МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ, КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ»
Оценка 4.9
Лекции +1
docx
воспитательная работа +2
Детсад
16.03.2019
Методическое пособие по формированию коммуникативной компетентности, посредством использования коммуникативных игр, адресованы педагогам и мастерам производственного обучения. Цель настоящей работы состоит в оказание методической помощи мастеру производственного обучения и преподавателям в планировании и применении игровых технологий в своей учебно-воспитательной работе. Преподаватель Елизарова Людмила Анатольевна
Методические рекомендации по проведению коммуникативных игр.docx
Бюджетное учреждение профессионального образования
ХантыМансийского автономного округаЮгры
"Урайский политехнический колледж"
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
«КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ, КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ»
Специальность –
Код специальности
Срок обучения
Квалификация
Базовое образование
Получаемое образование
Дошкольное образование
44.02.01
3 года 10 месяцев
Воспитатель детей дошкольного возраста
Основное общее
Среднее профессиональное с получением
среднего (полного) общего образования г. Урай, 2018 г.
Составитель:
Елизарова Л.А., преподаватель
Рецензент:
_______________________________________
Методическое пособие по формированию коммуникативной
посредством использования коммуникативных игр,
компетентности,
адресованы педагогам и мастерам производственного обучения СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………....…………4
1.1.Применение игры на уроке теоретического и производственного
обучения…………………………………………………………………………5
1.2. Организации игры на уроке теоретического и производственного
обучения………………………………………………………………………....5
1.3.Этапы организации игры……………………………………………..6
1.4. Оценка деятельности студентов……………………………………...8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………….....………….….....12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………....……..…..13
ПРИЛОЖЕНИЕ...............................................................................................16 Введение
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и
любознательности.
В.А.Сухомлинский
Игра как средство обучения и воспитания в настоящее время привлекает
внимание многих педагогов профессиональных образовательных организаций. Все
большее число преподавателей общеобразовательных и профессиональных
дисциплин, мастеров производственного обучения открывают для себя ее
педагогические резервы.
Развивающий, обучающий и воспитательный эффект игровых технологий,
применяемых при организации учебновоспитательного процесса обеспечивается,
главным образом, за счет создания условий для свободного выражения студентами
своих интеллектуальных, нравственно волевых и эмоциональных качеств.
Включение игры в теоретическое и производственное обучение создает
объективные предпосылки для концентрации внимания и стимулирования
познавательной активности студентов, для опоры на их игровые потребности, а
через них на целенаправленный интерес к учебным предметам. Правильно
организованная игра обеспечивает преобладание проблемных методов обучения,
поскольку делает возможным более полный учет индивидуальных особенностей
студентов, повышает управляемость учебного процесса и оперативность контроля
за качеством усвоения учебного материала. Все это, непременно, способствует
положительной мотивации учения.
Вместе с тем педагогическая практика показывает, что игровые технологии
могут успешно применяться и в целях воспитания. Одна из самых сильных сторон
игры демократический стиль общения. Главным образом именно поэтому в
условиях игры наиболее полно раскрываются социальные позиции студентов, их
гражданственность, политическая и эстетическая культура. Именно благодаря
взаимопониманию,
атмосфере взаимного доверия и педагогического
сотрудничества создается благоприятная почва для развития самосознания и
целенаправленной коррекции поведения учащихся, для формирования у них
правильных ориентаций в системе духовных ценностей.
Цель настоящей работы состоит в оказание методической помощи
мастеру производственного обучения и преподавателям в планировании и
применении игровых технологий в своей учебновоспитательной работе. 1.1. Применение игры на уроке теоретического и производственного
обучения
Рассматривая игру с позиции ее построения, необходимо, прежде всего,
различать следующие элементы: учебновоспитательная проблема, определяющая
содержание игры; студенты как участники игры; преподаватель как участник игры
и организатор учебновоспитательного процесса; правила, ограничивающие и
направляющие участников игрового взаимодействия на решение поставленной
проблемы; методы и приемы педагогического руководства игрой.
Поэтому центральными вопросами применения игровых технологий на
уроке являются этапы организации и проведения игры, ее содержание, способы
организации, приемы и особенности педагогического руководства, методические
варианты.
1.2. Организации игры на уроке:теоретического и производственного
обучения
Какие этапы игры следует учитывать при ее организации и
проведении
Игра это не самопроизвольный процесс. Она может возникнуть и успешно
осуществляться только при определенных условиях. Поскольку всякая игра в той
или иной мере предполагает поисковую деятельность студентов, то, следовательно,
учебный материал должен быть прежде всего проблемным, т. е. должен содержать
учебные проблемы изначально или же в результате дополнительной переработки.
Построение игры тесно связано с логикой постановки и решения
проблемы. В этой связи схему организации игры можно представить
следующим образом (схема)
Схема
Ознакомление с особенностями организации и проведения игры, установление
порядка решения проблемы в соответствии с вариантами и правилами игры
↓
Постановка
(преподавателем)
↓
проблемы мастером
Индивидуальное и командное решение проблемы участниками игры и
высказывание суждений по поставленной проблеме
↓
Оценка степени решённости проблемы и полнота её раскрытия участниками
игры
↓
Согласие, одобрение ↓
Возражения,
поправки,
добавления
↓
Принятие решения (или вариантов решения проблемы
↓
Подведение итогов игры преподавателем
Оценка процессов и результатов решения проблемы (критический
анализ, обобщение)
↓
↓
Оценка хода и результатов игры критический
анализ общей атмосферы игры и её отдельных этапов,
продуктивности
студентов,
активности, самостоятельности и др.)
самореализации
Проведение
игры на уроке можно разделить на четыре этапа:
1)
введение в игру (инструктажзнакомство студентов с регламентом
игры и выступлений, составом команд, оценкой решения поставленной перед ними
проблемы и т. д.);
2)
3)
4)
постановка проблемы; процесс собственно игры;
оценка действий студентов по решению проблем;
подведение итогов игры.
1.3. Этапы организации игры
Первый этап введение в игру
Преподаватель информирует студентов о проведении занятия в форме игры,
разъясняет ее цели. Разъясняя учащимся назначение организуемой игры, крайне
желательно сформулировать ее цели в соревновательном плане:
Кто (какая из команд) быстрее, полнее решит поставленную
проблему?
Кто (какая из команд) глубже проанализирует предложенный
материал?
Кто (какая из команд) обстоятельнее раскроет социальный
(экономический и др.) смысл анализируемых явлений?
Кто (какая из команд) проявит в ходе дискуссии больше такта
(уважительности, выдержки, «дипломатичности»)?
При постановке целей игры, внимание студентов акцентируется на
определенных логических и эвристических операциях (сравнить, сопоставить, аргументировать, «сделать открытие» и т. п.) или же характеристика
дискуссионного общения (корректно, критично, самокритично, коллективно,
уважительно и т. п.).
В соответствии с содержанием игры за студентами закрепляется игровые
роли (членов комплексной бригады, представителей ОТК, бригадиров,
экономистов и организаторов производства, экспертовэкологов, участников
дискуссии по вопросам научнотехнического развития производства и др.).
Под игровой ролью в данном случае следует понимать функции, права и
обязанности участников игры, их ролевое поведение и невербальные действия,
продиктованные особенностями игрового взаимодействия.
Игра может проводиться в форме монологического представления, диалога
между двумя участниками, игрового взаимодействия игровых команд.
Последовательный ход игры, действия играющих определяются и
регулируются правилами. Правила указывают на то, что должны делать играющие,
что считается выигрышем и проигрышем, как и с помощью чего это оценивается.
Воспитательное значение четко сформулированных правил, безусловно,
велико. Студенты, руководствуясь правилами, стараются действовать в точном
соответствии с ними, учатся управлять своими эмоциями и поведением. Между
тем сказанное вовсе не означает, что правила «жестко» ограничивают игровую
деятельность и творчество студентов. Участники игры (игровая команда в целом)
должны поощряться к совершенствованию существующих или созданию новых
правил.
Этап введения в игру должен активизировать у студентов интеллектуально
образную сферу, побуждать студентов к представлению игровых ролей (членов
комплексной бригады, представителей ОТК, бригадиров, участников научной
дискуссии и др.), активизировать использование знаний и жизненного опыта,
вызвать определенный эмоциональный и нравственноволевой настрой
(настроение, уверенность, сосредоточенность и т. д.), что является важной
предпосылкой не только для решения поставленной проблемы, но и для активного
воздействия студентов друг на друга в процессе совместной игровой
деятельности.
Определенная психологическая установка создается уже предварительным
инструктажем. Объем и содержание инструкции следует тщательно продумывать.
При этом как можно полнее учитывать, в какой степени эта информация может
повлиять на ход решения учебной проблемы в целом. Такая информация может
касаться цели и отдельных этапов предстоящей игры, ее возможностей,
последовательности проведения, способов аттестации участников, общих
требований к выступающим. Тем самым осуществляется определенная подготовка
студентов к игровой деятельности. При этом важно, чтобы установка
непосредственно соотносилась с целью проводимой игры и теми этапами урока, на
которых она проводится. Второй этап постановка проблемы
Постановка учебнопознавательной проблемы предполагает развертывание
ее логической структуры, указания области поиска («белых» пятен проблемы),
актуализацию опорных знаний и способов действия студентов. Мастеру или
преподавателю, при этом, необходимо знать не только уровни обученности и
индивидуальные особенности каждого студента, но и их отношение к избранному
виду труда, нормы поведения, стереотипные действия, выработанные и принятые в
данной группе или группах, пользующихся влиянием и др. Такие знания позволяют
отобрать наиболее актуальные и острые проблемы для создания игровых ситуаций
и полнее учесть степень соответствия внутреннего состояния студентов, их
настроения тем воспитательным целям, которые закладываются в те или иные
игровые взаимодействия.
Третий этап процесс собственно игры
Получив задание на анализ проблемы и знаясвои роли, команды (отдельные
студенты) приступают к решению. В самом процессе решения целесообразно
различать:
планирование решения каждым студентом;
развертывание решения проблемы в каждой
команде;
нахождения оптимальных путей ее решения;
общее (коллективное) решение.
высказывание суждений студентами;
1.4. Оценка деятельности студентов
Четвертый этап оценка действия студентов по решению проблем и
подведение итогов игры
После заслушивания суждений студентов по решению той или иной
проблемы наступает этап оценки степени ее решенности (или полноты
произведенного анализа). В зависимости от варианта игры, используемой на уроке,
эта функция выполняется или самим мастером (преподавателем), или специально
выбранным жюри из студентов группы. В случае полного освещения или решения
поставленной проблемы происходит его принятие. В случае частичного решения
поставленной проблемы указанные выше ответственные (ведущий, представители
команды соперников или отдельные \студенты, члены жюри) высказывают свои
возражения, вносят поправки, добавления, в результате чего достигается
требуемая завершенность решения. Педагогически чрезвычайно важно, чтобы
студенты понимали, как и почему достигаются те или иные ключевые решения. Окончательный вариант решения обобщается мастером (преподавателем).
При этом,
вопервых, оцениваются наиболее значимые результаты, достигнутые
студентами при решении проблемы;
вовторых,
критически анализируются,
обобщаются высказывания участников игры;
втретьих, мастер (преподаватель) излагает свою точку зрения на
процесс и результат решения проблемы;
вчетвертых,
суммируются баллы,
(отдельными участниками) в ходе игры.
полученные командами
комментируются и
Оценка действия студентов по решению поставленной проблемы один из
важнейших компонентов игры, вызывающих, как правило, значительный интерес у
ее участников. Следовательно, и сама организация этого этапа должна быть
продумана и проведена так, чтобы определенным образом воспитывать студентов.
Процесс оценки целесообразно планировать заранее, намечая те приемы, которые
усилят ее педагогическую направленность. Это позволит ввести дополнительное
связующее звено между учебным содержанием урока и его воспитательным
аспектом. Обсуждение итогов игры должно быть направлено не только на развитие
общего понимания проблемы, обобщение и закрепление путей и способов ее
решения, но и на дальнейшее (последующее) совершенствование игровых
взаимодействий и вовлечение студентов в оценку полученных результатов.
Результативность игрового поведения студентов можно
оценивать по трем направлениям:
какие действия студентов способствовали решению поставленной
проблемы;
каков результат коллективных усилий участников игры (общая
активность, продуктивность, оригинальность частных и общих
решений, дисциплина и т.д.);
каков индивидуальный вклад каждого участника игры.
Оценка действия \студентов может и должна быть не только итоговой,
выставляемой по окончанию игры, но и оперативной, отражающей выполнение
задания по ходу игры. Эффективность такой оперативной оценки в значительной
мере зависит от ее своевременности (например, в процессе игры возникла
необходимость оценить самоорганизацию и взаимодействия студентов на стадии
выдвижения гипотезы или же принятия решения по поставленной проблеме), а
также от правильного выбора с точки зрения желаемого воспитательного эффекта.
Положительное психологическое воздействие на участников игры оказывает
и то обстоятельство, что весь ход решения проблемы, все результаты их
коллективного творчества поэтапно фиксируются. Сознание того, что ничего из
сказанного не пропадает бесследно, фиксируется и анализируется, возлагается на
студентов определенное нравственное обязательство, что мобилизует и
активизирует их деятельность. В ходе игры мастер или специально выбранное для этого жюри проставляет баллы, полученные участниками каждой команды, в
табло, подготовленное на доске или же на листе ватмана.
Поощрительными баллами оцениваются во время игры такие действия
студентов как активность, самостоятельность, компетентность при решении
учебных проблем, слаженность членов игровой команды и др. Оценки даются по
шестибалльной системе. Максимальный поощрительный балл 6.
Поощрительные баллы
Соблюдение дисциплины командой 6.
Самостоятельность команды в решении проблемы 6.
Высокая активность участников игры 6.
Использование дополнительной информации 6.
Оригинальность суждений 3.
Организованность студентов при работе над заданием 3.
Умелое коллективное сотрудничество в команде 6.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8. Равномерную загрузку всех членов команды (например, при сборе
анализе
и
исходной информации, решении поставленной проблемы и прочее) 3.
9. Полноту решения поставленной проблемы 6.
В случае получения трех поощрительных баллов команде добавляется 1
единица, а при получении 6 баллов 2.
Нарушение правил игры также оцениваются по шестибалльной системе
за каждый конкретный пункт.
Штрафные очки
Отсутствие деловой обстановки 6.
Несвоевременное представление командами решения 6.
Слабая нацеленность коллективной работы на решение поставленной
1.
2.
3.
проблемы
4.
Частоеприбегание команды к помощи мастера или преподавателя
6.
3
Излишняя трата времени на пустые разговоры 6.
Отклонение от основной темы3.
Посторонние разговоры между командами 3.
Импровизация студентов, уводящая в сторону 3.
Излишнее повторение сказанного — 3.
5.
6.
7.
8.
9.
10. Использование литературы, не предусмотренной условиями игры За любые другие, не указанные в списке нарушения хода ведения игры,
снижается 3 балла; за нарушения, отмеченные количеством 3 балла, общая
итоговая оценка команды снижается на 1 единицу, за 6 баллов на 2.
При сравнительной оценке игровых команд (или отдельных студентов) и
подведении общего итога игры к оценке основного показателя игрового
взаимодействия студентов мастер (преподаватель) приобщает поощрительные и
штрафные баллы, заработанные игроками. Тем самым происходит или снижение,
или увеличение итоговых оценок. Заключение
Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается
студентами в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении
которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в
игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания
доступным и увлекательным для студентов, и деятельность, благодаря участию
которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным
и прочным.
Известно, что лучше усваивается тот учебный материал, который
оказывает на студентов эмоциональное воздействие, и прочнее те знания,
которые не только усвоены, но и пережиты. Список использованных источников
1. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр.М.,1998,38 с
2. Вавилова Л.Н., Кузина Т.С. Методические рекомендации/ Под общ.ред.
В.М.. Паниной. – Кемерово: Издво ГОУ «КРИРПО», 2007. 94 с.
3. Введение в педагогическую деятельность: учеб.пособие для студ. высш.
пед. учеб. заведений I А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева и др.; под ред. А.
С. Роботовой. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 208 с.
4. Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с
предметным миром. Практикоориентированная монография – М.:
Педагогическое общество России, 2008. – 128 с.
5. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое
пособие/ М.Г. Ермолаева. – 2е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2005. –
112 с.
6. Жеребкина В. Ф. Формирование педагогической коммуникативной
компетентности будущих учителей в процессе обучения в вузе: дис. ...
канд. пед. наук. Челябинск, 2001. 189 с.
7. КайюаР. Что такое игра. // Курьер «ЮНЕСКО», 1980. № 2, с. 67
8. Компетентностный подход в педагогическом образовании.
Коллективная монография/ Под ред. Проф. В.А.Козырева, проф.
Н.Ф.Радионовой и проф. А.П.Тряпицыной. – СПб., 2005.
9. КривкоАпинян Т.А. Мир игры, Эйдос, 1992.
10.Кукушин В.С., БолдыреваВараксина А.В. Педагогика начального
образования/ Под общ.ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов
н\Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 592 с.
11.Кострова Ю. С. Генезис понятий «компетенция» и «компетентность»
[Текст] / Ю. С. Кострова // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.2. — С.
102104.
12.Морева Н. А. Тренинг педагогического общения: учеб.пособие для
вузов. М.: Просвещение, 2003. 304 с.
13.Основы теории коммуникации: учебник I под ред. М. А. Василика. М.:
Гардарики, 2005. 615 с.
Панфилова А. П. Теория и практика общения: учеб.пособие для студ. сред.
учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 288 с.
Дополнительные источники:
1. Педагогические технологии : учеб.пособие для студентов пед.
специальностей / под ред. В. С.Кукушина. Ростов н/Д : Март, 2002. 320
с. (Педагогическое образование). 2. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и
развитии: учебное пособие. – М.6 МПУ, Рос.пед. агентство. 1996. – 269
с.
3. Романова Е. С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и
профессиограммы. СПб.: Питер, 2004. 464 с.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное
пособие. – М.: Народное образование,2006. – 256 с.
5. Сухомлинский В.О. Сердце отдаю детям / 1985. 189 с.
6. Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учеб.пособие
для студ. высш. пед. учеб. заведений М.: Издательский центр
"Академия", 2002. 576 с.
7. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего:
Практическое пособие / Пер. с нем. 5е изд., стер. М.: Генезис, 2004.
256 с. Приложение 1
Чтобы провести игру,
прежде всего игру,
необходимо
организовать:
Во–первых: для игры необходима четкая хорошая организация,
дисциплина. Необходима для того, чтобы не превратить урок в беспорядочное
шумное мероприятие, но в тоже время не требовала от обучающихся порядка
и тишины (особенно на 1ом курсе) – так как это делает игру неестественной,
теряется атмосфера игры.
Вовторых: необходимо серьезно готовиться к уроку, так как на уроке
мне необходимо дать обучающимся знания применяя игровую технологию.
Втретьих: возник вопрос, какоценить обучающегося в игре, поэтому,
необходимо сразу определить критерии (за
чтобы поставить оценку,
артистизм, за знания, за активность и т.п.).
Следующим шагом было определение структуры организации
игры:
1.Выбор игры: отбор содержания материала для игр на основе изучения
программы, тематического плана учебника, методической литературы.
Определив игры, соответствующие программному материалу (или тематике
классных часов), продумываю, какие результаты хочу получить. От этого
часто зависит оформление замысла, игровые действия, содержание и
формулировка правил, ход игры.
2.Подготовка игры:
А) Предварительная подготовка студентов к игре. Хочется отметить, что
не всегда необходима предварительная подготовка обучающихся к игре,
можно предоставить самостоятельность в ходе самой игры. Самое главное, на
мой взгляд, это поддерживать познавательный интерес в процессе игры.
Б)
Подготовка непосредственно перед игрой. Стараюсь создавать
эмоционально игровой настрой (переставить столы, включить музыку,
приготовить к использованию ТСО, вывесить схемы, карты, картины);также
проверяю готовность обучающихся к игре.
3.Введение в игру:
А) Предложение игры студентам: Иногда предлагаю обычным способом:
«Давайте поиграем», или предлагаю прочитать заранее приготовленный
отрывок из книги, или сочинить вместе необычную историю, или использую
слайд – шоу, что позволяет активизировать игровую деятельность. Б) Объяснение правил игры: Стараюсь формулировать кратко и конкретно.
В) Выбор участников игры: Выбор участников зависит от самой игры, от
настроения игроков, поэтому использую индивидуальный подход, учитывая
правила игры, поэтому,может играть вся группа, а может по желанию самих
обучающихся, если в игре участвует небольшое количество (4, 6, 8 и т.п.), то
остальные фиксируют ошибки и контролируют время. При этом стараюсь
включить каждого обучающегося в активный познавательный процесс.
4.Ход игры: Перед началом игры учитывала, чтобы игра имела методическое
содержание, так как во время, когда игра уже началась, главным становиться
игровое действо. Могу сказать, что если игра была
интересной и занимательной, то больший развивающий, образовательный и
воспитательный результаты были достигнуты.
5.Подведение итогов (оценка и поощрение обучающихся)
Во время подведения итога через вопросы решаю дидактическую задачу, а
именно, узнаю, что нового обучающиеся узнали, что ожидали от урока, как
справились с заданием, чему научились, также решала игровую задачу: кто
оказался лучшим, что помогло ему достичь победы. Сложным бывает момент,
когда необходимо объявить
соревнования, занимающего
большую часть урока или даже выходящего за его пределы (конкурсы,
викторины, КВН, путешествия). Стараюсь избегать конфликтов среди
обучающихся, создаю благоприятные условия, а именно:
перед началом подготовки к игре четко проговариваю критерии, по которым
будет проводиться оценка результатов;
результаты соревнования стараюсь объявлять на следующем уроке, когда
спадёт «соревновательный азарт»;
обязательно отмечаю положительные стороны участников, которые были
более пассивными;
6.Анализ игры (обсуждение, анкетирование, оценка эмоционального
состояния): По моему мнению, необходимо проводить анализ игры, так как
он помогает мне обратить внимание на эффективные моменты игровой
деятельности, развивать своё методическое мастерство. Использую в своей
работе методику А.Н. Лутошкина, которая называется «Цветопись». Ее цель
оценка обучающегося своего эмоционального состояния в ходе какихлибо
мероприятий. Данные об эмоциональном состоянии каждый обучающийся
заносит в клеточку против своей фамилии в списке (который вывешивается
на стенде в аудитории), цветным карандашом (это они могут сделать на
перемене). Каждый цвет обозначает разное настроение:
результаты Красный восторженное, радостное, активное настроение;
Оранжевый радостное, светлое;
Желтый светлое;
Зеленый спокойное, ровное;
Синий грустное, печальное;
Фиолетовый тревожное, тоскливое;
Черный состояние крайней неудовлетворительности.
Такой итог занимает мало времени и помогает мне, видеть настроение
обучающихся, определить общий и индивидуальный характер эмоционального
состояния обучающегося.
Примеры игры, направленных на развитие речи:
Коммуникативное упражнение "Новая сказка"
Цель: научить участников лучше контролировать свою речь, помогает
создать радостное настроение, умение мыслить творчески.
Коммуникативное упражнение "Передача интонации"
Цель: Упражнение направлено на развитие способности
рефлексировать феномен "передачи" интонации от человека к человеку.
Качества. Коммуникативная компетенция
Коммуникативное упражнение "Ключевые слова"
Цель: развитие способности резюмировать основное содержание речи
в которых можно развить
находить точки,
другого человека,
коммуникативную ситуацию.
Качества. Коммуникативная компетенция
Коммуникативное упражнение "Речевая машина"
Цель: Процедура группового психологического тренинга. Направлена
на развитие коммуникативной гибкости, языкового чутья.
Качества. Коммуникативная компетенция
Примеры игрконкурсов по усвоению терминов и понятий:
«Переводчик» Трудность усвоения различных дефиниций (понятий)
определяется сложностью научного языка.
Зачастую обучающиеся
зазубривают определения, не понимая их смысла. В процессе игры
обучающимся предлагается перевести фразу с научного языка на доступный
бытовой язык.
«Отгадай термин» Группа загадывает понятие и пытается его изобразить.
Можно задавать вопросы уточняющего характера, для пояснения действий. «Взаимоопрос»Проводится по парам. Учет в тетради и оценка и подсчёт
правильных ответов. Снимается психологический барьер контроля
преподавателя.
«Стенка на стенку»Группы по 34 человека, 2 группы друг напротив друга.
Сначала одна команда опрашивает другую, а потом наоборот. Если терминов
много, то один человек опрашивает всех из другой группы, и так по очереди.
Если терминов мало, то можно опрашивать по одному человеку из другой
группы. Кто отвечает неправильно, тот отсеивается.
Примеры игр на умение общаться:
Упражнение «Безоценочное общение»
Цель
упражнения:Проанализировать
трудности и барьеры,
возникающие в повседневном общении: рассмотреть приемы управления
своими эмоциями; научиться конструктивно реагировать на негативные
эмоции партнера по общению; изложить правила конструктивного общения:
paшить у обучаемых способность к выработке собственных способов
эффективной коммуникации.
Обучающихся просят повернуться к соседу по парте и в течение 3
минут сначала один, а потом другой, глядя на партнера описывает его
внешность и характер, избегая оценок.
Итак, сейчас вы увидели, как сложно не давать оценок так и хочется
сказать: «У тебя красивые волосы», «Умный взгляд» иди наоборот.
Упражнение «Атмосфера»
Цель упражнения:развитие коммуникативных средств формирования
в группе эмоционального благополучия и позитивной атмосферы.
Обучающимся предлагается прослушать следующий текст: «Вы входите
в группу, почувствуйте бодрость и уверенность в себе. Входя в группу,
поздоровайтесь с ребятами, улыбнитесь им. Найдите внутреннее состояние,
сохраняющее разумный баланс между сдержанной строгостью и открытой
доброжелательностью. ВЫ проходите к детям. Какую позу вы хотите занять?
Представьте, что вы садитесь в удобной для вас позе и начинаете общение. А
теперь в своем воображении пройдите по группе. Постарайтесь найти
удобный темп ходьбы – не слишком быстрый, но и не медленный.
Поддерживайте в себе внутреннийтемпоритм, который позволяет вам
продемонстрировать перед группой детей свою любовь
уважение,
заинтересуйте детей. Представьте, как вы идете. Вы сложили руки за спиной?
Или скрестили их на груди? Найдите удобный для вас жест, чтобы чувствовать себя свободно и уверенно не «над», а вместе с детьми, на одном
уровне.
Упражнение «Рука в руке»
Цель упражнения: Установление контакта между участниками
группы,
ощущений.
Участники берутся за руки. Правая рука сверху, левая снизу. В полной
тишине почувствовать, какая рука (мягкая, теплая, влажная, холодная,
приятная, неприятная и т.д.). Каждый проговаривает, что он чувствует и
ощущает.
тактильных
развитие
Игры на сочувствие друг другу (проявление эмпатии):
Упражнение «Не устарела ли жалость?»
Цель упражнения:вызвать желание сочувствовать партнёру, учить
эмоционально откликаться на проблемы другого человека.
Предложить обучающимся прослушать рассказ и вступить в
дискуссию. «Каждого из нас в детстве жалели. Жалели, потому, что вы
ударили руку, впервые обманула лучшая подруга, не справедливо поставила
оценку учительница. Но заметьте, как часто в последние годы приходиться
слышать: «Что ты плачешь? Ты же будущий мужик!» (слова адресованные
ребёнку). Ответьте на вопрос: «Сможет ли потом, став взрослым, такой
ребёнок посочувствовать другим…Ему ведь не позволяли плакать, его не
жалели…»
Упражнение "Чувства в педагогике"
Цель упражнения:развитие профессионально важных качеств
воспитателей, связанных с использованием чувств в педагогической
деятельности.
Группа обучающихся рассаживается в круг. Некоторым из участников
необходимо раздать карточки, на которых обозначены человеческие эмоции.
Рекомендуется следующий набор карточек: "Радость", "Гнев", "Безразличие",
"Разочарование", "Негодование", "Возмущение", "Поддержка", "Поощрение",
"Возмущение", "Заинтересованность". Обучающиеся, получившие карточки,
должны подготовить небольшое выступление перед группой с описанием
ситуации обучения и воспитания детей дошкольного возраста, в которых
использование данных чувств было бы педагогически целесообразно. Другие
члены группы дополняют каждое выступление своих товарищей.
Игры на умение работать в группе:
Упражнение "Перехвати инициативу" Цель упражнения:расширение диапазона профессиональных
возможностей педагогов по успешному удерживанию своей ведущей, позиции
в воспитательно – образовательном процессе.
Из группы участников выбираются два "актера", остальные –
наблюдатели. "Актеры" играют роли собеседников, которые обсуждают
какуюто проблему. Могут быть заданы следующие темы для разговоров:
"Самый лучший художник…" ("Самая лучшая музыка …", "Самый лучший
отдых …", "Самая лучшая система обучения" и т.п.). Задаются также этапы
разговора: на первом этапе один собеседник держит инициативу, а другой
играет пассивную роль – слушает и поддакивает; на втором этапе пассивный
собеседник должен суметь перехватить инициативу у первого и навязать ему
свою точку зрения. Разумеется, первый при этом будет стараться удержать за
собой коммуникативное лидерство.
Практические упражнения для развития навыков слушания:
«Слушание»
Участники делятся на две группы. Первая остается в комнате, в
которой проводится тренинг, участники второй выходят вместе с тренером
для получения инструкций (инструкцию можно дать и в письменном виде).
Инструкция для второй группы: «По моему сигналу вы начинаете общение со
своим партнером, основная ваша задача — внимательно его слушать,
примерно через пять минут я подам вам другой условный сигнал, означающий
изменение вашего задания. После него вы попытаетесь партнера не слушать.
Ваш партнер не должен ничего знать о полученной вами инструкции».
Инструкция для первой группы: «Вы, в течение отведенного вам
времени,
рассказываете своему собеседнику чтолибо (делитесь
впечатлениями о фильме, о планах и др.). По моему сигналу вы прекращаете
общение».
Затем участники обеих групп делятся на пары (один человек из 1й
группы, другой из 2й) и по сигналу ведущего начинают общение в
соответствии с полученными инструкциями.
По окончании упражнения участники делятся своими впечатлениями от
общения. Сначала те, кто рассказывал: как их слушал собеседник, удалось ли
ему быть внимательным на всем протяжении беседы, что мешало, что
помогало в беседе, какие поведенческие проявления способствовали (не
способствовали) общению. Затем высказывается второй собеседник: удалось
ли ему выполнить инструкцию, были какиелибо трудности, какие чувства он
испытывал и т. д. «Активное слушание»
Участники делятся на тройки. Двое беседуют, третий контролирует
использование приемов активного слушания. Затем функции меняются. После
работы в тройках — групповое обсуждение задания. Если ктото из
участников испытывает затруднения при отработке тех или иных навыков,
задание отрабатывается в общем круге с организующей помощью педагога.
«Внимательный слушатель»
Участники разбиваются по парам. Первый партнер будет говорящим,
второй — слушателем. Первый повествует слушателю о своих трудностях в
отношениях с людьми, о своих сомнениях, ожиданиях. Слушатель старается
помочь говорящему максимально полно изложить свои мысли. Через три
минуты ведущий дает знак: говорящий высказывает свои впечатления по
поводу поведения слушателя, подчеркивает то, что ему помогало и что
затрудняло возможность открыто рассказывать о себе. Затем слушатель
своими словами повторяет то, что услышал и понял из слов говорящего.
Первый партнер движениями головы подтверждает или опровергает слова
второго, в зависимости от того, насколько верно поняты и переданы его
собственные слова. Затем участники меняются ролями. В заключение все
участники возвращаются в круг и обсуждают впечатления каждого о том, что
происходило во время упражнения.
«Двойной сигнал»
Все участники получают записанную на листе эмоционально
окрашенную фразу, которая должна непосредственно относиться к
педагогическому общению и быть значимой. Некоторые из фраз должны быть
противоречивыми по смыслу, например: «Я так рада, что ты разбил
аквариум!». Далее каждый участник, по кругу, зачитывает свою фразу,
стараясь передать эмоциональный контекст. Обсуждение проводится сразу
после прочтения фразы, акцентируется внимание на интонации, чувствах,
искренности и ощущении доверия (в каких случаях оно возникает, в каких —
нет).
Классификация игр, в зависимости от дидактических целей игры
позволила распределить игры, для:
игры для изучения нового материала;
игры для закрепления и обобщения материала;
релаксационные игры – паузы.
Использовала при изучении нового материала такие методы, чтобы
обучающиеся могли и слышать (устное изложение), и видеть (наглядность), и выполнять какоелибо задание, т.е., когда участвует моторика (учебно
познавательная задача). Задания предлагала как перед изучением нового, так
и во время его изложения, таким образом, материал проходил через все
возможные каналы восприятия, что позволяло тренировать все виды памяти
(слуховую, зрительную, моторную), а также помогало использовать
индивидуальный подход.
А чтобы активизировать познавательную деятельность обучающихся
предлагала им логические задания, они включают в себя:
1) выделение общих черт или различий;
2) установление основных этапов в развитии явления;
3) оценку изучаемых событий, фактов;
4) выражение обучающимися своего личного отношения к ним;
5) составление плана по ходу объяснения;
6) доказательство выводов, данных преподавателем или сформулированных в
учебнике;
Давайте рассмотрим, какие игры использовались для подготовки к
изучению нового материала:
1)Игра «Интеллектуальный турнир». Это типичная игра с
правилами, в соответствии с которыми два обучающихся соревнуются в своих
знаниях. Определяется тема. Игра начинается со жребия, кому первому
начинать. Далее первый участник задаёт вопрос по данной теме, второй
отвечает. Если он ответил правильно, то сам задает вопрос, на который
отвечает первый участник турнира. Беседа идет до тех пор, пока ктото из
участников даст неправильный ответ, либо не сможет задать вопрос. Победил
тот, кто последним дал правильный ответ и задал свой вопрос, оставшийся без
ответа.
2)Игра «Три предложения» (устное изложение материала).
Обучающимся необходимо внимательно выслушать и передать содержание
рассказа преподавателя тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у
кого рассказ короче и при этом точно передает содержание. Эту игру можно
провести и в другом варианте (работа с печатным текстом). Берём пункт из
параграфа учебника, необходимо сделать короткий пересказ прочитанного.
3)Игра «Чистая доска».Для ее организации перед объяснением
нового материала в разных концах доски в произвольном порядке записывала
для обучающихся
вопросы (для удобства игры их необходимо
пронумеровать). Вопросы были построены на материале изучаемой темы. По
ходу объяснения нового материала вся группа участвовала в игре «чистая Группы получали
доска». Предлагаю обучающимся: «Посмотрите на доску, она совсем не
чистая, а наоборот, вся заполнена разными вопросами. Ответы на них будут
содержаться в моем рассказе. Я время от времени буду спрашивать, готовы ли
вы ответить на какойнибудь вопрос. Если Вы даете ответ на него, то этот
вопрос стирается. Задача в этой игре состоит в том, чтобы к концу урока
доска оказалась чистой». Другой вариант, который мною был использован
это соревнование какой ряд сможет стереть больше вопросов.
Также хотелось бы отметить, что сделала попытку соединить игру и
практическую работу в «Творческую мастерскую». Поделила обучающихся на
2 группы. Каждой команде были предложены игровые задания, выполняя
которые обучающиеся становились сценаристами и актерами, журналистами,
художникамииллюстраторами.
карточки с
соответственными заданиями по пройденной теме.
комментарии по теме;
создание глоссария по данной теме;
написание доклада по теме;
создание презентаций.
Для организации закрепления изученного материала использовала такие
игры, как:
1) Игра «Соревнование знатоков». Составляются две равнозначные команды
с капитанами и жюри с председателем. Необходимо заранее определить тему
по предварительно подготовленному материалу. Каждый участник команд
составляет по 12 занимательных вопроса по изученной теме. Необходимо
следить, чтобы в пределах команды вопросы не повторялись (на листочке
составляется по 1 вопросу). Команды обмениваются этими вопросами. Затем
каждая команда, просмотрев собранные вопросы, разбивает их на три группы:
простые, средние и трудные. В процессе соревнования за каждый простой
вопрос начисляется один балл, за средний 2 балла, за трудный 3 и более.
Итак, команды, просмотрев вопросы, распределяют их на 3 категории и
оценивают, сколько баллов набрала каждая команда за составление вопросов.
2) Игра «Соревнования на лучшую шпаргалку». Определяла тему, и
каждый обучающийся в заданное время составлял по ней шпаргалку, и не
просто шпаргалку, а проявив творчество и выдумку. Необходимо, в центре
шпаргалки изобразить несколько самых главных ключевых понятий. Написать
их разным шрифтом, обвести. В стороны провести стрелки, линии. Отразить, с
какими понятиями соотносятся ключевые слова. Можно было изобразить
рисункисимволы. Также хотелось бы отметить, что на каждом уроке использую
релаксационные игры – паузы, арелаксация, как мы знаем — это метод, с
помощью которого можно частично или полностью избавляться от
физического или психического напряжения. Релаксация является очень
полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко — для этого не
требуется специального образования и даже природного дара.
Давайте рассмотрим какие релаксационные игры использовала на
уроках:
1) Игра «Водопад»(выполняется под классическую музыку). Представьте
себе, что вы находитесь под небольшим водопадом. Вода чистая и тёплая. Вам
тепло и приятно. Струйки воды стекают на ваше лицо, волосы, мягко
струятся по шее, спине, рукам и ногам. Они стекают и продолжают свой бег
дальше. Постойте немного под водопадом – пусть вода омоет ваше лицо и
тело, унесёт прочь все страхи и неприятности. Пусть все ваши беды уплывут
вместе с водой…Ваши страхи, беды смыла и унесла вода. Чистая вода омыла
вас. Возьмите хорошее настроение с собой на весь день.
2) Игра «Две минуты отдыха». Проведение упражнения: инструкция
«Сядьте удобнее на своих стульях, положите руки на колени, прислонитесь
спиной к спинке стула. Закройте глаза. Перенеситесь мысленно туда, где вам
будет хорошо. Возможно, это привычное для вас место, где вы любите бывать
и отдыхать. Возможно, это место вашей мечты. Побудьте там... Делайте то,
что вам привычно там делать. Или ничего не делайте, как хотите. Побудьте
там,
минуты».
3) Игра «Передача хлопка».Обучающиеся по очереди друг за другом
хлопают в ладони, не делая пауз. Если ктото сбился, то упражнение
повторяется сначала, до тех пор, пока обучающиеся не выполнят задание без
сбоев.
хорошо,
дветри
где
вам
Важно отметить, что игра это одна из форм обучения. Она должна
органически включаться в учебный процесс по предмету в тесной связи с
другими видами учебной работы. Надо отметить, что игровая форма обучения
требует определенной лаконичности этапов, предваряющих игру, поэтому
предстоит ещё большая работа.
Использование различных видов игр в процессе подготовки начинающих
педагогов к общению с коллегами, детьми и их родителями позволяет
радикально сократить время накопления собственного социального опыта,
развивает предусмотрительность в выборе коммуникативных тактик и стратегий, преобразует обобщенные коммуникативные знания в личностно
значимые.
Работа с обучающими на этапе апробации
даёт положительные
результаты эффективности использования дидактических игр,учебноролевых
и деловых игр,комплексных ролевых игр, тренинговых занятий, как на
уроках, так и на внеклассных мероприятиях.Содержанием таких игр
является имитация педагогической деятельности, в ходе которой группа
обучающихся моделирует те или иные аспекты деятельности. Взаимодействие
участников строится на реализации функций, предусмотренных ролями, на
последовательном принятии решений.
Совместная работа способствует
повышению мотивации.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ, КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ, КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ, КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ, КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ, КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ, КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ, КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ, КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ, КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ, КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ, КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ, КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ, КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ, КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ, КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ, КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ, КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ, КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ, КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ, КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ, КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ, КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ, КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ, КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ, КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ, КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.