Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Краски осени "
Оценка 4.9

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Оценка 4.9
Книги
docx
экология
Детсад
11.11.2018
Методическое пособие  для воспитателей ДОУ "Краски осени "
Представленное методическое пособие содержит материалы для работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Основу сборника составляют стих про осень, загадки об осенних приметах и дарах осени, пословицы и поговорки об этом времени года, приметы осени по месяцам.Также практический интерес представляют подборки игр с осенней тематикой по возрастам.
Методичка Краски Осени.docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ  «ОБЛАСТНОЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЁНКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И НАРУШЕНИЕМ ПСИХИКИ»    Методическое пособие  для воспитателей детского сада и родителей «Краски осени» Ульяновск, 2018 год Автор   –   составитель   –   Стрельцова   Юрьевна, специализированный дом ребёнка»   Жанна   воспитатель   ГКУЗ   «Областной   дошкольного   возраста   Пособие адресовано педагогам ДОУ и родителям для   организации   работы   с   детьми   раннего   и младшего     по ознакомлению с характерными признаками осени, формированию   основ   экологической   культуры средствами     художественного   слова   и   малых фольклорных форм. Стихи про осень *** На кусте­кусточке — Жёлтые листочки, Виснет тучка в просини, — Значит, дело к осени! В красных листьях бережок. Каждый листик – как флажок.                          Иван Демьянов *** Осинку Окрасила осень. Осинка мне нравится Очень. Она позолотой блистает, Одно только жаль – Облетает. В. Лунин *** Раз, два, три, четыре, пять Будем листья собирать. Листья березы, Листья рябины, Листья тополя, Листья осины, Листики дуба Мы соберем, Маме осенний букет отнесем. Н. Нищева *** Вот на ветке лист кленовый. Нынче он совсем как новый! Весь румяный, золотой. Ты куда, листок? Постой!   В.Д. Берестов *** Реже солнышко блестит Теплыми лучами. К югу стая птиц летит, Расставаясь с нами. Частый дождик за окном, Небо тучей плачет, Листья желтые кругом. Это осень, значит. Г. Соренкова *** Осень, осень, погоди! И  с дождями не спеши, *** Дождик льет, старается, Хоть его не просят. Дай еще нам лета, Солнышка и света. Солнце в тучах мается, Значит это осень. А. Тесленко Г. Шестакова *** – Почему к зиме деревья Раздеваются кругом? – А деревьям тоже нужно Раздеваться перед сном! В. Орлов *** Вьётся в воздухе листва, В жёлтых листьях вся Москва. У окошка мы сидим И глядим наружу. Шепчут листья: – Улетим! — и ныряют в лужу. Ю. Коринец *** Осень – щедрая хозяйка, Всё нам дарит без утайки: Тыквы, яблоки, арбузы, Виноград и кукурузу. Варит джемы и варенье, Разносолы, угощенья. Осень – добрая подруга! Пир горой на всю округу! *** Серую дорожку из асфальта Осень расписала жёлто, ярко. Я иду по ней и представляю,  Что из лета в зиму по мосту  шагаю! Т. Яковенко *** Осень, грустная пора, Вот и дождь идёт с утра, По стеклу дождинки Сбегают, как слезинки, Плачет осень, вот беда, Стала улица пуста, Теперь все ребятишки Читают дома книжки. Е. Эрато *** Лист кленовый растопырил Свои пальцы порознь Нашей маме ветер тихо  Прошептал про осень  Листья осень   уронила Постелила нам ковер, По нему бежим мы с мамой И  шуршим вдвоем. Т. Лаврова Т. Резвова Осень Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далекий птицы улетели, Если небо хмурое, если дождик льется, Это время года осенью зовется. М. Ходякова *** Рыжую осень ­ в гости просим! Ярко природу раскрась нам  осень. Листик – оранжевый, листик –  багряный, Рисует неистово, рисует рьяно. Рисуй покуда, ­ зима сказала И тут же все краски взяла и  слизала. В. Троп *** Капризуля осень С мокрыми глазами По дорожкам ходит В жёлтенькой панаме. ­Что ты, Осень, бродишь грустно по дорожкам И украдкой смотришь В жёлтые окошки? ­ Солнышко так рано  От меня уходит, Видно в гости к деткам Вечером заходит.  *** Поглядите: за окном Листья сыплются дождем! На прогулку мы пойдем Их в букеты соберем. Желтые и красные Все такие разные! Т. Яковенко *** Дождь всё чаще, стылый ветер, Осень, жёлтый листопад, Всё слабее солнце светит И рябин костры горят. Зеленеют только ели. А туманы до земли... И над домом пролетели К югу клином журавли. Л. Фирсова С. Лосева *** Вот и осень наступила Вот и осень наступила, Дождик капает с утра. Но погоды не боится Озорная детвора. Мы по зонтику возьмем И во двор гулять пойдем. А в резиновых сапожках Не промокнут наши ножки. Т. Лаврова *** Без листвы стоят леса, Стихли птичьи голоса. Дождик каплет на дворе, Мало солнца в октябре. А. Тесленко *** В лесу осиновом Дрожат осинки. Срывает ветер С осин косынки. Он на тропинки Косынки сбросит – В лесу осиновом Наступит осень. В. Степанов *** Опустел скворечник – Улетели птицы, Листьям на деревьях Тоже не сидится. Целый день сегодня Всё летят, летят… Видно, тоже в Африку Улететь хотят. *** Дождь по улице идет, Мокрая дорога, Много капель на стекле, А тепла немного. Как осенние грибы, Зонтики мы носим, Потому что на дворе Наступила осень. И. Токмакова В.Семернин *** Кричит ворона в небе:  – Кар­р! В лесу пожар­р, в лесу  пожар­р! А было просто очень: В нем поселилась осень! *** Октябрь *** Сентябрь Осень достала краски, Ей много покрасить нужно: Листья – желтым и красным, Серым – небо и лужи. Дождь льет с самого утра, Льет как будто из ведра, И как крупные цветы Распускаются зонты. *** Ноябрь Руки мерзнут в ноябре: Холод, ветер на дворе, Осень поздняя несет Первый снег и первый лед. *** В сентябре пришла к нам осень. Сколько выросло грибов! Поменялся цвет одежды У деревьев и кустов. Клен надел кафтанчик красный, Тополя все желтые. Только елочки не сняли Платьица зеленые. *** Говорили на опушке Две залетные кукушки: «Дуб зеленый, почему Не летишь за нами? Будет грустно одному Зимними ночами». Дуб зеленый услыхал, Долго думал думу, Долго ветками махал, Много было шуму. За ночь листья пожелтели И наутро облетели. *** Ходит осень по дорожке, Промочила в лужах ножки. Льют дожди, И нет просвета, Затерялось где­то лето.. Ходит осень, бродит осень, Ветер с клёна листья сбросил. Под ногами коврик новый, Жёлто­розовый кленовый. *** Жёлтой краской кто­то Выкрасил леса, Стали отчего­то Ниже небеса, Ярче запылали Кисточки рябин. Все цветы увяли, Лишь свежа полынь. Я спросил у папы: — Что случилось вдруг? И ответил папа: — Это осень, друг. *** Листопад, листопад, Листья желтые летят. Под ногой они шуршат, Скоро голый будет сад. *** Девушка–осень С рыжим зонтом Бродит меж сосен, Плачет о том, Что не случилось, Что не сбылось, Сердцем забылось, С летом срослось… *** Праздник осенью в лесу – И светло, и весело. Вот какие украшенья Осень здесь развесила. Каждый листик золотой – Маленькое солнышко. Соберу в корзину я, Положу на донышко. Берегу я листики… Осень продолжается. Долго дома у меня Праздник не кончается. *** Ходит осень в нашем парке, Дарит осень всем подарки: Бусы красные – рябине, Фартук розовый –осине, Зонтик желтый –тополям, Фрукты осень *** Кончается лето, Кончается лето! И солнце не светит, А прячется где­то. И дождь­первоклассник, Робея немножко, В косую линейку Линует окошко. *** Стало вдруг светлее вдвое, Двор как в солнечных лучах – Это платье золотое У березы на плечах. Утром мы во двор идем — Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят… летят… летят… Пролетают паутинки С паучками в серединке, И высоко от земли Пролетели журавли. Всё летит! Должно быть, это Улетает наше лето. *** Заглянула осень в сад — Птицы улетели. За окном с утра шуршат Жёлтые метели. Под ногами первый лёд Крошится, ломается. Воробей в саду вздохнёт, А запеть – Стесняется. Дарит нам. Медленный осенний дождик  моросит, За окном на ветке скворушка  грустит. И стоит березка, голову  склонив. Вот какой печальный осени  мотив. *** Листья жёлтые танцуют,  С веток падают, летят.  Эту сказку золотую  Называют «листопад».  *** Дождь льет с самого утра, Льет как будто из ведра, И как крупные цветы Распускаются зонты. Д.Б. Кедрин Ольга Кисилева      *** Листок за листочком букет  соберу  Из листьев осенних кленовых. И маме, конечно, его подарю,  И буду дарить много новых.  Е. Николаева        *** Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная  краса — Люблю я пышное природы  увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее  дыханье, И мглой волнистою покрыты  небеса, И редкий солнца луч, и первые  морозы, *** Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы  хрустальный, И лучезарны вечера… Пустеет воздух, птиц не  слышно боле, Но далеко еще до первых  зимних бурь И льется чистая и теплая  лазурь На отдыхающее поле… И отдаленные седой зимы  угрозы. *** Мы шагаем под зонтом –  Это наш надёжный дом.  Дождь стучится: "Тук­тук­тук!  Эй, хозяева, вы тут?"  Дверь ему не отворим –  Мы промокнуть не хотим!  Е. Николаева ***  Наступила осень, Пожелтел  наш сад. Листья на берёзе  Золотом горят. Не слыхать  весёлых Песен соловья. Улетели птицы В дальние края.    А. Ерикеев       *** Улетают к югу птицы:  И грачи, и журавли,  Но останутся синицы,  Воробьи и снегири.  И сороки остаются  Не летят с родной земли.  А весной опять вернутся  И грачи, и журавли.  *** Падают листики,  Кружится осень,  Капают слёзки дождя.  Жёлтые листики Ветер уносит  В снежную даль декабря.  Л. Огурцова        *** Сентябрь, октябрь и ноябрь  С собой приводит осень.  И лето в тёплые края  Она от нас уносит.  Сентябрь щедр на урожай,  Октябрь сметает листья,  А наступил ноябрь, знай:  Зима совсем уж близко.   А.  Парошин     ***  А.  Гольцева *** Листопад, Листопад!  Птицы жёлтые летят…  Может, и не птицы это  Собрались в далёкий путь?  Может, это  Просто лето Улетает  отдохнуть? Отдохнёт, Сил  наберётся И обратно к нам  В октябре и в ноябре  Каждый зверь в своей норе  Сладко спит и видит сны  В ожидании весны.  Только маленькую Катю  Вынимают из кровати,  Умывают в пять минут,  В садик за руку ведут. Вернётся.  И. Бурсов      Во дворе еще темно,  Машет бабушка в окно.  Е.  Жданова     Загадки про время года – осень *** Прошла лиса под кустом И обожгла листву Хвостом. Огонь по веточкам полез И запылал Осенний лес. (Осень) *** *** Дни стали короче, Длинней стали ночи, Кто скажет, кто знает, Когда это бывает?  (Осенью) *** Пришла девица красная И листья обсыпает. А как она зовется, Кто, дети, угадает? (Осень) Желтой краской крашу я поле, лес, долины. И люблю я шум дождя, Назови­ка ты меня! (Осень) *** *** Пусты поля, мокнет земля, Дождь поливает, когда это  Пришла без красок и без  кисти бывает? (Осенью) И перекрасила все листья.  (Осень) *** Подожгла леса. Рыжая лиса. (Осень) *** Идёт по лисьи И красит листья. (Осень) *** Красно ­ желтая краса ­ Золотистая коса. Затяжные льют дожди, Летний лагерь позади. Ветер листья сносит, Что же это? ( Осень. ) *** Листья опадают, Моросят дожди, Травы увядают, Лето позади. Мокрая погода, Всё серо вокруг. Это время года Отгадай, мой друг. (Осень) *** Пришла унылая колдунья – Она плаксива и шалунья. Покрасила везде листочки, От слёз её растут грибочки.  (Осень) *** Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен и елочек. Я ­ ... (Осень) *** *** Слякоть. Лужи. Непогода. Дождевое время года. Тучи небо бороздят, В парке пёстрый листопад. Ветер песни завывает, В кучи листики сметает. Дождик льёт как из ведра. Что за дивная пора?! (Осень) *** Золотая гостья  Весело живёт, Всё своё богатство Даром раздаёт. (Осень) *** Деревья разодела Злато – Королева. Проредила лес густой. Жёлтый, красный, золотой! Уронила слёзы. Грянули морозы. (Осень) *** Теперь нам лето только  Как заведённый дождь идет, снится, Давно уже на юге птицы, Слетают листья, бьются  оземь... Пришла пора ­ настала... (осень). *** Лес разделся, Неба просинь, Это время года ­ ... (осень). *** Вот небо, серое от туч, Пробил случайно солнца луч. И всё покрылось позолотой: Лес, поле, речка и болото. Но, скрылся лучик и как  прежде Я в тёплой кутаюсь одежде. Стемнело очень рано, в  восемь… Но что поделать, это ­…  (осень) *** Все деревья пожелтели Кроме пышных сосен, Птицы к югу полетели. Наступила... ( осень ). *** На берёзках и на клёнах Был когда­то лист зелёный, А сегодня – золотится, Тихо под ноги ложится. Кто его сорвал и бросил? Угадал! Конечно... (осень). И день тепла нам не приносит. Печален листьев хоровод. Все ясно: наступила (осень). *** Листья падают с осин,  Мчится в небе серый клин...  Какое это время года?  (Осень) *** К нам приходит каждый год, Листьев водит хоровод... Желтый плащ все время  носит. Как зовут царевну? ... (осень) *** Добрый волшебник взял  краски и кисти, Ими раскрасил и стебли, и  листья, Год стал короче на месяцев  восемь, Милости просим красавица *** (Осень). *** Кружат жёлтые метели: Лес с себя одежду сбросил. Реже стали птичьи трели: Птицы к югу полетели. Под дождём гуляет..(Осень) Лес ­ мольберт, А ветер ­ кисти. Разрисует травы, листья. Золото и неба просинь Принесла с собою... (осень) Загадки про осенние деревья и листья *** Оранжевые, красные  На солнышке блестят.  Их листья, словно бабочки,  Кружатся и парят. (Деревья  осенью) *** Падают с ветки золотые монетки. (Осенние  листья) *** По ветру летит,  В воздухе кружит,  Жёлтою монеткой  На траве лежит. (Осенний  лист) *** Рыжий егорка Упал на озерко. Сам не утонул И воды не всколыхнул.  (Осенний лист) *** Растут — зеленеют, Упадут – пожелтеют, Полежат — почернеют.  (Листья) Загадки про осенние явления природы *** *** Ходил, бродил по крыше,  То громко, то потише.  Ходил, бродил, постукивал,  Хозяев убаюкивал. (Дождь) Мочит поле, лес и луг, Город, дом и всё вокруг! Облаков и туч он вождь, Ты же знаешь, это — ...  (дождь) *** Он идет, а мы бежим, Он догонит все равно! В дом укрыться мы спешим, Будет к нам стучать в окно, И по крыше тук да тук! Нет, не впустим, милый друг!  (Дождь) *** Мочит поле, лес и луг, Город, дом и всё вокруг! Облаков и туч он вождь, Ты же знаешь, это — ...  (дождь) *** С неба капает уныло. Всюду мокро, всюду сыро. От него легко спастись, Лишь зонтом обзавестись.  (Дождь) *** Шел долговяз, в сыру землю  увяз. (Дождь) *** *** Без пути и без дороги Ходит самый длинноногий, В тучах прячется, Во мгле, Только ноги на земле.  (Дождь) *** Слезки капают из тучи —  Плачет мастер невезучий.  Хмурой осени художник —  Хлюпает по лужам…  (дождик) *** Крупно, дробно зачастило,  И всю землю намочило.  (Дождь) *** Кто всю ночь по крыше бьёт  Да постукивает,  И бормочет, и поёт,  убаюкивает? (Дождь) По городу дождик осенний  гулял,  Зеркальце дождик своё  потерял. Зеркальце­то на асфальте  лежит,  Ветер подует — оно  задрожит.  (Лужа) *** Летит, а не птица, Воет, а не зверь. (Ветер) *** Осень в гости к нам пришла И с собою принесла... Что? Скажите наугад! Ну, конечно ... (листопад). *** Желтые крылья осины,  березы, Красные ­ ясеня, дуба и розы В воздухе кружат и шелестят Это осенний идет ...  (листопад). *** Тучи нагоняет, Воет, задувает. По свету рыщет, Поет да свищет. (Ветер) *** Ветер листьями играет, их с деревьев обрывает. Всюду листики кружат ­ это значит ... (листопад). *** Листья желтые летят, Падают, кружатся, И под ноги просто так Как ковер ложатся! Что за желтый снегопад? Это просто ...(листопад ). *** Листья жёлтые кружатся, На земь ковриком ложатся. Жёлтых листьев хоровод Осенью случается. Танец этот — каждый год. Как он называется?  (Листопад) *** Он не снег, но тоже белый,  А в тени немного синий.  Что же это, в чем тут дело?!  На траве белеет... (иней) Загадки о дарах осени *** Стоял на крепкой ножке, Теперь лежит в лукошке.  (Гриб) *** Маленький, удаленький,  Сквозь землю прошёл,  Красну шапочку нашёл.            (Гриб) *** С виду он похож на зонтик, Только меньше во сто крат. Коль гроза на горизонте, Он бывает очень рад. Если дождик и тепло, Он считает ­ повезло! (Гриб) *** *** Кто стоит на крепкой ножке В бурых листьях у дорожки? Встала шапка из травы, Нет под шапкой головы.  (Гриб) Я под шапкой цветной  На ноге стою одной.  У меня свои повадки:  Я всегда играю в прятки.  (Гриб) *** У кого шапка без головы,  А нога без сапога? (Гриб) *** Нет грибов дружней, чем эти,  Знают взрослые и дети ­ На пеньках растут в лесу, Как веснушки на носу.  (Опята) *** Вдоль лесных дорожек  Много белых ножек  В шляпках разноцветных,  Издали приметных.  Собирай, не мешкай!  *** Под кустами, под листами  Мы попрятались в траву,  Нас в лесу ищите сами  Мы не крикнем вам: «Ау!»  (Гриб) *** Я в красной шапочке расту Среди корней осиновых. Меня увидишь за версту ­ Зовусь я ­ … (подосиновик). *** Растет она в земле, Известна в целом мире. Частенько на столе Красуется в мундире.  (Картошка) Это … (сыроежки). *** Лето целое старалась ­ Одевалась, одевалась … А как осень подошла, Нам одежки отдала. Сотню одежонок Сложили мы в бочонок.  (Капуста) *** Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст? Как же быть без хруста, Если я … ! (Капуста) *** Кругла да гладка, Откусишь – сладка. Засела крепко на грядке … . (Репка) *** *** Заставит плакать всех вокруг, Хоть он и не драчун, а …  (лук). *** Корешок оранжевый под  землей сидит, Кладезь витаминов он в себе  хранит, Помогает деткам здоровее  стать, Что это за овощ, можете  сказать? (Морковь) *** И зелен, и густ На грядке вырос куст. Покопай немножко: Под кустом … . (Картошка) *** Подставив солнышку бочок, Лежит на грядке … . (Кабачок) *** Кто в земле укрылся ловко? Это рыжая … . (Морковка) Вот зеленый молодец. Он зовется … . (Огурец) *** Он на солнце греет бок, Дарит нам томатный сок. Любят люди с давних пор *** В огороде вырастала, Под дождями мокла, Созревала­созревала Красный, спелый … . (Помидор) *** Как надела сто рубах, Захрустела на зубах. (Капуста) *** Над землей трава, Под землей бордовая голова. (Свёкла) *** Уродилась я на славу, Голова бела, кудрява. Кто любит щи – Меня в них ищи. (Капуста) *** В огороде жёлтый мяч, Только не бежит он вскачь, Он как полная луна, Вкусные в нём семена. (Тыква) *** Как на нашей грядке Выросли загадки Сочные да крупные, Вот такие круглые. Летом зеленеют, К осени краснеют. (Помидоры) *** И созрела … . (Свёкла) *** Наши поросятки выросли на  грядке, К солнышку бочком,  хвостики крючком. Эти поросятки играют с нами  в прятки. (Огурцы) *** Её тянут бабка с внучкой, Кошка, дед и мышка с  Жучкой.    (Репка) *** Неказиста, шишковата, А придет на стол она, Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка) *** Дом зелёный тесноват: Узкий, длинный, гладкий. В доме рядышком сидят Круглые ребятки. Осенью пришла беда – Треснул домик гладкий, Поскакали кто куда Круглые ребятки.    (Горох) *** Щеки розовые, нос белый, Он  кусает, но не пес. В темноте сижу день целый. А рубашка зелена, Вся на солнышке она. (Редиска) Зубок есть. Но где же рот? Белый носит сюртучок. Что это, скажи? … . (Чеснок) *** Скинули с Егорушки Золотые пёрышки, Заставил Егорушка Плакать и без горюшка. (Лук) *** В этих желтых пирамидках Сотни зёрен аппетитных. (Кукуруза) *** Хоть чернил он не видал, Фиолетовым вдруг стал И лоснится от похвал Очень важный … . (Баклажан) *** Он бывает, дети, разный – Жёлтый, травяной и красный. То он жгучий, то он сладкий, Надо знать его повадки. А на кухне – глава специй! Угадали? Это … . (Перец) *** Груша, яблоко, банан. Ананас из жарких стран. Эти вкусные продукты Вместе все зовутся… (Фрукты) *** Прилетел к нему рой ос­ Сладок, мягок…(Абрикос) *** Золотист один бочок, Красноват другой бочок. Посередине, в сердцевине­ Притаился червячок. ( Яблоко) *** Весит на ветке колобок, Блестит его румяный бок.  (Яблоко) *** Круглое, румяное, Я расту на ветке. Любят меня  взрослые, Любят меня детки. (Яблоко) *** Фрукт похож на неваляшку. Носит желтую рубашку. Тишину в саду нарушив. С дерева упала…(груша) *** Летом в платьице зеленом. А по осени­в лиловом. Ароматна и красива. Узнаете? Это…(слива) *** Синий мундир, Желтая подкладка, А в середине­сладко.( Слива) *** Этот фрукт на вкус хорош, И на лампочку похож.  (Груша) *** *** Все о ней боксеры знают, С ней удар свой развивают. Хоть она и неуклюжа, Но на фрукт похожа…  (груша) *** На ветвях они висели. Как созрели, посинели. Смотрят сверху вниз пугливо, Ждут, когда сорвут их…  (Сливы) *** На сучках висят шары, Посинели от жары. (Сливы) *** Сверху шкурка золотая, В центре косточка большая. Что за фрукт?­ Вот вам  вопрос. Это сладкий…( Абрикос) *** Кто там спрятал под листок Свой румяный крепкий бок? Под листы­панамочки Прячутся в зной …(Яблочки) Знают этот фрукт детишки, Любят есть его мартышки. Родом он из жарких стран В тропиках растет…(Банан) *** *** Желтый цитрусовый плод В странах солнечных растет. А на вкус кислейший он. Сладок он и толстокож, И чуть­чуть на серп похож.  (Банан) Как зовут его? (Лимон) *** *** Этот фрукт в рубашке яркой Любит, чтобы было жарко. Не растет среди осин Круглый, рыжий…(Апельсин) С  оранжевой кожей, На мячик похожий, Но в в центре не пусто, А сочно и вкусно. (Апельсин) *** Он оранжевый и сочный, Любит Новый год. Посмотри под елку­точно, Он в подарках ждет! Этот рыжий господин Вкусный, сладкий… (Мандарин) *** Жарким солнышком согрет. В шкурку, как в броню одет. Удивит собою нас Толстокожий…(Ананас) *** Круглобока, желтолица, Может с солнышком  сравниться. А душистая какая. Мякоть сладкая такая! Мы поклонники отныне Королевы поля…(Дыни) *** К нам приехали с бахчи Полосатые мячи.(Арбузы) *** Мала, как мышь, *** Вкусны­оближешь пальчики, Оранжевые мячики. Но только в них я не играю Я неизменно их съедаю.  (Мандарины) *** Надорвали край рубашки, Вниз посыпались стекляшки. не собрать их всех назад. Что за плод такой? (Гранат) *** Он большой, как мяч  футбольный. Если спелый, все довольны. Так приятен он на вкус! Что это за шар? (Арбуз) *** Растет в траве Аленка Красна как кровь, Вкусна, как мед.(Вишня) *** Он на юге вырастал, В гроздь свои плоды собрал, А суровою зимою Придет изюмом к нам домой.  (Виноград) *** Мальчик крошка В костяной одежке. (Орех) *** Черных ягод пышный куст, Хороши они на вкус.  (Смородина) *** Много ягод в огороде, Все красны, как на подбор. Собирают все их быстро, И кладут скорее в рот.  (Клубника) В красной рубашонке. Кто не пройдет. Всяк поклон  отдает. (Земляника) *** Долгоножка хвалится: ­Я ли не красавица? А всего­то косточка, Да красненькая кофточка.  (Вишня) *** Низок, да колюч, сладок, не  пахуч, Ягоды сорвешь, всю руку  обдерешь. (Крыжовник) *** Очень крепкий этот малый, Зубу непослушный. Расколи его сначала, А потом и кушай! (Орех) *** Я­капелька лета на тоненькой  ножке. Плетут для меня кузовки и  лукошки. Кто любит меня, тот и рад  поклониться, А имя дала мне родная  землица. (Земляника) Загадки про осенние месяцы *** Кружит, кружит листопад,  Золотом покрылся сад.  С севера на юг Земли  Потянулись журавли.  Распахнулись двери школ.  Что за месяц к нам пришел?  (Сентябрь) *** Дождик с неба кап­кап­кап,  Листья желтые кружат.  Всем известно, детворе  Пора в школу в...  (сентябре) *** Кто за августом приходит,  Лето красное проводит,  Бабье лето зазывает,  В школу деток отправляет?  (Сентябрь) *** Когда бывает это Коротенькое лето? ­ Его мы ожидаем, И бабьим называем!  (Сентябрь) *** Королева наша, Осень, У тебя мы дружно спросим: Детям свой секрет открой, Кто слуга тебе второй?  (Октябрь) *** Все мрачней лицо природы: Почернели огороды, Оголяются леса, Молкнут птичьи голоса, Мишка в спячку завалился. Что за месяц к нам явился? *** Славна осень листопадом —  Листья кружит ветерком.  Землю влажную тем златом  Покрывает, как ковром.  Без листвы стоят леса,  Стихли птичьи голоса,  В спячку мишка завалился —  Что за месяц к нам явился?   (Октябрь) *** Кто тепло к нам не пускает,  Первым снегом нас пугает?  Кто зовёт к нам холода,  Знаешь ты? Конечно, да!   (Ноябрь) *** В сентябре откроет школа  Двери для детей весёлых,  У зверят же свой урок —  Запасать продукты впрок.  Всё с полей мы соберём  Перед встречей с...  (октябрём) (Октябрь) *** Вот на ветке лист кленовый,  Нынче он совсем как новый.  День пройдёт — он упадёт,  Его ветром унесёт.  Лист последний на заре  Сбросит клён наш в...  (октябре) *** Ветер хмурый тучи гонит  За поля и за луга.  А на тёмном небосводе  Хмуро движется луна.  После солнечной погоды  Сентября и октября  Скоро хмурая природа  Ждёт прибытья...  (ноября) Пословицы про осень ПОСЛОВИЦЫ ПРО РАННЮЮ ОСЕНЬ ­Упал с дерева один лист – жди осени ­Иван постный пришел – лето красное увел (Иван – полетний – 11 сентября) ­От осени к лету повороту нету. ­Осень хвастлива, а весна справедлива. ­Упал с дерева один лист — жди осени. ­В сентябре синица просит осень в гости. ­Осенью скот жиреет, а человек добреет. ­Гром в сентябре предвещает теплую и долгую осень. ­Осенью и воробей богат. ­В осень и у вороны копны хлеба. ­Сентябрь ­ пора мокропогодна и сверх прочих­ плодородна. ­Август варит, сентябрь — к столу подает. ­Холоден сентябрь, да сыт (Холодно сиверко, да сытно) ­Сентябрь без плодов не бывает. ­В сентябре если паутина стелется по растениям — к теплу. ­Теплая осень – к долгой зиме. ­В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина. ­Бабье лето ненастно – осень сухая ­Чем суше и теплее простоит сентябрь, тем позднее наступит зима. ­Не каждое лето до Федоры дотянет (Федора – 24 сентября) ­Если орехов много, а грибов мало — зима будет суровой ПОСЛОВИЦЫ ПРО ЗОЛОТУЮ ОСЕНЬ ­Осень идет и дождь за собой ведет. ­Не от добра дерево лист роняет. ­Осенний дождь мелко сеет, да долго тянется. ­Жили   у   брата   три   сестрицы:   весна   –   молодица,   зима   – белолица и осень – водяница. ­Летом ведро воды – ложка грязи, осенью ложка воды – ведро грязи. ­Весной дождь парит, а осенью – мочит. ­Весной что рекой прольет —  капли не видать; осенью ситцем просеет, а воду хоть ведром черпай. ­Если с дерева лист не чисто спадет (то есть не вся листва опадет до снега) – к холодной зиме (примета) ­Сентябрь птиц в дорогу погнал. ­Теплая осень — к долгой зиме. ­Поздний листопад — к суровой и продолжительной зиме. ­На Куприянов день журавли собираются на болотине уговор держать, каким путем – дорогою на теплый воды лететь (13 сентября – Куприянов день). ­Птицы улетают низко – к теплой зиме, а если летят высоко – к холодной зиме. ­Строгой зима будет, если птицы в отлет дружно пошли. ­Воздвиженье осень к зиме двигает (первые зазимки) ­Воздвиженье   –   последний   воз   с   поля   сдвинулся,   птица   в отлёт пошла. ­Раннее  опадание  листвы  —  к   ранней  зиме.   Если  листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы. ­Октябрь – грязник: ни колеса, ни полоза не любит ПОСЛОВИЦЫ ПРО ПОЗДНЮЮ ОСЕНЬ ­В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, свистит и рвёт, льёт и снег метёт. ­Придет осень, за все спросит. ­Осень — запасиха, зима — подбериха. ­Осень — погод восемь. ­Первый снежок не лежок. ­Осенняя ночь на двенадцати подводах едет. ­Покров – конец хороводам, начало посиделкам. ­С Трифона – Пелагеи всё холоднее ( с 21 октября). Трифон шубу чинит, Пелагея рукавички шьет. ­Заяц   сед,   навидался   бед   (начал   линять   и   стал   заметен   на выпавшем снегу) ­Параскева – грязниха – порошиха (27 октября). Скоро белым лебедем   снег   пожалует.   Через   три  дня,   на   Осию,  колесо   с осью до весны расстаются. ­В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать. ­До   Казанской   (4   ноября)   не   зима,   с   Казанской   не   осень. Матушка   Казанская   необлыжную   зиму   ведёт,   морозцам дорожку   кажет.     С   Казанской   тепло   морозу   не   указ.   С позимней   Казанской   скачет   морозко   по   ельничкам,   по березничкам, по сухим берегам, по веретейкам. ­Не заковать реку зиме без Кузьмы – Демьяна ( 14 ноября) ­19 ноября – ледостав. Федот (20 ноября) – лед на лед ведет. Михайло (21 ноября) мосты мостит.   С Ераста (23 ноября) жди ледяного наста. Ераст на всё горазд: и на холод, и на голод, и на бездорожную метелицу. ­Коли лед на речке грудами – будут и хлеба груды (примета). ­Со   студита   станет   холодно   и   сердито   (25   ноября).   Со Студита стужа – что ни день, то хуже. Федор Студит – землю студит. Федор – не Федора, знобит без разбора ПОСЛОВИЦЫ ПРО ОСЕНЬ ПО МЕСЯЦАМ Сентябрь ­Сентябрь – зоревник, хмурень, ревун: холодно и сиверко  ­В сентябре днем погоже, да по утрам негоже. ­В сентябре и лист на дереве не держится. ­Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает ­Батюшка – сентябрь не любит баловать. ­Сентябрь пахнет яблоками, октябрь – капустой. ­Холодёнек батюшка – сентябрь, да кормить горазд. ­В сентябре лето кончается, осень начинается. ­Много желудей на дубу в сентябре — к лютой зиме. ­Сентябрь — вечер года. ­Много тенетника на бабье лето — к ясной осени и холодной зиме. ­ Сентябрь — листопадник. ­С сентября огонь в поле  и в избе. ­Сентябрь кафтан с плеча срывает, тулуп надевает. ­В сентябре шуба за кафтаном тянется. ­Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает. ­В сентябре лес реже и птичий голос тише.  Октябрь ­Октябрь – позимник, листопад, грязник, свадебник. ­Октябрь – грязник. Знать осень в октябре по грязи. ­Октябрь — месяц близкой пороши. Октябрь — зазимник. ­Октябрь землю покроет где листком, где снежком. ­В октябре зима со бела гнезда снимается, к мужику в гости наряжается: «Дай­ка я на Руси погощу, деревни­села навещу, пирогов поем». ­В   октябре   до   обеда   осень,   а   пополудни   зимушка­зима.   В октябре до обеда осень, а после обеда зима. ­В октябре на одном часу и дождь, и снег. ­В   октябре   ни   на   колесах,   ни   на   санях.   Октябрь   на   пегой кобыле ездит: ни колеса, ни полоза не любит. ­Плачет октябрь холодными слезами. ­В   октябре   с   солнцем   распрощайся,   ближе   к   печке подбирайся. ­Быстро тает октябрьский день — не привяжешь за плетень. ­В октябре гром — зима бесснежная, короткая и мягкая. ­Октябрь венчает белый снег с великой грязью Ноябрь ­Ноябрь – листогной, полузимник, грудень (от слова «груда» — груды замерзшей земли). ­Ноябрь­   сентябрев   внук,   октябрев   сын,   зиме   родной батюшка. ­Ноябрь ­ ворота зимы. ­В ноябре снега надует — хлеба прибудет. ­В ноябре первый прочный снег выпадает за ночь. ­В ноябре зима с осенью борется. ­Ноябрь — сумерки года. ­Ноябрь – полузимник: и колесо, и полоз любит. Мужик с телегой прощается, в сани забирается. ­В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются. ­В ноябре мороз приосанивается. ­Холодёнек батюшка – октябрь, а ноябрь  и его перехолодил. ­Ноябрьскими заморозками декабрьский мороз тороват. ­Ноябрь   без   топора   мосты   наводит.   Декабрь   без   гвоздя загвазживает. ­Ноябрь с гвоздем, декабрь с мостом. ­В ноябре солнце сквозь слезы и «белых мух» улыбается. ­Ноябрьские ночи до снега темны. ­В ноябре тепло морозу не указ. ­Коли в ноябре небо заплачет, то следом за дождем и зима придет. ­Комары в ноябре — быть мягкой зиме. ­Кто в ноябре не зябнет, тот и в декабре не замерзнет. ­Не диво в ноябре белые мухи (снег). ­Не сковать реку зиме без ноября — кузнеца. ­Невелика у ноября кузница, а на все реки оковы кует. ­Ноябрь — бездорожник: то снег, то грязь, то грязь, то снег — ни колесу, ни полозу нет ходу. ­Ноябрь декабрю родной брат, сентябрев внук. ­Ноябрь   полузимник:   мужик   с   телегою   прощается,   в   сани забирается. ­Ноябрьские ночи до снега темны. ­Осень – то матка: кисель да блины. А весна – мачеха: сиди да гляди (имеется ввиду, что к весне заканчиваются припасенные с осени запасы) ­Весна – красна цветами, а осень – снопами. ­Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна. ­Осень говорит: «Гнило!», а весна: «Лишь бы было». ­Вешний дождь растит, а осенний –гноит. ­Не будь в осень тороват, будешь к весне богат. ­Осенью серенькое утро, красненький денек. ­Осень —  запасиха, зима­ подбериха. ­Осень прикажет, а весна своё скажет. ­Осень велика, зима долга. ­Осенняя ночь на двенадцати подводах едет. Народные приметы осени Осень  –   золотая   и   сказочная   пора   года.   Все   деревья покрываются красками разных цветов и оттенков: от желтого до  бурого.  В это   время  обычно   наступает  сезон   дождей,  в воздухе   начинает   ощущаться   прохлада.   Дни   становятся короче, ночи – длиннее. Осенью улетают в теплые края птицы. Это   время   сбора   урожая   и   подготовки   к   зиме.   Недаром говорят: «Весна красна цветами, а осень снопами». Людьми было записано множество народных примет осени, которые помогают  узнать,  какими   будут  зима   и  весна,  какой  ждать погоды, будет ли урожайным следующий год. Сырое лето и теплая осень – к долгой зиме. Осенний иней – к сухой, солнечной погоде. Рано осенью много снега – ждите раннюю весну. Облака редкие ­ будет ясно и холодно.  Звезды яркие – к хорошей погодке, тусклые – к дождю. Если осенью падает много звёзд, на следующий год будет Приметы о погоде осенью • • • • • • неурожай. Осенние приметы о природе • холодной зиме. • • • • теплой зиме. • • суровая. • мало ­ сухая.  • жестокой и снежной зимы. • морозы. • весна будет ранняя, а если снизу – поздняя. Много   паутины   на   бабье   лето   —   к   ясной   осени   и Паутина стелется по растениям ­ ждите суровой зимы. Появились комары поздней осенью — к мягкой зиме. Домашняя птица прячет голову под крыло — к холоду. Осенью птицы летят низко — к холодной, высоко — к Гуси полетели – скоро выпадет снег. Урожай на орехи, а грибов нет, зима будет снежная и Когда в лесу много рябины ­ осень будет дождливая, Рябина,   калина,   черная   бузина   созрели   рано   ­   ждите Лещина родила обильно ­ зима будет богата на снега и Если   осенью   березы   желтеют   с   верхушки,   следующая Много шишек на соснах и елях ­ к холодной зиме. Обильные шишки внизу на ели ­ морозы будут ранние, • • вверху ­ зима будет короткая. • теплая. Калина созрела, а листья на ней зеленые ­ осень будет Сентябрь  –   первый   месяц   осени.   Его   народное   название   – «хмурень», поскольку небо в это время начинает хмуриться, часто   идут   дожди.   На   эту   пору   приходится   прекрасный период – бабье лето, когда в воздухе летает много паутины и стоит   теплая   солнечная   погода.   «Сентябрь   красное   лето провожает, осень золотую встречает», ­ говорят в народе. В данном   месяце   деревья   начинают   потихоньку   менять   свою окраску с зеленого на желтый цвет. Дни становятся короче и прохладней,   перелетные   птицы   собираются   на   юг.   В   этот период   заканчивается   сбор   урожая,   ведутся   заготовки   на зиму.   Путем   многоразовых   наблюдений   наших   предков   за животными   и   явлениями   природы   было   сложено   немало народных   примет   сентября,   которые   позволяют спрогнозировать погоду, предугадать, какими будут грядущие осень, зима и весна. Приметы о погоде в сентябре • зиму. • • сойти быстрее обычного. Приметы о природе в сентябре • к холодной зиме. Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее приход зимы. Сентябрь   холодный   ­   в   следующем   году   снег   может Гром в сентябре предвещает  теплую  осень и снежную Много паутины в сентябре на бабье лето ­ к ясной осени, Если осенью листья берез начнут желтеть с верхушки ­ Поздний листопад ­ к суровой и продолжительной зиме. Листопад проходит скоро ­ зима будет холодная. Если в сентябре на дубах много желудей, ждите много • • • снега перед Рождеством. • весна будет ранняя, снизу ­ поздняя. • Если в сентябре муравьи бегают по верхушкам травы, то снег будет глубокий и зима ранняя, а если по низу ­ то долгая. • Если журавли летят высоко, не спеша и курлычат ­ будет стоять хорошая осень. Октябрь  – второй месяц осени. В народе его именуют по­ разному. Еще одно название месяца – «грязник», которое он получил   через   продолжительные   и   затяжные   дожди, образующие   лужи   и   грязь.   В   октябре   деревья разукрашиваются   в   разные   краски   и   начинают   сбрасывать листву. Дни становятся короче, в воздухе пахнет прохладой. Недаром говорят: «В октябре до обеда осень, а после обеда зима». Про этот месяц составлено много примет и поговорок. Народные приметы октября подскажут, какой будет погода, чего ожидать зимой, весной и летом. Приметы о погоде в октябре *   Теплый октябрь – к морозной зиме. *    Сильные и продолжительные холода ­ к суровой зиме. *     Гром   в   октябре   предвещает   бесснежную,   короткую   и мягкую зиму. *   В начале месяца подул восточный ветер ­ к скорой сухой погоде, западный ­ к мокрой, северный ­ к стуже. *   С какого числа в октябре ударят морозы, с такого числа в апреле следующего года начнется теплая погода. *   С какого числа в октябре пойдёт снег, с того числа весна откроется в апреле. *     Если   октябрь   запорошен   снегом,   весной   снег   долго   не сойдет с полей. *    Первый снег выпадает за сорок дней до настоящей зимы. *    В октябре луна в кругах ­ следующее лето будет сухое. Приметы о природе в октябре *   Листопад   прошел   быстро   ­   зима   будет   суровой,   а   если листья остаются зелеными и долго держатся на деревьях ­ зима будет короткая, с небольшими морозами. *  Посмотрите на березу в начале октября ­ если листья еще не опали, то снег ляжет поздно. *   Если в октябре лист с березы и клена опадает не чисто, то жди суровой зимы. *   Деревья расцветают во второй раз — к теплой и долгой осени. *    Много еловых шишек — к урожаю яровых. *     В октябре птицы летят ниже к земле — быть ранней и холодной зиме. *      Если гуси и журавли не спешат покинуть родные места, стужа наступит нескоро и зима будет мягкой и короткой, а летят высоко, не спеша и «разговаривают» — значит, будет стоять хорошая осень. Ноябрь – последний месяц осени. В народе он имеет название «листогной». С деревьев осыпается листва, в воздухе пахнет сыростью, возможны заморозки, мокрый снег и слякоть. По народной пословице, «в ноябре зима с осенью борется». Все вокруг готовится к зимнему сну, небо становится пасмурным, все   реже   появляется   солнышко.   С   помощью   растений, Какая погода в ноябре, такая и в апреле будет. Ясная безоблачная погода в ноябре — признак скорого Продолжительные и сильные похолодания в ноябре ­ к животных   и   различных   природных   явлений   можно спрогнозировать   будущую   погоду.   Для   этого   существуют народные   приметы   ноября,   которые   составлялись   и проверялись   на   протяжении   многих   столетий   разными поколениями людей. Приметы о погоде в ноябре • • понижения температуры. • суровой зиме. • • • неблагоприятен для будущего урожая. • сугробами снег лежать. Приметы о природе в ноябре • долгой зиме. • • теплой. • будет ноябрь. Если в начале ноября выпал снег – к ранней весне. Много снега ­ к богатому хлебу. Ноябрь сухой и ясный  для следующего года опасен  – Комары в ноябре ­ быть мягкой зиме. Многие   утки   остаются   на   зимовку   ­   зима   ожидается В   ноябре   с   утра   может   дождь   дождить,   а   к   вечеру Если в ноябре многие деревья не сбросили листья – к Чем ближе появляются зайцы у селений, тем холоднее Игры осенью для детей группы раннего возраста Игра «Красивые листочки» Слушаем стихи и выполняем различные движения. Падают с деревьев Жёлтые листочки – (Машем ладошками.) И летят на землю, И летят на кочки.  (Приседаем.) Ветер дует, задувает, (Машем руками перед собой.) Листья выше поднимает. (Поднимаем руки.) Ветер тише, тише, тише. (Машем руками перед собой.) Листья ниже, ниже, ниже. (Приседаем и встаём.) Скоро мы гулять пойдём (Идём на месте.) И листочков наберём.  (Делаем наклоны.) Игра «Собираем листья» Звучит музыка. Дети собирают листья, вырезанные из цветной бумаги. Когда музыка заканчивается, воспитатель определяет, кто   из   детей   собрал   листьев   больше   всех,   и   объявляет победителя. Игра «Осенний лес» Слушаем стихи и выполняем различные движения. Вот мы по лесу идём. (Идём на месте.) Мы грибочков соберём. (Наклоняемся и разгибаемся.) Раз грибок и два грибок – Их положим в кузовок. (Показываем, как кладём грибы.) Впереди мы видим что­то. (Вытягиваем руки перед собой.) Ох, большое там болото! (Разводим руки в стороны.) Как бы нам не утонуть. Нужно в сторону свернуть. (Поворачиваемся вправо и идём  на месте.) Чтоб пройти нам по лесочку, С кочки прыгаем на кочку. (Прыгаем на месте.) Прыг да скок, прыг да скок! Снова тут сухой лесок. (Разводим руки в стороны.) Игра «Дерево, кустики, травка» Когда воспитатель произносит слово «дерево», дети должны поднять руки вверх, когда слово «кустики» ­ должны стоять, опустив руки, а когда слово «травка» ­ присесть. Воспитатель может сопровождать слова действиями и иногда показывать неправильное действие, чтобы запутать участников игры. Пальчиковая игра «Речка» Слушаем стихи и загибаем пальчики. Мы по речке поплывём, что увидим ­ назовём. Катер мчится и ревёт, на волнах качнулся плот. Лодка медленно плывёт, проплывает пароход. Кот и пёс на корабле приближаются к земле. Лебедь, гусь и утка тут – все вдоль берега плывут. А ещё плывёт лягушка, пучеглазая подружка. Игра «Перепрыгни через речку» На полу ­ две верёвочки (на небольшом расстоянии одна от другой). Это речка. Дети должны прыгать через неё. Если им это   удаётся,   воспитатель   раздвигает   верёвочки   (речка становится   шире).   Победит   тот,   кто   сможет   перепрыгнуть через самое широкое место. Вот речка. В том месте, где она берёт своё начало, её можно назвать ручьём. Почему? Потому что речка ещё очень узкая. Она   течёт,   течёт   и   становится   всё   шире   и   шире.   Давайте попробуем перепрыгнуть через речку ­ там, где она не очень широкая. Игра «Листик» Слушаем стихи и выполняем различные движения. Листик рос на ветке клёна, был большим он и зелёным. (Поднимаем руки вверх, растопыриваем пальцы.) Ветку ветерок качал. (Машем руками перед собой.) Листик солнышко встречал. (Поднимаем руки вверх, машем кистями.) А потом он пожелтел, покружиться захотел. (Кружимся на месте.) Покружился, покружился и на землю опустился. (Кружимся и приседаем.) Скоро мы гулять пойдём. (Идём на месте.) Жёлтый листик мы найдём. (Наклоняемся.) Игра «Не наступи на листья» Воспитатель   раскладывает   на   полу   листья,   вырезанные   из цветной  бумаги. Дети должны  пройти  по  этому  месту  так, чтобы не наступить ни на один листик. Тот, кто наступил, выходит из игры. Игру можно повторить. Игра «Деревенские загадки» Слушаем   загадки   и   стараемся   отгадать,   кто   это   говорит, рассказывает. Вот в траве мои детишки, жёлтенькие шалунишки. Всех детишек я найду, поведу потом к пруду. Их я плавать научу. часто им «кря­кря» кричу. (Утка.)  За деревней течёт речка, есть хорошее местечко. Я хожу туда купаться, понырять и поплескаться. Там кричу я: «Га­га­га! Как красивы берега!» (Гусь.)  Непослушный мой ребёнок убегает на лужок. Там пасётся жеребёнок, маленький его дружок. Говорю сыночку: «Му! Знаю, скучно одному». (Корова.) Игра «Волшебная палочка» Воспитатель дотрагивается волшебной палочкой до детей и превращает их в разных домашних животных. Дети должны изобразить, как двигается животное, какие звуки издаёт. Тот, у   кого   это   получится   лучше,   чем   у   других,   станет победителем. Игра «Урожай» Слушаем стихи и показываем то, о чём говорится. Мы копали, мы копали – Вот так, вот так. Вместе овощи сажали – Вот так, вот так. Поливали, поливали – Вот так, вот так. Сорняки мы вырывали – Вот так, вот так. Помидоры собирали – Вот так, вот так. Их потом в корзинку клали ­ Вот так, вот так. Игра «Съедобное ­ несъедобное» Воспитатель   бросает   мяч   и   произносит   названия   разных овощей   и   фруктов,   а   также   несъедобных   предметов.   Если названо   что­то   съедобное   (овощ   или   фрукт),   мяч   нужно ловить, а если несъедобное, то ловить не надо. Игра «Яблонька» Слушаем рассказ и выполняем различные движения. Мы посадили в землю семечко. (Приседаем.) Потом мы полили его. (Трясём ручками.) Из земли показался росточек. (Встаём и стоим прямо.) Выросли ветки. (Поднимаем руки вверх.) На ветках появились листики. (Трясём кистями рук.) Потом созрели тяжёлые яблоки, И ветки согнулись. (Опускаем руки вниз.) Подул ветер, яблонька закачалась. (Качаемся из стороны в сторону.) Яблоки упали на землю, И ветки распрямились. (Поднимаем руки вверх.) Игра «Найди яблоко» Воспитатель   показывает   детям   несколько   перевёрнутых ведёрок.   Дети   должны   угадать,   под   каким   из   них   лежит яблоко   (мячик).   Они   по   очереди   предлагают   варианты. Выиграет   тот,   кто   правильно   укажет   ведёрко.   Затем   дети отворачиваются.   Воспитатель   перепрятывает   мячик,   и   игра продолжается. Игра «Едем по дороге» Слушаем стихи и выполняем различные движения. Сели мы в машину, налили бензину. (Делаем такие движения, как будто крутим руль.) Би­би­би, би­би­би! Налили бензину. Едем, едем мы вперёд. Вправо, влево поворот. (Поворачиваемся в стороны.) Би­би­би, би­би­би! Вправо, влево поворот. По дороге чистой едем, едем быстро. (Идём на месте, ускоряем шаг.) Би­би­би, би­би­би! Едем, едем быстро. Вот последний поворот. Остановка ­ у ворот. (Замедляем шаг и останавливаемся.) Би­би­би, би­би­би! Всё, приехали мы. Стоп! Игра «Светофор» Воспитатель рассказывает детям, что такое светофор и для чего он  нужен  на дороге, а затем объясняет  правила игры. Когда   будет   зелёный   свет   (показан   кружок   из   зелёного картона),   машинки   едут   (дети   ходят   по   комнате).   Когда жёлтый ­ останавливаются, а когда красный – стоят. Игра «Подсолнухи» Слушаем стихи и выполняем различные движения. В огород мы все пришли. (Идём на месте.) Посадили семечки. (Показываем, как сажаем.) Чтоб скорее проросли, Их польём из леечки. (Показываем, как поливаем.) Вскоре появились зелёные росточки. (Приседаем и встаём.) Быстро стали подрастать, выросли листочки. (Вытягиваем руки вперёд, растопыриваем пальчики.) Стебли разогнулись и стоят на солнышке. (Наклоняемся и разгибаемся.) К небу потянулись жёлтые подсолнушки. (Поднимаем руки и тянемся вверх.) Очень­очень много в них уж созрело семечек. (Разводим руки в стороны.) Будет угощение для мальчиков и девочек! (Сдвигаем прямые руки, вытягиваем перед собой.) Пальчиковая игра «Орешки» Слушаем стихи и загибаем пальчики ­ считаем орешки. Посмотрите! Наши белки не хотят играть в горелки. Захотелось им без спешки посчитать вокруг орешки. Раз ­ орешек за пеньком, два ­ орешек под кустом. Три ­ орешек рядом с кочкой, а четыре ­ под цветочком. Пять ­ орех растёт на ветке. Шесть ­ у белки, у соседки. Семь ­ под ёлкой, ну а восемь у сороки мы попросим. Девять ­ мы найдём в дупле, десять ­ рядом на стволе! Игра «Попади в дупло» Для   игры  нужны   небольшой   мяч   и   корзина   (тазик).   Дети  ­ белочки.   Воспитатель   предлагает   детям   забросить   орех   в дупло, то есть мяч в корзину. Те, у кого это не получается, могут подойти ближе. Победит тот, кто забросит мяч с самого дальнего   расстояния,   или   тот,   кто   попадёт   в   корзину наибольшее число раз. Игра «Грибок» Слушаем стихи и выполняем различные движения. Дождик плакал, плакал – целый день он капал. (Трясём кистями рук.) Дождик всё в лесу полил и листочки все помыл. (Трём ладошкой о ладошку.) На полянке жил грибок –не велик и не высок. (Приседаем.) Его дождик поливал, и он быстро подрастал. (Встаём.) Рос грибок, тянулся – ёлочки коснулся. (Поднимаем руки вверх.) Погулять мы в лес пойдём (Идём на месте.) И грибочек тот найдём. (Наклоняемся.) Игра «Собираем грибы» Воспитатель прячет в комнате грибы, вырезанные из картона. Дети   должны   их  отыскать.   Тот,   кто  найдёт   грибов   больше других, станет победителем. Игра «Лесные жители» Воспитатель   спрашивает   детей:   «Кто   живёт   в   лесу?»   Дети поочерёдно   называют   животных.   Когда   какое­то   животное названо, воспитатель предлагает всем детям изобразить его. Дети изображают ­ по желанию и по очереди (как двигается животное,   какие   звуки   издаёт).   Тот,   у   кого   это   получится лучше,   чем   у   других,   станет   победителем.   Затем   игра продолжается:   дети   называют   и   изображают   ещё   какое­то животное. Игра «Тучка» Слушаем стихи и выполняем различные движения. Тучка по небу плывёт. (Руки вверх, качаем ими из стороны в сторону.) Тучка дождик нам несёт. (Держим руки вверху, машем кистями.) Тучка солнце спрячет, а потом заплачет. (Держим руки перед собой, трясём кистями рук.) Мы поднимем ручку и прогоним тучку. (Прогоняем: машем рукой.) ­ Тучка, скройся за горой! Тучка, солнце нам открой! (Выставляем обе руки вперёд и разводим их в стороны.) Игра «Зонтик» Воспитатель берёт большой зонт, раскрывает его и объясняет детям:   «Пока   дождика   нет,   можно   бегать,   прыгать, веселиться.   Но   когда   начнётся   дождик,   нужно   быстро спрятаться под зонтик». Дети играют. Воспитатель говорит: «Дождик   начался!»   Все   обступают   воспитателя   ­   прячутся под   зонтик.   После   слов   «Кончился   дождик!»   дети продолжают резвиться. Игра «Дождик» Слушаем   стихи   и   делаем   весёлый   массаж:   касаемся пальчиками разных частей тела. Дождик капает немножко и на ручки, и на ножки. На головку ­ кап­кап! И на ушки ­ кап­кап! Нам на щёчки ­ кап­кап! И на носик ­ кап­кап! Нам на плечи ­ кап­кап! И на грудь нам ­ кап­кап! На животик ­ кап­кап! На коленки ­ кап­кап! Намочил он нас водой. Что за дождик озорной! Игра «Собираемся гулять» Воспитатель предлагает детям показать, как они выполняют разные действия: когда собираются гулять ­ надеть сапожки, надеть   плащ,   застегнуть   пуговицы,   завязать   пояс,   надеть шапочку, надеть капюшон; когда пришли с прогулки ­ снять капюшон,   снять   шапочку   развязать   пояс,   расстегнуть пуговицы, снять плащ, снять сапожки. Игру можно повторить, предложив детям выполнять действия быстрее. Игра «Птицы» Слушаем стихи и выполняем различные движения. Птицы к югу полетели – (Разводим руки в стороны, машем ими.) Выше дуба, выше ели. (Поднимаем руки вверх.) Крылья вверх, крылья вниз – Ещё выше поднялись. (Тянем руки вверх.) Птицы крыльями махали (Машем руками.) День и ночь, потом устали. (Опускаем руки вниз.) Птицы низко покружились И на землю опустились. (Приседаем.) Нужно птицам отдохнуть. Завтра снова в дальний путь! (Кладём руки на коленочки, опускаем голову.) Игра «День ­ ночь» Воспитатель объясняет детям, что птицы летят на юг только днём,   а   ночью   они   отдыхают   на   земле.   Когда   воспитатель произносит   слово  «день»,  дети,  изображая  птиц,  бегают  по комнате   и   машут   руками,   словно   крыльями.   После   слова «ночь»   они   должны   присесть.   Шевелиться   нельзя.   Кто пошевелился,   выходит   из   игры.   Затем   воспитатель   снова говорит: «День». Игра продолжается. Осенние игры для детей младшего дошкольного возраста ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ «ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ» Дидактические   задачи:  Учить   собирать   целое   из   частей; закрепить   знания   о   цвете,   величине;   развивать   зрительное восприятие, мышление, внимание, логику; развивать мелкую моторику рук; развивать речь. Материал: из цветного картона (зеленого, желтого, красного, оранжевого, вырезать кленовые листочки, размером (большой ­ маленький, по паре. Каждый листочек разрезать пополам, одну пару оставить не разрезанной для образца. Вариант 1. «Собери листочки» Цель: развивать у детей конструктивные навыки, зрительное внимание;   развивать   мышление,   внимания,   творческое воображение. Ход игры: Взрослый   предлагает   ребёнку   собрать   листочки   из   частей, обращает внимания, что листочки разного цвета и величины. ­ «Подул сильный ветер, и разлетелись листочки. Давай их соберём». Вместе   с   ребенком   сложить   половинки   листьев,   чтобы получились целые. Вариант 2. «У кого такой листок? » Цель: различать у детей конструктивные навыки, зрительное внимание;   закреплять   знание   цвета   (красный,   желтый, зеленый,   оранжевый,   величины   (большой,   маленький); развивать речь, обогащать словарь. Ход игры: Взрослый раздает детям по одной половинке от разрезанных картинок,   а   остальные   оставшиеся   части   оставляет   у   себя. Спрашивает,   кому   надо   дать   каждую   из   половинок,   чтобы сложить   целые   картинки.   Когда   дети   выбирают   свои половинки   осенних   листьев   с   учетом   цвета   и   величины, каждый   ребенок   складывает   целое   изображение   и рассказывает,   какой   у   него   получился   листок   (большой красный, маленький зеленый и т. д.) Следующие варианты игры с собранными листочками. Вариант 3. «Подбери листочки» Материал:  тот   же,   что   в   предыдущей   игре.   Добавляются вырезанные   из   картона   деревья   желтого,   красного, оранжевого, зеленого цветов. Цель:  учить   детей   различать   цвета   (желтый,   красный, оранжевый, зеленый); обучать соотносить листочки по цвету. Ход игры:  Предложить   ребенку   разложить   листочки   к   деревьям соответствующего цвета, чтобы листочки были одинакового цвета с деревом. Вариант 4. «Большие и маленькие листочки» Цель: учить детей различать листочки по величине, закрепить понятия: большой – маленький. Ход игры: Взрослый кладет на стол два листочка (образца) и предлагает ребёнку,   около   большого   листочка   положить   большие листочки, около маленького листочка – маленькие. Вариант 5. «Покажи листочек» Цель:  учить   детей   показывать   листочки   по   слову, обозначающему   цвет.  Закреплять  умение  детей  различать  и называть цвета (зеленый, желтый, красный, оранжевый). Ход игры: Взрослый   предлагает   ребёнку   показать   желтые   листочки, красные, зеленые, оранжевые. Вариант 6. «Покажи листочек» Цель:  учить   детей   показывать   листочки   по   слову, обозначающему   цвет   и   размер.   Закрепить   умение   детей различать   и   называть   цвета;   закрепить   понятия   «большой», «маленький». Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку найти листочек с определенным цветом и размером. ­ «Покажи большой красный листочек». ­ «Покажи маленький зелёный листочек» и т. д. Вариант 7. «Назови листочек» Цель:  учить   детей   называть   цвет   и   величину   листочка. Закреплять умение детей различать и называть цвета (зеленый, желтый,   красный,   оранжевый)   и   величину   (большой   и маленький, развивать речь. Ход игры: Взрослый показывает на листочек, а ребенок называет какого цвета и величины. Вариант 8. «Найди пару». Цель: умение подбирать пары на основе сходного сенсорного признака   цвета   или   величины;   развивать   зрительное восприятие. Ход игры: Взрослый   предлагает   детям   рассмотреть   листочки,   просит назвать цвет. Затем предлагает детям подобрать пары цветных листочков. Усложнение: берется от 4 ­ 8 листочков. Вариант 9. «Найди лишний листочек» Цель:  развивать   зрительное   внимание   и   мышление,   логику детей. Ход игры: Взрослый   предлагает   ребенку   выбрать   лишний   листочек. Перед ребенком выкладываются листочки, объединённые по какому­то признаку, например, по величине или цвету, один из них не обладает таким признаком и является лишним. Вариант 10. «Что изменилось?» Цель:  развитие   зрительного   восприятия,   памяти,   речи, обогащение словаря. Ход игры: Взрослый раскладывает на столе несколько листочков. Ребенку предлагается закрыть глаза. Взрослый убирает или меняет местами листочки. – «Что изменилось?». Предложить ребенку рассказать об изменениях. Вариант 11. Подвижная игра «1, 2, 3, листочек собери!» Цель: развивать у детей конструктивные навыки, зрительное внимание; развивать мышление, закреплять знания о цвете и величине, развивать слуховое и зрительное восприятие. Ход игры: Взрослый раздает детям по одной половинке от разрезанных картинок. Дети ходят по площадке. По сигналу разбегаются и бегают   в   любом   направлении.   На   сигнал   «1,   2,   3   листочек собери»   встают   парами.   (Используется   музыкальное сопровождение). Усложнение: каждый раз менять пару. Игра «Листопад» Слушаем стихи и выполняем различные движения. Ветер дует, задувает, ветер дерево качает. (Поднимаем руки вверх, качаемся из стороны в сторону.) Падают листочки на траву, на кочки. (Приседаем и встаём.) Ветер дует, задувает, ветер листики срывает. (Поднимаем руки вверх, потом опускаем вниз.) Как же веткам не дрожать? Как им листья удержать? (Руки перед собой, трясём кистями.) Листья в воздухе кружатся, листья на траву ложатся. (Кружимся на месте, потом приседаем.) Мы сейчас пойдём гулять. (Идём на месте.) Будем листья собирать! (Наклоняемся.) Игра «Осенние листья» На полу ­ красные, жёлтые и оранжевые листья, вырезанные из бумаги.   Дети   разделены   на   три   команды,   каждая   собирает листья   своего   цвета.   Победит   команда,   которая   выполнит задание быстрее других. Игру можно повторить, распределив цвета иначе. Игра «Кленовые листья» Слушаем   стихи   и   делаем   весёлый   массаж:   касаемся ладошками разных частей тела. Как красивы листья клёна – красный, жёлтый и зелёный! Листья с дерева упали, нам на голову попали. На затылок, на макушку, а с макушки и на ушки. А ещё на лоб упали, а ещё на нос попали. Листья падают на плечи и слетают на живот. И ещё потом на плечи, ну а с них и на живот. Листья падают на ручки, листья падают на ножки. Уж повсюду листьев кучки, в листьях ­ травка и дорожки. Игра «Листья падают» Ладошки ­ как кленовые листики. Воспитатель называет части тела (например: «Листья упали на коленочки», «Листья упали на   живот»).   К   тому,   что   названо,   дети   должны   быстро прикладывать ладошки, будто туда упали листики. Игра «Овощи» Воспитатель   поочерёдно   называет   овощи.   Дети   должны   их изобразить.  Капуста  ­   показать   руками,  какая  она  круглая; морковка ­ соединённые руки вверх; кабачок ­ соединённые руки вниз; и т. д. Пальчиковая игра «Огород» Слушаем стихи и загибаем пальчики. Огород у нас хорош! Где ещё такой найдёшь?! Удивляется народ: как богат наш огород! Что растёт, покажем, и про всё расскажем. Здесь у нас не пусто. Выросла капуста. Вот укроп, а вот петрушка, это свёкла и картошка, Это тыква и горох. Урожай совсем не плох! Репа, редька и морковка... Много разных овощей. Мы наделаем салатов и наварим вкусных щей. Игра «Яблоки» Слушаем стихи и показываем то, о чём говорится. Яблочки на веточках висели высоко. (Поднимаем руки вверх.) И достать нам яблочки было нелегко. (Подпрыгиваем на месте.) Встали мы на цыпочки, тянем ручки, ножки. (Встаём на цыпочки и тянемся вверх.) А потом мы веточки потрясли немножко. (Трясём руками.) Полетели яблочки на траву густую. (Опускаем руки вниз.) Сложим их в корзиночку – мы найдём пустую. (Показываем, как складываем яблоки в корзиночку.) Игра «Передай яблоко» Дети встают в круг. Звучит музыка. Дети передают по кругу яблоко (мячик). Неожиданно музыка прерывается. Тот, у кого в этот момент оказался мячик, выходит из игры. Игра «Гуляем под дождём» Слушаем стихи и выполняем различные движения. Дождь на улице опять. (Трясём кистями рук.) Всё равно пойдём гулять. (Идём на месте.) Дует ветер без конца. (Делаем руками перед собой волнообразные движения.) (Касаемся   ног   кончиками Закачались деревца. (Поднимаем руки вверх, качаемся из стороны в сторону.) Дождик капает из тучки. (Трясём кистями рук.) Мы шагаем по дорожке. (Идём на месте.) Дождик капает на ручки, (Барабаним пальцами одной руки по другой руке.) Дождик   капает   на   ножки. пальцев.) Дождик капает сильнее. Где же лужицы поуже? (Разводим руки в стороны, а потом сводим их перед собой.) Мы пройдём, ведь мы сумеем Перепрыгнуть через лужи! (Прыгаем на месте.) Игра «Дождик» Слушаем стихи и выполняем различные движения. Дождь из этой тучки лил, а из этой ­ моросил. (Поднимаем руки вверх, трясём кистями.) Дождик землю намочил, всюду луж больших налил. (Машем кистями рук перед собой, затем разводим руки в стороны.) Дождик нам не нужен. Скачем через лужи. (Двигаем головой из стороны в сторону, затем прыгаем на месте.) Прыг­скок, прыг­скок – С бугорка на бугорок. (Делаем шаг влево и ещё влево, затем шаг вправо и ещё вправо.) Игра «Лужи» На полу ­ листы бумаги. Это лужи. Дети должны добежать до другого конца комнаты, обежав все лужи. На них наступать нельзя.   Тот,   кто   наступил,   выходит   из   игры.   Воспитатель определяет победителей. Игра «Воробей» Воспитатель называет действия, которые совершает воробей. Дети  выполняют   эти  действия. Например:  воробей прыгает (все прыгают), воробей летит  (все машут  руками),  воробей клюёт   зёрнышки   (можно   стучать   указательным   пальчиком правой   руки   по   ладошке   левой),   воробей   прячется   (все приседают и закрывают голову руками). Игра «Птички» Слушаем стихи и выполняем различные движения. Птички прилетели, (Машем руками, как крыльями.) На рябину сели. (Приседаем.) Стали ягоды клевать, своих деток угощать. (Стучим указательным пальчиком одной руки по ладошке другой.) Птички прилетели, (Машем руками, как крыльями.) На калину сели. (Приседаем.) Стали ягоды клевать, своих деток угощать. (Стучим указательным пальчиком одной руки по ладошке другой.) Игра «Собираем ягоды» Воспитатель   обращает   внимание   детей   на   то,   что   рябина растёт   высоко   (это   же   дерево),   а   клюква   ­   низко   (это   же маленькие кустики), после чего объясняет правила игры. Если воспитатель   произносит   слово   «рябина»,   дети   поднимают руки вверх (рвут рябину), а если слово «клюква», ­ приседают (собирают клюкву). Игра «Мишкин дом» Слушаем стихи и выполняем различные движения. Мишка по лесу гулял  (Идём на месте.) И грибов насобирал. (Наклоняемся.) Мишка строит новый дом, (Складываем руки над головой домиком.) Будет спать спокойно в нём. (Кладём ладошки под щёчку.) Под высокою сосной (Поднимаем руки вверх.) Появился дом большой. (Разводим руки в стороны.) И на мягкую кровать Мишка лёг поспать. (Приседаем.) Игра «У медведя во бору» С   помощью   считалки   выбирают   Медведя.   Он   садится   в сторонке. Остальные участники игры ходят рядом, собирают ягоды и произносят: У Медведя во бору грибы, ягоды беру. А Медведь не спит и на нас глядит. После этих слов Медведь начинает ловить детей. Того, кто ему попался, он забирает в свою берлогу.

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие  для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие  для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие  для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие  для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие  для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие  для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие  для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие  для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие  для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие  для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие  для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие  для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие  для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие  для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие  для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие  для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие  для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие  для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие  для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие  для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие  для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие  для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие  для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие  для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие  для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие  для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие  для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие  для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие  для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие  для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие  для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие  для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие  для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие  для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие  для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие  для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие  для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие  для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие  для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие  для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие  для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие  для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие  для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие  для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие  для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие  для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие  для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие  для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие  для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие  для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие  для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие  для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие  для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие  для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие  для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие  для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие  для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Краски осени "

Методическое пособие  для воспитателей ДОУ "Краски осени "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018