В пособие вошли дидактические игры природоведческого содержания для детей раннего и младшего дошкольного возраста. В каждом разделе методического пособия содержатся игры по всем разделам Программы дошкольного образования: сезонные изменения в природе, животный мир, растительный мир, человек и природа. Особый раздел посвящен подвижным играм с экологическим содержанием. Надеюсь, что пособие окажет помощь педагогам, работающим с малышами.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
«ОБЛАСТНОЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЁНКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С
ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И
НАРУШЕНИЕМ ПСИХИКИ»
Методическое пособие
для воспитателей детского сада
и родителей
Экологические игры
для малышейУльяновск, 2019 год
Автор – составитель – Стрельцова Жанна Юрьевна,
воспитатель ГКУЗ «Областной специализированный дом
ребёнка»
Пособие адресовано педагогам ДОУ и родителям для
организации работы с детьми раннего и младшего
дошкольного возраста по формированию основ
экологической культуры средствами дидактических
игр. Игры, представленные в пособии, могут дополнить,
обобщить и систематизировать знания родителей и
педагогов о проведении дополнительных развивающих
игр и упражнений.Всё хорошее в людях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Актуальность.
Экологическая безопасность, охрана окружающей среды
и рациональное природопользование – непременные
условия устойчивого развития любого общества,
открывающие перспективу перехода к новой системе
общественных ценностей, где жизнь и здоровье человека
являются абсолютным приоритетом. Невозможно быть
здоровым и при этом жить в неблагоприятной
окружающей среде.Практическая значимость.
Дидактические игры экологического содержания
помогают увидеть целостность отдельного организма и
экосистемы, осознать уникальность каждого объекта
природы, понять, что неразумное вмешательство
человека может повлечь за собой необратимые процессы
в природе. Игры доставляют детям много радости, и
содействует их всестороннему развитию. В процессе игр
формируются знания об окружающем мире,
воспитываются познавательные интересы, любовь к
природе, бережное и заботливое отношение к ней, а
также эколого – целесообразное поведение в природе.
Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные
условия для решения задач сенсорного воспитания.
Игры способствуют развитию у детей наблюдательности
и любознательности, пытливости, вызывают у них
интерес к объектам природы. В дидактических играх
развиваются интеллектуальные умения: планировать
действия, распределять их по времени и между
участниками игры, оценивать результаты
Инновационная направленность.
Основной целью дидактических игр является развитие
свободной творческой личности. Они дают ребенку
возможность синтезировать полученные знания,
развивать творческие способности и коммуникативные
навыки, что позволяет ему в дальнейшем успешноадаптироваться в изменившейся ситуации школьного
обучения.
Дидактические игры экологического
содержания для детей раннего возраста
Теплый – холодный
Цель: закрепление знаний свойств воды: прозрачная,
теплая, холодная.
Оборудование: Игрушки двух видов, по 23 штуки
каждого, желательно резиновые и пластмассовые
(например, небольшие мячики – желтые и красные,
синие и зеленые, утята и рыбки, кораблики и т.д.).
Ход игры:
Воспитатель наполняет одну емкость теплой водой,
другую холодной. Говорит ребенку: «Утята любят
купаться в холодной воде, а рыбки – в теплой. Давай их
искупаем». Малыш опускает утят в емкость с
прохладной водой, а рыбок – в емкость с теплой водой.Чудесный мешочек
Узнать предмет при помощи одного из
Цель:
анализаторов.
Оборудование: Для первых игр подбирают овощи и
фрукты, резко отличающиеся по форме, деталям, затем
более похожие. Небольшой мешочек (непрозрачный).
Игровое действие: Поиск на ощупь спрятанного
предмета. В мешочек заглядывать нельзя. Сначала
нужно определить, что в руке, а потом показать предмет
всем остальным.
Ход игры:
Воспитатель опускает овощи и фрукты в мешочек и
просит наблюдать, что он будет делать. Затем
предлагает одному из ребят: «Найди на ощупь, не глядя
в мешочек, что хочешь. А теперь скажи, что ты взял».Или можно попросить: «Найди то, что я скажу
(назову)». По очереди задание выполняют все дети.
Соберем урожай
Цель: Развивать и закреплять знания детей об овощах,
фруктах и ягодах. Их месте произрастания (сад, огород,
грядка, дерево, куст, в земле, на земле).
Оборудование: Корзинки с моделями: овощи, фрукты и
ягоды (одна корзинка). Муляжи овощей, фруктов и
ягод, или карточки от лото с овощами и фруктами.
Ход игры:
В определенных местах группы ставятся картинки с
огородом и садом, где расположены муляжи или
карточки. Детей можно разделить на две команды
огородники и садоводы. По сигналу ведущего команды
собирают урожай в свою корзинку с моделью. Условие:
можно переносить только по одному предмету.Собери снеговика
Цель: развитие умения выполнять действия с
предметами разной величины, тренировка мелкой
моторики руки.
Оборудование: В игре используются шары разной
величины
плоскостными
изображениями).
заменить
(можно
Ход игры:
Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть
выложенные перед ними детали, потрогать их, прижать
друг к другу. Затем показать малышу готового
снеговика. Обращает внимание на то, что снеговик
состоит из шаров разных размеров: внизу – большой,дальше – средний, наверху – самый маленький.
Предлагает ребёнку собрать из шаров такого же
снеговика. Малыш действует самостоятельно, взрослый
при необходимости помогает советом.
Аналогично можно собрать неваляшку, зайчика, птичку
и так далее.
Найди маму для детёныша
Цель: Закреплять знания детей о взрослых животных и
их детёнышах.
Оборудование: игрушкиживотные или картинки,
грузовик
Ход игры:
Воспитатель обращает внимание детей на машину,
которая привезла гостей, и рассказывает. Однажды
телёнок, котёнок, щенок и жеребёнок убежали далеко
от мамы и заблудились; встревоженные мамы поехали
на машине искать их. Котёнок, он был самыммаленьким, споткнулся и замяукал. Как он замяукал?
(Хоровой и индивидуальные ответы) Услышала его
кошка и позвала: «Мяумяу». Воспитатель предлагает
комулибо из детей взять из кузова машины кошку
(найти её среди других «мам»), вместе с этой игрушкой
подойти к столу, на котором лежат картинки с
изображением котёнка, жеребёнка, телёнка и щенка, и
выбрать детёныша кошки. Аналогично дети выполняют
и три других задания – на выбор нужной картинки.
Достань камешек
Цель: закрепление свойств камней по форме, по весу,
развитие внимания, координации движений.
Оборудование: емкость с водой, камешки разной
фактуры и формы.
Ход игры:
На дно емкости с водой воспитатель выкладывает
несколько камешков. Затем предлагает ребенку достать
«клад». Для этого он выбирает очень красивый каменьили ракушку, разглядывает их вместе с малышом. Затем
камешек опускается на дно (глубина не больше 1520
см), и ребенок должен попытаться достать его, отыскав
нужный предмет среди других камней и ракушек.
Водный слой обычно затрудняет процесс доставания,
поэтому воспитатель может немного помочь малышу.
Что как плавает
Цель: знакомство детей со свойствами различных
материалов.
Оборудование: Для игры – экспериментирования
нужен набор предметов из разных материалов
(скорлупка грецкого ореха, деревянная палочка,
камешек, металлическая ложка, лоскуток ткани и др.)
Ход игры:Воспитатель предлагает ребенку постепенно опускать
все предметы в воду: «Какой красивый кораблик! Он
готов отправиться в плавание. Опусти его в воду, пусть
плывет. Как много у нас других предметов! Они тоже
хотят плавать. Давай и их отправим в плавание». Во
время игры воспитатель обязательно просит малыша
называть предметы и помогает комментировать
действия.
Найди шарик
Цель:
закрепление знаний о свойствах песка;
знакомство с качествами предметов – размером,
формой.
Оборудование: шарики разного размера, мелкие
игрушки.
Ход игры:Воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и
просит ребенка найти его. Сначала можно закапывать
шарик на глазах у малыша, потом так, чтобы он не мог
видеть действия взрослого. Постепенно усложняя
задачу, воспитатель закапывает два предмета, например
шарик и кубик, а затем просит найти кубик. Можно
закапывать предметы одной формы, но разной
величины.
Во дворе
Цель: Развивать речевой слух и способность к
звукоподражанию.
Оборудование: Игрушечные петух, курица, кошка,
собака, корова.
Ход игры:Воспитатель выразительно читает стихотворение и
показывает соответствующие игрушки.
Кукареку! Кур стерегу.
Кудахтахтах! Снеслась в кустах.
Мурмурмур, Пугаю кур!
Амам! Кто – там?
Крякрякря! Завтра дождь с утра!
Мумуму! Молока кому? (А. Барто)
Прочитав стихотворение, воспитатель задает ребенку
вопросы: «Как корова мычит?», «Как собачка лает?»,
«Как уточка крякает?» и так далее.
ГавГав
Цель: Закреплять произношение звуков по подражанию.
Оборудование: Картинки с изображением щенка, коня,
теленка, цыпленка, козленка.
Ход игры:Воспитатель сопровождает чтение стихотворения
показом картинок с изображением животных и птиц.
«Гав! Гав!» – на заре, «Гав! Гав!» – на дворе.
На дворе щенок бежал, а в конюшне конь заржал.
Он сердился: «Ты чего спать мешаешь? Игого!»
И сказал теленок: «Му!» Спать мешает он ему.
И сказал цыпленок: «Пи! Ты, щенок, еще поспи!»
А козленок: «Ме!» да «Ме!»,«Подремать не дали мне».
А щенок все «Гав!» да «Гав!», у него веселый нрав!
И веселый этот нрав называется «Гав – гав!» (по Т.
Волгиной)
Важно добиваться, чтобы дети отчетливо произносили
звукосочетания, подражая голосам животных.
Что в корзиночке лежит?
Цель: Закрепить название овощей и фруктов; их цвет,
форму и вкусовые качества.Оборудование: Натуральные и готовые к употреблению
морковь, помидор, огурец, яблоко, апельсин, груша или
другие.
Ход игры:
Воспитатель по одному достает из корзины овощи и
фрукты и описывает их, например: «Это яблоко. Оно
круглое, красное. Яблоко сладкое, сочное, вкусное. Его
можно есть».
с помощью вопросов
воспитателя, повторяет рассказ о яблоке, затем пробует
его на вкус.
Ребенок,
Найди, что покажу