________________
14. Как часто Вы собираетесь проводить мероприятия по развитию конкретных профессиональных навыков |
Очень часто |
Часто |
Редко |
1-2 раза |
Никогда |
(посещение и ведение открытых уроков, семинары, вебинары, участие в конкурсах) |
|
|
|
|
|
14. Рады ли Вы участвовать в программе наставничества? [да/нет]
Приложение 5.
Диагностическая карта урока по критериям и показателям
как основа для системной работы по методическому сопровождению.
Критерии и показатели оценки деятельности учителя на уроке |
Оценка в баллах |
Уровень работы учителя |
1.Целеполагание (максимум 10) |
||
Учитель формирует содержательную цель урока (формирование системы ценностей по данному предмету) |
1-2 |
низкий |
Формулирует содержательную и развивающую цели урока |
3-4 |
средний |
Четко формулирует, что должен научиться делать ученик на данном уроке и как он это делает сам |
5-6 |
Выше среднего |
Формулирует как содержательную, развивающую, так и деятельностную цель урока (формирование умений новых способов действий ) |
7-8 |
Хороший |
Формулирует как содержательную, так и деятельностную цель урока (формирование умений новых способов действий). При необходимости изменяет сценарий урока, добиваясь запланированного результата) |
9-10 |
Высокий |
2.Мотивация (максимум 10) |
||
Планирует и организует работу по актуализации опорных знаний учащихся как подготовительный этап,позволяющий быстро и качественно включить учащихся в освоение нового знания. |
1-2 |
Низкий |
В течение всего урока применяет формы, методы, приемы, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся |
3-4 |
Средний |
Продумывает систему мотивации уч-ся к учебной деятельности; создает на уроке «точку удивления», условия («ловушки») для фиксации уч-ся границы между знанием и незнанием
|
5-6 |
Выше среднего |
Добивается, чтобы уч-ся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу, и создает на уроке ситуацию сотрудничества |
7-8 |
Хороший |
Добивается, чтобы уч-ся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу, и создает на уроке ситуацию сотрудничества и«ситуацию успеха» для каждого ученика. Уч-ся самостоятельно проектируют пути и средства достижения поставленных целей. |
9-10 |
Высокий |
3.Содержание учебного материала и содержание образования (СУМ и СО) (максимум 10) |
|
|
Отбирает СУМ адекватно теме и содержательной цели урока |
1-2 |
Низкий |
Отбирает СУМ адекватно теме , содержательной и развивающей целям урока . СУМ по объему носит необходимый и достаточный хар-р. Материал подобран с учетом работы с мотивацией |
3-4 |
Средний
|
Различает понятия СУМ и СО Единица содержания образования (способ, алгоритм, схема. Различение )представлена обучающимся наглядно |
5-6 |
Выше среднего |
Выстроенная структура урока и логика подачи учебного материала позволяла обучающимся на уроке успешно осваивать запланированные СУМ и СО |
7-8 |
Хороший |
Единица содержания образования (способ, схема , алгоритм, различение )не дается уч-ся в готовом виде, а проектируется на уроке вместе с детьми: выделяется, обсуждается и моделируется в ходе рефлексии. При необходимости учитель изменял сценарий урока, добиваясь запланированного результата |
9-10 |
Высокий |
4.Формы организации познавательной деятельности уч-ся (максимум 10) |
||
Работает с классом фронтально на всех этапах урока |
1-2 |
Низкий |
Использует парную или групповую работу уч-ся для взаимопроверки или взаимопомощи. Выбирает формы коммуникативного взаимодействия уч-ся в парах или группах для проговаривания каждым учеником нового знания, алгоритма действий во внешней речи |
3-4 |
Средний |
Организует учебное сотрудничество детей совместно – распределенную деятельность при решении учебных задач, учит детей работе в группе |
5-6 |
Выше среднего |
Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета |
7-8 |
Хороший |
Исходит из того, что каждый уч-ся индивидуален, и организует работу каждого ученика на уроке по индивидуальному плану. Учитель работает попеременно с разными группами уч-ся, дифференцируя их по уровню знаний |
9-10 |
Высокий |
5.Методы обучения (максимум 10) |
||
На уроке преобладают вербальные (монолог учителя) и наглядные методы обучения |
1-2 |
Низкий |
Применяет современные и наглядные средства обучения, ИКТ, тестовые технологии ; учит составлять опорные сигналы, схемы, алгоритмы и блок-схемы; добывать информацию из учебника, справочников, Интернета; учит переводить информацию из одного вида в другой (текст- в таблицу, таблицу- в график , диаграмму) |
3-4 |
Средний |
Организует самостоятельную работу уч-ся, которая проверяется ими по эталонам |
5-6 |
Выше среднего |
Применяет интерактивные методы обучения, поисковые, исследовательские, эвристические беседы, проблемное обучение, внутрипредметную и межпредметную интеграцию |
7-8 |
Хороший |
Применяет нетрадиционные формы урока: урок-игра, дебаты, урок-диспут, урок-проект, урок в формате технологии формирования критического мышления |
9-10 |
Высокий |
6.Контроль и рефлексия (максимум 10) |
||
Оценивает работы уч-ся, комментируя оценки. Подводит итоги урока сам, не привлекая уч-ся |
1-3 |
Низкий |
Организует подведение итогов урока, вовлекая уч-ся в рефлексию их деятельности. (Какова была тема урока? Какую цель вы ставили перед собой? Что научились делать? Над чем еще предстоит работать?) |
3-4 |
Средний |
Организует экспресс-диагностику результатов на уроке так, чтобы учителю, и каждому ученику было очевидно ,чему они научились на уроке , а над чем еще предстоит работать |
5-6 |
Выше среднего |
Учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями (предлагает уч-ся оценить свою работу на уроке по специально продуманным к этому уроку критериям) |
7-8 |
Хороший |
Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета. Домашнее задание носит дифференцированный характер в зависимости от результатов, полученных в ходе организованной учителем рефлексии обучающихся их деятельности на уроке
|
9-10 |
Высокий |
Итог – оценка деятельности учителя на уроке при 60 максимальных баллах по 6 критериям определяется по формуле: сумма баллов умножается на 100, и делится на 60 (при этом показатель имеет от 0 до 10 баллов). УРОВНИ: 100-95% (57 баллов) – высокий уровень, 80% (48 баллов)- хороший уровень, 70% (42 балла)- уровень выше среднего, 60 % (36 баллов)- средний уровень, 50% (30 баллов) – низкий уровень
|
|
|
Приложение 6.
Аспектный анализ урока
с позиции системно-деятельностного подхода
Ф.И.О педагога ___________________________________________________________
Урок ______________________________________________________ в ______ классе
Тема урока_______________________________________________________________
Форма проведения ______________________Класс к уроку готов_________________
Дата «____» ____________20____г.
Аспекты анализа |
Оценка реализации |
||||
Организация изучения и усвоения содержания учебного материала |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
1 |
Организация обучения в зоне ближайшего развития на основе учета уровня актуального развития, предусматривающего разную меру трудности, помощи и взаимопомощи при усвоении программного материала. |
|
|
|
|
2 |
Выделение учителем в качестве предмета усвоения системы научных понятий. |
|
|
|
|
3 |
Работа над формированием понятий: - работа по отбору существенных признаков понятия; (1 балл) |
|
|
|
|
- опора на ранее сформированные понятия, представления, опыт обучающихся; (1 балл) |
|
|
|
|
|
- решение практических задач. (1балл)
|
|
|
|
|
|
4 |
Работа по формированию у обучающихся умения выделять главное в изученном материале: - введение в тему урока, постановка целей и задач изучения темы; (1 балл) |
|
|
|
|
- наличие на уроке: самостоятельной работы, наблюдения за объектом или явлениями, составление плана ответа, составление кратких записей, составления схем, алгоритмов; (1балл) |
|
|
|
|
|
- использование выражений: «так», «таким образом», «следовательно», «сделаем вывод». (1 балл) |
|
|
|
|
|
5 |
Работа по развитию самостоятельности мышления обучающихся: - ситуации дискуссий в процессе овладения знаниями, упражнения типа «докажите», «согласитесь», «прокомментируйте», «добавьте»; (2 балла) |
|
|
|
|
- поддержка учителем наиболее интересных и правильных версий учеников по обсуждаемой проблеме. (1 балл) |
|
|
|
|
|
6 |
Использование на уроке разных источников сообщения информации: - поиск необходимой информации внутри учебника, разных источников информации, справочников, Интернета. |
|
|
|
|
Методы организации учебной деятельности и способы активизации |
|||||
7 |
Работа в сотрудничестве (в малой и большой группе) в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора деятельности). |
|
|
|
|
8 |
Предложение на выбор зданий различной трудности, различного типа, виды и формы (индивидуализация и дифференциация). |
|
|
|
|
9 |
Стимулирование учеников к применению разнообразных способов учебной деятельности. |
|
|
|
|
10 |
Использование различных способов оценки и самооценки, рефлексии процесса и результата. |
|
|
|
|
Организация и осуществление педагогического взаимодействия |
|||||
11 |
Учет индивидуальных возможностей и способностей.
|
|
|
|
|
12 |
Обеспечение условий сотрудничества, сотворчества, сопереживания.
|
|
|
|
|
13 |
Формирование разнообразных учебных и коммуникативных умений и навыков, позволяющих создать ситуацию успеха. |
|
|
|
|
14 |
Содействие сохранению и укреплению здоровья школьников |
|
|
|
|
Итог – оценка урока при 42 максимальных баллах по 14 критериям определяется по формуле: сумма баллов умножается на 100, и делится на 42 (при этом показатель имеет от 0 до 3 баллов). УРОВНИ: 100-80% (34 балла) оптимальный уровень, 79-60% (25 баллов)- допустимый уровень, 59-50% (21 балл)- критический уровень, до 49 % (менее 20 баллов)- недопустимый уровень.
|
Приложение 7.
Технологическая карта контроля работы учителя
Цель: Выявление затруднений по организации урока на деятельностной основе и их предупреждение в дальнейшей работе
Критерии для анализа |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Мотивация деятельности учащихся |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Стимулирование учеников к творческим действиям - побуждающий диалог - подводящий диалог |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выявление места и причины затруднений |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Соответствие учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наличие: - фронтальной - групповой - индивидуальной работы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выдвижение и проверка гипотез |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наличие проблемного диалога на уроке |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Создание учителем проблемной ситуации и организация выхода из нее: - с удовлетворением - с затруднением |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ: Побуждающий от проблемной ситуации диалог Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации Побуждение к формулированию учебной проблемы Принятие ученических формулировок учебной проблемы. Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приемом |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ТЕХНОЛОГИЯ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ: Побуждающий к гипотезам диалог Побуждение к выдвижению гипотез Принятие выдвигаемых учениками гипотез Побуждение к проверке гипотез. Принятие предлагаемых учениками проверок Подводящий к знанию диалог Проговаривание алгоритма решения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Практическая направленность урока |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа на уроке |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наличие обратной связи Рефлексия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Контроль Самоконтроль |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Эмоциональная направленность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 8.
Карта качества анализа урока по ФГОС
№ |
Критерии |
Возможные баллы |
баллы |
Разъяснения по экспертизе |
1. Организационно-методическое сопровождение (максимум - 15) |
||||
1. |
Целеполагание |
0-5 |
|
Осознанное соотношение мотивации детей к познавательной активности на уроке и дидактических целей педагога |
2. |
Соответствие содержания проекту технологической карты |
0-5 |
|
Раскрытие темы урока, соответствие цели как конечному результату поставленных учебных задач, логическое соответствие этапов урока, прописанных в технологической карте, содержательному наполнению |
3. |
Уровень заинтересованности детей на протяжении урока (мотивация) |
0-3-5 |
|
Умение организовать дифференцированную работу каждого учащегося в классе по индивидуальному маршруту – 100 % (высокий уровень – 5 баллов); Наглядная познавательная активность 50 % учащихся класса (средний уровень – 3 балла); Локальная эпизодическая включенность учащихся в учебный процесс (низкий уровень – 0 баллов). |
2. Используемая технология (максимум- 15) |
||||
1. |
Программированная |
5 |
|
Частично-адаптивная технология, предполагающая индивидуальный маршрут обучения |
2. |
Блочно-модульная |
5 |
|
Технология обучения на основе обобщения программного материала в тематические блоки (модули) по общим содержательным (опознавательным) признакам |
3. |
Проблемно-поисковая |
5 |
|
Технология обучения в индуктивно-дедуктивном режиме «вопрос-ответ» |
4. |
Алгоритмизированная |
5 |
|
Технология обучения, в основе которого формируется словесно-логический тип мышления и работы с информацией |
5. |
Игровая |
5 |
|
Технология, спроектированная на основе игровой деятельности как ведущей |
6. |
Проектная технология |
5 |
|
Технология высокого уровня абстракции на метапредметном уровне, в основе которого лежит высокий уровень самостоятельности и осознанности мыслительной активности обучающихся |
7. |
Традиционный урок |
1 |
|
Соблюдение традиционных (объяснительно-репродуктивных) подходов в обучении
|
8. |
Традиционный урок с элементами …
|
3 |
|
Сочетание традиционных подходов с элементами активных форм обучения |
3. Формирование УУД ( максимум-25) |
||||
1. |
Личностные (готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению себя в социуме; наличие ценностно-смысловых установок, общих правил ученической позиции как активного участника образовательного процесса, результаты которого необходимы для жизненного успеха) |
0-3-5 |
|
Оценка значимых социальных и межличностных установок, формируемых учителем на уроке и отражающих значимость образовательной деятельности в контексте гражданственности: установки отсутствуют – 0 баллов; наличие установок – 3 балла; установка урока в рамках личностной социальной значимости учебного процесса и гражданственности межличностных отношений – 5 баллов
|
2. |
Метапредметные |
|||
а) регулятивные
|
0-3-5 |
|
Использование учителем алгоритмов саморегуляции и направляющих механизмов, вносящих порядок в процесс формирования УУД: отсутствие четких регламентов деятельности педагога – 0; четко спроектированные стратегии деятельности педагога – 3; адаптированность дидактических подходов к ситуативным особенностям хода урока – 5.
|
|
б) познавательные |
0-3-5 |
|
Способность учителя сочетать на уроке элементы эмпирической и теоретического аспектов практико-ориентированной работы: низкий метапредметный уровень (отсутствуют полидисциплинарные связи) – 0 баллов; средний уровень – локальная реализация метапредмета – 3 балла; высокий уровень абстракции метапредмета – 5 баллов.
|
|
в) коммуникативные (делающие общим, связывающие посредством общения УУД) |
0-5 |
|
Сформированность умения организовывать коммуникативное взаимодействие в учебной среде: сотрудничество, сотворчество в группе, в паре со сверстником, в индивидуальном взаимодействии с учителем; умение выстраивать монолог по теме урока и смежным с ней темам на основе своих собственных рассуждений. Преобладание собственного «Я» в работе на уроке, неумение слышать и слушать – 0 баллов; Эффективно выстроенная межличностная коммуникация на уроке – 5 баллов
|
|
3. |
Предметные |
0 - 5 |
|
Оценивается научность и доступность компетентностно-терминологического арсенала учителя. Владение ключевыми понятиями и предметными терминами на уровне их практической реализации, в процессе говорения, комментирования, применения в нестандартных условиях постановки задач, в процессе творческого взаимодействия |
4. Промежуточный и итоговый контроль результатов деятельности (максимум -5) |
||||
1. |
Промежуточный контроль |
2 |
|
Контроль осуществлялся на определенных этапах по усмотрению учителя |
2. |
Пошаговый контроль и своевременная корректировка |
5 |
|
Непрерывная обратная связь, осуществлялся посредством «человеко-машинного» диалога в форме адаптивной учебной деятельности |
3. |
Локальный контроль |
1 |
|
Традиционная форма, не позволяющая охватить работу на всех этапах урока |
4. |
Итоговый контроль |
3 |
|
Традиционная форма необходимая для осуществления контроля |
5. Форма познавательной активности (максимум - 5) |
||||
1. |
Репродуктивная (по образцу) |
1 |
|
Организована традиционная форма работы по теме урока |
2. |
Поисково-проблемная (по наводящим вопросам учителя) |
2 |
|
Организована проблемно-поисковая деятельность. Урок в индуктивно-дедуктивной форме «Вопрос-ответ» |
3. |
Самостоятельная (самостоятельный поиск) |
3 |
|
Организована самостоятельная деятельность учащихся по решению проблемного вопроса |
4. |
Творческая
|
5 |
|
Организована проектная деятельность, приветствуются креативные решения |
6. Коммуникативное взаимодействие на уроке (максимум -5) |
||||
1. |
«Я-Учитель» |
0 |
|
Ведущая роль учителя на уроке |
2. |
Групповое |
3 |
|
Организованная групповая работа |
3. |
Парное |
2 |
|
Организованная парная работа |
4. |
Фронтальное |
1 |
|
Организованная проблемно-поисковая деятельность при поддержке учителя в форме «вопрос-ответ» |
5. |
Адаптивное |
5 |
|
Инновационное адаптивное обучение (малая группа\закрепленные пары по форме наставник ученик-наставляемый ученик)
|
7. Материально-техническое сопровождение (максимум -5) |
||||
1. |
Стандарт |
1 |
|
Учебники, сборники тестов, карточки, раздаточный материал, мел, доска |
2. |
ТСО |
2 |
|
Электронная доска, проектор, видео, аудио-сопровождение и др. |
3. |
Авторские адаптивные ППС (программно-педагогические средства обучения) |
5 |
|
Индивидуальная компьютерная поддержка (ЭОР, видео, презентации) |
|
|
ИТОГ: 75 |
|
|
Комментарии эксперта: Качество анализа урока при 75 максимальных баллах по 7 критериям определяется по формуле: сумма баллов умножается на 100, и делится на 75 (при этом показатель имеет от 0 до 5 баллов). УРОВНИ: 100-80% (60 баллов) оптимальный уровень, 79-60% (45 баллов)- допустимый уровень, 59-50% (37 баллов)- критический уровень, до 49 % (менее 36 баллов)- недопустимый уровень.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.