Сценарий мастер-класса «Использование пальчиковых кукол при изучении английского языка в начальной школе»
Заркова А.А., учитель английского языка
МАОУ "СОШ № 79" г. Перми.
Практически каждый педагог знает о пальчиковом театре, однако многие даже не подозревают о его пользе для учащихся начальной школе. Игра различных направлений, а особенно игра с куклой является основным видом деятельности ребёнка младшего школьного возраста. Использование пальчиковых кукол на уроках английского языка – это наиболее простой способ развития мелкой моторики, снятию стрессов и проблем ребенка путем проигрывания различных ситуаций. Кроме того, театрализация на уроках английского языка представляет процесс увлекательного взаимодействия ребят друг с другом, во время которого создаются условия непроизвольного усвоения материала, что, в свою очередь, мотивирует младших школьников к изучению английского языка, и именно в этом заключается актуальность использования пальчикового театра на уроках английского языка.
Постановка целей и задач мастер-класса:
Итак, тема моего мастер класса – это «Использование пальчиковых кукол при изучении английского языка в начальной школе».
Цель моего мастер-класса: показать на практике методы и приемы работы с пальчиковыми куклами, помогающие раскрыть творческий потенциал личности ребенка, овладение технологией пальчикового кукольного театра.
Задачи мастер-класса:
1. Создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов;
2. Демонстрация опыта работы в использовании пальчикового театра на уроках английского языка в начальной школе.
Основная часть:
Пальчиковый театр – это небольшие фигурки, которые надеваются на пальцы рук взрослых и детей и используются для инсценировки сказок, историй. При игре важно работать разными пальцами, парами пальцев, одной и двумя руками, несколькими пальцами одновременно. Все это помогает с развитием координацией движений, мозга. Пальчиковый кукольный театр можно купить в магазине или сделать самому, а можно найти уже готовые шаблоны в интернете и распечатать их.
Работа с пальчиковым театром проводится по двум направлениям, которые включают в себя разные виды деятельности. Первый способ – это когда учитель выступает в роли ведущего и дает детям пример простых упражнений с куклами. Куклы используются и при работе с ориентировкой в пространстве и изучением предлогов пространства «in», «on», «under», «between» и так далее. В данном случае помимо пальчиковых кукол можно использовать декорации. Также, учитель может использовать пальчиковые куклы для инсценировки сказок и мини-сценок на тему этикета, с помощью которых младшие школьники легко запомнят, как здороваться, извиняться, прощаться, желать удачи на английском языке и так далее. Ещё один вариант – это игра «Прятки», когда на пальцы надевается несколько кукол, потом одна из кукол убирается или меняется местами с другой. Задача ребят - назвать изменение. Данный способ можно использовать при изучении новых лексических единиц по теме «Animals», «Numbers», «Colours».
Второй способ работы с пальчиковыми куклами представлен непосредственно самостоятельной игрою детей с куклами пальчикового театра. Уже в начальной школе дети должны уметь рассказать о себе, своем друге, своей семье; описать предмета, картинку, персонажей прочитанной сказки с опорой на картинку. Объем монологического высказывания – 5-6 фраз. Как показывает опыт, при заучивании диалогов и монологов, имеет место искусственное сухое “зазубривание”. Именно пальчиковые куклы помогут нам этого избежать. С помощью пальчиковых кукол учащийся играет роль собачки или льва, с удовольствием знакомится и рассказывает о себе, так как в игре вовсе необязательно задавать вопросы в строгой последовательности, и ответы могут быть различны, что заставляет детей слушать собеседника и отвечать, согласно ситуации. Также, пальчиковые куклы на уроке заставляют детей внимательно слушать друг друга, так как прослушивание небольших простых сообщений одноклассников проходит намного веселее, если перед тобой говорит не одноклассник, а интересный герой. Во время таких представлений можно делать акцент на интонацию речи каждого персонажа, например, мышка говорит писклявым голосом, медведь - басом и т.д., а это способствует развитию интонацию голоса, звукоподражательных навыков и скорости речи.
Итак, хочется еще раз подчеркнуть, что использование элементов театральной педагогики, позволяет целостно развивать личность с одновременным включением интеллекта, чувства и действия, помогает сделать процесс обучения привлекательным и радостным. Кроме того, использование различных приемов данной технологии в изучении английского языка способствует освоению коммуникативной культуры: помимо языковых форм дети учатся постигать внешнее и внутреннее содержание образа, развивают способность к обоюдному пониманию и уважению, приобретают социальную компетенцию, обогащают словарный запас.
Рефлексия:
На доске вы можете увидеть изображения огромного чемодана, мусорной корзины и мясорубки. Также, у меня есть разноцветные стикеры – зелёные, красные и жёлтые. Сейчас вам нужно хорошенько подумать, на зелёном стикере нарисовать или написать то, что вы готовы забрать с собой и использовать в своей деятельности после сегодняшнего мастер класса и приклеить это на изображение с чемоданом. На красном листочке – то, что оказалось ненужным, бесполезным, что вы никогда не будете использовать в своей работе, и что можно отправить в мусорную корзину. Желтый стикер – это то, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе. Таким образом, то, что нужно еще додумать, доработать, "докрутить" отправлялось в лист "мясорубка".
Спасибо за внимание!
Библиографический список
1. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: кн. Для воспитателей дет. сада Л.В.Артемова.- М.: Просвещение, 1991. - 127с.
2. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб,заведений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
3. Привалова С.Е. Формирование коммуникативной компетентности в период дошкольного детства // Педагогическое образование в России. 2015. №7. С.2013-2017.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.