Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Экологические игры для малышей"

  • Игры
  • docx
  • 10.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В пособие вошли дидактические игры природоведческого содержания для детей раннего и младшего дошкольного возраста. В каждом разделе методического пособия содержатся игры по всем разделам Программы дошкольного образования: сезонные изменения в природе, животный мир, растительный мир, человек и природа. Особый раздел посвящен подвижным играм с экологическим содержанием. Надеюсь, что пособие окажет помощь педагогам, работающим с малышами.
Иконка файла материала Методичка Игры о природе для малышей.docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ  «ОБЛАСТНОЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЁНКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И НАРУШЕНИЕМ ПСИХИКИ»    Методическое пособие  для воспитателей детского сада и родителей Экологические игры для малышейУльяновск, 2019 год Автор   –   составитель   –   Стрельцова     Жанна   Юрьевна, воспитатель ГКУЗ «Областной специализированный дом ребёнка» Пособие адресовано педагогам ДОУ и родителям для организации   работы   с   детьми   раннего   и   младшего дошкольного   возраста   по   формированию   основ экологической   культуры   средствами   дидактических игр. Игры, представленные в пособии, могут дополнить, обобщить   и   систематизировать   знания   родителей   и педагогов  о проведении  дополнительных  развивающих игр и упражнений.Всё хорошее в людях ­ из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души! Актуальность. Экологическая безопасность, охрана окружающей среды и   рациональное   природопользование   –   непременные условия   устойчивого   развития   любого   общества, открывающие   перспективу   перехода   к   новой   системе общественных ценностей, где жизнь и здоровье человека являются абсолютным приоритетом. Невозможно быть здоровым   и   при   этом   жить   в   неблагоприятной окружающей среде.Практическая значимость. Дидактические   игры   экологического   содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы,   осознать   уникальность   каждого   объекта природы,   понять,   что   неразумное   вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в   природе.   Игры   доставляют   детям   много   радости,   и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются   знания   об   окружающем   мире, воспитываются   познавательные   интересы,   любовь   к природе,   бережное   и   заботливое   отношение   к   ней,   а также эколого – целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия   для   решения   задач   сенсорного   воспитания. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и   любознательности,   пытливости,   вызывают   у   них интерес   к   объектам   природы.   В   дидактических   играх развиваются   интеллектуальные   умения:   планировать действия,   распределять   их   по   времени   и   между участниками игры, оценивать результаты  Инновационная направленность. Основной целью дидактических игр является развитие свободной   творческой   личности.   Они   дают   ребенку возможность   синтезировать   полученные   знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки,   что   позволяет   ему   в   дальнейшем   успешноадаптироваться   в   изменившейся   ситуации   школьного обучения. Дидактические игры экологического содержания для детей  раннего возраста Теплый – холодный Цель:  закрепление   знаний   свойств   воды:   прозрачная, теплая, холодная. Оборудование: Игрушки   двух   видов,   по   2­3   штуки каждого,   желательно   резиновые   и   пластмассовые (например,   небольшие   мячики   –   желтые   и   красные, синие и зеленые, утята и рыбки, кораблики и т.д.). Ход игры: Воспитатель   наполняет   одну   емкость   теплой   водой, другую   ­   холодной.   Говорит   ребенку:   «Утята   любят купаться в холодной воде, а рыбки – в теплой. Давай их искупаем».   Малыш   опускает   утят   в   емкость   с прохладной водой, а рыбок – в емкость с теплой водой.Чудесный мешочек   Узнать   предмет   при   помощи   одного   из Цель:   анализаторов. Оборудование:  Для   первых   игр   подбирают   овощи   и фрукты, резко отличающиеся по форме, деталям, затем более похожие. Небольшой мешочек (непрозрачный). Игровое   действие:  Поиск   на   ощупь   спрятанного предмета.   В   мешочек   заглядывать   нельзя.   Сначала нужно определить, что в руке, а потом показать предмет всем остальным. Ход игры: Воспитатель   опускает   овощи   и   фрукты   в   мешочек   и просит   наблюдать,   что   он   будет   делать.   Затем предлагает одному из ребят: «Найди на ощупь, не глядя в мешочек, что хочешь. А теперь скажи, что ты взял».Или   можно   попросить:   «Найди   то,   что   я   скажу (назову)». По очереди задание выполняют все дети. Соберем урожай Цель:  Развивать и закреплять знания детей об овощах, фруктах и ягодах. Их месте произрастания (сад, огород, грядка, дерево, куст, в земле, на земле). Оборудование: Корзинки с моделями: овощи, фрукты и ягоды   (одна   корзинка).   Муляжи   овощей,   фруктов   и ягод, или карточки от лото с овощами и фруктами. Ход игры: В   определенных   местах   группы   ставятся   картинки   с огородом   и   садом,   где   расположены   муляжи   или карточки.   Детей   можно   разделить   на   две   команды огородники и садоводы. По сигналу ведущего команды собирают урожай в свою корзинку с моделью. Условие: можно переносить только по одному предмету.Собери снеговика Цель:  развитие   умения   выполнять   действия   с предметами   разной   величины,   тренировка   мелкой моторики руки. Оборудование:  В   игре   используются   шары   разной величины   плоскостными изображениями). заменить   (можно   Ход игры:  Воспитатель   предлагает   ребёнку   рассмотреть выложенные перед ними детали, потрогать их, прижать друг   к   другу.   Затем   показать   малышу   готового снеговика.   Обращает   внимание   на   то,   что   снеговик состоит   из   шаров   разных   размеров:   внизу   –   большой,дальше   –   средний,   наверху   –   самый   маленький. Предлагает   ребёнку   собрать   из   шаров   такого   же снеговика. Малыш действует самостоятельно, взрослый при необходимости помогает советом. Аналогично можно собрать неваляшку, зайчика, птичку и так далее. Найди маму для детёныша Цель: Закреплять знания детей о взрослых животных и их детёнышах. Оборудование:  игрушки­животные   или   картинки, грузовик  Ход игры:   Воспитатель   обращает   внимание   детей   на   машину, которая   привезла   гостей,   и   рассказывает.   Однажды телёнок, котёнок, щенок и жеребёнок убежали далеко от мамы и заблудились; встревоженные мамы поехали на   машине   искать   их.   Котёнок,   он   был   самыммаленьким, споткнулся и замяукал. Как он замяукал? (Хоровой   и   индивидуальные   ответы)   Услышала   его кошка и позвала: «Мяу­мяу». Воспитатель предлагает кому­либо   из   детей   взять   из   кузова   машины   кошку (найти её среди других «мам»), вместе с этой игрушкой подойти   к   столу,   на   котором   лежат   картинки   с изображением котёнка, жеребёнка, телёнка и щенка, и выбрать детёныша кошки. Аналогично дети выполняют и три других задания – на выбор нужной картинки. Достань камешек Цель:  закрепление свойств камней по форме, по весу, развитие внимания, координации движений. Оборудование:  емкость   с   водой,   камешки   разной фактуры и формы. Ход игры: На   дно   емкости   с   водой   воспитатель   выкладывает несколько камешков. Затем предлагает ребенку достать «клад». Для этого он выбирает очень красивый каменьили ракушку, разглядывает их вместе с малышом. Затем камешек опускается на дно (глубина не больше 15­20 см), и ребенок должен попытаться достать его, отыскав нужный   предмет   среди   других   камней   и   ракушек. Водный   слой   обычно   затрудняет   процесс   доставания, поэтому воспитатель может немного помочь малышу. Что как плавает Цель:  знакомство   детей   со   свойствами   различных материалов. Оборудование:  Для   игры   –   экспериментирования нужен   набор   предметов   из   разных   материалов (скорлупка   грецкого   ореха,   деревянная   палочка, камешек, металлическая ложка, лоскуток ткани и др.) Ход игры:Воспитатель   предлагает   ребенку   постепенно   опускать все предметы в воду: «Какой красивый кораблик! Он готов отправиться в плавание. Опусти его в воду, пусть плывет. Как много у нас других предметов! Они тоже хотят   плавать.   Давай   и   их   отправим   в   плавание».   Во время   игры   воспитатель   обязательно   просит   малыша называть   предметы   и   помогает   комментировать действия. Найди шарик Цель:  закрепление   знаний   о   свойствах   песка; знакомство   с   качествами   предметов   –   размером, формой. Оборудование:  шарики   разного   размера,   мелкие игрушки.  Ход игры:Воспитатель   закапывает   в   песок   небольшой   шарик   и просит ребенка найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах у малыша, потом так, чтобы он не мог видеть   действия   взрослого.   Постепенно   усложняя задачу, воспитатель закапывает два предмета, например шарик   и   кубик,   а   затем   просит   найти   кубик.   Можно закапывать   предметы   одной   формы,   но   разной величины. Во дворе Цель:  Развивать   речевой   слух   и   способность   к звукоподражанию. Оборудование:  Игрушечные   петух,   курица,   кошка, собака, корова. Ход игры:Воспитатель   выразительно   читает   стихотворение   и показывает соответствующие игрушки. Ку­ка­ре­ку!  Кур стерегу. Кудах­тах­тах!  Снеслась в кустах. Мур­мур­мур,  Пугаю кур! Ам­ам! Кто – там? Кря­кря­кря!  Завтра дождь с утра! Му­му­му!  Молока кому?   (А. Барто) Прочитав   стихотворение,   воспитатель   задает   ребенку вопросы: «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка крякает?» и так далее. Гав­Гав Цель: Закреплять произношение звуков по подражанию. Оборудование: Картинки с изображением щенка, коня, теленка, цыпленка, козленка. Ход игры:Воспитатель   сопровождает   чтение   стихотворения показом картинок с изображением животных и птиц. «Гав! Гав!» – на заре, «Гав! Гав!» – на дворе. На дворе щенок бежал, а в конюшне конь заржал. Он сердился: «Ты чего спать мешаешь? И­го­го!» И сказал теленок: «Му!» Спать мешает он ему. И сказал цыпленок: «Пи! Ты, щенок, еще поспи!» А козленок: «Ме!» да «Ме!»,«Подремать не дали мне». А щенок все «Гав!» да «Гав!», у него веселый нрав! И   веселый   этот   нрав   называется   «Гав   –   гав!»   (по   Т. Волгиной) Важно добиваться, чтобы дети отчетливо произносили звукосочетания, подражая голосам животных. Что в корзиночке лежит? Цель:  Закрепить название овощей и фруктов; их цвет, форму и вкусовые качества.Оборудование: Натуральные и готовые к употреблению морковь, помидор, огурец, яблоко, апельсин, груша или другие. Ход игры:  Воспитатель   по   одному   достает   из   корзины   овощи   и фрукты и описывает их, например: «Это яблоко. Оно круглое, красное. Яблоко сладкое, сочное, вкусное. Его можно   есть».   с   помощью   вопросов воспитателя, повторяет рассказ о яблоке, затем пробует его на вкус.   Ребенок, Найди, что покажу