Методическое пособие для обучающихся"Сестринское дело в эндокринологии".
Оценка 4.8

Методическое пособие для обучающихся"Сестринское дело в эндокринологии".

Оценка 4.8
Раздаточные материалы +1
docx
технология
Взрослым
19.05.2018
Методическое пособие для обучающихся"Сестринское дело в эндокринологии".
Методическое пособие ​ Сестринское дело в эндокринологии. для обучающихся по ПМ 02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» МДК 02.01 Сестринская помощь пациентам терапевтического профиля Сестринское дело в эндокринологии. Основные заболевания. Сахарный диабет Гипотиреоз Тиреотоксикоз. тандарты сестринской деятельности при сахарном диабете. Возможные нарушения потребностей. Физиологические потребности: Есть (стоматит, ограничения в диете). Пить (жажда, дефицит жидкости). Дышать (кетоацидотическая кома). Выделять (поражение почек). Половые влечения (импотенция). Быть чистым (гнойничковые заболевания, нарушения трофики кожи). Поддерживать состояние (осложнения, декомпенсация). Одеваться, раздеваться (кома). Поддерживать температуру (инфекционные осложнения). Спать, отдыхать (декомпенсация). Двигаться (диабетическая стопа, другие осложнения).
Методич пособие Сестр дело в эндокринологии.docx
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области  «Московский областной медицинский колледж №2» (ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж №2») Коломенский филиал  Методическое пособие  Сестринское дело в эндокринологии.  для обучающихся по ПМ 02. «Участие в лечебно­ диагностическом и реабилитационном процессах» МДК 02.01 Сестринская помощь пациентам терапевтического профиля Составитель: преподаватель Н.С. Лютенберг Коломна 2018 Сестринское дело в эндокринологии. Основные заболевания. ­ Сахарный диабет ­ ­ Гипотиреоз Тиреотоксикоз. 1. Обследование больных с заболеваниями органов эндокринной системы и обмена веществ ЖАЛОБЫ БОЛЬНОГО 1. Изменение формы шеи 2. Раздражительность 3. Потливость 4. Изменение массы тела 5. Сердцебиение (тахикардия) 6. Жажда 7. Кожный зуд 8. Полиурия 9. Слабость 1. Факторы  риска 2. Причины 3. Начало АНАМНЕЗ БОЛЕЗНИ 4. Динамика 5. Данные проводившегося обследования 6. Проводившееся лечение 7. Осложнения АНАМНЕЗ ЖИЗНИ 1. Наследственность 2. Перенесенные заболевания 3. Характер питания 4. Вредные привычки 5. Профессия 6. Травмы черепа 7. Профессиональные вредности 8. Условия быта, труда 9. Нервно­психические стрессы  ОБЪЕКТИВНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ БОЛЬНОГО Осмотр Пальпация 1.«Глазные» симптомы  2.Ожирение 3.Истощение 4.Увеличение щитовидной железы 5.Фурункулёз. 6.Пигментация кожи. 7.Изменение волос, ногтей, языка. 8.Тремор рук. 1. Состояние кожных покровов. 2. Щитовидная железа. 3. Пульс (тахикардия, брадикардия). ЛАБОРАТОРНО­ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ ЖЕЛЕЗА 1. Сканирование. 2. Ультразвуковое исследование. 3. Уровень гормонов в крови. 4. Основной обмен. 5. Уровень белково­связанного йода в крови 1. Уровень сахара в крови натощак. 2. Сахарный «профиль» крови. 3. Суточная глюкозурия. 4. Ацетонурия. 5. Щелочной резерв крови. 2. Сахарный диабет Определение: это заболевание поджелудочной железы, при котором нарушается выработка инсулина   ­β клетками   островков   Лангерганса,   что   ведет   к   нарушению   обмена   веществ, преимущественно углеводного. Этиология: 1. наследственная неполноценность β­клеток островков Лангерганса; 2. ожирение; 3. стресс; 4. панкреатит; 5. вирусное аутоиммунное поражение β­клеток поджелудочной железы; 6. болезнь Иценко­Кушинга; 7. акромегалия; 8. феохромоцитома. Патогенез: 1. дефицит инсулина; 2. избыток глюкагона; 3. снижение синтеза белка; 4. уменьшение проникновения в клетку аминокислот; 5. увеличение гликогенолиза – протеолиза; 6. 7. гипергликемия; глюкозурия; 8. кетоацидоз. Клиника: 1. жажда; 2. снижение массы; 3. обезвоживание; 4. микроангиопатия; 5. нейропатия; глюкозурия; 6. 7. полиурия; слабость; 8. 9. макроангиопатия. Дифференциальный диагноз: 1. несахарный диабет; 2. заболевания почек с ХПН; 3. болезнь Иценко­Кушинга; 4. акромегалия; 5. феохромоцитома; 6. панкреатит. Лечение: 1. диета; 2. инсулинотерапия; 3. сахароснижающие средства:  а) бигуаниды, б) препараты сульфанил мочевины; 4. симптоматические средства. Стандарты сестринской деятельности при сахарном диабете. I. Возможные нарушения потребностей. 1) Физиологические потребности: ­  Есть (стоматит, ограничения в диете). ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­  Пить (жажда, дефицит жидкости).  Дышать (кетоацидотическая кома).  Выделять (поражение почек).  Половые влечения (импотенция).  Быть чистым (гнойничковые заболевания, нарушения трофики кожи).  Поддерживать состояние (осложнения, декомпенсация).  Одеваться, раздеваться (кома).  Поддерживать температуру (инфекционные осложнения).  Спать, отдыхать (декомпенсация).  Двигаться (диабетическая стопа, другие осложнения). 2) Психо­социальные: ­ Общаться (госпитализация, нарушение зрения и т.д.). ­ Достижение успеха, гармонии. ­ Иметь жизненные ценности (депрессия, страх, отсутствие адаптации к болезни из­за тяжести заболевания и развития осложнений). ­ Играть, учиться, работать (ограничение трудоспособности, изменение образа жизни). II. Возможные проблемы пациента. 1) Физиологические: ­ Жажда. ­ Полиурия. ­ Зуд кожи. ­ Нарушение трофики кожи. ­ Нарушение зрения. ­ Слабость. ­ Снижение веса. ­ Избыточность массы тела. ­ Нарушение водного баланса. ­ Поражение двигательной активности. 2) Психологические: ­ Отсутствие адаптации к болезни. ­ Страх потери зрения. ­ Страх потери ребёнка. ­ Беспокойство. ­ Депрессия. ­ Дефицит знания о болезни. ­ Неадекватное отношение к болезни. ­ Дефицит самоконтроля. ­ Изменение характера питания. ­ Необходимость постоянных инъекций. ­ Снижение работоспособности. ­ Дефицит общения. ­ Изменение семейного процесса. 3) Социальные: ­ Утрата социальных, производственных связей. ­ Утрата трудоспособности. ­ Изоляция во время госпитализации. ­ Трудности в самообеспечении (средство самоконтроля, медикаменты, продукты). ­ Отсутствие самореализации. ­ Отсутствие жизненных ценностей. 4) Духовные: ­ Дефицит духовного участия (гармонии, успеха). 5)  Потенциальные проблемы: ­ Риск потери сознания в связи с гипергликемией. ­ Риск гипогликемии. ­ Риск потери зрения. ­ Риск развития липодистрофий. ­ Риск нарушения трофики кожи. ­ Риск развития инфекционных осложнений. Проблема пациента: Жажда Цели: Краткосрочная: У пациента не будет жажды через неделю. Долгосрочная:   Пациент   продемонстрирует   знания   о   причинах   возникновения   жажды   и способах борьбы с ней План сестринского вмешательства: 1. Медсестра разъяснит пациенту сущность и причины данного явления.  2. Медсестра объяснит пациенту необходимость контроля выпитой и выделенной жидкости. 3. Медсестра предупредит пациента и объяснит ему, как правильно подготовиться к исследованию крови на сахар. 4. Медсестра будет по назначению врача проводить контроль сахара мочи. 5. При необходимости медсестра будет выполнять назначения врача – введение инсулина или дачу сульфаниламидных препаратов сахароснижающего действия. Проблема пациента: Полиурия. Цели: Краткосрочная: У пациента количество мочи уменьшится через неделю от начала лечения. Долгосрочная: К моменту выписки диурез нормализуется. План сестринского вмешательства: 1. Медсестра объяснит причину и сущность данного явления пациенту. 2. Медсестра будет контролировать суточный диурез с регистрацией в температурном листе. 3. Медсестра проведёт беседу о питании при сахарном диабете. 4. Медсестра по назначению врача будет контролировать сахар мочи из суточного количества. 5. Медсестра по назначению врача будет вводить инсулин. Проблема: Высокий риск потери сознания в связи с гипергликемией. Цель вмешательства: Пациент будет знать о причинах развития гипергликемии. План сестринского вмешательства: 1. Медсестра будет наблюдать за состоянием дыхания, кожи, глазными яблоками. 2. Медсестра обучит пациента методам самоконтроля. 3. Медсестра расскажет пациенту о необходимости соблюдения диеты. 4. Медсестра обучит пациента и родственников введению инсулина. 5. Медсестра будет по назначению врача вводить инсулин. 6. Медсестра проведёт беседу с родственниками о важности регулярного введения инсулина. Проблема: Тревога по поводу ухудшения зрения. Цель вмешательства: Пациент продемонстрирует знания о причинах ухудшения зрения. План сестринского вмешательства: 1. Медсестра постарается успокоить пациента. 2. Медсестра проведёт беседу с пациентом о причинах данного осложнения. 3. Медсестра обеспечит пациента достаточной информацией и включит в процесс сотрудничества. 4. Медсестра по назначению врача отправит пациента к окулисту. 5. Медсестра познакомит пациента с человеком, больным сахарным диабетом, адаптированным к своему заболеванию. 6. Медсестра побеседует с членами семьи пациента о необходимости психологической поддержки и оказания помощи при снижении зрения. 3. Гипотиреоз Этиология: 1. врожденные нарушения функции железы; 2. аутоиммунный процесс; 3. воспаление; 4. струмэктомия; 5. рентгеновское облучение, введение радиоактивного йода; 6. опухоли щитовидной железы; 7. передозировка тиреостатических средств; 8. недостаток йода в организме. Патогенез: 1. нарушение метаболизма; 2. нарушение функции сердечно­сосудистой, нервной и других систем. Клиника: 1. нервно­психические расстройства; 2. нарушения функции сердечно­сосудистой системы; 3. кожно­трофические нарушения; 4. эндокринные и метаболические нарушения. Дифференциальный диагноз: гломерулонефрит; 1. 2. 3. аллергические отеки; атеросклероз; анемия. 4. Лечение: 1. Этиологическое. 2. Патогенетическое. 3. Заместительное гормональное. 4. Симптоматическое. Стандарты сестринской деятельности при гипотиреозе. I. Возможные нарушения потребностей. 1) Физиологические потребности: ­ Выделять (запоры). ­ Есть, пить (отёк языка, гортани), дышать (нарушение носового дыхания). ­ Половые влечения (импотенция). ­ Быть чистым (сухость, шелушение кожи). ­ Поддерживать состояние (кома, психоз). ­ Одеваться, раздеваться (медлительность, тугодумие). ­ Поддерживать температуру (гипотермия). ­ Двигаться (заторможенность, сонливость). 2) Психосоциальные: ­ Общаться (безразличие, тугодумие, медлительность, изменение тембра голоса). ­ Иметь жизненные ценности (утеря интереса к жизни, к работе, к семье). ­ Играть, учиться, работать (ограничение трудоспособности, инвалидизация, изменение образа жизни). II. Возможные проблемы пациента. 1)  Физиологические: ­ Слабость. ­ Сонливость. ­ Сухость кожи. ­ Отёки. ­ Избыточная масса тела. ­ Ограничение двигательной активности. ­ Запоры. ­ Выпадение волос, бровей, ресниц. ­ Изменение тембра голоса. ­ Зябкость. 2)  Психологические: ­ Отсутствие адаптации к болезни. ­ Апатия, депрессия. ­ Дефицит знаний о болезни. ­ Снижение интеллекта. ­ Снижение памяти. ­ Снижение работоспособности (медлительность, тугодумие). ­ Дефицит общения. ­ Изменённые семейные процессы. 3) Социальные: ­ Утрата социальных, производственных связей. ­ Утрата трудоспособности. ­ Изоляция во время госпитализации. ­ Трудности в самообеспечении (тугодумие, медлительность). 4) Духовные: ­ Дефицит духовного участия, сочувствия. ­ Отсутствие самореализации. ­ Отсутствие жизненных ценностей (гармонии, успеха). 5)  Потенциальные проблемы: ­ Риск потери сознания при развитии микседематозной комы. ­ Риск развития психоза. ­ Риск развития  гнойничковых заболеваний кожи. ­ Риск развития сердечной недостаточности. ­ Риск развития гипотермии. ­ Риск развития слабоумия. Проблема: Запоры. Цели: Краткосрочная: У пациента стул будет не реже раза в два дня. Долгосрочная: Пациент продемонстрирует знания о способах борьбы с запорами к моменту выписки из стационара. План сестринского вмешательства: 1. Обеспечить молочно­растительную диету (чёрный хлеб, овощи, фрукты, зелень, диета №3). 2. Обеспечить приём достаточного количества жидкости, лучше кисломолочных продуктов, соков, сульфатных минеральных вод до двух литров в день. 3. Выработать у пациента условный рефлекс на дефекацию в определённое время суток (утром через 15­20 минут после приёма стакана холодной кипячёной воды натощак). 4. Обеспечить достаточную двигательную активность пациента. 5. Обеспечить   приём   слабительных   и   постановку   опорожнительных   клизм   в   соответствии   с указанием врача. 6. Обучить элементарным приёмам ЛФК и массажа и в дальнейшем контролировать их выполнение (индивидуально). 7. Регистрировать кратность стула в температурном листе. 8. Обучить пациента особенностям образа жизни при запорах. Проблема:  Беспокойство   по   поводу   изменения   внешнего   вида   (отёчность,   сухая   кожа, выпадение волос). Цели: Краткосрочная: Пациент будет спокойно обсуждать проблему через два дня. Долгосрочная:   Пациент   не   будет   испытывать   беспокойства   к   моменту   выписки   из стационара. План сестринского вмешательства: 1. М/с объяснит пациенту причину возникновения изменений и их обратимый характер. 2. М/с приведёт в пример пациента с положительной динамикой данных явлений. 3. М/с привлечёт к беседе пациента, у которого при поступлении были такие же проблемы. 4. М/с постарается убедить пациента не стесняться своего вида. 5. М/с будет поддерживать у больного уверенность в положительном эффекте лечения. 4. Диффузный токсический зоб. Этиология: 1. наследственность; 2. аутоиммунные нарушения. Предрасполагающие факторы: 1. психотравма; 2. хроническая инфекция; 3. чрезмерная инсоляция; 4. пубертатный период; 5. климакс. Патогенез: 1. гиперсекреция тиреоидных гормонов; 2. нарушение метаболизма; 3. изменение функции нервной, сердечно­сосудистой и других систем. Клиника: 1. нервно­психические расстройства; 2. нарушение функции органов пищеварения; 3. глазные симптомы; зоб; 4. 5. изменение кожи и её придатков; 6. нарушение метаболизма. Дифференциальный диагноз: 1. нейроциркуляторная дистония; 2. миокардит; гипертоническая болезнь; 3. 4. климактерический синдром. Лечение: 1. тиреостатические средства; 2. психотропные средства; 3.  ­ адреноблокаторы; 4. радиойодтерапия; 5. хирургическое лечение. Стандарты сестринской деятельности при тиреотоксикозе I. Возможные нарушения потребностей. 1) Физиологические потребности: ­ Есть (тремор рук). ­ Дышать (одышка при физической нагрузке). ­ Выделять (поносы). ­ Быть чистым (потливость). ­ Поддерживать состояние (сердцебиение, гипертензия, тиреотоксический криз). ­ Одеваться, раздеваться (тремор рук, чувство жара). ­ Поддерживать температуру (лихорадка). ­ Спать, отдыхать (бессонница). ­ Риск   развития   побочных   действий   от   применения   лекарственных   препаратов   (мерказолил, препараты йода). 2) Психосоциальные: ­ Общаться (раздражительность, плаксивость, обидчивость). ­ Иметь жизненные ценности (страх утраты трудоспособности, тревога о семье, дефицит знаний о болезни). ­ Играть, учиться, работать (ограничение трудоспособности, изменение образа жизни). II. Возможные проблемы пациента. 1)  Физиологические проблемы: ­ Слабость. ­ Нарушение питания (похудание при сохранённом аппетите). ­ Нарушение сна (бессонница). ­ Тремор рук. ­ Потливость. ­ Сердцебиение. ­ Одышка при физической нагрузке. 2)  Психологические: ­ Отсутствие адаптации к болезни. ­ Тревога по поводу изменения внешности (зоб, пучеглазие). ­ Страх перед операцией. ­ Эмоциональная неустойчивость (нетерпеливость, раздражительность). ­ Дефицит знаний о болезни. ­ Снижение работоспособности. ­ Необходимость регулярно принимать лекарства. ­ Изменение характера питания. 3) Социальные: ­ Утрата социальных, производственных связей. ­ Утрата трудоспособности. ­ Изоляция во время госпитализации. 4) Духовные: ­ Дефицит духовного участия, сочувствия. ­ Отсутствие жизненных ценностей (гармонии, успеха). 5)  Потенциальные проблемы: ­ Риск нарушения зрения. ­ Риск развития осложнений от медикаментозной терапии (мерказолил, препараты йода). ­ Риск развития послеоперационных осложнений (гипотиреоз, афония). Проблема: Изменение характера (плаксивость, раздражительность). Цели: Краткосрочная: У пациента улучшится настроение через неделю после начала лечения. Долгосрочная:   К   выписке   из   стационара   настроение   пациента   нормализуется,   исчезнет раздражительность, плаксивость. План сестринского вмешательства: 1. М/с успокоит пациента. 2. М/с проведёт беседу о причине изменения характера и объяснит пациенту обратимость этих явлений. 3. М/с постарается обеспечить спокойную, дружескую обстановку в палате. 4. М/с   побеседует   с   родственниками   пациента,   расскажет   о   причинах   изменения   характера,   о необходимости моральной поддержки с их стороны в данный момент. 5. М/с познакомит с пациентом, который уже выписывается, но имел те же проблемы. 6. М/с разрешит посещения ежедневно по 15 минут знакомым пациента, которые вызовут у него положительные эмоции. Проблема:  Беспокойство   по   поводу   изменения   внешнего   вида   (экзофтальм,   испуганное выражение лица). Цели: Краткосрочная: Пациент будет спокойно обсуждать проблему через 2 дня. Долгосрочная: Пациент не будет испытывать беспокойство к моменту выписки. План сестринского вмешательства: 1. М/с объяснит пациенту причину возникновения изменений и их обратимый характер. 2. М/с приведет в пример пациента с положительной динамикой. 3. М/с привлечет к беседе пациента, у которого при поступлении были такие же проблемы. 4. М/с постарается убедить пациента не стесняться своего вида. 5. М/с будет акцентировать внимание пациента на положительные изменения внешнего вида при лечении. 5. Особенности ухода за больными с заболеваниями  эндокринных органов. Сахарный диабет. 1. Контроль за соблюдением режима (исключить эмоциональные и физические нагрузки). 2. Контроль за соблюдением диеты, стол №9, 9а, 9б, контроль передач. Исключается: сладости, сдобная выпечка, манная каша, углеводы, жиры. Включается мясо и рыба ежедневно. Контроль за режимом питания: ­ приём в одни и те же часы с учётом введения инсулина, ­ шестиразовое питание. 3. Сбор мочи на сахар в 3 порциях и из суточного количества. 4. Сахар крови натощак. 5. Соблюдение асептики при инъекциях с учётом возможных осложнений (инфильтраты, абсцессы). 6. Уход за кожей (зуд, расчёсы), склонность к гнойничковым заболеваниям. 7. Уход за полостью рта (стоматит). 8. Контроль веса 1 раз в неделю. 9. Контроль за приёмом препаратов. 10. Контроль за состоянием нервной системы (не пропустить явления прекомы). Помни!  Строго соблюдай дозировку инсулина, меняя места инъекций. После введения инсулина больной должен поесть через 30 минут (профилактика гипогликемии). 11. Уход за ногами: ­ ­ ­ ­ внимательно осматривать стопы ежедневно, мыть ноги тёплой водой; тщательно вытирать ноги, особенно, между пальцами; подстригать ногти; смазывать ноги кремом; делать упражнения для ступней ног. ­ Правильно выбранная обувь и носки гарантируют хорошее состояние ног. Носки: ­ должны быть правильного размера; ­ ­ резинки не должны сдавливать ногу; должны быть изготовлены из хлопка, шерсти. Обувь: ­ должна быть достаточно просторна;  ­ ­ ­ ­ устойчивая гибкая подошва; прочная пятка; правильно подобранный материал; правильный каблук (2 ­ 4 см); ­     выбирать обувь после обеда. 1. Соблюдение   лечебно­охранительного   режима   для   сохранения   психики   больного,   создание Заболевания щитовидной железы. оптимального температурного режима в палате. 2. Контроль за диетой (исключение крепкого кофе и чая). 3. Контроль веса. 4. Контроль пульса, АД, температуры. 5. Личная гигиена, уход за кожей, смена нательного и постельного белья. 6. Точность дозировки лекарственных препаратов. 7. Контроль гемограммы (возможна лейкопения). 8. Следить за работой кишечника.

Методическое пособие для обучающихся"Сестринское дело в эндокринологии".

Методическое пособие для обучающихся"Сестринское дело в эндокринологии".

Методическое пособие для обучающихся"Сестринское дело в эндокринологии".

Методическое пособие для обучающихся"Сестринское дело в эндокринологии".

Методическое пособие для обучающихся"Сестринское дело в эндокринологии".

Методическое пособие для обучающихся"Сестринское дело в эндокринологии".

Методическое пособие для обучающихся"Сестринское дело в эндокринологии".

Методическое пособие для обучающихся"Сестринское дело в эндокринологии".

Методическое пособие для обучающихся"Сестринское дело в эндокринологии".

Методическое пособие для обучающихся"Сестринское дело в эндокринологии".

Методическое пособие для обучающихся"Сестринское дело в эндокринологии".

Методическое пособие для обучающихся"Сестринское дело в эндокринологии".

Методическое пособие для обучающихся"Сестринское дело в эндокринологии".

Методическое пособие для обучающихся"Сестринское дело в эндокринологии".

Методическое пособие для обучающихся"Сестринское дело в эндокринологии".

Методическое пособие для обучающихся"Сестринское дело в эндокринологии".

Методическое пособие для обучающихся"Сестринское дело в эндокринологии".

Методическое пособие для обучающихся"Сестринское дело в эндокринологии".

Методическое пособие для обучающихся"Сестринское дело в эндокринологии".

Методическое пособие для обучающихся"Сестринское дело в эндокринологии".

Методическое пособие для обучающихся"Сестринское дело в эндокринологии".

Методическое пособие для обучающихся"Сестринское дело в эндокринологии".

Методическое пособие для обучающихся"Сестринское дело в эндокринологии".

Методическое пособие для обучающихся"Сестринское дело в эндокринологии".

Методическое пособие для обучающихся"Сестринское дело в эндокринологии".

Методическое пособие для обучающихся"Сестринское дело в эндокринологии".

Методическое пособие для обучающихся"Сестринское дело в эндокринологии".

Методическое пособие для обучающихся"Сестринское дело в эндокринологии".

Методическое пособие для обучающихся"Сестринское дело в эндокринологии".

Методическое пособие для обучающихся"Сестринское дело в эндокринологии".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.05.2018